Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
2017. Вып. 74. С. 11-25
Марей Елена Сергеевна, канд. ист. наук, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ 105066, Россия, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3, каб. Л-309 [email protected]
Doctor et legislator Yspaniarum в эпоху Реконкисты:
ОБРАЗ СВЯТОГО ИСИДОРА
во «Всемирной хронике» Луки Туйского
Е. С. МАРЕЙ
В XI—XIII вв., после перенесения мощей Исидора Севильского из Севильи, занятой мусульманами, в христианский Леон в леонской епархии стал складываться культ святого. Развитию этого культа послужили сочинения Луки Туйского, каноника собора св. Исидора в Леоне, впоследствии епископа г. Туй в Галисии. В статье анализируется образ Исидора в его «Всемирной хронике», историческом произведении, охватывающем период от сотворения мира до взятия христианами Кордовы в 1236 г. Автор показывает, какие источники использовал Лука Туйский для создания образа св. Исидора и как этот образ повлиял на дальнейшую хронистику. Так, Исидор во «Всемирной хронике» предстает учителем и законодателем Испании, хранителем истинной веры в противовес пророку Мухаммаду, с которым, по версии Луки, он чуть было не встретился. Кроме того, Исидор, оказывается, предсказал не только арабское завоевание, но и последующую Реконкисту, став, таким образом, одним из покровителей христиан Испании.
XII—XIII вв. являются, пожалуй, одной из самых славных и ярких эпох в истории средневековой Испании. Это время Реконкисты, которая очень быстро стала пониматься не просто как отвоевание земель у арабов, но как священная война с исламом1. Победы христиан на поле боя, рост отвоеванных территорий, усиление христианских королевств — все это трактовалось средневековыми хронистами как несомненный признак Божьего благословения. Наряду с этим в испанской историографии XI—XIII вв. формируется так называемый неоготский миф, согласно которому Астуро-Леонское, а затем и его преемник — Леоно-Кастильское королевство — являются наследниками Толедского королевства
1 См. фундаментальную работу: Bronish A. Р. Reconquista und heiliger Krieg: Die Deutung des Krieges im christlichen Spanien von den Westgoten bis ins frühe 12. Jahrhundert (Spanische Forschungen der Görresgesellschaft, Zweite Reihe, 35). Münster, 1998 (пер. на исп.: Reconquista y guerra santa: La concepción de la guerra en la España cristiana desde los visigodos hasta comienzos del siglo XII desde los visigodos hasta principios del siglo XII. Granada, 2006). См. также: BaloupD. Reconquête et croisade dans la Chronica Adefonsi Imperatoris (ca. 1150) // Cahiers de Linguistique et de Civilisation Hispaniques Médiévales (Lyon). n° 25. 2002. Р. 453-480; Henriet P. La guerra contra el islam: ¿une guerra santa, pero según que criterios ? // El mundo de los conquistadores. Actas del congreso internacional, 4-6 de junio 2008 / R. Domínguez Hernanz, ed. Madrid; México, 2015. P. 319-338.
вестготов, уничтоженного в результате мусульманского завоевания2. Таким образом, Реконкиста получала не только религиозное, но и политическое обоснование.
Неоготский миф заставляет кастильских и леонских хронистов обращаться к вестготскому периоду истории Испании и к деяниям не только королей, но и выдающихся епископов, благодаря которым жила Церковь. Самым главным и почитаемым испанским святым был (и, пожалуй, остается по сей день) епископ Севильи Исидор (ок. 56G—636), культ которого начал складываться в Леоне во второй половине XI в. Большую роль в формировании его культа сыграл Лука Туйский, каноник собора св. Исидора, а впоследствии епископ г. Туй. Образ св. Исидора, сложившийся в произведениях Луки, несет в себе характерные черты эпохи Реконкисты, анализу которых и будет посвящена настоящая статья.
Лука Туйский и его «Всемирная хроника»
О Луке Туйском известно немного. Предполагают, что он родился в Леоне или в его окрестностях в самом конце XII в. Обучался он, вероятно, в школе при соборе св. Исидора в Леоне, затем стал диаконом и позже — каноником этого же собора3. При этом Лука много путешествовал: в своем произведении «De altera vita» он сообщает о своих поездках в Грецию, Константинополь, Армению и Тарс; однако с большей уверенностью можно говорить о его путешествиях в Париж (в юности) и в Рим (в период понтификата папы Григория IX)4. В 1239 г. Лука был рукоположен епископом г. Туй в Галисии, однако не торопился покинуть Леон: в свою епархию он прибыл лишь в конце 124G или 1241 г. Вероятно, его промедление следует объяснить тем, что епархия Туя была очень бедна, а сам город был расположен далеко на севере, в нескольких километрах от берега Атлантического океана5. Тем не менее Лука занимал епископскую кафедру Туя около десяти лет, вплоть до своей кончины в 1249 г.
Хотя Лука и остался в истории под прозванием «Туйский», вся его жизнь была связана с Леоном, с его собором и с фигурой Исидора Севильского. В 1G63 г. по приказу короля Кастилии и Леона Фернандо I Великого мощи Исидора, чудесным образом сохранившиеся во время мусульманского завоевания, были перенесены из Севильи в Леон и торжественно перезахоронены в соборе. С этого момента рождается культ св. Исидора в Леоне6. Фигура Исидора Се-
2 Le Morvan G. La Chronica naiarensis: d'un néo-gothisme astur-léonais à un néo-gothisme castillan // e-Spania. Revue interdisciplinaire d'études hispaniques médiévales et modernes. 2GG9. No 7: Chronica naiarensis.URL:http://e-spania.revues.org/1BG2B (дата обращения: 31.1G.2G16); Si-rantoine H. VHispania dans la Chronica naiarensis // Ibid.
3 Linehan P. History and Historians of Medieval Spain. Oxford, 1993. P. 357; Lucae Tudensis Chronicon mundi / cura et studio Emma Falque // Lucae Tudensis Opera omnia. Corpus Christiano-rum. Continuatio mediaevalis. LXXIV. Turnhout, 2GG3. T. 1. P. VII—VIII.
4 См:. Lucae Tudensis Chronicon mundi... P. VIII; HenrietP. Hagiographie et politique à León au début du XIIIe siècle. Les chanoines réguliers de Saint-Isidore et la prise de Baeza // Revue Mabi-llon. Revue internationale d'histoire et de la littérature religieuses. 1997. В (t. 69). Р. 57.
