УДК 339.17; 658
Ходырева Татьяна Викторовна
адъюнкт кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России economical@rambler.ru Карташов Константин Аркадьевич
кандидат экономических наук,
преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России economical@rambler.ru Tatiana V. Khodyreva associate chair of economics, accounting and auditing Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Konstantin A. Kartashov candidate of economics sciences, Lecturer, Department of Economics, Accounting and auditing Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation economical@rambler.ru
Энергобезопасность как конкурентное преимущество и элемент национальной безопасности российской экономики
Energy security as a competitive advantage and an element of national security
of the Russian economy
Аннотация. Вектором данной научной статьи является раскрытие энергобезопасности страны сквозь призму конкурентного преимущества топливно-энергетического комплекса, как основного элемента национальной безопасности российской экономики. Раскрыта иерархическая цепочка энергетической безопасности и выявлены проблемные узлы в стратегии управления энергобезопасностью государства.
Ключевые слова: энергобезопасность, экономическая безопасность, конкурентное преимущество, международная и межрегиональная конкуренция.
Abstract. Vector of a given scientific article is to reveal the country's energy security through the prism of the competitive advantages of the fuel and energy complex, as a key element of national security of the Russian economy. Discloses a hierarchical chain of energy security and problem points identified in the strategy management - tion energy security of the state.
Keywords: energy security, economic security, competitive advantage, international and inter-regional competition.
В последнее время активные трансформационные процессы развития происходят в системе управления отечественным топливно-энергетическим комплексом. Энергобезопасность сегодня относится к числу стратегических приоритетов развития национального топливно-энергетического комплекса России, что заявлено в Государственной энергетической политике и Государственной энергетической стратегии до 2030 г. В то же время в экономике страны наблюдаются системные предпосылки к потере управления энергобезопасностью, выраженные, прежде всего, в отсутствии научных разработок к ее определению и управлению, превалировании технических аспектов безопасности над экономическими, отсутствии установления научно обоснованных критериев национальной энергобезопасности и реализации мероприятий и программ ее повышения. Также сложившаяся геополитическая ситуация в «мировом сообществе»: отдельные страны Европы и США по отношению к России детерминировали не просто рассмотрение вопросов о пересмотре развития отечественного топливно-энергетического комплекса, но и кардинальных мероприятий по их решению на уровне государства. В частности, переход и развитие данного сектора на ракурс обширного пространственного-территориального взаимодействия ранее
незадействованных и/или малозадействованных государств в данной области.
Для понимания сути энергобезопасности и ее роли в общей системе национальной безопасности в нашей стране, охарактеризуем результаты авторского научного поиска.
В актуальном понимании национальная безопасность России - состояние защищенности личности, общества и государства от экзогенных и эндогенных угроз, которые позволяют обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [6]. При этом самостоятельным направлением национальной безопасности является экономическая безопасность, критериями которой определены:
1. Способность национальной экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.
3. Уровень экзогенного и эндогенного долга - потенциал и возможности его погашения.
4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективно-результативный государственный контроль над их обращением.
5. Уровень бедности, прожиточный уровень, уровень имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые позиции социально-экономической стабильности общества.
6. Устойчивость финансово-кредитной системы.
7. Рационально-оптимальная структура внешней торговли.
8. Инфраструктурные отношения населения с институтами образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.
9. Поддержание и развитие научного потенциала страны, сохранение сформированных эффективно-результативных отечественных научных школ.
10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденции.
11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов, основанного на формировании условий для нормального функционирования рыночной экономики. [4]
Отметим, что в рассматриваемом контексте энергобезопасность не вошла в число критериев экономической безопасности. Тем не менее, в государственной энергетической политике она заявлена в числе главных стратегических ориентиров вместе с энергетической, бюджетной и экологической эффективностью экономики [2]. Следует обозначить, что Министерством природных ресурсов РФ выявлено огромное количество так называемых горячих точек (более трехсот), представляющих серьезную опасность для жителей данных территорий. Как правило, это территории топливно-энергетического добывания данных ресурсов. Следовательно, все вышесказанное является не просто актуальными вопросами для экономических субъектов хозяйствования, но и злободневными проблемами для общества в целом.
