Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ'

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INVESTMENT PROJECT / ENERGY EFFICIENCY / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Наталья Васильевна, Березин Андрей Эдуардович, Скипин Дмитрий Леонидович

Изучение и систематизация накопленного мирового опыта решения проблемы повышения энергоэффективности объектов капитального строи-тельство успешно достигается в рамках реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов государственно-частных партнерств (ГЧП). В этой связи актуализируется и проблема поиска эффективных моделей интеграции государства и частного бизнеса. В работе предложена оценка энергоэффективности проектов, базирующая на сбалансированной системе показателей, предложенной Гарвардской экономической школой. Сделан вывод о том, что повышение энергоэффективности жилых зданий является одной из первостепенных задач государственной энергетической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городнова Наталья Васильевна, Березин Андрей Эдуардович, Скипин Дмитрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INCREASE OF EFFICIENCY OF CAPITAL CONSTRUCTION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

The study and systematization of international experience of solving the problem of improving the energy efficiency of capital construction projects achieved within the framework of implementing investment and infrastructure projects public-private partnerships (PPPs). In this regard, actualizarea and the problem of search of effective models of integration between the state and private business. This paper presents the evaluation of energy projects, based on the balanced scorecard, Harvard proposed the new economic school. It is concluded that improving energy efficiency in residential buildings is one of the paramount tasks of the state energy policy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ»

measures become more efficient. The use of such international experience can allow to reduce the level of corruption in all spheres of activity significantly in a historically short period of time. But this requires not only, as it is customary to assert in our country, the political will, but also the systematic strategic joint work of the coalition of the government, private business, non-profit organizations and citizens. As the international experience shows, constant efforts to monitor the modifications of corruption and on its basis continuing efforts to solve this complex and self-perpetuating social problem will be required from this coalition.

References:

1. The President of Ukraine (2011), Decree of the President of Ukraine "On the National anticorruption strategy for 2011-2015", available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/1001/2011 (Accessed 03 May 2016).

2. The President of Ukraine (2015), Decree of the President of Ukraine "On the Strategy of Sustainable Development "Ukraine - 2020", available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/

show/5/2015 (Accessed 05 May 2016).

3. The Verkhovna Rada of Ukraine (2014), The Law of Ukraine "On the principles of anticorruption policy in Ukraine (Anticorruption Strategy) for 2014-2017 years", available at: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/1699 -18 (Accessed 05 May 2016).

4. Busol, O.Yu. (2015), "Combating corruption crime in Ukraine in the context of the current anticorruption strategy", Abstract of Ph.D. Dissertation, Legal Sciences, National Academy of Sciences of Ukraine, Institute of State and Law named after V.M. Koretskyi of Kyiv, Kyiv, Ukraine.

5. Geneva Centre of the Democratic Control of Armed Forces (2010), "Building Integrity and Reducing Corruption in Defence: a collection of examples (compendium) of positive experience", 383 p.

6. Chubek, G. Kopinska, G. Sawicki, A. and Wojciechowska-Nowak, A. (2010), "How to fight corruption? Principles for the development and implementation of anticorruption strategy for Poland", Copyright by Stefan Batory Fund, Warsaw.

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ

Городнова Наталья Васильевна

доктор экономических наук, профессор кафедры правового регулирования экономической деятельности, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Березин Андрей Эдуардович аспирант кафедры правового регулирования экономической деятельности,

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Скипин Дмитрий Леонидович кандидат экономических наук, доцент Финансово-экономический института,

THE PROBLEM OF INCREASE OF EFFICIENCY OF CAPITAL CONSTR UCTION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

Gorodnova N.V., doctor of economics, professor, Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin

Berezin A.E., graduate student, Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin

Skipin D.L., candidate of economic, associate professor, Institute of Finance and Economics, Tyumen state Universit

АННОТАЦИЯ

Изучение и систематизация накопленного мирового опыта решения проблемы повышения энергоэффективности объектов капитального строи-тельство успешно достигается в рамках реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов государственно-частных партнерств (ГЧП). В этой связи актуализируется и проблема поиска эффективных моделей интеграции государства и частного бизнеса. В работе предложена оценка энергоэффективности проектов, базирующая на сбалансированной системе показателей, предложенной Гарвардской экономической школой. Сделан вывод о том, что повышение энергоэффективности жилых зданий является одной из первостепенных задач государственной энергетической политики.

ABSTRACT

The study and systematization of international experience of solving the problem of improving the energy efficiency of capital construction projects achieved within the framework of implementing investment and infrastructure projects public-private partnerships (PPPs). In this regard, actualizarea and the problem of search of effective models of integration between the state and private business. This paper presents the evaluation of energy projects, based on the balanced scorecard, Harvard proposed the new economic school. It is concluded that improving energy efficiency in residential buildings is one of the paramount tasks of the state energy policy.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный проект, энергоэффективность, капитальное строительство

Keywords: public-private partnership, investment project, energy efficiency, construction

