ЭПИЧЕСКОЕ И ЛИРИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ X. АЛИЕВА «БАТЫРАЙ»
®2011 Магомедшапиева Н.К.
Дагестанский государственный университет
В статье рассматриваются особенности поэтики романа X. Алиева «Батырай»: средства художественной выразительности, характер конфликта, тип героя и способы композиционной организации. В статье описан качественно новый взгляд на роман «Батырай», представляющий собой лирическое переживание.
The author of the article considers the poetic features of “Batyray” novel by Kh. Aliev: artistic expressive means, conflict features, a character’s type and ways of the compositional organization. The scientific value of article shows quality new view of author of article in novel «Batyrai», representing lyric experience.
Ключевые слова: хронотоп, сюжет, композиция, конфликт, жанр, роман, эпос.
Keywords: chronotope, plot, composition, conflict, genre, novel, epos.
Если опираться на известную теорию М. М. Бахтина, то жанр понимается как «типическое целое художественного высказывания, причем существенное целое, целое завершенное и разрешенное» [2. С. 144]. Среди основных особенностей романа данный автор выделяет и такую черту, как «максимальный контакт с настоящим (современностью) в его
незавершенности» [2. С. 455].
Жанр романа, по сложившемуся мнению, является «современной эпопеей, в которой, с одной стороны, выступают во всей полноте богатство и многосторонность интересов,
состояний, характеров, жизненных условий, широкий фон целостности мира, а также эпическое изображение событий...» [3. С. 474]. Роман складывался и развивался как «жизнеописание, духовная история личности, синтезирующей социальноисторический опыт поколений, идущей по пути их нравственного поиска, потерь или обретений общественных идеалов» [4. С. 23].
Роман известного даргинского писателя X. Алиева «Батырай» [1. С. 1994] - это проза, совмещающая в себе
черты, характерные как для лирики, так и для эпоса. В то же время он не отличается эпической полнотой, так как показывает мир, преломленный через субъективный взгляд героя, - то есть углубляется в микромир, посредством которого обрисовываются социальные явления. Именно потому повествование здесь ведется в большей мере от первого лица, что, в свою очередь, не связано с эпическим замыслом объективного изображения
действительности.
Для этого произведения характерно изменение повествовательной
структуры, обусловленное
проникновением лирики в прозаическую ткань романа и соответствующим утрачиванием эпической основы. В центре внимания здесь не
непосредственное изображение
действительности, а отражение последней в переживаниях героя, во многом близкого самому автору.
В романе X. Алиева чувства главного героя переданы с такой
непосредственностью, полнотой и богатством оттенков, что данное произведение по своей эмоциональноэкспрессивной тональности напоминает
«стихотворение в прозе», тем более, что этот герой является поэтом, а в качестве центральных персонажей здесь выступают стихи, песни. Романтическое начало в исследуемом романе преобладает над исторической достоверностью.
Главный герой, Батырай - это крупная историческая личность, сферой деятельности которой является
стихотворно-песенное ремесло. Наряду с реальными героями, в романе действуют и вымышленные персонажи (урахинцы), правдоподобность
воссоздания и изображения которых переводит их в разряд типических, претендующих на максимальную
жизненную достоверность.
Проза Алиева отличается особой проникновенной тональностью, что вкупе с музыкальностью и гибкостью языка, а также соответствующей тематикой усиливает ее поэтичность. Ей также присущи такие неотъемлемые черты лирической формы, как взволнованность, ассоциативность, монологичность.
Лирические стилевые средства в романе «Батырай» обнаруживают себя в лирических отступлениях, в поэтически-возвышенной тональности всего произведения, наконец, проявление лиричности настолько сильно, что сама повествовательная структура жанра романа претерпевает существенные изменения, перенося основную канву событий во внутренний мир героя и акцентируя эмоциональный,
описательный аспект.
Большое внимание уделяется в произведении описанию времен года, картин природы. Она у Алиева реалистична по своей материальной оболочке, но глубоко романтизирована в своей духовной сущности, подаренной ей влюбленным в нее поэтом. На фоне природы даны и другие герои романа; основные события, знаковые встречи и диалоги также происходят в этом произведении на лоне природы. Так что сценой действия становится весь подлунный мир, а все происходящее претендует на космический размах и значимость, архетипичность.
В произведении Хабиба Алиева
«Батырай» сочетаются черты романов разных типов: историко-
этнографического романа (изображение быта, нравов, традиций и обычаев даргинцев вообще и урахинцев в
частности); историко-хроникального романа (хроники отдельных селений в эпоху Шамиля); историко-
биографического романа (о жизни даргинского поэта с юношеских лет и до самой смерти). В итоге получилось
необычное произведение с жанровыми признаками биографического, научнопопулярного, эротического,
философского, семейно-бытового
романа.
