УДК 330.15
ГАЗОСБЕРЕЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА
Е. А. КОБЕЦ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Технологического института Южного федерального университета, г. Таганрог E-mail: kobets_ea@mail. ru С. Н. КОБЕЦ, ведущий экономист отдела организации труда ОАО «Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик»
E-mail: kobetssergey@mail. ru
Стоимость потребляемого природного газа стала одним из факторов, определяющих условия современной жизни. Поэтому решение проблем эффективного использования природного газа, разработка мероприятий по его экономии являются весьма актуальными. Этому призваны служить разработка целевых программ энергосбережения, повышение эффективности использования газа, а также внедрение энергосберегающих технологий в газовое хозяйство региона.
Ключевые слова: модернизация экономики, энергоэффективность, газосбережение, тарифы на газ, срок окупаемости вложений в модернизацию газового хозяйства.
В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. одним из главных приоритетов модернизации определено повышение энергоэффективности нашей экономики, развитие новых энергетических, информационных, телекоммуникационных и медицинских технологий.
Опыт прошедших лет показывает, что большой вклад в решение поставленных задач по энергосбережению могут, в частности, внести мероприятия по экономичному потреблению природного газа. Большая часть энергетики России функционирует на основе природного газа. Около 25 % всего добываемого газа продается в Европу по рыночным ценам. Остальная часть продается на внутреннем рынке по внутрироссийским ценам, причем боль-
шое количество (до 15%) теряется вследствие обветшалости жилого фонда населения, зданий и сооружений предприятий, устаревшего оборудования котельных, передающих устройств и др.
Стоимость потребляемого природного газа давно стала одним из факторов, определяющих все сферы современной жизни. Оплата за тепло занимает существенную долю как в семейном бюджете, так и в бюджете предприятий. Поэтому решение проблем эффективного использования природного газа, разработка мероприятий по его экономии в регионах страны являются весьма актуальными.
Модернизация экономики страны, как известно, влечет за собой стремительный рост энергопотребления во многих регионах, что требует использования больших объемов природного газа, чем в предыдущие периоды. Но газовая отрасль России пока переживает не лучшие времена. Уменьшились поставки газа в Западную и Восточную Европу, остались льготные цены на газ для определенных стран, снизились инвестиции в разработки новых месторождений при истощении основных действующих (Ямбург, Уренгой, Медвежье и др.). Увеличение внутреннего потребления газа в процессе модернизации экономики страны может привести в сложившейся ситуации к возможному ограничению поставок газа. К тому же, поданным Газпрома и Международного энергетического агентства, российская экономика самая газоемкая в мире из-
за сложившейся утяжеленной структуры. Наконец, при реализации решения правительства страны о полной либерализации рынка газа с 2011г. поэтапно его стоимость будет доведена до экспортной цены, что вызовет ежегодное увеличение цены за кубический метр газа в среднем на25 %.
Энергетическая стратегия нацелена на преодоление «тенденций доминирования природного газа на внутреннем энергетическом рынке». В этих условиях важнейшей задачей всех регионов страны на ближайший период является разработка целевых программ энергосбережения, в которых одним из главных направлений обеспечения экономии в потреблении газа является повышение эффективности его использования, атакже внедрения энергосберегающих технологий в газовое хозяйство региона.
В Ростовской области руководство города Таганрога активно приступило к разработке целевой программы по энергосбережению. Были привлечены ученые-экономисты, которые совместно со специалистами и руководителями различных структур города в 2010 г. разработали указанную программу на период до 2020 г. Эта программа получила высокую оценку администрации города и области.
Город Таганрог считается среднестатистическим городом с населением 287тыс. человек и наличием крупных заводов металлургической, машиностроительной, автомобильной, самолетостроительной и других отраслей.
Особое внимание в целевой программе по энергосбережению было уделено газопотреблению, газосбережению и устойчивому развитию газового хозяйства г. Таганрога. В городе газовое хозяйство начало свою историю с 1957 г., когда в мае был введен в эксплуатацию газопровод высокого давления от ГРС «Дальгаз» до ГГРП «Барачная» и Завода им. Андреева (ОАО «Таганрогский металлургический завод»), В том же году первыми получили голубое топливо заводы «Красный котельщик», им. Сталина (Комбайновый), и был газифицирован первый жилой дом № 103 по улице В. И. Ленина.
К 1980г. были построены ГРП «Западный», вторая газораспределительная станция АГРС-10, газонаполнительная станция в Северном жилом массиве, более 338,2км газовых сетей, газифицировано 21 241 квартир в г. Таганроге и 1 695 — в сельских районах. Трест «Таганрогмежрайгаз» реализовал потребителям города812,2 млн м3 газа.
В январе 1982 г. на базе Треста «Таганрогмежрайгаз» создано производственное управление по газоснабжению «Таганрогмежрайгаз» и в том же году 22 октября газ пришел в Куйбышевский район.
Раньше намеченного срока, в октябре 1985 г., доведен газ до Матвеева-Кургана, пущен в строй первый газопровод и головной газораспределительный пункт в райцентре Неклиновского района — селе Покровском. До 5 тыс. квартир газифицировалось в год в городе и сельских районах, прокладывалось по 15 км газопроводов.
