Section 5. Economics, organization and management of enterprises, branches, complexes
Berezin Andrey Eduardovich, PhD student, E-mail: [email protected] Gorodnova Natalia Vasilievna, doctor of economic sciences, associate professor, E-mail: n. [email protected] Oganian David Rubikovich, PhD student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin
Ekaterinburg, Russia E-mail: d. [email protected]
The construction of energy efficient objects in the terms of public-private partnerships
Abstract: As international experience shows, public-private partnerships (PPPs) are the most effective form of realization of projects of construction of energy-efficient facilities. This article analyzes the experience of countries of the European Union on the example of the UK, Germany and Italy, obtained during the construction of residential buildings and social housing, with the participation of the state, the comparative analysis of requirements to the energy efficiency standards indicated in the EU and the Russian practice.
Keyworld: public-private partnerships, investment projects, efficiency, energy efficiency, greenhouse gas, social housing.
Березин Андрей Эдуардович, аспирант, E-mail: [email protected] Городнова Наталья Васильевна, д-р экон. наук, доцент E-mail: n. [email protected] Оганян Давид Рубикович, соискатель Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
г. Екатеринбург, Россия E-mail: d. [email protected]
Возведение энергоэффективных объектов в условиях государственно-частных партнерств
Аннотация: Как показывает мировой опыт, государственно-частные партнерства (ГЧП) являются наиболее эффективной формой реализации проектов возведения энергоэффективных объектов. В данной статье анализируется опыт стран Европейского союза на примере Великобритании, Германии и Италии, полученный при возведении жилых зданий и социального жилья при участии государства, приводится сопоставительный анализ требований к стандартам энергосбережения обозначенных стран ЕС и российской практики.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, проекты, эффективность, энергоэффективность, парниковый газ, социальное жилье.
Проблема энергоэффективности как вновь вводимых в эксплуатацию, так и веденных ранее объектов является на сегодняшний день одной из наиболее острых. Поиск государствами различных стран путей и эффективных мер, направленных на ресурсо-и энергосбережение при реализации приоритетных национальных проектов, а также при возведении строительных объектов требует нахождения эффективных форм взаимодействия государства и частного бизнеса. Государственно-частное партнерство (ГЧП) относится к тем формам объединения возможностей государства и частного бизнеса, цель которого обеспечение притока капитала в строительство, ремонт, управление и развитие инфраструктурных социальных проектов, в том числе, и энергоэффективных [1].
Анализ зарубежного опыта реализации проектов показал, что практически во всех государствах, использующих механизмы партнерства. Наибольшее число проектов партнерства осуществляется в энергетической отрасли [3]. Кроме того, исследования показывают, что за рубежом предъявляются очень серьезные требования к уровню энергоэффективности проектов ГЧП [6; 7; 8]. В частности, опыт Германии показывает, что до недавнего времени считалось, что реализации энергоэффективных проектов с участием государства наиболее выгодно в форме государственного заказа [6]. Однако, в целях поддержки развития партнерств в Германии было разработано и принято федеральное законодательство, которые позволило развить сеть договорных отношений и повысить эффективность взаимодействия партнеров при строительстве энергоэффективных инфраструктурных объектов.
В рамках развития федерального законодательства Германии, связанного с развитием института ГЧП, правительством была предусмотрена программа содействия компаниям среднего бизнеса [2]. При правительстве страны была создана рабочая группа в целях изучения возможностей дальнейшего упрощения правовой основы, включая вопросы налогового, инвестиционного и спонсорского права. Институциональные полномочия в деятельности ГЧП Германии на федеральном уровне были распределены между Федеральным Министерством финансов, Министерством финансов и Partnerschaften Deutschland (Партнерством Германии). При этом Федеральное Министерство финансов отвечает за координацию деятельности государственно-частного партнерства в рамках Федерального правительства [6].
В целях оценок эффективности реализации инвестиционных проектов ГЧП в Германии разработано
и принято к действию Руководство для анализа эффективности проектов ГЧП, реализующие строительные и инфраструктурные проекты. При этом для каждой конкретной отрасли вводятся определенные стандарты, даются четкие методические рекомендации для работы экспертных групп, оценивающих эффективность того или иного инфраструктурного проекта [6].
В течение двух последних десятилетий модель ГЧП довольно активно развивается. Примером тому являются реализованные инфраструктурные проекты в Великобритании, Испании, Франции, Германии, Италии, Португалии [6], которые составляют около 90% всего валового продукта Европейского союза.