Ощущается несомненное влияние поэзии на это прозаическое произведение: это «книга-песня», -
проза, почти тождественная лирике, которую условно можно назвать горским верлибром. Книга эта написана по законам лирического жанра, в результате чего она превращается в широкое лирическое полотно в прозе. Отличительными ее чертами также стали интенсивный лиризм, исповедальность, документальность, что несколько приглушило собой присутствие эпического начала. Эпический же характер книги связан с основной целью писателя - воссоздать облик родины во всей его полноте через призму одной неординарной личности, сопричастной к судьбе целой нации.
В романе Алиева повествование ведется от 3-го лица, но автор максимально дистанцируется от повествователя, что в сочетании с обилием внутренних монологов героя создает иллюзию рассказа от лица самого Батырая; формально «язык» главного героя возвышается над «языком» автора. По особенностям же стиля создается сложное сплетение лирических и эпических форм повествования с использованием драматических диалогов и словесной экспрессии.
Важными композиционными
средствами выступают монолог и диалог (диалог-спор, диалог-характеристика, диалог в форме вопросов и ответов);
композиционная целостность
поддерживается монологами и диалогами почти всех героев о поэте и поэзии. Главного героя характеризует непрерывный диалог с природой, с Аллахом, с окружающими, с чунгуром и с самой песней, с собой. Вместо традиционной для дагестанской
литературы монологической формы раскрытия характера автором,
преобладает поток мыслей,
воспоминаний, ассоциативных реакций сознания, внутренние монологи.
В романе Х. Алиева широко представлены различные элементы композиции: вставные новеллы, притчи, приемы ретроспекции, сновидения и т.д. Стихи и песни главного героя - это особый пласт в композиции романа, что доказывает наличие лирической основы произведения, где повествование
ведется в лирическом ключе; романное повествование держится на изображении процесса рождения песни.
В романе «сюжет действительности» сочетается с «сюжетом настроений»: не столько столкновение характеров (конфликт), сколько смена различных впечатлений главного героя определяет структуру этого произведения. Здесь
автобиографичность и документальность уступают лиричности, выраженной в чувстве любви к родине, Бахтикай,
Аминат, женщинам села, родителям, природе. В данном произведении почти отсутствует повествовательность,
эпический сюжет, а основным принципом организации текста является мысль главного героя, которая подчиняет себе весь образный материал. Материал
здесь располагается не столько по принципу «причинно-хронологической последовательности событий», сколько по принципу их «ассоциативного
сцепления».
Проанализировав композицию книги «Батырай», мы пришли к выводу, что предмет повествования и принцип организации построения текста являются довольно оригинальными для прозы и фактически не свойственны ей. Композиция книги «Батырай» характерна для поэтических произведений, отражает не развитие событий и характеров, а
развитие поэтической мысли исповедующегося лирического героя, развернувшееся на много страниц.
Особого внимания в романе Х. Алиева «Батырай» требует хронотоп, тем более, что это - ключевой признак жанра вообще и романа в частности. Как известно, хронотоп романа «обусловлен характером романной ситуации, передающей личность, микросреду и среду, которые могут находиться в соотношении друг с другом» [2. С. 36]. Относительно хронотопов в романе «Батырай» отметим, что основное действие романа разворачивается в даргинском ауле Урахи, а охваченный период - это жизнь героя с юношеских лет до смерти.
Язык изложения романа Х. Алиева «Батырай» в меру архаизированный и вполне понятный современному читателю. Высокохудожественный стиль сочетается у даргинского писателя с использованием живой, народной, разговорной речи. В силу тематики произведения и специфики главного героя язык романа красочный, насыщенный тропами, афористичный, метафоричный; само произведение в целом превращается в метафору песни.
Здесь почти ни одно предложение не обходится без метафоры, да и само по себе произведение Х. Алиева превращается в метафору песни: это биография не столько человека, а поэта, - вернее, «биография песни». Это
обусловливает и то, что данная книга о песне имеет внутреннюю мелодику, ритмику и развитие темы, подобно музыкальному произведению. Много в романе и обычных сравнений («упал, словно орех с дерева» [1. С. 96]); «усталый, как ярмовой вол после страды» [1. С. 96]) и т.д.). Этот факт иллюстрирует стремление автора искать аналогии между, казалось бы, совершенно далекими явлениями и предметами в соответствии с принципом взаимообусловленности и взаимосвязи всего сущего (теория «троесплетения» Батырая).
Поэтика данного творения вобрала в себя многие элементы фольклорных жанров: поверья («Ту-ту-ту, чтоб не
сглазить. Пусть не слышит ухо шайтана, пусть бес глаз потеряет» [1. С. 97]); проклятья («Ие-ге-ге, чтоб тебя серый волк в темный лес уволок, ведьма!.. Чтоб тебя медведь растоптал, чтоб дракон, аждаха Гур-гур, проглотил!.. Чтоб ты разом лишилась самых близких!» [1. С. 105]); наставления («Жену, которая не рожает, терпи семь лет» [1. С. 127]). Их употребление способствует поэтизации прозы в унисон теме романа.
