Научная статья на тему 'Эпидемиология дорожно-транспортного травматизма в Пермском крае'

Эпидемиология дорожно-транспортного травматизма в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
77
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ладейщиков В. М., Латышев М. П.

Analysis of rode accident traumatism in Perm' region showed that the numbeг of victims for the last five years increased by 6.1%. Causes of death in 95% cases were combined injuries. Injuries of the head, the chest and extremities were registered more frequently than other injuries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ладейщиков В. М., Латышев М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPIDEMIOLOGY OF RODE ACCIDENT TRAUMATISM IN PERM' REGION

Analysis of rode accident traumatism in Perm' region showed that the numbeг of victims for the last five years increased by 6.1%. Causes of death in 95% cases were combined injuries. Injuries of the head, the chest and extremities were registered more frequently than other injuries.

Текст научной работы на тему «Эпидемиология дорожно-транспортного травматизма в Пермском крае»

дифференциальная диагностика, лечение). - М., 2000.

5. Кискер К.П. и др. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия. - М., 1999.

6. Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985.

7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М., 1998.

8. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М., 2002.

9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.- Л., 1960.

10. Попов Ю.В., Вид В.Д. Клиническая психиатрия. - СПб, 1996.

11. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Парк-тическое руководство. - СПб, 2001.

12. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М., 1987.

13. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г.и др. //Соц. и клин. психиатр. - 2000. - № 1. - С. 81-97.

УДК 617-001-02:656.11]-036.22(470.53)

Поступила 14.07.07.

THE STRUCTURE OF INFANTILISM IN PATIENTS WITH SOMATOFORM DISORDERS

K.V. Pyrkova, E.V. Makaricheva Summary

Studied was the structure of mental infantilism in 42 patients with somatoform autonomic disorders. Shown was the fact that the principal position in the structure of mental infantilism in patients with somatoform autonomic disorders is held by the property “Weakness of I” as an emotional instability, which cannot express itself due to high restraint. The behavioral component “Weakness of I” was presented by sociability and conformity as a dependency on other opinion, evaluation and demand of the surrounding, a tendency to avoid conflicts.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

В ПЕРМСКОМ КРАЕ

В.М. Ладейщиков, М.ПЛатышев

Кафедра хирургии (зав. - проф. Л.П. Котельникова) факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Пермской государственной медицинской академии

Основной причиной тяжелых сочетанных и множественных травм являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП), которые составляют 51,2-80% [3, 6]. Только за 2004 г. на дорогах России погибло в 1,5 раза больше людей, чем за последние четверть века в вооруженных конфликтах и войнах [2]. С 1997 по 2004 г. в Российской Федерации число погибших в ДТП увеличилось на 27,8%, в странах Восточной Европы - на 6,3% [1, 5].

Цель исследования: изучить эпидемиологию дорожно-транспортного травматизма в Пермском крае.

Проведен анализ причин дорожнотранспортного травматизма по данным органов государственной инспекции безопасности дорожного движения о ДТП за пять лет (2003-2007). Всего за этот период зарегистрировано 19975 ДТП, в которых получили повреждения 26793 человека, из них 2252 ребенка. Объектом нашего внимания были только наиболее часто встречающиеся составляющие ДТП: участники дорожного движения (водитель, пассажир, пешеход и велосипедист) и 364

место происшествия — дорога. В исследование включены пострадавшие, возраст которых составлял 16 и более лет, из них мужчин было 14464, женщин - 9782.

Статистический анализ материала осуществлен на персональном компьютере с помощью программы «МБ Ехсе1-2003» и 81аИ811са 6.0. Изучаемые количественные признаки представлены в работе в виде где М - среднее арифметическое, Sd - стандартное отклонение. Группы сравнивали по количественным признакам с помощью непараметрического критерия Манна-Уйтни. Различия показателей считались достоверными при р<0,05.

Анализ места совершения ДТП показал, что в 13805 случаях (69,1%) это происходило в населенных пунктах. Лидирующее положение занимал г. Пермь, где произошло свыше одной трети всех происшествий. На долю крупных городов Пермского края приходилось до 16,1% всех происшествий, совершенных в условиях населенных пунктов. ДТП на дорогах вне населенных пунктов произошли в 5777 (28,9%) случаев.