Постановка проблемы. Как показывают мировой опыт и российская практика, крупные интеграционные образования являются основой экономики различных стран. В настоящее время процессы интеграции государства и частного бизнеса в условиях финансово-экономической нестабильности приобретают еще большую актуальность. В связи с решением проблемы повешения эффективности управления предприятиями с государственным участием в условиях кризиса необходима систематизация накопленного мирового опыта интеграции государства и частного бизнеса, формирования государствами разных стран условий и предпосылок для эффективного функционирования интеграционных образований, в том числе, и с государственным участием, разработка эффективных механизмов и моделей такого сложного института, как государственно-частные партнерства, а также совершенствование нормативно-правовых основ создания института государственно-частных партнерств (ГЧП) при реализации крупных национальных проектов.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучению проблемы повышения энергоэффективности зданий и сооружений за Западе посвящены нами изученные научные труды таких ученых и экспертов, как CopieПo S., Garmston Н, Pann Ш. Анализу проблем энергосбережения в России посвящены научные труда таких авторов, как Аншелеса В.Р., Персияновой А.Д., Ратнера С.Ф., Бродова Ю.М. Оценка и прогнозирование состояния теплоэнергетики отражены в трудах таких ученых, как Бродов Ю.М., Аронсон К.Э., Рябчиков А.Ю., Мурманский Б.Е., Гитель-ман Л.Д., Ратников Б.Е.

Проблема финансового сопровождения проектов энергосферы, в том числе и с государственным софинан-сированием, освещены в публикациях таких авторов, как Гущина Е.Г., Бадрак Н.Ю., Матвеев О.А., Левчаев П.А. Решению проблем повышения энергоэффективности проектов посвящены работы Ратнера С.В. Яковиной М.Ф. Кроме того, проф. Ратнером С.Ф. уделено особое внимание институциональным и экономическим аспектам в сфере энергосбережения в целом ряде опубликованным им трудов. Проблеме повышения энергоэффективности при реализации инвестиционных проектов в рамках государственно-частных партнерств Васильева Е.И., Минин М.В., Скрипник О.Б.

Однако, несмотря на целых ряд научных исследований в области энер-гоэффективности, остается нерешенной проблема повышения энергоэффективности при реализации инфраструктурных социальных проектов в условиях государственно-частного партнерства.

Степень изученности и проработанности проблемы. Развитие нацио-нального законодательства различных государств в области энергосбережения и энергоэффективности во многом предопределяется международными обязательствами, связанными с энергоэффективностью проектов. В этих целях в западных странах создается специальное нормативно-правовое поле, регулирующее общие правовые, экономико-финансовые и технические вопросы в рамках реализации инвестиционных проектов ГЧП. [12]. При этом до формирования юридической основы формирование и управление ГЧП было возможно

де-факто, это показывает наработанный опыт функционирования ГЧП для реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, в частности, по строительству дорог и иной инфраструктуры. В частности, опыт Германии показывает, что до недавнего времени считалось, что реализации инвестиционных проектов с участием государства наиболее выгодно в форме государственного заказа (государственных закупок) [12]. Однако, в целях поддержки развития ин-ститута партнерства в Германии было разработано и принято федеральное законодательство, которое позволило сформировать нормативно-правовую основу, разработать методики экспертных оценок эффективности реализации инвестиционных проектов ГЧП, а также развить сеть договорных отношений, повысив, тем самым, эффективность взаимодействия партнеров при строительстве инфраструктурных объектов [7].

В рамках развития федерального законодательства Германии, связанного с развитием института ГЧП, правительством была предусмотрена программа содействия компаниям среднего бизнеса [12]. При правительстве страны была создана рабочая группа в целях изучения возможностей дальнейшего упрощения правовой основы, включая вопросы налогового, инвестиционного и спонсорского права. Институциональные полномочия в деятельности ГЧП Германии на федеральном уровне были распределены между Федеральным Министерством финансов, Министерством финансов и Partnerschaften Deutschland (Партнерством Германии). При этом Федеральное Министерство финансов отвечает за координацию деятельности государственно-частного партнерства в рамках Федерального правительства [12]. Второй координатор тесно работает в этом вопросе с Федеральным министерством транспорта, строительства и городского развития. Министерство финансов играет ведущую роль в решении политических вопросов, включая разработку правительственной стратегии в отношении государственно-частного партнерства, правовые вопросы и координации дей-ствий между Федерацией и местными органами государственной власти специально созданная рабочая группа отвечает за координацию деятельности партнерства с Федеральным правительством, с другими странами и международными организациями [12].

В целях экспертных оценок эффективности реализации инвестиционных проектов ГЧП в Германии разработано и принято к действию Руководство для анализа эффективности проектов ГЧП, реализующие строительные и инфраструктурные проекты. При этом для каждой конкретной отрасли вводятся определенные стандарты, даются четкие методические рекомендации для работы экспертных групп, оценивающих эффективность того или иного инфраструктурного проекта. Накопленный профессионалами экспертный опыт в сфере строительства в государственном секторе является основой для оценки уровня инновационной компоненты проектов и практической значимости для народонаселения [12].

В течение двух последних десятилетий модель ГЧП довольно активно развивается. Примером тому являются реализованные инфраструктурные проекты в Великобритании, Испании, Франции, Германии, Италии, Португалии

[12], которые составляют около 90 % всего валового продукта Европейского союза. Во многих странах здания и сооружения в целом представляют собой основный источник потребления энергии к общему его объему, который можно оценить, как один к двум по сравнению с другими потребителями [13]. Поэтому повышение энергоэффективности зданий - является одной из первостепенных задач энергетической политики в региональном, национальном и международном аспектах. При этом одной из наиболее экономически эффективных и выгодных мер связано с сокращением выбросов углеродного газа С02. В данном направлении в странах Евросоюза имеются вполне реальные сдвиги в стандартизации использования энергии, принимаются энергетические кодексы, регла-мен-тирующие и ограничивающие потребление энергии. К примеру, в Великобритании строения занимают около 40 % от общего потребления энергии, при этом выбрасывая в атмосферу до 50 % углеродного газа [13]. В этой связи правительством Великобритании поставлена стратегическая цель: к 2050 г. снизить выбросы газа в окружающую среду до 80 % к уровню 1990 г., а с 2016 г. ввести стандарт на предельно допустимый объем выбросов для вновь построенных зданий на уровне 0 %. Указанные цели являются сложно достижимыми, по сравнению со средними стандартами по странам Евросоюза: к 2020 г. сокращение выбросов парникового газа на 20 %, повышение энергоэффективности на 20 %, и достижение 20 % доли возобновляемых источников энергии [13].

