Научная статья на тему 'ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ПО БРУЦЕЛЛЕЗУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ В 2007–2011 гг.'

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ПО БРУЦЕЛЛЕЗУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ В 2007–2011 гг. Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — С.Д. Джамбинов, Л.Б. Михаляева, Е.С. Бембеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ПО БРУЦЕЛЛЕЗУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ В 2007–2011 гг.»

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

июне — 0,67, июле — 1,23, августе — 1,27, сентябре — 1,68, октябре — 1,14, ноябре — 1,29, декабре — 1,43.

Болели в основном жители 5 административных районов, расположенных в пределах Присурского лесного массива, и 4 административных районов, расположенных в Приволжском дубравном ЛЭР. Заражение людей хантавирусом происходило в летне-осенний период при посещении лесов. В зимний период заражение людей в основном происходит в домашних условиях.

Следовательно, на территории Чувашии существуют активные очаги хантавирус ов, при этом места повышенного риска возникновения заболеваемости ГЛПС расположены в пределах Присурского лесного массива и Приволжского дубравного ЛЭР. Основным резервуаром и источником патогенного хантавируса является рыжая полевка.

Полученные результаты мониторинга природных очагов хантавирусов позволили заблаговременно совместно со всеми заинтересованными службами и ведомствами организовать проведение комплекса неспецифических противоэпидемических мероприятий на конкретных территориях и снизить риск возникновения заболеваемости в последние годы.

СОВРЕМЕННАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПО КЛЕЩЕВОМУ ВИРУСНОМУ ЭНЦЕФАЛИТУ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Т.Н. Детковская, В.М. Воронок, Е.Е. Румянцева

Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, г. Владивосток

На территории Приморского края на трансмиссивные природно-очаговые инфекции приходится 73,4%. Из числа регистрируемых заболеваний наибольший средне-многолетний показатель приходится на болезнь Лайма — 7,87, клещевой сыпной тиф — 5,29. Сохраняется активный природный очаг клещевого вирусного энцефалита (КВЭ) — 3,08. Показатель заболеваемости в 2011 г. регистрировался ниже общероссийского показателя — 1,52 (по РФ — 2,5). Сохраняется высокий уровень летальности — 15,9% в 2011 г. (по РФ — 0,94%), все случаи смерти регистрируются при очаговых формах течения клещевого вирусного энцефалита, удельный вес которых в структуре составляет 20,0—25,0%.

Количество пострадавших от укусов остается в пределах 6,2—6,9 тыс. обратившихся. Во всех городах края организовано экспресс-исследование клещей, снятых с людей, на наличие антигена вируса клещевого энцефалита. Вирусоформность клещей, снятых с людей, составила 3,7%, а из объектов окружающей среды методом ИФА — 4,5%. При исследовании клещей, собранных в природных биотопах методом ПЦР, возбудители инфекционных заболеваний обнаружены в 73,3% исследованных партий иксодовых клещей, в том числе в 49,6% обнаружены боррелии, в 11,6% — эрлихии, в 0,83% — анаплазмы и в 38,0% — микстинфицирование.

В течение последних 5-ти лет общее число привитых против клещевого энцефалита увеличилось до 121 662 человек в 2011 г.(2007 г. — 109 227 человек), охват иммунизацией населения края — 14,2%. Серопрофилактикой охвачено 5,7% населения, пострадавшего от укусов клещей.

Объем акарицидных обработок увеличился к 2011 г. на 70,0%, обработано 546,1 га против 321,4 га

в 2007 г. 71,2% обработанных площадей относится к территориям зоны отдыха — это детские загородные оздоровительные учреждения, базы отдыха и санатории.

В 2011 г. организованы исследования напряженности иммунитета против клещевого энцефалита населения, проживающего на территориях с распространением иксодовых клещей.

Обследованы лица с 18 лет, положительный результат наличия антител к вирусу КВЭ получен в 31,3% и зарегистрирован на всех изучаемых территориях. В совокупности с другими критериями (регистрация подтвержденных случаев заболевания КВЭ, наличие на территориях переносчиков инфекции и подтвержденному лабораторными методами наличию возбудителя в клещах, отобранных в природных биотопах и снятых с людей), все административные территории Приморского края отнесены к эндемичным по КВЭ.

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ПО БРУЦЕЛЛЕЗУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ В 2007-2011 гг.

