Научная статья на тему 'Энергоинформационная парадигма объективной метапсихологии, обьединяющей технические возможности кроуноскопии и психологические средства в оценке потенциалов развития психики, души и сознания спортсмена как пассионарной личности'

Энергоинформационная парадигма объективной метапсихологии, обьединяющей технические возможности кроуноскопии и психологические средства в оценке потенциалов развития психики, души и сознания спортсмена как пассионарной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парадигма / психика / душа / сознание / человек как субъект / пассионарность. / paradigm / psyche / soul / consciousness / man as subject / passionarnost.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Снетков Владимир Михайлович

Настоящая статья завершает тему энергоинформационной психологии, начатую автором в предыдущих работах, и посвящена обоснованию необходимости перехода от физиологической к инструментальной и энергоинформационной парадигме метапсихологии как объективной науки, объединяющей технические и психологические средства в изучении и развитии феноменов психики, души и сознания спортсменов 21 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Снетков Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present article completes the theme of energy-information psychology, begun in the author in the previous works, and is dedicated to the substantiation of the need for passage from the physiological to the tool house and to the energy-information paradigm of metapsikhologii as the objective science, which consolidates the technical and psychological means in study and development of the phenomena of psyche, soul and consciousness of the athletes 21 of century.

Текст научной работы на тему «Энергоинформационная парадигма объективной метапсихологии, обьединяющей технические возможности кроуноскопии и психологические средства в оценке потенциалов развития психики, души и сознания спортсмена как пассионарной личности»

148

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

, 3 - 2

О,,, = 0,9 J----------------г = 3 ,2

1 - 0,9 2

О. = 3,7

^ 0,001,и-1 5

Вывод: существует корреляция между критериальной шкалой оценок экспертов и оценками второго эксперта по качеству мышления «Познавательная потребность» учащихся 9 «Х» класса 1201 школы.

Подобные процедуры были проведены для построения и проверки всех оценочных экспертных шкал для всех четырех классов, принимавших участие в исследовании. Общий вывод: на основании полученных по проведении исследования экспертных оценок можно сформировать экспертную группу и построить единую шкалу экспертных оценок.

Список литературы:

1. Дружинин В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал, 1998. Т.19, с. 61-70.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация (пер. с англ.). М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.

3. Quiroga R. Q., Snyder L. H., Batista A. P., Cui H., Andersen R. A. Movement Intention Is Better Predicted than Attention in the Posterior Parietal Cortex. The Journal of Neuroscience. 2006. Vol. 26, №13, pp. 36153620.

4. Waydo S., Kraskov A., Quiroga R. Q., Fried I., Koch C. Sparse Representation in the Human Medial Temporal Lobe. The Journal of Neuroscience, 2006, Vol. 26, №40, pp. 10232-10234.

УДК 159.9.07

ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБЪЕКТИВНОЙ МЕТАПСИХОЛОГИИ, ОБЬЕДИНЯЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КРОУНОСКОПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛОВ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, ДУШИ И СОЗНАНИЯ СПОРТСМЕНА КАК ПАССИОНАРНОЙ ЛИЧНОСТИ

Снетков Владимир Михайлович

Кандидат психол.наук, доцент психологического факультета СПбГУ

Аннотация: Настоящая статья завершает тему энергоинформационной психологии, начатую автором в предыдущих работах, и посвящена обоснованию необходимости перехода от физиологической к инструментальной и энергоинформационной парадигме метапсихологии как объективной науки, объединяющей технические и психологические средства в изучении и развитии феноменов психики, души и сознания спортсменов 21 века. Ключевые слова: парадигма, психика, душа, сознание, человек как субъект, пассионарность.

Annotation: Present article completes the theme of energy-information psychology, begun in the author in the previous works, and is dedicated to the substantiation of the need for passage from the physiological to the tool house and to the energy-information paradigm of metapsikhologii as the objective science, which consolidates the technical and psychological means in study and development of the phenomena of psyche, soul and consciousness of the athletes 21 of century. The keywords: paradigm, psyche, soul, consciousness, man as subject, passionarnost.

Сегодня уже мало только знать человека; сегодня важно уметь научить его адекватно и эффективно использовать в жизни свои физические, психические и духовные ресурсы.

