6. Долгов А. М. Цереброкардиальный синдром при ишеми-ческом инсульте // Вестн. интенсивной терапии. - 1995. - № 2. -С. 15-18.
7. Западнюк И. П. Лабораторные животные. Разведение, содержание, использование в эксперименте. - Киев: Вища школа, 1983.
8. Лебедев В. П. Об опиатном механизме транскраниальной электроаналгезии / В. П. Лебедев, А. Б. Савченко, Я. С. Канцель-сон (и др.) // Транскраниальная электростимуляция: экспериментально-клинические исследования. - Спб, 2005. - Т. 1 (третье издание). - С. 91-106.
9. Меерсон Ф. З. Патогенез и предупреждение стрессорных и ишемических повреждений сердца. - М.: Медицина, 1984. - 269 с.
10. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрес-сорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - С. 117-129.
11. Сергеев П. В., Шимановский Н. Л., Петров В. И. Рецепторы физиологически активных веществ: Монография. - Волгоград, 1999. - 159 с.
12. Селье Г. Концепция стресса как мы ее представляем в 1976 году // В книге: Новое о гормонах и механизме их действия. -Киев: Наукова думка, 1977. - С. 27-51.
13. Слепушкин В. Д. Исследование содержания гормонов ги-пофизарно-надпочечниковой системы в крови у больных острым инфарктом миокарда при лечении отечественным гексапептидом даларгином / В. Д. Слепушкин, Ю. Б. Лишманов, Т. В. Федорова (и др.) // Кардиология. - 1987. - № 27 (9). - С. 110-112.
14. Кушаковский М. С. Метаболические болезни сердца. -СПб: Фолиант, 2000.
15. Лишманов Ю. Б. Взаимодействие опиоидной и симпато-адреналовой систем при ишемическом повреждении сердца / Ю. Б. Лишманов, Ю. Б. Кондратьев // Физиол. журн. - 1995. -№ 81 (5). - С. 77-85.
16. Лишманов Ю. Б., Маслов Л. Н. Опиоидные нейропепти-ды, стресс и адаптационная защита сердца. - Томск: изд-во Том. ун-та, 1994. - 352 с.
17. Орлов В. Н. Руководство по электрокардиографии. -М., 1983. - С. 67.
18. Сыркин А. С. Инфаркт миокарда. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1998.
19. Трифонов И. Р. Биохимические маркеры некроза миокарда. Общая характеристика биомаркеров, их применение для диагностики инфаркта миокарда: обзор современных рекомендаций // Кардиология. - 2001. - № 11. - С. 93-95.
20. Трофименко А. И. Особенности электрокардиограммы у крыс с моделью церебральной ишемии, вызванной посредством коагуляции правой средней мозговой артерии / А. И. Трофименко, А. X. Каде, В. П. Лебедев (и др.) // Кубан. науч. мед. вестник. -2012. - № 2 (131). - С. 175-179.
21. Чуваев И. В. Изучение кардиопротекторных свойств препарата гепакардина / И. В. Чуваев, С. В. Глотова, А. А. Кудряшов (и др.) // Актуальные вопросы вет. биол. - 2010. - № 2 (6). - С. 26-33.
22. Barron S. A. Autonomic consequences of cerebral hemisphere infarction / S. A. Barron, Z. Rogovski, J. Hemli // Stroke. - 1994. -Vol. 25. - P. 113-116.
23. Johnson R. H. Neurocardiology: The interrelationships between dysfunction in the nervous and cardiovascular system / R. H. Johnson, D. G. Lambie, J. M. K. Spalding. - London, England: WB Saunders, 1984. - Р. 66-70.
24. Ledda F. Possible presynaptic inhibitory effect of etorphine on synaptic nerve terminals of guinea-pig heart / F. Ledda, L. Mantelli // Eur. j. pharmacol. - 1982. - Vol. 85. - Р. 247-250.