Таблица 1

Распределение пострадавших в зависимости от вида ДТП

Виды происшествий Погибли Ранены Всего

абс. % абс. % абс. %

Наезд на пешехода 1327 5,5 7470 30,8 8797 36,3

Столкновение транспортных средств 951 3,9 6479 26,7 7430 30,6

Опрокидывание транспортного средства 590 2,4 5423 22,4 6013 24,8

Наезд на препятствие 166 0,6 1529 6,3 1695 6,9

Наезд на велосипедиста 15 0,05 145 0,7 160 0,8

Прочие 12 0,05 139 0,6 151 0,6

Всего 3061 12,5 21185 87,5 24246 100,0

В зависимости от времени суток установлено, что чаще всего ДТП совершались в период от 16 до 23 часов. Из дней недели наиболее опасной являлась суббота. В этот день регистрировалось заметное увеличение количества ДТП, числа пострадавших, в том числе с летальным исходом.

Важным при движении транспорта являлось состояние проезжей части. 55,3% ДТП происходило на сухой и 21,0% - на мокрой дороге, при этом на заснеженной дороге и в гололед - соответственно 7,1% и 4,9% ДТП. В дневное время совершалось 57,8% ДТП, в ночное - 20,9% и, как правило, в местах, где отсутствовало наружное освещение. Наиболее частой причиной повреждений, в том числе со смертельным исходом, был наезд автотранспортного средства на пешехода (табл. 1).

Число пострадавших в ДТП на территории Пермского края в 2007 г. по сравнению с 2003 г. возросло на 6,1% (р <0,05). 49,1% ДТП происходило вследс-

твие нарушений, допущенных пешеходами. Основная часть приходилась на переход пешеходов через проезжую часть в неустановленном месте (58,88%) и более четверти - вне пешеходного перехода (27,30%). 32% нарушений правил дорожного движения совершалось пешеходами в нетрезвом состоянии.

Анализ ДТП с позиций участников дорожного движения показал, что чаще других при авариях страдали пешеходы. На дорогах Пермского края зарегистрировано 8797 (36,2%) пострадавших пешеходов, 15,1% из них погибли. В ДТП пострадал 7521 водитель автотранспорта, из них 28,9% погибли на месте, остальные получили ранения различной тяжести. Часто в ДТП попадали и пассажиры. Среди пострадавших превалировали лица наиболее трудоспособного возраста (табл.2). Мужчин с благополучным исходом травмы было на 16,8% больше, чем женщин (12354 и 8831 соответственно; р<0,05).

Таблица 2

Возраст и категория участников дорожного движения, пострадавших в ДТП

Категория участника дорожного движения Возраст, лет

16 - 26 27 - 41 42 - 60 старше 60 Всего

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Водитель 2206 10,4 2706 12,7 1565 7,3 159 0,7 6636 31,3

Пассажир 2736 12,9 2284 10,7 1590 7,5 324 1,5 6934 32,8

Пешеход 1791 8,4 1728 8,1 2349 11,1 1602 7,6 7470 35,2

Велосипедист 47 0,2 28 0,1 50 0,3 20 0,1 145 0,7

Всего 6780 32,0 6746 31,8 5554 26,3 2105 9,9 21185 100,0

Таблица 3

Возраст и категория участников дорожного движения, погибших в ДТП

Категория участника дорожного движения Возраст, лет

16 - 26 27 - 41 42 - 60 старше 60 Всего

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Водитель 223 7,2 377 12,3 256 8,3 29 0,9 885 28,9

Пассажир 291 9,5 268 8,7 224 7,3 51 1,6 834 27,2

Пешеход 210 6,9 290 9,3 475 15,5 352 11,4 1327 43,3

Велосипедист 1 0,1 4 0,2 5 0,2 5 0,2 15 0,6

Всего 725 23,7 939 30,7 960 31,3 437 14,3 3061 100

Травмы различного характера и тяжести встречались среди пешеходов старше 42 лет, а также более молодого возраста чаще, чем среди лиц, находившихся в автомобиле (р<0,05). Подобная тенденция прослеживалась и при анализе возрастного состава погибших в ДТП. Наибольшее количество смертельных исходов зарегистрировано среди пострадавших в возрасте от 27 до 60 лет (табл.3). При этом погибших лиц мужского пола было в 2 раза больше, чем женского (2110 и 951 соответственно; р<0,001). От полученных травм пешеходы в возрасте старше 42 лет погибали чаще, чем лица, находившиеся в автомобиле (р <0,02).

