Научная статья на тему 'Эпистемологические ракурсы проектной деятельности студентов университета'

Эпистемологические ракурсы проектной деятельности студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / ПРОЕКТНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РЕАЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / EPISTEMOLOGY / PROJECTIVE / PROBLEMATIC / PEDAGOGIC PROJECTING / REALITY / PROJECT FORMATION OF STUDENT'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцев Сергей Михайлович, Чарикова Ирина Николаевна

Главной задачей современного высшего образования выступает общественно-востребованная необходимость формирования и развития не просто профессионала, но и человека высокой интеллектуальной, духовной культуры. Умеющего принимать ответственные профессионально-жизненные решения на основе высокого уровня владения навыками аналитико-рефлексивного, критического мышления. Знающего методологию и умеющего применять методы, выстраивать оптимальные стратегии и тактики этически ориентированного диалогового взаимодействия с другими людьми. Результаты исследования показали, что одним из направлений продуктивного решения обозначенной проблемы выступает педагогическая реализация возможности усиления эпистемологических оснований проектной деятельности студентов современного университета, связанных с проектно-эпистемическими векторами порождения и употребления знания, проектно-ориентированными эпистемическими технологиями личностного развития обучающихся современной высшей школы. Теоретико-методологической основой подобной реализации выступает фактор глубинной взаимосвязи эпистемологических, проектных и педагогических характеристик современного образовательного процесса высшей школы в содержательно-смысловом сопряжении категорий «проблемности» и «реальности». Это способствует формированию востребованного современным обществом человека, готового и способного жить в ситуациях неопределенности, когда знания достаточно быстро устаревают, умеющего самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, делать выбор, добывать и творчески применять знания в созидательных интенциях проектного преобразования действительности и самого себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргапольцев Сергей Михайлович, Чарикова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPISTEMOLOGICAL ANGLES OF UNIVERSITY STUDENT’S PROJECT ACTIVITY

An urgent task of modern higher education is socially demanded necessity of the formation and development of not only professional, but also a man of high intellectual and spiritual culture, who is able to make important professional and life decisions based on a high level of proficiency analytical and reflective, critical thinking, knowing the methodology and having the ability to apply the methods to build the best strategies and tactics of ethically oriented dialogue interaction with other people. One of the directions of productive solvation of the mentioned above problem is pedagogical realization of the possibility to strengthen the epistemological bases of contemporary project activity of students of the university related to project and epistemic vectors of generating and using of knowledge, project-oriented epistemic technologies of personal development of students of modern high school. Theoretical and methodological basis for this implementation is a factor of deep coherence between epistemological, project and pedagogical characteristics of modern education process in high school in a meaningful and semantic pairing categories of “problematic” and “reality”, which contributes to a popular contemporary human society, willing and able to live in situations of uncertainty where knowledge quickly becomes obsolete, i.e. a man who could think independently, analyze, summarize, make a choice, produce and creatively apply the knowledge in the creative intentions of the project to transform reality and himself.

Текст научной работы на тему «Эпистемологические ракурсы проектной деятельности студентов университета»

УДК 378

Каргапольцев С.М., Чарикова И.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: smkar1@yandex.ru ; irnic@bk.ru

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ РАКУРСы ПРОЕКТНОй ДЕЯТЕЛьНОСТИ

СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Главной задачей современного высшего образования выступает общественно-востребованная необходимость формирования и развития не просто профессионала, но и человека высокой интеллектуальной, духовной культуры. Умеющего принимать ответственные профессионально-жизненные решения на основе высокого уровня владения навыками аналитико-рефлексивного, критического мышления. Знающего методологию и умеющего применять методы, выстраивать оптимальные стратегии и тактики этически ориентированного диалогового взаимодействия с другими людьми.

Результаты исследования показали, что одним из направлений продуктивного решения обозначенной проблемы выступает педагогическая реализация возможности усиления эпистемологических оснований проектной деятельности студентов современного университета, связанных с проектно-эпистемическими векторами порождения и употребления знания, проектно-ориентированными эпистемическими технологиями личностного развития обучающихся современной высшей школы.

Теоретико-методологической основой подобной реализации выступает фактор глубинной взаимосвязи эпистемологических, проектных и педагогических характеристик современного образовательного процесса высшей школы в содержательно-смысловом сопряжении категорий «проблемности» и «реальности». Это способствует формированию востребованного современным обществом человека, готового и способного жить в ситуациях неопределенности, когда знания достаточно быстро устаревают, умеющего самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, делать выбор, добывать и творчески применять знания в созидательных интенциях проектного преобразования действительности и самого себя.

