Научная статья на тему '«Эпические поэмы» И. М. Касаткина'

«Эпические поэмы» И. М. Касаткина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
619
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И.М. КАСАТКИН / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СКАЗОВАЯ ФОРМА / PEASANT WRITER I.M. KASATKIN / NARRATIVE SYSTEM / TALE FORM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лебедева Светлана Николаевна

Статья посвящена прозе крестьянского писателя И.М. Касаткина, репрессированного в конце 1930-х годов. Для анализа избран важнейший аспект поэтики рассказов писателя − своеобразие повествовательной формы. Рассматриваются разновидности сказа в повествовательной системе прозы Касаткина 1910 − 1920-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«EPIC POEMS» BY I.M. KASATKIN

The article is devoted to prose of the peasant writer I.M. Kasatkin repressed in the late 1930s. We select an essential aspect of the poetics of the writer’s short stories –peculiarity of the narrative form for the analysis. We examine varieties of tale in the narrative system of Kasatkin prose in 1910-1920s.

Текст научной работы на тему ««Эпические поэмы» И. М. Касаткина»

УДК 831. 161. 1. 0.

ББК 83. 3 (2 Рос=Рус) 6

Лебедева С.Н.

«ЭПИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ» И. М. КАСАТКИНА

Lebedeva S.N.

«EPIC POEMS» BY I.M. KASATKIN

Ключевые слова: крестьянский писатель И.М. Касаткин, повествовательная

система, сказовая форма.

Keywords: peasant writer I.M. Kasatkin, narrative system, tale form.

Аннотация: статья посвящена прозе крестьянского писателя И.М. Касаткина, репрессированного в конце 1930-х годов. Для анализа избран важнейший аспект поэтики рассказов писателя - своеобразие повествовательной формы. Рассматриваются разновидности сказа в повествовательной системе прозы Касаткина 1910 - 1920-х годов.

Abstract: the article is devoted to prose of the peasant writer I.M. Kasatkin repressed in the late 1930s. We select an essential aspect of the poetics of the writer’s short stories -peculiarity of the narrative form for the analysis. We examine varieties of tale in the narrative system of Kasatkin prose in 1910-1920s.

Иван Михайлович Касаткин (1880 -1938) вошел в русскую литературу на рубеже XIX - ХХ веков как автор многочисленных рассказов о русской деревне, о судьбе крестьян. Жизнь и творчество Касаткина драматичны - после ареста и расстрела в 1938 году его произведения были запрещены на несколько десятилетий. В целом же можно утверждать, что творчество писателя в современном литературоведении мало исследовано - сегодня не утратил актуальности вывод Л.В. Занковской конца 1970-х годов: «Имя Ивана Михайловича Касаткина, одного из организаторов советской литературы, незаслуженно забыто»1.

Первые рассказы И. Касаткина были написаны в начале 1900-х годов («На барках», «Нянька», «Так было», «В уезде» и другие) и при содействии М. Горького опубликованы в сборниках издательства «Знание». В 1916 году вышла первая книга прозы Касаткина «Лесная быль», привлекшая внимание критиков. Оценки были противоположными - от признания

таланта и самобытности молодого автора, правдивости рассказов (С. Фомин, Л. Клейнборт) - до отрицания художественности произведений,

утверждения их надуманности,

«тенденциозности» (А. Дерман), писателя упрекали в схематизме образов, отсутствии психологизма, жестокости сюжетов (И. Джон).

После революции 1917 года, особенно в конце 1920-х - в начале 1930-х годов, интерес к творчеству Касаткина оживился. О его прозе писали Н. Смирнов, А. Дивильковский, Л. Свободов, Г. Федосеев, А. Ревякин, Г. Горбачев. И это несмотря на то, что в эти годы переиздаются, в основном, ранее написанные и опубликованные до 1917 года рассказы писателя, в 1920-е годы Касаткин пишет мало: «...о новой жизни писать трудно...»2,

признавался он в письме к

С.

Подъячеву.

