УДК 338.46
энергосбережение
В ЭКОНОМИКЕ РОссИИ:
проблемы, пути решения, первые результаты
е. а. кобец,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: kobets_ea@mail. ru Технологический институт Южного федерального университета (г. Таганрог)
В статье приведены целевые установки по разработке программ энергосбережения на различных уровнях управления. Отмечены трудности, с которыми сталкиваются муниципальные власти при эффективной реализации разработанной программы. Проанализированы основные барьеры повышения эффективности энергоресурсов и возникающие при этом проблемы. Приводится идея по принятию правил энергосбережения для всех видов энергии по аналогии с программой электросбережения.
Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, целевая программа, экономическое развитие, энергоресурсы.
Экономный расход электрической, газовой и тепловой энергии провозглашен в посланиях Президента Российской Федерации в 2010—2011 гг. и принят к исполнению федеральными, региональными и муниципальными органами путем разработки целевых программ по энергосбережению, направленных на снижение затрат в деятельности хозяйствующих субъектов и домовых хозяйств в России. Реализация федеральной программы энергосбережения опирается на опыт разных стран, где уже многие десятилетия не возникают вопросы, связанные с нормированным потреблением всех видов энергетических ресурсов.
Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г. и продолжающийся до настоящего времени, не обошел стороной и Россию с ее огромными энергетическими запасами, а их нерациональное использование как на макро-, так и на микроуровнях внесло свой весомый вклад в рецессию, снижение конкурентоспособности тех немногих товаров, которые имеют спрос на мировых рынках. Снижение энергоемкости продукции предприятий, производящих товары безотносительно к организационной форме, влияет на уменьшение себестоимости продукции и, в конечном счете, на цену продажи. Конечно, все это прописные истины, которые всем известны, однако четкого и продуманного централизованного механизма энергосбережения до настоящего времени нет. Главная целевая установка на экономию ресурсов отдана на откуп региональным властям, которые в свою очередь передали ее муниципальным органам. Разработанные муниципалитетами целевые программы по энергосбережению до 2020 г. имеют множество специфических особенностей, зависящих от возможностей каждого субъекта на профессиональном, организаторском, управленческом, а главное — на финансовом уровнях.
Два года, прошедшие с момента провозглашения идеи энергосбережения как одного из важных
рычагов экономического развития страны, показали, что во многих регионах этот процесс из стадии «бурного начала», ознаменовавшей разработку целевых программ, перешел в стадию «замедленного роста», а кое-где и в стадию «затухания и стагнации».
Программы энергосбережения должны быть нацелены на все виды деятельности хозяйствующих субъектов, ведь именно они являются наиболее энергоемкой частью потребления энергоресурсов страны. И именно здесь в первую очередь необходимо принимать меры по снижению данных издержек. В программах всех уровней должны быть заложены меры как финансовой поддержки для модернизации энергоемких производств, так и строгие фискальные меры в случае нарушений хозяйствующими субъектами мероприятий, связанных с прозрачной отчетностью за потребляемые энергоресурсы. Все это предполагает четкий контроль за этими процессами. Финансовая поддержка должна быть направлена предприятиям, чей технологический цикл является наиболее энергоемким и зачастую отсталым в части применения новых производственных технологий. Про экономию энергоресурсов в сельскохозяйственной сфере ведутся только разговоры, но программ снижения энергопотребления очень мало. То же самое относится и к вооруженным силам страны и другим силовым органам [1—4].
Но все же процесс энергосбережения начал свое движение как раз в муниципальных образованиях. Так, в городе Таганроге еще два года назад разработана целевая программа энергосбережения до 2020 г. Установлены контрольные цифры с источниками финансирования по каждому году. Положительный результат за этот период проявился в том, что почти во всех муниципальных учреждениях установлены счетчики воды, тепла, электричества, газа. Хуже дело обстоит с многоквартирными и частными домами. Управляющие компании многоквартирных домов освоили полное оснащение входными счетчиками потребления энергоресурсов более половины жилого фонда города. Что касается частных домовладений, то здесь процесс установки счетчиков газа и воды довольно низок. Жителям новых квартир улучшенной планировки повезло больше. Как правило, в проектах домов и квартир запланированы внутри-домовые и внутриквартирные контрольные приборы потребления энергоносителей. В многоквартирных домах старой постройки в основном живут пенсионеры, молодые семьи и малообеспеченные граждане, которые ввиду финансовых соображений не могут
установить даже внутридомовые приборы учета, не говоря уже о внутриквартирных. Таким образом, программа энергосбережения в этих домах реализуется слабо. Электрические энергосберегающие лампочки, в основном китайского производства, очень дорогие и некачественные. Поэтому жителями они почти не используются. Когда в России будет налажен выпуск относительно недорогих качественных лампочек и проведена внятная убедительная информационная кампания, тогда этот процесс может активизироваться, но ближайшие перспективы пока не просматриваются [5, 6].
Обобщая вышесказанное, можно выделить основные барьеры повышения эффективности использования энергоресурсов:
• недостаточная координация принятых решений по энергосбережению на всех уровнях государственного управления (федерального, регионального, муниципального). Не найдено оптимального решения по эффективному взаимодействию между централизованным управлением целевыми программами и децентрализацией на местах;
• слабая финансовая поддержка на всех уровнях реализации программы со стороны государства, обусловленная недостатком финансовых ресурсов, в том числе на выдачу льготных кредитов на их реализацию. В развитых странах проблема дефицита финансов решается за счет наращивания объемов производства, повышения производительности труда и за счет этого финансируются программы энергосбережения;
• недостаточное информационное и мотиваци-онное обеспечение хозяйствующих субъектов и населения. Отчетность о ходе выполнения целевых энергосберегающих программ не доводится до заинтересованных лиц, в том числе и до населения;
• неэффективная борьба в сфере воровства энергоресурсов со стороны хозяйствующих субъектов и населения. Особенно это проявляется в коррупционных сговорах между хозяйствующими субъектами и энергосбытовыми организациями;
• слабый контроль за выполнением показателей в планируемых целевых программах по энергосбережению;
• частое несоблюдение нормативных положений в тарифных процессах поставщиков различных видов энергоресурсов.