В целом отметим, что энергетическая безопасность строится по следующей иерархической цепочке:
- первый уровень - макроэкономический уровень (государство в целом, и общество в частности);
- второй уровень региональный - представлен территориями (85 субъектов России - регионы, края, области и т.д., территориально-производственные комплексы, а также отметим, что в условиях глобальной конкуренции и со статистической точки зрения конкурентные преимущества рассматриваются именно на уровне региона);
- третий - мезоэкономика (отрасль, корпорация);
- четвертый уровень - микроэкономика (предприятия с их количественно-качественной составляющей).
Следовательно, это требует управляющего воздействия со стороны каждой ячейки уровневой иерархии, и на этой основе решения общих проблем энергетической безопасности, а также устранения асимметрии эффективно-результативной деятельности экономических субъектов [3, с. 49-54].
Под энергетической безопасностью российское Министерство энергетики понимает состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Данные угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими и
конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны [2]. Отметим, что в данном определении превалирует технический аспект, энергобезопасность отождествлена с надежностью энергоснабжения, при этом его доступность авторами данного определения не рассматривалась в качестве критериально-оценочного показателя, что, с одной стороны, упрощает содержание системы оценки показателей энергобезопасности, а с другой - в значительной мере снижает содержательность данного понятия и эффективность управления энергетической безопасностью экономики России на его основе.
В дальнейшем авторы данного определения дифференцировали содержание энергобезопасности в части выделения и характеристики ресурсной, достаточности, экономической доступности, экологической и технологической допустимости. Однако под экономической доступностью понимается рентабельность энергообеспечения при соответствующей конъюнктуре цен [2], что абсолютно неверно с методологической точки зрения, поскольку термин «доступность» применяется обычно в качестве характеристики, отражающей относительный уровень затрат для преодоления каких-либо препятствий.
Основными проблемами в сфере энергетической безопасности в трактовке авторов Энергетической стратегии России являются:
- высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и газовой промышленности - почти 60%, в нефтеперерабатывающей промышленности - 80%);
- низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60 % от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России на период до 2020 года), т.е. предприятия испытывают дефицит средств, необходимых для своевременного проведения мероприятий по реконструкции, модернизации и расширению действующих мощностей;
- монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов составляет около 53%;
- несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты;
- слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке [2].
На наш взгляд, данные моменты представляют собой системные проблемы развития отечественного ТЭКа, однако имеют весьма отдаленное отношение к надежному и доступному снабжению населения и корпоративных экономических субъектов, а также государства энергетическими ресурсами, не обладающими существенным конкурентным преимуществом в соответствии со своими возможностями.
При описании системы стратегических целей и задач по управлению энергобезопасностью в масштабе страны Министерство энергетики России выделило следующие системные характеристики, нуждающиеся в улучшении:
- устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному топливо- и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов;
- способность топливно-энергетического комплекса надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости;
- способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение [2].
Как видно из приведенной системы целей, критерий доступности энергоресурсов для основных групп потребителей опять выпал из числа характеристик деятельности предприятий ТЭКа, нуждающихся в улучшении, а акцент опять смещен в сторону надежности энергоснабжения. При этом авторы данной стратегии совершенно упускают из виду то обстоятельство, что доступность и относительная стоимость энергоресурсов, ранее представлявшие значимое конкурентное преимущество российской экономики, сегодня становятся препятствием ее развития (в силу, например, ценовой дискриминации корпоративных субъектов различных видов экономической деятельности, немотивированных схем авансовой оплаты и т.д.)
В число официальных индикаторов энергетической безопасности России сегодня включены:
1. Рост душевого энергопотребления, с 2005 г. - к 2030 г. не менее 40%.
2. Рост душевого электропотребления, не менее 85%.
