Марей Елена Сергеевна, канд. ист. наук, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ Российская Федерация, г. Москва, ул. Старая Басманная ул., 21/4 стр. 3 elena.fontis@gmail.com
ORCID: 0000-0002-1482-7098
8асеквов у8. Ерксорш. Использование трактата «О семи церковных чинах» Исидором Севильским (источниковедческий аспект)*
Цель статьи — раскрыть методы и особенности интерпретации Исидором Севильским анонимного текста «О семи церковных чинах» (V — нач. VII в.). Это произведение, по традиции приписываемое Иерониму Стридонскому, рассказывает о функциях церковных прислужников и клириков. Исидор во многом переосмысливает его во второй части своего трактата «О церковных службах», посвященного происхождению и функциям церковных должностей. Исидор активно пользуется текстом своего предшественника, но почти никогда не приводит заимствованное предложение полностью и без изменений. Текст Псевдо-Иеронима использовался Исидором как набор риторических конструкций, которые нужны были епископу Севильи для выражения его собственных идей. Так, Исидор переосмысливает понятие sacerdos: в его тексте это прежде всего епископ. Сам образ епископа также наполняется у Исидора новым содержанием, и характерно, что для формирования этого образа используется только пролог из сочинения Псевдо-Иеронима, а не специальная глава, посвященная епископам. Sacerdos Исидора в противовес episcopus Псевдо-Иеронима активно включен в жизнь христианской общины: он произносит проповеди, наставляет паству, раздает милостыню, участвует в судопроизводстве и совершает таинства.
Трактат Исидора Севильского «О церковных службах» имеет огромное значение как для Церкви собственно Толедского королевства, так и шире — для формирования западного канонического права1. Исидор написал свое произведение
'* Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (проект №17-33-01155 «Трактат Исидора Севильского "О церковных службах": перевод, комментарий, исследование»).
Выражаю огромную благодарность моим коллегам и добрым друзьям — Михаилу Бир-кину и Сергею Воронцову за внимание к моей статье, помощь в ее подготовке и ценные замечания.
1 Séjourné P. Le dernier père de l'èglise. Saint Isidore de Seville. Sonrôle dans l' histoire du droit canonique. P., 1929. Р. 265—366. Трактат вошел в собрание сочинений Исидора, изданных испанским эрудитом о. Ф. де Аревало, которое затем было переиздано Ж.-П. Минем в Латинской Патрологии. Современное критическое издание трактата «О церковных службах», использованное в настоящей работе, было подготовлено виднейшим специалистом по рукописной традиции этого произведения английским исследователем К. Лавсоном (сыном А. К. Лавсо-
С. М. Марей
между 598—615гг2. по просьбе младшего брата Фульгенция, епископа Эсихи, пожелавшего иметь под рукой краткий внятный «справочник», описывающий различные церковные служения3. Этому посвящена первая часть трактата. Вторая рассказывает о возникновении того или иного чина и об обязанностях клириков и служителей. Она имеет отдельное предисловие, исходя из которого можно предположить, что Исидор решил написать историю возникновения церковных чинов сам, без всякой просьбы Фульгенция4. Интересно, что Ильдефонс То-ледский в числе сочинений Исидора упоминает лишь одну книгу5. Напротив, Браулион Сарагосский говорит о том, что трактат бытовал в двух книгах6, что дает нам возможность рассматривать их как единое произведение с единым замыслом и целью.
Исидор, посылая книгу брату, признавался, что при ее составлении использовал труды древнейших авторов и сам снабдил их комментарием7. К. Лавсон нашел в Исидоровом труде цитаты из произведений латинских и греческих отцов Церкви (последних Исидор читал в переводе), постановления церковных соборов, а также следы знакомства с иудейской традицией (через Иеронима Стридонского) и даже отсылки к античным поэтам и писателям8.
на, исследовавшего источники Исидорова трактата) и вышло в 1989 г. (Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis / Ch. M. Lawson, ed. Turnholti: Brepols, 1989). О рукописной традиции см. подробнее: Lawson C. M. Notes on De ecclesiasticis officiis // Isidoriana; colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla / M. C. Díaz y Díaz, ed. León, 1961. P. 299-304.
2 Séjourné. Op. cit. P. 55-56; Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. León, 1960. P. 46; Lawson C. M. Introduction // Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis... Р. 13-14.
3 Isidorus Hispalensis. De ecclesiastics officiis. praef.: «Quaeris a me originem officiorum, quorum magisterio in Ecclesiis erudimur, ut quibus sint inventa auctoribus, brevibus cognoscas indiciis» («Ты спрашиваешь меня о происхождении служб, учением коих мы просвещаемся в церквях, чтобы ты мог в двух словах узнать, кем они были установлены»). Здесь и далее перевод автора статьи.
4 Isidorus Hispalensis. De ecclesiastics officiis. praef. II: «Quoniam origines et causas officiorum quae in communi ab Ecclesia celebrantur ex parte aliqua explicuimus, deinceps exordia eorum qui divino cultui ministeria religionis impendunt ordine prosequamur» («Поскольку мы отчасти объяснили происхождение и причины служб, которые вообще совершаются в Церкви, теперь проследим по порядку происхождение тех, кто совершает религиозную службу для почитания Бога»).
