Научная статья на тему 'Эпистемологические аспекты педагогической реализации инновационных технологий проектирования в образовательном процессе вуза'

Эпистемологические аспекты педагогической реализации инновационных технологий проектирования в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЗНАНИЕ / ПРОЕКТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / DESIGN / PEDAGOGICAL DESIGN / KNOWLEDGE / DESIGN DEVELOPMENT OF THE PERSON / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаданов Виктор Иванович, Чарикова Ирина Николаевна

Сегодня все возрастающий запрос на инновационные техногии свидетельствует об общественном признании интеллектуальной и производственной деятельности. В связи с чем, важнейшей стороной модернизации современного высшего образования является формирование и развитие проектно-организаторской компетенции как основополагающего компонента в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Конструктивной основой достижения целевых ориентиров обозначенной компетентностной проблематики выступает применение инновационных проектно-ориентированных педагогических технологий личностного развития обучающихся современной высшей школы, связанных с гуманитарными векторами порождения личностного, «живого» знания. Эпистемологическая акцентность реализации инновационных технологий проектирования в образовательном процессе вуза непосредственно соотносится со знаниепорождающим ресурсом деятельностного подхода, предполагающий когнитивное преобразование педагогического функционала университетского преподавателя, выведение на качественно новый уровень организации проектной, творческой, научно-исследовательской деятельности студентов в проблемно-рефлексивном дискурсе группового взаимодействия и интерактивного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаданов Виктор Иванович, Чарикова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today, an ever-increasing demand for innovative technologies is evidence of the public recognition of intellectual and industrial activities. In this connection, the most important aspect of modernization of modern higher education is the formation and development of project-organizational competence as a fundamental component in the professional activity of the university teacher. The constructive basis for the achievement of the target orientations of the designated competence issues is the application of innovative project-oriented pedagogical technologies for the personal development of students of modern higher education, associated with the humanitarian vectors of the generation of personal, “living” knowledge. The epistemological emphasis of the implementation of innovative design technologies in the educational process of the university is directly correlated with the knowledge of the resource-generating activity approach, which assumes the cognitive transformation of the pedagogical functional of the university teacher, the introduction of a project-based, communication.

Текст научной работы на тему «Эпистемологические аспекты педагогической реализации инновационных технологий проектирования в образовательном процессе вуза»

УДК 378.013:001.895:004.9

Жаданов В.И., Чарикова И.Н.

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

Е-mail: irnic@bk.ru

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Сегодня все возрастающий запрос на инновационные техногии свидетельствует об общественном признании интеллектуальной и производственной деятельности. В связи с чем, важнейшей стороной модернизации современного высшего образования является формирование и развитие проектно-организаторской компетенции как основополагающего компонента в профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Конструктивной основой достижения целевых ориентиров обозначенной компетентностной проблематики выступает применение инновационных проектно-ориентированных педагогических технологий личностного развития обучающихся современной высшей школы, связанных с гуманитарными векторами порождения личностного, «живого» знания.

Эпистемологическая акцентность реализации инновационных технологий проектирования в образовательном процессе вуза непосредственно соотносится со знаниепорождающим ресурсом деятельностного подхода, предполагающий когнитивное преобразование педагогического функционала университетского преподавателя, выведение на качественно новый уровень организации проектной, творческой, научно-исследовательской деятельности студентов в проблемно-рефлексивном дискурсе группового взаимодействия и интерактивного общения.

Ключевые слова: проектность, педагогическое проектирование, знание, проектное развитие личности,творчество.

Переход страны на путь инновационного развития объявляется сегодня ключевым и имеет отражение в целом ряде нормативных документов. В нотациях этих нормативных документах нашли отражение и раскрыты основные понятия проектно-инновационной деятельности. Например, инновация во многих документах трактуется как новообразованный, оригинальный финальный исход творческого труда, получивший реализацию в виде нового артефакта или техпроцесса. А сама инновационная деятельность определяется как деятельность по созданию новейшего или реконструированного продукта или усовершенствованного техпроцесса.

В этих нотациях важно видеть любую инновацию не только в качестве «конечного результата» (артефакта), необходимо учитывать огромные затраты на то, что приводит к появлению той или иной инновации. Нельзя сбрасывать со счета трудоемкий объём затрат на профессиональную подготовку специалистов, способных осуществлять креативную поисково-исследовательскую деятельность. Поэтому особо важной представляется сегодня проблема обновления российской системы высшего профессионального образования. «Инновационное образование может стать ключевым элементом модернизации системы

образования, которая наилучшим образом способствовала бы обновлению России». [7, с.23]. Как справедливо отмечают исследователи «проходит эпоха здравомыслящего, рационального, приходит эпоха человека повседневно мыслящего как ученый исследователь, творящего как художник»[6, с.264]

Аспекты педагогической реализации инновационных технологий проектирования в образовательном процессе имели отражение во многих исследованиях ученых. Среди педагогов, занимающихся проблемами инноваций, следует отметить Х.Барне-та, Д.Гамильтона, Н.Гросса, Н.Диниксона, М.Майлза, А.Хабермона, А.В.Хуторского и др. По определению А.В.Хуторского «методология педагогической инноватики - это система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств» [19].