25. Wang-Fischer Y. Manual of stroke models in rats. - CRC Press Taylor& Francis Group, 2009. - 352 р.
Поступила 16.05.2013
м. и. ульянченко1, а. э. апагуни1, с. м. карпов2, с. в. арзуманов1, а. ю. власов1, а. а. эсеналиев1,
и. и. сергеев1, н. п. белянова2
динамика показателей травматизации в зависимости от механизма травмы у пострадавших в дтп жителей г. Ставрополя
Отделение сочетанной травмы МУЗ БСП, Россия, 355049, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 17;
2 кафедра неврологии Ставропольского государственного медицинского университета, Россия, 355017, г. Ставрополь, ул. Мира, 310
Было проанализировано и изучено состояние дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) в г. Ставрополе за период с 2010 по 2012 г. с участием взрослых и детей. Были изучены характер повреждений и их количественное соотношение у пострадавших в ДТП. Проведенный анализ позволяет утверждать, что за исследуемый период изолированная травма остается приоритетной и суммарно доминирует над сочетанной травмой. Состояние травматизма в г. Ставрополе при ДТП носит перманентно-нарастающий характер с преобладанием наездов автомобилей на пешеходов. Среди изолированных травм, полученных при ДТП, доминируют черепно-мозговые травмы, которые составили около 75% от всех изолированных травм за исследуемый период. Сочетанная травма с вовлечением двух областей составила 63% пострадавших, трех областей - 30%, где наиболее частое сочетание травм составили ЧМТ, травмы опорно-двигательного аппарата и повреждение внутренних органов.
Ключевые слова: травматизм, сочетанная, изолированная травма, дорожно-транспортные происшествия.
M. I. ULYANCHENKO1, A. E. APAGUNI1, S. M. KARPOV2, S. V. ARZUMANOV,
a. Yu. vlasov1, a. a. esenaliev1, i. i. sergeev1, n. p. belyanova2
DYNAMICS OF TRAUMATIZATION DEPENDING ON THE MECHANISM INJURIES
IN ROAD ACCIDENT OF VICTIMS PEOPLE STAVROPOL
1 Department associated trauma municipal acute hospital, Russia, 355049, Stavropol, str. Tuhachevskogo, 17;
2 department of neurology Stavropolsky state medical university, Russia, 355017, Stavropol, str. Mira, 310
It has been analyzed and studied the state of road traffic injuries (RTIs) in Stavropol for the period from 2010 to 2012 with adults and children. We studied the pattern of injuries and their relative proportions in road accident victims. Our analysis suggests that during the analyzed period isolated injury remains a priority and it totally dominates the associated trauma. State of injury in an accident in Stavropol is permanently-growing nature with a predominance of raids cars on pedestrians. Among the isolated injuries sustained in the accident, is dominated by traumatic brain injury, which accounted for about 75% of all isolated injuries over the study period. Combined injuries involving the two regions accounted for 63% of the victims, the three areas of 30%, where the most frequent combination was head trauma injuries, injuries of the musculoskeletal system and damage to internal organs.
Key words: injuries, coinfection, an isolated injury, car accidents.
Введение
Одной из актуальных медико-социальных проблем современности является сочетанная травма. Изучение данной проблемы позволяет уточнить, что частота встречаемости и тяжесть повреждений при ней увеличиваются. Данный факт является следствием ряда причин, одной из которой является научно-техническая революция с возрастанием механизации и увеличения количества транспортных средств [2, 3, 6, 7, 8, 9]. Отмечен рост удельного веса сочетанных травм у детей и подростков, причиной которых в большей мере являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП) [3, 7].
Цель исследования - изучить распространенность ДТП на территории г. Ставрополя и уточнить характер полученных травм, что позволит создать условия для проведения профилактической работы среди потенциальных участников дорожно-транспортного движения, а также эффективно распределять силы и средства станции скорой медицинской помощи (ССМП).
Материалы и методы
Нами было проанализировано и изучено состояние дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) в г. Ставрополе за период с 2010 по 2012 г. с участием взрослых и детей. Были изучены характер повреждений и их количественное соотношение у пострадавших в ДТП.
Результаты и обсуждение
Результаты статистического анализа по исследуемым годам позволили дать оценку состоянию случаев ДТП. Так, за 2010 г. количество всех вызовов по ССМП составило 139 591, а медицинская помощь на догоспитальном этапе была оказана 1023 пострадавшим в ДТП. Было отмечено, что повреждения имели индивидуальные особенности, связь которых была отмечена с видом транспортного средства, его конструкцией, скоростью движения автомобиля, зоной соприкосновения автомобиля с человеком.