Ключевые слова: эпистемология, проектность, проблемность, педагогическое проектирование, реальность, проектное становление личности студента.

XXI век - век информационного, постиндустриального общества, которое характеризуется в первую очередь тем, что базисом современной экономики является «последовательное возрастание роли знания и информации» (Н.В. Чекалева) [29]. Знания становятся ключевым конкурентным преимуществом личности, организации, общества, выступают «осевым принципом» нового типа общественного устройства, творческой основой высоких технологий (В.И. Богословский, Е.Н. Глубоко ва, А.М. Новиков) [3, с. 5], [23, с. 25].

Основными признаками современных общественных трансформаций, являются информатизация, интеллектуализация, инновационность, которые приводят к усилению в социально-экономической жизни общества нестабильности, динамичности, нелинейности, нарастанию дисбалансов и противоречий, поэтому современным обществом востребованы люди, готовые и способные жить в ситуациях неопределенности, когда знания достаточно быстро устаревают, т. е. умеющие самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, делать выбор, способные добы-

вать и творчески применять знания (Ю.А. Коваленко, Л.Л. Никитина) [13, с. 229].

Отвечая запросам общества, меняется основная цель образования, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, соотносимой с процессом получения человеком готового знания, а понимается как средство и среда самореализации и саморазвития личности, обеспечения условий для ее ценностного, интеллектуального, культурного, творческого и конкурентоспособного развития [13, с. 229], формирования критического («нестандартного») (Э. Боно) [4], эволюционного (Н.Н. Моисеев) [21] мышления, что с необходимостью актуализирует эпистемологическую проблематику в культуре формирующегося «общества знаний» (В.А. Лекторский) [17, с. 1] и, прежде всего, в сфере образования, направленной на «обновление» деятельностных (мыследеятельностных) «способов работы со знанием» обучающихся в методической акцентуации «метапредметного теоретизма»: умение «осознавать ограничения дисциплинарных полей знаний», «постигать не только то, что известно, но и то, что неизвестно», продуктивно осваивая

расширяющуюся когнитивную область «знания о незнании» (Н.В. Громыко) [7, с. 3, 4, 15].

Сегодня в теоретико-методологической и практической плоскости идеалов и идей «мыс-ледеятельностной педагогики» (Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий) на передний план образовательной работы выходит обучение принципиально новым, эпистемическим технологиям работы со знаниями: человек (обучающийся, школьник, студент) должен не просто что-то помнить, он должен, призван обстоятельствами времени, понимать, как возникает знание и каким образом оно может быть использовано (Л.В. Го-лубцова, М.В. Половкова) [22, с. 207].

Одним из направлений практической реализации обозначенных положений мыследея-тельностной педагогики, особенно актуальных в условиях информационно насыщенной образовательной среды профессионально-личностного развития обучающихся, является создание принципиально новых образовательных модулей/структур - эпистемотек, своеобразных информационных «надстроек» над уже имеющимися образовательными сайтами и Интернет-ресурсами.

Как отмечают исследователи, в отличие от других информационно-образовательных порталов, эпистемотека задает совершенно новую фокусировку: проектно-ориентирует обучающихся на освоение новых способов работы со знанием, осуществляя проведение границ между знаемым и незнаемым и, таким образом, предоставляет знание об устройстве предметного знания как метазнания, «знания о незнании», в каких бы предметных формах оно ни существовало [22, с. 236].

В содержательной плоскости эпистемотеки создается банк проблем, над которыми сегодня бьется все человечество [22, с. 207]. В гносеологическом контексте «эпистемологических смыслов» «проблемная ситуация» выступает началом проектно-исследовательского поиска и фактом «объективного состояния научного знания», а сама проблема понимается как «особая форма знания», «структурная единица научного знания» которая, «наряду с собственно дискуссионными, полемическими функциями», рассматривается как «следствие рассогласования, противоречия и неполноты знания» или, собственно, как «знание о незнании» (Л.А. Ми-кешина) [20, с. 258, 259, 261].

В настоящее время образовательный процесс в высшей школе рассматривается как форма нелинейного, индивидуально-ориентированного, вариативного взаимодействия (Н.С. Макарова, А.В. Тимова) [19], [26], осуществляемого в проектно-средовых условиях гуманитарного сопровождения и поддержки (Л.Н. Бережнова) [8] и направленного на приумножение интеллектуального (человеческого, знаниевого, интеллектуального) капитала личности с целью его дальнейшего эффективного использования в созидательной деятельности (В.И. Богословский, Е.Н. Глубокова; Н.В. Чекалева) [3, с. 6, 29].