5 Ildefonsus Toletanus. De viris illustribus 6 / C. Codoñer Merino, ed. // Ildefonsi Toletani epis-copi De virginitate Sanctae Mariae, De cognitione baptismi, De itineri deserti, De viris illustribus. Turnhout: Brepols, 2007. P. 475-642.
6 Braulius Caesaraugustanus. Renotatio librorum divi Isidori // Martín J. C. La «Renotatio li-brorum domini Isidori» de Braulio de Zaragoza (+ 651). Introducción, edición crítica y traducción. Logroño, 2002; Lawson. Introduction... P. 16-18.
7 Isidorus Hispalensis. Deecclesisticis officiis. praef.: «Itaque, ut voluisti, libellum de origine offi-ciorum misi, ordinatum ex scriptis vetustissimis auctorum, ut locus obtulit, commentatum, in quo pleraque meo stylo elicui, nonnulla vero, ita ut apud ipsos erant, admiscui» («Итак, как ты и хотел, я послал тебе книжицу о происхождении служб, составленную из сочинений древнейших авторов, снабженную комментарием, насколько позволило место, в которой многое я изложил своей рукой, а кое-что прибавил так, как было у них»).
8 Lawson A. C. The sources of «De ecclesiasicis officiis» of Saint Isidore of Seville // Revue Bénédictine. 1938. Vol. 50. 1-4. P. 26-36.
Одним из главных источников второй книги трактата стало небольшое произведение «О семи церковных чинах» (De septemor dinibus ecclesiae), по традиции приписывающееся Иерониму Стридонскому. На самом деле вопросы об авторстве, дате составления и аудитории этого произведения до сих пор относятся к числу нерешенных. Существуют две основные гипотезы: согласно первой, это сочинение появилось в Южной Галлии (точнее неизвестно) в начале V в., вторая же говорит о том, что произведение Псевдо-Иеронима было создано на Пиренейском полуострове в начале VII в.9 Так или иначе, трактат «О семи церковных чинах» сохранился в «Испанской эпитоме». «Эпитома» (Epitome Hispana)10, созданная между 598 и 610 гг.11, представляет собой коллекцию соборных канонов африканской, галльской и испанской церквей, а также некоторые папские послания и декреталии. «Эпитома» завершается трактатом Псевдо-Иеронима, правда в весьма укороченной форме. Любопытно, что составители «Эпитомы» указали интересующий нас источник как письмо Иеронима, адресованное Патруклу (вероятно, епископу Арля), возможно, по аналогии с папскими посланиями. В любом случае само упоминание в «Эмитоме» указывает на то, что произведение Псевдо-Иеронима было известно (хотя бы по названию) в Толедском королевстве12.
Исследователи почти единодушны во мнении, что этот трактат (наряду со многими другими) использовал Исидор Севильский, когда писал вторую книгу трактата «О церковных службах»13, что неудивительно: автор «О семи церковных чинах» кратко и доступно изложил обязанности священнослужителей, что, как мы помним, и было целью епископа Севильи. Но каким образом Исидор привлекает этот свой источник? Как он встраивает его в свой текст? Как меняет его смысл? Учитывая означенные вопросы, было бы логичным определить в качестве цели статьи источниковедческий анализ (точнее, отдельный его аспект) произведения Исидора: выявить творческое начало в работе Исидора с его источником, оставляя в стороне сравнительный богословский или философский анализ обоих сочинений.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на структуру двух произведений. Исидор Севильский начинает перечень церковных должностей с епископа14, переходя затем к хорепископам, пресвитерам, диаконам и т. д. по нисходящей. Напротив, «письмо» Псевдо-Иеронима начинается с описания низшей ступени в церковной иерархии — с могильщиков (fossariorumordo) и лишь в конце доходит до высших должностей — sacerdos и episcopus. Вообще, перечни должностей у Исидора и Псевдо-Иеронима совпадают далеко не всегда. Так, упоминавшихся
9 Reynolds R. The Pseudo-Hieronymian «De septem ordinibus ecclesiae». Notes on its origins, abridgments and use in early medieval canonical collections // Revue Bénédictine. 1970. Vol. 80. 3-4. P. 238.
10 См.: Martínez Díez G. El Epitome hispánico: una colección canónica española del siglo VII: estudio y texto crítico. Comillas, 1961.
11 См.: Ibid. Р. 71.
12 О влиянии см.: Reynolds. Op. cit. Р. 246-251.
13 Séjourné. Op. cit. P. 80; Lawson. The sources of «De ecclesiasticis officiis»... P. 28; Reynolds. Op. cit. P. 241.
14 Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis II. 5.
могильщиков Исидор в своем каталоге не приводит, зато, в отличие от своего источника, называет в числе церковнослужителей хорепископов (corepiscopi)15, ризничих (custodessacrorum)16, псаломщиков и экзорцистов17. В этой части своего трактата Исидор отходит от текста Псевдо-Иеронима и использует другие источники, в частности Statuta Ecclesiae antiqua («Древние установления Церкви»)18 и различные соборные каноны.
