Научная статья на тему 'Священство епископа в Толедском королевстве первой трети vii В. По данным сочинений Исидора Севильского: терминологический аспект'

Священство епископа в Толедском королевстве первой трети vii В. По данным сочинений Исидора Севильского: терминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
140
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ / ТОЛЕДСКОЕ КОРОЛЕВСТВО / "СЕНТЕНЦИИ" / ЕПИСКОП / СВЯЩЕНСТВО / SACERDOS / PONTIFEX / ISIDORE OF SEVILLE / KINGDOM OF TOLEDO / "SENTENCES" / BISHOP / PRIESTHOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Биркин Михаил Юрьевич

В статье рассматриваются представления Исидора Севильского (ок. 560-636) о священстве епископа. Соответствующие концепты sacerdos и pontifex конституировали воззрения прелата Севильи на роль епископа в жизни общества и государства. Анализ этих понятий демонстрирует, что именно полнота священства епископа определяла его особый статус и ведущую роль в Толедском королевстве первой трети VII в. Именно как sacerdos он воплощал в жизнь идею единства, лежавшую в основе идеологии этого государственного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The priesthood of bishops in the Visigothic Kingdom of Toledo in the 7th century first third in works by Isidore of Seville. Terminological aspect

The article examines Isidore of Seville (c. 560-636) notions on the priesthood of the bishop. The associated concepts of sacerdos and pontifex organized the views of the prelate of Seville on the role of bishop in the life of society and the state. An analysis of these concepts demonstrates that it was the bishop’s priesthood perfection that determined its special status and leading role in the Kingdom of Toledo in the first third of the 7th century. Just as sacerdos he embodied an idea of unity that underlay in the ideology of this state formation.

Текст научной работы на тему «Священство епископа в Толедском королевстве первой трети vii В. По данным сочинений Исидора Севильского: терминологический аспект»

М.Ю. Биркин

Священство епископа в Толедском королевстве первой трети VII в. по данным сочинений Исидора Севильского: терминологический аспект

В статье рассматриваются представления Исидора Севильского (ок. 560-636) о священстве епископа. Соответствующие концепты 8асеЫо8 и pontifex конституировали воззрения прелата Севильи на роль епископа в жизни общества и государства. Анализ этих понятий демонстрирует, что именно полнота священства епископа определяла его особый статус и ведущую роль в Толедском королевстве первой трети VII в. Именно как 8асеЫо8 он воплощал в жизнь идею единства, лежавшую в основе идеологии этого государственного образования.

Ключевые слова: Исидор Севильский, Толедское королевство, «Сентенции», епископ, священство, 8асеЫо8, pontifex.

В последние годы в центре внимания исследователей оказались не столько права и обязанности позднеантичного епископа, сколько природа его власти и статуса1, рассматриваемые нередко в терминологическом аспекте2. Однако подобных работ о Толедском королевстве VII в. практически нет3, несмотря на уникальное положение местного епископата по сравнению с другими романо-варварскими образованиями4. Под таким углом зрения не рассматривались и тексты Исидора Севильского (ок. 560-636), хотя именно его взгляды о епископстве и власти легли в основу идеологии этого королевства5.

Статья направлена на частичное восполнение этой лакуны: реконструировать воззрения Исидора о фигуре епископа через разбор

© Биркин М.Ю., 2017

Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 17-3301155 «Трактат Исидора Севильского "О церковных службах": перевод, комментарий, исследование»).

понятий засвтйоз (священник) и ропй/вх (первосвященник). Выбор этих терминов оправдан и в контексте визуальной культуры, имевшей большое значение в формировании идеологии и конструировании социума6. Образ епископа складывался из двух составляющих: пастырской и священнической, о чем свидетельствует его инсигнии - посох и перстень, которые в этом качестве впервые фиксируются именно в эпоху Исидора Севильского7. Судя по 28-му канону IV Толедского собора, без этих отличительных знаков епископское служение, суть которого они воплощали, было не-действительно8.

