Научная статья на тему 'ЭПИДЕМИЯ COVID-19 В РОССИИ: ПЕРЕСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ'

ЭПИДЕМИЯ COVID-19 В РОССИИ: ПЕРЕСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигарёва О. Г., Галочкин П. В., Никишин И. В.

Раскрывается роль образовательного процесса, его непрерывность в условиях пандемии COVID-19 и временной приостановки очного обучения, трансформация его в он-лайн- и офлайн-занятия. В России большинство учебных заведений по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ перешли на дистанционное обучение во время обострения ковид-ситуации. Это потребовало широкого использования информационно-коммуникативных технологий и активного вовлечения преподавателей в проведение дистанционных занятий через интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигарёва О. Г., Галочкин П. В., Никишин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 EPIDEMIC IN RUSSIA: RESTRUCTURING THE EDUCATIONAL PROCESS IN UNIVERSITIES ON THE REGIONS EXAMPLE

The role of the educational process, its continuity in the context of the COVID-19 pandemic and the temporary suspension of full-time education, its transformation into online and of ine classes is revealed. In Russia, the majority of educational institutions, on the recommendation of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, switched to distance learning during the exacerbation of the covid situation. This required the widespread use of information and communication technologies and the active involvement of teachers in conducting distance classes on the Internet.

Текст научной работы на тему «ЭПИДЕМИЯ COVID-19 В РОССИИ: ПЕРЕСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ»

УДК 614.446:378

О.Г. ЖИГАРЁВА, П.В. ГАЛОЧКИН, И.В. НИКИШИН

ЭПИДЕМИЯ COVID-ЛЭ В РОССИИ: ПЕРЕСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ

Раскрывается роль образовательного процесса, его непрерывность в условиях пандемии COVID-19 и временной приостановки очного обучения, трансформация его в онлайн- и офлайн-занятия. В России большинство учебных заведений по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ перешли на дистанционное обучение во время обострения ковид-ситуации Это потребовало широкого использования информационно-коммуникативных технологий и активного вовлечения преподавателей в проведение дистанционных занятий через интернет.

Ключевые слова: пандемия, дистанционное обучение, студенты, электронные образовательные ресурсы, цифровые платформы, высшие учебные учреждения, образовательный процесс.

The role of the educational process, its continuity in the context of the COVID-19 pandemic and the temporary suspension of full-time education, its transformation into online and offline classes is revealed. In Russia, the majority of educational institutions, on the recommendation of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, switched to distance learning during the exacerbation of the covid situation. This required the widespread use of information and communication technologies and the active involvement of teachers in conducting distance classes on the Internet.

Keywords: pandemic, distance learning, students, electronic educational resources, digital platforms, higher educational institutions, educational process.

В России эпидемия COVID-19 началась в январе 2020 года, с 16 марта правительство Москвы закрыло московские школы и учреждения дополнительного образования до 12 апреля 2020 года [6], вузы с 17 марта 2020 перешли на дистанционную работу. Первая волна эпидемии (март 2020 года - февраль 2021 года) привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании всех сфер жизнедеятельности, в том числе и в системе образования. Эта всемирная проблема затронула почти 1,6 млрд учащихся в более чем 190 странах всех континентов.

© Жигарёва О.Г., Галочкин П.В., Никишин И.В., 2021

По данным Минобрнауки, около 80% российских университетов перешли полностью на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных министерству вузов - все 100% (по материалам брифинга министра науки и высшего образования Валерия Фалькова от 25 марта 2020 года).

Быстрый переход к дистанционной форме обучения - мера вынужденная и экстренная. Не все университеты были готовы к радикальной перестройке учебного процесса, исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, оснащенности электронными образовательными ресурсами и готовности

преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов.

Вузы Москвы, подведомственные министерству, повторно были переведены на дистанционное обучение с 13 ноября 2020 года по 6 февраля 2021 года. Приказом Минобрнауки руководителям вузов также было предписано предусмотреть проведение не только занятий, но и зимних сессий в дистанционном формате и разработать меры дополнительной материальной поддержки студентов [2]. В результате такой перестройки увеличился объем заданий для выполнения студентами в домашних условиях.

Согласно социологическим опросам, проведенным в лидирующих вузах Москвы, таких как ВШЭ, МГУ, Финансовый университет при Правительстве РФ, РЭУ имени Плеханова и РАНХиГС, более 40% студентов отмечают увеличение учебной нагрузки в условиях онлайн-обучения, связанное с большим количеством материалов для самоподготовки. При этом у 64% респондентов появилось больше времени на сон, а трети студентов дистанционный формат обучения нравится даже больше, чем очный (рис. 1).

Рис. 1

Более 40% студентов считают обучение в вузе оторванным от требований рынка труда. В условиях эпидемии и соответствующих ограничений этот вопрос обострился - почти у половины респондентов снизились доходы за этот период, а кому-то из них пришлось бросить учебу, чтобы обеспечивать себя.