Для достижения указанной цели в Великобритании были пересмотрены строительные нормы правила в отношении энергоэффективности в 2002 г., 2006 г., и в 2010 гг. в целях ужесточения требований стандартов энергоэффективности для зданий. Однако, несмотря на все более строгие требования энергетических стандартов, на практике наблюдается несоблюдение этих требований, очень медленно увеличивается количество зданий, которые регистрируются в государственных реестрах, как энергоэффективные здания [13].

Тем не менее, существует достоверные данные о том, что политика энергосбережения в Великобритании стала, в большей степени, распространенной по сравнению с началом последнего десятилетия. Достижение параметров, предъявляемых к новым строениям с 2016 г., потребует дальнейшего серьезного исследования в трех обозначенных в данной статье аспектах: выявление уровня соблюдения строительных норм и правил (СНиПов) в случае строительства нового жилья, изучение основных, базовых, проблем в реализации указанных требований к новым объектам жилой недвижимости, и определение возможных направлений решений выявленных проблем. Исследования английских ученых показывают, что к настоящему моменту в вышеуказанным требованиям с 0 % выбросов парникового газа энергоэффективности полностью соответствуют 376 вновь построенных жилых домов

[13]. Следует отметить, что большая часть домов. зарегистрированных как «зеленые», экологически чистые объекты, возведены в рамках государственно-частных пар-тнерств Великобритании.

Анализ ситуации в Великобритании показывает, что в ряде случаев имеется явное несоответствие характеристик жилой недвижимости требованиям указанных критериев и требованиям СНиПов в части энергоэффективности зданий. Данные исследования были проведены специальной Энергетической комиссией, созданной при Правительстве Великобритании в рамках государственного заказа. Так, было выявлено, что около 20 % объектов не соответствует критерию 1, в выборке из 82 домов, построенных в период с апреля 2006 г. по апрель 2012 г., практически у всех зданий отсутствует соответствие критерию 5 - не выполняются требования, предъявляемые к строительным материалам и несоответствие специальной обработки ограждающих конструкций в энергоэффективном аспекте [14]. Такие неутешительные результаты требуют решения и конкретных действий, в том числе и государственного регулирования указанной сферы в рамках реализации проектов ГЧП и участие государства в строительства новых объектов жилой недвижимости.

Среди возможных мер и решений следует отметить государственный контроль и контроль со стороны заинтересованных сторон, в том числе и общественных организаций, за соблюдением требований энергоэффективности строительных норм и правил, например, строительные организации-застройщики, проектные институты. Партнеры, реализующие проекты ГЧП, в первую очередь, должны обращаться внимание на экономию энергозатрат, обеспечивая энергетическую эффективность объектов на фоне более традиционных факторов оценки социально-экономической эффективности проектов ГЧП, таких как сметная стоимость строительства, качество строительных материалов, качество объемно-планировочного решения, безопасность объекта на всех стадиях возведения и эксплуатации [8].

Правительство Великобритании в рамках ГЧП стремится к повышению энергоэффективности объектов жилой недвижимости посредством ужесточе-ния строительных норм и правил. Тем не менее следует отметить, что недоработки в контексте уровня энергоэффективности связаны, в том числе, и с неэффективной работой и недоработками самого правительства, которое не учитывает ряд факторов, в том числе и широкий охват норм функционирующих СНиПов. Государству необходимо сконцентрироваться на гармонизации строительных норм и правил в направлении строительства безопасного для здоровья, доступного для граждан и комфортного жилья в рамках устойчивых и стабильных государственно-частных партнерств. Государственный контроль должен быть нацелен не только на обеспечение здоровой, безопасной и удобной среды обитания для человека, но и на повышение и энергоэффективности такой среды обитания.

Правительство Великобритании признает факт приоритета комфортности жилья над его энергоэффективностью, который может быть причиной отсутствия взаимопонимания по данному вопросу государства, застройщиков, и инвесторов. В достижении указанного взаимопонимания должно быть гармонизирована нормативно-правовая база и создано структурированное законодательство, отвечающее интересам государства, об-

щества и частного бизнеса. Кроме того, правительством в рамках проектов ГЧП должны быть созданы такие условия, которые учитывали требования энергоэффективности и энергобезопасности объектов, разработаны и присвоены сертификаты соответствия энергоэффективности.

