Научная статья на тему 'Энергосистема Кыргызстана: путь к рынку'

Энергосистема Кыргызстана: путь к рынку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ / ПРЕДКРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ / PRE-CRISIS CONDITION / РЕФОРМЫ / REFORMS / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF POLICY / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ / ANTI-CORRUPTION MEASURES / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY SAVING / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY / DECREASING OF MAIN FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баетов Батыркул Исаевич, Мейманов Бактыбек Каттоевич

В статье рассматриваются проведенные реформы в энергосистеме страны, предлагаются новые меры по выводу отрасли из предкризисного состояния, комплексный подход к решению задач путем консолидации усилий самих энергетиков, центральных и местных органов власти, населения, как основного потребителя электрической и тепловой энергии, а также предлагаются новые меры по выводу отрасли из предкризисного состояния. Во главу угла ставится плачевное финансово-экономическое и соответственно техническое состояние энергоотрасли, как следствие неэффективной тарифной политики и наличия разветвленных коррупционных схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баетов Батыркул Исаевич, Мейманов Бактыбек Каттоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергосистема Кыргызстана: путь к рынку»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Energy system of Kyrgyzstan: the way to the market Baetov B.1, Meimanov B.2 Энергосистема Кыргызстана: путь к рынку Баетов Б. И.1, Мейманов Б. К.2

'Баетов Батыркул Исаевич /Baetov Batyrkul - доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и управления на предприятии, факультет экономики и менеджмента, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова;

2Мейманов Бактыбек Каттоевич /Meimanov Baktybek — доктор экономических наук, и. о. профессора, кафедра экономики, экономический факультет, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются проведенные реформы в энергосистеме страны, предлагаются новые меры по выводу отрасли из предкризисного состояния, комплексный подход к решению задач путем консолидации усилий самих энергетиков, центральных и местных органов власти, населения, как основного потребителя электрической и тепловой энергии, а также предлагаются новые меры по выводу отрасли из предкризисного состояния. Во главу угла ставится плачевное финансово-экономическое и соответственно техническое состояние энергоотрасли, как следствие неэффективной тарифной политики и наличия разветвленных коррупционных схем.

Abstract: the article considers the reforms in the power sector, suggests new measures for the withdrawal of the industry from pre-crisis state, an integrated approach to solving problems through consolidation of efforts of engineers, Central and local authorities, of the population as the main consumer of electric and thermal energy, as well as proposing new measures for the withdrawal of industry from the state. At the forefront is the poor financial-economic and, accordingly, the technical condition of the power sector, as a consequence of the inefficient tariff policy and the availability of extensive corruption schemes.

Ключевые слова: износ основных фондов, предкризисное состояние, реформы, тарифная политика, антикоррупционные меры, энергосбережение, менеджмент, энергобезопасность. Keywords: decreasing of main foundations, pre-crisis condition, reforms, tariff policy, anti-corruption measures, energy saving, management, energy security.

Единая вертикально-интегрированная национальная энергетическая компания, созданная после обретения Кыргызстаном суверенитета, АО «Кыргызэнерго» претерпела в 2001 году реструктуризацию - появились на ее базе 7 самостоятельных открытых акционерных обществ, разделенных по функциональному признаку на компанию, вырабатывающую электрическую и тепловую энергию, компанию, передающую электрическую энергию, 4-х распределительных/сбытовых электрических компаний и, наконец, компанию, распределяющую тепловую энергию.

Финансово-экономическое положение и, соответственно, техническое состояние энергокомпаний продолжают ухудшаться и на сегодня характеризуются как предкризисные. Так, дефицит средств в энергосекторе в 2015 году оценивался в 9,1 млрд сом, а на 2016 год дефицит денежных средств, подтвержденный Государственным агентством по регулированию ТЭК при Правительстве КР, составляет 14 млрд сом при жесткой экономии. Основная доля дефицита приходится на ОАО «Электрические станции» - порядка 8 млрд сом.

Уровень износа основных фондов составляет в среднем 50%, что обуславливает большое число аварийных отключений - в 2015 году в сетях 6/10 кВ произошло 7632 отключений, а в предыдущем году их было больше на 1585 или на 17,2%.

Таким образом, по прошествии 25 лет с момента обретения КР независимости возникла необходимость в поиске новых путей обеспечения энергетической безопасности страны и устойчивого энергоснабжения населения, социальных объектов и всех секторов национальной экономики.