Sacerdos

Слово sacerdos (священник) в Толедском королевстве обозначало и епископа, и пресвитера: оба могли проводить таинство причастия9. Такая двойственность проявляется в течение IV в. и особенно с начала V в.10, когда пресвитеры стали самостоятельно совершать евхаристию в связи с проникновением христианства в сельскую местность и зарождением приходской системы11. В вестготской Испании она только оформлялась12, отчасти поэтому слово sacerdos подразумевало прежде всего епископа. Наиболее примечательно в этом отношении содержание и название посвященной епископу главы в De ecclesiasticis officiis Исидора - «De sacerdotibus»13.

По Исидору, sacerdos (священник) совершает священнодействие (sacrum dans) и жертвоприношение, посвящает (consecrat) и освящает (sanctificat)14. В последних двух терминах описывается евхаристия, а жертвоприношением (sacrificium) называются плоть и кровь Христа15. Учитывая принцип этимологизации Исидора16, сущность священника - в рассматриваемую эпоху, главным образом, епископа - проявлялась на литургии.

Несмотря на всю очевидность, именно эта мысль позволяет понять роль епископа в Толедском королевстве. Евхаристия, центральное событие в жизни Церкви, конституировала социальное бытие общества той эпохи, поскольку место традиционной гражданской общины заняла церковная. В Толедском королевстве она, сохраняя античные социально-политические характеристики, стала основой вестготской государственности17. Последняя выстраивалась на идее единства (unitas), ярко артикулированной на IV Толедском соборе под председательством Исидора Севильского18.

Идею единства и воплощает в экклесиологическом плане евхаристия, о чем говорит Исидор, почти дословно цитируя Киприа-

на Карфагенского: это таинство демонстрирует единение народа в теле Христовом19. Экклесиологии Отца Церкви III в. прелат Севильи придал социально-политическое измерение: по мнению исследователей, он понимал тело Христово и как основу общности королевства20. Поэтому кафолическое вероисповедание стало главным условием участия в общественной жизни21, что актуализировалось именно на литургии. Согласно Исидору, каждый христианин обязан ежедневно принимать причастие, если не исполнял епитимью22. Многие из совершающих публичное покаяние, означавшее также затворнический образ жизни, потерю в правах и невозможность вести дела, стремились получить причастие, чтобы скрыть свой позор. Наложение и снятие епитимьи контролировал преимущественно епископ23.

Впрочем, термин sacerdos через понятие sacrum (священное) указывал на обширный спектр действий, направленных на посредничество с Богом24. Речь идет в первую очередь о таинствах (sacramenta)25. По Исидору, таинства (sacramenta) названы так от тайных или священных сил (a secretis virtutibus vel a sacris)26. И если через «священное» можно увязать таинства с sacerdos как священником, то через «тайное» - именно как с епископом. Кольцо, передаваемое епископу при рукоположении, Исидор называет печатью тайн (signaculum secretorum), ибо епископы будто за печатью охраняют от несведущих людей божественные таинства (Dei sacramenta)21.

Термин sacramentum мог обозначать не только церковное таинство, но и знак или образ сокровенной реальности, в том числе и в экзегетическом плане28. Это слово использовалось Исидором для обозначения основ христианской доктрины: символ веры содержит все сакральное учение (sacramentum) христианских догматов29. Таким образом, епископ при рукоположении приобретал сакральное знание, недоступное остальным, и соответственно - право проповеди. Поэтому епископ именовался и пророком (vates)30, что хорошо зафиксировано в эпиграфике Толедского королевства31. Неслучайно вслед за рассматриваемым фрагментом в De ecclesiasticis officiis говорится о недопустимости возведения в епископский сан мирян, так как они не готовы учительствовать32. Словосочетания же sacerdotis magisterium (учение), sacerdotis praedicatio (проповедь), судя по контексту, относятся именно к епископу33. Предстоятель обращался к пастве как sacerdos: проповедовал он на литургии.