Невыполнение программ энергосбережения в планируемых периодах приведет к ухудшению экономических и геополитических проблем в России, а с учетом вступления в ВТО обострит следующие проблемы:
• снизится экспортная и импортная выручка за энергоносители;
• еще больше снизится конкурентоспособность производимых товаров и услуг;
• ускорится инфляция за счет роста цен на энергоносители;
• возникнут большие ограничения необходимых энергоресурсов для развития деятельности хозяйствующих субъектов;
• увеличится нагрузка на муниципальные, региональные и федеральный бюджеты;
• возникнет ценовой рост стоимости потребляемых энергоресурсов для населения. Оценивая сложившуюся на сегодняшний день
ситуацию, Правительство РФ начало предпринимать конкретные меры по регулированию рынка электроресурсов, суть которых в конечном счете сводится к энергосбережению в экономике России. Так, 4 мая 2012 г. Председатель Правительства РФ В. В. Путин провел совещание по вопросу развития розничного рынка электроэнергии. На нем обсуждались правила розничного рынка электроэнергии. Премьер поставил задачу перед энергопоставщиками о защите интересов добросовестных потребителей и поставщиков электрической энергии, что позволит обеспечить высокий уровень конкуренции при сохранении надежного уровня энергоснабжения. В. В. Путин отметил, что на настоящий момент около 80 % рынка почти в каждом субъекте Федерации монополизированы одной-двумя энергосбытовыми организациями, что по оценкам Минэкономразвития России приводит к завышению цен для потребителей примерно на 5—7 % [7].
На совещании шла речь об утверждении новых правил розничного рынка электроэнергии, которые регламентируют отношения между поставщиками и потребителями и содержат ряд принципиальных нововведений, а именно:
- для потребителей сняты ограничения по смене поставщика электрической энергии. Это позволит устранить административные барьеры в этом процессе, а потребителям выбирать поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки электроэнергии;
- определен прозрачный порядок установки и снятия показаний приборов учета, что ранее приводило к выставлению сбытовыми организациями необоснованных требований за потребляемую электроэнергию и часто стоимость потребления бралась по среднему значению;
- за установку новых современных приборов учета уже будут отвечать не сбытовые компании, а сетевые организации;
- не допускается взимание платы за дополнительные услуги (опломбирование счетчиков, ввод в эксплуатацию и др.);
- сбытовые компании лишаются статуса гарантирующего поставщика так называемого второго уровня, что ранее позволяло им перепродавать приобретенную у других сбытовых компаний электроэнергию своим потребителям с соответствующей нагрузкой;
- хозяйствующие субъекты получили серьезную дополнительную возможность снижения стоимости мощности. Ранее расчеты за мощность производились в час собственного пика потребления. Поэтому оптимизировать этот график потребителю электроэнергии было невыгодно. С этого года расчеты за мощность будут осуществляться в час пикового потребления региона, что позволит получать существенную экономию тем предприятиям, которые переведут свое потребление с утреннего и вечернего периода на дневной и ночной. Экономия, по данным экспертов, может составить до 20 % от конечной цены за электроэнергию.
В новых правилах также ужесточена платежная дисциплина при учете электроэнергии и существенно (в 3 раза) увеличена ответственность потребителей за безучетное и бездоговорное потребление.
Анализируя вышеприведенные меры, можно с оптимизмом смотреть на решение проблем экономии, заложенные при реализации программ энергосбережения на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. Принятые правила электросбережения можно считать алгоритмом, который будет использоваться для всех видов энергоносителей при соответствующих решениях Правительства РФ. Конечно, программа электросбережения наиболее проста в части ее регулирования по сравнению с программами сбережения газа, ведь в газовой сфере действуют всего два монополиста — ОАО «ГАЗПРОМ» и ОАО «Новатек», зато в сферах теплоснабжения и водоснабжения ситуация почти аналогична со сферой электроснабжения.
Существует множество организаций, снабжающих теплом и водой предприятия и население, и к ним, по-видимому, можно применить подобные меры с учетом их специфики, которые сейчас будут применяться к электроснабжению.
Список литературы
1. Кобец Е. А., Макареня Т. А., Налесная Я. А. Совершенствование процесса управления муниципальными предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 10. С. 101—109.
2. Кобец Е. А. Конкурентные позиции муниципальных образований // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. Т. 87. № 10. С. 82—86.
3. Кобец Е. А. Оперативные показатели экономической деятельности предприятий — эффективный инструмент региональной политики // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2007. Т. 74. № 2. С. 74—77.
4. Казанская А.Ю., Кобец Е. А., Макареня Т. А., Соханевич С. С. Методические подходы к оценке эффективности субъектов муниципального образования // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 32. № 5. С. 84—94.
5. Кобец Е. А., Кобец С. Н. Газосбережение и развитие газового хозяйства города // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 27. С. 40.
6. Макареня Т. А., Корсаков М. Н., Кобец Е. А., Казанская А. Ю., Налесная Я. А., Юрина Т. С., Пономарева С. В. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности бюджетного сектора, жилищного фонда и систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Таганрог» на 2010-2020 годы» // Таганрогская правда. 15.09.2010. № 239-240 (2510025101) ; 22.09.2010. № 247-249 (25108-25110) .
7. URL: http://premier. gov. ru/events/ news/18867.