А. М. Идиатуллина
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, проекты в области энергосбережения, энергосберегающие
технологии.
Дана классификация проектов в области энергосбережения и рассмотрены организационные формы реализации подобных проектов. Выделены факторы, влияющие на эффективность реализации проектов. Представлен зарубежный и отечественный опыт реализации проектов в области энергосбережения.
Key words: energy saving, energy effectiveness, energy saving projects, energy saving technology.
The classification of energy saving projects is explicated. Also the forms of their implementation in practice are described. The author distinguishes main factors, which influence on effectiveness of projects realization. The article is based on the analyses of foreign and Russian practice in this field.
В экономически развитых странах, в том числе и в России, ведется активная работа по разработке и реализации проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Внедрение проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности имеет конечной целью сокращение потребляемой энергии в следующих секторах: домохозяйства, сельское хозяйство, коммерция и общественные услуги, транспорт, промышленность.
Одним из ключевых факторов внедрения энергосберегающих проектов в различных сферах жизнедеятельности, является наличие общей стратегии энергосбережения, разрабатываемой на национальном уровне, а также соответствующей нормативной базы. В зарубежных странах, например, на уровне Евросоюза с 2007 года реализуется проект «Intel-lingtnt Energy», направленный на увеличение использования возобновляемых источников энергии, сокращение энергопотребления и повышение энергоэффективности, продвижение новых технологических решений. Все законодательные акты Евросоюза в сфере энергосбережения и энергоэффективности можно классифицировать по следующим направлениям:
1. Эффективность использования энергии и энергетических услуг конечными потребителями.
2. Энергоэффективность зданий.
3. Продвижение новых эффективных технологий производства энергии.
4. Экодизайн энергоемкой продукции.
5. Маркировка бытовой техники и электроники.
6. Согласование политики энергоэффективности в различных странах [1].
В целом энергосбережение как отдельное направление деятельности сформировалось в Западной Европе в семидесятые годы XX в. под воздействием энергетического кризиса, который охватил Западный мир в 1973 году и вызвал экономическую нестабильность на многие годы. Выйти из кризиса удалось только ко второй половине 1980-х гг., когда стали активно внедряться технологии и экономические механизмы, позволяющие снизить потребление нефти и традиционных энергоносителей за счет внедрения энергоэффективных технологий и альтернативных видов энергии. То есть развитию такого вида дея-
тельности как «энергосбережение» послужила не просто объективная причина, а скорее даже острая необходимость. Поэтому и развивалось энергосбережение в европейских странах как продуманный, реально осуществляемый процесс, а протекать процесс стабильно и реально мог только на принципах разумного сочетания жестких требований и регламентов, запретительных мер, штрафов с одной стороны, и мощных экономических стимулов с другой стороны. Именно грамотное манипулирование этими рычагами позволили Западным странам добиться желаемых результатов: развить индустрию энергосберегающих технологий, создать устойчивый спрос на эти технологии и сделать так, чтобы в сознании граждан энергосбережение стало нормой жизни, что экономить энергию и выгодно, и престижно, и это соответствует общепринятой гражданской позиции. Естественно, что ключевым рычагом воздействия на потребителей энергии являются экономические стимулы, потому что большинство стран Западной Европы являются импортерами топлива. Например, если сравнивать цены на газ для конечного потребителя на российском внутреннем рынке с ценой газа для конечного потребителя в Западной Европе, то разница составит примерно в 10 раз для бытовых потребителей и 6-7 раз для промышленных. Но даже при таких ценах на топливо, когда экономическая мотивация к экономии энергоресурсов в разы выше, чем в России, в этих странах применяется широкий спектр экономических стимулов [2].
В качестве примеров грамотно разработанной на государственном уровне и реализованной стратегии снижения энергозатрат, целесообразно рассмотреть опыт Дании, Германии и Франции.