В г. Таганроге ОАО «Таганрогмежрайгаз» выполняет следующие виды работ:
• проектирование систем газораспределения и газопотребления;
• строительство газопроводов низкого, среднего и высокого давлений;
• монтаж внутренних газопроводов с установкой газового оборудования в помещениях жилых домов и коммунально-бытовых предприятий;
• газификация жилых домов и коммунально-бытовых предприятий;
• дополнительную установку, перенос и замену бытовых газовых приборов (котлов, водогрейных колонок, плит) с внесением изменений в исполнительно-техническую документацию;
• установку ШГРП, ГРПБ;
• установку бытовых газовых счетчиков;
• оформление исполнительно-технической документации;
• ведение технического надзора;
• пуско-наладочные работы;
• техническое обслуживание внутридомового газового оборудования; внутренних и наружных газопроводов и аварийное обеспечение. ОАО «Таганрогмежрайгаз» выполняет все виды
работ по газификации жилых и коммунальных объектов, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования и газопроводов. На рис. 1 представлена диаграмма потребления газа.
Объем потребления газа по г. Таганрогу составил в 2007г. - 190 866,5 тыс. м3; 2008 г. - 197 612,1; 2009г. — 193 891,5тыс. м3. В то же время объем потребления газа с использованием приборов учета составил в 2007 г. — 65 507,2тыс. м3; 2008 г. — 75 072,2; 2009 г. - 77 403 тыс. м3.
Как видно, объем потребления газа по г. Таганрогу с 2007 по 2009 г. в среднем примерно одинаковый, а доля объема потребления газа с использованием приборов учета газа имеет уверенную тенденцию к увеличению и напрямую связана с ростом количества счетчиков, установленных в объектах потребления газа. Так, в 2007 г. эта доля составляла 34,22%, в 2008г. - 37,98, в 2009г. - 39,92%.
В ходе анализа тарифов за потребленный газ была выявлена следующая тенденция (рис. 2).
200 000 "
150 000 "
100000
2007 2008 2009
Рис. 1. Динамика объема потребления газа в г. Таганроге в 2007—2009гг.,тыс. м3: 1 — объем потребления природного газа; 2 — объем потребления газа, расчеты за который проводятся с использованием приборов учета
Как видно, тарифы на газ составили в 2007 г. —
1 699 руб. /тыс. м3; 2008г. - 2 123; 1кв. 2009г. -
2 271; IIкв. 2009г. - 2 426; Шкв. 2009г. - 2 593; IVкв. 2009 г. — 2 770 руб. /тыс. м3.
Тарифы за потребленный газ для бюджетных учреждений также росли и были выше по сравнению с тарифами для населения. Например, рост тарифов на газ для учреждений здравоохранения выглядел следующим образом: в 2007г. — 2 223,13 руб. /тыс. м3; 2008г. - 2 753,08; 2009г. - 3 517,42 руб. /тыс. м3. Рост тарифов для МУП «Спецавтохозяйство» составил в 2007г. — 2 165,67 руб. /тыс. м3; 2008 г. - 2 529,32; 2009г. - 2 950,36 руб. /тыс. м3.
На рис. 2 показана стабильная тенденция роста тарифов за потребление газа начиная с 2007 по 2009 г. Но, если в 2007 и 2008 гг. тарифы на газ устанавливались на год, то с 2009 г. рост тарифов планировался поквартально.
На рис. 3 представлена диаграмма объема газа, потребляемого бюджетными учреждениями.
Объем газа, потребляемого бюджетными учреждениями, составил в 2007 г. — 702,08 тыс. м3; 2008г. - 604,34; 2009г. - 637,56тыс. м3.
Объем газа, потребляемого бюджетными учреждениями с использованием приборов учета, составил: в 2007г. — 531,36тыс. м3; 2008 г. — 493,07; 2009г.-464,82тыс. м3.
Так, например, учреждения здравоохранения потребили следующие объемы газа:
• объем газа, потребленный в 2007 г., — 94,2тыс. м3; 2008г. - 88,9; 2009г. - 81,5тыс. м3;
• объем газа, расчет за который осуществляется с использованием приборов учета: в 2007 г. — 15,7тыс. м3; 2008г. - 17,1; 2009г. - 15,8тыс. м3. Объем газа, потребленный в целом бюджетными учреждениями г. Таганрога в 2008 г., был наибольшим по сравнению с 2007 и 2009 гг. в связи с продлением нормативного срока потребления из-за затянувшегося весной холодного периода. В то же время доля потребляемого газа, прошедшего через приборы учета в 2009г., уменьшилась в связи с приватизацией части помещений, занимаемых бюджетными учреждениями. В то же время в бюджетных учреждениях, где имелись счетчики газа, расход его составил: в 2007г. — 15%, 2008г. — 13, 2009г. — 17%. В учреждениях здравоохранения потребление газа составило: в 2007г. — 83%, 2008 г. — 82, 2009г. — 81 %.