Педагогические преобразования в настоящее время, согласно новой концепции модернизации Российского образования прежде всего должны быть нацеленны на определение и применение инновационных технологий проектирования в образовательном процессе. В этой связи интерес представляют работы по:

- теоретическому и методологическому обоснованию и разработке инновационных методов выявления экспертных знаний. (А.А. Асанов, Д.Ю. Кочин ) [1, 13];

- обеспечению взаимодействия информационной образовательной среды с технологией управления знаниями (В.А. Кудинов) [14];

- разработке эпистемологической системы, базовыми функциями которой является хранение, передача, интеграция, накопление и организация доступа к знаниям ( Дж. Харингтон) [18];

- теории управления качеством профессионального образования (А.Г. Бермус, В.П. Полуянов) [4, 16].

Анализ и синтез знаний по проблеме исследования свидетельствует о том, что в постсоветском образовании на передний план образовательной работы выступает обучение принципиально новым, эпистемическим технологиям работы со знаниями: студент должен не просто что-то помнить, он должен, призван обстоятельствами времени, понимать, как возникает знание и каким образом оно может быть использовано [8, с.24].

В современной теоретико-методологической и практической плоскости усиливается позиции свободы мышления, инициативы студентов и творческой свободы действий преподавателя. Дж. Харрингтон отмечает, что инновация - это новый способ «думать» и «делать», и всякая инновация начинается с нового взгляда на новые возможности [18, с. 27].

В качестве одних из первых обобщений законов педагогической инноватики представлены в исследованиях Н.Р.Юсуфбековой [24]:

Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, когда целостное представление о педагогических процессах и явлениях начинает разрушаться, что впоследствии невозможно восстановить.

Закон реализации инновационного процесса. Согласно этому закону любой инновационный процесс должен рано или поздно финально реализоваться.

Закон преобразования педагогических инноваций в стереотип мышления и практического действия. Инновационная педагогическая деятельность может иметь тенденцию к стереоти-пизации образа мышления и проектной реализации действия педагога.

Закон возвращаемости педагогических инноваций. Цикловой повторяемости: «Инновации и традиции - это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии педагогической науки и практики» [23].

В деятельностном статусе способа развития образовательной системности проектирование соотносится с обоснованием «поля про-блематизации» по выработке целевых смыслов педагогической (проектной) деятельности с целью способствования практическому переводу (побуждению) образовательной системы в инновационную устойчивость «режима развития» (В.С. Безрукова) [3, с. 56], продуцирует возможность ее реального, практического перехода от «ситуации с проблемой» к ситуации «желаемого будущего» (В .И. Слободчиков) [17, с. 126].

Взаимосвязь и корреляция проектности и педагогичности является возможной, посколькУ:

- процесс педагогического проектирования предполагает и следует основным этапам инженерной проектной деятельности. Педагогическое проектирование базируется на этапах формулировки проблемы и концептуального анализа педагогической ситуации, выдвижения новаций в предметной области методологических подходов и системы ценностей, которые способствуют «разрешению противоречий и проблем» (А.Н. Дахин) [9];

- процесс педагогического проектирования нацелен: на поиск инновационных средств реализации проекта и методов разрешения педагогических проблем; на построение системы ценностей и стратегий проектирования; на определении целей и задач реализации педагогического проекта (А.И. Богатырев, И.М. Устинова) [5]; на осуществление «проблемного анализа жизнедеятельности школы» и «выработка проектной идеи развития» (В.А. Ясвин) [26, с. 39]; на осознание и установление новых связей между теми или иными компонентами педагогического процесса, которые могут способствовать разрешению существующей актуальной проблемы (Н.О. Яковлева) [25, с. 108];

- в этимологически центрированных истоках своего возникновения (вторая половина XIX века, Дьюи/Килпатрик) метод проектов назывался «методом проблем», поскольку обу-

чение должно проходить в условиях решения проблемной ситуации обучающимся, т.е. строиться на интересах обучающихся и являться «эффективным средством формирования нужных обществу моральных качеств» [12, с. 111].