Дания является государством с самой высокой степенью централизации систем теплоснабжения. Более 60% тепла, использующегося на отопительные нужды, вырабатывается на крупных и малых ТЭЦ. Начался процесс с середины 70-х годов прошлого века. Добиться столь внушительных результатов позволила грамотно выработанная стратегия, опирающаяся в первую очередь на снижение затрат в системах отопления для конечных потребителей, что и было достигнуто. С переходом на централизованное теплоснабжение затраты первичного топлива снизились
вдвое. Но даже при такой мотивационной составляющей, государство брало на себя затраты на подключение потребителей к системам центрального отопления, тем самым обеспечивая оптимальную загрузку централизованных источников энергии и параллельно демонстрируя этим заинтересованность государственной политики, полностью совпадающей с интересами конечных потребителей энергии. А чтобы интересы полностью совпадали, потребители тепловой энергии, по сути, являются собственниками систем централизованного теплоснабжения, поэтому компании по обслуживанию сетей ориентированы не на получение прибыли, а на повышение эффективности своей работы, что и было закреплено законодательством [2].
Для успешной реализации программы развития возобновляемой энергетики в Германии было решено применять льготное кредитование на длительный срок для тех, кто принял решение о строительстве или внедрении ВИЭ. В настоящее время в создании новых источников энергии на основе ВИЭ могут участвовать любые компании, включая даже частный сектор. Тариф на отпуск электроэнергии, выработанной с помощью ВИЭ, в частности фотоэлектрических установок в 4-5 раз выше тарифа на потребляемую энергию. Результат: повышенный спрос на ВИЭ и, как следствие, мотивация к развитию производства различных источников возобновляемой энергетики. По закону сетевая компания обязана принять всю энергию, выработанную с помощью ВИЭ. В результате отсутствие препятствий при передаче энергии в сети позволил вовлечь в процесс простых граждан. В быту часто практикуется установка двухсторонних электросчетчиков, которые измеряют расход электроэнергии как в одну, так и в другую сторону. Устанавливают, к примеру, фотоэлектрическую установку, получают электроэнергию из сети по одной цене, отдают в сеть от фотоэлектрической установки по цене в 4-5 раз дороже. Мелочь, но стимулирует эффективно. Также практикуется льготное кредитование, а впоследствии полное или частичное освобождение от налогов производителей энергоэффективных технологий и оборудования. Тем самым стоимость продукции на внутреннем рынке, в частности солнечных вакуумных коллекторов ниже, чем на российском рынке аналогичная продукция из Китая [2].
Во Франции более 30 тарифов на электрическую энергию с достаточно большим диапазоном цен. Применяются в зависимости от эффективности используемого оборудования - чем эффективнее оборудование, тем ниже тариф. Если приобретается бытовое оборудование с высоким классом энергоэффективности, то затраты на его приобретение вычитаются из налогооблагаемой базы граждан, а это очень существенная мотивация для налогоплательщиков [2].
Кроме того, во многих странах Западной Европы (даже включая такие как Румыния), в США и Японии действуют прямые субсидии своих граждан из государственного бюджета в размере от 45 до 180 Евро, если при покупке бытовой техники отдается предпочтение более энергоэффективной. Только для этих целей ежегодно в бюджетах государств преду-
сматриваются средства, исчисляемые сотнями миллионов Евро ежегодно.
Таким образом, в зарубежных странах широко используются экономические методы стимулирования внедрения энергосберегающих проектов, как поставщиками, так и конечными потребителями.
В Российской Федерации также идет процесс формирования правовой базы для реализации проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности. Одним из ключевых инструментов управления энергосбережением на государственном уровне являются федеральные и региональные целевые программы. Базовой является Государственная программа энергосбережения повышения энергетической эффективности в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - программа). Программа нацелена на выполнение указа Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». За счёт заложенных в Программе мер предполагается обеспечить снижение энергоёмкости ВВП к 2020 году не менее чем на 13,5%, порядка 26,5% снижения энергоемкости ВВП к 2020 году планируется обеспечить за счет изменения структуры ВВП и естественных факторов технического прогресса, что в совокупности обеспечит выполнение поручения Президента Российской Федерации [3] .
Большинство исследователей и практиков считают данный инструмент весьма эффективным инструментом управления, учитывая масштабы страны.
