Научная статья на тему 'О ПРИМЕНЕНИИ ФОРМАТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

О ПРИМЕНЕНИИ ФОРМАТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / ПЛАТФОРМА «ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» / КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривоносова Е.И., Морозова М.А.

В статье рассмотрены вопросы, поставленные вынужденным переходом на дистанционное вузовское обучение в связи с принятыми мерами по ограничению распространения пандемии COVID-19. Отмечается, что несмотря на активное развитие в МГТУ им. Баумана различных форм дистанционного обучения, переход на полный дистант выявил много проблем как организационно-технического, так и психологического характера. Авторы статьи на основе анализа создавшейся ситуации считают, что на современном этапе качественное образование студентов инженерных специальностей достижимо только при сочетания различных форм обучения, в том числе с обязательными очными занятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривоносова Е.И., Морозова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE DISTANCE EDUCATION FORMAT FOR STUDYING GRAPHIC DISCIPLINES

The article discusses the issues raised by the forced transition to distance learning in higher education in connection with the measures taken to limit the spread of the COVID-19 pandemic. It is noted that despite the active development at the Bauman University various forms of distance learning, the transition to full distance learning revealed many problems of both organizational, technical and psychological nature. The authors of the article, based on the analysis of the current situation, believe that at the present stage, high-quality education of engineering specialties is achievable only on the basis of a combination of various forms of education with obligatory full-time attendance of students.

Текст научной работы на тему «О ПРИМЕНЕНИИ ФОРМАТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

О ПРИМЕНЕНИИ ФОРМАТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Е.И. Кривоносова, старший преподаватель М.А. Морозова, старший преподаватель

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-199-203

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, поставленные вынужденным переходом на дистанционное вузовское обучение в связи с принятыми мерами по ограничению распространения пандемии COVID-19. Отмечается, что несмотря на активное развитие в МГТУ им. Баумана различных форм дистанционного обучения, переход на полный ди-стант выявил много проблем как организационно-технического, так и психологического характера. Авторы статьи на основе анализа создавшейся ситуации считают, что на современном этапе качественное образование студентов инженерных специальностей достижимо только при сочетания различных форм обучения, в том числе с обязательными очными занятиями.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-образовательные курсы, платформа «Открытое образование», качество дистанционного обучения, графические дисциплины.

Стремительное развитие информационных технологий послужило толчком к их активному использованию во всех сферах жизни, в том числе и в образовательной среде. МГТУ им. Баумана, как лидирующий технический ВУЗ страны, не мог остаться в стороне от прогресса, а кафедра инженерной графики стала одной из первых в университете, кто начал внедрять в образовательный процесс передовые компьютерные технологии.

Вместе с другими ведущими вузами страны МГТУ им. Баумана принял участие в создании и наполнении всероссийского портала открытого образования «Национальная платформа открытого образования». В самом университете была разработана платформа «Открытый МГТУ», на которой кафедра инженерной графики разместила свои методические наработки. Специально для платформы был разработан полный курс онлайн-обучения по инженерной графике и начертательной геометрии, в том числе видео-лекции, а также оригинальная система онлайн тестирования, которая апробировалась в учебном процессе в течение нескольких последних лет.

Таким образом, когда по объективным причинам, связанным с пандемией СОУГО-19, возникла необходимость в переходе к дистанционному образованию, кафедра была готова к внедрению разработок в учебную практику.

Вместе с тем, в первые недели дистанционного образования преподаватели кафедры столкнулись с множеством технических и организационных проблем.

Электронная почта университета не справлялась с количеством и объемом пересылаемых работ. Преподаватели получали по 150-200 писем в день, большинство из которых содержали графические файлы с работами, что приводило к переполнению почтовых ящиков и невозможности отправлять и получать новые письма.

Несмотря на то, что основные технические проблемы достаточно быстро удалось устранить, проблема проверки графических материалов не потеряла актуальность, так как на работу с письмами у преподавателей уходило время, значительно превышающее стандартный рабочий день. Ситуация также усложнялась тем, что в связи с карантином дома находились и

другие члены семьи, которые также должны были работать удаленно.

