Научная статья на тему 'Епархии Константинопольской церкви в XV-XVIII веках'

Епархии Константинопольской церкви в XV-XVIII веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Епархии Константинопольской церкви в XV-XVIII веках»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Епархии

Константинопольской церкви в XV-XVIII веках

Опубликовано:

Христианское чтение. 1916. № 5-6. С. 532-546.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Епархіи Константинопольской неркой въ XV—XVIII в. *)

2. Е ф е с ъ.

ЕФЕСЪ C'Esscjo:)—главный городъ Асійской провинціи.

находившійся въ византійскую эпоху въ ѳемахъ—сперва <$? Самоса, потомъ—Ѳракисія, близъ устья рѣки Каистра § (нынѣ Кучукъ-Мендересъ), впадающей въ Ефесскій за-} ливъ или Кушъ-Адасси въ Архипелагѣ (къ сѣверо-востоку отъ о. Самоса), въ настоящее время лежитъ въ развалинахъ, близъ небольшого села Айясолукъ ('Ayid—ооАобх, 'Afiä — oouXoux = "Аую? ’Ішаѵѵт)? 6 ѲесХо-р?, Ayasolouk), на югѣ Смирнскаго санджака и въ казѣ Кушъ-Адасси; къ югу отъ этихъ развалинъ на берегу моря возникъ Новый Ефесъ (Nsa 'Е'ігоо;), иначе Кушъ-Адасси, или Scala Nuova ‘).

И эта митрополія занимаетъ второе мѣсто (öpovo; огйтеро?, оеоте&еишѵ) во всѣхъ Notitiae episcopatuura,—поэтому Ефесскій митрополитъ называется и хВеотероѲроѵо?» или «8s6tspo; £ѵ Tctht», въ параллель «первотронному» митрополиту Кесарійскому, вслѣдъ за которымъ онъ нѣкогда подчинился Константинопольскому патріарху 2). Въ каталогѣ съ именемъ св. Епифанія исчислены тридцать шесть городовъ или епи-скоііій, которыя находились подъ властію этой митрополіи

*) Продоженіе. См. мартъ.

r) Cuinet, III, 505—507; Г. А а рпх а х y; «, Ot ётхха ötoxips« xtj« ’Аттоха-Хбфеш;, о. 65 хтХ. ’AQfjvai 1909; Ramsay, 104; Forbiger, II, 188; С. А. Тер-новскій, 292 и сл.; ’AvtcovottouXoj, 174—176.

!) Le Quien, I, 667. И. И. Соколовъ, ’Eixapyiaxi exxXtjoiu K.mvjtx'vtivou-jxoXeioj, № С, а. 210.

(оя’ auTYjv) 3 *). Въ каталогѣ Льва Философа указываются то тридцать четыре *). то тридцать шесть 5) и даже тридцать семь 6 *) епископій, подчиненныхъ Ефесскому митрополиту. Но въ каталогахъ двухъ Андрониковъ Ефесская митрополія, какъ и другія, поименована безъ епископій ’’). Не указаны епи-скопіи ея и въ каталогѣ турецкой эпохи XV вѣка, а въ N. XVII в. лишь сказано, что митрополитъ Ефеса нѣкогда имѣлъ 36 епископій, а нынѣ (с^рероѵ) не имѣетъ ни одной 8j. Къ такому умаленію Ефесская митрополія пришла еще въ византійскую эпоху, когда бѣдствія турецкаго завоеванія и невзгоды внутреннихъ нестроеній сократили ея предѣлы и подорвали. внутреннее благосостояніе. Изъ исторіи Ефесской митрополіи XIV—XV в. извѣстны слѣдующія немногія событія.

Въ августѣ 1342 г. было издано патріаршее и синодальное дѣяніе о томъ, что святѣйшая церковь Пиргія 9) находится въ числѣ митрополій великой Христовой Церкви, а вовсе' не составляетъ епископію, подчиненную Ефесской митрополіи. Дѣяніе было вызвано стремленіемъ вновь избраннаго Ефесскаго митрополита подчинить себѣ епархію Пиргія. При обсужденіи этого вопроса въ синодѣ, были представлены справки о томъ, что епархія Пиргія первоначально была епископіей, а потомъ, по царскому повелѣнію и синодальному дѣянію (ßaodtx-Q кроота^ хаі upä£ei aovoSoqj), была почтена возведеніемъ въ чинъ митрополіи, какъ это было и съ большею частію митрополій великой Христовой церкви, которыя сначала были подчинены другимъ церквамъ, а затѣмъ пріобрѣли самостоятельность. Въ засѣданіи синода не былъ точно установленъ годъ, въ который епископія Пиргія была почтена достоинствомъ митрополіи 10), но еще при патріархѣ Георгіи

3) Geizer, 536; Parthey, 154—155. Но въ другомъ древнемъ каталогѣ указано 37 епископій, подчиненныхъ Ефесскому митрополиту (Р а X X г, ; хаі II о т X Т| ;, V, 458; Parthey, 60—61).

*) Geizer, 552.

s) Р а X X V] ? хаі II о т X 9) {, У, 476.

6) Parthey, 60—61.