Рассматривая все многообразие сфер внедрения энергосберегающих проектов, реализуемых как в России, так и за рубежом, можно классифицировать их следующим образом:
• Общенациональные проекты (например, развитие альтернативной энергетики).
• Проекты в сфере ЖКХ.
• Промышленные проекты.
• Транспортные проекты.
• Проекты в АПК.
• Бытовые проекты (на уровне отдельных домохозяйств).
В качестве примеров подобных проектов, реализуемых в Российской Федерации, можно привести следующие.
Общенациональный проект «Энергоэффективный квартал» предусматривает модернизацию целых микрорайонов и небольших городов и тиражирование их опыта в последующем на всю территорию страны. Цель проекта - повышение качества жизни населения за счёт уменьшения расходов на энергоресурсы, повышение качества теплоснабжения и освещения [4].
Проекты в сфере ЖКХ. Проект в сфере энергоэффективности жилых и нежилых зданий: г. Ханты-Мансийск - организация системы отопления в жилых домах с горизонтальной поквартирной разводкой. Проект в сфере повышения энергоэффективности источников: Кемеровская область - использование современных методов сжигания угля для целей теплоснабжения [5].
В настоящее время специализированными компаниями для практического использования предлагается большое количество отечественных и зарубежных технологий и технических решений в области энергосбережения. Однако практическая реализация инвестиционных проектов в рамках региональных и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности наталкивается на многочисленные барьеры финансового, правового и организационного характера. Затратные энергосберегающие мероприятия нередко вызывают неоднозначную оценку со стороны населения, бизнеса и властей, низкое качество исполнения проектов дискредитирует саму идею энергосбережения. Что в равной степени характерно как для России, так и для ряда зарубежных стран. В качестве, подтверждающего данный тезис, можно рассмотреть опыт повышения энергоэффективности в многоквартирных домах Латвии. Совокупный уровень энергопотребления многоквартирных домов в России оценивается уровнем 180-200 кВт/час/м2/год, достигнутое значение энергопотребления в европейских странах со схожим климатом оценивается уровнем 70 кВт/час/м2/год, перспективное значение 2030 г 15 кВт/час/м2/год. Технические характеристики многоквартирных домов в странах Балтии во многом идентичны российским. Проблемы оплаты коммунальных услуг значительно жестче, чем в России. Формирование цен на услуги ЖКХ происходит исходя из складывающейся рыночной коньюктуры, отключения за неоплату по принципу «нет оплаты-нет услуги». В таких условиях весьма щекотливо положение жителей во взаимоотношениях с ЖКХ и организациями, предоставляющими услуги по модернизации домов. По сравнению с 2010 г. стоимость отопления в Латвии выросла на 25%, холодной воды на 6%. При этом, по межправительственному соглашению с Россией, Латвия получила скидку в 15% по стоимости газа, который является основным энергоносителем для теплоснабжения. Стоимость кубометра горячей воды составляет 1012$. При этом характерная особенность: снижение стоимости газа или нефти никаким образом не сказывается на тарифах в ЖКХ - они растут и при снижении и при повышении цен на первичные энергоносители. Работающие жители, принадлежащие к среднему классу, тратят на оплату услуг ЖКХ более 30% семейного бюджета. Коммунальные платежи за квартиру 73 м2 около 200$, пенсия в Латвии 240-280$, оплата общественных работ 160$. В результате задолженность по оплате коммунальных услуг быстро растет: по Риге задолженность в 2010 г около 40 миллионов, в целом в Латвии более 200 миллионов долларов. Особенно острая ситуация складывается с оплатой счетов за тепло, хотя теплоснабжающие компании без колебаний отключают от теплоснабжения должников. В этих условиях для органов власти выход из положения в проведении мероприятий по энергосбережению и, прежде всего, по снижению затрат на теплоснабжение. С целью обеспечения социальной стабильности странам Балтии предоставляются субсидии Евросоюза для оказания поддержки малоимущим. Поскольку вкладывать деньги в постоянное дотиро-