С.Д. Джамбинов, Л.Б. Михаляева, Е.С. Бембеева

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкии», г. Элиста

Эпидемиологическая ситуация по бруцеллезу в Российской Федерации остается неблагоприятной вследствие сохранения эпизоотологического неблагополучия в ряде регионов.

Республика Калмыкия является одним из неблагополучных по бруцеллезу регионов в Южном федеральном округе. Вследствие развитого животноводства в республике, увеличения поголовья крупного и мелкого рогатого скота в крестьянско-фермерских и индивидуальных хозяйствах, ослабления ветеринарного надзора ежегодно регистрируются заболевания бруцеллезом людей.

В течение 2007—2011 гг. в республике зарегистрировано 156 впервые выявленных случаев заболеваний бруцеллезом, в том числе 6 случаев у детей до 17 лет. Ежегодно показатели заболеваемости данной инфекцией превышают общероссийские показатели в 22—56 раз.

Анализ заболеваемости бруцеллезом различных профессиональных групп показал, что 58% заболевших составили чабаны, лица, привлекаемые на сезонные работы по уходу за мелким рогатым скотом (сакманщики), 22% — ветеринарные работники, по 1,9% — работники мясоперерабатывающих предприятий и МТФ. Источником бруцеллезной инфекции в 35% случаев послужил крупный рогатый скот, в 30% случаев — мелкий рогатый скот. Заболевания людей регистрируются преимущественно в хозяйствах, официально благополучных по бруцеллезу — 40—70% в отдельные годы. Отмечается тенденция роста заболеваемости бруцеллезом среди населения, имеющего личное хозяйство. При этом в 2007— 2011 гг. в республике официально зарегистрировано 4 неблагополучных хозяйств по бруцеллезу КРС, 3 — по МРС.

Заболевания бруцеллезом в 20% протекали в острой форме, в 80% в хронической форме. Лабораторией особо опасных бактериальных инфекций нашего центра в 2007—2011 гг. выделено 25 культур возбудителя бруцеллеза овечьего типа от больных острыми

2012, Т. 2, № 1-2

Санитарная охрана территории

формами бруцеллеза. Выделенные культуры B.meliten-sis направлялись в референс-центр по мониторингу за возбудителем бруцеллеза на базе Ставропольского НИПЧИ. Культуры подтверждены с определением 4 штаммов II биовара, 15 штаммов III биовара.

ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОКЛОНАЛЬНЫХ АНТИТЕЛ, ПОЛУЧЕННЫХ К ВИРУСАМ - ВОЗБУДИТЕЛЯМ ГЛПС

Т.К. Дзагурова1, П.Г. Свешников2, О.Н. Солопова2, Н.А. Коротина1, М.В. Баловнева1, О.А. Леонович1, Г.А. Малкин1, Е.А. Ткаченко1

1Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им.М.П. Чумакова РАМН, Москва; 2Всероссийский научный центр молекулярной диагностики и лечения, Москва

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) — острая вирусная, зоонозная инфекция, занимающая одно из первых мест среди природно-очаговых болезней человека, этиологически обусловлена хантавирусами Пуумала (ПУУ), Добрава (ДОБ), Хантаан (ХТН), Амур и Сеул (СЕУ). Со времени изоляции первого хантавируса в 1978 г. моноклональные антитела (мАТ) широко используются как для иммунологической дифференциации хантавирусных штаммов, так и в качестве основы диагностических тест-систем. Целью настоящей работы было получение мышиных моноклональных антител с последующим использованием их в качестве основы тест-систем иммуноферментного анализа (ИФА) для контроля культуральных, цельновирионных, инак-тивированных вакцинных препаратов против ГЛПС.

