Научная статья на тему 'ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / инвестиции / проекты / эффективность / энергоэффективность / парниковый газ / социальное жилье / правовое регулирование / public-private partnerships / investment projects / efficiency / energy efficiency / greenhouse gas / social housing / legal regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Н.В., Березин А.Э., Роженцов И.С.

В условиях финансово-экономической нестабильности и ограниченности возможностей государственного бюджета возрастает актуальность решения проблем повышения эффективности управления компаниями и снижения рисковой составляющей государства. Мировой опыт, одной из наиболее эффективных и целесообразных форм реализации энергоэффективных проектов и программ является государственно-частное партнерство (ГЧП). В данной статье разработано модельное представление модели государственно-частных партнерств в рамках реализации энергоэффективных инвестиционных проектов, осуществлено развитие теории управления ГЧП в контексте правового регулирования сферы энергосбережения, а также разработаны меры и отдельные аспекты повышения управляемости компании в рамках реализации энергоэффективных инвестиционных проектов ГЧП. Сделан вывод о том, что дальнейшая гармонизация нормативно-правовой базы в целях развития института ГЧП позволит снизить рисковую компоненту участников партнерства, включая, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городнова Н.В., Березин А.Э., Роженцов И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENERGY EFFICIENCY OF OBJECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

In terms of financial and economic instability and limited government capacity, increasing the relevance of the decision of problems of increase of man-agement efficiency of companies and reduce the risk component of the state. World experience, one of the most effective and appropriate forms of implementation of energy efficiency projects and programs is a public-private partnership (PPP). This article developed a model representation of the model of public-private partnerships in the framework of implementation of energy efficiency investment projects implemented by the development of the theory of PPP in the context of the legal regulation of the sphere of energy saving, as well as the measures and some aspects of the manageability of the company in the framework of implementation of energy efficiency investment PPP projects. It is concluded that further harmonization of the regulatory framework for development of the Institute of PPP will reduce the risk component in the partnership, including, state.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

ECONOMIC SCIENCES

Городнова Н.В.

Доктор экономических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.

Ельцина

Березин А.Э.

Аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Роженцов И.С.

Соискатель, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВЯИХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

THE ENERGY EFFICIENCY OF OBJECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Gorodnova N.V., Doctor of Economic Sciences, professor of the Department «Legal regulation of economic activities», Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation

Berezin A.E., post-graduate student of the Department «Legal regulation of economic activities», Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation

Rozencov I.S., post-graduate student of the Department ofphilosophy, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation

АННОТАЦИЯ

В условиях финансово-экономической нестабильности и ограниченности возможностей государственного бюджета возрастает актуальность решения проблем повышения эффективности управления компаниями и снижения рисковой составляющей государства. Мировой опыт, одной из наиболее эффективных и целесообразных форм реализации энергоэффективных проектов и программ является государственно-частное партнерство (ГЧП). В данной статье разработано модельное представление модели государственно-частных партнерств в рамках реализации энергоэффективных инвестиционных проектов, осуществлено развитие теории управления ГЧП в контексте правового регулирования сферы энергосбережения, а также разработаны меры и отдельные аспекты повышения управляемости компании в рамках реализации энергоэффективных инвестиционных проектов ГЧП. Сделан вывод о том, что дальнейшая гармонизация нормативно-правовой базы в целях разви-тия института ГЧП позволит снизить рисковую компоненту участников партнерства, включая, государства. ABSTRACT

In terms of financial and economic instability and limited government ca-pacity, increasing the relevance of the decision of problems of increase of man-agement efficiency of companies and reduce the risk component of the state. World experience, one of the most effective and appropriate forms of implementation of energy efficiency projects and programs is a public-private partnership (PPP). This article developed a model representation of the model of public-private partnerships in the framework of implementation of energy efficiency investment projects implemented by the development of the theory of PPP in the context of the legal regulation of the sphere of energy saving, as well as the measures and some aspects of the manageability of the company in the framework of implementation of energy efficiency investment PPP projects. It is concluded that further harmonization of the regulatory framework for development of the Institute of PPP will reduce the risk component in the partnership, including, state.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, проекты, эффективность, энергоэффективность, парниковый газ, социальное жилье, правовое регулирование

Keywords: public-private partnerships, investment projects, efficiency, energy efficiency, greenhouse gas, social housing, legal regulation