Для оценки характера повреждений, закончившихся летально после ДТП, нами проведен анализ 146 актов судебномедицинского вскрытия. Установлено, что мужчины погибали в 2 раза чаще, чем женщины (101 и 45 соответственно;. р<0,001). В 96,5% случаях причиной смерти послужили сочетанные повреждения. Наиболее часто регистрировались травмы головы, грудной клетки и опорно-двигательного аппарата (табл.4). Сходная картина прослеживалась в г. Казани в 2002 г., где основной причиной смертности от черепно-мозговых травм (ЧМТ) являлись ДТП - 37,4% (222 чел.) от всех случаев фатальной ЧМТ. Летальность при транспортной ЧМТ достигала 26,4%. Пешеходы погибали в 2,33 раза чаще, чем пострадавшие, находившиеся в салоне автомобиля. Летальность при ЧМТ увеличивается с возрастом, потому возраст пострадав-366

шего - важный и независимый прогностический фактор исхода ЧМТ [4]. Повреждения головы в 10 случаях сопровождались травмой опорно-двигательного аппарата, в 9 - грудной клетки, в 4 - брюшной полости. У 23 погибших ЧМТ сочеталась с повреждениями 2 различных анатомических областей (опорно-двигательный аппарат и грудная клетка - 12, грудная клетка и кости таза - 6, грудная клетка и почки - 3, грудная клетка и позвоночник - 2). В 13 случаях повреждения головы сопровождались травмой 3 и 4 анатомических областей (грудная клетка, кости и органы брюшной полости - 6, грудная клетка, органы брюшной полости и почки - 4, грудная клетка, органы брюшной полости и позвоночник - 2, грудная клетка, органы брюшной полости, позвоночник и почки - 1).

Таблица 4

Локализация травматических повреждений у пострадавших вДТП

Локализация травмы Число пострадавших

абс. %

Голова 59 40,5

Органы грудной клетки 39 26,8

Опорно-двигательный аппарат 25 17,2

Органы брюшной полости 11 7,5

Таз 5 3,4

Забрюшинное пространство 4 2,7

Позвоночник 3 1,9

Всего 146 100

ВЫВОДЫ

1. Увеличение травматизма в результа-

те дорожно-транспортных происшествий на территории Пермского края является актуальной социально-экономической

проблемой, решение которой во многом зависит от своевременного и качественного оказания медицинской помощи пострадавшим.

2. Дорожно-транспортные происшествия наблюдались чаще на территории крупных городов и населенных пунктов и возникали при наезде на пешеходов, треть из которых находились в алкогольном опьянении.

3. Основной причиной смерти в результате дорожно-транспортного происшествия служат тяжелые сочетанные черепно-мозговые повреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма / Под ред. М. Педен, Р. Скарфилда, Д.Слита и др. / М., 2004.

2. Гуманенко Е.К. Политравма. Материалы международной конференции: Новые технологии в военнополевой хирургии и хирургии мирного времени. - СПб, 2006. - С.4-14.

3. Ермолов А. С., Абакумов М.М., Соколов В.А. // Хирургия. - 2003. - №12. - С.7-11.

4. Каримов Р.Х, Данилов В.Я//Казанский мед. ж. -2006. - № 3. - С. 229-232.

5. Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» / Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2005г., № 1707-р.

6. Курбатов Н.М., Давлатов Б.Н., Худайбердиев К.Т. // Ортопед., травматол. - 2004. - №1. - С.54-57.

Поступила 24.04.08.

EPIDEMIOLOGY OF RODE ACCIDENT TRAUMATISM IN PERM’ REGION

V.M. Ladeischikov, M.P. Latyshev

Summary

Analysis of rode accident traumatism in Perm’ region showed that the number of victims for the last five years increased by 6.1%. Causes of death in 95% cases were combined injuries. Injuries of the head, the chest and extremities were registered more frequently than other injuries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.