В деятельностном статусе способа развития образовательной системности проектирование соотносится с обоснованием «поля про-блематизации» по выработке целевых смыслов педагогической (проектной) деятельности с целью способствования практическому переводу (побуждению) образовательной системы в инновационную устойчивость «режима развития» (В.С. Безрукова) [3, с. 56], продуцирует возможность ее реального, практического перехода от «ситуации с проблемой» к ситуации «желаемого будущего» (В.И. Слободчиков) [17, с. 126].

Как справедливо отмечает И.Г. Шендрик именно процесс проектирования создает условия для переноса личностного восприятия реальности в объективное, побуждающее к деятельности (И.Г. Шендрик) [22, с. 4], а потому «основной смысл» включения обучающихся в проектную деятельность - это «развитие их интеллектуальных способностей познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности» (В.С. Лазарев) [15, с. 295].

По мнению ученых в области проектирования считается, что основным методом проектирования в современных моделях становится концептуальное моделирование. В основу модели педагогического проектирования положен концепт (замысел). Концепт в соответствии с финальной реализацией проектируемого артефакта и схемой описания основы действия по реализации этой модели алгоритмически выстраивает исследуемую проблему педагогического проектирования. Модель педагогического проектирования реализуется с соблюдением структурных элементов проектной деятельности:

- формулировка и осознание противоречия;

- существование и факт личностной проектно-преобразовательной установки;

- реализация перевода проблемной ситуации с обыденного языка на язык концептуального проектирования;

- осознание цели проекта, знание норм и ценностей проектирования;

- планирование ожидаемого результата и финальная завершенность проекта [21].

Любое проектирование, неважно в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется имеет подобную структуру. Поэтому главная педагогическая задача преподавателя на начальных этапах выстраивания проектного взаимодействия состоит в том, чтобы не только передать обучающимся необходимый минимум готовых (формальных) знаний и научить их самостоятельно добывать необходимую знаниевую информацию (обрабатывать, отфильтровывать, инвертировать, интегрировать), но и сформировать способность порождающе превращать исходную (формализованную) когнитивную структурность в новую, личностно значимую, «живую» типологию знания [10].

Содержанием инновационного педагогического проектирования могут быть: технологии, модели, концепции, программы, различные варианты интерактивных технологий (квесты, кейс-технологии, арт-технологии, фото-кроссы и др.). Выполнение конкретного проекта начинается после успешного освоения студентами теории педагогического проектирования. Рамки учебного процесса в вузе не всегда позволяют создать условия для полноценной реализации проекта, в том числе по сопровождению и своевременной корректировке решения проектных задач. Практика показывает, что более приемлемым является вариант, основанный на изучении классических образцов проектно-инженерной деятельности. Так, в ряде учебных курсов по истории архитектуры в качестве классических завоеваний в области инженерного проектирования рассматриваются работы Леонардо да Винчи, Гауди, Джероламо Кардано, Альберта Эйнштейн, Растрелли, Гюстава Эйфеля. При этом не всегда обучающемуся понятен и осознан путь этих гениев, ведущий к удачным проектным решениям. При таком обучении на второй план отходит осознание целостной модели процесса проектирования, ее этапы и нормы, что не допустимо в современных реалиях.

В настоящее время инновационное автоматизированное проектирование выводит инженерное проектирование на более высокий уровень. Автоматизированное проектирование с легкостью и большой степенью точности осуществляет расчеты, позволяет моделировать

проектную ситуацию и на ее основе сократить время выбора варианта проекта с высшей оценкой технических, технологических и экономических характеристик, что исключает субъективизм в принятии проектных решений.

Появление и развитие средств интерактивной и компьютерной графики открывают для сферы обучения проектной деятельности студентов принципиально новые возможности, благодаря которым они могут в процессе анализа изображения динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей наглядности. Дело в том, что применение компьютерной графики в процессе обучения не только увеличивает скорость передачи информации студентам и повышает уровень ее понимания, но и способствуют развитию таких важных для специалистов качеств, как интуиция, профессиональное «чутье», образное мышление.

В процессе обучения студентов проектной деятельности необходимо применение типичных задач для каждого из её основных этапов: возникновение проектной ситуации, постановка проектной задачи, создание информационной модели проектной задачи, реализация проектного образа расчетно-графического уровня. Успешность процесса обучения проектной деятельности обусловлено согласованием каждого из её этапов с компьютерным моделированием при решении профессионально-

ориентированных познавательных задач. Особенно обучение эффективно при организации тренинга на основе компьютерных технологий, способствующего многократному выполнению профессиональных заданий, отбору идей проекта, поиску прототипов проекта, оформлению результатов поиска в виде материализованного продукта деятельности. У творческого человека всегда существует принципиально не насыщаемая потребность в усвоении и создании новых знаний, идей, идеалов, образов, выработке новых моделей и форм поведения и деятельности. Именно качественно возрастающие потребности человека являются креативным источником развития инновационного в созидательной обращенности к будущему проектного знания, что выступает интеллектуальным фундаментом и образовательной матрицей прогрессивного развития общества.