’) Въ 1304 г. Ефесъ въ первый равъ былъ завоеванъ турками. См. статью: »MiyaY]X ЛочХХсбВт]; 6 ’Ecpeoio; хаі ij 6-u тшч тобрхшѵ йХшаі; r»js ’E<psaou“ (N ё о г ' Е X X к] ѵ о р ѵ 9| р. шѵ, 1904 (I), 209—212).

8) Geizer, 638.

8) Пируюѵ—Пиргій, иначе Діо? ‘Іероч—городъ на берегу моря, къ сѣверо-западу отъ Ефеса.

l0) Eis p.Y]TpÖltoXlV ёт!|Л1Г)Ѳ7] ^роѵоч oöx oXiyO’-S Tots & 7 Ш. — At. et M., I, 229.

Ксифилинѣ (1192—1199 г.), какъ видно изъ документовъ, митрополитомъ Пиргія состоялъ Константинъ Спанопулъ, который и былъ впервые возведенъ въ этотъ санъ, тогда какъ прежде іерархи Пиргія имѣли санъ епископа. И въ послѣдующихъ каталогахъ митрополій указывалась и митрополія Пиргія. Равнымъ образомъ къ митрополіямъ причислилъ ое и императоръ Андроникъ II Старшій въ исчисленіи и порядкѣ святѣйшихъ церквей, изложенномъ, по его приказанію, киръ Миною, и это исчисленіе было помѣщено въ номоканонѣ, найденномъ въ честномъ монастырѣ Пантепопта “), Наконецъ, императоръ Андроникъ III Младшій, въ свою очередь, издалъ указъ, опять подтверждающій достоинство Пиргія, какъ митрополіи. Соотвѣтственно («хоХобѲш;) этомѵ, патріархъ Іоаннъ Калена и священный синодъ издали свое дѣяніе, которымъ включили въ сонмъ митрополій и епархію Пиргія, съ предписаніемъ, . чтобы впредь никто и никогда не пытался лишить ее этого чина и чести, но всѣ должны признавать церковное распоряженіе неизмѣннымъ и подчиняться ему. Въ составъ митрополіи Пиргія должны входить всѣ указанныя въ документахъ села и, въ частности, Діосіера и Дигда * 12). О дополнительномъ возведеніи епархіи Пиргія въ достоинство митрополіи, посредствомъ указа императора Андроника ІИ Младшаго, и объ изданіи по этому поводу синодальнаго дѣянія патріарха Іоанна XIY говорится и въ актѣ отъ апрѣля 1343 года, изданномъ но поводу оправданія митрополита Пиргія отъ обвиненій, возведенныхъ на него Ефесскимъ митрополитомъ 13). Но въ февралѣ 1365 года, нри патріархѣ Филоѳеѣ, епархія Пиргія опять была объявлена епископіей, подчиненною Ефесской митрополіи 14), спустя же немного, вновь была возведена въ достоинство митрополій.

Затѣмъ, въ январѣ 1368 г. митрополія Пиргія была отдана митрополиту Ефеса въ управленіе и пользованіе доходами. Въ патріаршемъ и синодальномъ актѣ сказано, что церковь Пиргія первоначально, со времени своего основанія, была въ зависимости отъ митрополіи Ефеса, какъ епяскопія ея. Много лѣтъ тому назадъ (про хроѵшѵ ігоМшѵ), она, по царскому узаконенію, была почтена именемъ и положеніемъ митрополіи и,

n) М. et М„ I, 230.

12) М. et М., I, 228—230.

,8) М. et Ш., I, 235—237.

“) Ibid., I, 461.

подобно прочимъ митрополіямъ, находилась въ зависимости только отъ патріаршаго священнаго и великаго синода. Въ недавнее же время (еХіуш zpötepov) она, по просьбѣ одного Ефесскаго митрополита, была низведена священнымъ синодомъ . на степень епископіи и отдана въ вѣдѣніе митрополиту, съ избраніемъ и особаго для нея епископа. Но это недолго продолжалось, и она опять, какъ и прежде, сдѣлалась митрополіей. Однако съ того времени и донынѣ законный архіерей для нея не рукополагался, а въ разное время различные митрополиты владѣли ею по мотиву пожалованія (sz-.oöasu); Хоуф), какъ, напримѣръ, Хіосскій, недавно (zpö 0Щ00) владѣвшій п Ефесскою митрополіей. Патріархъ, заботясь о душевномъ спасеніи христіанъ митрополіи Пиргія, какъ находящихся среди язычниковъ (еѵ ріаш тшѵ гѲѵ&ѵ), отдалъ эту митрополію ämSootv хиротонисанному—три года тому назадъ—митрополиту Ефеса киръ Ѳеодориту, пречестному и экзарху всей Асіи, съ тѣмъ, чтобы онъ наблюдалъ и управлялъ этою епархіею, какъ находящеюся близъ его церкви. Но Ефесскій митрополитъ, вслѣдствіе нѣкоторыхъ происшедшихъ обстоятельствъ, и до послѣдняго времени (1368 г.) не прибылъ въ свою церковь, такъ что митрополія Пиргія лишь номинально находилась въ зависимости отъ Ефесскаго митрополита, въ дѣйствительности же ею управлялъ митрополитъ Хіосскій. Только недавно митрополитъ Ѳеодоритъ послалъ въ Ефесскую митрополію нѣкоторыхъ изъ своихъ сотрудниковъ и самъ намѣренъ, съ помощью Божіей, въ скоромъ времени отправиться туда, а патріархъ и священный синодъ еще разъ обсудили вопросъ о митрополіи Пиргія и рѣшили отдать ее Ефесскому митрополиту для управленія' и пользаванія доходами (хат’ sziSootv). И еще больше заботясь' о положеніи мѣстныхъ христіанъ и о спокойствіи ихъ въ будущемъ, патріархъ и синодъ рѣшили, чтобы и каждый митрополитъ Ефеса, преемникъ киръ Ѳеодорита, владѣлъ епархіей ІІиргія по мотиву пожалованія (smoo-аеок Xoytp), но не какъ своею епископіей, а какъ митрополіей, соединенною съ митрополіей Ефеса для управленія подъ властью одного архипастыря. Вѣдь эти епархіи расположены вблизи одна отъ другой, и будущій митрополитъ Ефеса всегда окажется во многомъ лучше митрополита, имѣющаго находиться въ ІТиргіи, потому что митрополія Ефеса «предстоятельствуетъ надъ всей Асіей и имѣетъ престолъ высокій и великій»; въ виду, этого, божественный синодъ будетъ хиротонисать для