В.С.

Актуальность данной темы заключается в том, что доминирующая физиологическая парадигма изучения психики человека рассматривает психику человека как рефлекторно-функциональную, обусловленную, врождённой, высшей нервной деятельностью и головным мозгом человека, что вошло во все отечественные учебники по психологии. Эта парадигма полностью исключает необхо-

димость развития психики человека. «Научная парадигма —это существующая некоторое время модель научного исследования, которая признается научным сообществом как основа дальнейшего развития науки и является достаточно открытой для того, чтобы новые поколения ученых могли в ее рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида». («Структура научных революций». Томас Кун 1975).

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

149

На протяжении истории своего развития отечественная «физиологическая психология» решала в основном задачи диагностики психики человека с позиции статистической нормы поведения и здоровья на основе рефлекторной теории психики, которая, по сути, опирается на прошлые, эволюционные достижения биологических предков человека и понимания его как разумного животного, закончившего в Социуме биологическую и психологическую эволюцию.

На факультете психологии ЛГУ в 1960-1970-х годах в лекциях и работах Ананьева Б.Г., Веккера Л.М., Ганзена В.А.,Палея И.М., Суходольского Г.В. и др. разрабатывалась гипотеза об энергоинформационной основе психической деятельности. Л.М.Веккер в своём учебном пособии «Психика и реальность: единая теория психических процессов» (М.2000г.) прямо пишет, что «Поскольку энергия есть всеобщее свойство реальности, такого рода соотношения неизбежно распространяются на все её частные формы, в том числе и на область энергетики психических процессов». (стр.42).

О необходимости перехода от «субъективной психологии» к «объективной психологии» говорил еще В.М.Бех-терев во введении ко второму тому «ОБЪЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ», что послужило в своё время началом рефлексологии.

В отечественной психологии первой половины 20 века научная парадигма была строго регламентирована политическими целями и предписывала изучение и физиологическую интерпретацию только психики. Человек при этом оказался на втором месте, вне сферы психологии. Отчего до сих пор совершенно не раскрытым оказался целый пласт проблем о влиянии индивидуальности, духовности, веры, убеждений, пола и образа жизни человека на развитие и объем использования им потенциалов своей психики. Поэтому научная психология оказалась не способной объяснить экстрасенсорные, психические и прогностические способности таких людей как Джуна, Ванга и В.Мессинг. Т.о. из предмета психологии выпали душа и духовность человека. Эта физиологическая парадигма получила своё завершение в определении психики как «свойства высокоорганизованной материи (имеется в виду только головной мозг) и как «субъективного отражения объективного мира», которые полностью верны для всех животных, у которых наблюдается и то, и другое. Оба определения ничего не говорят о человеке как субъекте активной психофизической жизнедеятельности, что полностью снимало с государства задачу развития психики, сознания и свободы воли человека в выборе эффективных психофизических средств его взаимодействия с самим собой, природой, обществом и другими людьми.

В эволюции человека можно выделить два этапа. Первый этап-это естественная эволюция человека и начало его индивидуального взаимодействия с окружающей природой. Природа оказалась хорошим учителем, во-первых, в силу своей безграничности и неопределенности, которые стимулировали человека активно использовать свой внутренний потенциал для поиска эффективных средств адаптации, выживания и развития. Во-вторых, благодаря её неспециализированному воздействию на человека, которое оставляло ему свободный, творческий выбор формы и направления ответных реакций.

На первом этапе эволюции человек, формируясь как субъект жизни, овладевает физическим телом как инстру-

ментом передвижения и борьбы, что привело к прямохождению и освобождению рук; затем он овладевает как инструментом выживания своей врожденной, физиологической природой, что в итоге привело к развитию психики как осознаваемого и произвольного инструмента взаимодействия человека с самим собой (самоконтроль) другими людьми (общение) и природой (деятельность).

Второй этап эволюции связан с развитием человека в социальной среде и овладения им вербальной коммуникацией и психикой. Социум во все века формирует из человека как биологического индивида личность как инструмент достижения своих целей и защиты своего суверенитета, оказывая на неё специализированное давление, которое навязывает человеку образ жизни; форму и направление ответного поведения, что сегодня все более противоречит его душевной природе и ускоряет процесс «дауншифтин-га» (стремление современного человека уйти из города для жизни в лесу или деревне). Некоторые современные подростки не знают, что у них есть душа, что говорит о проблеме развития их сознания.