5 Lucae Tudensis Chronicon mundi... P. X—XI.
6 См. о нем подробнее: de GaiffierB. Le culte de saint Isidore de Séville. Esquisse d'un travail // Isidoriana. Colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla, publicados con ocasion del XIV Centenario
вильского является в творчестве Луки если не центральной, то весьма значимой. Установлено, что Лука является автором трех произведений: «Chronicon mundi» («Всемирная хроника»), «Miracula sancti Isidori» («Чудеса св. Исидора») и «De altera vita» («Об иной жизни», трактат против ересей»)7. Как показала испанская исследовательница Э. Фальке, Лука Туйский хорошо знал сочинения Исидора, и его произведения буквально пронизаны идеями великого севильца8. В этих же произведениях формируется образ св. Исидора Севильского, учителя Испанской Церкви и покровителя христиан. И если «Miracula» посвящены посмертным чудесам Исидора, то отрывок из «Всемирной хроники» описывает прижизненные деяния святого. Блестящий анализ «Чудес» содержится в относительно недавней статье французского исследователя П. Анрие9, и нет нужды пересказывать здесь ее выводы, так что я позволю себе ограничиться анализом образа Исидора в «Chronicon mundi».
«Всемирная хроника» была составлена Лукой Туйским между 1237 и 1239 гг., когда он еще был в Леоне10. Как свидетельствует сам автор, его сочинение было написано по заказу Беренгарии11, королевы Леона в 1197—1204 гг., королевы Кастилии в 1217 г., матери короля Фернандо III Святого. «Всемирная хроника» охватывает период с сотворения Адама до правления Фернандо III и взятия Кордовы (1236). При написании своего произведения Лука использовал исторические сочинения предшественников: «Историю готов, вандалов и свевов» Исидора Се-вильского, «Историю короля Вамбы» Юлиана Толедского, «Хроники Альфонсо III» и др. При этом, как считает Э. Фальке, Лука часто дословно копировал свой источник целиком или переписывал значительные отрывки из него, никак их не изменяя12. Другой отличительной особенностью творчества Луки является его любовь к откровенно неправдоподобным рассказам, примеры из которых будут приведены ниже. Хронист явно не стремился к восстановлению исторической истины, напротив, его «Всемирная хроника» является абсолютно ангажированным произведением с яркой антимусульманской направленностью. Представленный в этом произведении образ Исидора также был сформирован под сильным влиянием политических и идеологических пристрастий автора.
de su nacimiento por Manuel C. Díaz y Díaz. León: Cenro de estudios "San Isidoro", 1961. P. 271— 283; HenrietP. Rex, lex, plebs. Les miracles d'Isidore de Séville à León (XIe —XIIIe siècles) // Mirakel im Mittelalter. Konzeptionen, Erschei-nungsformen, Deutungen / M. Heinzelmann, K. Herbers and D. Bauer, eds. Stuttgart, 2002. P. 334-350.
7 Долгое время Луке приписывалось авторство «Жития св. Исидора» и «Истории переноса тела св. Исидора», однако в настоящее время установлено, что эти сочинения были написаны до него (см.: Henriet. Hagiographie et politique à León... P. 55 — 56; FalqueE. En torno a la figura de Isidoro en el s. XIII: Lucas de Tuy // Antiquité Tardive. 2015. 23. P. 249-250).
8 Falque. En torno a la figura de Isidoro... Р. 249-260.
9 Henriet. Rex, lex, plebs. Les miracles d'Isidore de Séville à León (XIe -XIIIe siècles). P. 334350.
10 См.: Lucae Tudensis Chronicon mundi... P. XVI-XXI.
11 Luc. Tud. Chron. mundi. Praef.: Astrictus preceptis gloriosissime ac prudentissime Yspaniarum regine domine Berengarie, que ut cronicorum libros a beato Ysidoro et a quibusdam aliis peritis de ystoria regum Yspanorum et quorumdam alioorum editos sibi scriberem imperauit...
12 Об источниках см.: Lucae Tudensis Chronicon mundi ... P. XXXIII-CV.
Исидор Севильский — потомок королей вестготов и «римский папа в Испании»
Третья книга «Всемирной хроники» Луки Туйского начинается с рассказа о выдающихся моральных качествах Исидора и о его деяниях в сане епископа Севильи, при этом примечательно, что другим епископам королевства вестготов Лука посвятил лишь по несколько строк. Хронист весьма своеобразно объясняет свой повышенный интерес к личности севильского прелата: по его словам, деяния епископа потому упоминаются среди деяний королей, что сам Исидор происходил из королевского рода, ибо его отец Севериан был герцогом (дуксом) Картахены13. Разумеется, королевское происхождение Исидора не более чем легенда, которая, однако, оказалась весьма живучей14. Каковы ее источники? Вестготские авторы обходят молчанием вопрос о происхождении семьи Исидора, и лишь он сам в жизнеописании своего старшего брата Леандра упоминает, что его отца звали Северианом15. Однако в средневековом житии, составленном в конце XII — начале XIII в., указывается, что Севериан был сыном короля готов Теодо-риха (вероятно, имелся в виду король Теодорих I, 418—451 гг.)16, таким образом объясняется королевское происхождение Исидора. Авторство этого жития ранее приписывалось Луке Туйскому, и хотя современные историки считают, что ее автором был неизвестный клирик, ее леонское происхождение не вызывает никаких сомнений17. Несомненно, Луке она была известна.
Традиция возводить род Исидора к королю готов существовала не только в Леоне. Так, до нас дошло «Житие свв. Епископов Леандра и Исидора Севиль-ских, Фульгенция из Эсихи и Браулиона Сарагосского», составленное в XIII в. (точнее в 1243—1271/1272 гг.) в Сарагосе18. Автор жития предлагает следующую родословную: у Севериана, герцога Картахенской провинции и сына короля
13 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 3: De gestis eius hec inter regum actus annotauimus, quia ipse de preclara regum Gothorum stirpe, patre Seueriano Cartaginense duce, extitit procreatus.
14 Так, эту же точку зрения разделяет видный отечественный медиевист В. И. Уколова, с которой, по сути, и началось изучение наследия Исидора в нашей стране (см.: Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V — середина VII в.). М., 1989. С. 197).
