Научная статья на тему 'Энтропия как экзистенциальная проблема в "Солнце мертвых" И. С. Шмелева'

Энтропия как экзистенциальная проблема в "Солнце мертвых" И. С. Шмелева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / БЫТИЕ / ВЕРА / ЖИЗНЬ / НЕБЫТИЕ / РЕВОЛЮЦИЯ / СМЕРТЬ / САМОУБИЙСТВО / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ЭНТРОПИЯ / GOD / BEING / FAITH / LIFE / NON-BEING / REVOLUTION / DEATH / SUICIDE / EXISTENTIALISM / ENTROPY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сюе Чэнь

Целью нашего исследования является освещение проблемы бытия и небытия в творчестве И.С. Шмелева на материале его эпопеи «Солнце мертвых», в основу которой положены воспоминания писателя о репрессиях и голоде в Крыму начала 1920-х годов. Поставленная цель реализуется в решении задачи проанализировать онтологические и экзистенциальные философемы, развитые в тексте через сопоставление двух героев, прошедших духовные и физические испытания в условиях социальной катастрофы. В произведении доминируют идея воли к жизни и идея энтропии, что определяет новизну основного аспекта. Энтропия осмыслена Шмелевым как результат истончения веры. Суицид представлен в «Солнце мертвых» как выражение ложного понимания свободы воли самоубийцы. Проявление энергии рассмотрено в статье через отношение героев к наполняющим бытие и быт вещам. Сделан вывод о жизнетворящей силе христианской аксиологии. Философский контекст трактовки повести составили положения трудов Н. Аббаньяно, М. Бланшо, Н. Лосского, М. Монтеня, Ф. Ницше, В. Топорова и др.The purpose of the research is to highlight the problem of being and non-being in the work of I.S. Shmelev based on the material of his epic The Sun of the Dead , which rests upon the writer's memoirs about repressions and famine in the Crimea in the early 1920s. The goal is achieved by conducting the analysis of ontological and existential units of philosophy which develop in the text through a comparison of two heroes who pass spiritual and physical tests in a social catastrophe. The will to live and the idea of entropy prevail in the work. This fact determines the novelty of the main aspect of the research. Suicide is presented as an expression of a false interpretation of a suicider’s will. The manifestation of energy is presented by the author through his attitude to things that make one’s life and construct one’s being. The conclusion about life-giving power of Christian axiology is made. Philosophical context of the story’s interpretation is based on the works of N. Abbagnano, M. Blanchot, N. Lossky, M. Montaigne, F. Nietzsche, V. Toporov and others.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энтропия как экзистенциальная проблема в "Солнце мертвых" И. С. Шмелева»

ЭНТРОПИЯ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В «СОЛНЦЕ МЕРТВЫХ» И.С. ШМЕЛЕВА

Сюе Чэнь

Ключевые слова: Бог, бытие, вера, жизнь, небытие, революция, смерть, самоубийство, экзистенциализм, энтропия. Keywords: God, being, faith, life, non-being, revolution, death, suicide, existentialism, entropy.

DOI 10.14258/filichel(2020)1-02

Энтропия - экзистенциальная проблема, наиболее остро поставленная И.С. Шмелевым в «Солнце мертвых» (1923). Бытовая и бытийная неупорядоченность в результате вступления в Крым войск Красной армии, хаос, в который погружены крымчане, необратимость их вымирания, разлад между логикой человека и его существованием, неумолимость нового порядка, структурирующего жизнь догматически и однолинейно, - все это ставит героев повести перед проблемой конечности бытия. Шмелев задается вопросом о пределах истончения энергии человека. Написанная в том же году, что и повесть Шмелева, статья Е. Замятина «О литературе, революции, энтропии и о прочем» дает ответ: сохранение энергии в социальной жизни, искусстве, религии возможно при отсутствии догматизации бытия, которая и есть энтропия, и при наличии свободы в социальной жизни, искусстве, религии и прочем.

Шмелев подводит весь ход событий, всю сумму фактов, пейзажную специфику, весь ряд внешних деталей, к вопросу о роли Бога в преодолении паралича мысли, веры, воли человека. При этом в тексте «Солнце мертвых» сфокусирован ряд положений, выразивших как экзистенциальные, так и жизнеутверждающие представления предшественников Шмелева. С нашей точки зрения, произведение Шмелева, основанное на конкретных реалиях его времени, аккумулирует универсальные и актуальные философемы, развитые как в трудах мыслителей, так и в произведениях русской литературы. В своде идей, составивших основу содержания текста, приоритет отдан христианскому учению.