Во многих странах здания и сооружения в целом представляют собой основный источник потребления энергии к общему его объему, который можно оценить, как один к двум по сравнению с другими потребителями [7]. Поэтому повышение энергоэффективности зданий — является одной из первостепенных задач энергетической политики в региональном, национальном и международном аспектах. При этом одной из наиболее экономически эффективных и выгодных мер связано с сокращением выбросов углеродного газа С02 К примеру, в Великобритании строения занимают около 40% от общего потребления энергии, при этом выбрасывая в атмосферу до 50% углеродного газа [7]. В этой связи правительством Великобритании поставлена стратегическая цель: к 2050 г. снизить выбросы газа в окружающую среду до 80% к уровню 1990 г., а с 2016 г. ввести стандарт на предельно допустимый объем выбросов для вновь построенных зданий на уровне 0%. Указанные цели являются сложно достижимыми, по сравнению со средними стандартами по странам Евросоюза: к 2020 г. сокращение выбросов парникового газа на 20%, повышение энергоэффективности на 20%, и достижение 20% доли возобновляемых источников энергии [7].
Для достижения указанной цели в Великобритании были пересмотрены строительные нормы правила в отношении энергоэффективности в 2002 г., 2006 г., и в 2010 гг. в целях ужесточения требований стандартов энергоэффективности для зданий. Однако, несмотря на все более строгие требования энергетических стандартов, на практике наблюдается несоблюдение этих требований, очень медленно увеличивается количество зданий, которые регистрируются в государственных реестрах, как энергоэффективные здания [7].
Тем не менее, существует достоверные данные о том, что политика энергосбережения в Великобритании стала, в большей степени, распространенной по сравнению с началом последнего десятилетия. Достижение параметров, предъявляемых к новым строениям с 2016 г., потребует дальнейшего серьезного исследования в трех обозначенных в данной статье аспектах: выявление уровня соблюдения строительных норм и правил (СНиПов) в случае строительства нового жилья, изучение основных, базовых, проблем в реализации указанных требований к новым объектам жилой недвижимости, и определение возможных направлений решений выявленных проблем. Исследования английских ученых показывают, что к настоящему моменту в вышеуказанным требованиям с 0% выбросов парникового газа энергоэффективности полностью соответствуют 376 вновь построенных жилых домов [7]. Следует отметить, что большая часть домов. зарегистрированных как «зеленые», экологически чистые объекты, возведены в рамках государственно-частных партнерств Великобритании [4].
Анализ ситуации в Великобритании показывает, что в ряде случаев имеется явное несоответствие характеристик жилой недвижимости требованиям указанных критериев и требованиям СНиПов в части энергоэффективности зданий. Данные исследования были проведены специальной Энергетической комиссией, созданной при Правительстве Великобритании в рамках государственного заказа. Так, было выявлено, что около 20% объектов не соответствует критерию 1, в выборке из 82 домов, построенных в период с апреля 2006 г. по апрель 2012 г., практически у всех зданий отсутствует соответствие критерию 5 — не выполняются требования, предъявляемые к строительным материалам и несоответствие специальной обработки ограждающих конструкций в энергоэффективном аспекте [8]. Среди возможных мер и решений следует отметить государственный контроль и контроль со стороны заинтересованных сторон, в том числе и общественных организаций, за соблюдением требований энергоэффективности строительных норм и правил, например, строительные организации-застройщики, проектные институты. Партнеры, реализующие проекты ГЧП должны обращаться внимание на экономию энергозатрат, обеспечивая энергетическую эффективность объектов на фоне оценки экономической эффективности проектов ГЧП, таких как сметная стоимость строительства, качество строительных материалов,
качество объемно-планировочного решения, безопасность объекта на всех стадиях возведения и эксплуатации [4]. Со стороны государственным органов власти должны соблюдаться следующие правила:
1) должны быть предоставлены государственная поддержка и государственные гарантии соблюдения всех требований и стандартов;
2) строительные организации-застройщики должны гарантировать соблюдение требований по повышению энергетической безопасности и эффективности;
3) все участники государственно-частного партнерства должны выработать необходимые гибкие связи формализованной коммуникации и взаимодействия в целях повышения эффективности управления инвестиционными проектами ГЧП в целях повышения и их энергоэффективности;
4) необходимо выбирать наиболее эффективные системы управления ГЧП, учитывающие требования повышения энергоэффективности объектов [8].