15 Isidori DVI. 28: Leander, genitus patre Seueriano, Carthaginiensis prouinciae... Подробнее см.: Fontaine J. Qui a chassé de Carthaginoise Sévérianus et les siens? Observations sur l'histoire familiale d'Isidore de Séville // Fontaine J. Tradition et actualité chez Isidore de Séville. L.: Variorum reprints, 1988. P. I 349-400; Cazier P. Isidore de Séville et la naissance de l'Espagne catholique. P., 1994. P. 29-37.
16 Vita sancti Isidori. 1: Igitur ut egregius confessor Isidorus egregiis venustaretur exordiis, et insignem futuris insigniis praesignaretur origo, civitatis Cathaginiensis, et provinciae Hispaniae dux, Theodorici regis gothorum proles, Severianus pater (eius fuit).
17 См.: Falque. En torno a la figura de Isidoro... P. 249-250.
18 Vita ss. Leandri, Isidori Hispalensis, Fulgentii Astigitani et Braulionis Caesaraugustani ep. (BHL 4810) / Edición y tradución de J. C. Martín // e-Spania. Revue interdisciplinaire d'études hispaniques médiévales et modenes. No. 4: La parole des rois | Pratiques politiques. 2007. URL: http://e-spa-nia.revues.org/2472 (дата обращения: 29.10.2016). См. также: Martín J. C. Vita ss. Leandri, Isidori Hispalensis, Fulgentii Astigitani et Braulionis Caesaraugustani ep. (BHL 4810): estructura, contenido y fuentes // Munus quaesitum meritis. Homenaje a Carmen Codoñer / Coord. G. Hinojo Andrés, J. C. Fernández Corte. Salamanca, 2007. P. 561-569.
Теодориха, была дочь Феодосия, которая вышла замуж за вестготского короля Леовигильда. От этого брака и были рождены епископы Леандр, Исидор, Фульгенций и Браулион, а кроме того, пострадавший за веру мученик Герме-негильд и будущий король Реккаред (которые действительно были сыновьями Леовигильда)19. И если Леандр, Исидор и Фульгенций в реальности, как считается, были братьями, то Браулион являлся учеником Исидора и никак не был с ним связан узами родства. Однако автору жития — клирику из круга сарагос-ского епископа Арнальдо де Перальта (1248—1271) — важно было прославить и возвеличить Браулиона, который в житии превратился из ученика епископа Севильи в его родного брата, а заодно — в сына и внука готских королей. Самим же своим возникновением эта генеалогия обязана, с одной стороны, упоминавшемуся выше анонимному леонскому житию св. Исидора, а с другой — отрывку из «Готской истории» примаса Толедо Родриго Хименеса де Рады (1209—1247). Тот сообщает, что Леовигильд был женат на Феодосии, дочери герцога Карта-хенской провинции Севериана, который был сыном короля Теодориха20. Очевидно, автор сарагосского жития отождествил этого Севериана с отцом Леандра и Исидора, что и дало ему возможность построить столь подробную и неправдоподобную аналогию. И тем не менее этот случай демонстрирует, что легенда о королевском происхождении Исидора, возникшая в Леоне в XI—XII вв. и явно служившая возвеличиванию фигуры епископа Севильи и упрочению его культа, весьма прочно укоренилась в агиографической литературе Испании. Так, свидетельство о родстве Севериана и его сыновей с королями готов встречается во всех средневековых житиях Исидора, в том числе в «Житиях», составленных Родриго Серратенским (1272) и Хуаном Хилем де Самора (1282). Не последнюю роль в ее распространении сыграла «Всемирная хроника» Луки Туйского, к анализу которой мы сейчас вернемся.
Кроме благородного происхождения, Исидор, по словам Луки, обладал набором выдающихся моральных качеств21, которые позволяют говорить о нем как об идеальном епископе. И действительно, он был «отцом клириков, учителем и поддержкой монахов и монахинь, утешителем скорбящих, защитой для сирот и вдов, облегчением для угнетенных, защитником горожан, усмирителем горде-
19 Vita ss. Leandri, Isidori.... (BHL 4810). 2. 1—2: Duxit autem Leuuigildus uxorem nomine Theodosiam, filiam Seueriani, ducis prouincie Cartaginensis, qui fuit filius Theodori[ci], regis Goto-rum. De qua procreati sunt precipue magne quatuor columne Ecclesie et tocius fundamentum fidei, ita quod ex ea habuit, s[c]ilicet: Leandrum Yspalensem archiepiscopum, Fulgencium Astoricensem episcopum, postea Carthaginensem archiepiscopum, Hysidorum Yspalensem archiepiscopum, Brau-lionem Cesaraugustanum episcopum; et alios duos, s[c]ilicet: Herminigildum martirem, quem pater securi percussit, et Recaredum, qui post eum regnauit; et unam sobolem, Florentinam, que mater fuit fere xl monasteriorum sanctarum uirginum, fere milium monachorum.
20 Rod. Tol. Reb. Goth. II. 14: Duxerat autem Leouigildus uxorem nomine Theodosiam filiam Seueriani ducis prouincie Carthaginiensis, qui erat filius regis Theuderici.
21 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 3: Extitit quippe spiritu prophecie clarus, in helemosinis largus, hospitalitate precipuus, corde serenus, in sentencia uerax, in iudicio iustus, in predicatione assiduus, in exortatione letus, in lucrandis Deo animabus studiosus, in expositione Scripturarum cautus, in consilio prouidus, in habitu humilis, in mensa sobrius, in oratione deuotus, honestate preclarus, Semper pro ecclesia ec ueritatis defensione mori pronus et omni bonitate conspicuus.
цов, преследователем и молотом еретиков»22, т. е. Исидор выполнял все функции — как духовные, так и общественные, — присущие епископу во времена поздней Античности и раннего Средневековья. Но кроме этого епископ Севильи называется в хронике «учителем и законодателем Испаний» (doctor et legislator Yspaniarum), т. е. фактически основоположником церковной дисциплины и канонического права в Испании23. Очевидно, что этот эпитет отсылает читателя к произведениям Исидора, оказавшим огромное влияние на церковную жизнь Толедского королевства и, более того, на всю его культуру. Не вдаваясь в разбор богословских и морализаторских произведений Исидора, таких как, например, «Книга чисел», «Вопросы к Ветхому и Новому завету», «Сентенции», «Синонимы» и др., которые и без того изучены достаточно подробно24, отмечу лишь, что основные положения его трактатов «О церковных службах» и «Монашеского устава» легли в основу соответствующих канонов IV Толедского собора25. Иначе говоря, сформулированные Исидором правила для клириков и монахов стали нормами действующего канонического права. И, конечно, нельзя забывать, что именно трудом севильского прелата была составлена Hispana — свод постановлений Вселенских и поместных (африканских, галльских и испанских) соборов, включающий также некоторые папские декреталии26. Этот свод регламентировал церковную жизнь Толедского королевства, так что эпитеты doctor et legislator к Исидору вполне применимы.