Известный литературовед и критик тех лет А. Ревякин в статье о творчестве И. Касаткина отметил глубокий психологизм рассказов, наличие в них «лирической струи». Одобрительно

1 Занковская, Л. В. Крестьянские рассказы Ивана -------------------------------------------

Касаткина / Л.В. Занковская // Русская литература 2 Подъячев С.П. // РГАЛИ, ф. 374, оп. 1, ед.хр. 13. -XX века. Советская литература. - М., 1976. - С. 24. С. 142.

отзывались о прозе Касаткина литераторы А. Неверов, М. Карпов, П. Орешин,

также писавшие о русском крестьянстве. П. Орешин, в частности, назвал рассказы Касаткина «эпическими поэмами, сотканными из одного цельного материала, из одного совершенно обособленного мира»1.

Формированию «лирической струи» в рассказах Касаткина способствует особая повествовательная форма - сказовая. Уже в ранних рассказах («Петрунькина жизнь», «Так было», «Молитва», «Осенняя хмурь», «Из жизни странника», «Кузькина мать», «Веселый батя» и других) Касаткин активно использовались сказ и сказовые формы. В них встречается не только собственно сказ («Веселый батя», «Из жизни странника»), но и неканонические его формы - прежде всего «усеченный сказ» : несобственно-авторское

повествование, в котором «чужое слово» оторвано от ситуации речи, персонаж, точка зрения которого организует повествование, не является рассказчиком, но рассказ соотнесен с персонажем - передает его чувства, переживания и языковые особенности.

В полной мере эта форма проявилась в рассказе «Смертельная» (1914). Заметим, что автор использует здесь смешанную, гибридную сказовую форму, при которой несобственно-авторская речь переплетается с несобственно-прямой и прямой речью персонажа. Это позволяет передать авторскую точку зрения на происходящее, а также способствует углублению

психологизма - писатель воспроизводит тончайшие нюансы ощущений героя рассказа, умирающего солдата: «Очнулся, скрипя зубами. Огнем палит в груди, звериными хватками грызет и рвет в боку, в позаплечье. Во рту горький ком, не протолкнешь. И странно, к чему под рукой ружье? Мерзей лягухи к телу липнет набухшая кровью рубаха. Одну бы каплю

1 Орешин, П. О книге И. Касаткина «Лесная быль» / П. Орешин // Красная новь.- 1927. - № 4. С. 226.

2 Термин Н.А. Кожевниковой. См.: Кожевникова, Н.А. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ века / Н.А. Кожевникова. - М., 1994. -

336 с.

воды!<.. ,>Полилась, обжигая все нутро, тоска смертельная, комом горчайшим в горле встала.»3.

«.И странно, к чему под рукой ружье?..» - риторический вопрос, возникший в гаснущем сознании смертельно раненного, является

семантической доминантой рассказа, объединившей голоса автора и героя. Произведение построено на контрасте: жизнь - смерть. С жизнью ассоциируется деревенское прошлое солдата - оно мозаично, фрагментами возникает в потоке воспаленного сознания: конек родной избы, ворчащий дед на печи, сынишка Федька, жена Анисья «с одаряющими серыми глазами», дорожка во ржи, корова Милка. Поддерживает раненого присущее крестьянину чувство земли - защитницы, опоры, которое не успела вытравить война: он «скорчился, замер, лицом и губами чуя прохладную благодать земли. Ему теперь не страшно. Кажется, вот в этом стволе темного граба, уцепившего землю корнями, в этой траве примятой - самое теперь главное, нужное, то, от чего оторваться страшно»[303]. Но и земля «убита» военными действиями, она уже не союзница человека: «взрытая осколками»,

царапающая, забивающая рот - солдат «боролся с землей» [306]. Если в начале рассказа земля - «благодать», то в завершении умирающий «увидел

страдающую землю - дымной и черной, каким-то пепелищем в рыже-багровом зареве» [307]. Контраст подчеркивает драматический разлад бытия, противоречие между замыслом о высоком предназначением человека и агрессивной практикой человека, искажающей Божий замысел. Проливая кровь, выбирая путь греха, человек вносит разлад в окружающий мир , обрекая себя на смерть. Знаками близкой и неизбежной смерти стали для солдата «трескотня стрельбы», генерал на пегом коне, «бег рыжих сапог», взводный «с перекошенным от крика ртом», бесконечный «визг пуль», мертвая сталь

3 Касаткин, И.М. Перед рассветом.: избранные рассказы / И.М. Касаткин: вступ. ст. и прим. Н.И. Страхова. - М., 1977. - С. 304. - Далее страницы указываются по этому изданию в тексте в скобках.