Человек по происхождению в природе Вселенной явление вторичное. Поэтому он изначально обладает энергоинформационным единством с природой, а его жизнедеятельность подчиняется её объективным законам. По нашему, мнению, ребенок рождается, слабоструктурированной, психофизической, энергоинформационной, разумной системой готовый к дальнейшей эволюции психики и сознания. А. Лоуэн в своей работе (8) приходит к выводу, что «существует одна фундаментальная энергия тела, независимо от того, проявляется ли она на психическом уровне или в соматическом движении. Он называет ее «биоэнергией», «действия которой детерминируют и психические и соматические процессы» (стр.22).

Врожденной, биофизической основой энергоинформационной природы человека и его души является многоклеточная деятельность его организма, в котором 1,5 миллиардов его клеток, получая из кровеносной системы энергию питания и информацию, в свою очередь, сами отдают в кровеносную систему, постоянно вырабатываемую ими собственную энергию и информацию, которые сердцем доносятся до всех других клеток и внутренних органов человека. Т.о. в организме человека на основе деятельности сердечно сосудистой системы возникает единая душа как энергоинформационное биополе, объединяющее все внутренние органы и подсистемы человека с внешним окружающим миром природы и общества. Поэтому потребности, мысли, слова и эмоции человека характеризуются энергоинформационной, сущностью своего бытия . Основой осознания энергоинформационной природы души человека выступают рецепторы, расположенные на внутренней и внешней стороне физического тела человека. Как известно рецептор возбуждается только при достижении раздражителем достаточной силы энергии воздействия. Каждый рецептор специализирован на свою модальность как информационный канал восприятия и вызывает соответствующее психическое ощущение. Поскольку в организме человека существуют десятки тысяч рецепторов, постольку они через нервную систему формируют комплекс психических ощущений и представляют человеку как субъекту жизни достаточно разнообразную информацию о состоянии души и внешнем, окружающим, мире. Полнота психологического восприятия этой информации определяется уровнем раз-

150

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

вития человека как субъекта психической деятельности и его сознания.

Приобретенная в эволюции слабая структурированность, т.е. не специализированность психики человека при рождении делает его не только чувствительным к неопределенности внешней среды, так как она переживается им как эмоция страха, что стимулирует её активное познание для его снижения, но и лежит в основе адаптивной способности человека как субъекта жизни к овладению в процессе онтогенеза новыми инструментами трудовой деятельности и формированию из предложенных социумом, своего, индивидуального стиля и образа жизни.

Таким образом, неопределенность окружающей природы является стимулом развития активной познавательной деятельности человека как субъекта, которая в его эволюции становится необходимым психологическим инструментом сохранения его жизни и развития. Поскольку будущая жизнь для человека полная неопределенность, постольку он активно вырабатывает такие психологические точки сборки как смысл жизни и веру в Бога, которые снижают неопределенность его будущего.

Поэтому психику и сознание человека мы определяем как негэнтропийные механизмы и развитые при жизни произвольные инструменты познания и энергоинформационного взаимодействия человека с внутренним и внешним миром.

История показывает, что психика человека как биологического индивида полностью опосредована биологическими потребностями и рефлексами его организма. Тогда как психическая деятельность человека как личности может быть детерминирована не только его духовными целями,

но и потребностями, социальной среды. В крайнем случае, душевная «Я-деятельность» человека как личности может вступить в конфликт с физиологическими рефлексами человека по сохранению жизни и победить. С позиции Л.Н.Гумилева это отличительный признак пассионарных личностей. Врожденные физиологические механизмы обеспечивают адекватность формирования психического образа воспринимаемого объекта. Их человек не осознает. В этих случаях человек является объектом деятельности своего организма. Инструментальный аспект психики обеспечивает отнесение сформированного образа во внешний мир, так как это связано с активным использованием человеком как субъектом жизни своей психики, организма и физического тела в качестве произвольных инструментов достижения цели в пространстве текущей ситуации. В этом кардинальное отличие человека как субъекта от человека как объекта.

