Научная статья на тему 'ЕПИСКОП В ТРУДАХ ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО: ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ. РЕЦ. НА КН.: БИРКИН М. Ю. ЕПИСКОП В ВЕСТГОТСКОЙ ИСПАНИИ. СПБ.: НАУКА, 2020. 368 С.'

ЕПИСКОП В ТРУДАХ ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО: ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ. РЕЦ. НА КН.: БИРКИН М. Ю. ЕПИСКОП В ВЕСТГОТСКОЙ ИСПАНИИ. СПБ.: НАУКА, 2020. 368 С. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

61
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕСТГОТСКАЯ ИСПАНИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ЦЕРКОВЬ / ЕПИСКОП / ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тюленев В.М.

Рецензия посвящена книге М. Ю. Биркина «Епископ в Вестготской Испании», которая продолжает серию новых трудов по истории раннесредневековой Испании, вышедших в России. В основе исследования М. Ю. Биркина лежит анализ сочинений Исидора Севильского, крупнейшего мыслителя Европы VII века; кроме того, привлечены каноны ряда испанских соборов, которые доказывают влияние взглядов Исидора на церковное законотворчество. Исследователь доказывает, что епископ в Вестготской Испании стал ключевой фигурой, обеспечивающей единство общества, что особенно было важно в условиях этнической пестроты и утверждения единоверия в государстве. Часто епископ, как показано в монографии, был фактическим руководителем города, выступал защитником бедных, одновременно оказывая поддержку королевской власти. В отдельных главах автор монографии анализирует, какими качествами, по мнению Исидора, должен был обладать епископ, в том числе насколько он должен был отличаться образованностью и высокой нравственностью. Отдельно анализируются функции епископа в обществе, его роль как пастыря, учителя, руководителя. Особое внимание в книге уделено роли епископа в формировании посредством проповеди новой исторической общности ( gens Gothorum ). Привлечение материала по истории Италии и Галлии позволило автору увидеть те особенности, которые отличили христианскую общину в Испании, сохранившую общественно-политические характеристики, присущие античной гражданской общине. Монографию отличает серьезная работа с латинскими текстами, использование современных научных методов, благодаря чему книгу можно считать заметным вкладом в изучение как раннесредневековой христианской мысли, так и самого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BISHOP IN THE WORKS OF ISIDORE OF SEVILLE: IDEAL AND REALITY. REVIEW TO: BIRKIN M. YU. BISHOP IN VISIGOTHIC SPAIN. ST. PETERSBURG: NAUKA, 2020. 368 P.

The review is devoted to the book “Bishop in Visigothic Spain” written by M. Yu. Birkin. The research continues a series of new works on the history of early medieval Spain published in Russia. The basis of Birkin's research is the analysis of works of Isidore of Seville, the greatest thinker of Europe of the VII th century. The canons of some Spanish councils, which prove the influence of Isidore's views on church lawmaking, are also investigated. The researcher proves that the bishop in Visigothic Spain became a key figure ensuring the unity of society, which was especially important in conditions of ethnic diversity and the establishment of faith's unity in the state. As it is shown in the monograph, the bishop often was the de facto leader of the city, protected the poor, while at the same time supporting the royal power. In separate chapters, the author analyzes what qualities, according to Isidore, a bishop should have, including how high-educated and highly moral he should have been. Separately, the work analyzes the functions of a bishop in society, his role as a pastor, teacher, leader. Particular attention in the book is paid to the role of the bishop in the formation of a new historical community through the preaching ( gens Gothorum ). The use of materials on the history of Italy and Gaul allowed the author to see the features that distinguished the Christian community in Spain, which has kept the social and political characteristics inherent in the ancient civil community. The monograph is distinguished by serious work with latin texts, the use of modern scientific methods, due to which the book can be considered a noticeable contribution to the study of both early medieval Christian thought and society itself.

Текст научной работы на тему «ЕПИСКОП В ТРУДАХ ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО: ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ. РЕЦ. НА КН.: БИРКИН М. Ю. ЕПИСКОП В ВЕСТГОТСКОЙ ИСПАНИИ. СПБ.: НАУКА, 2020. 368 С.»

DOI: 10.46725/IW.2021.3.9

В. М. Тюленев

ЕПИСКОП В ТРУДАХ ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО: ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ Рец. на кн.: Биркин М. Ю. Епископ в Вестготской Испании. СПб.: Наука, 2020. 368 с.

