Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / КЛАСТЕР / ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березин А.Э.

В условиях финансово-экономической нестабильности и ограниченности возможностей российского бюджета возрастает актуальность решения проблем повышения эффективности управления компаниями. Одним из направлений решения данной проблемы является формирование государственно-частных партнерств (ГЧП). Статья посвящена отдельным аспектам повышения управляемости компании в рамках реализации инвестиционных проектов ГЧП. Сделан вывод о том, что гармонизация нормативно-правовой базы в целях развития института ГЧП позволит снизить рисковую компоненту участников партнерства, включая, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Березин А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

© Березин А.Э.1

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

В условиях финансово-экономической нестабильности и ограниченности возможностей российского бюджета возрастает актуальность решения проблем повышения эффективности управления компаниями. Одним из направлений решения данной проблемы является формирование государственно-частных партнерств (ГЧП). Статья посвящена отдельным аспектам повышения управляемости компании в рамках реализации инвестиционных проектов ГЧП. Сделан вывод о том, что гармонизация нормативно-правовой базы в целях развития института ГЧП позволит снизить рисковую компоненту участников партнерства, включая, государства.

Ключевые слова: государство, государственно-частное партнерство, интеграция, кластер, проект, инвестиции, управление, эффективность.

В настоящее время в условиях финансово-экономического кризиса, экономических санкций прости России, и направление отечественной экономической политики на импортозамещение, появляется большое количество проблем как в сфере управления российскими компаниями. При этом, по оценкам аналитиков уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях [6].

Как свидетельствует мировой опыт, наиболее эффективным механизмом, способным реализовывать инновационные проекты признается институт государственно-частного партнерства (ГЧП) [3]. В этих целях в западных странах создается специальное нормативно-правовое поле, регулирующее общие правовые, экономию -финансовые и технические вопросы в рамках реализации инвестиционных проектов ГЧП. Кроме того, законодательство гармонизируется и в сфере государственных закупок, налогообложения, различных сборов [5]. При этом до формирования юридической основы создания и управление ГЧП было возможно де-факто, это показывает наработанный опыт функционирования ГЧП для реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, в частности, по строительству дорог и иной инфраструктуры. В частности, опыт Германии показывает, что до недавнего времени считалось, что реализации инвестиционных проектов с

1 Аспирант кафедры «Правовое регулирование экономической деятельности».

участием государства наиболее выгодно в форме государственного заказа (государственных закупок) [5]. Однако в целях поддержки развития института государственно-частного партнерства в Германии было разработано и принято федеральное законодательство, которые позволили сформировать законодательную базу закон, разработать методики экспертных оценок эффективности реализации инвестиционных проектов ГЧП, а также развить сеть договорных отношений, позволяющую повысить эффективность взаимодействия партнеров при строительстве инфраструктурных объектов.

В рамках развития федерального законодательства Германии, связанного с развитием института ГЧП, правительством была предусмотрена программа содействия компаниям среднего бизнеса. При правительстве страны была создана рабочая группа в целях изучения возможностей дальнейшего упрощения правовой основы, включая вопросы налогового, инвестиционного и спонсорского права.В Германии разработано и принято к действию Руководство для анализа эффективности проектов ГЧП, реализующие инвестиционные проекты. При этом для каждой конкретной отрасли вводятся определенные стандарты, даются четкие методические рекомендации для работы экспертных групп, оценивающих эффективность того или иного инфраструктурного проекта. Накопленный профессионалами экспертный опыт в сфере строительства в государственном секторе является основой для оценки уровня инновационной компоненты проектов и практической значимости для народонаселения [3].

Решение экспертной группы о формировании конкретного государственно-частного партнерства учитывает наличие следующих факторов:

- наличие основополагающей, центральной консалтинговой услуги для государственного заказчика и для государства-участника государственно-частного партнерства;

- вовлеченность экспертов из частного бизнеса и общественного сектора в процесс указанного выше консалтингового процесса;

- необходимость обеспечения доступа к оценкам независимых экспертов в целях индивидуальных консультаций и получения достоверной информации об эффективности предназначенного для реализации инвестиционного инфраструктурного или строительного проекта ГЧП.