Около 25% преподавателей вузов не смогли адаптироваться к цифровым условиям и онлайн-занятиям. Большинство опрошенных считают традиционный формат образования более эффективным. В то же время с 30 до 70% выросла доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях

новые возможности. Каждый десятый преподаватель считает, что качество образования стало значительно лучше в условиях дистанционного обучения. Большинство респондентов согласились, что новый формат помог им освоить дополнительные инструменты и практики преподавания.

Исследование проводилось на базе вузов трех городов — Москвы, Воронежа и Краснодара.

В Финансовом университете при Правительстве РФ (Москва) в ходе проведения опроса среди студентов первого курса, было выявлено следующее: • после начала карантина 50% студентов отмечали, что эффектив-

ность их образовательного процесса снизилась;

более 40% отметили существенное увеличение учебной нагрузки; обострилось неравенство доступа к получению информации, так как 10% студентов из низкодоходных групп населения не имеют современной техники, которая отвечает всем функциональным требованиям к удаленному обучению, появляется необходимость их таргети-

рованнои поддержки

некоторые студенты испытывают серьезные психологические сложности при переходе на «дистант», в особой зоне риска - первокурсники (рис. 2);

одновременно с рисками появляются и новые возможности: трети студентов дистанционный формат обучения нравится больше, чем очный (по некоторым дисциплинам даже отмечается рост посещения занятий), у 49% стало больше свободного времени.

Рис. 2

На основании указа мэра Москвы от 27 января 2021 года № 5-УМ «О внесении изменений в указ мэра Москвы от 8 июня 2020 года № 68-УМ» с 1 февраля 2021 года прекратился режим дистанционной работы для всех категорий работников Финансового университета, выполняющих работу в дистанционном режиме.

В Воронеже режим самоизоляции был объявлен сразу после того, как декларировали, что регионы могут приостанавливать очное обучение не по распоряжению, а по собствен-

ноИ инициативе, т.е. в середине марта 2020 года. В городе проводились жесткие меры защиты от распространения заболевания, но показатели распространения COVID-19 стремительно росли по региону. Поэтому на карантин ушли все университеты, первым из которых был Воронежский государственныи медицинскии университет имени Н.Н. Бурденко. Затем закрылись школы, лицеи, гимназии, колледжи - все учебные учреждения были переведены на дистанционное обучение [1].

В Воронеже 35 высших учебных заведений. Мы провели опрос среди студентов первого курса ВГУ и ВГУИТ. Исследование показало, какие преимущества и недостатки видят студенты в дистанционном формате обучения.

Во-первых, одним из плюсов является, естественно, удобство, так как очевидно, что появляется больше времени для себя и учебы. Во-вторых, отмечается, что преподаватели стали лучше взаимодействовать со студентами. В их общении стало меньше напряжения и раздражительности.

Недостатки «дистанта» отражаются, главным образом, на недисциплинированных учащихся, не готовых самостоятельно разбирать учебный материал. Отсутствие контроля, а также возможные неполадки с оборудованием и доступом в интернет значительно снижали продуктивность обучения. И, как следствие, многие учащиеся после выхода вновь на очный формат об-

учения проходили через некий процесс повторной социализации, так как после длительного отсутствия общения вживую снизились коммуникационные навыки. К негативным факторам «дистанта» относится длительное нахождение перед экраном компьютера: это вредит зрению, нарушает осанку и неблагоприятно отражается на психике.

Опрос показал, что многие студенты учатся на платной основе, а дистанционная учеба, по мнению родителей, нарушала условия договора об очном обучении. Однако, несмотря на существенные минусы дистанционного обучения, по результатам опроса, количество учащихся, предпочитающих очное образование дистанционному, на 14% больше (57% против 43% за очное обучение). Это говорит о том, что студенты увидели и оценили множество преимуществ дистанционного формата (рис. 3).

■ "за" дистанционное обучение »"против" дистанционного обучения

Рис. 3

Таким образом, образование в Во- но, несмотря на этот факт, продолжает ронеже в период эпидемии было под- держаться на уровне, необходимом для вергнуто значительным колебаниям, непрерывности процесса обучения.

Рассматривая Краснодар, прежде всего мы изучили статистику заболеваемости в период с ноября 2020 года по февраль 2021 года. Она варьировалась от 130 до 190 человек в сутки. По сравнению с другими регионами России, Краснодар имел относительно низкий уровень заболеваемости [5]. В связи с этим в городе не наблюдалось массового закрытия высших учебных заведений, как в других регионах. Каждый вуз самостоятельно принимал решение о выборе формы обучения в период второй волны коро-навируса (ноябрь 2020 года - февраль 2021 года).

Исходя из сложившейся ситуации, большинство вузов Краснодара приняло решение сохранить очную форму образования во время второй волны коронавируса. Однако в период первой

волны Краснодарские вузы были переведены на дистанционный формат обучения. Социологический опрос был проведен тоже среди студентов первого курса краснодарских вузов: Кубанского государственного университета и Кубанского государственного аграрного университета.