В утверждающихся ориентирах компе-тентностного подхода существенно трансформируется образовательно-педагогический функционал вузовского преподавателя, возрастают требования к его дидактической компетентности, в частности, в аспекте сопровождения познавательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде с использованием приемов технологии развития критического мышления, проблемных вопросов и заданий [19, с. 192], что выходит на качественный уровень владения педагогом технологиями организации проектной, творческой, научно-исследовательской деятельности обучающихся в личностно-развивающем пространстве группового взаимодействия и интерактивного общения (модерации), критического мышления, проблемного и рефлексивного обучения, метапознавательной деятельности [29].

Отсюда проистекают проблемно-эпистемологические основания проектной деятельности (проектности) образовательных субъектов, равно как и обосновывается проблемная про-ектность эпистемических технологий личностного развития обучающихся высшей школы.

Эпистемологическая категориальность «проблемности» сопряженно присутствует в содержательно-смысловых основаниях проектной, в том числе, образовательно-педагогической, деятельности, поскольку:

1. Выступает эвристическим базисом исходной, концептуально-целевой стадии проектирования, связанной с «выявлением противоречия, проблемной ситуации» (Л.О. Кочешкова) [14, с. 10], определением замысла (проблемы, задачи) (И.И. Мазур) [28, с. 20], равно как и с пониманием современного проектирования в статусе «универ-

сального способа постановки и решения проблем» в любых сферах жизнедеятельности (В.С. Лазарев) [16, с. 292], поскольку каждый новый проект принципиально инновационен, т. е. всегда создается под решение той или иной актуальной задачи, проблемы (В.В. Лущиков) [18, с. 84]. Кроме того, важнейшим целевым вектором в области «проектирования сложных систем» является «поиск, планирование и реализация изменений» предназначенных для «ликвидации проблем», преодоления трудностей, «мешающих» прогрессивному развитию системы (Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тара-сенко) [24, с.5].

2. Соотносится с «проблематизацией» как важнейшим этапом проектирования («рефлексия, проблематизация и поиск решения») (П.Г. Щедро-вицкий) [31], прогностически связанным с реализацией принципа «выявления противоречий» и выводящим когнитивную результативность проектности на сущностные характеристики собственно «методологического знания» как знания о «целесообразной деятельности в той или иной предметной области, приводящей в конечном итоге к оптимальным, наиболее продуктивным результатам» (Б.С. Гершунский) [6, с. 228].

3. Связывается с созданием образовательных условий для развития у взрослеющего человека готовности к свободному и ответственному выбору через проблематизацию своей позиции по отношению к миру и самому себе [30, с. 5] как «мысленно предваряющий анализ какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление проблемы, рождаются новые перспективы их разрешения» (С.В. Кривых) [15], в том числе, эпистемологически центрированным путем реализации возможности раскрыть (через «проектирование и обучение»), почему «вообще существует та или иная проблема», попытаться ее устранить через небезразличную соучастность максимального полного «включения себя» в проблему и, тем самым, изменения взгляда на себя, на других, на «общество» не как на фиксированные «вещи», а как на живые, способные к развитию существа (Дж.К. Джонс) [10, с. 34].

4. Отражает основные смыслы включения обучающихся в проектную деятельность, связанные с развитие интеллектуальных способностей познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности»:

«нет проблемы - нет проекта» (В.С. Лазарев) [16, с. 295, 302].

5. Раскрывает практико-реализационные векторы компетентностного развития личности в образовании: в аспекте возможности установления связи между знанием и ситуацией компетенция понимается как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы (С.Е. Ши-шов, В.А. Кальней) [34, с. 74]; отсюда компетенция - это действия человека, понимание проблемы, анализ, поиск решения и деятельность по решению проблемы и достижению результата» (Н.Ф. Ефремова) [11, с. 19].

В деятельностном статусе способа развития образовательной системности проектирование соотносится с обоснованием «поля проблема-тизации» по выработке целевых смыслов педагогической (проектной) деятельности с целью способствования практическому переводу (побуждению) образовательной системы в инновационную устойчивость «режима развития» (В.С. Безрукова) [1, с. 56], продуцирует возможность ее реального, практического перехода от «ситуации с проблемой» к ситуации «желаемого будущего» (В.И. Слободчиков) [25, с. 126].