Ряд государств также создает свои собственные подразделения в рамках ГЧП в целях поддержки государственных организаций в сфере закупок. Тем не менее, опыт показывает, что такая организация работы экспертных групп характеризуется большой разнородностью требований и оценок, а также завышенные требования со стороны государства.

В процессе развития такого института, как государственно-частное партнерство (ГЧП), основой государственной политики на уровне региона и территориальных образований при реализации национальных проектов и

программ должен стать кластерный подход [4], который учитывает устойчивое партнерство государства и взаимосвязанных компаний и предоставляет государству инструментарий для эффективного взаимодействия с частным бизнесом [3].

Государство, при этом, чаще всего выступает инициатором в процессе формирования государственно--частных партнерств [6]. Однако инициатива о создании ГЧП может исходить и от частного бизнеса, а также возможен смешенный вариант, при котором идет встречная инициатива от обеих сторон. При этом можно выделить следующие факторы, способствующие формированию ГЧП: заинтересованность компаний в сотрудничестве, сложившиеся механизмы взаимодействия между предприятиями, инновационный уровень строительного производства и т.д.), а также готовность государства к взаимодействию с частным капиталом в условиях стабильного партнерства.

Процессы формирования и функционирования ГЧП на уровне региона приводят к стиранию четкого разделения на три вышеуказанные варианты, поскольку государство является одновременно и участником ГЧП, возникает некоторое «перетекание» инициативы. При этом возникает такая ситуация, что участники государственно-частного партнерства могут становятся участниками регионального промышленного кластера. И, наоборот, участники кластера, включая и государства, являются участниками инвестиционного проекта ГЧП.

Успех интеграционно-кластерной государственной политики будет зависеть от эффективности взаимодействия между основными участниками ГЧП и кластера (компаниями, государственными органами, инновационной среды, кредитно-финансовых учреждений и пр.) при условии активного использования государственного заказа (как инструментария оказания государственной поддержки кластеров [4]), а также развития инновационной сферы (вузы, консалтинговые компании), расширенного доступа к государственным НИОКР [3, 4], стимулирования интеграции государства и частного капитала как фактора повышения эффективности функционирования и управления [6].

При этом могут быть реализованы различные механизмы государственного участия:

1) размещенный государственный заказ, к примеру, на строительство доступного и комфортного жилья;

2) гарантированная государственная поддержка;

3) прямое государственное финансирование.

В условиях нестабильности экономики при отсутствии централизованного управления необходимо государственное участие и использование механизмов государственно-частного корпоративного партнерства, Необходимо также отметить, что за использованием государственных средств в рамках государственно-частного партнерства осуществляется жесткий государственный контроль.

В рамках реструктурирования экономики возможны такие формы государственно-частного партнерства как концессии, контракты, лизинг и совместные предприятия. В зависимости от фазы жизненного цикла национальной экономики область применения рассматриваемых механизмов изменяется, существенно сокращаясь в периоды роста и расширяясь в кризисные фазы развития.

После вступления с 01.01.2016 г. в силу закона ФЗ-224 «О государственно-частных партнерствах, о муниципально-частных партнерствах в Российской Федерации» [1] появилась возможность сотрудничества между государством в виде муниципальных образований и частным капиталом, в вопросах эксплуатации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (к примеру, нанотех-нологий), обеспечения эксплуатации зданий социального назначения (школ, детских садов, больниц, административных, спортивных сооружений, строительства и реконструкции социального жилищного фонда.

В рамках реструктурирования экономики возможны такие формы государственно-частного партнерства как концессии, контракты, лизинг и совместные предприятия. В зависимости от фазы жизненного цикла национальной экономики область применения рассматриваемых механизмов изменяется, существенно сокращаясь в периоды роста и расширяясь в кризисные фазы развития.

Принятие закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает возможность сотрудничества между государством в виде муниципальных образований и частным капиталом, в вопросах эксплуатации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (к примеру, нанотехнологий), обеспечения эксплуатации зданий социального назначения (школ, детских садов, больниц, административных, спортивных сооружений, строительства и реконструкции социального жилищного фонда [3, 5].

Обобщение накопленного мирового опыта и отечественная практика дает возможность сформулировать гипотезу, которая заключается в том, что при формировании и функционировании предлагаемой в работе формы ГЧП появляется возможность получить «эффект синергии», поскольку государственно-частная совместная деятельность, владение и управление собственностью осуществляется в пропорциях 51 % (государство) и 49 % (частный капитал) [3]. В соответствии с [6], наиболее активным инструментом государственно-частного партнерства является предоставление средств на возвратной основе.

Изучение российской практики реализации государственно-частных партнерств осуществляется на контрактной основе между государством и частным капиталом и долевое участие в бизнесе: строительство платных автомобильных дорог, развитие городского пассажирского транспорта, строительство морских терминальных комплексов, реконструкция аэропортов,

железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений и т.д. К примеру, предусматривается объединение стивидорных и сервисных компаний Цемесской бухты Новороссийских вокруг ОАО «Новороссийский морской торговый порт», которое на стадии проекта становится успешным примером государственно-частного партнерства. Аэропорт «Кольцово», район «Академический», г. Екатеринбург, портов Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Восточного и др. [3].

В соответствии с частью 7 статьи 9 и частью 2 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Необходимо разработать методику экспертных оценок эффективности инвестиционных проектов ГЧП. Правительством РФ предложена и утверждена такая методики, которая заключается о проведении и оценке ряда наиболее важных технико-экономических и финансовых показателей инфраструктурных проектов и определении сравнительных преимуществ проектов ГЧП [2].

В заключение необходимо отметить, что в сложных экономических условиях, когда возможности федерального и муниципальных бюджетов ограничены острой проблемой является реализации инвестиционных проектов и программ по возведению социально значимых и инфраструктурных объектов. Одной из наиболее эффективных институтов, способствующих решению данной проблемы, является государственно-частное партнерство. Для целей дальнейшего совершенствования нормативно-правового поля функционирования ГЧП государство, как партнер и соинвестор при реализации проектов и программ формирует законодательную базу [5], основными новеллами которой регулируются взаимодействие между партнерствами в отношении собственности на создаваемые в рамках ГЧП объекты.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2015. - № 29. - Ст. 4350.

2. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 № 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2015 № 40375).

3. Городнова Н.В. Интеграция государства и частного бизнеса: развитие социально ориентированной экономики // Финансы и кредит. - 2012. - № 6. -С. 20-29.

4. Татаркин А.И., Лаврикова Ю.Г. Кластерная политика регионов в пространственном обустройстве Российской Федерации // Современные производительные силы. - 2015. - № 2. - С. 111-126.

5. Шаблова Е.Г., Городнова Н.В., Березин А.Э. Энергосервисные договоры: российская практика / Новосибирский государственный технический университет; Межвузовский центр содействия научной и инновационной деятельности студентов и молодых ученых Новосибирской области // Электротехника. Электротехнология. Энергетика: сб. науч. тр. VII междунар. науч. конф. молодых ученых. - Новосибирск, 2015. - С. 131-134.

6. Shablova E., Gorodnova N., Berezin A. Развитие экономию -правовых основ института государственно-частного партнерства в России // International Scientific and Practical Conference «WORLD SCIENCE». - POST, Dubai, 2016. - Т. 5. - № 1 (5). - С. 23-25.

СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Брагин И.В.1

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

Рассмотрены различные аспекты организации сервисного обслуживания. Показана роль сервисного обслуживания в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Отмечена роль информационных технологий в совершенствовании сервисного обслуживания.

Ключевые слова: конкурентоспособность, сервисное обслуживание, информационные технологии.

Конкурентоспособность является важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития любой организации. Хотя необходимый уровень конкурентоспособности всегда обеспечивается целым комплексом взаимосвязанных факторов, однако на практике зачастую игнорирование или недостаточный учет отдельных факторов (малозначительных на первый взгляд) ведет к снижению общей конкурентоспособности предприятия и, как следствие, к кризису и даже к ликвидации таких предприятий.

Хотя на первый план при решении задач повышения конкурентоспособности предприятия зачастую выступают такие категории, как высокий технический уровень изготавливаемой продукции, повышение качества про-

1 Студент кафедры Производственного менеджмента и экономики энергетики. Научный руководитель: Яцко В.А., доцент, кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.