Практика показывает, что везде, где хотят достигнуть высоких результатов, человека учат (7,18,19,21) и ставят эффективный стиль деятельности. Певцу ставят голос; боксеру ставят удар и т.д, и т.п. Именно поэтому спортсмены постоянно развиваются и превышают мировые рекорды. Сказанное предполагает, что для достижения вершин профессионального мастерства необходимо целенаправленное развитие души как психологической компетентности и сознания спортсмена как произвольных инструментов его общения, раскрытия всех его потенций и реализации энергоинформационных ресурсов.

Духовные уровни и направления развития души человека Схема 1 ниже.

Поскольку душа человека есть неотделимая часть бесконечной, природы Вселенной, постольку в ней присутствует Творческое начало как источник всего нового и существующего, которое может дать ей бессмертие по результатам её деятельности.

Человек приходит к гармонии жизни, с природой Земли входя в её Ноосферу, которая является результатом энергоинформационной жизнедеятельности всего человечества через любую из вершин своей души (Схема1.): энергию Чувств, энергию Ума и энергию Воли, замыкая все её вектора в духовной, деятельности сознания, направленного на освобождение человека от животных инстинктов и жизни в гармонии с обществом и природой. Душа — это органическая по происхождению жизненная сила организма и развитая в онтогенезе психологическая компетенция, лежащая в

основе эмпатии и интуиции человека. В тоже время, душа — это осознаваемый, вербально образный психофизический механизм сохранения человеком своей жизни и «Я - целостности» на основе единства с природой, использования её законов и постоянного энергоинформационного (духовного) взаимодействия с самим собой, другими людьми, и окружающей Вселенной. Часто человек развивается по дуге: овладев одной вершиной, идет к другой, затем к следующей; и так по кругу пока не обретет полной гармонии душевной жизни. Но человек как пассионарная личность может стать, субъектом душевного и духовного развития начиная с любого уровня:

1. Овладения энергоинформационной, волновой основой деятельности своего головного мозга и сознания как негэнтропийного инструмента, способного информацию превращать в Знания и в духовную силу. Мы отличаем знания, полученные через труд от знаний, полученных дистан-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

151

ционно, умственно, в процессе наблюдения и традиционного обучения. Знание, рожденное из души и труда, уже есть освобождающая, духовная энергия и сила жизни человека. Знание человека, полученное дистанционно и умственно, становится духовной силой развития только благодаря вере в его истинность. Вера в себя и свое знание рождается только в практическом опыте его использования.

2. Овладения энергоинформационной основой своих физических действий. Энергией духовной силы Воли, лежащей в основе опредмечивания целей, убеждений и ценностей человека в его жизни, деятельности и поведении.

3. Овладения энергоинформационной основой своих эмоций и чувств. Энергией состояния Любви, приводящей человека к служению людям и патриотизму. Любовь есть сущность жизни человека как личности и потому она сама по себе уже есть дар Божий и духовная энергия, но без Знания и Труда Любовь слепа и бесплотна.

4. Уровень синергии: овладения энергоинформационными законами развития и прогноза текущей ситуации как ступенькой развития своей души, что мы уже видим у детей Индиго.

Принятие энергоинформационной парадигмы и использование метода кроуноскопии, основанного на «эффекте Кирлиан» и компьютерной методики Манделя-Фолля, позволяющей визуализировать и корректировать на основе биологической обратной связи энергетические потенции организма человека (6,с.7-9); во-первых, позволит научной психологии объяснить лечение руками, телепатию и перейти от субъективных, самооценочных, бумажных тестов к техническим, объективным аппаратам -кроуноскопам и научного изучения биоэнергетики, экстрасенсорных и прочих необходимых сверх способностей спортсменов и энергоинформационных основ состояний и характеристик их психики, души и сознания; во-вторых, приобрести статус метапсихологии как единой, объективной науки о психике и душе человека, способной создавать межнациональные программы по целенаправленному развитию необходимых феноменов, стиля и направленности деятельности психики, души и сознания спортсменов как пассионарных личностей. Пассионарность по Л.Н.Гумилеву «характеристика поведения человека, обусловленная избытком биохимической энергии живого вещества, проявляющаяся в способности человека к сверхнапряжению» (с.315).