вание перерасхода дело бесперспективное, существуют программы Евросоюза по дотированию проведения энергосберегающих мероприятий в многоквартирных домах. Субсидии предоставляются в проценте от полной суммы затрат с учетом полученного эффекта. Состав мероприятий включает в себя 12 позиций, выбор которых за жителями дома, в том числе: теплоизоляция фасадов, установка общедомовых и поквартирных счетчиков воды, тепла, электроэнергии, квартирных и общедомовых узлов регулирования подачи тепла. В состав работ входит обязательное энергетическое обследование дома до начала работ. Главное цель предоставления субсидий в том, что бы обеспечить 40% снижение энергопотребления. При этом, максимальная субсидия (до 50%) предоставляется при 40% сокращении потребления, если сокращение от 20 до 40%, то субсидия 15%, если менее 20% - то ничего. Общее финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет кредита банка под 3% годовых, который выдается на 20 лет. Жители могут выбирать способ погашения кредита: или в течение отопительного сезона, или в течение всех 12 месяцев. Допускается досрочное погашение кредита. Одним из условий для начала осуществления проекта является предварительное согласование с жителями условий договора на проведение работ, выбор жителями состава самих работ, принятие жителями консолидированного решения о проведении работ на доме. Для принятия решения необходимо не менее 50% голосов общего собрания собственников. В Риге 6000 многоквартирных домов, решение о проведении работ по повышению энергоэффективности приняли 12 домов. В других городах Латвии примерно так же. В своих отзывах о результативности проводимых мероприятий жители отмечают, что реальный эффект от проводимых мероприятий есть. Счета за тепло снижаются на 30%, отдельно снижается потребление воды, электроэнергии, газа. При полном исполнении мероприятий 40% снижение платежей за коммунальные услуги вполне достижимо. Но новая строчка в платежных квитанциях о погашении кредитных обязательств практически полностью компенсирует получаемую экономию. Кроме того, платежи за кредит по снижению энергопотребления не исключает необходимости платежей на текущий и капитальный ремонт дома. В результате, для того, что бы остаться хотя бы в пределах существующих платежей за услуги ЖКХ, жители вынуждены экономить буквально на всем, в том числе на отоплении. В качестве способа такой экономии отмечается внутриквартирное уплотнение на зиму и отключение от отопления свободных комнат. Приводит это к тому, что у неотапливаемых комнатах наружные стены и стены с соседями выхолаживаются и собирают плесень. При этом температура в «жилой» комнате поддерживается на уровне 180С, в неотапливаемых «не жилых» комнатах + 8оС. Отмокшие фасады с плесенью, межквартирные перегородки приходится ремонтировать за свой счет. Люди общаются между собой и такой результат не вызывает энтузиазма при принятии решения о начале работ. Поэтому сильны настроения заранее официально сообщать муниципали-
тетам о своем несогласии на реализацию в доме проектов энергосбережения. Ситуацию подогревает заявляемая в качестве условия отсрочка в предоставлении субсидий исходя из результативности мероприятий. В Евросоюзе возникли финансовые трудности и люди сомневаются. Тем более, что в качестве гарантий может быть использован залог квартир.В Латвии нет механизма капитального ремонта, подобного деятельности российского Фонда реформирования ЖКХ. Поэтому деятельность по повышению энергоэффективности многоквартирных домов идет не просто [6].
В зарубежных странах и в России, в последние годы, управление проектами в области энергосбережения осуществляется в следующих организационных формах.
1. Разработка и управление проектом непосредственно в рамках организационной структуры субъекта, инициирующего проект, например, предприятия.
2. Управление проектами на основе создания отдельного юридического лица - специализированной проектной компании. Наиболее распространенной формой является учреждение энергосервисной компании (ЭСКО).
Например, в г.Казани для реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере и жилых домах в 2005 году было образовано муниципальное унитарное предприятие «Казанский энергосервисный центр». Основной целью создания является реализация энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере и жилых домах г.Казани. Основными направлениями деятельности предприятия являются: проектирование узлов учета и регулирования; монтаж автоматизированных систем учета, контроля, регулирования расхода энергоносителей; техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения; поверка и ремонт измерительных приборов; энергоаудит и изготовление энергетических паспортов. Предприятие реализовало следующие проекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности: пилотный проект «Энергоэффективный квартал» в Ново-Савиновском, Московском, Приволжском и Кировском районах города; установка приборов учета по Программе капитального ремонта; программа оснащения приборами учета по лизинговой схеме ОАО «Таткоммун-промкомплект»; программа энергосбережения в бюджетных учреждениях города [7].