Для оптимизации учебного процесса кафедрой своевременно было принято решение строго придерживаться расписания занятий и консультаций, как это было при очном обучении.

Для общения со студентами преподавателями использовались утвержденные университетом приложения для видеоконференций: Zoom, Microsoft Teams и BlueButton.

Однако, несмотря на успешный опыт использования отдельных электронных форм (тестирование результатов обучения и видео-лекции), полномасштабный переход на дистанционную платформу оказался непривычным и для студентов, и для преподавателей. Далеко не все преподаватели обладали современной техникой, позволяющей эффективно работать по видеосвязи, интернет-канал часто не выдерживал возросшую нагрузку.

С целью анализа возникших проблем во многих вузах были проведены социологические исследования среди преподавателей. В частности, массовый онлайн опрос преподавателей Волгоградского государственного технического университета показал, что в новых условиях трудозатраты преподавателей существенно возросли. 85,5% опрошенных были согласны с этим

утверждением. При этом в единоличном пользовании домашний компьютер имелся только у 61% респондентов, треть сотрудников делила его с другими членами семьи, у 4% опрошенных вообще не было компьютера. [1].

Как видим, проблемы, выявленные в течение первых недель дистанта на кафедре РК-1, являлись типичными для многих вузов страны:

- ненормированный рабочий день;

- плохое оснащение компьютерной техникой;

- некачественное соединение с интернет, о;собенно для находящихся в сельской местности

- сложные условия (шумные соседи, отсутствие нормального рабочего места).

И это несмотря на, казалось бы, в целом успешную подготовку к переходу на дистанционное обучение.

Помимо перечисленных выше общих проблем наблюдались также и специфические трудности, присущие графическим дисциплинам. Проверка и корректировка работ в различных форматах файлов на экране компьютера требует как наличия набора программных пакетов для редактирования файлов, так и умения быстро в них работать, которые отсутствовали на момент начала пандемии.

Рис. 1. Пример проверенной работы студента в электронном виде

Кроме того, задания по инженерной графике включают в себя много практической работы непосредственно с деталями и сборками: анализ формы, измерения и эскизирование.

Все эти этапы работы невозможно полноценно сделать с виртуальными моделями, а, следовательно, материал не может быть полноценно изучен. Проверка точности построения на экране также весьма

проблематична. Преподавателям кафедры удалось успешно завершить семестр только лишь потому, что основная часть программы была уже выполнена студентами до дистанта.

Рис. 3. Пример зачетной работы студента

Кроме того, выяснилось, что несмотря на большой объем имевшихся на кафедре тестов и других методических материалов, их оказалось недостаточно для исключения возможности списывания. В электронном виде зачетные работы гораздо быстрее и легче передавать друг другу или выкладывать в интернет. Следить за студентами на зачете, когда на экране расположено 916 окон, практически невозможно. Про-

верка работ затягивалась на несколько часов, за это время студенты успевали исправить ошибки и переслать работы заново. Этот же вывод подтверждают преподаватели других вузов [2].

Следует отметить, что у студентов также возникли проблемы психологического характера. Первое время необычный формат занятий и приобретаемые новые навыки служили мотивирующим фактором, что

привело к росту посещаемости. Студенты не опаздывали, активно работали на веби-нарах, исправно посылали письма со своими работами.

Со временем энтузиазм угасал: все чаще вместо изображения с видеокамеры отображался черный экран, при этом студенты включали вебинар в фоновом режиме и занимались своими делами. Задания на проверку стали присылать реже и с опозданиями. С другой стороны, и студенты, и преподаватели, проводившие весь день у компьютера, переутомлялись, у многих начались проблемы со зрением, появилось ощущение дискомфорта, вплоть до депрессии [3].

Все эти факторы привели к тому, что к концу весеннего семестра средняя успеваемость студентов снизилась в сравнении с предыдущими годами, что особенно хорошо проявилось во время зачетов.

В итоге, несмотря на сложности этого периода, преподавателям кафедры инженерной графики удалось справиться с множеством проблем и в целом семестр был завершен удовлетворительно.