Подобная эпистемически-проблемная сопряженность проектности и педагогичности является возможной, поскольку:

- логика процесса педагогического проектирования предполагает: анализ развития педагогической ситуации и формулировку проблемы, а также выдвижение идей в рамках определенной системы ценностей и подходов, которые могут способствовать разрешению противоречий и проблем (А.Н. Дахин) [9];

- сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем, причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта (А.И. Богатырев, И.М. Устинова) [2]; осуществление «проблемного анализа жизнедеятельности школы» и «выработка проектной идеи развития» (В.А. Ясвин) [34, с. 39]; осознание и установление новых связей между теми или иными компонентами педагогического процесса, которые могут способствовать разрешению существующей актуальной проблемы (Н.О. Яковлева) [33, с. 108];

- в этимологически центрированных истоках своего возникновения (вторая половина XIX века, Дьюи/Килпатрик) метод проектов назывался «методом проблем», поскольку обучение должно было происходить «в процессе разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы», т. е. строиться на интересах обучающихся и являться «эффективным средством формирования нужных обществу моральных качеств» [12, с. 111].

Онтологически значимые сопряжения эпистемологии и проектности (проектной деятельности) располагаются не только в объединяющем ракурсе проблемности, но и в практи-коориентированной плоскости реальности, или «потентности» и «можности», по определению М.Н. Эпштейна.

Согласно точке зрения ученого, познавательные или эпистемические модальности человеческого бытия, предельно субъективированные личностно значимыми («бытийными») переживаниями «можности» знания - «предположение и сомнение, очевидность и неочевидность, уверенность и неуверенность», вплоть до сверхсильных интенций «веры и мудрости», образуются сочетанием предикатов «мочь» и «знать», т. е. возникают на пересечении эпистемологии и потенциологии («теории можествования»), в содержательно-смысловой плоскости которого (пересечения) рассматривается практико-результирующая, вопросно-задачная проблематика соотношения «знания и веры, разума и откровения, теории и гипотезы, опыта и интуиции, достоверности и свидетельства, эмпирических и вероятностных моделей в науке и культуре, в средствах информации и коммуникации» (М.Н. Эпштейн) [32, с. 21, 287, 296, 297, 288, 320].

Это тем более значимо в мировоззренческо-культурных реалиях наступившего века, в философском измерении отличающегося становлением в рамках концепции «неклассической рациональности» новой онтологической парадигмы, обращенной к обоснованию представлений о бытии как «потенциально возможном» и проистекающем отсюда предельно проектном понимании личности как «возможности самой

себя», не исчерпываемой любыми формами самореализации (М.Н. Эпштейн, Г.Л. Тульчин-ский) [27, с. 15], [32].

Тем самым потентно-центрированные (зна-ниевые, идеальные) эпистемические модальности человеческого бытия глубинно связаны с онти-ческими (предельно жизненными) характеристиками проектной деятельности, проектирования, которое выступает своеобразным «упражнением по материализации мысли» (П.Г. Щедровицкий) [31], «интеллектуально-самостоятельным и универсальным видом деятельности по созданию реальных объектов (и эффектов) с заданными качествами (О.И. Генисаретский) [5], поскольку проектировщики «всегда вынуждены считать реальным то, что существует лишь в воображаемом будущем, и искать пути претворения в жизнь предвидимых объектов» (Дж.К. Джонс) [10, с. 49].

Именно в проектировании происходит «перенос субъективной реальности в объективную, идеи соединяются с чаяниями, а наука открывается человеку как призыв к деятельности» (И.Г. Шендрик) [30, с. 4], а потому «основной смысл» включения обучающихся в проектную деятельность - это «развитие их интеллектуальных способностей познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности» (В.С. Лазарев) [16, с. 295].

Таким образом, усиление эпистемологических оснований проектной деятельности студентов современного университета, связанных с проектно-эпистемическими векторами порождения и употребления знания, проектно-ориентированными эпистемическими технологиями личностного развития обучающихся, будет способствовать продуктивному решению актуальной задачи современной высшей школы - формированию человека высокой интеллектуальной, духовной культуры, высокого уровня владения навыками аналитико-рефлексивного, критического мышления, умеющего принимать ответственные профессионально-жизненные решения в созидательных интенциях проектного образа бытия.

05.09.2016

Список литературы:

1.Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженер.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

2.Богатырев, А.И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность [Электронный ресурс] / А.И. Богатырев, И.М. Устинова. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND/ Pedagogica/2_ bogatyrev% 20a.Ldoc.ht

3.Богословский, В.И. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: Научно-методические материалы / В.И. Богословский, Е.Н. Глубокова. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 288 с.

4. Боно, Э. Нестандартное мышление / Э. Боно. - Минск.: ООО «Попурри», 2006. - 272 с.

5. Генисаретский, О.И. Деятельность проектирования и проективная культура (Предисловие к неизданной книге о проектной культуре 1994 г.) [Электронный ресурс] / О.И. Генисаретский. - Режим доступа: http://www.ckp.ru/biblio /g/gen/gen_project_culture.htm

6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

7. Громыко, Н.В, Деятельностная эпистемология и проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01 / Громыко Нина Вячеславовна. - М., 2011. - 51 с.