Площадь жилых домов, где используются приборы учета, равнялась в 2007г. 931 874 м2; 2008 г. - 958 274; 2009г. - 975 348 м2.
Площадь жилых домов, где используются нормативы потребления, составила в 2007 г. 950 633 м2; 2008г. - 937 598; 2009г. - 883 531 м2.
На рис. 4 наглядно представлена ежегодная динамика роста площади жилых домов, где установлены газовые счетчики, что обусловлено целесообразностью и эффективностью их использования. Доля площади жилых домов, использую-
1 2
2007
2008
2009
Рис. 2. Динамика роста тарифов на газ в 2007—2009гг., руб. /тыс. м3
Рис. 3. Объем газа, потребляемого бюджетными учреждениями г. Таганрога в 2007—2009гг.,тыс. м3: 1 — объем газа, используемого бюджетными учреждениями; 2 — объем газа, используемого бюджетными учреждениями, расчеты за который производятся с помощью приборов учета газа
щих приборы учета газа, в 2007 г. составила 49,5 %, 2008 г. - 50,54, 2009г. - 52,47 %.
Основные проблемы в области газоснабжения в г. Таганроге — это удручающее состояние котельных, так как основное их количество было введено в эксплуатацию 20—30 лет назад и в настоящее время имеет устаревшее, низкоэффективное, изношенное оборудование, а также отсутствие у значительной части потребителей газа приборов его учета.
План модернизации газового хозяйства определяют Городская долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетного сектора, жилищного фонда и систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Таганрог» на период до 2020 года, а также план реализации модернизации газового хозяйства города на период с 2010 по 2020 г.
Общие затраты на проведение мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере за счет бюджета города составят 4 млн руб., экономический эффект равен 0,481 млн руб. в год (среднее снижение потребления газа в связи с установкой приборов учета газа на основании опытных данных в муниципальных образованиях, использующих приборы учета газа, колеблется в пределах 30 %,), период окупаемости составит 8,3 года, что выше нормативного срока окупаемости (6,6 года).
В связи с непредставлением данных об объемах потребления газа в 2009 г. по жилищному фонду и коммунальной инфраструктуре экспертным путем выявлены следующие нормативы потребления:
• дпяжилищного фонда—70%, или 135 723тыс. м3;
• для коммунальной инфраструктуры — 10%,
или 19 389тыс. м3;
• для частного сектора — 20 %, или 38 778тыс. м3.
Экономический эффект от внедрения мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в результате проведения мероприятий установки счетчиков по жилищному фонду составит 102,44 млн руб. в год, период окупаемости равен 1,26 года.
Экономический эффект от внедрения мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в результате проведения мероприятий экономии потребления природного газа по системам коммунальной инфраструктуры составит 14,63 млн руб. в год, период окупаемости равен 3,15 года. Например, поданным МУП «Таганрогэнерго», экономический эффект от замены 8 горелок на котлах составляет 7,5 млн руб. в год, и срок окупаемости составляет 1,5 года.
1 2
980 000 960 000 940 000 920 000 900 000 880 000 860 000 840 000 820 000
2007 2008 2009
Рис. 4. Площадь жилых домов, использующих природный газ в 2007—2009 гг., м2:1 — площадь жилых домов, использующих приборы учета потребления; 2 — площадь жилых домов, где расчеты проводятся по нормативам потребления
Величина желательного срока окупаемости капиталовложений в отрасли ТЭК составляет 3—4 года, таким образом, для жилищного фонда и предприятий коммунальной инфраструктуры срок окупаемости соответственно 1,26 и 2,35 года является приемлемым для реализации мероприятий по снижению потребления газа. А для бюджетных учреждений срок окупаемости — 8,3 года, что значительно выше допустимого срока окупаемости, следовательно, программу повышения энергоэффективности по этому показателю необходимо скорректировать в сторону уменьшения затрат.
Список литературы
1. Кобец Е.А., Макареня Т. А., Налесная Я.А. Совершенствование процесса управления муниципальными предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 10. С. 101-109.
2. Кобец Е.А. Конкурентные позиции муниципальных образований // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. Т 87. № 10. С. 82-86.
3. Кобец Е.А. Оперативные показатели экономической деятельности предприятий—эффективный инструментрегио-нальной политики // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2007. Т 74. № 2. С. 74—77.
4. Казанская А. Ю., КобецЕ.А., Макареня Т.А., Сохане-вич С. С. Методические подходы к оценке эффективности субъектов муниципального образования // Вестник ИНЖЭ-КОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 32. № 5. С. 84-94.
5. Макареня Т. А., Корсаков М.Н., Кобец Е.А., Казанская А.Ю., Налесная Я.А., Юрина Т. С., Пономарева C.B. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности бюджетного сектора, жилищного фонда и систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Таганрог» на 2010—2020 годы» // Таганрогская правда. 15.09.2010. № 239-240 (25100-25101) . 22.09.2010 № 247-249 (25108-25110) . Изд-во МУП редакция газеты «Таганрогская правда».