Противопоставление энергии и энтропии Шмелев выразил, прежде всего, в повествовании о духовной эволюции двух героев -доктора и рассказчика. Оба - свидетели и жертвы большевистского порядка, принесшего голод и репрессии, в результате которых человек

становится «человечьим мясом, расстрелянным без суда, без суда!» (Шмелев, 2015, с. 69)1. Как показывает Шмелев, революция превращает Крым в царство мертвых, придает человеку сходство с диким зверем, возвращает жизнь к пещерным временам. Доктор подсчитывает жертвы: за три месяца «восемь тысяч вагонов, девять тысяч вагонов! Поездов триста! Десять тысяч тонн свежего человечьего мяса, мо-ло-до-го мяса! Сто двадцать тысяч го-лов! Че-ло-ве-ческих!!» (Шмелев, 2015, с. 70). В оврагах и на горах, в подвалах - брошенные трупы убитых: «теперь человек и могилу не находит» (Шмелев, 2015, с. 195). Отношение к смерти - показатель энергии или энтропии. Смерть, повторяющийся мотив повествования, -экзистенциальная черта, к которой приближены жители Крыма или за которую они переступают. В повести показана смерть не естественная, а вынужденная, насильственная. Смерть, посмертное бытие или небытие, вера в Божью силу - тема диалогов двух героев.

Доктор проходит путь от веры в существование Бога к неверию в Бога и в жизнь за пределами смерти. Его земное бытие, как и других персонажей повести, представляет собой ад; он, не выдержав физических, эмоциональных страданий и не найдя интеллектуальной, религиозной опоры, заканчивает земной путь суицидом -нисхождением в ад, но уже за чертой земного бытия. Его идеология бытия выстраивается Шмелевым на антитезе: рассказчик, напротив, преодолевает сомнения в существовании Бога, в итоге получает Его помощь через людей (в частности через мусульманина - татарина Гафара), вновь обретает веру, и его путь - к восхождению.

Доктор был хозяином миндального сада, розового царства, в котором он наполнялся надеждой на разумно устроенную жизнь. Сад -символ жизнетворения и образ созданного доктором мира: он своими руками разбил его на пустыре. С приходом «истребителей» (представителей революционной власти) существование доктора обессмыслилось: экспроприированы профессиональные инструменты и излишки в хозяйстве, оборван миндаль, порублен сад, разрушена мечта жены умереть в цветущем миндальном раю - она умерла в ограбленном, оскверненном доме. Доктору не на что купить гроб, он хоронит жену в угловом шкафу, в котором из года в год хранилось абрикосовое варенье. Гроб не традиционный шестигранный, а трехгранный. Доктор, имея в виду Святую Троицу, рассуждает: «Почему непременно шестигранник?! Трехгранник и проще, и

1 Здесь и далее в круглых скобках даны ссылки на текст из списка источников Шмелев И. Солнце мертвых. М., 2015.

символично: три - едино!» (Шмелев, 2015, с. 54). Он, вопреки реальности, старается повернуть свое сознание к прошлой разумной, устроенной жизни: под влиянием опиума к нему приходят счастливые воспоминания о прошлом, в них была любимая жена, были пряники с богомолья, крестики от преподобного, святая водица.

Однако все более доктор фокусируется на муках реальной «помойной» жизни, которую принять не может. По мнению Н. Аббаньяно, «неприятие мира может иметь две формы - бегство от мира и уступка миру. Бегство от мира - это отказ от возможностей, которые мир предоставляет для реализации человеку. Оно вызвано радикальным неверием в эти возможности, потому что оно - тотальный отказ, являющийся сам для себя целью» [Аббаньяно, 1998, с. 236]. Первая форма проявляется в поведении доктора, бегство от мира приблизило его к гибели. Однако тотальный отказ доктора от реальности парадоксально осмысливается им как путь к реализации своего «я». По М. Бланшо, есть «сила глубоко анонимная», она превращает человека «в существо безымянное и бессильное, по сущности своей подлое и обреченное на раздробленность. Эта сила -сама смерть, и в конечном счете задачей его предприятия является смерть как возможность» [Бланшо, 2002, с. 95-96]. Если принять эту мысль Бланшо, анонимная сила смерти ослабляет творящую активность доктора, стирает его индивидуальность. Отметим, что имя идентифицирует личность, обозначает его место в социально -культурных и исторических условиях, но Шмелев предпочитает называть героя просто доктором.