Основные направления проектов в Италии - это проекты ГЧП по развитию железных дорог, строительство новых зданий с применением энергосберегающих технологий возведения и эксплуатации, строительство крупных спортивных сооружений, газораспределительных сетей. В странах ЕС подчеркивается, что в условиях финансово-экономического кризиса механизм ГЧП может дать значительные выгоды партнерам, государству и обществу в целом, поскольку, к примеру, Банк Италии в течение 20042014 гг. финансировал инвестиционные проекты ГЧП по строительству инфраструктурных объектов по 1,4 %, в то время, как иные инвестиционные проекты финансировались на уровне 1,5 % и выше. Как показывает официальные статистические данные, в период с 2009 по 2011 гг. наблюдался серьезный рост процентной ставки с 2,7 % до 4,3 % [10].

Развернувшийся финансово-экономический кризис привел к тому, что частный капитал стал не готов предоставлять заемные средства, и соответ-ственно, к росту цены заемного капитала. Несмотря на нестабильную экономическую ситуации необходимо решать проблемы общества и отдельных домохозяйств, связанные в том числе со строительством доступного жилья, школ, детских садов, больниц и иных социальных объектов [14].

Новый национальный план развития Италии (утвержденный в 2008 г. законом № 133) в качестве одного из приоритетов ставит развитие модели государственно-частного партнерства в сфере строительства социального жилья. При этом цель государства заключается в софинансиро-вании возведения жилья для малоимущих, в частности, предоставление жилья для внутренних мигрантов. Энергоэффективность инвестиционных проектов ГЧП в контексте строительства доступного жилья является одним из основных критериев эффективности функционирования ГЧП. В частности, до 2020 г. должно быть снижено потребление первичной электроэнергии на 20 % и переход к низкоуглеродной экономики Италии к 2050 г. [14].

Тема энергоэффективности проектов ГЧП в большинстве случаев ассо-циируется со строительной отраслью, поскольку 40 % всей генерируемой энергии потребляется в мегаполисах и крупных городах. Текущая национальная энергетическая политика Италии в рамках решения проблемы повышения энергоэффективности определяет ряд мер, таких как: выделение специальных климатически зон, в которых осуществляется ограничение подачи тепловой и электрической энергии, предъявление серьезных технических требований энергосбережения в отношении новых и отремонтированных зданий, осуществление специальной маркировки и предоставление налоговых вычетов; реализация инновационных проектов энергосбережения, в частности, в строительном секторе, направленных на сокращение тепловых потерь и оптимизации естественного освещения.

На основе проведенного сравнительного анализа опы-

та повышения энергоэффективности в различных странах, авторами исследования формулируется основная гипотеза данного исследования, которая заключается в том, что в рамках реализации механизма ГЧП для частного бизнеса требуется эффективные инвестиционных проекты строительства социального жилья, характеризующиеся в том числе и повышением энергоэффективности применяемых технологий. Это привело к тому, в последнее время значительно увеличилось количество научных исследований, посвященных данной проблематике. Часть этих исследований направлена на оценку экономической и финансовой целесообразности мер по повышению энергоэффективности зданий, что, в свою очередь, может существенно повлиять на рыночную стоимость или арендные плату такой недвижимости. Как показываются исследования, проведенные в странах ЕС, существуют различные подходы к оценке энергоэффективности, которые дает противоречивые результаты анализа [10].

Оценка энергоэффективности чисто с финансовой точки зрения, как правило, не учитывает влияние таких внешних факторов, как воздействие окружающей среды, специфику климата и т.п., а учитывают чистую приведенную стоимость проекта, срок окупаемости затрат, внутреннюю норму доходности. Однако анализ чувствительности таких проектов показал, что показатели эффективности существенно меняются в сторону ухудшения при незначительных изменениях входных параметров. Исследования также показали, что экономии энергии может быть недостаточно для того, чтобы оправдать значительные дополнительные инвестиционные затраты, полагая, что капитальные вложения могут быть произведены за счет привлечения долгосрочных ипотечных ресурсов. Несмотря на то, что исследования были проведены в различных климатических зонах стран ЕС, существует явная корреляционная зависимость между такими факторами, как высокие инвестиционные затраты и достижение желаемого уровня использования энергии, с одной стороны, и снижением уровня рентабельности проекта в целом, повышением энергоэффективности, экономии электроэнергии, и повышением цен на энергоносители, с другой.

Иными словами, можно сказать, что имеющийся тренд роста стоимости энергоснабжения повышает неопределенность и риск инновационных проектов ГЧП по энергосбережению [9]. К примеру, разрыв между ценами и арендными ставками на рынке недвижимости между энергоэффективными зданиями и обычными сооружениями в странах ЕС очевиден. Эта тема для западного рынка недвижимости не нова. Со второй половины восьмидесятых годов предпринимается попытка решить вопрос о том, как и в каком количестве рынок недвижимости учитывает уровень энергоэффективности технологий в ценах на жилье. Имеются также исследования, в которых оценивается использование энергосберегающих ламп по сравнению с обычными лампочками накаливания. Цифры свидетельствуют о том, что экономия составляет около 5,5 %, а экономия коммунальных платежей составляет около 7 % [14].