Исидор гораздо активнее использовал произведение Псевдо-Иеронима, когда писал об обязанностях диаконов, пресвитеров и епископов, к рассмотрению которых мы и переходим. В соответствующем фрагменте своего трактата Исидор рассказывает о происхождении должности диакона, основываясь на соответствующем фрагменте книги Чисел (Числ 3. 5—26), далее он приводит большой отрывок книги из Деяний Апостолов (Деян 6. 2—6), повествующий об избрании семи диаконов, чтобы «пещись о столах». Эта цитата раскрывает не только происхождение диаконского чина, но и его функций и обязанностей, и далее Исидор приступает к ее толкованию, используя текст Псевдо-Иеронима. Число диаконов, по мнению обоих авторов, несет в себе скрытый сакральный смысл: ведь и в книге Откровения (Откр 1. 20) речь идет о семи ангелах, трубящих в трубы19. Диаконы, подобно ангелам Апокалипсиса, являются провозвестниками Господа: молясь, преклоняя колена и распевая псалмы, они проповедуют слово Божие и обращают нас к Нему20. В общем, заключает Исидор, «sacerdos21 без них носит лишь имя, служения же не имеет»22.
15 Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis II. 6. См. О них: Христианство: Энциклопедический словарь I С. С. Аверинцев, ред. М., 1995. Т. 3. С. 167; Kottje R. Isidor von Sevilla und der Chorepiscopat II Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1972. Bd. 28. S. 533-536.
16 Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis II. 9.
17 Ibid. II. 12-13.
18 См., например: The Oxford Dictionary of the Christian Church I F. R. Cross, E. A. Livingstone, eds. Oxford, 19973. P. 1539.
19 Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis II. 8: «Et non sine aliquo septinarii numeri myste-rio; hii enim sunt quos in Apocalypsin legimus septem angelos tubis canentes, hii sunt septem candelabra aurea, hii uoces tonitruorum» («И не без некоторого таинства числа семь: ибо они суть те, о ком мы читаем в Апокалипсисе как о семи ангелах, трубящих в трубы; они суть семь золотых светильников, они грохот громов»).
De septem ordinibus ecclesiae 5: «Et hi sunt, quos in Apocalypsi legimus, septem angeli Ecclesia-rum, hi sunt septem candelabra aurea, hi voces tonitruorum, hi in similitudinem Noe sacramentorum justitiae praecones, non habentes in se maculam aut rugam...» («И они суть те, о ком мы читаем в Апокалипсисе, семь ангелов Церквей, они — семь золотых светильников, они грохот громов, они по образу Ноя провозвестники праведных, не имеющих пятна или морщины.»).
20 Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis II. 8: «Ipsi enim clara uoce in modum praeconis admonent cunctos, siue in orando, siue in flectendis genibus, siue in psallendo, sive in lectionibus audiendis; ipsi etiam, ut aures habeamus ad Dominum acclamant, ipsi quoque euangelizant» («Ибо они чистым голосом на манер провозвестников побуждают всех то молиться, то преклонить колена, то петь псалмы, то слушать чтения [Евангелия]; они же призывают нас обратить уши к Господу, они также проповедуют Евангелие»).
21 Это слово оставлено без перевода намеренно, чтобы показать ниже, что Псевдо-Иероним и Исидор понимают его по-разному.
22 Ibid.: «Sine ipsis sacerdos nomen habet, officium non habet». Под officium, скорее всего, подразумевается весь комплекс обязанностей священнослужителей, главнейшей из которых является богослужение (сравни с названием трактата Исидора).
Как можно заметить, епископ Севильи не следует буквально тексту своего источника: текст Псевдо-Иеронима подвергся сокращению и редактуре. Так, комментируя число диаконов, Исидор ограничился лишь первой частью довольно пространного Иеронимового толкования: тот, например, уподобил их не только «семи светильникам» Апокалипсиса, но и «провозвестникам праведных таинств, наподобие Ноя, не имеющим никакого пятна или порока». Вероятно, Исидор посчитал подобное сравнение излишним, ведь его целью было создание краткого «справочника» церковных чинов, а основную мысль Псевдо-Иеронима он уже успел передать. Что же касается заключительной фразы, то, заимствуя ее, Исидор практически полностью меняет ее смысл.