нея опытнаго во всѣхъ отношеніяхъ мужа, да и вообще станетъ заботиться объ Ефесской церкви, чтобы она имѣла отдѣльное управленіе и попеченіе, такъ какъ она, будучи занята варварами, лишилась всего и не можетъ доставлять необходимыя средства своему архіерею. Это было и въ другихъ церквахъ, когда архіепископіи присоединялись къ митрополіямъ, такъ какъ не могли существовать сами по себѣ изъ-за постигшей ихъ бѣдности, будучи же присоединены, онѣ и опять остаются, какъ прежде,—митрополія имѣетъ свое мѣсто, честь и чинъ, а архіепископъ опять—свое, что и сдѣлано въ настоящемъ случаѣ: соотвѣтственно такому обычаю и вслѣдствіе извѣстности престола Ефесской митрополіи и постигшей его бѣдности и затрудненія, къ ней была присоедина церковь ІІиргія, такъ чтобы опять -каждая изъ нихъ могла имѣть свое мѣсто и достоинство 15 *). Поэтому митрополитъ Ефеса киръ Ѳеодоритъ, пречестный и экзархъ всей Асіи, равно и его преемникъ и будутъ управлять митрополіей ІІиргія, пользуясь здѣсь всѣми архіерейскими правами, кромѣ, конечно, возсѣ-данія на священномъ сопрестоліи 1в).

Изложенное патріаршее и синодальное дѣяніе весьма характерно. Здѣсь не только излагается историческая судьба епархіи Пиргія, которая неоднократно то возвышалась, то низводилась въ своемъ чинѣ, но и изображается фактическое положеніе многихъ епархій великой Христовой церкви въ XIV вѣкѣ. Оказывается, что нѣкоторыя епархіи существовали номинально и только числились въ синтагматіонѣ вселенской патріархіи, но не имѣли законныхъ архипастырей, отдавались въ харистикію другимъ архіереямъ, которые иногда даже и не являлись въ пожалованныя имъ церкви. А главное,—во вселенской патріархіи установился обычай (?] auvijöei«), въ силу котораго однѣ епархіи, наиболѣе бѣдствовавшія и разоренныя

15) ТоОто хаі ёѵ йХХак ёххХцоіаі; ёѵшОеіайѵ ар/ипахоттшѵ р.т)тро-

ттоХесі, х<і |J.rj обѵааОаі хаѲ’ saoxä{ elvoti, §td xijv ё-і-л£ірёѵг(ч atkrj« [айтац?) evSstav, ёѵюОеТааі Ьк хаі iräXiv pevouot ш; то тсротероѵ, vj рёѵ іл-^троттоХ!; ёх°иаа хаі тоѵ хбт.о'і eaoxvjt хаі xrjv ссщѵ ха'і тг(ѵ та^ѵ, г/ Ьк apxieJTtoxo7tr) rrdXiv би-оіш; xä ioi'jTTjs, окер хаі ётті xoö -ctpovxo; -fe-jovs, хата xrjv si; xaoxa JuvijUsiav хаі 8iä xd тгеркраѵё; xou Öpövoo xxj{ ріцтротйХеш; ’Е<рёзоо /.ai xr^ -po<JY£VO!J-SVT)4 aüxl] IvSetav хаі атЕѵо^шріаѵ -rjvu>9yj aüxxj fj exxXirjaia Хіоруіаѵ, иізте ~зХіѵ eyeiv ёхагёраѵ аОтйѵ xöv іоюѵ xozov xal x/;v ä£iav.—M. et M. I, 499.

le) M. et M. I, 497 -500. Cp. A’ IlairaSo-ooXoc Kspapsoj, U£05puT0{ pLTjxpoTroXIxTjX Xiou, Etpeoou xal Hop-poo (’E > * X Фаро«, 1908, x. II, o. 47-49).