Более того, синонимичность слов secretum и sacramentum, значение слова signaculum (и печать, и след от нее, указывавший на владельца), как и его коннотации, связанные со Святым Духом34,

позволяют предположить, что перстень символизировал отмеченность епископа как сакральной фигуры и одновременно вытекающую из нее власть совершать все церковные таинства, т. е. полноту священства, что в том же месте буквально подтверждается другим значением перстня - это знак первосвященнической власти (signum pontificalis honoris)35.

Pontifex

Для Исидора Севильского священство в узком смысле слова (епископство, sacerdotium) и архиерейский сан (pontificalis ordo) равнозначны36. Слово pontifex, сохранившее римские коннотации превосходства и почтения37, подчеркивает полноту священства епископа, дававшую прерогативу миропомазания и рукоположения.

Формально крестить могли священники в широком смысле слова (sacerdotes), т. е. епископы и пресвитеры38. Но последние, не имея венца понтификата (pontificatus tamen apicem non habent), не могли совершать миропомазание, что разрешено только епископу (episcopus/pontifex)39. Это символизировал и его перстень: видимо, им наносилось миро на лоб крещенного40. А ведь именно миропомазание было окончательным подтверждением, что крестившийся стал членом Церкви и христианином41. Конфирмация приобрела особое значение из-за насильственного обращения иудеев в христианство, первая волна которого пришлась на 610-е гг.42 Миропомазание, как и допуск к причастию, было инструментом социального контроля и артикуляцией власти епископа как лидера церковной общины, имевшего превосходство над всеми членами клира43.

На первенство среди духовенства указывал сам термин pontifex. Исидор называет понтифика начальником священнослужителей (princeps sacerdotum) или первосвященником (summus sacerdos) и, говоря о праве епископа поставлять все церковные чины, использует именно это слово44. Он подчеркивает, что рукоположение клириков сохранено за епископом, чтобы сохранить согласие (concordia) в Церкви45, что снова отсылает к идее единства (unitas).

Залогом единства Церкви, по мнению Х. Орландиса, являлась коллегиальность вестготского епископата, а ее основанием - полнота его власти, которая подчеркивалась на Толедских соборах постоянным напоминанием об исключительном праве рукополагать46.

Наконец, епископ через комплекс вышеназванных понятий, связанных с термином pontifex, соотносится со Христом, который,

по словам Исидора, есть истинный начальник народов (verus dux populorum), истинный глава священников (verus princepssacerdotum) и господин епископов (dominuspontificum)47. Эти эпитеты говорят о Христе как Царе48 и отсылают к идее царственного священства, которое символизирует тонзура клириков49 и полнотой которого обладает епископ. Можно предположить, что как Христос является единым главой Церкви, так, уже в Толедском королевстве, епископ представлялся ее земным управителем.

Эту высшую степень царственного священства, судя по сочинениям Исидора, в рамках экзегетической традиции символизировало епископское кольцо: являющийся прообразом Христа Иосиф, когда был поставлен над всей землей Египетской, получил от фараона перстень как символ первосвященнического служения веры (pontificatum fidei), что увязывается с властью Христа проповедовать и судить (potestas praedicandi et iudicandi)50. Эта экзегеза рифмуется со словами Исидора о новозаветном установлении епископства: апостол Петр первым получил понтификат (pontificatus) и, следовательно, власть вязать и решить (ligandi soluendique potestas)51. Все это подразумевает первенство епископа в Церкви и его земную власть, реализуемую, в частности, через покаянную дисциплину.

Сделанные наблюдения наиболее релевантны в «Сентенциях» Исидора Севильского. Судя по структуре и содержанию текста, он демонстрирует развернутую модель христианского социума, в котором епископат - один из его основных институтов. Поэтому здесь встречается наибольшее количество эпитетов, определяющих разные стороны епископского служения (pastor, praepositus, rector, praesul, doctor)52. Они образуют синонимичные связи преимущественно со словом sacerdos53, часто здесь употребляемым. Термин episcopus, используемый редко, таких семантических отношений почти не порождает. Из этого следует, что действия епископа в обществе определялись именно его священнической властью, а не статусом фактически королевского чиновника, как полагал ряд ученых54.