Таким образом, педагогическая реализация инновационных технологий проектирования, связанная с технологиями личностного развития будет способствовать продуктивному решению актуальной задачи современной высшей школы -формированию человека высокой интеллектуальной, духовной культуры, высокого уровня владения навыками аналитико-рефлексивного, критического мышления, умеющего принимать ответственные профессионально-жизненные решения в созидательных интенциях проектного образа бытия.

22.08.2017

Список литературы:

1. Асанов, А. А. Методы извлечения и анализ экспертных знаний: Дис.. ..канд.тех.наук - Москва, 2002. - 125 с.

2. Балабанов, П. И. Теоретико-познавательные особенности проектировочной деятельности. Автореф. дис. .канд. философ. наук. - Томск, 1988. - С. 11-13.

3. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженер.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

4. Бермус, А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: Монография. Изд-во РГПУ: Ростов -н/Д. 2002. - 288с.

5. Богатырев, А.И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность / А.И. Богатырев, И.М. Устинова, : [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND/ Pedagogica/2_ bogatyrev% 20a.i..doc.ht

6. Богословский, В.И. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: Научно-методические материалы / В.И. Богословский, Е.Н. Глубокова. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 288 с. Взятышев, В.Ф. Метология проектирования в инновационном образовании.

7. Взятышев, В.Ф. // Инновационное образование и инженерное творчество - СПб.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995. 171с.

8. Громыко, Н.В. Деятельностная эпистемология и проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 / Громыко Н. В. - М., 2011. - 51 с.

9. Дахин, А.Н. Моделирование в педагогике / А.Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1(3), т.2. - С. 11-20.

10. Джонс, Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс ; пер. с англ. Т.П. Бурмистровой, И.В. Фриденберга. - 2-е изд., доп. -М. : Мир, 1986. - 326 с.

11. Дитрих, Я. Проектирование и конструирование. Системный подход //Пер. с польского - М. Мир, 1981. - С.19-67.

12. Зиангирова, Л.Ф. Ретроспективный анализ феномена метода проектов в зарубежной и отечественной педагогике / Л.Ф. Зиангирова // Вестник Башкирского университета. 2007. - № 2., т.12. - С. 111-114.

13. Кочин Д.Ю. Построение баз экспертных знаний для интеллектуальных обучающих систем: автореф. дис. ...канд.тех.наук. -Москва, 2006. - 26 с.

14. Кудинов, В.А. Построение информационной образовательной среды ВУЗа на основе технологий управления знаниями: автореф. дис. .д-ра пед.наук. - Москва, 2010.- 47 с.

15. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / В.С. Лазарев // Вопросы образования. -2015. - № 3. - С. 292-307.

16. Полуянов, В.Б. Теория и практика маркетинга в управлении профессиональным образованием: Дис. ... д-ра пед.наук. -Екатеринбург, 2001. - 471 с.

17. Слободчиков, В.И. Очерки по психологии образования / В.И. Слободчиков. - Биробиджан, 2005. - 272 с.

18. Харрингтон, Дж. Совершенство управления знаниями / Дж. Харрингтон, Ф.Воул; пер. с англ. А. Л. Раскина; Под науч.ред. А.Б. Болдина - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 272 с.

19. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. http://eidos.ru/ ,]оигпа1/2007/0705-4.Мт

20. Чарикова, И.Н. Компьютерное моделирование как инновационная технология профессионального образования.\\сб.науч. трудов II Региональной науч.-практ. Конференции - Екатеринбург, 2002. - С.176-178.

21. Чарикова, И.Н. Проектный подход в подготовке инженера-строителя на основе информационных технологий. «Строительная наука - 2014: Теория, Образование, Практика, Инновации». Сборник трудов международной научно-технической конференции Архангельск. с.384-390

22. Шендрик, И.Г. Проектирование образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Шендрик Иван Григорьевич. - Екатеринбург, 2006. - 41 с.

23. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки инновационных процессов в образовании. -Москва: Новая школа, 1991.- 183с.

24. Юсуфбекова, Н.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в педагогических науках. -1991. -№ 2. -С. 6-9.

25. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: Монография / Н.О. Яковлева. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.

26. Ясвин, В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы / В.А. Ясвин. - М.: Сентябрь, 2011. - 176 с.

Сведения об авторах:

Жаданов Виктор Иванович, заведующий кафедрой строительных конструкции Оренбургского государственного университета, доктор технических наук, профессор

Е-таП: prorectornr@mai1.osu.ru

Чарикова Ирина Николаевна, доцент кафедры информатики Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук

Е-таП: irnic@bk.ru

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.