ружья [304-306]. Примечательно, что Касаткин не называет героя собственным именем, для автора он «солдат» - один из многих, чьи жизни унесла война.

К проблеме разрушительного воздействия человека в мирное время на землю, живую природу Касаткин обратился в рассказе «Лоси» (1910). Это рассказ-описание: ночной зимний лес, лоси в лесу, подготовка мужиков к охоте, трагический для животных финал охоты. Одновременно и рассказ-размышление автора о взаимоотношениях человека и природы, о беззащитности природного мира перед агрессией людей. Своеобразна

повествовательная форма в тексте -однонаправленное двухголосие: сказовая форма, в которой повествователь присутствует, но образ его расплывчат, неперсонифицирован, приближен к автору -это главки 1, 3, 4, 6, в остальных (всего их шесть) используется остраненное повествование, в котором события показаны через ощущения главных персонажей -лосей. Для животных природный мир -родной дом, гармоничный, спокойный, величественный: «Невыразимо тих лес в этот час наступающей ночи. Луна и глушь.. .Оседает иней. Ни шороха, ни звука. В лунном свете лес бел, прозрачен, весь он затейливо сплелся ветвями - белыми кораллами. Тут и там встали серебристые арки вершинами пригнувшихся к земле берез. Тишина. Ни звука, ни движения <...>» [148].

Человек вмешивается в жизнь природы, нарушая ее естественное существование, и это воспринимается лосями как враждебное проявление людей: «С осени лоси избродили огромные пространства. Были у Ветлуги, переметывались к истокам Керженца, появлялись на Пыщуге и Ухтыше - и везде этот неугомонный человек и стук его топора!» [148]. Показывая два мира, природы и людей, Касаткин вновь использует прием контраста - звукового и зрительного, цветового. Доминантой пейзажных зарисовок стали повторяющиеся слова «тишина», «тихо». Отсутствие звуков, покой зимнего леса подчеркнуты автором неоднократно: «мороз притаился»; «ни

шороха, ни звука»; «невыразимо тих лес»; «дремная глухомань»; «ничто не шелохнется»; «тонко звенящая тишина»; «зимний сон»; «лоси мирно лежат»; «ночь охраняет покой лосиный»; «бело, ровно и тихо.». Картина дополнена цветовой гаммой: «звездная синь»; «лес бел, <...> ветви - белые кораллы»; «серебристые арки берез»; «лунная синева»; «синие искорки»; «голубоватый лунный свет»; «алмазные искры»; «белый пух снега» [148-152]. Краски в пейзажных зарисовках подчеркнуто естественны: небо - синее, зимний лес - снежный, белый. Сочетание белого и синего цветов указывает на чистоту, гармонию, нетронутость природного мира.

Интересна, по мере развития событий, эволюция лейтмотивного образа рассказа -луны как части природного целого: в начале рассказа луна нейтральна: «одинокая

печальная», «луна плывет», «голубоватый лунный свет» [148-149]. Заметим: эпитет «печальная» не случаен - это предвосхищение надвигающейся трагедии, свидетелем которой будет луна. Затем, после нарушения «звенящей тишины» охотниками, «луна пошла книзу», диск ее уже не так ярок, он утрачивает природную естественность: «чуть зарумянился золотым налетом.» [150]. И, наконец, луна как предвестница грубого вмешательства людей в жизнь природы - убийства лося: «Меднобагряная луна скатилась уже до верхушек леса, и самые высокие ели рисовали на ней четкие крестики» [152]; «.красная, расплывчатая в усилившейся мгле инея луна катилась уже за лесом.» [153].