В самом деле, в устах Псевдо-Иеронима без Левия, основоположника чина левитов, sacerdos не имеет ничего — ни происхождения, ни имени, ни служения23. Но кто такой sacerdos? У Псевдо-Иеронима в широком смысле это слово означает священнослужителей вообще, а в узком — пресвитеров. Так, сам раздел о пресвитерах озаглавлен так: De sexto gradо Ecclesiae, qui Sacerdotum ordo est, то есть sacerdos напрямую отождествляется с пресвитерами. Впрочем, это нельзя считать убедительным доказательством, так как названия разделов могли быть добавлены позднейшим переписчиком. Правда, из следующей цитаты становится понятно, что пресвитеры так или иначе относятся к sacerdotes: «Шестой чин старейшин — это тот, который принадлежит к sacerdotes, которые называются пресвитерами...»24. Еще более показателен фрагмент заключительной главы. Здесь автор перечисляет те должности, на которые имеет право поставлять епископ: «Ибо он сам рукополагает sacerdotes, сам — левитов, сам — иподиаконов, сам — чтецов, сам — привратников, сам — могильщиков.»25. Если сравнить эту цитату с перечнем церковных чинов, то на месте sacerdotes окажутся пресвитеры.
В этом отрывке автор рассуждает о Левии, основоположнике чина левитов (диаконов). Без него sacerdos не имеет происхождения и имени, потому что выше Левий назван главой всех священнослужителей (caput omnium sacerdotium). Без него, в идеале, не может вестись служба, так как по крайней мере в вестготской литургии V—VII в. левиты (диаконы) играли огромную роль.
Сравним с текстом Исидора. Прежде всего, необходимо отметить, что sacerdos для него не столько священнослужитель вообще, сколько сам епископ; неслучайно глава, посвященная статусу епископа, носит название «De sacerdotibus»26. Согласно его трактату, роль диакона в богослужении состоит в следующем:
23 De septem ordinibus ecclesiae 5: «Denique et Levi, ut scriptum legimus, sacerdotalis tribus est, et caput omnium sacerdotum, sine hoc sacerdos nomen non habet, ortum non habet, officium non habet» (здесь и далее курсив наш. — Е. М.) («Наконец и Левий, как мы читаем в Писании, есть колено священное и начало всех священнослужителей: без него священнослужитель не имеет имени, не имеет происхождения, не имеет служения...»).
24 De septem ordinibus ecclesiae 6: «Sextus seniorum ordo est qui sacerdotibus datur, qui presby-teri dicuntur...».
25 De septem ordinibus ecclesiae 7: «Ipse (episcopus. — Е. М.) enim ordinat sacerdotes, ipse levitas, ipse subdiaconos, ipse lectores, ipse ostiarios, ipse fossarios...».
26 См.: IsidorusHispalensis. De ecclesiasticis officiis II. 5. См.: БиркинМ. Ю. Священство епископа в Толедском королевстве первой трети VII в. поданным сочинений Исидора Севильско-
Ибо как у епископа (sacerdote) освящение, так у прислужника — причащение; первому доверено молиться, второму — петь псалмы; первый освящает просфоры, второй раздает освященные. Ибо самим епископам не позволено самим брать потир со стола Господа, чтобы не возгордиться, если он не будет передан им диаконом. Левиты кладут приношения на алтарь, левиты готовят стол Господень, левиты закрывают ковчег завета27.
Конечно, перед нами — ученый трактат, т. е. некоторая идеальная модель, которая, однако, не всегда могла быть воплощена в жизнь. Но в настоящей статье важно отметить, что, по крайней мере в теории, без диаконов литургия не могла быть совершена. В этом контексте понятно утверждение Исидора, что епископ (sacerdos) не имеет без диакона служения (officium). Однако он имеет имя, поскольку, в отличие от Псевдо-Иеронима, Исидор не связывал епископа-sacerdos с Левием. Итак, на этом примере видно, как Исидор, заимствуя понравившуюся ему цитату, меняет ее текст в соответствии со своими идеями.
Изменение Псевдо-иеронимовой цитаты в трактате Исидора связано с тем, что оба автора по-разному описывали епископа, пресвитера и диакона, их образ и их обязанности. Так, автор сочинения «О семи церковных чинах» акцентирует внимание на том, что пресвитер может совершать таинство Евхаристии, и оно обладает той же божественной силой, что и совершенное епископом:
Ибо если кто-то наносит обиду и считает, что он не должен принимать Евхаристию, которую освятил пресвитер, то он в самом деле человек дурной, раз считает, что у Господа два тела: большее и меньшее. Больше — то, которое приготовляет епископ, меньшее — пресвитер. Такой человек разделяет Христа и тем наносит Ему оскорбление28.
Эмоциональный тон этого пассажа заставляет предположить, что за ним стоит какая-то полемика о совершении Евхаристии, участником которой является и Псевдо-Иероним. Впрочем, ниже автор говорит о том, что пресвитер может совершать евхаристию только в отсутствие епископа29. Исидор Севильский,
го: терминологический аспект II Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 10. С. 23-30.
27 Ibid. II. 8. 4: «Nam sicut in sacerdote consecratio, ita in ministro dispensatio sacramentiest, illi orare, huic psalleremandatur; ille oblata sanctificat, hic sanctificata dispensat. Ipsis etiam sacerdotibus propter praesumptionem non licet de mensa Domini tollere calicem, nisi eis traditus fuerit a diacono. Leuitae inferunt oblationes in altari, leuitae componunt mensam Domini, leuitae operiunt arcam te-stamenti».