Введение. В условиях несбалансированности российской экономики и хаотичной отчетности по отраслям практически невозможно достоверно определить конкретные темпы роста энергетики, которая, как никакая другая отрасль, отражает характер развития экономики в целом. За последнее десятилетие средний рост электропотребления в Российской Федерации отмечен на уровне 2,37 % в год, колебания составляют примерно 0,3 % (2002 г.) и 4,2 % (2006 г.) [2]. Показатель текущего года составит 1,5-2 %. Прогноз на период с 2017 по 2020 гг. ожидается на уровне 2,3 %, а

с 2021 по 2030 гг. - 1,9 % [4]. Такой прогноз, по мнению Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, обусловлен циклическими темпами роста экономики и ее замедлением в росте последние пять лет, а также отсутствием достоверных данных по реализуемым инвестиционным проектам в среднесрочной перспективе (2016 г. и далее)

Несмотря на наличие в стране условий риска и неопределенности су-ществует острая необходимость незамедлительных решений в части повы-шения энергоэффективности

территорий [4]. Это связано, прежде всего, с катастрофическим старением энергетического оборудования и электрических сетей. Необходимо отметить, что российский машиностроительный комплекс не отвечает требованиям сегодняшнего дня и характеризуется отсутствием газовых турбин большой мощности (свыше 150 МВт) и котлов, конкурентоспособных с зарубежными по производительности и экологии [12]. Кроме того, износ в сетях приводит к большим тепловым потерям - более 16 % [7]. Выработанное на источниках генерации тепло не доходит до потребителя в необходимом объеме. Потребитель для решения этой задачи переходит на строительство собственных котельных, уходя от централизованного теплоснабжения.

Кроме вышеуказанных проблем за последние 20 лет наблюдается снижение надежности за счет искусственного деления единой энергосистемы, куда входила генерация и передача тепла и электроэнергии; резкий рост использования зарубежного оборудования, не имеющего спроса в собственных странах по причине устаревших технологий и серьезного вовлечения в энергетику возобновляемой энергии; отсутствие опыта работы существующей энергосистемы в принципиально новых условиях хозяйствования и управления [8].

На сегодняшний день отсутствуют независимая и объективная оценка общего фактического состояния энергетического оборудования энергообъектов России, государственный мониторинг надежности энергетической системы, анализ и прогноз потребления энергии на период от 5 до 15 лет, комбинированная выработка тепловой и электрической энергии при практически полном отсутствии государственной поддержки, остаются низкими удельные расходы топлива на производство тепловой и электрической энергии. Отсутствует эффективный контроль изношенности оборудования и остаточных ресурсов, отлаженной, достаточно оснащенной ремонтной базы, квалифицированного ремонтного персонала. Отсутствует также установившаяся связь между научными, проектными институтами и энергетическими образованиями, своевременно обновляемая техническая нормативная база, отлаженная работа стратегических научно-исследовательских институтов, определяющих перспективное развитие энергетики [13].

При этом отрасль продолжает оставаться прибыльным бизнесом. Та-рифы покрывают значительную часть расходов, в том числе и неиспользо-ванные на конкурентные цели, реализуются инновационные проекты по техническому перевооружению и замене устаревшего оборудования и изношенных сетей, что повышает энергоэффективность отрасли в целом.

Анализу проблем энергосбережения в России посвящены научные труда таких авторов, как Аншелеса В.Р., Персияновой А.Д., Ратнера С.Ф., Бродова Ю.М. Оценка и прогнозирование состояния теплоэнергетики отражены в трудах таких ученых, как Бродов Ю.М., Аронсон К.Э., Рябчиков А.Ю., Мурманский Б.Е., Гительман Л.Д., Ратников Б.Е.

Проблема финансового сопровождения проектов энергосферы, в том числе и с государственным софинансирова-нием, освещены в публикациях таких авторов, как Гущина

Е.Г., Бадрак Н.Ю., Матвеев О.А., Левчаев П.А. Решению проблем повышения энергоэффективности проектов посвящены работы Ратнера С.В. Яковиной М.Ф. Кроме того, проф. Ратнером С.Ф. уделено особое внимание институциональным и экономическим аспектам в сфере энергосбережения в целом ряде опубликованным им трудов.

Проблеме повышения энергоэффективности при реализации инвести-ционных проектов в рамках государственно-частных партнерств Васильева Е.И., Минин М.В., Скрипник О.Б.