Повествователь изображает быт людей посредством звукописи: «жалобно

поскрипывали на утреннем ветру сломанные, расхлебяченные ворота»; «петух домовито пропел»; охотник «засипел из-под платка»; «спросонья и глухо начинают гуторить голоса»; «заныл ребенок»; «густые и тягучие вздохи, зевки, азартный чес»; «торопливо, ядрено и твердо проскрипели шаги»; «рыкнула смерзлая дверь»; «голоса людские расползлись по двору»; «мужицкий голос твердо сказал.» [151]. Как видим, покою и безмолвию природы противопоставлена человеческая

жизнь, полная резких, «некомфортных» для восприятия звуков, контрастных гармонии природного мира, в тишине которого притаилось предчувствие - «грозное, роковое» [153]. Характерно, что в описании жизни людей на лесном кордоне редки краски - автор избегает ярких определений, экспрессивных эпитетов, эти пейзажные зарисовки насыщены бытовыми

предметами, подчеркнуто агрессивными, направленными против природного согласия: «Лунным же лучом выхвачен из сумрака край грубого стола и желтая спинка стула. На освещенном краю стола поблескивает плечиком бутылка, бело разбросаны окурки папирос, торчит ножик, воткнутый в хлеб. Какие-то ремни валяются, патронташ.» [151].

Завершает рассказ цветовой образ -свидетельство свершившейся трагедии: вновь возникает в описании красный цвет, и повествователь уточняет: это «яркие

красные капли» крови, капающие на снег из раны застрелянного лося. Сам момент расправы над животным не показан, о трагической развязке событий

свидетельствует деталь. Важно отметить, что Касаткин мастерски использовал на протяжении всего творчества

художественную деталь как средство психологического анализа.

В рассказах Касаткина 1920-х годов встречается все разнообразие сказовых повествовательных форм, проявившихся в его дореволюционной прозе. Наиболее часто - однонаправленная речь, в которой на близость к сказу указывает инверсионный порядок слов в предложении, препозиция сказуемого. Нередко инверсия сочетается с другими средствами, создающими сказовые формы - лексическими, интонационными, синтаксическими.

В рассказе «Летучий Осип» (1921) синтез этих средств позволил писателю передать живые, эмоционально-оценочные интонации героя-рассказчика: «Ай, да

уральцы! То есть, видим, душой-то к нам льнут, а не к врагу. Советский народ!» [319]. В произведении отсутствует местоимение «я», оно заменено на форму множественного числа «мы» - автор использует коллективную субъектную

форму: «Вечером м ы разместили в вокзале раненых, и, утомленные боем, расположились на лугу в ожидании каши» [315]. Так начинается рассказ, и уже первая его фраза определяет позицию рассказчика

- он вместе со всеми - участник событий и выразитель общего мнения. Далее это единение подчеркивается на протяжении всего повествования: «Н а м, одичалым в походах и боях, это был как есть праздник. М ы козырем расхаживали вдоль селения» [319]; и в конце рассказа: «Тут-то м ы его -даже сказать чудно - боялись. Кроткий совсем человек, а неладно глядеть. Ведь какая тяжесть-то свисла над этой головушкой, ежели понять хорошенько» [323] (везде разрядка наша - Л.С.)

Под «мы» рассказчик подразумевает коллектив, социальную общность - отряд партизан, в недавнем деревенских мужиков

- на это указывают речь персонажей, детали их внешности. Понятие «мы» включает автора - он и рассказчик пребывают в одном социальном контексте, они выразители интересов множества, но при этом позиции рассказчика и автора не всегда совпадают, хотя речь рассказчика не подвергается явно выраженной авторской переоценке. В «Летучем Осипе», впервые в творчестве Касаткина, проявилась особая форма психологического анализа, названная Л.Ф. Киселевой «хоровой» - «подключение к мыслям и чувствам героя мыслей и чувств других героев, автора, народного коллективного опыта вообще» . Это персонализированный полилог толпы -партизан, в котором участвуют и «новички» в отряде, и «из старых»: «безусый малый», «уралец Бабушкин», «молоденький Васяга», «курносый детина пулеметчик» [316-318]. Автор переносит внимание читателя с обобщенного образа «массы» на индивидуальные лица «хора», на их реплики - это, несомненно, придает повествованию напряжение, динамику, способствует выявлению оценок и