Принимая изложенные выше обстоятельства, практический выход из создавшейся кризисной ситуации можно увидеть в незамедлительном проведении комплекса нижеследующих мер.

1. Для развития энергоотрасли нужно привлечение инвестиций и активное участие Кыргызстана в рамках интеграции стран-участниц ЕАЭС. Для стран-участниц ЕАЭС в среднесрочном и долгосрочном периоде участие в интеграции предполагает широкое освоение инновационных технологий во всех сферах промышленного производства, а для большинства индустриально развитых стран мира является ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни людей [1].

2. Действующие 55 районов электрических сетей (РЭС) не имеют сегодня хозяйственной самостоятельности и, следовательно, их руководство лишено всякой возможности вести самостоятельную кадровую, финансовую и техническую политику; вырученные средства полностью аккумулируются в центральном аппарате РЭКов и оттуда возвращаются лишь мелкими, строго дозированными порциями на зарплату и операционную деятельность первой необходимости.

3. Поскольку себестоимость 1 кВтч электроэнергии за 2015 год составила 116,51 тыйына при средневыставленном тарифе 87,3 тыйына (плановые же показатели этих показателей на 2016 год еще более удручающие, а именно, 202 и 101 тыйын соответственно), крайне необходимо неуклонно следовать положениям утвержденной Среднесрочной тарифной политики КР на электрическую энергию на 2014-2017 годы.

Для практической реализации предлагаемых реформ необходимо, на наш взгляд, сделать следующие действия.

1. РЭКам и ОАО «НЭСК» необходимо завершить во II полугодии 2016г. организационно -подготовительную работу по проведению реформ с тем, чтобы выделенные 8 РЭК начали функционировать с 1.01.2017 г.

2. Национальной энергетической холдинговой компании необходимо:

- внести поправки в договора, заключаемые с членами советов директоров каждой энергокомпании для усиления личной ответственности членов советов директоров за обеспечение стабильного улучшения в коммерческой деятельности компаний и достижения показателей, закрепленных в соглашениях о деятельности;

3. Государственному агентству по регулированию ТЭК при Правительства КР необходимо:

- разработать и внедрить новую Среднесрочную тарифную политику по электро- и теплоэнергии на 2017-2020 годы, предусматривающую:

а) доведение тарифов до уровня полного возмещения затрат на ремонт, реконструкцию, техническое обслуживание действующих объектов и развитие отрасли для обеспечения энергетической безопасности;

б) разработать и внедрить современную долгосрочную тарифную методологию в соответствии с международными стандартами.

При существующих тарифах и доходах ОАО «Электрические станции» может вкладывать до 1,5 млрд сом ежегодно на строительство новых генерирующих мощностей. Данная компания может самостоятельно профинансировать пуск II агрегата Камбаратинской ГЭС-2 в течение 2,5 лет. Стоимость пуска II агрегата составляет порядка 100 млн долл., а расходы на содержание ТЭЦБ составляют примерно 80 млн долл.

В целях привлечения инвестиций на модернизацию ТЭЦБ и ОАО «Бишкектеплосеть» необходимо проработать вопрос, наряду с внесением средств на модернизацию ТЭЦБ, вложения не менее 100 млн.долл. на модернизацию существующих магистральных тепловых сетей. Доходы при продаже всей произведенной электроэнергии ТЭЦБ (1,8 млрд кВтч) на экспорт с учетом реконструкции и расширения новыми энергоблоками (250-300МВт) без посреднических компаний составят 90 млн долл., которые могут полностью покрыть все расходы на содержание.

Подытоживая вышеизложенное, можно констатировать, что кыргызская энергосистема в настоящее время несет огромную социальную нагрузку в ущерб критериям энергетической безопасности страны, вопреки рыночным взаимоотношениям, которые практически установились в обществе в течение последнего четверть века. В этой связи можно утверждать о том, что если мы сегодня не решимся на кардинальные реформы, то обязаны идти на постепенные эволюционные, глубоко продуманные изменения в управлении/менеджменте на уровне отрасли и каждой энергокомпании.

Литература

1. Мейманов Б. К. Вопросы интеграции в инновационной деятельности стран ЕАЭС //

Проблемы современной науки и образования, 2015. № 12 (42). С. 108-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.