3. Энергетические перформанс-контракты используется в проектах, от реализации которых снижаются затраты на топливо у производителя и потребление энергии у потребителя. Практика применения перформанс-контрактов впервые была осуществлена в США и Канаде для реализации энергосберегающих проектов на промышленных и гражданских, государственных, муниципальных и частных объектах.
В России на сегодняшний день очень активно развивается рынок услуг энергосервисных компаний, однако здесь также образовался целый комплекс проблем. Закон РФ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» открыл возможности для формирования целого пласта бизнеса в данной
области. Основная задача деятельности энергосервисных компаний, определенная законом - это обеспечение повышения энергоэффективности и энергосбережения по заявкам потребителя. В качестве потребителя закон прежде всего видит муниципалитеты, органы государственной власти, организации с регулируемыми ценами и тарифами. Судя по плану действий Правительства РФ, направленных на реализацию положений закона «Об энергосбережении...», основная направленность деятельности энергосервисных организаций - это энергоаудит. Если исходить из буквы закона, то энергосервисная деятельность должна быть направлена на энергосбережение. Но в жизни и с точки зрения потребителя все несколько иначе. Под энергосервисными услугами обычно понимается весь спектр услуг по обеспечению энергопользования, который может быть отдан бизнесом на аутсорсинг. Существует масса фирм обеспечивающих установку различных счетчиков, утепление, монтаж и эксплуатацию энергосетей, энергоконсалтинг и т.д. Действуют они, как правило, по договорам подряда и возмездного оказания услуг. До сих пор в договоры этих компаний не включались вопросы обеспечения энергоэффективности и деятельности в связи с получаемым экономическим эффектом. И энергосервисной компании, и ее заказчику в большинстве случаев не нужна экономия энергии, обеим сторонам договора необходима экономия денежных средств. Здесь возникают осложнения по ряду причин. Практически отсутствуют методические и нормативные материалы по выделению и закреплению полученного от исполнения работ экономического эффекта. Отсутствует практика доказательного мониторинга денежной экономии после получения эффекта. Отсутствуют правила бухгалтерских проводок получаемой экономии и ее аккумуляции при реализации энергосберегающих мероприятий. Нет юридически обеспеченных правил определения периода экономии и базы сравнения для определения экономии. Отсутствует практика заключения долгосрочных тарифных соглашений, позволяющих обеспечить эффект от инвестиций в энергосбережение. Даже достигнутые соглашения часто нарушаются в угоду политической целесообразности поддерживания тарифов на, якобы, социально приемлемом уровне. Поэтому затруднено заключение договоров с использованием механизмов оплаты от полученной экономии и энергосбережения. Тем не менее, жизнь берет свое. Потребитель свою выгоду понимает
и, не утруждая себя экономическим и юридическим анализом, берет риски на себя, оплачивая договор сразу. Энергосервисной компании тоже выгодно такое положение. У нее имеется возможность не нести ответственность за результаты проведенных работ. В стороне оказывается энергосбережение и энергоэффективность, а так же надежность энергоснабжения.
Несколько иначе обстоит ситуация за рубежом. Для зарубежных компаний и системы управления в целом характерна ориентация на потребителя. В странах Евросоюза и США в основу заинтересованности в энергосбережении положена прибыль. Для энергокомпаний это возможность получить за счет энергосбережения у потребителя свободно распреде-
ляемую прибыль. Для потребителя - возможность получить экономию без собственных инвестиций в энергосбережение. Но потребителя, естественно, раздражает, когда проведение энергосервисных услуг на его объектах обеспечивают сразу несколько компаний. Поэтому энергосервисные компании пакетируют свои услуги в едином предложении, предоставляя их в нужном ассортименте и объеме для потребителя [8].