В рамках реализации энергоэффективных проектов ГЧП на Западе была разработана финансовая бизнес-модель, которая позволяет оценить уровень доходности ин-

вестиционных проектов в сравнении с социальной рентой и так называемой справедливой арендной платой, регулируемой государством. По данным муниципалитета г. Турина, сам город и его окрестности в 2013 г. насчитывали около 30 тыс. жилых домой социальной направленности, в которых арендные платежи составляют в среднем 1,47 ев-ро/м, в том время как средний уровень арендных платежей в обычных зданиях достигают 17,64 евро/м [13]. В Италии размер арендной платы определяется на основе соглашения с муниципалитетом, подписанным членами ассоциации, представляющей арендодателей и арендаторов. Величина арендных платежей зависит от таких характеристик жилой недвижимости, как местоположение, район, развитость инфраструктуры, наличие дополнительных услуг, площадь помещения, возраст здания, наличие ремонта, оборудования и мебели. В окрестностях Турина аренда жилого помещения по так называемому справедливому социальному договору может отличаться практически в 2 раза: от 30 евро/м до 60,5 евро/м. Арендная плата обычных, даже небольших квартир, может возрастать и достигать 90 евро/м.

Накопленный массив аналитических данных в рассматриваемой сфере экспертами признается явно недостаточным для получения четких и однозначных выводов взаимосвязи между энергоэффективностью здания и, к примеру, снижением стоимости энергоэффективных материалов и систем и повышением стоимости на энергоресурсы. Между тем, имеющиеся микрорайоны социального жилья, помимо реконструкции уже сложившейся застройки, в настоящее время требуют дополнительных капитальных вложений для частных меценатов. В противном случае, реконструкция и поддержание зданий в работоспособном состоянии потребует средств из общественных фондов. Следует отметить, что в Италии, как и в других странах ЕС государственное регулирование социальной жилищной политики является приоритетным направлением. Оно может проявляться в замене денежных взносов за проживание косвенными взносами, такими как налоговые льготы [11]. В рамках мероприятий развития аренды социального фонда, финансирование за счет привлечение

кредитных ресурсов является, скорее, второстепенной мерой по сравнению с такими мерами, как предоставление налоговых льгот строительным компаниям, размер налогов которых можно назвать достаточно низкими. В рамках модели ГЧП предполагается полное освобождение строительных компаний, возводящих социальное жилье, от налогового бремени при условии соблюдения в процессе строительства энергосберегающих технологий и материалов. Кроме того, в Милане и в Турине создана Специальная платежная система, которая позволит дальнейшее совершенствование энергосберегающей политики: чем выше объемы инвестиций и капитала ГЧП в энергоэффективность, тем ниже налоги и сборы в бюджет.

Выявление нерешенных ранее частей общей проблемы. Несмотря на широкий спектр научной и специальной литературы, посвященной решению проблемы повышения энергоэффективности и проектов и программ в сфере энергосбережения, остается нерешенной проблема реализации крупных рос-сийских инвестиционных проектов в рамках государственно-частных парт-нерств в части повышения энергоэффективности зданий и сооружений. Кроме того, в России отсутствует научный инструментарий оценки энергоэффективности капитального строительства в условиях ГЧП.

Формулировка целей статьи. Обозначить основные характеристики нового инновационно-энергоэффективного научного подхода к развитию научного инструментария, позволяющего оценить энергоэффективность стратегии развития регионального инвестиционно-строительного комплекса.

Изложение основного материала. Изучение мирового опыта в сфере энергоэффективности жилых зданий, а также применение таких широко из-вестных научных подходов, как интеграционный, межотраслевой, программно-целевой, кластерный и территориальный, базирующееся на инновационном фундаменте, дают возможность сформировать новый теоретический подход, который в данной статье определен как инновационно-энергоэффективный (см. рис.).

Государственно-частное партнерство в инвестиционно-строительной сфере

Повышение энергоэффективности капитального строительства

Рисунок. Теоретический инновационно-энергоэффективный подход к реализации инвестиционных проектов государственно-частного партнерства в инвестиционно-строительной сфере

На основании разработанного методического подхода авторами оценена эффективность корпоративной стратегии инвестиционно-строительной сферы Уральского региона. При этом использована сбалансированная система показателей (Balanced Score card, BSC) [4]. Указанная корпоративная стратегия включается в себя формулировку и описание отдельных аспектов энергоэффективного подхода. Сбалансированная система показателей была разработана в 90- гг. ХХ в. Гарвардской школой экономики [4]. Основная цель данной методики - выявление новых возможностей повышения эффективности управления ком-панией. Основной тезис базируется на том, что управление компанией на основе только финансовой отчетности не предоставляет необходимого и достаточного объема информации в целях принятия рациональных управленческих решений.

На базе полученных данных была разработана новая система контроля эффективности и выполнения стратегических целей компании [1], которая приводит показатели эффективности компании в соответствие с текущей экономической ситуацией. На сегодняшний день. метод управления BSC применяется в мировой практике, в основном, крупными интегрированными компаниями и интеграционными образованиями, такими, как государственно-частные партнерства (ГЧП) [6].

В современных условиях финансово-экономической нестабильности иерархическое выстраивание стратегий всех участников партнерства и формирование единой корпоративной стратегии ГЧП является одним из основных факторов эффективности реализации проектов ГЧП и повышения эффективности ее деятельности [2, 3]. Под эффективностью в данной работе необходимо понимается отношение результатов деятельности ГЧП (чистой прибыли) по реализованному инвестиционному проекту к соответствующим затратам по данному проекту [2]. Формирование системы сбалансированных показателей корпоративной структуры ГЧП заключается в выполнении следующих шагов [1, 4]: 1. Неформальное определение целей реализации проектов ГЧП. 2. Определение набора показателей. 3. Определение факторов успеха. 4. Балансирование показателей и факторов.

1-й шаг. Неформальное определение цели реализации проектов государственно-частного партнерства в инвестиционно-строительной сфере (strategic goal) - SG.

