Научная статья на тему 'Энергосервисный договор - новый стимул для перехода на газ'

Энергосервисный договор - новый стимул для перехода на газ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / GAS FUEL / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / РАЗВИТИЕ РЫНКА ГМТ / MARKET DEVELOPMENT GMT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротков Максим Владиславович, Тюняев Игорь Владимировч

В статье рассматриваются возможные инструменты увеличения использования газа в России в качестве газомоторного топлива, предложенные Группой компаний «Газпром газэнергосеть». Речь идет о применении действующего законодательства при переводе на газ автомобильных парков транспортных предприятий через энергосервисный договор. На примере проекта по переводу на двухтопливный режим работы транспортных средств на автотранспортном предприятии в Оренбургской области авторами показывается эффективность данного подхода, приводятся расчетные величины экономии и окупаемости проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коротков Максим Владиславович, Тюняев Игорь Владимировч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy service agreement as a new impetus for the transition to gas

This article discusses the possible tools of increasing the use of gas in Russia as motor fuel, proposed by the Group of companies «Gazprom Gazenergoset.» It is an application of existing legislation in the translation gas vehicle fleets of transport companies through energy service contract. On the example of a project to translate into dual-fuel operation of vehicles on the road transport enterprise in the Orenburg region the author demonstrates the effectiveness of this approach, the calculated values are savings and payback.

Текст научной работы на тему «Энергосервисный договор - новый стимул для перехода на газ»

\\WW4

Экономика автотранспортного предп риятия

Энергосервисный договор -новый стимул для перехода на газ

I

М.В. Коротков, начальник отдела розничной реализации компримированного и сжиженного природного газа ОАО «Газпром газэнергосеть», к.т.н., И.В. Тюняев, главный инженер ЗАО «АК № 1825»

В статье рассматриваются возможные инструменты увеличения использования газа в России в качестве газомоторного топлива, предложенные Группой компаний «Газпром газэнергосеть». Речь идет о применении действующего законодательства при переводе на газ автомобильных парков транспортных предприятий через энергосервисный договор. На примере проекта по переводу на двухтопливный режим работы транспортных средств на автотранспортном предприятии в Оренбургской области авторами показывается эффективность данного подхода, приводятся расчетные величины экономии и окупаемости проекта.

__Ключевые слова:

газомоторное топливо, экономическая эффективность, развитие рынка ГМТ.

Нруппа компаний «Газпром газ-энергосеть» апробирует новый инструмент, который сделает газовое топливо доступным для большинства автопарков страны. Рынку газомоторного топлива предложено использовать энергосервисный договор для установки газобаллонного оборудования (ГБО), что является самым

выгодным на сегодня способом перевода автотранспорта для работы на газомоторном топливе.

Как известно, у транспортных компаний расходы на топливо составляют до 20 % всех операционных затрат. Поэтому рост цен на бензин и дизельное топливо (ДТ) заставляет руководителей автотранспортных предприятий искать

Автобусы ЗАО «АК № 1825», работающие по газодизельному циклу НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

Экономика автотранспортного предприятия

ж

Планы правительства по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте 34 и транспорте дорожно-коммунальных служб к 2020 г. предусматривают

дифференцированное их увеличение в городах с населением:

• более 1 млн чел. - до 50 % общего числа единиц техники;

• более 300 тыс. чел. - до 30 %;

• более 100 тыс. чел. - до 10 %.

новые способы экономии. Одним из таких способов является перевод автомобилей на газ. Однако переоборудование транспорта - дело затратное, и не всегда владельцы автопарков готовы вкладывать большие средства в установку ГБО. Те же, кто готов, ищут способы выполнения этой задачи без серьезного ущерба для бюджета предприятия. И многим удается их найти. Так, в Оренбурге был проведен эксперимент по переводу автобусов на двухтопливный режим работы.

Экономить оказалось легко

В 2013 г. автотранспортное предприятие ЗАО «АК № 1825» (дочерняя компания ООО «Газпром добыча Оренбург») решило перевести свои дизельные автобусы на работу по газодизельному циклу, при котором дизельное топливо частично замещается сжиженным углеводородным газом (СУ Г). Учитывая то, что стоимость необходимого оборудования достаточно велика (45 тыс. руб. за комплект), а величина экономии сравнительно мала (всего до 10 %), то срок окупаемости инвестиционных затрат может достигать нескольких лет. Это не позволяет автоколонне воспользоваться, к примеру, предлагаемым компанией «Газпром газэнергосеть» маркетинговым инструментом «Чистый город» (установка ГБО под договор поставки газомоторного топлива), где граничным условием является требование к сроку окупаемости - менее 9 месяцев. Поэтому руководство автоколонны обратилось к Группе

компаний «Газпром газэнергосеть» с просьбой найти другой способ, который позволил бы минимизировать затраты на переоборудование автотранспортных средств.