3. Рост душевого потребления моторного топлива, не менее 70%.
4. Снижение среднего износа ОПФ, на 5%.
5. Ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей, не менее 17% общей установленной мощности электростанций в ЕЭС России [4].
При анализе этих данных видно, что цели энергобезопасности в данном определении почему-то противоречат целям энергосбережения (которое также часто отождествляется с энергетической безопасностью). Доступность энергоресурсов в приведенной системе показателей вообще не фигурирует, потребности корпоративного сектора экономики страны полностью проигнорированы. Прогноз роста душевого электропотребления противоположен существующим попыткам внедрения социальных норм на электроэнергию. Резервные мощности генерации отнюдь не гарантируют стабильного энергоснабжения в условиях недостаточной пропускной способности магистральных и локальных электрических сетей, а в условиях злоупотребления ценовой политикой сетевой структуры вообще никак не
влияют на доступность электрической энергии для экономических субъектов и домохозяйств.
В целом, говоря об энергетических ресурсах на макроуровне, субъекты хозяйствования осуществляют свою деятельность в условиях структурных, системных и адаптационных изменений среды их функционирования. Общеизвестно, что инфраструктурная, институциональная, инвестиционная, инновационная, интеграционная составляющие влияют на процессы хозяйствования экономики. Данные процессы, в свою очередь, обладают тактико-техническими, организационными, экономическими и финансовыми механизмами, основанными на применении риск менеджмента, менеджмента тарифов и энергоменеджмента. Это, в конечном счете, приводит использование ресурсов на основе характеристик энергосбережения, энергоконкурентности и энергоэффективности.
Таким образом, одним из процессов, влияющих на энергобезопасность социально-экономического развития, является межгосударственная и межрегиональная интеграция, которая, в силу своего дуалистического характера, с одной стороны, предполагает открытость экономики в совокупности с объединением усилий и потенциала субъектов экономических отношений в реализации конкретных задач, с другой - приводит к повышению международной и межрегиональной конкуренции. Межрегиональная хозяйственная интеграция в энергетической сфере обеспечивает возможность оперативного управления в случае природных и техногенных катастроф. Основным условием такой интеграции является осознание необходимости исключения из факторов конкурентоспособности регионов преференций, присуждаемых по территориальному признаку, если последние не результат экономической активности бизнеса и управленческой деятельности госорганов [1]-
Подводя итог сказанному, отметим, что в нынешнем виде нормативно-правовое обеспечение процесса управления энергобезопасностью в российской экономике отличается декларативностью, расплывчатостью, и, как следствие -недостаточной эффективностью, что, по мнению авторов, требует дальнейшего исследования, как теоретического, так и практического характера.
Литература:
1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608) http://www.scrf.gov.ru/documents/15/23.html.
2. Государственная энергетическая политика. URL: http://minenergo.gov.ru /aboutminen/energostrategy/ch_5.php # l2.
3. Зубарев Н.М. К проблеме целевого обеспечения инвестициями социальных программ развития депрессивных территорий // Известия ИГЭА. 2004. № 1 (38). - С. 49-54.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1569. URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a880x659.html.
5. Приложение № 2 к Энергетической стратегии России на период до 2030 года. URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/pr_2.php.
6
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/.
Literature: 1. The State strategy of economic security of the Russian Federation (approved by Presidential Decree of April 29, 1996. № 608) http://www.scrf.gov.ru/documents /15/23.html.
2. State Energy Policy. URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/ energostrategy /ch_5.php # l2.
3. Zubarev N.M. On the problem of providing investment target social programs for development of depressive territories // Proceedings of ISEA. 2004. № 1 (38). - Pp. 49-54.
4. Decree of the Russian Federation of December 27, 1996. № 1569. URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a880x659.htm.
5. Appendix number 2 of the Energy Strategy of Russia until 2030. URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/pr_2.php.
6. National Security Strategy of the Russian Federation until 2020. Approved Presidential Decree of 12 May 2009 № 537. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/1/.