2-й шаг. Определение набора показателей (indicators) - I. Пусть (I.) - множество групп показателей успешности достижения поставленной цели проекта ГЧП. В классической сбалансированной системе показателей Гарвардской школы группы показателей успешности [1, 3]: I1 = (экономические показатели). I2 = (показатели взаимоотношений

с клиентами). I3 = (показатели внутренних бизнес-процессов). I4 = (показатели инновационного развития, обучения).

В данной работе указанный набор показателей авторами статьи модифицируется и приводится к следующему множеству показателей: It = (технико-экономические показатели, соответствующие информационной фазе развития ГЧП). I2 = (показатели взаимоотношений ГЧП с внешним окружением, включая и государство [5]). I3 = (показатели управления ГЧП). I4 = (показатели уровня инновационного развития партнерства, инновационно-инвестиционных проектов ГЧП, показатели энергоэффективности капитального строительства).

3-й шаг. Определение факторов успеха. В целях построения системы BSC определяется перечень факторов успеха (success factors - SF.), т.е. набор функций, определяющий возможность достижения неформально определенной цели реализации проектов государственно-частного партнерства SG. Любой фактор успеха SF. должен принадлежать единственной группе показателей SG.. Для каждого фактора успеха SF. задается шкала экспертных оценок. В данном исследовании было принято, что все факторы успеха SF. обладают единой универсальной шкалой в интервале [0, .„1]. В целях оценки эффективности деятельности и успешности перехода ГЧП к информационной фазе развития вводятся следующие факторы успеха: SF1 = (повышение инвестиционной привлекательности ГЧП), SF. принадлежит I1.SF2 = (прирост объема строительно-монтажных работ (СМР) ДСМР), SF2 принадлежит I1. SF3 = (прирост чистой прибыли ДЧП), SF3 принадлежит I1.SF4 = (прирост производительности труда ДПТ), SF4 принадлежит I1.SF5 = (прирост энергоэффективности капитального строительства в рамках ГЧП ДЭЭ), SF5 принадлежит I2. SF6 = (прирост имиджа ГЧП ДИ), SF6 принадлежит I3.SF7 = (прирост эффективности управления ДУ), SF7 принадлежит I3. SF8 = (прирост информационных технологий ДИТ), SF7 принадлежит I3. SF9 = (прирост уровня профессиональной подготовки управленческого персонала ДУУП), SF9 принадлежит I4. SF10 = (прирост управляемости информационными потоками ДИП), SF10 принадлежит I4. SF11 = (прирост инновационного уровня проектов ГЧП, ДИ), SF11 принадлежит I4.SF12 = (прирост уровня анализа информации и прогнозирования ДАП), SF12 принадлежит I4.

4-й шаг. 1-й этап. Балансирование показателей и фак-

торов. На первом этапе определяется относительный вес показателей и факторов, т.е. происходит «балансирование» системы показателей, определение приоритетности показателей и факторов, получение соответствующих весов в системе. В целях балансирования системы существуют различные способы. В данной работе авторами предлагается метод экспертных оценок. Экспертная группа на основании имеющейся информации или дополнительных исследований проводит анализ внешней и внутренней среды реализации проектов ГЧП. Затем экспертной группой осуществляется ранжирование наиболее важных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на эффективность управления государственно-частным партнерством. Далее осуществляется оценка согласованности экспертного мнения по широко известным методикам (определение вариации, коэффициента конкордации Кендалла [3].

4-й шаг. 2-й этап. Применение системы сбалансированных показателей. На 2-ом этапе данного шага требуется изучение так называемого «улучшения» (b), которое будет оцениваться в системе BSC. При этом также используется метод экспертных оценок. С этой целью экспертной группе следует оценить возможное влияние факторов успеха на предполагаемое улучшение b. В соответствии с введенной шкалой экспертных оценок эксперт должен определить значение SFb., определяющее влияние вводимого фактора SF. на улучшение. Учитывая полученные значения SFb., а также определенные ранее экспертной группой значения весов факторов и показателей, определяется общее влияние данного улучшения на состояние системы в целом, т.е. определить значение целевой функции эффективности Э по следующей формуле: n

Э = Z SF. SFb. - max. (1)

i = 1 ' '

Полученные расчеты сведены в табл. 1. Учитывая полученные значения SFb., а также определенные ранее значения весов факторов и показателей, необходимо определить общее влияние данного улучшения на состояние системы ГЧП:

Э = 0,66SF1 + 0,63SF2 + 0,64SF3 + 0,69SF4 + 0,66SF5 + 0,68SF6 + 0,52SF7 - max

Если степень проявленности каждого фактора SF. максимальна и равна 1, то Э = 4,48.

г ' max

Таблица 1

Результаты расчета показателей успеха при повышении энергоэффективности инвестиционных проектов ГЧП

Номер эксперта Наименование показателей успеха

SF, SF2 SF3 SF4 SF5 SF6 SF7

SFb. 0,73 0,69 0,78 0,87 0,91 0,88 0,76

SF. 0,90 0,91 0,82 0,79 0,73 0,77 0,68

SFb. SR 0,66 0,63 0,64 0,69 0,66 0,68 0,52

Полученный показатель Этах является ориентиром для дальнейшей работы экспертной группы по повышению эффективности работы и корпоративного управления инвестиционно-строительного комплекса как Свердловской

области, так и других регионов Российской Федерации в условиях финансово-экономической нестабильности.