28 De septem ordinibus ecclesiae 6: «Nam si quis ad injuriam revocet, aut putet se accipere non debere Eucharistiam, quam presbyter benedixit: isprofecto perversus est, credens Dominum duo corpora habuisse: unum majus, et unum minus. Majus quod episcopus conficit: quod presbyter, minus. Hic Christum dividit, eique facit injuriam».
29 De septem ordinibus ecclesiae: «Nec ego dico praesentibus episcopis atque astantibus altari, presbyteros posse sacramenta conficere. Sed si forte usus exegerit, ut venientes ad ecclesiam sacerdotes eisdem horis, quibus aut oblatio parata non sit, aut non possit offerri, non debere episcopum repudiare Eucharistiam presbyterorum, si ponatur in altari, quam accipi oportet propter Christum, quoniam corpus Christi est, sicut scriptum est: Vos enim estis corpus Christi et membra ex parte» («Я не говорю, что в присутствии епископов, стоящих у алтаря, пресвитеры могут совершать таинства. Но если вдруг нужда потребует, когда придут в церковь священники в те часы, в которые или при-
в общем, соглашается с мыслью своего предшественника. Согласно его точке зрения, пресвитер может совершать таинство Евхаристии наравне с епископом, проповедовать, однако право рукополагать клириков закреплено за епископом, чтобы избежать раздоров в церкви30.
Рассмотрим теперь, как Исидор Севильский представляет себе статус епископа. Следует оговориться, что именно он в трактате «О церковных службах» начал конструировать образ идеального епископа, воплотившийся затем в соборных канонах и подхваченный другими церковными деятелями Толедского королевства. Так, одной из первейших обязанностей епископа является чтение Священного Писания и канонов церковных соборов; также епископ должен следовать примеру святых подвижников и мучеников, усердно предаваться постам и молитвам, жить в мире с другими клириками (cum fratribus), никого не обвинять и не отлучать от Церкви, не разобравшись прежде в его деле31. В данном случае источником Исидора выступает, по-видимому, пролог к сочинению Псевдо-Иеронима32, в котором говорится о качествах священнослужителя вообще, а не только епископа.
частие не готово, или не может быть даровано, то не должно епископу отвергать Евхаристию пресвитеров, если кладется на алтарь то, что следует принять за Христа, поскольку это тело Христово, как написано: И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор 12. 27)).
30 Ibid. II. 6. 1-2: «His enim sicut episcopis dispensatio mysteriorum dei commissa est. Praesunt enim ecclesiae Christi, et in confectione diuini corporis et sanguinis consortes cum episcopis sunt, si-militer et in doctrina populorum et in officio praedicandi; ac sola propter auctoritatem summo sacerdoti clericorum ordinatio et consecratio reseruata est, ne a multis disciplina ecclesiae uindicata concordiam solueret, scandala generaret» («Ибо им, как и епископам, поручено причащение. Они являются предстоятелями церкви Христовой, вместе с епископами соучастниками в приуготовлении божественного тела и крови, равным образом и в наставлении паствы, и в проповеди. И лишь рукоположение и посвящение клириков закреплены за главным священником в силу его авторитета, чтобы церковный порядок, который многие хотят взять на себя, не утратил единства и не породил соблазн»).
31 Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis II. 5. 17: «Cujus prae caeteris speciale officium est Scripturas legere, percurrere canones, exempla sanctorum imitari, uigiliis, ieiuniis, orationibus incum-bere, cum fratribus pacem habere, nec quemquam in membris suis despicere, nullum damnare, nisi comprobatum, nullum excommunicare, nisi discussum» (Его особая обязанность среди прочих — читать Писание, просматривать каноны, подражать примерам святых, усердно предаваться бдению, посту и молитвам, поддерживать мир с братьями, никого среди членов своей [Церкви] не презирать, никого не осуждать, кроме как имея доказательства, никого не отлучать, кроме как после расследования).
32 De septem ordinibus ecclesiae. Prol.: «Omnes Scripturas mente percurre, totum Canonem lege: atque habens ante oculos exempla sanctorum, imitare quod bonum est, aemulare quod sanctum est. ... Cum omnibus fratribus tuis, sicut scriptum est, pacem habe. Consilia impiorum fuge: ne dum judicas, condemneris. ...Priusquam audias, ne judices quemquam: atque ante probationem accusationis illatae, neminem a tua communione suspendas: quia non statim qui accusatur reus est, sed qui convincitur criminosus» («Все Писание умом пробегай, всякий канон читай и, имея перед глазами пример святых, подражай благому, воспроизводи святое. .Со всеми своими братьями соблюдай мир, как написано. Избегай советов нечестивцев: когда ведешь суд, не осуждай. .Не суди никого, пока не выслушаешь, и не подвергай никого отлучению, пока не будет представлено доказательств обвинения, поскольку тот, кого обвиняют, не сразу виновен, но преступник тот, кто изобличен»).