По результатам анализа за 2010 г. было отмечено 785 случаев потерпевших вследствие ДТП. В качестве пассажиров были 270 пострадавших (34,4%), из них взрослых -223 человека (82,59%), детей - 47 человек (17,41%).
В качестве водителя - 127 человек (16,17%), в результате наезда транспорта пострадал 357 человек (45,5%), из них взрослых - 336 (94,11%), детей - 21 (5,89%).
Особую группу, на наш взгляд, составляют мотоциклисты из-за тяжести состояния пострадавшего после
ДТП. Так, в 2010 г. мотоциклистов пострадало 31 человек, что составило 3,9%. Среди них взрослых - 22 (2,8%) случая, детей - 9 (1,14%) случаев.
Проведенный анализ в 2011 г. позволил отметить, что всего ДТП составило 938 случаев. В качестве пассажиров были 234 пострадавших (24,9%). Из них взрослых - 217 человек (92,73%), детей - 17 человек (7,27%). Водителей пострадало 247 человек (26,33%).
Отмечено, что 441 человек (47,01%) пострадал в результате наезда, из них взрослых - 396 (89,8%), детей - 45 (10,2%). Мотоциклетная травма составила в этом году 16 случаев (1,71%), из них взрослых -13 (1,39%), детей - 3 (0,32%).
Количество ДТП в 2012 г. составило 889 случаев. В качестве пассажиров в этом году пострадали 226 человек (25,42%), из них взрослых - 206 (91,15%), детей - 20 (8,85%), водителей - 206 человек (20,82%). Сбито 435 человек (43,98%), из них взрослых - 403 (92,64%), детей - 32 (7,36%).
Мотоциклетная травма составила в этом году 22 человека (2,22%), из них взрослых - 19 (86,4%), детей -3 (13,6%).
Полученные нами данные о механизме травматических повреждений представлены на рисунке 1.
и наезды в пассажиры ш водители мотоциклисты
Рис. 1.
Механизм образования повреждений у пострадавших в ДТП (абсолютные числа)
Приведенные на рисунке результаты анализа свидетельствуют о том, что ежегодно по механизму образования травм у потерпевших в ДТП преобладают наезды автомобилей на пешеходов. Суммируя все эпизоды за анализируемый период, их количество составило 1233 случая (47,21%). Пострадало 1379 (27,94/%) пассажиров, 1065 (22,21%) водителей, 69 (2,64%) мотоциклистов.
Следует отметить, что наезды автомобилей, по данным различных авторов, а также по данным наших исследований, составляют до 40% от общего количества ДТП, что позволяет утверждать, что в механизме образования травм преобладают наезды транспортных средств на пешеходов [1, 2, 5].
По характеру повреждений у пострадавших в ДТП нами были выделены 3 группы пострадавших, которые были зафиксированы в медицинской документации, а также находились в отделении сочетанной травмы (рис. 2).
Первую группу составили пострадавшие с изолированными травмами. В 2010 г. - 463 (58,98%) от общего количества пострадавших за этот год, из них 439 взрослых (94,81%), 44 ребенка (5,19%). В 2011 г. -525 человек (55,97%), из них 501 взрослый (95,42%), 24 ребенка (4,58%). В 2012 г. число пострадавших составило 409 (46%), из них 381 взрослый (93,15%), 28 детей (6,85%).
Вторую группу составили пострадавшие с соче-танными травмами. В 2010 г. - 290 человек (36,94%), из них взрослых - 275 (94,82%), 15 детей (5,18%). В 2011 г. - 380 человек (40,51%), из них 368 взрослых (96,84%), 12 детей (3,16%). В 2012 г. - 449 человек (50,5%), из них 439 взрослых (97,77%), 10 детей (2,23%).