Самоубийство доктора - результат иссякания жизненных сил. По сути, он - воспользуемся высказыванием М. Монтеня о самоубийце, -прибег к «помощи смерти, которая положила предел <...> земному существованию и прекратила <...> мытарства» [Монтень, 1990, с. 127]. Вместе с тем, в таком уходе из жизни был и вызов обстоятельствам, и болезненно интерпретированная свобода выбора. Как Кириллов в «Бесах» (1870-1872) Достоевского говорил: «я убиваю себя, чтобы показать непокорность и новую страшную свободу мою» [Достоевский, 1990, с. 577]. Самоубийство в этом случае соотнесено с мыслью о связи смерти и свободы, что, на наш взгляд, созвучно идее Ф. Ницше о естественной смерти как факторе несвободы: естественная смерть «при презреннейших условиях, несвободная смерть, смерть не вовремя, смерть труса. Следовало бы, из любви к жизни, - желать иной смерти, свободной, сознательной, без случая, без неожиданности» [Ницше, 1990, с. 52]. Мысль Ницше, апологета воли, коррелирует с идеей Н. Аббаньяно - апологета экзистенциалистского

отношения к жизни: «Принимая смерть, признавая ее как собственную судьбу, человек реализует свою свободу, то есть освобождается от иллюзии обезличенной жизни, от возможностей, которые скрывают ничто экзистенции; он принимает это ничто как формирующее его, как конечный предел его реализации» [Аббаньяно, 1998, с. 188], то есть добровольной смертью он доказывает себе, что может управлять ею и достичь абсолютной свободы. При том что в Крыму переживался апогей насильственных смертей, доктор сам принимает решение, выбирает путь ухода из жизни. Доктор не испытывает экзистенциального ужаса перед небытием, его самосознание перед гибелью отвечает следующей мысли Сартра: «своей смертью умирает тот, победоносный, кто ее же и творит» [Аббаньяно, 1998, с. 122].

Все же суицид доктора - кажущаяся свобода выбора и результат кризиса веры. В христианстве самоубийство понимается как сомнение в спасительном промысле Бога. Вновь обратимся к мысли Бланшо: в свободной смерти «Бог рискует своим существованием. Если кто-то сумеет обладать собой вплоть до смерти, сквозь смерть, то он возобладает и над тем всемогуществом, что настигает нас в смерти, сделает его лишь мертвым всемогуществом» [Бланшо, 2002, с. 95]. Самоубийство - знак того, что в сознании доктора Бог как источник бытийной энергии умер.

Все пережитое ослабляет память доктора, он забывает слова молитвы «Отче наш»; испытания вызывают в его сознании ироничную картину, как он предстанет на Страшном Суде: «Архангелы-то рты разинут! Сам Господь Саваоф» (Шмелев, 2015, с. 59). Нынешняя жизнь, как он говорит, превратилась в помойку, путь из которой - в ничто. Он усомнился в воскресении Спасителя, реальность ассоциируется со вшами, а путь от помойки к горнему миру - иллюзия. Катастрофа обнажила неустойчивость человеческого существования, и доктор готов в небытии видеть путь к спасению. Более того, постепенно отступая от христианского понимания Бога, он обращается к Будде. Выбирая смерть через огонь, он, по сути, принимает буддистскую аксиологию; имея в виду Будду, он говорит: «Огонь от Него исходит, к Нему возвращается!» (Шмелев, 2015, с. 190).

Рассказчик, как и доктор, переживает экзистенциальные муки, что особенно проявилось в его отношении ко времени и пространству. Время, с его точки зрения бессрочного каторжника крымских страданий, не имеет никакого значения: «Бессрочнику все едино!» (Шмелев, 2015, с. 7). Рассказчику важно не столько отсчитывать часы, дни, месяцы, сколько изо дня в день убивать время, а походы за

топливом, наблюдение за индюшкой, занятия пустяками освобождают его от гнета времени.