Главные выводы: 1. Весь психический мир: потребности, установки, речь, .мысли, и эмоции человека характеризуются энергоинформационной, сущностью своего бытия. 2.Развитие души, психики и сознания спортсменов 21 века - авангарда развития всего человечества- с опорой только на их врожденную физиологию есть возврат к прошлому и торможение текущей эволюции психики, сознания и души современного человека. З.Спортсменов 21 века следует формировать по пассионарному типу личности как субъектов произвольного, инструментального, энергоинформационного взаимодействия с самим собой, другими людьми и спортивной ситуацией, готовых к длительному сверхнапряжению.

4. Осознание единства душ порождает дружбу и дистанционное взаимопонимание, что важно для командных, игровых видов спорта.

Список литературы:

1. .Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т.2. С.П. 1999г 282с.

2. Бойко В.В. Психоэнергетика. «Питер»2008.416 с.

3. Гордон Ричард, Даффилд Крис, Викхорст Викки. Квантовое прикосновение 2.0. Новый взгляд на энергетические возможности человека «София» 2013.288 с.

4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М. 2014 г.320 с.

5. Донна Иден и Дэвид Фейнштейн Энергетическая медицина. СПб. Будущее Земли 2006. 400с.

6. Дорин Вёрче Забота о детях Индиго. София. пер.с англ.2007г.272 с.

7. Крыжановский Э.В. Основы кроуноскопии: анализ энергетических и адаптационных резервов организма. Санкт Петербург 2008г. 91 с.

8. Ким Тавм Тайные упражнения даосских монахов. Пер.с франц.Париж 1990г.20 с.

9. А. Лоуэн Физическая динамика структуры характера. Пер.с англ.М.1996.320 с.

10. Масару Эмото Энергия воды. М.Изд. «София» 2006.96 с.

11. Мегре В.Энергия жизни. СПб: Изд. «Диля» 2012.256 с.

12. Неумывакин И.П.Биоэнергетическая сущность человека. Мифы и реальность. Изд.СПб. «Диля».2013.416 с.

13. Снетков В.М. Структурно-инструментальная парадигма познания психики человека. Материалы 3-го съезда психологов. М.2003г. стр.58-63.

14. Снетков В.М.Модели психики и сознания как методологическая основа диагностики уровня их развития у спортсменов. Учёные Записки ун-та им.П.Ф.Лесгафта№6(88)2012г. Статья.Стр.108-119.

15. Снетков В.М.Модульная модель личности как вершины профессионального развития спортсмена.

16. Ученые Записки ун-та им. П.Ф.Лесгафта № 6 (76)-2011г. Статья стр.152-156.

17. Снетков В.М. «Энергоинформационная природа организма, психики и сознания спортсмена как врожденная основа его психофизического развития, взаимодействия с самим собой, другими людьми и окружающим миром». Ученые Записки ун-та им. П.Ф.Лесгафта №9 (103) - 2013 г. Статья: стр. 158169.

18. Сьюзен Шумски Исследование ауры. Изд. СПб «Будущее Земли».2008.288 с.

19. Святитель Лука (Войно -Ясенецкий). ДУХ, ДУША И ТЕЛО. М 1999.160 с.

20. ЧАКРЫ Внутренняя энергия вашего тела Анна Сел-би.2010.143 с.

21. Ли Чжунъюй ОСНОВЫ НАУКИ ЦИГУН. Пер. с китайского. М.1991.40 с.

22. Ли Кэролл. Дети Индиго десять лет спустя. Пер.с ан-гл.М.Изд.»София»,2009г.381 с.

23. Р.Майкл Миллер, Жозефина Харпер Практическая психоэнергетика. Воронеж 1994.111с.

152

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Bibliography:

1. Bekhterev VM. Selected transactions in psychology of personality in two volumes. T.2. S.P. 1999g.

2. Boyko explosive. Psychoenergetics. “Peter” 2008.

3. Gordon Richard, Daffild Chris, Vikkhorst Vikki. Quantum touch 2.0. New view on the energy possibilities of man “Sofia” 2013.