Третья группа - погибшие на месте при ДТП в результате тяжелой сочетанной травмы, не совместимой с жизнью. В 2010 г. это 32 человека (4,07%), все взрослые. В 2011 г. - 33 человека (3,52%), из них 32 взрослых (3,41%), 1 ребенок (0,1%). В 2012 г. - 31 человек (3,48%), все взрослые.
2010
2011
2012
Рис. 2. Характер повреждений у пострадавших в ДТП (в процентах)
Под изолированной травмой понимают повреждения одного анатомо-функционального образования опорно-двигательной системы (изолированный перелом бедра, плечевой кости, позвоночника, повреждение суставов и т. д.) или одного внутреннего органа в пределах одной анатомической области (полости), например, разрыв селезенки (брюшная полость) или разрыв легкого (грудная клетка) и т. д.
Распространенность изолированных травматических повреждений у пострадавших в ДТП в г. Ставрополе представлена в таблице 1. За среду мы брали численность постоянного населения г. Ставрополя, за явление - количество изолированных травм.
Из приведенных в таблице данных следует, что разница показателей незначима, уменьшение количества пострадавших с изолированными повреждениями в 2011 г. по сравнению с 2010 г. недостоверно (р>0,05).
Снижение абсолютных показателей в 2012 г. по сравнению с 2010 г. также недостоверно (р>0,05). Характер повреждений у пострадавших с изолированной травмой за 2010-2012 гг. представлен на рисунке 3.
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
Рис. 3.
Характер повреждений у пострадавших с изолированной травмой за 2010-2012 гг. ЧМТ - черепно-мозговая травма, ТНК - травма нижней конечности, ТВК - травма верхней конечности, ТГ - травма груди, ТТ - травма таза, ТЖ - травма живота (в абсолютных цифрах)
Из представленного рисунка наглядно видно, что черепно-мозговая травма (ЧМТ) является наиболее частым травматическим повреждением. За анализируемый период нами было отмечено, что 2010 г. количество ЧМТ ко всем травмам составило 77,75%, а в 2011 г. -76,38%. В этой группе травм на долю изолированных повреждений черепа и головного мозга в 2012 г. пришлось 409 случаев, где ЧМТ составила 72,86%. Нами отмечено, что процент ЧМТ относительно всех травм носил предсказуемый характер и составил в разные годы сопоставимые результаты.
Основной причиной тяжелых повреждений конечностей в мирное время являются ДТП, прежде всего наезды автомобилей на пешеходов. Травмы нижних конечностей встречаются в 2 раза чаще, чем верхних. Преимущественно доминируют переломы трубчатых костей, несколько реже - повреждения суставов, сухожилий, обширные повреждения мягких тканей, повреждения магистральных сосудов и нервов, что было отмечено и другими авторами [2, 8].
К сочетанным травмам относят повреждения механической силой двух или нескольких органов, различных полостей или одновременное повреждение внутреннего органа (или органов) и опорно-двигательного аппарата. Особенностью сочетанных травм является поражение жизненно важных органов, прежде всего легких и сердца, что ведет к развитию острой дыхательной недостаточности и неэффективности кровообращения, изменениям гомеостаза, возникно-
Таблица 1
Распространенность травм изолированного характера у пострадавших в ДТП
Годы Кол-во изолированных травм На 100 тыс. населения
2010 463 115,91±4,1
2011 525 129,66±3,8
2012 409 99,37±3,9
Примечание: * - между 2011 и 2010 гг. (р>0,05); ** - между 2012 и 2011 гг. (р>0,05); *** - между 2012 и 2010 гг. (р>0,05).
Таблица 2
Распространенность сочетанных травм по количеству случаев поврежденных анатомических областей у пострадавших в ДТП
на 100 тыс. населения
Год Количество сочетанных травм
Абс. На 100 тыс.
2010 290 72,6±4,24
2011 380 93,85±4,38
2012 449 109,09±4,11
Примечание: статистическая значимость показателей:
* - между 2011 и 2010 гг. (р>0,05); ** - между 2012 и 2011 гг. (р>0,05); *** - между 2012 и 2010 гг. (р<0,05).
вению гипоксии и полиорганной недостаточности [5, 8]. Распространенность сочетанных травм по количеству случаев и поврежденных анатомических областей представлена в таблице 2.