Вышедшая в 2020 г. в издательстве «Наука» монография М. Ю. Биркина выглядит как удачное продолжение сложившейся в последние несколько лет в отечественной медиевистике традиции, связанной с изучением христианской Испании периода раннего Средневековья. В самом деле, за сравнительно короткий период времени вышло в свет сразу несколько изданий, в которых читателю предложены либо источники, отражающие становление христианского общества и культуры на Пиренейском полуострове периода поздней Римской империи и варварских королевств \ либо исследования, в которых дается новый взгляд на особенности иберийской истории того времени2.

Главным героем монографии М. Ю. Биркина, как следует из нее названия, оказывается епископ, ставший в период раннего средневековья на Западе вообще и в Испании в частности ключевой

© Тюленев В. М., 2021

Тюленев Владимир Михайлович — доктор исторических наук, заместитель директора Института гуманитарных наук по научно-исследовательской деятельности, доцент, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений, tyulenev.vl@yandex.ru (Dr. Sc. (History), Deputy director of the Institute of Humanities for research Activities, Associate Professor, Professor of the Department of General History and International Relations, Ivanovo State University).

1 Вестготская правда. (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование / шст. А. В. Марей, О. В. Ауров. М., 2012; Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии: пер. с лат. яз. / сост. протоиерей Андрей Кордочкин. СПб., 2018.

2 Циркин Ю. Б. Испания от Античности к Средневековью. СПб, 2010; Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V — начало VIII в.): Исследования и переводы / общ. ред. О. В. Ауров, Е. С. Марей. М., 2017.

фигурой общественной жизни, фактическим руководителем города, обеспечивающим идеологическую опору королевской власти (с. 6)3. В то же время читатель не найдет в этой книге «реального» епископа прежде всего потому, что автор стремится показать идеальную модель епископа, тот его образ, который формировался в трудах крупнейшего интеллектуала Европы VII в. Исидора Севильского. Это, на наш взгляд, важная новация, построенная на убеждении в том, что церковный писатель не только воспроизводил существовавшее в святоотеческой литературе понимание пастырской деятельности, но и, переосмысливая литературную традицию на основе реального опыта, предлагал ту модель жизни и поведения пастыря, которая могла быть воплощена на практике современниками и ближайшими потомками. Исследователь пытается также доказать, что именно представления Исидора влияли на формирование вестготской политической теологии, на эволюцию церковного и королевского законодательства. Насколько этот подход оказывается выигрышным, скажем в заключении. Пока же констатируем, что монография заслуживает самого пристального внимания, как минимум, по двум причинам. Во-первых, несмотря на масштабность фигуры севильского епископа, его труды и взгляды лишь начинают активно изучаться в отечественной науке, и можно только приветствовать книгу, в которой представления Исидора ставятся в центр внимания. Во-вторых, исследование выполнено в рамках современных методологических подходов, прежде всего в традициях интеллектуальной истории и политической имагологии, а значительное место в работе занимает текстологический анализ, в частности, исследователь показывает, каким образом Исидор формулирует и обосновывает свои рекомендации, какое место в его текстах занимают цитаты и аллюзии из Писания и святоотеческой литературы. Анализ топики в трудах Исидора, пожалуй, наиболее интересная часть «исследовательской кухни» автора монографии. Сожаление вызывает лишь то, что весь справочный аппарат вынесен в качестве приложения к исследованию и читателю приходится постоянно переключать внимание с текста на поиск примечаний.

3 Биркин М. Ю. Епископ в вестготской Испании. СПб., 2020. Далее ссылки на данное издание приводятся в тексте статьи с указанием страницы в круглых скобках.

Монография состоит из трех глав, в которых предложен анализ представлений Исидора, закрепленных в церковном законодательстве: о качествах епископа (глава 1), его функциях (глава 2) и о месте епископа в общественной и политической жизни вестготской Испании (глава 3).

Говоря о качествах епископа, автор прежде всего показывает роль Исидора в определении четкой границы, оформляющей клир в особую категорию членов Церкви. Эта граница, подчеркивающая оппозицию светского и сакрального, среди прочего получает визуальное воплощение в виде тонзуры, принятие которой символизировало переход от светского состояния в духовное, отказ человека от мира и в некотором смысле «второе крещение» (с. 42—43). Визуально отделяя себя от массы верующих, клирики оказываются «чужестранцами» прежде всего по отношению к миру сему и всему светскому. Отчужденность от мира, как показывает автор, реализуется и в поведении клириков, которые должны воздерживаться от мирских развлечений, зрелищ, публичных пиров, сохранять целомудрие в браке (с. 46—49). Важной составляющей образа священнослужителя у Исидора, как показывает исследование, выступала его образованность. На фоне общего упадка грамотности образование клириков оказывалось еще одним признаком, отделяющим духовенство от остального общества, не говоря уже о том, что без образования (умения читать) не мыслилось служение Богу (с. 51).