Киселева, Л.Ф. Об особенностях

психологического анализа в романе М. Шолохова «Тихий Дон» / Л.Ф. Киселева // Известия АН СССР. Серия «Литература и язык». - Т. 24. - Вып. 2. -М., 1965. -С.123.

характеристик.

Таким образом, сказ в «Летучем Осипе» является выражением позиции «множества», причем это

однонаправленный сказ, выражающий точку зрения автора и персонажей (один из них - рассказчик), близких не только социально, но и психологически. Заметим, что две из пяти главок рассказа представляют собой не собственно сказ, а сказовое повествование - несобственноавторское, в котором рассказчик передает слово автору: это вторая главка,

являющаяся диалогом двух персонажей с краткими включениями голоса автора, и четвертая - разговор Осипа с раненым земляком Соколовым о гибели жены и сына. Здесь при объективном выражении плана персонажа (отсутствуют местоимение «мы» и его формы) дистанция между автором и героем незначительна, что подчеркивается сохранением словоупотребления

изображаемой народной среды - с диалектизмами, просторечием,

синтаксическими фигурами (инверсией, прежде всего): «Знать, уснул и Бабушкин. Васяга лег навытяжку, руки закинул под голову и глядит на высоко поднявшийся серпок луны. В лесу все еще ухала выпь. Над лугом жалобно пели комары, гудели жуки майские» [318]; «Задохнулся Соколов, отдыхивается. В груди клекочет, кипит. Осип склонился над ним, круто сбычил голову, дрожит мелкой дрожью, колючей дрожью дрожит, в пол кулаками опираясь» [321]. Важно отметить, что эти главки проявили некоторое расхождение точек зрения рассказчика и автора: если для рассказчика Осип прежде всего бесстрашный боец отряда, то автор видит в персонаже глубоко страдающего человека, а потом уже борца с классовыми врагами. Касаткин подчеркивает: бесчеловечные

обстоятельства (гражданская война) убивают душу, изменяют, деформируют сознание крестьянина - вчерашний носитель идеи добра, смирения становится жестоким убийцей, охваченным страстью отмщения.

Эта идея получила развитие в рассказе «Вражья сила» (1922). Главный герой, старый «лесовик-охотник», не может убить животное из жалости: «Случилось ему раз

устрелить в горах козу. Подходит к ней, а она как забякает человечьим голосом, по-ребячьи, да как глянет в упор на Никиту жалостными глазами.С тех пор шабаш бить коз! Так и прозвали его Козья Милость» [324]. В годы гражданской войны старик добровольно вступил в партизанский отряд, был готов убивать колчаковцев -«вражью силу»: «Нет злее зверя супротив барина да купца» [324].

Советские критики видели в подобном изменении сознания крестьянина положительное начало - пробуждение деревни, утрату «мужичьей»

патриархальности, проявление в характере русского человека несогласия с социальной несправедливостью. Сам же автор, приветствуя активность ранее угнетенных людей, не приемлет насилие как средство достижения любых, даже самых гуманных целей. Тем более что «вражья сила» - это такие же «намаявшиеся» люди, собранные белыми в Сибири «по мобилизации, дери ее черт!»[328], которые «загодя промеж себя решили: перевалим горы и обернемся

супротив их вот!» [328].