Заинтересованность в результатах энергосбережения безусловно важна и крайне необходима, но без правильной организации рыночного процесса и конкуренции предложений по способу оказания услуг поставки энергии и энергосбережения, процесс повышения энергоэффективности будет значительно менее эффективен. Для этого необходимо не только создание возможности для оказания энергосервисных услуг по обеспечению энергосбережения, но и создание рынка предложения таких услуг с жесткой конкуренцией.
Например, в США формирование рынка оказания энергосервисных услуг по релизации проектов энергосбережения произошло с применением всего характерного для рынка инструментария: котировок на бирже предлагаемой экономии; реализации опционов и фьючерсов; реализация полученного эффекта от энергосбережения на вторичных рынках ценных бумаг. Изначально котировки осуществлялись коммунальными компаниями, которым для обеспечения коммунальных услуг требовалась энергия. На торги выставлялась не только заявка на энергию, но и на ее экономию при условии обеспечения услуги. Компания сопоставляла предложения и оценивала выгоду. Как правило, предложение по экономии стоило дешевле и повышало уровень капитализации компании, что ей было крайне выгодно. Таким образом, в 80-х годах экономия энергии превратилась в товар, который можно было купить и в последующем продать (капитализация - ценные бумаги, фьчерсы, опционы). В течение относительно короткого периода в США сформировались следующие основные направления торговли энергосбережением на рынке:
- услуги по экономии у потребителей стали выкупаться в качестве средства для высвобождения мощности в перегруженных сетях;
- полученная экономия в виде высвободившихся у потребителя средств начала участвовать в расширении сферы энергосбережения у других потребителей;
- муниципалитеты начали выставлять требования по энергосбережению в качестве обременений при выдаче разрешений на строительство;
- предметом котировок стали гарантии «непо-требления» части энергии, что необходимо энергокомпаниям для планирования производства и формирования свободно распределяемой прибыли;
- гарантии «непотребления» стали котироваться при планировании мероприятий, связанных с противодействием загрязнению окружающей среды, в частности при обеспечении квот по Киотскому протоколу;
- проведение мероприятий по энергосбережению на территориях с монополизированным энерго-
обеспечением в качестве инструмента конкурентной борьбы и ограничения монополии;
- сбережение электрической энергии в качестве инструмента конкурентного вытеснения электроснабжения газообеспечением или средствами солнечной энергетики;
- энергосбережение по заявкам энергокомпаний, которые заинтересованы в получении дополнительной свободно распределяемой прибыли. Обеспечение биржевого перетока средств и капиталов усилило эффекты заинтересованности в энергосбережении по «прямым» соглашениям и ускорило распространение технологий повышения энергоэффективности за пределами территории США [9].
В РФ Законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (далее -Закон) определены основные требования и направления деятельности в предоставлении услуг по экономии энергии и энергетических ресурсов. Предметом таких договоров является не увеличение количества приобретаемой энергии, а его снижение. Обязательные требования, которые должны быть включены в договор: величина экономии; срок действия договора (не менее срока получения экономии). Рекомендуемые Законом условия договора предполагают: режимы при которых должна быть обеспечена экономия (темпетарура, влажность и т. д); установка и ввод в эксплуатацию приборов учета; цена договора в зависимости от достигнутых результатов экономии. Энергосервисные договоры в многоквартирных домах необходимо обязательно согласовывать с каждым собственником. Применительно к поставке энергии и энергоресурсов (кроме газа) положения энергосервисных договоров могут включаться в договоры поставок. При этом законом рекомендуется: жестко не привязывать платежи по указанному в договоре поставки количеству энергии (энергоресурсов), а исходить из фактического потребления; оговаривать отсрочку по платежам, связанным с условиями экономии до получения результата этой экономии. При проведении торгов подряда для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключение энергосервисных соглашений определяется отдельной категорией, что позволяет проводить соответствующие котировки. Котировки по энергосервисным договорам в бизнесе проводятся в рамках общего законодательства. Кроме упомянутых мер Законом дано