Студентам были заданы следующие вопросы:

• Какую форму обучения вы предпочитаете?

• Какую форму обучения вы считаете более эффективной?

• Хотели бы вы вернуться к дистанционной форме обучения в период второй волны коронавируса?

Результаты опроса показали, что 67% опрошенных предпочитают очный формат обучения, а 33% - дистанционный (рис. 4).

"протие" дистанционного обучения Ш "за" дистанционное обучение

Рис. 4

Часто встречающимся аргументом в пользу дистанционного обучения была «экономия времени», так как транспортная система Краснодара несовершенна, и, несмотря на небольшую пло-

щадь города, пробки Краснодара могут сравниться с пробками Москвы.

Исследование выявило, что 78% студентов считают очную форму обучения более эффективной, а 22% -

дистанционную. Главными аргументами были те, что очная форма обучения лучше дисциплинирует и происходит более тщательный контроль усвоения материала студентами. В то же время 40% опрошенных хотели бы вернуться к дистанционному формату, а 60% имеют противоположное мнение. Были высказаны мысли о том, что в очном формате лучше ощущается «студенческая жизнь», больше коммуникаций и процесс об-

учения происходит более интересно и увлекательно. Итак, образование в Краснодаре в период эпидемии не было так же сильно подвергнуто значительным изменениям, как в других регионах России.

Проанализировав три города России (Москва, Воронеж, Краснодар), можно составить сравнительную диаграмму отношения студентов первых курсов различных городов к дистанционному и очному обучению (рис. 5).

Рис. 5

Данные по регионам незначительно отличаются друг от друга в пользу традиционной очной формы обучения.

Подводя итог нашего исследования, делаем следующий вывод: сферу образования в целом и высшего образования в частности можно назвать одной из тех, которые эпидемия коронавируса в России подвергла серьезным испытаниям в процессе перестройки и адаптации к новым условиям. Вузы сосредоточились на поиске новых форм обучения, пере-

смотре форм работы с учащимися, поиске нетривиальных решений, выразившихся в развитии онлайн- и оф-лайн-технологий. Большинство программ вузов столкнулось с вопросами логистики образовательного процесса для студентов из других регионов России и из-за рубежа (многие программы для иностранных студентов были приостановлены). Наиболее серьезным вызовом вузы считают снижение академической мобильности. Часть вузов не смогла организовать

непрерывный процесс онлайн-обуче- ганизовав онлайн-консультации или ния и временно приостановила свою выбрав формат самообучения для образовательную деятельность, ор- студентов.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Воронежские вузы останутся на дистанционном обучении из-за коронавируса. URL: https://yandex.ru/turbo/vestivrn.ru/s/news/2020/11/06/voronezhskie-vuzy-ostanutsya-na-distancionnom-obuchenii-iz-za-koronavirusa/ (дата обращения: 08.09.2021).

2. Все московские студенты перейдут на дистанционное обучение с 13 ноября. URL: https:// www.mos.ru/mayor/themes/15299/6927050/ (дата обращения: 08.09.2021).

3. Дистанционное обучение в условиях предупреждения распространения новой коронавирус-ной инфекции (COVID-19). URL: http://www.fa.ru/org/spo/mfc/Pages/metod_ukaz_COVID-19. aspx (дата обращения: 08.09.2021).

4. Инструкция по использованию цифрового рабочего места студента на основе Microsoft Teams для участия в дистанционных занятиях. URL: http://www.fa.ru/org/dpo/ipkippr/ Documents/2020apok/TeamsStudent.pdf (дата обращения: 05.08.2021).

5. Коронавирус в Краснодарском крае: официальная информация. URL: HTTPS://ADMKRAI. KRASNODAR.RU/CONTENT/1971/ (дата обращения: 05.08.2021).

6. Меры борьбы с коронавирусом в Москве. URL: https://www.mos.ru/city/projects/measures/ (дата обращения: 05.08.2021).

7. Меры по противодействию COVID-19: горячая линия. URL: http://www.fa.ru/covid19/ Pages/Home.aspx (дата обращения: 02.09.2021).

8. Перейдут ли вузы и колледжи Краснодарского края на дистанционку. URL: https:// ustlabinfo.ru/NEWS/2020-11-20-PEREYDUT-LI-VUZY-I-KOLLEDZHI-KRASNODARSKOGO-KRAYA-NA-DISTANTSIONKU/ (дата обращения: 02.09.2021).

9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.11.2020 № 1402 «О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования». URL: https://minobrnauki.gov.ru/ documents/?ELEMENT_ID=25887 (дата обращения: 02.09.2021).

10. Приказ от 22.01.2021 № 0080 «Об организации образовательной деятельности в Финансовом университете во втором полугодии 2020/2021 учебного года». URL: http://www.fa.ru/ covid19/Documents/0080_22_01_2021.pdf (дата обращения: 02.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.