Прочие качества и обязанности идеального епископа (щедрость, целомудрие, забота о бедных и раздача милостыни, забота о вдовах и сиротах, прием и размещение усталых путников) Исидор формулирует на основе других источников, в частности трактата «Об обязанностях священнослужителей» св. Амвросия Медиоланского и «Комментарии на послание к Титу» Евсевия Иерони-ма33 — по каким-то причинам эти тексты оказались для него предпочтительнее. После этого Исидор переходит к судебным обязанностям епископа. Так, разбирая дело, епископ не должен обращать внимание на статус истца и ответчика, но должен судить честно и по справедливости34. Примечательно, что в тексте Псевдо-Иеронима, который послужил источником этого фрагмента, речь не идет о ситуации суда: автор лишь говорит о том, что епископу следует общаться с богатыми и знатными людьми так, чтобы не обидеть бедного35. Здесь мы опять видим, как Исидор актуализирует свой источник.
Кроме того, материал пролога к трактату Псевдо-Иеронима используется Исидором, для того чтобы описать качества идеального епископа:
Также пусть будут ему присущи, согласно апостолам, кротость, терпение, трезвость, умеренность, воздержанность или стыдливость, чтобы он удерживал себя не только от того, чтобы совершить дурное, но и чтобы бросить на него взгляд или помыслить о грехе. И так, когда он не позволяет никакому пороку управлять собой, он сможет вымолить у Господа прощение за проступки паствы36.
Рассуждая таким образом, Исидор подкрепляет свою точку зрения ссылкой на Деяния Апостолов, однако, подводя итог вышесказанному, он цитирует (хотя и с изменениями) текст Псевдо-Иеронима37.
Удивительно, но последняя глава трактата «О семи церковных чинах», посвященная собственно епископам, не используется Исидором. Почему созданный Псевдо-Иеронимом образ оказался неактуальным? В произведении «О семи
33 Ср.: Hieronymus. Commentariorum In Epistolam Beati Pauli Ad Titum 1.8—9; 2.5; Ambrosius Medilanensis. De officiis ministrorum 2. 15. 70—72; 2. 21. 103—104 (примеч. К. Лавсона).
34 Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis II. 5. 19: «In negotiis autem saecularibus dirimendis oportet eum causam merito discernere, non gratia, neque enim sic debet episcopus suscipere potentem, ut contristet contra iustitiam pauperem, neque pro paupere auferat iustitiam a potente» («В разборе мирских дел подобает ему разбирать дело взвешенно, а не из соображений милости, ибо не должен епископ так поддерживать могущественного, чтобы против справедливости ущемлен был бедняк, и пусть не отнимает справедливость у могущественного в пользу бедного»).
35 De septem ordinibus ecclesiae Prol.: «Potentum personas, divitum notitias, salutantium obsequia ita accipe, ut pauperem non contristes, nec ulli fastidium excusationis inducas» («Принимай могущественных лиц, известия богачей, помощь приветствующих тебя так, чтобы не ущемить бедняка и не внушить никому отвращения»).
36 Ibid. II. 5: «Erit quoque illi etiam iuxta apostolum mansuetudo, patientia, sobrietas, moderatio, abstinentia, siue pudicitia, ut non solum ab opere immundo se abstineat, sed etiam a iactu oculi, et cogitationis errore, ita ut dum nullum uitium in se regnare permittit, impetrare apud Deum ueniam pro subditorum facinoribus ualeat».
37 Isidorus Hispalensis. De ecclesisticis officiis II. 5: « Qui enim ista sectauerit, et Dei minister utilis erit, et perfectum sacerdotium retentabit".. De septemordinibus ecclesiae. Prol.: "Ista si feceris, Deo utilis in omnibus comprobatus,perfectum sacerdotium in te retentabis".
церковных чинах» епископ (episcopus) предстает главой всей церковной и духовной жизни; именно он поставляет на должности остальных клириков, указывает им на их обязанности, он же имеет право карать и миловать священнослужителей, «сам держит ключи от Царствия Небесного, сам отпирает и запирает трон Божий, не имея никого над собой»38. Для выражения этой мысли автор использует весьма возвышенный стиль. Далее Псевдо-Иероним уподобляет епископа Господу:
В них (клириках. — Е.М.) части и доли добродетелей, в епископе телесно пребывает полнота божественности. И дело обстоит так, что ты узнаешь в епископе Господа, а в пресвитерах — апостолов, которые они и есть. Но поскольку написано: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15. 16), высшим священником называется тот, кто избирает; те же, кто избирается, — священниками39.
Таким образом, в трактате «О семи церковных чинах» первенство и авторитет епископа основаны на его уподоблении Господу. Епископ предстает скорее мистической, трансцедентальной фигурой, обладающей особой связью с Богом. В тексте главы, впрочем, отдельно о епископе сказано мало: епископ предстает там главой локальной Церкви, а потому рассматривается вместе с другими клириками (хотя о них речь шла выше). Так, пресвитеры оказываются «глазами» епископа, диаконы — «носом», псаломщики — «языком» и т. п.40 В общем, очевидно, что без них епископ не может справиться со своими обязанностями.