Отметим и частушки, которыми обмениваются девушки с Батыраем во время шутливого состязания в остроумии:
Жуллак, жуллак, ну-ка, колотушка!
Ужель, правда, Аминат,
Что сватался Батырай?
Ужель говорила мать твоя,
Зачем нужен мне певец? [1. С. 39]. Частушки - это своего рода мгновенная народная реакция на то или иное событие. Как видно из приведенных примеров, такой юмор может быть весьма хлестким, прямолинейным, и то, что Батырай в одиночку достойно противостоял целой толпе, -
доказательство и его таланта, и такта, и чувства меры.
Автор часто использует прием гиперболы, что также вполне в народном, национальном духе: «Любовь, подобную огню, пожирающему леса всего мира, и страсть, подобную урагану,
разрушающему горы, Батырай имеет к Бахтикай...» [1. С. 42]; «Сердце стучит так громко, что, кажется, оно ударяется о скалы напротив и эхом катится по ущелью» [1. С. 66]; «На кончике женского языка мир держится, решаются дела людские, судьбы.» [1. С. 103].
На фольклорном принципе
синтаксического параллелизма строится почти все анализируемое повествование, провозглашающее наличие
непосредственной связи между
природными явлениями и человеческим бытием. Можно констатировать, что испытываемое Батыраем чувство
неразрывности, собственной
неотделимости от всего окружающего мира сродни древнему, языческому мироощущению, когда человек не делал
различия между собой и природой, и, тем более, не ставил себя выше ее.
Мысль о взаимосвязанности всего и всех приходит к Батыраю благодаря любви, сделавшей его более прозорливым: «Вот оно, троесплетение, которое подтверждает его догадку о вечности природы, в которой все переплетено - земли, воды, растения, живые существа, человеческие судьбы.» [1. С. 208]. Эта идея приходит к поэту при взгляде на гигантский клен, крепко вросший в землю всеми тремя стволами. Три дерева переплелись, как три судьбы; будто нарочно объединились, чтобы увереннее противостоять разрушительным силам: ветрам и бурям, граду и ливнями, грязевым потокам и оползням.
Произведение Х. Алиева имеет сложную конструкцию. В романе присутствуют различные виды конфликта: лирический, драматический, внутренний и внешний, объективный и субъективный, типичный и атипичный, социальный и личностный.
Оригинальность конфликта романа «Батырай» состоит в том, что здесь сталкиваются не люди с людьми, а люди и песни; борьба идет не с конкретным человеком, а с его творением; не бедные зарятся на материальное состояние богатых, а богачи и власть имущие завидуют духовным дарам и таланту поэта и их всеобъемлющей власти.
В романе «Батырай» страстью, обусловливающей характер и судьбу героя и одновременно являющейся внутренней темой романа, является стихотворное творчество. В исследуемом произведении темой всего произведения является творческий путь поэта, а темой трех его частей - разные периоды жизни героя: юность, зрелость, преклонный возраст, в соответствии с которыми меняются и его поэтические пристрастия. Основными мотивами являются традиционные мотивы жизни и смерти, любви и ревности, личности и толпы, веры и сомнений, творчества и преследований, мотив социального неравенства и классовой борьбы, и т.д. В круг разрабатываемых Х. Алиевым в романе проблем входят и смежные
проблемы, акцентированные в произведениях: взаимосвязь темы
творчества и любви, творческая индивидуальность писателя.
Основная проблема, которая ставится Алиевым, - поиск «защиты» незаурядной творческой личности от мира реального бытия; от разлада с реальностью, угрожающей тому, кто наделен талантом, божьей искрой, тонкой впечатлительной натурой; защиты от роковой судьбы. Также в романе «Батырай» нами исследуются вопросы, проходящие через все творчество писателя: одаренная личность/бездушный мир;
гений/обыватель; свобода
реальная/мнимая; любовь; жизнь/смерть.
Таким образом, в романе «Батырай» X. Алиева мы наблюдаем только опосредованное изображение
общественно-исторических реалий -перед нами преломление социальных, эпохальных явлений через душу Художника. «Батырай» в целом представляет собой лирическое переживание, тематически
разветвленное и развернутое в целый комплекс переживаний, структура которого имеет в себе почти все характерные приметы лирической композиции и в то же время отражает особенности прозаического
повествования.
Примечания
1. Алиев X. М. Батырай. Махачкала, 1994. 2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1963. 3. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 1. М., 1968. 4. Оскоцкий В. Д. Богатство романа: Многообразие и единство: Проблемы. Наблюдения. Полемика. М., 1976.
Статья поступила в редакцию 10.06.2011 г.