Далее Лука Туйский сообщает, что Исидор 40 лет был епископом Севильи и примасом Испании, да и вообще на Пиренейском полуострове он был вместо Римского папы27. Характерно, что незадолго до смерти епископ Севильи передал священникам, королям и народу божественные и человеческие законы и велел им повиноваться римскому понтифику, а не желавших этого делать отлучил от Церкви и предал анафеме28. Мотив связи епископа Севильи и Римской кафедры появляется в хронике и дальше: так, Лука Туйский упоминает, что тот якобы бывал в городе Риме29, что, разумеется, не соответствует действительно-
22 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 3: Preterea pater extitit clericorum, doctor et sustentator monachorum ac monialium, consolator merencium, tutamen pupillorum ac uiduarum, leuamen oppressorum, defensor ciuium, attritor superborum, persecutor et malleus hereticorum.
23 Luc. Tud. Chron. mundi. III.3: ... doctor et legislator Yspaniarum Ysidorus...
24 См., например, Séjourné P. Le dernier père de l'èglise. Saint Isidore de Séville. Son rôle dans l'histoire du droit canonique. P., 1929; Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. León, 1960; CazierP. Isidore de Séville et la naissance de l'Espagne catholique. P., 1994 etc.
25 Марей Е. С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представления о праве и правосудии. М., 2014. С. 207—244.
26 González T. La iglesia desde la conversión de Reccared hasta la invasión árabe // Historia de la Iglesia en España / Dirigida por R.G. Villoslada. Madrid, 1979. T. 1. P. 716; Martínez Díez G. La colección canónica hispana. Vol. I. Estudio. Madrid, 1966. Р. 206-247.
27 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 3: Rexit archipresulatum Yspalensis ecclesie XL annis, diuersis fulgens miraculorum signis, primacie dignitate florens et Romani Pape in Ispaniis uices gerens.
28 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 3: Sacerdotibus, regibus et populis diuinas et humanas leges tra-didit et Romano antistiti humiliter obedire precepit. Nolentibus obedire maledictionem intulit, et eos a fidelium consortio separauit.
29 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 5: Quod cum beatissimo patri Ysidoro nunciatum fuisset, qui tunc reuertebatur a Romana curia...
сти. Сам Исидор никак не был связан с апостольским престолом (по крайней мере, источники ничего об этом не сообщают), зато его старший брат Леандр был другом папы Григория Великого и именно он вдохновил понтифика написать его знаменитые «Моралии на книгу Иова»30. Возможно, отчасти такой образ Исидора — фактически викария Римского папы — был сформирован под влиянием истории о взаимоотношениях его брата и Григория I. Однако в контексте противостояния Кастилии и Леона он мог нести идеологический смысл.
К XIII в. относится возвышение кафедры Толедо, центра Кастилии, связанное прежде всего с деятельностью Родриго Хименеса де Рады, архиепископа Толедо в 1209-1247 гг., выдающегося политического и церковного деятеля и писателя. Родриго известен прежде всего как вдохновитель и организатор крупной победы объединенного испанского войска над войском Альмохадов в битве при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г.31 Как епископ Толедо и примас Испании он участвовал в работе IV Латеранского собора 1215 г. в Риме, затем по поручению папы Гонория III возглавил крестовый поход против мавров32. С именем Родри-го также связано строительство грандиозного собора в Толедо, который должен был способствовать превращению города в духовный центр Испании33. Разумеется, подобные притязания Родриго должны были вызвать сопротивление других испанских епископов и священников, в первую очередь епископа Леона — политического соперника Кастилии. Анализируемый фрагмент из «Всемирной хроники» Луки должен был напомнить читателю, что изначально главой Испанской Церкви был епископ Севильи Исидор (мощи которого находятся теперь в Леоне) и что после его смерти испанские прелаты должны подчиняться непосредственно Риму, а не Толедо34.
Итак, во «Всемирной хронике» Луки Туйского Исидор предстает идеальным епископом, примасом Испании, пользующимся заслуженным уважением и авторитетом благодаря своему благородному происхождению и выдающимся моральным качествам. Однако значимость фигуры Исидора для истории всей Испании, по мнению Луки, состоит не только в его пастырской деятельности,
30 О дружбе Григория и Леандра см.: Martyn J. R. C. Gregory and Leander: An Analysis of the Special Friendship between Pope Gregory the Great and Leander, Archibishop of Seville. Cambridge, 2013.
31 Linehan P. History and Historians. Р. 313-319.
32 О непростых и противоречивых взаимоотношениях епископов Испании и римской курии см., например: Linehan P. The Spanish Church and the Papacy in the thirteenth century. Cambridge, 1971; Linehan P. Spanish litigants and their agents at the thirteenth-century papal Curia // Past and resent in Medieval Spain // Proceedings of the Fifth International Congress of Medieval Canon Law, Salamanca, 21-25 September 1976 / S. Kuttner, K. Pennington, eds. Vatican City, 1980. P. 487-501.
33 См., например: Hillgarth J. N. The Spanish Kingdoms, 1250-1516. Oxford, 1976. Vol. I. Р. 191.
34 В связи с этим интересно отметить, что о Фернане Гонсалесе, первом графе независимой Кастилии, Лука упоминает крайне редко и называет его графом Бургоса. Подробнее см.: КарауловаМ. К. От «Поэмы о Фернане Гонсалесе» к «Первой всеобщей хронике»: особенности репрезентации образа графа Фернана Гонсалеса в XIII в. // Исторический вестник. 2015. Т. 12: Альфонсо Х: политика и право. С. 365.
но и в том, что он единственный из епископов Испании обладал даром пророчества и даже будто бы предсказал мусульманское завоевание и последующую Реконкисту.