врагами, присоединялись къ другимъ епархіямъ, по мотиву пожалованія архіереямъ послѣднихъ, но безъ упраздненія первыхъ въ синтагматіонѣ и безъ формальнаго уничтоженія ихъ самостоятельности,—въ олсиданіи лучшаго для нихъ времени, когда могли быть возстановлены ихъ прежній чинъ и честь. И всѣ эти неустройства зависѣли отъ вторженія въ имперію османскихъ турокъ и «франковъ» и отъ матеріальной бѣдности, которая постигла Византійскую церковь вслѣдствіе тяжелыхъ политическихъ обстоятельствъ. Даже знаменитая Ефесская митрополія, первенствовавшая среди епархій всей Азіи и имѣвшая тронъ высокій и великій, подчинилась установившемуся обычаю харистикіи и пожалованія и могла сохранить свое существованіе лишь путемъ присоединенія къ ней цѣлой митрополіи ІІиргія. Такъ печально было положеніе епархій великой Христовой церкви во второй половинѣ XIV вѣка.

Далѣе, въ 1387 г. возникло спорное дѣло о границахъ митрополій Ефеса и Смирны. Прежде всего, въ засѣданіи священнаго синода 2 мая разсматривался возбужденный Ефес-скимъ митрополитомъ вопросъ относительно Амвріула п), на который предъявлялъ епархіальныя права Смирнскій митрополитъ, и было рѣшено отправить патріаршія грамоты какимъ-либо двумъ архіереямъ сосѣднихъ епархій съ предписаніемъ точно разслѣдовать дѣло на мѣстѣ и о результатѣ сообщить патріарху ,8). Затѣмъ, въ сентябрѣ было издано важное синодальное дѣяніе о составѣ Ефесской митрополіи. Присутствовавшій въ священномъ синодѣ митрополитъ Ефеса, пречестный и экзархъ всей Асіи, заявилъ, что его митрополія прежде пользовалась многими благами, когда процвѣтали и умножались и блага ромеевъ и повсюду во вселенной господствовалъ миръ: въ ея пользованіи тогда было очень много имѣній и владѣній, такъ что нелегко было ихъ и исчислить, а въ ея вѣдѣніи былъ цѣлый соборъ епископовъ; множествомъ епископовъ и громадностью территоріи она превосходила всѣ митрополіи какъ на востокѣ, такъ и на западѣ имперіи, а нѣкоторыя ея епископіи были потомъ почтены достоинствомъ митрополій и оказались въ непосредственномъ подчиненіи патріаршему престолу. Вообще, когда дѣла ромеевъ находились 17 18

17) Та ’A|ißpioö>.a, нынѣ ВриооХа, или ВріооХа (тур. Vourla) -городъ на южномъ берегу Смирнскаго залива, къ западу отъ Смирны.

18) М. et Ж., II, 96.

въ хорошемъ состояніи и города пользовались благополучіемъ, то каждая изъ церквей могла имѣть своего архіерея, и митрополиту Ефесскому надлежало лишь довольствоваться древними установленіями и не искать измѣненія предѣловъ, которые опредѣлили отцы. Но когда каждый городъ и мѣстность сдѣлались достояніемъ язычниковъ и многіе изъ нихъ совершенно исчезли, такъ что неизвѣстны и имена нѣкоторыхъ городовъ, а отъ другихъ сохранились лишь остатки, хотя въ древности они имѣли многочисленный составъ христіанскаго населенія, то они оказываются не въ состояніи содержать не только митрополита или епископа, но и даже одного священника для бѣдныхъ и нуждающихся жителей. Въ виду этого, митрополитъ просилъ патріарха и священный синодъ вновь сохранить за Ефесскою церковію тѣ митрополіи, которыя образовались изъ бывшихъ ея епископій, именно ГІиргій, въ древности называвшійся Aw; 'Ігооѵ, и ІІергамъ, а равно присоединить къ ней всѣ епи-скопіи съ ихъ приходами и границами, которыя сначала были подчинены Ефесской церкви и въ древнихъ книгахъ исчисляются въ количествѣ тридцати семи,—тѣмъ болѣе, что и митрополія Смирны и ея архіерей владѣютъ немалою частью Ефесской митрополіи и, между прочимъ, двумя епископіями Ефеса—Фокеей и Клазоменами, которыя также должны быть возвращены Ефесской церкви. Изложивъ предъ священнымъ синодомъ свою просьбу, Ефесскій митрополитъ представилъ для доказательства многія древнія книги съ исчисленіемъ, наряду съ прочими, и указанныхъ епископій Ефесской митрополіи. Патріархъ и священный синодъ признали просьбу Ефесскаго митрополита справедливою и постановили, чтобы церкви ІІиргія и ІІергама, возведенныя нѣкогда изъ епископій въ митрополіи, опять были епископіями и подчинены Ефесской митрополіи, не только потому, что для нихъ невозможно хиротонисать митрополитовъ, но и потому, что это является дѣломъ обычнымъ и часто совершалось во многихъ церквахъ, которыя, по требованію времени и обстоятельствъ, возводились изъ епископій въ архіепископіи и митрополіи, а потомъ, когда обстоятельства измѣнялись и требованія понижались, опять объявлялись, какъ и прежде, епископіями, за исключеніемъ, конечно, тѣхъ случаевъ, когда и обстоятельства требовали сохраненія достоинства митрополій, и была возможность преемственно избирать и хиротонисать для нихъ іерарховъ. Посему митрополитъ Ефеса будетъ опять владѣть церквами