Термины sacerdos и pontifex в Толедском королевстве не просто указывали на сакральный характер его фигуры55, но отражали самую суть его статуса, покоившегося на полноте священства: он был центром главного социально-политического измерения королевства - церковной общины. На этом основании епископ поддерживал общественный порядок и реализовывал политику единства, материально и мистически явленные в евхаристической литургии. В итоге именно как sacerdos епископ определял характеристики социального пространства города в Толедском королевстве.

Принятые сокращения

DEO - Sancti Isidori Hispalensis Episcopi De Ecclesiasticis Officiis / Ed. C.M. Lawson (= Corpus Christianorum Series Latina 113). Turnhout: Brepols, 1989. Diff. - Isidoro de Sevilla. Diferencias Libro I / Ed. C.C. Merino. Paris:

Les Belles Lettres, 1992. Etym. - Sancti Isidori Hispalensis Episcopi Etymologiarum sive Origi-

num libri XX / Ed. W.M. Lindsay. Oxonii: Typ. Clarendon, 1911. Exp. VT Gen. - Isidori Hispalensis Expositio in Vetus Testamentum. Genesis. XXX (18). Versus 2396-2399 / Ed. M.M. Gorman. Freiburg: Herder, 2009. Sent. - Isidori Hispalensis Sententiae / Ed. P. Cazier (= Corpus Christianorum. Series Latina 111). Turnhout: Brepols, 1997.

Примечания

1 См.: Rapp C. Holy Bishops in Late Antiquity: The Nature of Christian Leadership in an Age of Transition. Berkeley; Los Angeles: Univ. of California Press, 2005.

2 Di Berardino A. L'immagine del vescovo attraverso i suoi titoli nel Codice Teodosia-no // L'évêque dans la cité du IVe au Ve siècle. Image et autorité / Eds. É. Rebillard, C. Sotinel. Rome: École française de Rome, 1998. P. 35-48; Jerg E. Vir venerabilis. Untersuchungen zur Titulatur der Bischöfe in den außerkirchlichen Texten der Spätantike als Beitrag zur Deutung ihrer öffentlichen Stellung. Wien: Herder, 1970.

3 Castellanos S. Obispos y santos. La construcción de la Historia cósmica en la Hispania visigoda // La imagen del obispo hispano en la Edad Media / Eds. M. Aurell, Á. Car-cía de Borbolla. Pamplona: Univ. de Navarra, 2004. P. 15-37; Sánchez Salor E. Jerarquías eclesiásticas y monacales en época visigótica. Salamanca: Univ. de Salamanca, 1976. P. 15-111; Jerg E. Op. cit. S. 74-79, 207-217, 252.

4 Orlandis Rovira J. La iglesia en España visigótica y medieval. Pamplona: Univ. de Navarra, 1976.

5 Hen Y. Roman Barbarians: The Royal Court and Culture in the Early Medieval West. N. Y.: Palgrave, 2007. P. 142-143, 149.

6 Using Images in Late Antiquity / Eds. S. Birk, T.M. Kristensen, B. Poulsen. Oxford; Philadelphia: Oxbow Books, 2014. P. 3.

7 Raddatz A. Insignien, kirchliche // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 16 / Hrsg. G. Müller. Berlin: Verlag Walter de Gruyter, 1993. S. 199-200.

8 IV Tol. C. 28.

9 Etym. VII.12.21; Sánchez Salor E. Op. cit. P. 72-81.

10 Di Berardino A. Op. cit. P. 44-45.

11 Zizioulas J.D. Eucharist, bishop, church: The Unity of the Church in the Divine Eucharist and the Bishop During the First Three Centuries. Brookline: Holy Cross Orthodox Press, 2001. P. 205-208.

12 Orlandis Rovira J. Historia del reino visigodo español: los acontecimientos, las instituciones, la sociedad, los protagonistas. Madrid: Rialp, 2003. P. 285-286.