Исидор Севильский vs Магомет и Авиценна
В своей хронике Лука приводит следующий эпизод из жизни севильского прелата: якобы на IV Толедском соборе всех епископов Исидор изрек стихотворное пророчество о скором завоевании Испании. Его текст Лука приводит полностью35. В пророчестве говорилось, что Господь покарает грехи народа готов, придет «враг-варвар» (barbarus hostis), и королевство готов падет. Лишь когда готы раскаются в своих грехах и оплачут их, Господь поможет им вернуть власть над Испанией.
В целом мотив гибели Толедского королевства как Божьей кары за грехи народа и королей готов появляется в латинских хрониках почти сразу после мусульманского завоевания 711—713 гг. 36 и почти в неизменном виде переходит в кастильскую историографию — конкретнее в «Историю Испании» Альфонсо Х Мудрого. Однако во второй половине IX в., после первых крупных побед христиан (например, победы Альфонсо III и взятие городов Браги, Ламего, Коимбры и др. в 878 г.), в исторической литературе появляется мотив ожидания восстановления господства готов на Пиренейском полуострове. Пожалуй, наиболее показательной в этом отношении является так называемая «Пророческая хроника»37, составленная в 883 г. мосарабом, проживающим в Андалусии38. Основываясь на библейском пророчестве о народах Гог и Магог, автор предсказывает скорейшую победу христиан над «исмаилитами», которая, по его расчетам, должна была случиться как раз в конце IX в. Как мы знаем, Реконкиста продолжалась несколько дольше, однако уверенность в скорой победе христиан отныне стала историографическим топосом. В начале XIII в. в правление короля Кастилии Фернандо III Святого христиане заняли ключевые города мусульманского юга — Кордову, Мурсию и Севилью, так что пророчество о скором изгнании мусульман вновь обрело актуальность, свидетельством чему является в том числе и «Всемирная хроника» Луки Туйского.
35 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 3: Profetia Ysidori. Sidus honestatis, lux morum, sol probitatis // Hec ait in sinodo Toleti uir sacer ille // Isidorus, per quem floruit alma fides: // Si seruaueritis que uobis precipiuntur, // Seruabit Christus uos in amore suo. // Frumentum dabit ac oleum, dabit obtima queque, si pura mente complaceatis ei. // Si neglexeritis ea, non inpune feretis, // Cum recte praua puniat acta Deus. // Inde cadent Goti bellis, et barbarus hostis // Vos premet inmunera clade, timore, fame. // Tunc conuertimini, tunc crimina plangite uestra // Et statim Dominus auxiliator erit. // Gloria maior erit uobis et gratia Christi // Extollet Gotos uberiore bono.
36 Подробный анализ см.: Martin G. Un récit (la chute du royaume wisigothique d'Espagne dans l'historiographie chrétienne des VIII et IX siècles) // Martin G. Histoires de l'Espagne médiévale. Historiographie, geste, romancero. P., 1997. P. 11—42.
37 Chronique prophétique // Chroniques asturiennes (fin IXe siècle) / Y. Bonnaz, ed. P., 1987. Рус. Пер.: Пророческая хроника / Н. С. Соболева, пер. с лат., Н. С. Соболева, О. В. Ауров, вступ. ст. и коммент. // Кентавр. Centaurus: Studia classica et medievalia. 2005. 2. C. 317-328.
38 Martin. Un récit... Р. 31.
Однако этим тема отношения Исидора к мусульманской культуре не исчерпывается. Если следовать тексту Луки Туйского, выходит, что епископ Севильи еще при жизни знал или что-то слышал об исламе. Так, оказывается, он чуть было не столкнулся с Мухаммадом (в европеизированной версии — Магометом). Согласно «Всемирной хронике», однажды Магомету явился дьявол в ангельском обличье и открыл ему некоторые события, которые только должны были произойти. Тогда тот отправился в Кордову и стал проповедовать там, будто Иисус Христос был рожден от Девы посредством Святого Духа, но Богом при этом не является. Когда об этом сообщили Исидору, который как раз возвращался из Рима, он приказал схватить Магомета, однако тому явился дьявол и приказал бежать39. Пророк бежал в Африку и, как пишет хронист, «совратил там неисчислимое множество людей»40. Источником этого рассказа послужило все то же анонимное житие Исидора, составленное в Леоне41, а уже через «Всемирную хронику» легенда попала в «Историю Испании» Альфонсо Х Мудрого, то есть идея противостояния (пусть и заочного) главного испанского святого и пророка ислама оказалась очень востребованной. При этом заметим, что Исидор как раз возвращается из римской курии — центра католического мира, и, очевидно, если бы не козни дьявола, епископ Севильи смог бы легко изобличить Магомета42.
Любопытно, что наследие великого севильца, по версии Луки, обогатило и мусульманскую культуру, правда без ведома самого прелата. Хронист сообщает, что после смерти Исидора епископом Севильи стал некий Теодист, как показали последующие события, «ненасытный волк в овечьей шкуре». Этот Теодист, родом грек, якобы знал множество языков; воспользовавшись помощью какого-то араба по имени Авиценна, он перевел с латыни на арабский неопубликованные и неизвестные сочинения Исидора, касающиеся медицины, естествознания и магии (ars notoria). При переводе Теодист и Авиценна успели отредактировать произведения севильца, «вырезав оттуда истинное и вставив ложное», и в таком виде издали под именем Авиценны43.
39 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 5: Vnde est ut in exordio sue subdole predicationis adiret Yspa-niam et Cordube sue perditionis sectam doceret. Dicebat enim Ihesum Christum Dominum de uirgine esse natum operatione Spiritus Sancti, non tamen esse Deum. Quod cum beatissimo patri Ysidoro nunciatum fuisset, qui tunc reuertebatur a Romana curia, confestim misit ministros, qui caparent eum. Sed diabolus Machometo aparuit et quam cicius fugeret imperauit.
40 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 5: Machometus autem post fugam in Affricam et Arabiam innu-merabiles plebes seduxit..
41 См.: González Muñoz F. La leyenda de Mahoma en Lucas de Tuy // Actas III Congreso Hispánico de Latín Medieval (León, 26-29 de septiembre de 2001). Vol. I. León, 2002. Р. 353-354. См. также: Falque Rey E. La vida de Mahoma en las fuentes cristianas medievales: Lucas de Tuy // Philo-logia Hispalensis. 2000. 14. Fasc. 2. P. 211-216.
42 Подробнее см.: Марей Е. С. Образ Магомета в «Первой всеобщей хронике Испании»: К вопросу о конструировании религиозной идентичности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 9. С. 67-68.