Изучение особенностей управления крупными интеграционными образованиями отражено в трудах таких известных зарубежных ученых, как С. Бир, И. Ансофф, Т. Ви-стон, Д. Мерсер. Однако, несмотря на целых ряд научных исследований в области энергоэффективности, остается нерешенной проблема повышения энергоэффективности при реализации инфраструктурных социальных проектов в условиях государственно-частного партнерства.

Основная часть работы. Государственно-частное партнерство (ГЧП) относится к тем формам взаимодействия государства и предприятий малого и среднего бизнеса, цель которого обеспечение притока частного капитала в строительство, ремонт, управление и развитие инфраструктурных социальных проектов, а также оказание различного вида услуг [4].

Основой ГЧП является долгосрочные отношения между государственным и частным партнером, софинансирование инвестиционных затрат, решение многих задач, возложенных на частный бизнес, передачи государственных рисков на такое частное лицо, у которого есть возможности и инструменты минимизировать риски и контролировать их [4].

Юридическими формами государственно-частного партнерства, отвечающего его квалифицирующим признакам, после вступления в силу с 01.01 2016 г. нового Федерального закона № 224-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], следует считать соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве. В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях» к юридической форме ГЧП также следует отнести концессионное соглашение [9].

Анализ зарубежного опыта реализации проектов показал, что практически во всех государствах, использующих механизмы партнерства, выделяется наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Наибольшее число проектов партнерства осуществляется в энергетической отрасли [17]. Кроме того, исследования показывают, что за рубежом предъявляются очень серьезные требования к уровню энергоэффективности проектов ГЧП [17, 18, 19].

В этой связи авторами исследования предлагается энер-гоэффектив-ный подход к реализации проектов государственно-частных партнерств. На рис. 1 приведено модельное представление государственно-частного партнерства, учитывающее долю государственного участия в реализуемых энергоэффективных проектах.

VOL 1, N0 1 (1) (2()16)|# ЕСОШМ1С8С1ЕЫСЕ8#

99

Рис. 1. Модель государственно-частного партнерства: энергоэффективный подход

В зависимости от состояния экономики соотношение объема частного и государственного капитала может изменяться: в стабильной экономике доля частного капитала растет, государственное участие сокращается. Обратная картина наблюдается в условиях финансово-экономической нестабильности. При этом указанная пропорция начинает сдвигаться в сторону усиления процессов интеграции. В зависимости от состояния экономики пропорция «государство частные капитал» начинает сдвигаться в сторону усиления интеграционных или дезинтеграционных процессов: в периоды экономической нестабильности доминируют центростремительные силы, усиливаются процессы интеграции экономических субъектов, наблюдаются тенденции к интеграции компаний и государства, таким образом, увеличивается количество государственно-частных партнерств (ГЧП). Энергоэффективный подход предполагает реализацию политики энергосбережения, появление новых видов экономической деятельности таких, как энергосервис и энергетические обследования (энергоаудит) [16].

В настоящее время правовое регулирование сферы энергосбережения стало еще более актуальным в связи с ориентированием различных государств на энергосбережение и энергоэффективность [9]. Исследование механизмов влияния правительства в энергетической сфере, оценка эффективности воздействия правовых норм и повышения энергетической эффективности являются основными факторами развития законодательства в целях развития такого института, как государственно-частные партнерства (ГЧП). Этот факт подтверждает и накопленный мировой опыт работы в условиях ГЧП [17, 18].

Принятие с 01.01.2016 г. нового закона о ГЧП [1] определяет принципы создания модели муниципально-частного партнерства, а также задает четкий вектор развитию всему законодательству в сфере ГЧП и привлечения частного капитала в проекты. ГЧП обладают рядом преимуществ, среди которых стоит отметить увеличение числа создаваемых инфраструктурных проектов, повышение эффективности размещения ресурсов государством, обеспечение сервиса, который не был доступен ранее, активное использование инновационных решений, прозрачность финансовых потоков, снижение расходов государства и уменьшение бюджетного дефицита [9]. ГЧП может иметь различные формы,

но в основе каждого успешного проекта лежит следующая кон-цепция. За счет привлечения опыта частного сектора и перераспределения риска в отношении стороны, которая способна более эффективно справляться с таким риском, можно повысить общую эффективность проекта. Государство, вступая в союз с бизнесом, как правило, тем самым снижает нагрузку на бюджет и пользуется более гибкой и действенной системой управления проектом, а бизнес получает определенный набор гарантий и преференций.

В настоящее время в России реализуется более 200 проектов ГЧП в следующих сферах: энергетика, транспорт, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, здравоохранение и образование, физкультура и спорт, технопарки, предусматривается объединение стивидорных и сервисных компаний Цемесской бухты, «Новороссийский морской торговый порт», которое на стадии проекта становится успешным примером государственно-частного партнерства. Аэропорт «Кольцово», район «Академический», г. Екатеринбург, портов Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Восточного и др. [9].

Определение диспропорций между развитием транспортной инфра-структуры России, другими отраслями промышленности, в том числе и энергетики, а также разработка мер по повышению уровня энергоэффективности инвестиционных инфраструктурных проектов требует дальнейшего развития законодательных основ формирования и управления ГЧП [15]. В связи с вступлением в силу с 01.01.2016 г. нового Федерального закона №2 224 «О государственно-частных партнерствах, о муниципально-частных партнерствах в Российской Федерации» [1] возникает проблема оценки эффективности реализации проектов с государственным участием в рамках строительства объектов в сфере энергетики.

В России в Государственной программе энергосбережения до 2020 г. обозначено требование по снижению энергопотребления на 20 %. В этой связи может быть отмечена одна из тенденций развития российского законодательства в рассматриваемой сфере отношений: развитие проектов ГЧП в сфере энергосбережения. Ряд новелл нового федерального закона 224-ФЗ [1] должны способствовать повышению эффективности правового регулирования в сфере энерго- и ресурсосбережения.

Внешние и внутренние факторы влияния на реализа-

цию энергосберегающей стратегии ГЧП и повышении энергоэффективности проектов можно представить в виде взаимосвязей двух функций (входной и выходной). При этом возникает четыре взаимоувязанных группы событий 1, 2, 3 и 4, характеризующих реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности проектов ГЧП: внешние входные, внешние выходные, внутренние входные, внутренние

выходные, которые дают шесть пар возможных сочетаний факторов 1-2; 2-3; 3-4; 4-1; 1-3; 2-4 [5]. Матрица внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на энергоэффективность проектов ГЧП, представлена на рис. 2.

В связи с вышеизложенным, авторами исследования сформулированы следующие гипотезы об энергоэффективности проектов ГЧП:

Рис. 2. Модель внешних и внутренних факторов энергоэффективности проектов ГЧП

- гипотеза о «двойственной» природе государства в энер-гоэффектив-ных проектах: государственное участие в деятельности и управлении ГЧП представляется основным и мощным фактором повышения энергоэффективности, при том, государство должно формировать эффективную правовую базу, ориентированную на реализацию энергоэффективных проектов с участием ГЧП;

- гипотеза о единстве оценки эффективности инвестиционных проектов ГЧП, в том числе и в контексте энергоэффективности (Федеральный закон ФЗ-224 требует разработки методики оценки социально-экономической эффективности проектов ГЧП) [1]. Кроме того, считаем, что необходима разработка системы показателей (индикаторов) энергоэффективности проектов ГЧП [16];

- закономерность соотношения располагаемого и необходимого времени реализации приоритетных проектов ГЧП, в частности, реализации энергоэффективных проектов ГЧП в сжатые сроки (условия дефицита времени), в разумные, определенные государством, законодательством и энергоэффективными технологиями сроки реализации проекта, а также в условиях избытка времени.

Выдвинутые авторами гипотезы нашли свое подтверждение в совре-менных российских условиях в нижеследующем.

Государственное нормативное регулирование отношений в области энергосбережения и энергосервиса в России характеризуется поэтапностью реализации отдельных нормотворческих инициатив, само же специальное законодательство в области энергосбережения характеризуется

перспективной обоснованностью. Достаточно отметить, что во исполнение Закона об энергосбережении за последнее пятилетие в Российской Федерации было принято 25 Постановлений Правительства РФ, прямо или опосредованно имеющих отношение к вопросам энергосбережения, предусматривающих значительный комплекс норм, поэтапно реализуемых в этой области. Следует отметить, что последнее пятилетие нормативно-правового воздействия в обозначенной сфере отношений отмечено тенденцией отхода от некой декларативности в обозначенной сфере, к повышению эффективности правового регулирующего воздействия нормативно-правового массива на весь спектр социально-экономических отношений в сфере энергосбережения.

В Государственной программе энергосбережения до 2020 г. значительные ожидания связаны с региональным законодательством. В последнее пятилетие выросла нагрузка на региональное законодательство, которое представлено, как правило, и законами субъектов РФ, и актами региональных органов исполнительной власти [14]. Правовой инструментарий, используемый для целей правового регулирования на разных этапах развития специального законодательства в области энергосбережения, различен: от возложения императивных обязываний по разработке и принятию нормативных актов до инициации их принятия региональными органами власти в связи с реализацией отдельных масштабных энергосберегающих проектов с использованием института государственно-частного партнерства [16]. Экономические аспекты энергоэффективного освоения территорий, строительства энергоэффек-тивного жилья с использованием ме-

ханизмов государственно-частного партнерства, в том числе на основе заимствования позитивного зарубежного опыта, сегодня становятся плодотворным полем для дальнейших исследований [17].

Новые технические средства сбора, обработки и систематизации достоверной информации об энергоэффективности проекта и деятельности ГЧП, условиях его реализации, состояния рынка и общего состояния политической, экономической и законотворческой систем в стране дают объективные условия и предпосылки для повышения энергоэффективности объектов, реализуемых в условиях ГЧП.

В целях развития основ государственного регулирования в сфере энергоэффективности проектов ГЧП государство, как партнер и соинвестор при реализации таких проектов и программ, должно учитывать специфику деятельности ГЧП и продолжать работу по совершенствованию законодательных инициатив в отношении ГЧП. Это проявилось, в частности, в разработке и утверждении Правительством РФ методики оценок эффективности инфраструктурных проектов в строительной сфере, позволяющая обосновать энергоэффективность и финансово-экономическую результативность проектов ГЧП в текущих российских условиях. В указанной методике определяется также эффективность проектов для государства. В частности, социально-экономический эффект от реализации энергоэффективных проекта.

Методика оценок проектов ГЧП позволяет определить сравнительное преимущество на основе оценки чистых дисконтированных расходов средств бюджетов бюджетной системы России при реализации проекта и чистых дисконтированных расходов при реализации государственного контракта, муниципального контракта.

Расчет показателей, используемых для оценки эффективности и опре-деления сравнительного преимущества, осуществляется на основе построе-ния финансовой модели проекта ГЧП соответствующей требованиям и документов, необходимых для оценки объемов, принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков.

По нашему мнению, экспертные оценки эффективности проектов ГЧП будут способствовать снижению рисков участников партнерства, включая и государство, что в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности управления проектами ГЧП, повышению финансовой устойчивости участников проекта, формированию и развитию социальной инфраструктуры, позволяющей повысить энергоэффективность возводимых объектов.

В целях обеспечения четкой работы партнерства в целом, повышения энергоэффективности проектов ГЧП должна быть строгая унификация организационных структур предприятий-участников ГЧП, как по вертикали, так и по горизонтали. Вместе с тем, проявление данной закономерности требует постоянного совершенствования системы управления, внедрения новых технологий, и планомерной подготовки высококвалифицированных управляющих кадров ГЧП.

Закономерность и требование единство организационно-методологических основ управления на всех уровнях иерархии государ-ственно-частного партнерства (всех структурных подразделений и участников партнерства) отражает взаимосвязи структурных форм и методов управления во всех подразделениях ГЧП. Методологические основы построения и функционирования всех систем управления ГЧП, принципы организации и управления и методы работы подразделений при реализации проектов ГЧП должны быть

идентичными и общими на всех уровнях иерархии системы управления ГЧП (закон Эшби) [20].

Знание данной закономерности необходимо при использовании авто-матизированных систем управления. Централизованное управление ГЧП предполагает общность систем управления предприятия, соединенных на различных уровнях иерархии автоматизированной системы управления ГЧП. Знание данной закономерности позволяет научно обосновать структуру системы управления деятельностью ГЧП, обеспечивать взаимодействие между органами управления на всех уровнях и во всех подразделениях ГЧП. Следствием реализации данной закономерности может стать разработка рекомендаций и предложений, а также мероприятий по повышению эффективности управления государственно-частным партнерством в целом в конкретных условиях, с учетом специфической особенностей отрасли и региона.