13 Сочинение было разделено на книги и главы еще в первой половине VII в.: Lawson C.M. The Date, Title, Arrangement and Division of the Work // Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis officiis / Ed. C.M. Lawson. Turnhout: Brepols, 1989. P. 16-18.

14 Etym. VII.12.17.

15 Ibid. VI.19.38.

16 Ibid. I.29.1; Fontaine J. Isidoro de Sevilla: génesis y originalidad de la cultura hispánica en tiempos de los visigodos. Madrid: Ed. Encuentro, 2002. P. 197-199.

17 См.: Биркин М.Ю. От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa от Августина Блаженного до Исидора Севильского // Вестник древней истории. 2017. № 77/1. С. 133-139.

18 Velázquez I. Pro patriae gentisque Gothorum statu // Regna and Gentes. The Relationship between Late Antique and Early Medieval Peoples and Kingdoms in the Transformation of the Roman World / Eds. H.-W. Goetz, J. Jarnut, W. Pohl. Leiden: Brill, 2003. P. 196-205.

19 DEO I.18.4-6.

20 Hillgarth J.N. The Position of Isidorian Studies: a critical Review of the Literature since 1935 // Isidoriana. Colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla. León: Centro de Estudios «San Isidoro», 1961. P. 59.

21 Drews W. The Unknown Neighbour: The Jew in the Thought of Isidore of Seville. Leiden: Brill, 2006. P. 279-281.

22 DEO I.18.3,7.

23 О покаянии см.: Fernandez Alonso J. La cura pastoral en la Espana visigoda. Roma: Iglesia Nacional Española, 1955. P. 511-573.

24 Diff. I.33(498).

25 Евхаристия, крещение, миропомазание: Etym. VI.19.39.

26 Ibid. VI.19.40. Cfr.: VI.19.42.

27 DEO II.5.12.

28 García Paredes J.C.R. Teología fundamental de los sacramentos. Madrid: San Pablo, 1991. P. 5-94.

29 Etym. VI.19.58.

30 Ibid. XII.12.13.

31 Gnilka C. Zur Frage der Verfasserschaft der ambrosianischen Tituli // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 2009. Bd. 168. S. 130-131.

32 DEO II.5.13.

33 Ibid.; Sent. III. 36.2.

34 Etym. VII.3.22.

35 DEO II.5.12.

36 DEO II.5.1.

37 Sánchez Salor E. Op. cit. P. 20.

38 DEO II.25.8-9.

39 Etym. VII.12.21; DEO II.27. 3-4.

40 Exp. VT Gen. XXX (18). Vs. 2396-2399.

41 DEO II.26.2; Hildefonsus Toletanus. Annatationum De Cognitione Baptismi. Cap. 122.

42 Чернина Л.В. Евреи в вестготском законодательстве // Вестготская правда (Книга приговоров): Латинский текст. Перевод. Исследование. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2012. С. 161-163.

43 Wood J. Elites and Baptism: Religious 'Strategies of Distinction' in Visigothic Spain // Elite and Popular Religion. Studies in Church History / Eds. K. Cooper and J. Gregory. Woodbridge: Ecclesiastical History Society. P. 9-10, 17.

44 Etym. VII.12.13; DEO II.5.3; II.7.1.

45 DEO II.7.2.

46 Orlandis Rovira J. La iglesia... P. 159-162.

47 DEO II.5.4.

48 Etym. VII.2.9.

49 DEO II.4.4.

50 Exp. VT Gen. XXX (18). Vs. 2388-2399; Piredda A.M.G. L'Anello episcopale // Stu-di in onore di Pietro Meloni. Sassari: Edizioni Gallizzi, 1988. P. 180-184.

51 DEO II.5.5.

52 Sent. III. 36.1, 39.1a, 39.4-6, 41.2, 45.3 etc.

53 Sent. III. 34.5, 35.2, 45.5 etc.

54 См., например: Клауде Д. История вестготов. СПб.: Евразия, 2002. С. 172.

55 Sánchez Salor E. Op. cit. P. 73-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.