право энергетикам заключать долгосрочные соглашения по повышению энерогоэффективности с использованием средств, включенных в тарифы или привлечения инвестиций в программы энергосбережения с последующей компенсацией интересов инвестора через тарифы. В первом случае риски исполнения проектов повышения энергоэффективности относятся на потребителя через тарифы. Энергокомпания самостоятельно или с привлечением энергосервисной организации обеспечивает необходимую энергоэффективность и экономию. Результаты проведенных мероприятий достаются потребителю сразу по окончании работ в виде сокращения тарифов и цен. Во втором случае риски успешного проведения мероприятий по энергосбережению берет на себя инвестор. Потреби-
тель через некоторое время сразу получает более эффективные технологии производства энергии и энергоресурсов у энергетика, но должен будет оплатить через тарифы вложенные инвестором затраты и запланированную для инвестора прибыль. На период окупаемости в тарифах учитываются затраты инвестора плюс пять лет дополнительно за энергокомпанией сохраняется доход, полученный в результате проведения энергосберегающего мероприятия. Законом РФ о разграничении предметов ведения между федеральными, региональными, муниципальными органами власти введены в качестве отчетных показатели энергоэффективности территорий. Если есть потребность, будет спрос на соответствующие услуги, в том числе энергосервисные. Из принятого законодательства об энергосбережении пока достаточно смутно видна картина мотивации к энергосбережению всех сторон отношений энергопользования.
Таким образом, можно выделить четыре категории факторов, влияющих на повышение энергоэффективности и реализацию проектов в данной области: технико-технологические, организационно-
правовые, организационно-экономические и финансовые [10].
Технико-технологические факторы. Обязательным условием является наличие доступных энергосберегающих технологий, которые могут быть непосредственно применены. А также наличие технологических условий для реализации проекта и специалистов, способных эффективно обеспечить техникотехнологическую сторону реализации и эксплуатации проекта.
Организационно-правовые факторы предполагают формирование единого подхода к энергосбережению на уровне страны, правовых и программных механизмов продвижения и реализации мероприятий и проектов энергосбережения.
Организационно-экономические факторы
предполагают наличие опыта внедрения проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Наличие соответствующего опыта и возможностей для его осуществления являются важными
условиями эффективной реализации проекта, поскольку позволяют еще на стадии проектирования устранить технико-технологические и иные вероятные сложности, а также минимизировать финансовые затраты. В эту же группу факторов можно отнести обеспеченность специалистами, способными эффективно проработать финансово-экономическую сторону реализации проектов в области энергосбережения.
Финансовые факторы включают в себя наличие финансовых ресурсов для реализации проектов, а также доступность финансовых институтов, работающих со сферой энергетики, с энергосберегающими проектами.
Литература
1. Маркин, В.В. Стратегическое управление энергоэффективностью в регионе: монография/ В.В.Маркин. -СПб.: СПбГИЭУ, 2008. -С.36-41.
2. Об организации энергосбережения за рубежом/ (http://portal-energo.ru/articles/index/id/64)
3. Государственная программа энергосбережения повы-
шения энергетической эффективности в Российской Федерации на период до 2020 года/
(http://www.rg.ru/2011/01/25/energosberejenie-site-dok.html).
4. Ибрашева, Л.Р. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности как инструмент Стратегии устойчивого развития города (на материалах г.Казань)/ Л.Р.Ибрашева, А.М.Идиатуллина // Вестник КГТУ. -2011. -№2. -С.198-212.
5. Перечень пилотных проектов в сфере энергосбережения/ (http://eg.energosovet.ru/pilotnyie_proektyi.html).
6. О повышении энергоэффективности многоквартирных
домов в Латвии (http://portal-
energo.ru/articles/details/id/449).
7. МУП «Казанский энергосервисный центр» /
(http://kazenergoservice.ru/about).
8. Энергосервисные организации (http://energosber.info/articles/energy-solutions/62948).
9. Коваль С.П. Опыт США (http://portal-
energo.ru/articles/details/id/77).
10. Маркин, В.В. Стратегическое управление энергоэффективностью в регионе: монография/ В.В.Маркин. -СПб.: СПбГИЭУ, 2008. -С.143-146.
© А. М. Идиатуллина - канд. соц. наук, доцент каф. государственного и муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected].