----------------------------------- © А.И. Афанасьев, Е.В. Братыгин,
2006
УДК 622.331
А.И. Афанасьев, Е.В. Братыгин
ЭНЕРГОЕМКОСТЬ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛА В РЕЗОНАНСНОМ ПИТАТЕЛЕ
Семинар № 16
Ту асход энергии является одним из -I важнейших показателей эффективности работы вибротранспортной машины (ВТМ).
В большинстве ВТМ источником энергии является электропривод с механической трансмиссией, потери энергии в ко-торой подробно освещены в литературе. Целью настоящих исследований является определение рациональной величины энергии, которую необходимо подавать в динамическую систему, для стабильной компенсации потерь на демпфирование в элементах конструкции ВТМ и транспортирование материала. Конструкционное демпфирование по данным различных ис-следований [1, 2] зависит от вида деформации (изгиба, кручения), вида материала, термообработки и составляет 0.5-10 %
(28 = у = 0,005...0.1) от потенциальной
энергии деформации элементов.
Энергию вырабатываемую импульсным двигателем для компенсации конструкционного демпфирования можно находить из формулы
( А )2
2 т
(1)
где F1 At - импульс силы развиваемой импульсным двигателем, Н/с
Величина импульса силы связана с параметрами динамической системы уравнением (2).
(F1At) = 2а апу
(2)
где 2а — амплитуда резонансных колебаний, м; с — приведенная жесткость подвески рабочего органа (РО), Н/м; т — приведенная масса т» и транспортируемого материала ттр (т= тро+ тгр), кг.
Режим транспортирования материала с подбрасыванием используется в большинстве ВТМ. Этот режим имеет существенные недостатки — несогласованность движения РО, и материала. Это выражается в том, что вследствие перемешивания материала, его неоднородности, частицы движутся хаотично и при встрече с РО сообщают ему тормозящий импульс что в дальнейшем требует затрат энергии со стороны двигателя.
В относительно низкочастотных ВТМ с упругим буфером (АЗ = 5.. .10 Гц) можно получить такой режим движения материала, когда направление его скорости при падении на РО совпадает с направлением скорости последнего. Это наиболее эффективный, так называемый двухфазный (с периодом равным периоду собственных колебаний) режим транспортирования [3], который труднодостижим. Если скорости РО и транспортируемой массы в горизонтальной плоскости равны и направлены в одну сторону, то в это время в вертикальной плоскости эти скорости противоположны по направлению. Следовательно, при ударе о РО транспортируемая масса создает тормозящий импульс. Так как коэффициент восстановления при ударе материала о РО близок к нулю, а это характерно для сыпучей среды, то часть кинетической энергии материала возвращается в систему.
Если направления скоростей РО и транспортируемой массы при из встрече совпадают, то тормозящий импульс становится движущим.
Рассматривая совместно уравнения движения РО и материала, можно получить разность скоростей между РО и материалом в вертикальной плоскости;
Д V = - S0 + gt1 - ZAa COS(n + р0 + at) (3)
где S0 — скорость движения материала после отхода РО от упругого буфера; (р0 — угол при котором РО соприкасается с упругим буфером при его движении вверх; т — угловая частота собственных колебаний ВТМ; ZA — амплитуда колебаний РО без упругого буфера, м; tj — время отсчитываемое от момента отрыва РО от упругого буфера до встречи с материалом.
Время встречи РО с материалом (t}) находится из трансцендентного уравнения.
• gt2
So + So ti - - Za sin(n-^0 +ati) = 0 (4)
где S0 — координата материала в момент отхода РО от упругого буфера
Величина движущего импульса F2At и, соответственно, энергия (E2) возвращаемая в систему находятся из формул.
F2 At = тр Д V
E2 =
(Fі Дt )2 2*m=„
(5)
(6)
Рз М = 7 2 тгр 9 А А - А) (7)
где А. — координата РО при ударе о него материала (1^т(%-фа-т1ь))
Если материал на РО скользит только вперед, то импульс силы трения можно определить из уравнения.
Р4 А( = ДЦ тр (8)
где Д V. — разность скоростей между материалом и рабочим органом в горизонтальной плоскости.
Эту скорость в первом приближении можно определить из уравнения
Ди
ZAo cos^0
tge
(9)
где в - угол между направлением движущей силы и РО.
Используя закон сохранения энергии можно определить мощность импульсного двигателя из формулы
P =
(F1д t )2 F дt )2 + (F3 д t )2
F д t)
2 m„
2
f
Величина импульса необходимая для подъема материала на высоту Н=1а?т(ф0-1т) находится из уравнения.
г> У (10)
где /0 — частота собственных колебаний ВТМ, Гц.
Анализ параметров формулы 10 показывает, что отношение энергии возвращаемой в систему к расходуемой энергии может достигать 16 %.
Вывод: Регулированием параметров
динамической системы можно определить рациональную величину движущего импульса и снизить энергоемкость транспортируемого материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вибрации в технике. Том 6. Под ред. К.В. Фролова. М. Машиностроение, 1981, 456 с.
2. Хвингия М.В. Динамика и прочность вибрационных машин с электромагнитным вибровозбудителем. М. Машиностроение, 1980, 143с.
3. Гончаревич И.Ф. Динамика вибрацион-
ного транспортирования. М. Наука, 1972, 243с.
— Коротко об авторах ------------------------------------------------------------------------
Афанасьев А.И. - профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой,
Братыгин Е.В. - аспирант,
Уральский государственный горный университет.
-----------------------------------------------------------------------------------------397