43 Luc. Tud. Chron.mundi. III.4: Successit beatissimo doctori Ysidodo Teodistus natione Gre-cus, uarietate linguarum doctus, exterius locutione nitidus, interius autem, ut exitus demonstrauit, sub ouina pelle lupus uoracissimus. Nam libros quosdam de naturis rerum et arte medicine necnon et
Полагаю, нет нужды доказывать, что вся эта история выдумана от начала и до конца: никакого епископа с именем Теодист в Толедском королевстве не существовало44, а Исидору наследовал Гонорат, который известен только благодаря подписи под актами VI собора в Толедо 63В г. Однако эта выдумка весьма показательна. Цель хрониста состоит в том, чтобы «разоблачить» знаменитого философа и ученого, известного далеко за пределами христианского мира. Отказывая трудам Авиценны в оригинальности и провозглашая их к тому же далекими от истины, Лука Туйский тем самым стремится показать ничтожность мусульманской культуры. Вместе с этим он изображает Исидора Севильского не только «учителем и законодателем Испании», но еще и знатоком медицины и естествознания.
Исследователи не раз отмечали, что история о Теодисте и похищенных сочинениях Исидора имела большое идеологическое значение и в контексте уже упоминавшегося противостояния Кастилии и Леона. По словам Луки, поступок Теодиста имел фатальные последствия для кафедры Севильи, бывшей первой кафедрой Испании: король Хиндасвинт лишил Теодиста сана и отнял у епископов Севильи право быть примасами Испании, передав эту привилегию епископам Толедо45. Иначе говоря, из текста «Всемирной хроники» следует, что Толедо далеко не всегда был центром духовной жизни Испании, да и вообще, если разобраться, епископ этого города стал примасом почти случайно46.
* * *
Образ Исидора Севильского для Луки Туйского очень важен; как было показано выше, сам автор приравнивает его деяния к деяниям королей. При этом хронист не сообщает ничего конкретного о жизни Исидора, его сочинениях, его роли в политической и церковной жизни королевства. Лука изображает Исидора главой всей духовной и церковной жизни Испании и влиятельнейшим епископом. Громадный авторитет Исидора основан, во-первых, на его личных качествах, а во-вторых, подкрепляется его королевским происхождением. Немаловажную роль играет показанная в произведении тесная связь епископа Севильи с Римской кафедрой — центром христианского мира; власть Исидора в Испании уподобляется власти Римского папы. Для Луки это очень важно: ведь его задача — показать, что издревле главным духовным центром Испании была Севилья, а не Толедо, возвышение которого его, вероятно, пугало.
de arte notoria, quos pater Ysidorus facundo stilo composuerat et necdum ad publicum uenerant, in odium fidei corrupit, resecans uera et inserens falsa; atque per quemdam Arabum nomine Auicennam de Latino in Arabicam transtulit.
44 Мы знаем о двух епископах со схожим именем Теодискл, но они не имеют отношения к Севилье (см.: García Moreno L.A. La prosopografía del reino visigodo de Toledo. Salamanca, 1974. Not. 271, 4ВВ).
45 Luc. Tud. Chron. mundi. III. 9: Hic (Cindasuindus. — E. M.) perfidum Theodistum Yspalensem episcopum sinodali sententia exulauit, et dignitatem primacie transtulit ad ecclesiam Toletanam.
46 Linehan P. Santo Martino and the Context of Sanctity in 13th-century León // Isiodoriana. Ponencias del I Congreso Internacional sobre Santo Martino en el VIII Centenario de su obra literaria (11В5 — 19В5) / A. Viñayo, ed. León, 19В7. P. 694-695; Linehan. History and Historians... P. 37737В; Luc. Tud. Chronicon mundi... P. X.
В хронике Исидор противопоставлен двум ключевым персонажам мусульманской культуры — пророку Мухаммаду и философу Авиценне. Через это сопоставление епископ Севильи предстает радетелем и защитником истинной веры и истинным мудрецом, знатоком не только божественных, но и человеческих наук, в отличие от Авиценны, который, говоря современным языком, был лишь плохим плагиатором.
Будучи наставником и законодателем при жизни, перед смертью Исидор удостаивается пророческого дара и, по словам Луки, предсказывает мусульманское завоевание и последующее восстановление власти готов на полуострове. Дальнейший текст «Всемирной хроники» подтверждает, что это пророчество сбылось. Таким образом, в образе Исидора воплотилась надежда на грядущую победу христиан в Реконкисте.
Ключевые слова: Лука Туйский, Исидор Севильский, Реконкиста, латинская хрони-стика.
Список литературы
Караулова М. К. От «Поэмы о Фернане Гонсалесе» к «Первой всеобщей хронике»: особенности репрезентации образа графа Фернана Гонсалеса в XIII в. // Исторический вестник. 2015. Т. 12 [159]: Альфонсо Х: политика и право. С. 354—375. Марей Е. С. Образ Магомета в «Первой всеобщей хронике Испании»: К вопросу о конструировании религиозной идентичности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 9. С. 64-73. Марей Е. С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представления о
праве и правосудии. М., 2014. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V — середина VII в.). М., 1989.
Baloup D. Reconquête et croisade dans la Chronica Adefonsi Imperatoris (ca. 1150) // Cahiers de Linguistique et de Civilisation Hispaniques Médiévales (Lyon). 2002. n° 25. Р. 453-480. Bronish A. Р. Reconquista und heiliger Krieg: Die Deutung des Krieges im christlichen Spanien von den Westgoten bis ins frühe 12. Jahrhundert (Spanische Forschungen der Gorresgesellschaft, Zweite Reihe, 35). Münster, 1998 (trad. in Spanish: Reconquista y guerra santa: La concepción de la guerra en la España cristiana desde los visigodos hasta comienzos del siglo XII desde los visigodos hasta principios del siglo XII. Granada, 2006). CazierP. Isidore de Séville et la naissance de l'Espagne catholique. P., 1994. de Gaiffier B. Le culte de saint Isidore de Séville. Esquisse d'un travail // Isidoriana. Colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla, publicados con ocasion del XIV Centenario de su nacimiento por Manuel C. Díaz y Díaz. León: Cenro de estudios "San Isidoro", 1961. P. 271-283. Falque E. En torno a la figura de Isidoro en el s. XIII: Lucas de Tuy // Antiquité Tardive. 2015. 23. P. 249-260.
Falque Rey E. La vida de Mahoma en las fuentes cristianas medievales: Lucas de Tuy // Philologia
Hispalensis. 2000. 14. Fasc. 2. P. 211-216. Fontaine J. Qui a chassé de Carthaginoise Sévérianus et les siens? Observations sur l'histoire familiale d'Isidore de Séville // Fontaine J. Tradition et actualité chez Isidore de Séville. L.: Variorum reprints, 1988. P. I 349-400. García Moreno L. A. La prosopografía del reino visigodo de Toledo. Salamanca, 1974.
González Muñoz F. La leyenda de Mahoma en Lucas de Tuy // Actas III Congreso Hispánico de Latín Medieval (León, 26-29 de septiembre de 2GG1). Vol. I. León, 2GG2. Р. 347-358.
González T. La iglesia desde la conversión de Reccared hasta la invasión árabe // Historia de la Iglesia en España / Dirigida por R. G. Villoslada. T. 1. Madrid, 1979.
Henriet P. Hagiographie et politique à León au début du XIIIe siècle. Les chanoines réguliers de Saint-Isidore et la prise de Baeza // Revue Mabillon. Revue internationale d'histoire et de la littérature religieuses. 1997. 8 (t. 69). Р. 53-82.
Henriet P. La guerra contra el islam : ¿une guerra santa, pero según que criterios ? // El mundo de los conquistadores. Actas del congreso internacional, 4-6 de junio 2GG8 / R. Domínguez Hernanz, ed. Madrid; México, 2G15 P. 319-338.
Henriet P. Rex, lex, plebs. Les miracles d'Isidore de Séville à León (XIe-XIIIe siècles) // Mirakel im Mittelalter. Konzeptionen, Erschei-nungsformen, Deutungen / M. Heinzelmann, K. Herbers and D. Bauer, eds. Stuttgart, 2GG2. P. 334-35G.
Hillgarth J. N. The Spanish Kingdoms, 125G-1516. Vol. I. Oxford, 1976.
Le Morvan G. La Chronica naiarensis: d'un néo-gothisme astur-léonais à un néo-gothisme castillan // e-Spania. Revue interdisciplinaire d'études hispaniques médiévales et modernes. 2GG9. No 7: Chronica naiarensis. URL: http://e-spania.revues.org/18G28 (дата обращения: 3G.1G.2G16).
Linehan P. The Spanish Church and the Papacy in the thirteenth century. Cambridge, 1971.
Linehan P. Spanish litigants and their agents at the thirteenth-century papal Curia // Past and resent in Medieval Spain // Proceedings of the Fifth International Congress of Medieval Canon Law, Salamanca, 21-25 September 1976 / S. Kuttner, K. Pennington, eds. Vatican City, 198G. P. 473-5G1.
Linehan P. Santo Martino and the Context of Sanctity in 13th-century León // Isiodoriana. Ponencias del I Congreso Internacional sobre Santo Martino en el VIII Centenario de su obra literaria (1185-1985) / A. Viñayo, ed. León, 1987. P. 687-697.
Linehan P. History and Historians of Medieval Spain. Oxford, 1993.
Lucae Tudensis Chronicon mundi / cura et studio Emma Falque // Lucae Tudensis Opera omnia. Corpus christianorum. Continuatio mediaevalis. — LXXIV. Turnhout, 2GG3. T. 1.
p. ул-с^п.
Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. León, 196G.
Martin G. Un récit (la chute du royaume wisigothique d'Espagne dans l'historiographie chrétienne des VIII et IX siècles) // Martin G. Histoires de l'Espagne médiévale. Historiographie, geste, romancero. P., 1997. P. 11-42.
Martín J. C. Vita ss. Leandri, Isidori Hispalensis, Fulgentii Astigitani et Braulionis Caesaraugustani ep. (BHL 481G): estructura, contenido y fuentes // Munus quaesitum meritis. Homenaje a Carmen Codoñer / Coord. G. Hinojo Andrés, J. C. Fernández Corte. Salamanca, 2GG7. P. 561-569.
Martínez Díez G. La colección canónica hispana. Vol. I. Estudio. Madrid, 1966.
Martyn J. R. C. Gregory and Leander: An Analysis of the Special Friendship between Pope Gregory the Great and Leander, Archibishop of Seville. Cambridge, 2G13.
Sejourné P. Le dernier père de l'èglise. Saint Isidore de Séville. Son rôle dans l' histoire du droit canonique. P., 1929.
Sirantoine H. L'Hispania dans la Chronica naiarensis // e-Spania. Revue interdisciplinaire d'études hispaniques médiévales et modernes. 2GG9. No 7: Chronica naiarensis. URL: http://e-spania. revues.org/18291 (дата обращения: 31.1G.2G16).
St Tikhons University Review.
Series II: History. Russian Church History.
2017. Vol. 74. P. 11-25
Elena Marey, PhD in History,
Associate Professor School of History at Higher School of Economics National Research University, 21/4, building 3, cab. L-309, Staraya Basmannaya ul., Moscow, 105066, Russian Federation
Doctor et Legislator Yspaniarum in the Era of the Reconquista: the Image of St. Isidore in the "Chronicon mundi" of Lucas de Tuy
E. Marey
In the 11th—13th centuries after the relics of Isidore of Seville had been moved from Seville, occupied by Muslims, to Christian Leon, Leon diocese began to form a cult of the saint. The development of this cult was due to the writings of Lucas de Tuy, canon of San Isidoro's Cathedral, later Bishop of Tuy in Galicia. The article analyzes the image of Isidore in his historical work, "Chronicon mundi", which covers the period from the Creation to the capture of Cordoba by Christians in 1236. The author analyzes what sources were used by Lucas de Tuy to create the image of St. Isidore, and shows its influence on further chronicles. For example, Isidore of Lucas appears as teacher and legislator of Spain, the guardian of the true faith, at contrast to the Prophet Muhammad, with whom, according to Lucas, he was almost met. Moreover, Isidore predicted not only the Arab conquest, but the subsequent Reconquista, and therefore became one of Spanish Christians patron.
Keywords: Lucas of Tuy, Isidore of Seville, the Reconquista, Latin cronicles.
Baloup D. 2002. Reconquête et croisade dans la Chronica Adefonsi Imperatoris (ca. 1150). Cahiers de Linguistique et de Civilisation Hispaniques Médiévales, 25. Lion, 453-480.