4. Gumilev L.N. From Russia to Russia. M. 2014 g.

5. Donna Eden and David Feynshteyn energy medicine. St. Petersburg. Future of the Earth 2006. 6.Dorin To verche child care of indigo. Sofia. the translated from English of .2007g.

6. Kryzhanovskiy E.V Bases of krounoskopii: the analysis of the energy and adaptive reserves of organism. Saint Petersburg 2008g.

7. Kim Of tavm the secret exercises of daosskikh monks. Per.s of frants.Parizh of 1990g.

8. A. Louen the physical dynamics of the structure of nature. Per.s of angl.M.1996. to

9. Masaru Emoto hydraulic power. M.Izd. “Sofia” 2006. to

10. .Megre Of v.Energiya of life. St. Petersburg: Publ. “Dilya” 2012.

11. Neumyvakin The i.P.Bioenergeticheskaya essence of man. Myths and reality. Izd.SPb. .2013.

12. 12.Snetkov VM. the Structural- instrument paradigm of the knowledge of the psyche of man. Materials 3- GO of the congress of psychologists. M.2003g. str.58-63.

13. Snetkov Of v.M.Modeli of psyche and consciousness as the methodological basis of diagnostics of their level development in a21.R.Maykl Miller, Josephine Harper is practical psychoenergetics. Voronezh 1994.111s.thletes. The scientific notes of the university

of im.P.F.Lesgafta№6 (88) of 2012g.Str.108-119. 21.R.Maykl Miller, Josephine Harper is practical psychoenergetics. Voronezh 1994.111s.

14. Snetkov The v.M.Modulnaya model of personality as the apexes of the professional development of athlete. The scientific notes of university im. P.F.Lezgafta № 6 (76) - 2011g. Article of str.152-156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Snetkov V.M. “Energy-information nature of organism,

psyche and consciousness of athlete as the innate the basis of his psychophysical development, interaction with itself itself, by other people and by the surrounding peace”. The scientific notes of university im. P.F.Lesgafta №9 (103) - 2013 g. Article: p. 158-169.

16. Syuzen Of shumski a study of aura. Publ. St. Petersburg “the future of the Earth” .2008.

17. 17.SvatitelLuka (war - Yasenetskiy). SPIRIT, SOUL AND BODY. M 1999.

18. CHAKRY the internal energy of your body Anna Selbi.2010.143 s.

19. Li Of chzhunyuy OF THE BASIS OF SCIENCE TSIGUN. Trans. from the Chinese. M.1991.40 s.

20. By Lee Keroll. Children of the indigo of ten years later. Per.s of angl.M.Izd.” Sofia”, 2009g.381 s.

21. R.Maykl Miller, Josephine Harper is practical

psychoenergetics. Voronezh 1994.111s.

22. Li Of chzhunyuy OF THE BASIS OF SCIENCE TSIGUN. Trans. from the Chinese. M.1991.

23. By Lee Keroll. Children of the indigo of ten years later. Per.s of angl.M.Izd.” Sofia”, 2009g.

24. R.Maykl Miller, Josephine Harper is practical

psychoenergetics. Voronezh 1994.111s.

УДК 159.9

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Самойленко Наталия Александровна

Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 8», г. Братск

Фалунин Василий Фидэльевич

Аспирант ФГБОУ ВПО «БрГУ», г. Братск

Фалунина Елена Васильевна

Доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «БрГУ», г. Братск

Аннотация: В статье представлены данные научного исследования личностных особенностей руководителей современной общеобразовательной школы. В работе использованы психологические методы диагностики с применением классических методик, применяемых в практике отечественных и зарубежных психологов. В результате исследования проведен сравнительный анализ личности современного руководителя школы в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Abstract: the article presents data of research ofpersonal characteristics of managers of a modern comprehensive school. We used the psychological methods of diagnostics with application of the classical techniques used in the practice of domestic and foreign psychologists. The study conducted a comparative analysis of the personality of the modern school leader in the context of requirements of Federal state educational standard.

Ключевые слова: личность руководителя школы; психологический портрет личности руководителя современной общеобразовательной школы; требования Федерального государственного образовательного стандарта к личности руководителя современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.