Мышей линии BALB/c иммунизировали очищенными препаратами вирусов ПУУ, ДОБ, ХТН, СЕУ в дозе 100 мкг/мышь, иммунизацию проводили в подушечки задних лап дважды с двухнедельным интервалом. Клетки подколенных лимфоузлов иммунных мышей гибридизовали с клетками мышиной миело-мы линии sp2/0 по стандартной методике. Антитела выделяли аффинной хроматографией. По результатам скрининга моноклональных антител методами ИФА, непрямого метода флюоресцирующих антител (МФА) и в реакции нейтрализации в культуре клеток (РН) были отобраны 11 клонов гибридом, секретирующих специфические мАТ, включая 4 клона, полученные к вирусу ДОБ, 3 — к вирусу ПУУ и по 2 к вирусам ХТН и СЕУ Вирус нейтрализующей активностью обладал только один клон мАТ nYY/G10. Титр нейтрализующих антител по отношению к гомологичному вирусу составил 1:1024, что соответствовало содержанию 0,5— 1 мкг белка в мл. Как и контрольные анти-ПУУ антитела из сывороток животных, а также реконвалесцен-тов ГЛПС-ПУУ, мАТ ПУУ/GW не нейтрализовали другие хантавирусы, что характеризует их специфическую направленность к одному из эпитопов глико-протеинового комплекса G1:G2. Как известно, глико-протеины G1:G2, составляющие наружную оболочку хантавируса, ответственны за выработку нейтрализующих антител, которые при Пуумала инфекции дают крайне низкие или нулевые перекрестные реакции с другими хантавирусами. Остальные 10 клонов мАТ, принимая во внимание их тесные перекрестные взаимоотношения по результатам МФА и отсутствие нейтрализующей активности, специфичны к эпито-пам нуклеокапсидного белка. Известно, что у ханта-вирусов антитела к нуклеокапсидному белку обладают большой перекрестной реактивностью, так как по сиквенсу аминокислот N белка гомология между хантавирусами составляет более 60%.

ВЫДЕЛЕНИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ШТАММОВ ХАНТАВИРУСОВ - ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ГЛПС В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

Т.К. Дзагурова1, Е.А. Ткаченко1, В.Н. Башкирцев1, Н.М. Окулова1, Н.С. Апекина1, Н.А. Коротина1, Г.А. Малкин1, А.Д. Бернштейн1, Ю.В. Юничева2, И.А. Ходякова3, С.Е. Соцкова1, Д.В. Транквилевский1

'ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М. П. Чумакова РАМН, Московская обл.; 2Сочинское противочумное отделение ФГУЗ ППЧС Роспотребнадзора, г. Сочи; 3Управление Роспотребнадзора по Липецкой обл., г. Липецк

На территории России среди мелких млекопитающих циркулируют, по крайней мере, 10 ханта-вирусных генотипов: Хантаан, Пуумала, Добрава, Сеул, Амур, Тула, Хабаровск, Топографов, Артыбаш, Алтай. Пять первых в этом списке вирусов являются возбудителями ГЛПС.

В этиологической структуре ГЛПС на большинстве административных территорий Европейской части России преобладает вирус Пуумала, природным резервуаром которого и источником заражения людей является рыжая полевка. Однако, вопреки ранее сложившемуся мнению о существовании на территории Европейской части России только одного возбудителя ГЛПС — вируса Пуумала, к концу 90-х годов стало вполне очевидным довольно широкое распространение вируса Добрава и его этиологическая роль, как возбудителя ГЛПС.

Для выделения хантавирусных штаммов мы использовали клетки перевиваемой линии УЕКО-Е6, которые заражали 10% суспензией легочной ткани грызунов, содержащей хантавирусный антиген по результатам предварительного исследования методом иммуноферментного анализа, или цельной кровью больных ГЛПС в остром периоде болезни, а также в редких случаях — 10% суспензией, приготовленной из секционных материалов погибших от ГЛПС больных. Через 10—12 дней культивирования при 37°С зараженные клетки снимали со стекла и исследовали методом иммунофлуоресценции (МФА) для выявления хантавирусного антигена, после чего ими заражали свежие клетки. Аналогичные процедуры повторяли с той же периодичностью после каждого из 5—6 пассажей инфицированных клеток. В случае обнаружения специфического антигена в клетках проводили сбор культурального вируса, который затем помещали на хранение при температуре —70°С.

Серотипирование вновь выделенных штаммов с референс-вирусами Хантаан, Пуумала, Добрава и Сеул осуществляли с помощью МФА и реакции нейтрализации по 80% подавлению числа фокусобразующих единиц. В качестве источника антител к хантавирусам использовали иммунные сыворотки крови экспериментальных животных и пациентов, переболевших ГЛПС.

В результате проведенных нами исследований было выделено 9 штаммов хантавируса Пуумала и 11 штаммов хантавируса Добрава. Штаммы вируса Пуумала были выделены в Башкортостане и Саратовской области из легочной ткани рыжих полевок (4 штамма), из крови больных ГЛПС (2 штамма) и секционных материалов погибших от ГЛПС (3 штамма). Штаммы вируса Добрава были выделены в Тульской, Воронежской и Липецкой областях от полевых мышей (5 штамма) и из крови больного ГЛПС (1 штамм), а также в районах Большого Сочи от кавказских лесных мышей (4 штамма) и 1 штамм из крови больной, погибшей от ГЛПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.