Пиргія и ІІергама и совершать здѣсь, какъ въ своихъ епи-скопіяхъ все, что онъ желаетъ. Относительно же епископій Ефеоа, которыми владѣетъ митрополитъ Смирны, патріархъ и священный синодъ признали справедливымъ, чтобы и онѣ перешли въ управленіе Ефесекаго митрополита, какъ принадлежащія ему, какъ это оправдывается представленными имъ книгами. Но изъ тѣхъ же книгъ видно, что митрополиту Смирны была подчинена епископія Фокеи, а съ другой стороны извѣстно, что были двѣ Фокеи,—поэтому патріархъ и священный синодъ постановили, чтобы одною изъ нихъ, именно Древнею, владѣлъ митрополитъ Смирны, а другой Фокею и еще Клазоменами съ ихъ приходами владѣлъ митрополитъ Ефеса. И такъ, митрополитъ Ефеса будетъ владѣть какъ этими епископіями, такъ и тѣми, которыя въ древности были подчинены его церкви, со всею областью ихъ и первоначальными границами и съ подчиненными этимъ епископіямъ прономіями, церквами, мѣстностями и прочими владѣніями, и пользоваться здѣсь всѣми обычными митрополичьими правами ,9). Таково было синодальное дѣяніе, возстановившее древнія границы Ефесской митрополіи. Но оно не имѣло фактическаго значенія „въ цѣломъ своемъ составѣ, потому что тревожныя политическія обстоятельства, обрушившіяся на Византію въ концѣ XIV* * вѣка, опять поколебали силу церковнаго синтаг-матіона и измѣнили границы епархій вселенскаго патріархата.

Въ судьбѣ же Ефесской митрополіи наступила и болѣе неблагопріятная пора. Уже въ концѣ XIV в. митрополитъ Ѳессалонники сталъ занимать мѣсто выше Ефесекаго митрополита, — какъ это видно изъ синодальнаго акта отъ 29 мая 1387 года 20). А въ 1400 г. митрополитъ Готѳіи пользовался титуломъ занимающаго мѣсто (тбѵ тбгоѵ е-еушѵ-locum tenens) или мѣстоблюстителя митрополита Ефеса 2І). Тоже самое было и въ 1401 году (іюль 22).

Въ византійскую эпоху Ефесскій митрополитъ носилъ титулъ «пречестнаго и экзарха всей Асіи—мсгриркк хаі І-ар^о; iteot); ’Ааіас», какъ это видно, напримѣръ, изъ синодальнаго

“О М. et. М., II, 103—106.

2l0 Ibid., II, 98-99. Cp. II, 109.

*4 Ibid., II, 312—313.

Ibid., II, 519, 541.—См. также J. Pargoire, Les mötropolites d’Ephöse au XIII s. (Echos d’Orient, t. VIII, p. 286—290; t. X, p. 49 etc.

акта отъ апрѣля 1331 года23). Такой титулъ усвояется Ефес-скому митрополиту и въ «Новомъ изложеніи» патріарха Нила, гдѣ была воспроизведена болѣе ранняя практика 24). Смыслъ терминовъ «йкертіу.04» и «eijapyo;» имѣетъ аналогію въ титулѣ Кесарійскаго митрополита, а экзаршество Ефесскаго митрополита во «всей Асіи» находится въ связи съ прежними его полномочіями въ «Асійскомъ діэцезѣ», послѣ подчиненія его патріаршему престолу Константинопольскаго архіепископа 25).

Ефесъ окончательно перешелъ подъ власть турокъ въ 1426 г. и послѣ этого постепенно подвергался раззоренію, такъ что въ XYI в. лежалъ уже въ развалинахъ, а христіане переселились въ Новый Ефесъ и въ другіе города малоазій-скаго побережья 26). Тѣмъ не менѣе епархія сохранила cboiq жизненность и установленное мѣсто въ саптагматіонѣ27). Престолъ Ефеса и въ N. турецкой эпохи именовался «вторымъ

23) М. et М., I, 164. Ср. ibid, 1,471, II, 169.—Но въ актѣ объ изверженіи бывшаго Константинопольскаго патріарха Космы Аттика за его единомысліе съ богомоломъ Нифонтомъ (отъ 1147 г.) есть и слѣдующая подпись: „’Imiwrjg ару'.е-ізхопо; ’Есріаои чаі Ё;ар'/о; яізу]; 'Aotaj“ (Р ä X Л к) ; чаі П о т X т) с, V, 309).