При определении распространенности сочетанной травмы за среду мы брали численность постоянного населения г. Ставрополя, за явление - количества сочетанных травм и поврежденных анатомических областей за год. Было отмечено достоверное (р<0,05) увеличение количества сочетанных травматических повреждений у пострадавших с 2010 г. по 2012 г. Разность показателей между 2011-2010 гг. и между 2012-2011 гг. была недостоверной (р>0,05). Подобная закономерность отмечена нами при анализе количества поврежденных областей у пострадавших с соче-танными травмами. Структура травматических повреждений в зависимости от количества поврежденных анатомических областей у взрослых пострадавших с сочетанными травмами отображена в таблице 3.
Анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что травмы двух областей наблюдались в среднем у 63% пострадавших, трех областей - у 30% пострадавших, четырех областей и более - у 7% пострадавших.
Результаты литературного анализа, а также данные собственных наблюдений позволяют судить о том, что общее количество повреждений у пострадавших с сочетанной травмой превышает число пострадавших ввиду наличия у некоторых из них сразу нескольких локализаций травм, что соответствует приведенным в литературе данным [1, 2, 9].
Следует отметить, что при травматических повреждениях при ДТП наиболее частое сочетание травм составляют: ЧМТ, травмы опорно-двигательного аппарата, повреждения внутренних органов. В этой связи следует отметить, что наиболее часто встречающимся компонентом сочетанных травм является черепно-мозговая травма, возникающая вследствие поражения механической силой не только черепа и головного мозга, но и других (внечереп-ных) органов. Поэтому основным диагностическим критерием при сочетанной ЧМТ является церебральный дефицит с уточнением и поддержанием витальных функций организма, на что указывают другие авторы [2, 5, 10].
Проведенный анализ позволяет утверждать, что за исследуемый период изолированная травма остается приоритетной и суммарно доминирует над сочетанной травмой.
Таким образом, состояние травматизма в г. Ставрополе при ДТП носит перманентно-нарастающий характер с преобладанием наездов автомобилей на пешеходов.
Результаты исследования дают возможность выявить некоторую закономерность, которая позволяет объяснить нарастающую травматизацию тем, что в большинстве случаев пешеходами и водителями не соблюдаются правила дорожного движения, определенной безнаказанностью/безответственностью за нарушение правил дорожного движения, состоянием автомобильных дорог, и не менее важным, на наш взгляд,
Таблица 3
Распределение травматических повреждений у пострадавших в ДТП жителей г. Ставрополя в зависимости от количества поврежденных областей
Всего поврежденных областей 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Абс. % Абс. % Абс. %
2 области 179 61,72 243 63,94 291 64,81
3 области 89 30,68 110 28,94 139 30,95
4 области 22 7,6 27 7,12 19 4,24
Всего 290 100,0 380 100 449 100
Всего поврежденных областей 779 874 947
является тот факт, что значительно увеличилось число банский научный медицинский вестник. - 2011. - № 5 (128). -
транспортных средств в г. Ставрополе. С. 171-173.
Среди изолированных травм, полученных при ДТП, 5. Мыльникова Л. А. Лечебно-тактические аспекты организа-
доминируют черепно-мозговые травмы, которые соста- ции оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-
вили около 75% от всех изолированных травм за ис- транспортных происшествиях на догоспитальном этапе // Скорая
следуемый период. мед. помощь. - 2001. - № 2. - С. 7-10.
Сочетанная травма с вовлечением двух областей 6. Мыльникова Л. А. Медицинское обеспечение безопасности
составила 63% пострадавших, трех областей - 30%, дорожного движения / Скорая мед. помощь. - 2003. - № 1. - С. 5 - 9.
где наиболее частое сочетание травм составили ЧМТ, 7. Немсадзе В. Н. Детский травматизм как социальная про-
травмы опорно-двигательного аппарата и поврежде- блема // Материалы 6-го конгресса педиатров России. - М., 2000. -
ния внутренних органов. С. 17-19.