Закономерность сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления ГЧП отражает связи и зависимости как между отдельными звеньями (элементами) системы управления ГЧП, так и внутри каждой структурной единицы (предприятия и организации). Каждая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления ГЧП представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотносительность. Как известно, любая сложная система управления может быть представлена в виде элементарных подсистем, каждая из которых включает в себя следующие элементы: орган управления (например, орган управления ГЧП в целом), объект управления (предприятие-участник ГЧП или конкретный инвестиционный проект ГЧП (см. ФЗ-224); нижестоящие органы управления (органы управления структурных подразделений предприятий-участников ГЧП); каналы прямой и обратной связи для передачи информации.

Развитие национального законодательства различных государств в области энергосбережения во многом предопределяется международными обязательствами, связанными с энергоэффективностью проектов.

В этих целях в западных странах создается специальное нормативно-правовое поле, регулирующее общие правовые, экономико-финансовые и технические вопросы в рамках реализации инвестиционных проектов ГЧП. Кроме того, законодательство гармонизируется и в сфере государственных закупок, налогообложения, различных сборов [17]. При этом до формирования юридической основы формирование и управление ГЧП было возможно де-факто, это показывает наработанный опыт функционирования ГЧП для реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, в частности, по строительству дорог и иной инфраструктуры. В частности, опыт Германии показывает, что до недавнего времени считалось, что реализации инвестиционных проектов с участием государства наиболее выгодно в форме государственного заказа (государственных закупок) [17]. Однако, в целях поддержки развития института партнерства в Германии было разработано и принято федеральное законодательство, которое позволило сформировать нормативно-правовую основу, разработать методики экспертных оценок эффективности реализации инвестиционных проектов ГЧП, а также развить сеть договорных отношений, повысив, тем самым, эффективность взаимодействия партнеров при строительстве инфраструктурных объектов [17].

Для достижения указанной цели в Великобритании были пересмотрены строительные нормы правила в отношении

энергоэффективности в 2002 г., 2006 г., и в 2010 гг. в целях ужесточения требований стандартов энергоэффективности для зданий. Однако, несмотря на все более строгие требования энергетических стандартов, на практике наблюдается несоблюдение этих требований, очень медленно увеличивается количество зданий, которые регистрируются в государственных реестрах, как энергоэффективные здания [18].

Тем не менее, существует достоверные данные о том, что политика энергосбережения в Великобритании стала, в большей степени, распространенной по сравнению с началом последнего десятилетия. Достижение параметров, предъявляемых к новым строениям с 2016 г., потребует дальнейшего серьезного исследования в трех обозначенных в данной статье аспектах: выявление уровня соблюдения строительных норм и правил (СНиПов) в случае строительства нового жилья, изучение основных, базовых, проблем в реализации указанных требований к новым объектам жилой недвижимости, и определение возможных направлений решений выявленных проблем. Исследования английских ученых показывают, что к настоящему моменту в вышеуказанным требованиям с 0 % выбросов парникового газа энергоэффективности полностью соответствуют 376 вновь построенных жилых домов [18].

Среди возможных мер и решений следует отметить государственный контроль и контроль со стороны заинтересованных сторон, в том числе и общественных организаций, за соблюдением требований энергоэффективности строительных норм и правил, например, строительные организации-застройщики, проектные институты [2]. Партнеры, реализующие проекты ГЧП, в первую очередь, должны обращаться внимание на экономию энергозатрат, обеспечивая энергетическую эффективность объектов на фоне более традиционных факторов оценки социально-экономической эффективности проектов ГЧП, таких как сметная стоимость строительства, качество строительных материалов, качество объемно-планировочного решения, безопасность объекта на всех стадиях возведения и эксплуатации [6].

Энергоэффективность инвестиционных проектов ГЧП в контексте строительства доступного жилья является одним из основных критериев эффективности функционирования ГЧП. В частности, до 2020 г. должно быть снижено потребление первичной электроэнергии на 20 % и переход к низкоуглеродной экономики Италии к 2050 г. [18].

Тема энергоэффективности проектов ГЧП в большинстве случаев ассоциируется со строительной отраслью, поскольку 40 % всей генерируемой энергии потребляется в мегаполисах и крупных городах. К примеру. текущая национальная энергетическая политика Италии в рамках решения проблемы повышения энергоэффективности определяет ряд мер, таких как: выделение специальных климатически зон, в которых осуществляется ограничение подачи тепловой и электрической энергии, предъявление серьезных технических требований энергосбережения в отношении новых и отремонтированных зданий, осуществление специальной маркировки и предоставление налоговых вычетов; реализация инновационных проектов энергосбережения, в частности, в строительном секторе, направленных на сокращение тепловых потерь и оптимизации естественного освещения.