**) Р а А X к) £ чаі П о т А <} j, V, 498.

25) Le Quien, 1,668, 683.—Ефесскій митрополитъ еще титуловался, какъ

„й-уіштато^“ (Le Quien, I, 684), „9еофіАга-ато;“ (— 686), „аосрюіатос“ (— 687),

„лаѵіерштатоі“ (— 690). Любопытно также отмѣтить, что въ XI в. Ефесскую митрополичью каѳедру занималъ низложенный византійскій императоръ Михаилъ VII Дука Парапинакъ (1071—1078 г.), принявшій монашество и избранный на эту каѳедру современнымъ византійскимъ патріархомъ Космою и священнымъ синодомъ. Послѣ хиротоніи, новый митрополитъ отправился въ свою епархію (М. Attaliota, Historia, 303. Boimae).—Вотъ яркое и выразительное свидѣтельство противъ тѣхъ ученыхъ, которые несправедливо считаютъ цезаропапизмъ господствующею системою отношеній церкви и государства въ средневѣковой Византіи и усвояютъ византійскому міровоззрѣнію отождествленіе священства и царства. Объ Ефесскихъ митрополитахъ XI в. см. у проф. П. А. Скабаламовича, стр. 405—406.

26) Л а і* гс і х г] {, 62—63.

2‘) Г. Дестунисъ, Разсказъ и путешествіе по святымъ мѣстамъ Даніила, митрополита Ефесскаго (Прав. Псілест. Сборникъ, в. 8, стр. V: „путешествіе было совершено и сочиненіе написано въ патріаршество Максима III, т. е. между 1493 и 1499 г.); А. И. Пападопуло-Керамевсъ, Въ которомъ году Смирнскій митрополитъ Даніилъ посѣтилъ (Ів. Землю (Сообщенія И. Прав. Пал. Общества, 1893 (IV), 631—637: авторъ относитъ путешествіе ко второй половинѣ 1480 г. или къ первой половинѣ 1481 г.). Ср. ’Аѵбрёос? М о и э ? о £ й о і) ;, ДиѵцХ ^тротсоХіх^ ’Е<рёаоо ij 51р.йрѵт,с ('Е А А rj ѵ о [j. ѵ г, ;д ш ѵ, 1843, papTtot. № 3, о. 181 192).

по чину», а митрополитъ возглашался «пречестнымъ и экзархомъ всей Асіи» 28).

Во второй половинѣ ХУ вѣка между митрополитами Ефеса и Смирны происходилъ споръ относительно границъ ихъ епархій, унаслѣдованный отъ византійской эпохи. Споръ касался, главнымъ образомъ, Магнисіи и Новой Фокеи. Онъ былъ рѣшенъ въ 1467 — 1468 г. при патріархѣ Діонисіи I. Современный митрополитъ Ефеса Неофитъ, пречестный и экзархъ всей Асіи, доложилъ патріарху и священному синоду, что Магнисія принадлежитъ къ его епархіи, а между тѣмъ ею владѣетъ митрополитъ Смирны, полагающій, что Магнисія больше ([аоіХлоѵ) относится къ его епархіи,—и наноситъ этимъ вредъ Ефесской митрополіи. При этомъ митрополитъ Ефеса представилъ двѣ очень древнія книги (вѣроятно, номоканоны), сообщающія свѣдѣнія о митрополіяхъ и епископіяхъ. И въ нихъ оказалось, что въ предѣлахъ митрополіи Ефесской находились двѣ епископіи съ именемъ Магнисіи (т. е. Магнисія на Меандрѣ и Магнисія подъ Сипиломъ), Смирнскому же митрополиту епископія съ именемъ Магнисіи не была подчинена, хотя онъ и утверждалъ это. Изъ двухъ городовъ съ именемъ Магнисіи одинъ (на Меандрѣ) исчезъ и подъ властью Ефес-скаго митрополита осталась только Магнисія подъ Сипиломъ. Патріархъ Діонисій и священный синодъ разсудили, что если въ древности существовали двѣ Магнисіи и обѣ находились подъ властью Ефесскаго митрополита, то тѣмъ болѣе долженъ ему принадлежать сохранившійся нынѣ городъ Магнисія. Поэтому и было рѣшено, что Магнисія подъ Сипиломъ должна неразрывно и неотъемлемо находиться подъ властью Ефесскаго митрополита и составлять его епископію, которою онъ безпрепятственно долженъ управлять, получая и обычные цер-

38) И. И. Соколовъ, ’Euapytaxa, Л» СХІІ, о. 240; П. ХриоаѵОо;,

Въ русскомъ переводѣ-послѣдняго труда (1784 г.) сообщается: „Митрополитъ Ефесскій, второй по чину и патріаршій властехранитель во всей Азіи‘; (стр. 4).—У Regel'я (77 зо) „Смиренный митрополитъ Ефеса Лука“ подписался на четвертомъ мѣстѣ, ниже Анкирскаго и Ираклійскаго митрополитовъ. Въ другихъ каталогахъ его титулъ приводится не сполна, безъ словъ: „6 xal Seüxepot іч rij xäijei и ябпёрхір.о{“. Ср. 4 г X х і о ѵ, III. 489; Smith, 61) Въ епархіи Ефеса въ концѣ XVIII в. находился городокъ Вріулла или Вурла, гдѣ родился новомученикъ Нектарій (f 1820), (Доихахі];, VII, 178), а въ Новомъ Ефесѣ, или Кусантаси, родился

НОВОМУ 4ft НИ кт. Pftnnriü г *1 (А п t» ѵ. т ■* п - TV 7fiV

ковные доходы. Вмѣстѣ съ тѣмъ Ефесскій митрополитъ представилъ царскія и патріаршія грамоты относительно принадлежности Новой Фокеи къ его епархіи, и патріархъ и священный синодъ также утвердили за нимъ киріархальное право въ отношеніи къ этому городу 2!)).