Bronish A.P. 2006. Reconquista und heiliger Krieg: Die Deutung des Krieges im christlichen Spanien von den Westgoten bis ins frühe 12. Jahrhundert (Spanische Forschungen der Görresgesellschaft, Zweite Reihe, 35), (trad. in spanish: Reconquista y guerra santa: La concepción de la guerra en la España cristiana desde los visigodos hasta comienzos del siglo XII desde los visigodos hasta principios del siglo XII, Granada.
Cazier P. 1994. Isidore de Séville et la naissance de l'Espagne catholique. Paris.
de Gaiffier B. 1961. Le culte de saint Isidore de Séville. Esquisse d'un travail. Isidoriana. Colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla, publicados con ocasion delXIVCentenario de su nacimiento por Manuel C. Díaz y Díaz. León, 271-283.
Falque E. 2015. En torno a la figura de Isidoro en el s. XIII: Lucas de Tuy. Antiquité Tardive. 23, 249-260.
Falque Rey E. 2000. La vida de Mahoma en las fuentes cristianas medievales: Lucas de Tuy. Philologia Hispalensis. 14. Fasc. 2. 211-216.
References
Fontaine J. 1988. Qui a chassé de Carthaginoise Sévérianus et les siens? Observations sur l'histoire familiale d'Isidore de Seville. Fontaine J. Tradition et actualité chez Isidore de Seville. London. 1, 349-400.
García Moreno L.A. 1974. La prosopografía del reino visigodo de Toledo. Salamanca.
González Muñoz F. 2002. La leyenda de Mahoma en Lucas de Tuy. Actas III Congreso Hispánico de Latín Medieval (León, 26-29 de septiembre de 2001). 1, León, 347-358.
González T. 1979. La iglesia desde la conversión de Reccared hasta la invasión árabe. Historia de la Iglesia en España / Dirigida por R.G. Villoslada. T. . Madrid.
Henriet P.1997. Hagiographie et politique à León au début du XIIIe siècle. Les chanoines réguliers de Saint-Isidore et la prise de Baeza. Revue Mabillon. Revue internationale d'histoire et de la littérature religieuses. 8 (t. 69). 53-82.
Henriet P. 2015. La guerra contra el islam : ¿une guerra santa, pero según que criterios ? El mundo de los conquistadores. Actas del congreso internacional, 4-6 de junio 2008 / ed. R. Domínguez Hernanz. Madrid-México, 319-338.
Henriet P. 2002. Rex, lex, plebs. Les miracles d'Isidore de Séville à León (XIe —XIIIe siècles). Mirakel im Mittelalter. Konzeptionen, Erschei-nungsformen, Deutungen / M. Heinzelmann, K. Herbers andD. Bauer (eds). Stuttgart, 334-350.
Hillgarth J.N. 1976. The Spanish Kingdoms, 1250-1516, 1. Oxford.
Karaulova M. K. Ot "PoemyoFernane Gonsalese"k "PervojvseobschejchronikeIspanii":osobennosti reprezentatsii obraza grafa Fernana Gonsalesa. Istoricheskj vestnik, 12 [159], 354-375.
Le Morvan G. La Chronica naiarensis: d'un néo-gothisme astur-léonais à un néo-gothisme castillan //e-Spania. Revue interdisciplinaire d'études hispaniques médiévales et modernes. No 7. 2009 : Chronica naiarensis, available at: http://e-spania.revues.org/18028 (31.10.2016).
Linehan P. 1993. History and Historians of Medieval Spain. Oxford.
Linehan P. 1987. Santo Martino and the Context of Sanctity in 13th-century León // Isiodoriana. Ponencias del I Congreso Internacional sobre Santo Martino en el VIII Centenario de su obra literaria (1185-1985)/ed. A. Viñayo. León, 687-697.
Linehan P. 1980. Spanish litigants and their agents at the thirteenth-century papal Curia // Past and resent in Medieval Spain // Proceedings of the Fifth International Congress of Medieval Canon Law, Salamanca, 21-25September 1976/ed. S. Kuttner andK. Pennington. Vatican City, 473501.
Linehan P. 1971. The Spanish Church and the Papacy in the thirteenth century. Cambridge.
Lucae Tudensis Chronicon mundi / cura et studio Emma Falque. 2003 // Lucae Tudensis Opera omnia. Corpus christianorum. Continuatio mediaevalis. - LXXIV. Turnhout, 1, 7-162.
Madoz J. 1960. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. León.
Marey E. S. 2014. Encyclopedist, bogoslov, jurist: Isidor Sevilskij i ego predstavlenija o prave I pravosudii. Moscow.
Marey E. S. 2015. Obraz Magometa v "Pervoj vseobschej chronike Ispanii": k voprosu o konstruirovanii religioznoj identichnosti. Vestnik RGGU. Seria: Istoria. Philologia. Kulturologia. Vostokovedenie, 9, 64-73.
Martin G. 1997. Un récit (la chute du royaume wisigothique d'Espagne dans l'historiographie chrétienne des VIII et IXsiècles). Idem. Histoires de l'Espagne médiévale. Historiographie, geste, romancero. Paris, 11-42.
Martín J.C. 2007. Vita ss. Leandri, Isidori Hispalensis, Fulgentii Astigitani et Braulionis Caesarau-gustani ep. (BHL 4810): estructura, contenido y fuentes//Munus quaesitum meritis. Homenaje a Carmen Codoñer /coord. G. Hinojo Andrés, J.C. Fernández Corte. Salamanca, 561-569.
Martínez Díez G. 1966. La colección canónica hispana, 1. Estudio. Madrid.
Martyn J.R.C. 2013. Gregory and Leander: An Analysis of the Special Friendship between Pope Gregory the Great and Leander, Archibishop of Seville. Cambridge.
Séjourné P. 1929. Le dernier père de l'èglise. Saint Isidore de Séville. Son rôle dans l'histoire du droit canonique. Paris.
Sirantoine H. 2009. L'Hispania dans la Chronica naiarensis // e-Spania. Revue interdisciplinaire d'études hispaniques médiévales et modernes. No 7. : Chronica naiarensis, available at: http://e-spania.revues.org/18291 (31.10.2016).
Ukolova V. I. 1989. Antichnoe nasledie i kultura rannego Srednevekov'ja (konets V — seredina VIIv.) Moscow.