Сравнение с судьбой Робинзона усугубляет его неверие в будущее: у Робинзона, в отличие от него, была точка на горизонте, она принесла Робинзону надежду на спасение, а на горизонте рассказчика «не будет никакой точки, вовек не будет» (Шмелев, 2015, с. 7). В глазах рассказчика все обманчиво: и жизнь, и город, и сны, и неведомая даль. Прошлое не возвращается, настоящее в муках, человек лишь полагается на будущее, но везде мертвая тишина погоста, «никто не придет из далей. И далей нет <... > самые дали плачут» (Шмелев, 2015, с. 219). Из-за прихода звездоносцев земля напиталась кровью, сады заброшены, виноградники опустошены, дачи обезлюдели, человеческая душа опустошена. Смерть доминирует в мертвом крымском пространстве. Рассказчик, как доктор, разуверился в Боге: «Бога у меня нет: синее небо пусто» (Шмелев, 2015, с. 21). Небо, ранее выступавшее посредником между Богом и человеком, воспринимавшееся как образ истинного и непреходящего рая, теперь пропитывается муками голодающих, а мир под небом превращает в человеческую бойню. В сознании рассказчика пустое небо символизирует отсутствие Бога.

История рассказчика напоминает историю Иова (И. Ильин поставил в целом «Солнце мертвых» выше истории об Иове: «Это один из страшных документов человеческих <... > Что книга Иова? -рефлектирующее благочестие обедневшего и захворавшего жида!.. Что книга ходульных аллегорий и сонных стихов - Апокалипсис!? Первое - эпизод, второе - сон. А это - система бытия» [Ильин, 2000, с. 21]) - праведника, ставшего образцом веры и терпения: «Этот человек был непорочен, праведен, жил в страхе перед Богом и сторонился от зла» (Иов 1:1), «он был славнее всех жителей Востока» (Иов 1:3). Не без участия диавола Бог обрек Иова на великие бедствия: лишил всего имущества, сыновей и дочерей, здоровья. Пережитые беды не поколебали веры Иова в Бога. В повести Шмелева рассказчик пережил голод и террор, убили его единственного сына (на это есть намек в тексте), его «лишнее» имущество изъяли, описали книги. Как Иов, он одет в лохмотья. Он мастерит обувь из линолеума. Он питается блинами из виноградного жмыха и листьев. Наконец, он погружается в духовный кризис. Но неумирающий голос с минарета осветил его душу и дал надежду на помощь Бога: «Знаю я: с нами Бог! Хоть на один миг с нами» (Шмелев, 2015, с. 205), «и будет пребывать вечно, и все сущее - Его воля» (Шмелев, 2015, с. 99). Старый татарин приносит рассказчику яблоки, муку, груши, эта посылка воспринимается как

помощь Творца: «с неба вестник» (Шмелев, 2015, с. 203), «небо пришло из тьмы! Небо, о Господи!» (Шмелев, 2015, с. 204). Вера в бессмертие души и воскресение наполняет существование рассказчика энергией. Его обращению к Богу Шмелев придает характер молитвы: «Вниди в нас, Господи, в великое горе наше, и освети!», «Ты все можешь! Не уходи от нас, Господи, останься...» (Шмелев, 2015, с. 205). Последнюю фразу мы рассматриваем как реминисценцию слов Иова: «... Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2).

Смерть рассказчику не страшна, «ни страха, ни жути нет» (Шмелев, 2015, с. 216). В отличие от доктора, рассказчик преодолевает сомнения в Воскресении и верит в Царство Божье: «Не надо бояться смерти... За ней истинная гармония» (Шмелев, 2015, с. 113), «Чаю Воскресенье Мертвых! Я верю в чудо! Великое воскресенье - да будет» (Шмелев, 2015, с. 231).

Рассказчик не перестает физически и интеллектуально трудиться, делится скудной едой с чужими детьми, обменивает одежду на продукты, преодолевая тем самым хаос окружающей его действительности. Каждый день он совершает восхождение в горы, что напоминает нам о крестном пути Иисуса Христа на Голгофу и символизирует путь героя к высотам духа.