Во всѣхъ N. episcopatuum турецкой эпохи Ефесская митрополія неизмѣнно сохраняла второе мѣсто и въ этомъ положеніи осталась и наканунѣ XIX вѣка * 30).

Въ каталогѣ отъ 1 сентября 1777 г. отмѣчено, что митрополиту Ефеса была подчинена епископія Иліополя і”), а въ каталогѣ 1797/8 г. сообщается, что митрополитъ Ефеса имѣлъ не только правящаго епископа Иліополя, но и титулярнаго—Ы фіХф оѵбрст—епископа Аркадіополя 32).

*

Иліополь ('НХюбігоХі«), или Юліополъ (’ІооХюйтоХц), иначе Василей (В*о>!Х«юѵ) — городъ въ провинціи Галатіи Первой, потомъ—въ ѳемѣ Вукелларіонѣ, на рѣкѣ Сангарисѣ, къ сѣверо-западу отъ Анкиры и къ югу отъ Клавдіополя, нынѣ село Наллу-Ханъ въ Анкирской митрополіи. По N. св. Епифанія и Льва Мудраго Иліополь составлялъ одну (2) изъ семи или восьми епископій Анкирской митрополіи 33 *). Императоръ Константинъ X Дука (1059—1067 г.) возвелъ Василей или Иліополь въ митрополію, но съ тѣмъ условіемъ, чтобы городъ, по смерти правящаго іерарха, заслуги котораго императоръ цѣнилъ, опять былъ низведенъ на степень енископіи, подчиненной Анкирской митрополіи. Однако, сынъ Константина Дуки, императоръ Михаилъ VII ІІарапинакъ (1071—1078 г.), въ свою очередь подтвердилъ прономію Василейской митрополіиЗі). Но въ 1084 г. Анкирскій митрополитъ возбудилъ предъ императоромъ Алексѣемъ I

’А. IlaneSoitooXoj Карар-го;, Мауѵ7)аіа т) 6 -ко ХітшАш чтХ. (Д t X-■ciov, II, 650—660).

30) II. И. Соколовъ, 'Eitapj(caxot. и. 240; II. ХрйаиѵОо;, о. 5;'; ’Е t.W. ’А X г, 9 £ t а, 1881 (I), а. 237; К. Ц., I, приложенія, стр. 144.

31) XaOas, М. В., III, .рвѣ

32) И. И. Соколовъ, К. Ц„ I, приложенія, стр. 144.

33) Geizer, 537, 552; Parthey, 61 ui, 104 72, 155 m, 168 »г, 183 г.в, 204 >м, 245 «і,—Въ числѣ же епископій Ефесской митрополіи Иліополя не было, а были: Авриліополь, Митрополь, Аркадіополь, Ѳеодосіополь, Палеоцоль (Geizer, 536, 552. Cp. Nova Tactica, 62—63),

3<) Pi А А 7); v.od II о т і. S, Y, 71—72; Zachariae, Ш, 326, 330.

Комнинымъ ходатайство о возстановленіи за нимъ нрава за-вѣдывать Василейскою епархіею, какъ подчиненною ему епи-скопіею, въ силу частнаго и личнаго назначенія дарованной ей привилегіи. Дѣло перешло на разсмотрѣніе патріарха Николая Грамматика и священнаго синода, которые въ синодальной грамотѣ, обращенной къ императору, высказались въ пользу непозволительности для василевсовъ, по каноническимъ основаніямъ, отторгать епископію отъ митрополіи 35 * *). Тѣмъ не менѣе и Василейская епархія продолжала оставаться въ достоинствѣ митрополіи и въ царствованіе императора Алексѣя Комнина, который, въ связи съ вопросомъ о положеніи ея, особымъ хрисовуломъ отъ 1087 г. установилъ совмѣстное участіе царской и церковной власти въ дѣлѣ возвышенія престоловъ **). Въ N. XII — XIII в. Василейская митрополія занимала то 71-е, то 70-е мѣсто31). Императоръ Андроникъ Старшій низвелъ ее на 86-е мѣсто, а императоръ Андроникъ Младшій возстановилъ на 71-мъ мѣстѣ 38). Мѣстный митрополитъ титуловался «пречестнымъ (бтартіио;)». Отъ XIV в. не сохранились свѣдѣнія о сношеніяхъ Василейской митрополіи съ Константинополемъ, а въ XY в. она слилась съ Анкирскою епархіей.