В отличие от своего предшественника, Исидор нигде не уподобляет епископа Господу, зато он гораздо большее внимание уделяет конкретике. Так, он подробно перечисляет и обосновывает требования, предъявляемые к будущему епископу41, затем рассказывает о епископских инсигниях— посохе и перстне42. Особенно подробно Севилец перечисляет обязанности епископа, о которых шла речь выше43. В целом, создавая образ идеального епископа, наши авторы очень по-разному расставляют акценты. Вероятно, именно поэтому Исидор и не использовал последнюю главу текста Псевдо-Иеронима в своем сочинении: он просто не нашел в ней нужных ему примеров.
38 De septem ordinibus ecclesiae 7: «Ipse enim ordinat sacerdotes, ipse levitas, ipse subdiaconos, ipse lectores, ipse ostiarios, ipse fossarios, ipse arundinem tenens metitur Jerusalem, ipse fabricae Dei praeest, ipse quod unusquisque facere debet ostendit, ipse damnat, ipse recipit, ipse ligat, ipse ligata solvit, ipse claves regni coelorum habet, ipse thronum Dei reserat et claudit, supra se nihil habens».
39 Ibid.: «In illis esse partes et membra virtutum, in episcopo plenitudinem divinitatis habitare cor-poraliter. Atque ita est, ut in episcopi Dominum, in presbyteris apostolos, qui et ipsi sunt, recognoscas: Sed quia scriptum est: Non vos me elegistis, sed ego elegi vos (Jn XV. 16): summus sacerdos qui elegit, dicitur; qui vero electi sunt, sacerdotes».
40 Ibid.: «Namque visui episcopatus presbyteria dantur... Levitae odoratui, quia ipsi sacerdotibus juncti, columnae et fundamentum veritatis sunt, ipsi spiritus forma, puris mentibus odor vitae in vitam sunt, et per omnes eorum odor sacrificii ascendit in conspectu Dei. Nathinnei auditui, ut audiant universi divinis verbis ac praeceptis sacerdotum et officiis levitarum. Sacri cantores sermoni, quod est linguae. Ostiarii sive fossarii ori...».
41 Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis II. 5. 10—11.
42 Ibid. II. 5. 12
43 Ibid. II. 5. 16-19.
* * *
Произведение «О семи церковных чинах» стало одним из основных источников Исидорова трактата «О церковных службах», в какой-то степени предопределивших его структуру и содержание основных глав, посвященных священнослужителям. Работая со своим источником, Исидор, конечно же, не мог не подвергнуть его собственной интерпретации. Как мы видим, епископ Севильи не только значительно сокращает текст своего источника: он использует лексику и обороты, как кирпичики, для формулировки своих собственных мыслей. Так как порой епископ Севильи кардинально меняет смысл фрагмента, на который он вроде бы опирается, возникает ощущение, что текст Псевдо-Иеронима нужен ему главным образом для заимствования удачных риторических конструкций и стилистических оборотов. В этом и заключается метод работы севильского епископа, неоднократно отмеченный исследователями44.
Немаловажно и то, что, отталкиваясь от текста Псевдо-Иеронима и даже цитируя его, Исидор тем не менее совсем по-новому расставляет акценты. Так, для Псевдо-Иеронима sacerdotes обозначает всех священнослужителей, но преимущественно пресвитеров. Для Исидора же sacerdos — это прежде всего и главным образом епископ, которому посвящена самая объемная глава трактата. В руках епископа, по Исидору, сосредоточены ключевые функции, обеспечивающие нормальное существование Церкви. Все прочие клирики, даже пресвитеры и диаконы, столь превозносимые Псевдо-Иеронимом, для Исидора отходят на второй план. Именно поэтому в главе, посвященной епископу, Исидор почти не использует текст соответствующей главы трактата Псевдо-Иеронима, а обращается лишь к прологу, который ему кажется более подходящим по содержанию.
Ключевые слова: Исидор Севильский, епископ, пресвитер, «О церковных службах», «О семи церковных чинах», Псевдо-Иероним.
Список литературы
Биркин М. Ю. Священство епископа в Толедском королевстве первой трети VII в. по данным сочинений Исидора Севильского: терминологический аспект // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 10. С. 23—30. Воронцов С. А. Философемы в первой книге «Дифференций» Исидора Севильского //
Вестник ПСТГУ. Серия: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). C. 27—45. Уколова В. И. «Различия» Исидора Севильского: Слово как инструмент познания // Средние века. 2016. Вып. 77 (3-4). С. 368-376. Ildefonsi Toletani episcopi De virginitate Sanctae Mariae, De cognitione baptismi, De itineri
deserti, De viris illustribus. Turnhout: Brepols, 2007. Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis / Ch. M. Lawson, ed. Turnholti: Brepols, 1989. Kottje R. Isidor von Sevilla und der Chorepiscopat // Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1972. Bd. 28. S. 533-536.
44 Об этой особенности работы Исидора с текстами предшественников см.: Воронцов С. А. Философемы в первой книге «Дифференций» Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). C. 27-45; Уколова В. И. «Различия» Исидора Севильского: Слово как инструмент познания // Средние века. 2016. Вып. 77 (3-4). С. 368376.