Проанализировав проблемы и недостатки, кафедра начала активно развивать и совершенствовать учебные и методические материалы: пополнять электронную библиотеку, разрабатывать подробные рекомендации к выполнению домашних заданий и лабораторных работ, расширять базу тестовых и экзаменационных заданий. Кроме того, в рамках курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава были проведены лекции и практические занятия по продвинутому использованию средств видеоконференций Zoom, Teams и др.

Ко второму этапу дистанционного образования, который начался осенью 2020 года, кафедра подошла более подготовленной. Материально-техническая база университета была модернизирована, преподаватели приобрели необходимый опыт работы на компьютере. Тем не менее, несмотря на все усилия, обучение по-прежнему шло тяжело, психологические проблемы, которые проявились на первом

этапе дистанта, теперь вышли на первый план. Студенты стали терять интерес к учебе, коллектив в группах не складывался, дисциплина резко упала, участились прогулы, все объяснения по поводу невыполненных работ сводились к отсутствию интернета. Фактически, за прошедший семестр студенты не только не привыкли к дистанционному обучению, а наоборот, накопленная психологическая усталость привела к ухудшению успеваемости по сравнению с предыдущим семестром.

Одним из драйверов успешного обучения является мотивация, которая формируется в том числе в процессе социальных взаимодействий как студентов с преподавателями, так и между студентами в группе в процессе обучения. Удаленная работа сделала практически невозможным все это, следовательно, повлияла и на мотивацию студентов. Просмотр будущими инженерами онлайн презентаций, участие в лекциях (пусть даже очень качественно подготовленных преподавателями и представителями производства), выполнение самостоятельных заданий исключительно дистанционно, в отсутствие «живых контактов» безусловно, сдерживали процесс освоения специальности и развитие практических навыков [4].

Анализируя результаты и проблемы, с которыми мы столкнулись во время периодов вынужденного дистанта, можно сделать однозначный вывод, что технически дистанционное обучение можно осуществлять на достаточно высоком по качеству уровне, однако психологические аспекты и последствия полностью дистанционной работы малоизучены, но при этом они оказывают существенное влияние на образовательный процесс.

Таким образом, следует заключить, что требуемый уровень качества высшего образования не может быть достигнут только посредством дистанционных технологий, а непременно должен включать, как и прежде, непосредственное общение студентов и преподавателей для получения наиболее эффективных результатов.

Библиографический список

1. Петрунева Р.М. Проблемы дистанционного образования глазами преподавателей: уроки коронавируса / Р.М. Петрунева и др. // Волгоград: Издательский Дом «Primo-Aspectu». - 2020. - №2 (42) - С. 65-71. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vstu.ru/uploadiblok/files/primo-aspectu/2(42)-2020.pdf, свободный.

2. Симонова Ж. Г. Академическое мошенничество как побочный эффект дистанционного образования // Электронный научный журнал INNOVA. - 2020. - №3 (20) - С. 7-9. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://innova-journal.ru/wp-content/uploads/2021/04/2020_3_20.pdf, свободный.

3. Филатова Н.С. Место дистанционного обучения в образовательной системе ВУЗов // Цифра в помощь учителю: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием. -Чебоксары: Издательский Дом «Среда», 2020.

4. Макаренко Е.И. Инженерное образование или техническое обучение в условиях современной пандемии? / Е.И. Макаренко, Е.А. Иванова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. -2021. - №1 (27). - С. 5-6.

APPLICATION OF THE DISTANCE EDUCATION FORMAT FOR STUDYING

GRAPHIC DISCIPLINES

E.I. Krivonosova, Senior Lecturer M.A. Morozova, Senior Lecturer Bauman Moscow State Technical University (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the issues raised by the forced transition to distance learning in higher education in connection with the measures taken to limit the spread of the COVID-19 pandemic. It is noted that despite the active development at the Bauman University various forms of distance learning, the transition to full distance learning revealed many problems of both organizational, technical and psychological nature. The authors of the article, based on the analysis of the current situation, believe that at the present stage, high-quality education of engineering specialties is achievable only on the basis of a combination of various forms of education with obligatory full-time attendance of students.

Keywords: distance learning, online educational courses, the «Open Education platform", quality problems of distance learning, problems of distance learning for graphic disciplines, social interactions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.