Однако, во второй половинѣ XYTII в. Иліополь.ская епи-окопія была возстановлена въ предѣлахъ Ефесской митрополіи, занявши юго-западную прибрежную область съ городомъ Ай-диніонъ или Траллы. Къ сожалѣнію, остается неизвѣстнымъ синодальное объ этомъ опредѣленіе, которое могло бы пролить свѣтъ на мотивы усвоенія этой епископіи древняго наименованія, принадлежащаго собственно Анкирской митрополіи, не имѣющаго никакого фактическаго отношенія къ Ефесской епархіи н не оправдываемаго составомъ городовъ и селъ вновь учрежденной Иліопольской епископіи30). При всемъ томъ, въ фактѣ основанія Иліопольской епископіи въ предѣлахъ митрополіи Ефесской заключается необычное смѣшеніе наименова-

35) Р і і, і. ij ; хаі П о — X fj д, V, 62—75: Le Quien, I, 477—47S.

3li) Zackariae, III, 368—370; P i X /. ij; иі П о т X ijII, e. 435 (толкованіе Ѳеодора Вальеамона на 38 правило трулльскаго собора); Porthey, 98 7з; PL. А. Скабалановичъ, 417.

31) Partkey, 199 72.

3S) Geizer, 600.

3’) Въ сѳлѣ Караджасу (нынѣ Карасу) жилъ новомученикъ Хаджи 1 соргій, пострадавшій отъ турокъ въ 1794 г. (4 о о г. і у. 7;М. X., X, 31).

нія и титула, свидѣтельствующее о забвеніи мѣстныхъ традицій административно-іерархическаго порядка.

Что касается титулярной Аркадіопольской епископіи, то она связана была съ Ефесскою митрополіей прошлымъ своимъ существованіемъ. Аркадіополъ (’АрхаВюйтоХц), иначе Ѳирея (Ѳбраіа, Ѳйрга)—крѣпость къ сѣверо-востоку отъ Ефеса 40), указанъ въ N. св. .Епифанія, Льва Мудраго и другихъ въ составѣ многочисленныхъ епархій этой митрополіи 41 42). Извѣстны по именамъ и нѣкоторые изъ епископовъ Аркадіополя 4а). Но въ позднюю византійскую эпоху Аркадіопольская епископія утратила свою самостоятельность, равно какъ не имѣла ея и въ турецкую эпоху. Лишь наканунѣ XIX в. титулярный епископъ Аркадіополя напомнилъ о быломъ іерархическомъ значеніи города 43).

И. Соколовъ.

401 Ср. Ramsay, 113.

41) Geizer, 536, 552; Parthey, 62 ш, 102 as, 155 me, 167 т, 182 за, 203 по, 244 зз.

421 Le Qwen, I, 711—712.

43) Въ византійскую эпоху болѣе былъ извѣстенъ въ церковномъ отношеніи другой Аркадіополь (’ДрхаМоитгоХі;), въ древности Вергули, городъ въ Европѣ, потомъ во Ѳракіи, къ юго-востоку отъ Адріанополя и къ сѣверо-западу отъ Дидимотиха, на рѣкѣ Евросѣ, нынѣ Луле-Вур-гасъ (Loule-Bourgas) въ предѣлахъ Дидимотихской митрополіи ('А. Мг-). t а а V' 0 s XptsTo?o'jXo{, 49—50). Аркадіополь составлялъ архіепископію (по N. св. Епифанія, Льва Мудраго и времени Іоанна Цимисхія на 11, 7 и 8 мѣстахъ) и въ концѣ ХІІ в. былъ возведенъ въ митрополію, занявши 90-е мѣсто (Geizer, 589; Le Quien, I, 1135—1136: говорится объ архіепископахъ Аркадіополя до 1156 г. включительно); въ XIII в. Аркадіопольская митрополія была возвышена на 82-е мѣсто. Изъ поздней византійской эпохи извѣстпо, что въ августѣ 1317 г. патріархъ Іоаннъ ХНІ и священный синодъ предоставили митрополію Аркадіополя хоіті Хоуоѵ sriSoasuj; крайне нуждавшемуся архіепископу Месины, расположенной въ той же провинціи Европы или Ѳракіи, на границѣ съ митрополіей Аркадіополя (М. et М., I, 71—73). Вслѣдствіе объединенія митрополіи Аркадіополя съ архіепископіей Месины, и первая еиархія какъ бы понизилась въ своемъ достоинствѣ, и въ синодальномъ документѣ отъ сентября 1324 г. названа „ауіш-атѵ; apyis-tavtontj ApxaSiotntoXeu»;“,

съ предписаніемъ платить въ пользу патріархіи ежегодно по 24 ипер-пира (М. et М., I, 128). Но вскорѣ произошла новая перемѣна: архіепископія Месины была пожалована вновь назначенному митрополиту Аркадіополя киръ Малахіи и прѳчестному, который и сталъ титуловаться и проедромъ Месины, какъ видно изъ синодальнаго акта отъ апрѣля 1329 года, когда митрополитъ Малахія участвовалъ въ засѣданіи патріаршаго синода (М. et Ж, I, 147). Дальнѣйшихъ свѣдѣній объ Арка-діопольской митрополіи не сохранилось. Объединившись съ Месинскою архіепископіей, она во второй половинѣ XV в. вошла въ составъ Диди-мотихской митрополіи.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.