Различное восприятие доктором и рассказчиком окружающего мира проявляется в их отношении к вещам. Поскольку у доктора «все -в прошлом, и мы уже лишние» (Шмелев, 2015, с. 74), он сжег все фотографии и все письма - прошлое закончилось в огне. Полагаем, в этом эпизоде выражено не только его отрицание прошлого, но и настоящего. Как справедливо заметил С.И. Кормилов по поводу поступка доктора: «Тому, кто сжег свою прошлую жизнь (фотографии и письма), видно, осталось лишь сжечь настоящую» [Кормилов, 1995, с. 29]. Для доктора вещи не имеют никакого значения, поскольку он сам в хаосе бытия - «не суть» (Шмелев, 2015, с. 73). «Болезненное, - по определению И.Б. Ничипорова, - ощущение жизни, обреченной на погружение в беспамятство» [Ничипоров, 2019, с. 121], приводит доктора к утрате интимной связи человека и вещей. Пожар дома знаменует окончательное исчезновение собственного пространства. Как сказал Иов: «не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его» (Иов 7:10). Будущее доктора обращено в пепел. Итак, мотив прощания доктора с дорогими ему и связывающими его с прошлым вещами прочитывается как признание бессмысленности своего существования.

Рассказчик, напротив, внимателен к вещной детали, что в принципе свойственно для прозы Шмелева. Как отмечено Н. Лосским, «все сущее <... > не только есть, но еще и содержит в себе оправдание или осуждение своего бытия» [Лосский, 1931, с. 5]. В образе рассказчика как раз показано «сущее» в его созвучии или не созвучии с бытием. Сознание рассказчика интенционально -направлено на вещь, он наполняет ее эмоцией, придает ей свое личное чувство, а вещь, в свою очередь, насыщает его личное пространство. Например, рассказчик хранил сломанное перо умершего павлина - знак памяти об уходящей жизни.

Для рассказчика вещь - и бытовая реалия, и образ его бытия, и память о событии либо эмоциональном состоянии, чему созвучна мысль В. Топорова: «<...> человек - мера всех вещей. Но и обратно: конкретная, данная вещь — мера всех людей, и только в этом своем качестве вещь приближает нам мир, правда, при участии человека» [Топоров, 1995, с. 17]. Наконец, вещь обеспечивает обреченному человеку саму жизнь. Так, рассказчик сообщает о барыне - своей соседке, которая бьется за жизнь, продавая юбки, ложечки за ячмень, и опасается, что у нее отберут коврик или вязаный платок. Мотиву расставания с вещами противопоставлен мотив их незаконного приобретения новым должностным лицом - музыкантом Шурой: у него серебряный портсигар и хороший табак.

Однако истончение вещного мира для рассказчика, конечно, не означает наступления небытия. Шмелев обращается к константам мировой мысли о душе, плоти, смерти. По Аристотелю, автору трактата «О душе», живое существо состоит из материи (тела) и формы (души), и душа как форма естественного тела неотделима от тела. Гераклит высказал иное понимание отношения души и смерти: «когда мы живы, наши души умирают, а когда мы умираем, они воскресают и живут» [Гераклит, 2012, с. 176]. Христианская аксиология другая: душа не умирает, она независима от тела, что показано воскресением Иисуса Христа. Смерть воспринимается рассказчиком как конец телесной жизни, но не установление тотального небытия, что имеет прямое отношение к вещи: по Шмелеву, вещь пронизана внутренним миром человека: «в вещах ведь часть души человеческой остается, прилипает... » (Шмелев, 2015, с. 54).

Итак, находясь в эпицентре социальной катастрофы, человек либо отдается смерти (доктор не дожил до весны), либо проявляет волю к жизни (рассказчик встретил весну). В повести поставлены

вопросы об онтологических доминантах в сознании человека, о роли свободы, воли человека и воли Творца в выборе между жизнью и смертью. По сути, Шмелев решает в повести один из первейших философских вопросов - о смерти и жизни. Если М. Монтень считал, что «вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти», а удовольствия «мимолетны, зыбки и преходящи», сопряжены с «лишениями всякого рода» [Монтень, 1990, с. 125], то, согласно Б. Спинозе, мудрость человека «состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» [Спиноза, 1957, с. 576], потому что «жизнь протекает в собственном измерении, где она имеет смысл и где может иметь смысл победа над смертью» [Левинас, 2000, с. 270]. Мышление, по убеждению Спинозы, -причина всего.