Правительство Великобритании в рамках ГЧП стремится к повышению энергоэффективности объектов жилой недвижимости посредством ужесточения строительных норм и правил. Тем не менее следует отметить, что недоработки в контексте уровня энергоэффективности связаны, в том числе, и с неэффективной работой и недоработками самого правительства, которое не учитывает ряд факторов, в том числе и широкий охват норм функционирующих СНиПов. Государству необходимо сконцентрироваться на гармонизации строительных норм и правил в направлении строительства безопасного для здоровья, доступного для граждан и комфортного жилья в рамках устойчивых и стабильных государственно-частных партнерств. Государственный контроль должен быть нацелен не только на обеспечение здоровой, безопасной и удобной среды обитания для человека, но и на повышение и энергоэффективности такой среды обитания [3].
Правительство Великобритании признает факт приоритета комфортности жилья над его энергоэффективностью, который может быть причиной отсутствия взаимопонимания по данному вопросу государства, застройщиков, и инвесторов.
Основные направления проектов, к примеру, в Италии — это проекты ГЧП по развитию железных дорог, строительство новых зданий с применением энергосберегающих технологий возведения и эксплуатации, строительство крупных спортивных сооружений, газораспределительных сетей. В странах
ЕС подчеркивается, что в условиях финансово-экономического кризиса механизм ГЧП может дать значительные выгоды партнерам, государству и обществу в целом, поскольку, к примеру, Банк Италии в течение 2004-2014 гг. финансировал инвестиционные проекты ГЧП по строительству инфраструктурных объектов по 1,4%, в то время, как иные инвестиционные проекты финансировались на уровне 1,5% и выше. Как показывает официальные статистические данные [6], в период с 2009 по 2011 гг. наблюдался серьезный рост процентной ставки с 2,7% до 4,3% [6].
Новый национальный план развития Италии [8] в качестве одного из приоритетов ставит развитие модели ГЧП в сфере строительства социального жилья. При этом цель государства заключается в со-финансировании возведения жилья для малоимущих, в частности, предоставление жилья для внутренних мигрантов.
Энергоэффективность инвестиционных проектов ГЧП в контексте строительства доступного жилья является одним из основных критериев эффективности функционирования ГЧП. В частности, до 2020 г. должно быть снижено потребление первичной электроэнергии на 20% и переход к низкоуглеродной экономики Италии к 2050 г. [7].
Тема энергоэффективности проектов ГЧП в большинстве случаев ассоциируется со строительной отраслью, поскольку 40% всей генерируемой энергии потребляется в мегаполисах и крупных городах. Текущая национальная энергетическая политика Италии в рамках решения проблемы повышения энергоэффективности определяет ряд мер, таких как: выделение специальных климатически зон, в которых осуществляется ограничение подачи тепловой и электрической энергии, предъявление серьезных технических требований энергосбережения в отношении новых и отремонтированных зданий, осуществление специальной маркировки и предоставление налоговых вычетов; реализация инновационных проектов энергосбережения, в частности, в строительном секторе, направленных на сокращение тепловых потерь и оптимизации естественного освещения.
Исследования показали, что экономии энергии может быть недостаточно для того, чтобы оправдать значительные дополнительные инвестиционные затраты, полагая, что капитальные вложения могут быть произведены за счет привлечения долгосрочных ипотечных ресурсов [6]. Несмотря на то, что исследования были проведены в различных климатических зонах стран ЕС, существует явная корреляционная
зависимость между такими факторами, как высокие инвестиционные затраты и достижение желаемого уровня использования энергии, с одной стороны, и снижением уровня рентабельности проекта в целом, повышением энергоэффективности, экономии электроэнергии, и повышением цен на энергоносители, с другой.
Другими словами, можно сказать, что имеющийся тренд роста стоимости энергоснабжения повышает неопределенность и риск инновационных проектов ГЧП по энергосбережению [3]. К примеру, разрыв между ценами и арендными ставками на рынке недвижимости между энергоэффективными зданиями и обычными сооружениями в странах ЕС очевиден. Эта тема для западного рынка недвижимости не нова. Со второй половины восьмидесятых годов предпринимается попытка решить вопрос о том, как и в каком количестве рынок недвижимости учитывает уровень энергоэффективности технологий в ценах на жилье. Имеются также исследования, в которых оценивается использование энергосберегающих ламп по сравнению с обычными лампочками накаливания. Цифры свидетельствуют о том, что экономия составляет около 5,5%, а экономия коммунальных платежей составляет около 7% [8].