Тогда специалисты ОАО «Газпром газэнергосеть» и ООО «Газэнерго-сеть Оренбург» предложили ЗАО «АК № 1825» эффективный и выгодный для обеих сторон вариант, который может существенно повысить в перспективе уровень потребления газа в качестве моторного топлива в стране. Было решено реализовать проект по переводу автобусов на газодизельный цикл в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении

Автобус ЗАО «АК № 1825», оснащенный ГБО

чЧШШШШШШШ

энергетической эффективности и о вне- Государство получает увеличение числа

сении изменений в отдельные законода- транспортных средств, использующих

тельные акты Российской Федерации» более экологичный и экономичный

через энергосервисный договор, адап- вид топлива, что и является конечной

тировав его применительно к нуждам целью применения энергосервисных

автотранспортного предприятия (АТП). договоров в рамках вышеупомянутого

Заключив такой договор, владелец закона «Об энергосбережении...». АТП оплачивает покупку и установку В этой цепочке во главу угла должна ГБО из сэкономленных от перехода на ставиться эффективность применения газ средств. Иными словами, на момент энергосервисных договоров для трансзаключения договора установка ГБО портных предприятий, без чего дан-осуществляется бесплатно и быстро. Все ный юридический инструмент не будет расчеты с контрагентом (в данном случае работать, а цепочка существовать. с ООО «Газэнергосеть Оренбург») начи- Если рассматривать эффективность наются только после получения средств на примере Оренбурга, то годовая эко-от экономии. Затраты инвестора гасятся номия на одно транспортное средство поэтапно в соответствии со сроками, при замещении дизельного топлива оговоренными в договоре. СУГ, по предварительным оценкам, Сначала по такой схеме в ЗАО составит в среднем 43,2 тыс. руб. «АК № 1825» было переоборудовано Соответственно, после переоборудова-34 дизельных автобуса для работы по ния 34 автобусов автоколонна получит газодизельному циклу с использова- годовую экономию около 1,5 млн руб. нием СУГ. По мере реализации про- В свою очередь «Газэнергосеть Орен-екта выяснилось, что предложенный бург» получит прибыль, а расчетный инструмент эффективен для транс- срок окупаемости инвестиций в меро-порта, работающего не только на ДТ, приятия по энергосбережению и повы-но и на бензине. Причем в качестве га- шению энергетической эффективности зового топлива можно использовать составит 2,5 года.

не только СУГ, но и компримирован- Чем больше у транспортного пред-

ный природный газ (КПГ). Поэтому приятия автопарк и пробег автомо-

в течение прошлого года еще 13 авто- билей, тем выше будет экономия фи-

мобилей были переведены на схему нансовых средств. Поэтому в компании

работы по принципу бензин-СУГ. Та- «Газпром газэнергосеть» ожидают рост

ким образом, в результате реализации интереса к такой форме сотрудниче-

проекта автопарк автомобилей ЗАО ства у юридических лиц, а именно -

«АК № 1825», заправляющихся газом, у транспортных предприятий. увеличился на 47 ед. На вопрос «Как добиться еще боль-

пользования СУГ вместо дизельного энергосеть» решила не останавливаться

топлива экономит часть затрат. Топлив- и предлагает еще более прогрессивную

ная компания, которая обеспечивает схему сотрудничества с транспорт-

установку ГБО, «на выходе» имеет рост ными предприятиями, которая под-

продаж ГМТ на собственных заправках. разумевает тесное взаимодействие

35

Плюсы для всех

шей экономии?» мы обычно отвечаем: «Это возможно при 100%-ном переводе автомобилей на газ».

Безусловно, на газомоторном рынке от применения такого типа дого- Другие инициативы ворных отношений выигрывают все.

Транспортное предприятие за счет ис- На этом компания «Газпром газ

НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

ш ■

^СОЦИРЛ^

Экономика автотранспортного предприятия

\\\\

\

36

с государством для дальнейшего расширения рынка газомоторного топлива.

Предложение компании предусматривает применение Постановления Правительства РФ от 08.10.2014 г. № 1027 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Согласно этому постановлению, для регионов установлены нормативы по закупке до 2020 г. около 19,5 тыс. автобусов и 23,7 тыс. ед. техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе (КПГ). Темпы обновления парка должны составлять около 2,8 тыс. автобусов и 3,4 тыс. ед. техники для ЖКХ в год. Размер субсидий варьируется в пределах от 5 до 75 % стоимости транспортного средства. Но при этом важным условием получения субсидии является софинан-сирование самим предприятием в приобретении техники, что в сложившейся социально-экономической ситуации будет фактически неподъемной задачей для большинства автотранспортных предприятий, муниципальных образований и даже регионов. Все это сказывается на темпах формирования потребителей КПГ и, следовательно, на загрузках автогазона-полнительных компрессорных станций (АГНКС), что влечет инвестиционные риски уже для топливных компаний, вкладывающих средства в газозаправочную инфраструктуру.

Поэтому «Газпром газэнергосеть» предлагает схему обновления автопарков по энергосервисному договору, предполагающую следующий пакет услуг:

• предоставление автотранспортной техники в лизинг;

• возможность заправляться на заправках газовой компании по рыночной цене;

• полный комплекс методических и консультационных услуг по обеспечению выполнения условий договора.

Заключив такой контракт, автотранспортное предприятие без привлечения собственных инвестиций (либо частично с привлечением) сможет получить в лизинг газовые автомобили или автотехнику в требуемом для обновления автопарка количестве. При этом цена на эти транспортные средства будет снижена за счет получения государственной субсидии.

Важным условием эффективности данной схемы, конечно, является сохранение возможности для автотранспортных предприятий получения государственной субсидии.

Оплата услуг по энергосервисному договору производится из операционной прибыли автотранспортного предприятия, которая формируется при эксплуатации газовых автомобилей в большем, в сравнении с их дизельными аналогами, объеме. Топливная компания при этом получает возможность загрузить АГНКС на проектную мощность уже в первый год эксплуатации станции, что является важным фактором повышения экономической эффективности инвестиций в газозаправочную инфраструктуру.

В настоящее время это предложение обсуждается и оценивается основными участниками рынка газомоторного топлива и вызывает большой интерес у собственников автопарков. Если государство поддержит такую форму взаимодействия, то энергосервисный договор станет доступным, простым и поэтому наиболее эффективным инструментом развития парков газопотребляющей автотранспортной техники в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.