Полагаем, что Шмелеву ближе мысль Спинозы. Но Спиноза -логик, обращенный к рациональным объяснениям бытия. Шмелев рассматривает энергию и энтропию не столько в контексте интеллектуального, мыслительного опыта человека, сколько как вопрос веры в Бога. Из приведенных нами выше обращений к положениям и выводам (порой парадоксальным, но созвучным полемике героев повести) трудов мыслителей показательными для сознания Шмелева являются утверждения о победе энергии как божественного замысла над энтропией, отвечавшие состоянию писателя: сам процесс создания «Солнца мертвых» возвращал ему , пережившему экзистенциальный кризис, веру в жизнь и Бога.

Литература

Аббаньяно Н. Экзистенция как искусство // Введение в экзистенциализм. Пер. с итал., коммент., указ. Л. Зорина. СПб., 1998.

Бланшо М. Смерть как возможность // Пространство литературы. Пер. с франц. М., 2002.

Гераклит Э. Все наследие: на языках оригинала и в рус. пер. М., 2012.

Достоевский Ф. Собр. соч. в 15-ти тт. Л., 1990. Т. 7.

Ильин И. Собр. соч.: Переписка двух Иванов (1927-1934). М., 2000.

Кормилов С. «Самая страшная книга» (Соотношение изобразительного и выразительного в «эпопее» Ивана Шмелева «Солнце мертвых» // Русская словесность. 1995. № 1.

Лосский Н. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей. Париж; 1931.

Левинас Э. Тотальность и Бесконечное: за пределами лица // Избранное: Тотальность и Бесконечное. М., СПб., 2000.

Монтень М. Опыты: в 3-х кн. Пер. с франц. М., 1991. Кн. 1.

Ницше Ф. Сочинения: в 2-х тт. Пер. с нем. М., 1990. Т. 2.

Ничипоров И. Русская литература и православие: пути диалога. М., 2019.

Спиноза Б. О человеческом рабстве или о силах аффектов // Избранные произведения: в 2-х тт. Пер. с лат. Н.А. Иванцова. М., 1957.

Топоров В. Вещь в антропоцентрической перспективе // Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Список источников

Шмелев И. Солнце мертвых. М., 2015.

References

Abbagnano N. Vvedenie v ekzistencializm [Introduction to Existentialism]. St. Petersburg, 1998.

Blanchot M. Prostranstvo literatury [Space of Literature]. Moscow, 2002.

Heraclitus E. Vse nasledie: na yazykah originala i v rus [All heritage: In the original languages and in Russian translation]. Moscow, 2002.

Dostoevsky F. Sobr. soch. [Collection of Works] In 15 vols. Leningrad, 1990. Vol. 7

Ilyin I. Sobr. soch.: Perepiska dvuh Ivanov (1927-1934) [Collection of Works: Correspondence of Two Ivanov (1927-1934)]. Moscow, 2000.

Kormilov S. «Samaya strashnaya kniga» (Sootnoshenie izobrazitel'nogo i vyrazitel'nogo v «epopei» Ivana SHmeleva «Solnce mertvyh» [The Scariest Book (The Correlation of the Graphic and Expressive in the «Epic» by Ivan Shmelev «The Sun of the Dead»)]. Russkaya slovesnost' [Russian literature]. 1995. N° 1.

Lossky N. Cennost' i bytie. Bog i carstvo Bozhie kak osnova cennostej [Value and Being. God and the Kingdom of God as the Foundation of Values]. Pairs, 1931.

Levinas E. Total'nost' i Beskonechnoe [Totality and Infinity]. St. Petersburg, 2000.

Montaigne M. Opyty [Experiments]. In 3 books. Moscow, 1990.

Nietzsche F. Sochineniya [Works]. In 2 vols. Moscow, 1990.

Nichiporov I. Russkaya literatura i pravoslavie: puti dialoga [Russian Literature and Orthodoxy: Ways of Dialogue]. Moscow, 2019.

Spinoza B. Izbrannyeproizvedeniya [Featured Works]. In 2 vols. Moscow, 1957.

Toporov V. Mif. Ritual. Simvol. Obraz [Myth. Ritual. Symbol. Form]. Moscow, 1995.

List of sources

Shmelyov I. Solnce myortvyh [The Sun of the Dead]. Moscow, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.