В целях решения задачи обеспечения энергоэффективного и устойчивого развития ГЧП необходимо построение

системы управления, адекватной сложному, иерархическому и многоцелевому характеру самой структуры. Эффективность реализации ее деловой политики во многом определяется благодаря достижению оптимальной, научно обоснованной структуры управления с распределенными полномочиями, достаточно децентрализованной, чтобы обеспечить переработку огромных потоков информации.

Следует отметить, что государство, как партнер и со-инвестор строительства «зеленых» домов [10], определило ряд критериев энергоэффективности объектов жилой недвижимости: критерий 1 - достижение целевого показателя С02, который показывает объем выбросов парникового газа, который не должен превышать допустимых объемов (начиная с 2016 г. - нулевые объемы); критерий 2

- введенные ограничения на гибкость строительных конструкций. Данный критерий определяет минимальный уровень цен на жилье, на который влияет такой аспект, как особенности планировочного решений; критерий 3

- определяет уровень теплоизоляции строительных ограждающий конструкций, перекрытий и покрытия; критерий 4 - ограничение воздействие агрессивных солнечных лучей в весенне-летний период. Он накладывает ограничение на количество тепловой энергии, получаемой от солнца, уже на стадии проектирования нового дома; критерий 5 - ограничение на применение строительных ма-те-риалов, на затраты при врезке в сети, и на эксплуатационные расходы. Таким образом, достигаются требования, характеризуемые критерием 1; критерий 6 - инструкции и требования, связанные с эксплуатацией и обслуживанием жилого дома. Данный критерий отражает санитарно-эпидемиологические требования к строительному объекту и его использованию.

Со стороны государственных органов власти должны соблюдаться сле-дующие правила: 1) должны быть предоставлены государственная поддержка и государственные гарантии соблюдения всех требований и стандартов; 2) строительные организации-застройщики должны гарантировать соблюдение требований по повышению энергетической безопасности и эффективности [6]; 3) все участники государственно-частного партнерства должны выработать необходимые гибкие связи формализованной коммуникации и взаимодействия в целях повышения эффективности управления инвестиционными проектами ГЧП для достижения показателей их энергоэффективности; 4) необходимо выбирать наиболее эффективные системы управления ГЧП, учитывающие требования повышения энергоэффективности объектов [19].

Выводы из данного исследования и перспективы. В заключении необходимо отметить, что разработка европейской теории действия энергоэффективных норм-стимулов и норм-стандартов повлекло интенсификацию развития российского специального законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в области предоставления энергосервисных услуг, которые являются важным компонентом реализации Государственной энергетической стратегии России. Государственное регулирование в среднесрочной перспективе в сфере энергоэффективности будет обеспечиваться, в том числе, путем реализации государственных

целевых программ в условиях ГЧП [16]. Решение проблемы повышения энергоэффективности жилых зданий, в частности, и капитального строительства в целом является одной из первостепенных задач российской государственной энергетической политики.

Список литературы:

1. Гаделия Д.Г. Оценка эффективности принятия решения в стратегическом планировании на основе сбалансированной системы показателей (Balanced score card, BSC) //Межвузовский сборник научных трудов: Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции. В. 7.,: Спб, 2007. С. 93 - 99.

2. Городнова Н.В., Хайкин В.З. Оценка эффективности принятии решений при разработке корпоративной стратегии на основе использования сбалансированной системы показателей. Экономика строительства. 2009. № 2 (575). С. 33-44.

3. Городнова Н.В., Хайкин В.З. Оценка эффективности корпоративной стратегии на базе сбалансированной системы показателей. Вестник УМО: экономика, статистика и информатика. 2009. № 1,2. С. 22-28.

4. Корпоративное управление / Пер. с англ. А. Куницы-на. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 222 с. (серия «Классика Harvard Business Review»).

5. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография /А.И. Балашов, Н.С. Бирюкова, А.К. Васильев, Н.В. Городнова и др. / Под общ. ред. С.С Чернова. Книга 5. Новосибирск: ЦРНС Изд-во «СИБПРИНТ», 2009. 416 с.

6. Шаблова Е.Г., Городнова Н.В., Березин А.Э. Развитие экономико-правовых основ института государственно-частного партнерства в России // International Scientific and Practical Conference "WORLD SCIENCE" (Scientific and Practical Results in 2015. Prospects for Their Development (December 23 - 24, 2015, Abu-Dhabi, UAE)»). - 2016. - 1(5), Vol.1. - pp. 23-25.

7. Шаблова Е.Г., Городнова Н.В., Березин А.Э. Энергосервисные договоры: российская практика. В сборнике: Электротехника. Электротехнология. Энергетика (сборник научных трудов VII международной научной конференции молодых ученых). Новосибирский государственный технический университет; Межвузовский центр содействия научной и инновационной деятельности студентов и молодых ученых Новосибирской области. Новосибирск, 2015. С. 131-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Аронсон К.Э., Брезгин В.И., Бродов Ю.М. и др.. Разработка требований по обоснованию безопасности продукции энергетического машиностроения // Надежность и безопасность энергетики. 2015. № 3 (30). C. 12-24.

9. Березин А.Э., Городнова Н.В. Технико-экономическое обоснование энергоффективности инвестиционных проектов государственно-частного партнерства // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe / Warsaw, Poland. EKONOMIA. 2016. № 6. С. 32-39.