По данным муниципалитета г. Турина, сам город и его окрестности в 2013 г. насчитывали около 30 тыс. жилых домой социальной направленности, в которых арендные платежи составляют в среднем 1,47 евро/м, в том время как средний уровень арендных платежей в обычных зданиях достигают 17,64 евро/м [7]. В Италии размер арендной платы определяется на основе соглашения с муниципалитетом, подписанным членами ассоциации, представляющей арендодателей и арендаторов. Величина арендных платежей зависит от таких характеристик жилой недвижимости, как местоположение, район, развитость инфраструктуры, наличие дополнительных услуг, площадь помещения, возраст здания, наличие ремонта, оборудования и мебели. В окрестностях Турина аренда жилого помещения по так называемому справедливому социальному договору может отличаться практически в 2 раза: от 30 евро/м до 60,5 евро/м. Арендная плата обычных, даже небольших квартир, может возрастать и достигать 90 евро/м.
Благодаря энергоэффективности зданий арендные платежи могут быть существенно снижены, поскольку в таком случае достигается существенная экономия эксплуатационных затрат на фоне имеющихся у жильцов значительных социальных льгот.
Agro Cooperation and import substitution in the conditions of transformation economy
В заключении необходимо отметить, что в России государственное регулирование в среднесрочной перспективе в сфере энергоэффективности будет обеспечиваться, в том числе, путем реализации государственных целевых программ в условиях ГЧП. Для российского рынка энергосервисных услуг важным
является не метод воздействия на регулируемую область общественных отношений, а формирование условий и баланса интересов государства, частных лиц-партнеров и иных участников договорных обязательств в рамках реализации проектов ГЧП.
Список литературы:
1. Городнова, Н. В. Технико-экономическое обоснование энергоффективности инвестиционных проектов государственно-частного партнерства/Н. В. Городнова, А. Э. Березин//Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warsaw, Poland. EKONOMIA. - 2016. - № 6. - С. 32-39.
2. Голованов, Л. А. Градостроительные аспекты повышения энергоэффективности (на примере г. Хабаровск)/Л. А. Голованов, А. А. Ким//Новые идеи нового века. - 2014. - № 3. - С. 2-7.
3. Городнова, Н. В. Повышение энергоэффективности проектов развития территорий/Н. В. Городнова//Эко-номический анализ: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 31-45.
4. Гущина, Е. Г. Энергетическая эффективность российской экономики и «зеленые» инвестиции/Е. Г. Гущина, Н. Ю. Бадрак//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 35. - С. 44-50.
5. Шаблова, Е. Г. Развитие модели государственно-частного партнерства: управление и правовое регулирование в рамках БРИКС/Е. Г. Шаблова, Н. В. Городнова//Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw, Poland. EKONOMIA. - 2015. - № 3. - С. 26-30.
6. Dedicated Public-Private Partnership Units. A Survey of Institutional and Governance Structures. OECD. Paris. 2010. URL: www.oecd.org/publishing. (дата обращения 22.04.16).
7. Copiello S. Achieving affordable housing through energy efficiency strategy. Energy Policy. 2015. no 85. PP. 288-298.
8. Garmston H, Pann W. Building regulations in energy efficiency: Compliance in England and Wales. Energy Policy. 2012. no 45. P. 594-605.
Chupin Yuri, a graduate student Ural state agricultural University E-mail: [email protected]
Agro Cooperation and import substitution in the conditions of transformation economy
Abstract: This article deals with the problems of interaction of developing large-scale agricultural enterprises in the form of agricultural companies, agricultural holdings, financial and industrial groups to small and medium-sized rural entrepreneurs. Tendencies of development of agriculture suggest that in the foreseeable future, farms and private farms of the population can not be an alternative to large-scale collective agricultu. Keywords: agricultural policy, import, cooperation, agricultural products
Чупин Юрий Николаевич, аспирант Уральского государственного аграрного университета E-mail: [email protected]
Агрокооперация и импортозамещение в условиях трансформационной экономики
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия развивающихся крупных сельскохозяйственных предприятий в виде агрофирм, агрохолдингов и финансово-промышленных групп с мелкими и средними сельскими предпринимателями. Тенденции развития сельского хозяйства позволяют утверждать,