Переходя непосредственно к епископам и определяя их место в клире как первых среди равных, М. Ю. Биркин останавливается на таком принципиальном для историографии вопросе, как знатность кандидатов в епископы, и предлагает отказаться (по крайней мере, применительно к Испании) от ставшего традиционным утверждения о том, что епископ раннего Средневековья — исключительно выходец из аристократической семьи (с. 57—59). Ссылаясь на Л. А. Гарсию Морено, М. Ю. Биркин пишет, что из 485 кафолических епископов между 568 и 711 гг. менее 15 принадлежали к сенаторским родам (с. 59). Опираясь на прямые свидетельства источников и косвенные данные, автор монографии доказывает, что главным формальным требованием к кандидату в епископы было не его происхождение, а наличие у него опыта церковного служения. Таким образом, условие

IV Толедского собора, касающееся того, что кандидат в епископы не должен быть человеком ignotus, следует понимать, как недопустимость того, чтобы должность епископа занимал человек, «незнающий, несведущий» в вопросах веры. Такое толкование соборного канона позволяет исследователю найти еще один аргумент в пользу того, что во времена Исидора духовенство уже понималось как замкнутая корпорация, принадлежность к которой позволяла встать во главе церковной общины.

Другим требованием к епископам, как показывает М. Ю. Биркин, было наличие у него светского и духовного образования. Неся на себе обязанность проповедовать, учить, епископ должен был освоить свободные искусства, прежде всего, грамматику и риторику, и, конечно же, быть сведущим в Священном Писании (с. 69—70). Знаменитые «Этимологии» Исидора в этом отношении могут быть рассмотрены как своеобразный учебник для церковных школ. Наконец, третьей необходимой составляющей образа «идеального» епископа у Исидора является его высокая нравственность. Будучи лицом церкви, епископ должен обладать непререкаемым авторитетом (с. 73), поэтому «Сентенции» Исидора полны сетований по поводу недостойных пастырей, чьи слова расходятся с делами, чьи устремления корыстолюбивы. При этом епископ, чтобы исполнять свои обязанности, должен быть не чужд управленческих талантов, так что в сознании Исидора возникает сложное сочетание, казалось бы, антагонистических принципов (активной жизни и отчужденности от мирского).

Вторая глава посвящена анализу функций епископа, которые исследователь условно делит на «священническую, учительскую и правительственную» (с. 77), стремясь при этом акцент перенести с гражданского служения епископа на исполнение им религиозно-церковных обязанностей. Обращаясь к предложенной Исидором этимологии слова «епископ», М. Ю. Биркин показывает его связь с понятием cura, которое получает у севильского епископа целый спектр смысловых оттенков («попечение», «наблюдение», «надзор», «лечение»). В результате епископ предстает в произведениях Севильца прежде всего заботливым и внимательным пастырем, врачующим души от грехов. Отказ исследователя от рассмотрения гражданских и политических функций епископов, на чем традиционно сосредоточивалось внимание медиевистов, с одной

стороны, кажется оправданным; но, с другой стороны, необходимо понимать, что, рассматривая эту сторону епископского служения, исследователи пытались сказать не столько о функциях священнослужителей, сколько о тех изменениях, которые определили переход от античной к средневековой цивилизации на Западе. Никто из них не исключал из круга епископских обязанностей ни чтение проповедей, ни надзор за паствой, но важным видели прежде всего переход в руки церковных прелатов тех забот, которые прежде принадлежали гражданским властям.

Одной из важнейших составляющих религиозного служения епископов выступало чтение проповедей, которые являлись в некотором роде актом епископской власти (с. 92). Именно в проповеди преподавалась слушателям «наука справедливости», закладывающая основы социального мира и порядка. Кроме того, проповедь в вестготской Испании служила формированию новой идентичности, и в этом отношении важной оказывается антииудейская полемика. Как пишет исследователь, «севильский епископ пытался укрепить единую идентичность за счет противопоставления "верным" внутренних религиозных врагов — иудеев (тогда как роль врага внешнего исполняли византийцы)» (с. 101). Анализируя язык проповеди, в том числе указывая на советы Исидора использовать простой язык в общении с прихожанами, автор монографии представляет саму проповедь как способ достижения консолидации испано-римлян и вестготов, установления не только горизонтальных, но и вертикальных связей (с. 103).

На идею единства, принципиальную для вестготского королевства, работало также исполнение епископом священнических функций. Благодаря исполнению этих функций епископ становился связующим звеном вестготского общества, реализуя власть как над мирянами, так и над клиром (с. 118). Через совершение таинств епископом получала оформление сама община, в ходе мессы им осуществлялся социальный контроль над прихожанами, налагая епитимью на прегрешившего и открывая ему путь к примирению (с. 116).