Оптимизм, решительность,

открытость, добродушие, чувство юмора сибиряков противопоставлено в тексте настороженности, воинственности старика Никиты, в сознании которого нравственные категории искажены, вытеснены понятиями военного времени. Автор симпатизирует красноармейцам, которых, завершая рассказ, вновь - уже с иронией - называет «вражьей силой»: «Рявкнуло дружное

«ура», и вражья сила множеством рук подхватила Козью Милость на воздух -только лапти кверху взыграли» [329]. Иронический эффект возникает из-за несовпадения точек зрения рассказчика и автора, по-разному трактующих понятия «враги», «вражья сила».

Повествовательная форма «Вражьей силы» - смешанная, вобравшая элементы сказа, несобственно-авторское слово, а также прямую речь персонажей - в рассказе ярко представлено, полифоническое начало, реплики партизан и солдат-сибиряков передают гамму чувств персонажей, оценки происходящего.

Важным приемом психологизма в

тексте явились пейзажные зарисовки, в которых писатель использует принцип контрастности: «Отгрохотали в горах

буйные речушки и вошли в берега, в топи и хляби, заточились под корневища хвойных великанов. Вот и весна-краса!» [324]. Динамичный, экспрессивный

ранневесенний пейзаж в начале рассказа подчеркивает решительность настроя крестьян, для которых весна явилась сигналом к началу партизанского похода против белогвардейцев: «Одно слово: враг за вешнее бездорожье дюже подготовился и гонит сюда полчища» [324]. Лес, приречная долина стала для партизан местом дозора -они «вражью силу высматривали». Вместе с тем рассказчик неоднократно обращается к деталям весеннего пейзажа,

противопоставляя «сияние солнышка» -«сверкнувшим штыкам» [327], подчеркивая противоестественность «звякания ружей» -живым звукам пробуждающейся природы: «Известно, весна, в лесу - благодать. По вечерам вдоль речки соловьи так и ахают. Синий туман в далях обволакивает лес будто дымом. В полдники да на припеке -смолиной не продохнешь. Зелень, травы на глазах так и прут из земли на полянах.. .Ну, пропади, голова!» [325].

Пейзаж составляет психологический, эмоциональный фон повествования, через него, опосредованно, дается косвенная характеристика рассказчика, не

утратившего в жестокое время желания наслаждаться красотой природного мира. В произведении проявилась еще одна

особенность сказа Касаткина 20-х годов -нарочитое подчеркивание автором комизма речи персонажей, основанного на языковой игре. Это снимает надуманную напряженность, неоправданную остроту событий.

Таким образом, форма сказа в прозе Касаткина 1920-х годов получила развитие

- утрачивается связь с конкретным

поименованным рассказчиком, но при этом акцентируется его социальная

принадлежность. Это не гарантирует

слияния рассказчика с автором - нередко их позиции не совпадают, наблюдается психологическая неоднозначность

повествования. Сказ как повествовательное единство распадается на сказоподобные формы, чаще других встречается несобственно-авторское повествование («усеченный сказ»), обогащенное

разнообразными средствами психологизма: внутренний монолог,

взаимохарактеристики, пейзажные

зарисовки, детали портрета, мимика, позы, жесты. Кроме того, анализ рассказов Касаткина 1910 - 1920-х годов выявил

наметившуюся стилевую динамику - от сказа и сказовых форм к объективному авторскому повествованию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. Занковская, Л. В. Крестьянские рассказы Ивана Касаткина I Л.В. Занковская II Русская литература ХХ века. Советская литература. - М., 1976.

2. Касаткин, И.М. Перед рассветом.: избранные рассказы I И.М. Касаткин: вступ. ст. и прим. Н.И. Страхова. - М., 1977.

3. Кожевникова, Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX века I Н.А. Кожевникова. - М., 1994.

4. Киселева, Л.Ф. Об особенностях психологического анализа в романе М. Шолохова «Тихий Дон» I Л.Ф. Киселева II Известия АН СССР. Серия «Литература и язык». - Т. 24. - Вып. 2. - М., 1965.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Орешин, П. О книге И. Касаткина «Лесная быль» / П. Орешин II Красная новь.-1927. - № 4.

6. Подъячев С.П. II РГАЛИ, ф. 374, оп. 1, ед.хр. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.