Выводы. На основе проведенного сравнительного анализа опыта повышения энергоэффективности в различных странах, авторами формулируется основная гипотеза данного исследования, которая заключается в том, что в рамках реализации механизма ГЧП для частного бизнеса требуется эффективные инвестиционных проекты строительства

объектов инфраструктуры, характеризующиеся в том числе и повышением энергоэффективности применяемых технологий [3]. В последнее время значительно увеличилось количество научных исследований, посвященных данной проблематике. Часть этих исследований направлена на оценку экономической и финансовой целесообразности мер по повышению энергоэффективности зданий, что, в свою очередь, может существенно повлиять на рыночную стоимость или арендные плату такой недвижимости. Общий показатель энергетической эффективности объектов государственно-частных партнерств оказывает существенное влияние на конкурентоспособность производимой продукции и энергетическую безопасность отрасли, региона или страны в целом.

Список литературы

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-част-ном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Аншелес В.Р., Персиянова А.Д. Анализ проблем энергосбережения в России (на примере Вологодской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 37. С. 2-9.

3. Аронсон К.Э., Брезгин В.И., Бродов Ю.М. и др.. Разработка требований по обоснованию безопасности продукции энергетического машиностроения // Надежность и безопасность энергетики. 2015. № 3 (30). C. 12-24.

4. Березин А.Э., Городнова Н.В. Технико-экономическое обоснование энергоффективности инвестиционных проектов государственно-частного партнерства // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe / Warsaw, Poland. EKONOMIA. 2016. № 6. С. 32-39.

5. Бир С. Мозг фирмы: пер. с англ.: М., 1993. С. 416.

6. Бродов Ю.М., Аронсон К.Э., Рябчиков А.Ю., Мурманский Б.Е. Оценка состояние и прогнозирование остаточного ресурса теплообменных аппаратов паротурбинных установок ТЭС // Надежность и безопасность энергетики. 2009. № 6. С.12-18.

7. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Уроки реформы в электроэнергетике: иллюзии, просчеты, перспективы // Вопросы экономики. 2013. № 12. С. 109-122.

8. Голованов Л.А., Ким А.А. Градостроительные аспекты повышения энергоэффективности (на примере г. Хабаровск) // Новые идеи нового века. 2014. № 3. С. 2-7.

9. Городнова Н.В. Повышение энергоэффективности проектов развития территорий // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 5. С. 31-45.

10. Гущина Е.Г., Бадрак Н.Ю. Энергетическая эффективность российской экономики и «зеленые» инвестиции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 35. С. 44-50.

11. Левчаев П.А. Финансовое сопровождение целевых программ энергосбережения и формирование энергоэффективной экономики регионов России // Финансы и кредит. 2013. № 29. С. 14-18.

12. Матвеев О.А. Энергосбережение: тактика или стратегия? // ЭКО. 2010. № 2. С. 126-134.

13. Ратнер С.В. Основные направления исследований в области энер-гоэффективности: экономические, институциональные и социальные аспекты // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 40 (391). С. 2-13.

14. Ратнер С.В. Яковина М.Ф. Экономические аспекты

региональных программ энергосбережения // Национальные интересы: приоритеты и без-опасность. 2014. № 14. С. 2-11.

15. Скрипник О.Б. Роль государственно-частного партнерства в модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального сектора // Российское предпринимательство. 2006. № 5 (77). С. 86-89.

16. Шаблова Е.Г., Городнова Н.В., Березин А.Э. Развитие модели государственно-частного партнерства: управление и правовое регулирование в рамках БРИКС. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw, Poland. EKONOMIA. 2015. № 3.

С. 26-30.

17. Dedicated Public-Private Partnership Units. A Survey of Institutional and Governance Structures. OECD. Paris. 2010. URL: www.oecd.org/publishing. (дата обращения 22.04.16).

18. S. Copiello. Achieving affordable housing through energy efficiency strategy. Energy Policy. 2015. no 85. PP. 288298.

19. Garmston H, Pann W. Building regulations in energy efficiency: Compliance in England and Wales. Energy Policy. 2012. no 45. PP. 594-605.

20. The New Corporate Strategy (1989). The Academy of Management Review, 459-460.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.