Гораздо хуже, как кажется, разработана в монографии тема каритативной деятельности епископа. Сразу же вызывает удивление заявление автора, что лишь немногие ученые рассматривают помощь бедным и разного рода благотворительность «через призму

пастырской деятельности епископа» (с. 104—105). В действительности, за последние несколько лет в России появился целый ряд работ, в которых показано, как забота о слабых стала «мощным ресурсом епископской власти и одновременно выражением

4

лидирующего положения епископа в городе» , и справедливости ради надо заметить, что эти исследования предлагают гораздо более глубокий взгляд на проблему каритативной деятельности епископа, чем пять страниц, посвященных ей М. Ю. Биркиным. По сути, все его наблюдения по этому вопросу сводятся к декларации о том, что епископ должен был сохранять баланс между интересами влиятельных и простых людей (с. 108).

Третья глава посвящена анализу представлений Исидора о взаимоотношении епископа и общества в вестготской Испании. Разговор начинается с довольно ожидаемого вопроса об отношении епископа и власти, компонентами которого оказываются влияние королевского двора и местной знати на избрание епископа (с. 122—133), участие епископов в защите бедных от сильных мира сего (с. 133—137). Автор показывает не только озабоченность короля исходом епископских выборов (особенно при определении судьбы митрополичьих кафедр), но и прежде всего влияние на них со стороны комитов городов. С другой стороны, анализ текстов показывает, что важнейшей задачей епископов было осуществление защиты слабых от притеснений, которую можно было осуществлять, реализуя надзорные функции над судом и сбором налогов (с. 137). Но главный вывод касается того, что для вестготского королевства Исидор предлагал симфонию властей, при которой король должен обращаться за поддержкой к епископам, а епископы — к королю. Епископ способствовал легитимизации королевской власти, был проводником идеологии, главным помощником в сохранении общества (с. 144), с другой стороны, епископ, не всегда имевший силы и влияния противостоять региональной власти, должен был, по мысли Исидора, апеллировать к королю, прося у него о защите церкви и восстановлении порядка (с. 150).

4 См., напр.: Омельченко Д. М. Пастырская деятельность Цезария Арелатского в политике Церкви и повседневной жизни Прованса (первая треть VI в.): дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2011; Ее же. Выкуп пленных в пастырской практике Цезария Арелатского // Труды института бизнес-коммуникаций. СПб., 2017. Т. 1. С. 146—151.

Между тем, нельзя не обратить внимание на то, что принципиальные выводы, сделанные исследователем, часто растворяются в несущественных, на наш взгляд, сюжетах. В результате, вместо разговора о деятельности епископа, направленной на защиту бедных, читателю предлагается растянувшийся на три страницы анализ понятия potentes (с. 134—136), который заканчивается ожидаемым, в принципе, выводом о том, что potentes — это люди, обладающие почетом и занимающие высокое место в обществе (с. 136). Чуть позже вместо рассказа о роли епископа в городе читатель встречает обзор, касающийся изменений, затронувших муниципальное управление в период поздней античности (с. 145—147). Также излишним кажется в поисках истоков идеалов деятельной и созерцательной жизни епископов углубляться в греческую и римскую философию, к Платону, Аристотелю, Цицерону, Сенеке и Плотину (с. 161—165). Очевидно, что весь этот интеллектуальный багаж задолго до Исидора был уже переосмыслен теоретиками христианства, внимание к трудам которых могло бы стать более последовательным. По крайней мере, двух абзацев, посвященных в этой связи Иоанну Кассиану Римлянину (с. 166), явно недостаточно, тем более что автор сам называет его творчество «переломным моментом» в развитии христианских представлений о созерцательной и активной жизни. Вообще, в работе не хватает «живого» епископа, епископа не из канонов церковных соборов и теоретических работ Исидора, а епископа из житий и писем, тем более что некоторые тексты вестготского периода уже опубликованы в русском переводе5.

Оценивая работу в целом, необходимо повторить, что читателям предложено вполне качественное исследование, позволяющее увидеть общую модель епископского служения, выработанную Исидором Севильским, модель, которая, скорее всего, не оставалась лишь теорией, но отражала реальное положение дел в христианском обществе раннесредневековой Испании. Книга вполне может быть интересна и полезна всем, кто неравнодушен к истории Церкви и складывания христианской цивилизации на латинском Западе.

5 См.: Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V — начало VIII в.): Исследования и переводы...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.