Lawson A. C. The sources of «De ecclesiasticis officiis» of Saint Isidore of Seville // Revue Bénédictine. 1938. Vol. 50. 1-4. P. 26-36.
Lawson C. M. Notes on De ecclesiasticis officiis // Isidoriana; colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla / M. C. Díaz y Díaz, ed. León, 1961. P. 299-304.
Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. León, 1960.
Martín J. C. La «Renotatio librorum domini Isidori» de Braulio de Zaragoza (+ 651). Introducción, edición crítica y traducción. Logroño, 2002.
Martínez Díez G. El Epitome hispánico: una colección canónica española del siglo VII: estudio y texto crítico. Comillas, 1961.
Reynolds R. The Pseudo-Hieronymian «De septem ordinibus ecclesiae». Notes on its origins, abridgments and use in early medieval canonical collections // Revue Bénédictine. 1970. Vol. 80. 3-4. P. 238-252.
Séjourné P. Le dernier père de l'èglise. Saint Isidore de Séville. Son rôle dans l' histoire du droit canonique. P., 1929.
St. Tikhons University Review. Marey Elena,
Series I: Theology. Philosophy. Candidate of Sciences in History,
Religious studies. Associate Professor
2018. Vol. 76. P. 11—22 School of History, National Research University
"Higher School of Economics" 24/1, Building 3, Staraia Basmannaia Str., Moscow 105066, Russian Federation elena.fontis@gmail.com
ORCID: 0000-0002-1482-7098
Sacerdos vs. Episcopus. The Employment of the Treatise De septem ordinibus ecclesiae by Isidore of Seville
(A Source Study)
E. Marey
The aim of this article is to reveal the methods and characteristic features of Isidore of Seville's interpretation of the anonymous text De septem ordinibus ecclesiae (5th — early 7th centuries). This text, traditionally attributed to St. Jerome, deals with the functions of church servants and clerics. Isidore reinterprets it in the second part of his book De ecclesiasticis officiis, also devoted to the origin and functions of clerics. Isidore often makes use of the text of his predecessor but almost never quotes the borrowed sentences completely and unchanged. The text of Ps.-Jerome was used by Isidore as a set of rhetorical patterns which he needed in order to express his own ideas. Thus, Isidore reinterprets the concept of sacerdos: in his text it is, first of all, the bishop. Besides, Isidore fills the image of the bishop with new content; it is significant that Isidore uses only the prologue from Ps.-Jerome's text, rather than a specific chapter devoted to bishops. Isidore's sacerdos, as opposed to the episcopus of Ps.-Jerome, is actively
involved in the life of the Christian community: he preaches, instructs the flock, gives alms, takes part in legal proceedings and performs the sacraments.
Keywords: Isidore of Seville, bishop, presbyter, De ecclesiasticis officiis, De septem ordinibus ecclesiae, Ps.-Isidore.
References
Birkin M. Ju., "Svjashhenstvo episkopa v Toledskom korolevstve pervoj treti VII v. po dannym sochinenij Isidora Sevil'skogo: ter-minologicheskij aspekt", in: Vestnik RGGU. Serija "Istorja. Filología. Kul'turologija. Vostokovedenie", 10, 2017, 23-30.
Ildefonsi Toletani episcopi De virginitate Sanctae Mariae, De cognitione baptismi, De itineri deserti, De viris illustribus, Turnhout, 2007.
Kottje R., "Isidor von Sevilla und der Chor-episcopat", in: Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters, 28, 1972, 533-536.
Lawson A. C., "The sources of«De ecclesiasticis officiis» of Saint Isidore of Seville", in: Revue Bénédictine, 50, 1938, 26-36.
LawsonC. M., "Notes on De ecclesiasticis officiis", in: Díaz y Díaz M. C., ed., Isido-riana; colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla, León, 1961, 299-304.
Lawson Ch. M., ed., Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis, Turnholti, 1989.
Madoz J., San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria, León, 1960.
Martín J. C., La "Renotatio librorum domini Isidori" de Braulio de Zaragoza (+ 651). Introducción, edición crítica y traducción, Logroño, 2002.
Martínez Díez G., El Epitome hispánico: una colección canónica española del siglo VII: estudio y texto crítico, Comillas, 1961.
Reynolds R., "The Pseudo-Hieronymian "De septem ordinibus ecclesiae". Notes on its origins, abridgments and use in early medieval canonical collections", in: Revue Bénédictine, 80, 1970, 238-252.
Séjourné P., Le dernier père de l'èglise. Saint Isidore de Seville. Son rôle dans l'histoire du droit canonique, Paris, 1929.
Ukolova V. I., "«Razlichija» Isidora Sevil'skogo: Slovokak instrument poznanij a", in: Sred-nieveka, 77, 2016, 368-376.
Voroncov S. A., "Filosofemy v pervojknige «Differencij» Isidora Sevil'skogo", in: Vestnik PSTGU. Serija: Bogoslovie. Filosofija, 50, 2013, 27-45.