8. Гуманитарная миссия сопровождения проектной деятельности в многонациональном образовательном пространстве: Учебное пособие / Под общей ред. проф. Л.Н. Бережновой. - СПб., 2008. - 141 с.

9. Дахин, А.Н. Моделирование в педагогике / А.Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - №1(3). - Т. 2. - С. 11-20.

10. Джонс, Дж.К. Методы проектирования / Дж.К. Джонс ; пер. с англ. Т.П. Бурмистровой, И.В. Фриденберга. - 2-е изд., доп. - М.: Мир, 1986. - 326 с.

11. Ефремова, Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография / Н.Ф. Ефремова. - Ростов н/Д: Аркол,

2010. - 386 с.

12. Зиангирова, Л.Ф. Ретроспективный анализ феномена метода проектов в зарубежной и отечественной педагогике / Л.Ф. Зианги-рова // Вестник Башкирского университета. - 2007. - №2. - Т. 12. - С. 111-114.

13. Коваленко, Ю.А. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза / Ю.А. Коваленко, Л.Л. Никитина // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №20. - Т. 15. - С. 229-231.

14. Кочешкова, Л.О. Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / Л.О. Кочешкова; под ред. проф. В.В. Судакова. - Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. - 44 с.

15. Кривых, С.В. Методическая система развития рефлексивных умений школьников в процессе приобщения их к методам научного познания / С.В. Кривых // Решение задач концепции модернизации российского образования:Сборник научных трудов. - СПб.: ИОВ РАО, 2006. - С. 39-43.

16. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / В.С. Лазарев // Вопросы образования. - 2015. -№3. - С. 292-307.

17. Лекторский, В.А. Эпистемология, наука, жизненный мир человека / В.А. Лекторский, С.А. Кудж, Е.А. Никитина // Вестник МГТУ МИРЭА. - 2014. - №2(3). - С. 1-12.

18. Лущиков, В.В. Содержание проектировочной компетенции педагога / В.В. Лущиков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - №26. - С. 82-86.

19. Макарова, Н.С. Отражение изменений образовательного процесса вуза в деятельности преподавателя / Н.С. Макарова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №2. - С. 191-194.

20. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. - 464 с.

21. Моисеев, Н.Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям / Н.Н. Моисеев. - М.: Атомиздат, 1993. - 175 с.

22. Московская Школа будущего: Альбом // Сост. и общ. ред Л.В. Голубцова, М.В. Половкова. - М.: Пушкинский институт, 2007. -360 с.

23. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 136 с.

24. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология образовательной Деятельности) / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Эгвес, 2004. - 120 с.

25. Слободчиков, В.И. Очерки по психологии образования / В.И. Слободчиков. - Биробиджан, 2005. - 272 с.

26. Тимова, А.В. Нелинейный образовательный процесс как условие самоуправления знаниями студентов вуза [Электронный ресурс] / А.В. Тимова // Педагогические науки. - 2014. - №19. - Режим доступа: http://novainfo.ru/article/1951

27. Тульчинский, Г.Л. Возможное как сущее / Г.Л. Тульчинский // М.Н. Эпштейн. Философия возможного. - СПб.: Алетейя, 2001. -С. 7-24.

28. Управление проектами : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И.И. Мазур [и др.] ; под общ. ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. - 6 е изд., стер. - М.: Издательство «Омега Л», 2010. - 960 с.

29. Чекалева, Н.В. Изменения в деятельности преподавателя педагогического вуза в контексте инновационного образования [Электронный ресурс] / Н.В. Чекалева // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электрон. науч. журн. - СПб.,

2011. - ART 1643. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1643.htm

30. Шендрик, И.Г. Проектирование образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Шендрик Иван Григорьевич. - Екатеринбург, 2006. - 41 с.

31. Щедровицкий, П. Г. Лекция о пространстве проектирования [Электронный ресурс] / П.Г. Щедровицкий. 15 июля 2001 г. - Режим доступа: http://www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/7

32. Эпштейн, М.Н. Философия возможного / М.Н. Эпштейн. - СПб.: Алетейя, 2001. - 334 с.

33. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография / Н.О. Яковлева. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.

34. Ясвин, В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы / В.А. Ясвин. - М.: Сентябрь, 2011. - 176 с.

Сведения об авторах:

Каргапольцев Сергей Михайлович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: smkar1@yandex.ru Чарикова Ирина Николаевна, доцент кафедры информатики Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: irnic@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.