10. Городнова Н.В. Повышение энергоэффективности проектов развития территорий // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 5. С. 31-45. 9

Левчаев П.А. Финансовое сопровождение целевых про-

грамм энергосбережения и формирование энергоэффективной экономики регионов России // Финансы и кредит. 2013. № 29. С. 14-18.

11. Шаблова Е.Г., Городнова Н.В., Березин А.Э. Развитие модели государственно-частного партнерства: управление и правовое регулирование в рамках БРИКС. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw, Poland. EKONOMIA. 2015. № 3. С. 26-30.

12. Ded.cated Pubhc-Private Partnersh.p Umts. A Survey of Institutional and Governance Structures. OECD. Paris. 2010. URL : www.oecd.org/publishing. (дата обращения 22.04.16).

13. S. Cop.ello. Ach.evmg affordable hous.ng through energy effic.ency strategy. Energy PoHcy. 2015. no 85. PP. 288298.

14. Garmston H, Pann W. Bmldmg regulations m energy effic.ency: Compl.ance m England and Wales. Energy PoHcy. 2012. no 45. PP. 594-605.

МОДЕЛЬ KОМПЛЕKСНОï ОЦШМ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТ1 СИСТЕМИ УПРАВЛ1ННЯ ЯЮСТЮ ПРОДУЩП ПРОМИСЛОВОГО П1ДПРИ6МСТВА

ЗАЛ1ЗНИЧНОГО ТРАНСПОРТУ

Гришко Ольга Анатолйвна

асnipант кафедpи економти Хаpкiвський нацюнальний yнiвеpситет бyдiвництва та аpхiтектypи

MODEL OF COMPLEX EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF QUALITY OF PRODUCTS MANAGEMENTS SYSTEM OF INDUSTRIAL ENTERPRISE OF RAILWAY TRANSPORT

Hryshko O.A., graduate student of Economics Department, Kharkov National University of Construction and Architecture

АНОТАЦ1Я

Щедметом до^дження e теоpетико-методичнi засади оцшки pезyльтативностi системи ynpавлiння ятстю npо-дyкцiÏ npомислового тд^шмства залiзничного тpансnоpтy.

У статтi pозpоблено та обfpyнтовано автоpський niдхiд до оцшки pезyльтативностi системи ynpавлiння ятстю npодyкцiÏ npомислового тд^шмства залiзничного тpансnоpтy. Даний niдхiд являe комтекс взаeмоnов'язаних еко-номто-математичних моделей i методiв, що niдвищyють адекватшсть npийняття ynpавлiнських piшень в областi якостi

Наyкова новизна nолягаe y визначент теоpетичних тложень та npактичних pекомендацiй щодо за^овадження на npомислових тд^шмствах залiзничного тpансnоpтy комnлексноÏ оцшки pезyльтативностi системи ynpавлiння ят-стю, що fpyнтyeться на вимогах стандаpтiв ISO Я001, ISO 14001, IRIS, сnpямованоÏ на забезтчення дотpимання балансу iнтеpесiв бiзнесy, людей i сyсniльства.

Oтpиманipезyльтати до^дження e niдfpyнтям для в^шення npактичних npоблем щодо в^овадження та вдоско-налення систем ynpавлiнняятстю на npомислових тд^шмствах залiзничного тpансnоpтy.

ABSTRACT

The subject of the research is the theoretical and methodological foundations for evaluating the effectiveness of the quality management system of the output of the railway transport industrial enterprise

This article was developed and grounded the author's approach to assessing the effectiveness of quality of products management system of industrial enterprise of railway transport. This approach is a set of interrelated economic and mathematical models and methods that increase the adequacy scientifically reasonable approach of management decisions quality.

Scientific novelty consists in determining the theoretical positions and practical recommendations on the implementation at the industrial enterprises of railway transport comprehensive evaluation of effectiveness of quality management system based on ISO Я001, ISO 14001, IRIS, aimed at ensuring the balance of interests of business, people and society.

The obtained results of the research are the foundation for the solving practical problems the implementation and improvement of quality management systems at the industrial enterprises of railway transport.

Ключовi слова: pезyльтативнiсть, ефектившсть, ynpавлiння ятстю, npомислове тд^шмство залiзничного тpанс-nоpтy, модель ynpавлiння ятстю npодyкцiÏ, метод нечтmÏ логки, iмiтацiйна модель, системний niдхiд

Keywords: effectiveness, efficiency, quality management, industrial enterprise of railway transport, quality management model, the method of fuzzy logic, simulation model, system approach.

Постановка проблеми. Промисловi тдприемства залiзничного транспорту займають важливе м^це в залiз-ничнш галузi i економщ Украши. Змши, пов'язаш iз ре-формуванням залiзничноï галуз^ водночас як ^тотно розширили можливосл розвитку названих тдприемств, так i обумовили загострення цшого ряду проблем органь зацiйного-економiчного, управлшського i сощального зм^ту. До таких слвд ввднести, в чист шших, i проблеми управлшня яюстю продукцп промислового тдприемства

залiзничного транспорту.

Одшею з проблем в управлшш яюстю продукцп промислового тдприемства залiзничного транспорту е оць нювання можливостей щодо полшшування та визначен-ня потреб у змшах системи управлшня яюстю продукцп, зокрема в полггищ та цшях у сферi якосл. Це пов'язано iз неоднозначним розумшням сутносп та структури системи управлшня яюстю, методiв тдвищення ефективност й результативносл ïï функцюнування, особливостей за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.