8. Сингаевский А. Б. Причина летальных исходов при тяже-
ЛИТЕРАТУРА лой сочетанной травме // Вестн. хирургии им. Грекова. - 2002. -
1. Горяинов М. И. Организационные, правовые и экономиче- Т. 161. № 2. - С. 62-65.
ские аспекты оказания стационарной медицинской помощи по- 9. Ульянченко М. И., ХоджаянА. Б., АпагуниА. Э., Карпов С. М.,
страдавшим в дорожно-транспортных происшествиях: Авторефе- Назарова Е. О. и др. Анализ дорожно-транспортного травматиз-
рат канд. мед. наук. - С.-Петербург, 2009, - 28 с. ма у жителей г. Ставрополя // Фундаментальные исследования. -
2. Данилова О. Ю. Повышение эффективности медицинской 2013. - № 5 (часть 2). - С. 427-430.
помощи на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных повре- 10. King B. S. The early assessment and intensive care unit
ждениях: Автореферат канд. мед. наук. - Владивосток, 2005. - 24 с. management of patients with severe traumatic brain and spinal cord
3. Карпов С. М. Нейрофизиологические аспекты детской череп- injuries / I. B. S. King, R. Gupta, R. K. Narayan // Surg. clin. n. amer. -но-мозговой травмы. - Ставрополь: изд-во СтГМА, 2010. - С. 184. 2000. - Vol. 80. № 3. - P. 855-870.
4. Христофорандо Д. Ю., Карпов С. М., Шарипов Е. М. Че-
репно-лицевая травма, структура, диагностика, лечение // Ку- Поступила 14.05.2013
е. в. фефелова, с. в. изместьев, п. п. терешков, н. н. цыбиков, а. а. дутова, бямбаагийн ариунсанаа, и. и. бородулина
К ПАТОГЕНЕЗУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОМОЦИСТЕИНОМ ДИСФУНКЦИИ ЭНДОТЕЛИЯ У НИКОТИНОЗАВИСИМЫХ ЛИЦ
Кафедра патологической физиологии ГБОУВПО «Читинская государственная медицинская академия Минздрава России»,
Россия, 672090, г. Чита, ул. Горького, 39а, тел. 8-924-371-4824. E-mail: fefelova.elena@mail.ru
Обнаружено, что даже при небольшом стаже курения (средний показатель индекса курения - 4,9 пачки/лет, средний стаж курения 2,2±0,5 года) наблюдается развитие дисфункции эндотелия, проявляющейся в выраженных нарушениях показателей микроциркуляции, 7-кратном увеличении уровня циркулирующих эндотелиоцитов со значительным увеличением числа мертвых клеток, изменении цитокинового статуса. Предполагается, что одним из механизмов развития дисфункции эндотелия у никотинозависимых лиц является модификация белков повышенным уровнем общего гомоцистеина с появлением аутоантител к модифицированным белкам.
Ключевые слова: гомоцистеин, дисфункция эндотелия, аутоантитела к альбумину, модифицированному гомоцистеином.
E. V. FEFELOVA, S. V. IZMESTYEV, P. P. TERESHKOV, N. N. TSYBIKOV, A. A. DUTOVA, BYAMBAAGIYN ARIUNSANAA, 1.1. BORODULINA
TO PATHOGENESIS OF ENDOTHELIAL DYSFUNCTION FORMATION BY HOMOCYSTEINE
IN NICOTINE DEPENDENT PERSONS
Department of pathological physiology GBOU VPO Chita state medical academy Minzdrava of Russia, Russia, 672090, Chita, Gorkova str., 39a, tel. 8-924-371-48-24. E-mail: fefelova.elena@mail.ru
The development of endothelial dysfunction was revealed even at short experience of smoking (middle index of smoking - 4,9 packet/year, middle experience of smoking 2,2±0,5 years). Endothelial dysfunction appears in significant disorders of microcirculation, 7-time multiplication of level of circulating endothelial cells with considerable increase of mortal cells number, change of cytokine status. One of the mechanisms of endothelial dysfunction in nicotine dependent persons was supposed to be the protein modification by elevated level of total homocysteine with the appearance of autoantibodies to the modified proteins.
Key words: homocysteine, endothelial dysfunction, autoantibodies to albumin modified by homocysteine.