Научная статья на тему 'Значение углеводородных ресурсов Арктики для энергетической безопасности России'

Значение углеводородных ресурсов Арктики для энергетической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1918
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / АРКТИЧЕСКИЙ ШЕЛЬФ / ARCTIC SHELF / АРКТИЧЕСКИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY / КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ / CONTINENTAL SHELF / МИНЕРАЛЬНО-РЕСУРСНАЯ БАЗА / MINERAL RESOURCES BASE / ШЕЛЬФОВЫЕ ПРОЕКТЫ / НЕФТЬ / OIL / ГАЗ / GAS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гулиев Игбал Адиль Оглы, Рузакова Валерия Игоревна

В статье проанализирована роль нефтяных и газовых ресурсов Арктического региона в энергетической безопасности Российской Федерации. Авторы в рамках статьи выделяют два типа арктических углеводородных месторождений по их значению для энергетической безопасности страны: континентальные, уже обеспечивающие значительную долю добычи нефти и газа в России, и шельфовые, обладающие колоссальным потенциалом на долгосрочную перспективу. Энергетическая безопасность РФ, крупнейшего нетто-экспортера нефти и газа, во многом обусловлена способностью топливно-энергетического комплекса страны удовлетворять внутренний спрос на энергоресурсы и обеспечивать требуемые объемы их экспорта. Существенную роль в реализации этих задач способна играть Арктика на месторождения региона приходится около 25% всех углеводородных ресурсов России. Тем не менее их освоение сопряжено с высокими рисками и характеризуется существенной инвестиционной и технологической емкостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Гулиев Игбал Адиль Оглы, Рузакова Валерия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value of Arctic Hydrocarbon Resources for Russian Energy Security

Russia is a major exporter of oil and natural gas, and it is essential for its energy security not only to meet the domestic energy demand, but also to provide exports. The country possesses considerable arctic resources, which averages 25% of its total hydrocarbon resources, and that is why the Arctic region can significantly contribute to securing Russian energy production. However, the development of Arctic hydrocarbon deposits is a highly risky activity, demanding intensive investment and high technologies. The article classifies Russian Arctic hydrocarbon resources into two categories: continental deposits, already providing a major part of oil and gas production in the country, and offshore deposits, which are considered to have a long-term strategic potential.

Текст научной работы на тему «Значение углеводородных ресурсов Арктики для энергетической безопасности России»

Гулиев И.А., Рузакова В.И.

Значение углеводородных ресурсов Арктики для энергетической безопасности России

Гулиев Игбал Адиль оглы — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Международный институт энергетической политики и дипломатии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, РФ. E-mail: guliyevia@,mail.ru SPIN-код РИНЦ: 6247-9993

Рузакова Валерия Игоревна — студент, Международный институт энергетической политики и дипломатии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, РФ.

E-mail: ruz-valeriya@yandex. ru SPIN-код РИНЦ: 4074-1760

Аннотация

В статье проанализирована роль нефтяных и газовых ресурсов Арктического региона в энергетической безопасности Российской Федерации. Авторы в рамках статьи выделяют два типа арктических углеводородных месторождений по их значению для энергетической безопасности страны: континентальные, уже обеспечивающие значительную долю добычи нефти и газа в России, и шельфовые, обладающие колоссальным потенциалом на долгосрочную перспективу. Энергетическая безопасность РФ, крупнейшего нетто-экспортера нефти и газа, во многом обусловлена способностью топливно-энергетического комплекса страны удовлетворять внутренний спрос на энергоресурсы и обеспечивать требуемые объемы их экспорта. Существенную роль в реализации этих задач способна играть Арктика — на месторождения региона приходится около 25% всех углеводородных ресурсов России. Тем не менее их освоение сопряжено с высокими рисками и характеризуется существенной инвестиционной и технологической емкостью.

Ключевые слова

Арктика, Арктическая зона, арктический шельф, арктические месторождения, энергетическая безопасность, континентальный шельф, минерально-ресурсная база, шельфовые проекты, нефть, газ.

Российская Федерация является крупнейшим нетто-экспортером углеводородов: по данным ОПЕК за 2013 год, Россия занимает первое место в мире по объемам экспорта газа — 202 960 млн куб. м, второе место в мире по объемам экспорта нефти — 299,29 млн т1.

Термин «энергетическая безопасность» первоначально был предложен для характеристики структуры экономики и энергетики стран — нетто-импортеров энергоресурсов, и поэтому в употреблении применительно к России он имеет определенную специфику. Опираясь на текст Энергетической стратегии России на период до 2030 года, следует дать следующее определение: энергетическая

1 OPEC Annual Statistical Bulletin 2013 / OPEC — Organization of the Petroleum Exporting Countries. URL: http://www.opec.org/opec web/static files project/media/downloads/publications/ASB2013.pdf (26.11.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

безопасность — это «состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению», достижение которого определяется ресурсной достаточностью (наличием у страны физической возможности бездефицитного обеспечения энергоресурсами национальной экономики и населения), экономической доступностью (рентабельностью такого обеспечения при соответствующей конъюнктуре цен), экологической и технологической допустимостью (возможностью добычи, производства и потребления энергоресурсов в рамках существующих на каждом этапе технологий и экологических ограничений, определяющих безопасность функционирования энергетических объектов)»2.

Кроме того, значима роли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике России. По данным Министерства энергетики Российской Федерации, в 2013 году доля ТЭК в ВВП страны составила около 30%, ТЭК обеспечил около 50% налоговых поступлений в государственный бюджет, а также около 70% — от общего экспорта страны3. Таким образом, существующая структура российской экономики свидетельствует о ключевой роли энергетической составляющей в экономической безопасности страны. В связи с этим значение рассматриваемого термина применительно к России нередко расширяют, включая в него критерий способности ТЭК обеспечивать экономически выгодные объемы экспорта конкурентоспособных видов энергоносителей, в обязательном соответствии с ее экспортными обязательствами, а также с существующими экологическими и технологическими требованиями4. Ниже предлагается использовать термин «энергетическая безопасность» в обоих названных значениях.

Ресурсный потенциал территорий российской Арктики все чаще привлекает внимание аналитиков к роли перспектив освоения углеводородных месторождений региона в энергетической безопасности страны. Однако, прежде чем непосредственно обратиться к этому вопросу, следует отметить, какие именно нефтегазовые бассейны и месторождения России относятся к арктическим.

2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Министерство энергетики Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/ (26.11.2014).

3 Новак А.В. Итоги работы ТЭК России в 2013 году. Задачи на среднесрочную перспективу // Министерство энергетики Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minenergo.gov.ru/uplo ad/iblock/6d3/6d31617de7e7f951f664aee1b578d233.pdf (26.11.2014).

4 Гулиев И.А. Некоторые аспекты развития стратегических предприятий стран СНГ (на примере газовой отрасли) // Нефть, газ и бизнес. 2011. № 10. С. 25-27.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

Граница суверенной зоны Российской Федерации в Северном Ледовитом океане проходит в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, что в том числе подразумевает распространение прав России на 200-мильную шельфовую зону, частично расширенную по заявкам страны, одобренным Комиссией ООН по континентальному шельфу. Существует несколько подходов к определению границы Арктики, проходящей по континенту: это и изотерма 10°С, и северная граница между лесами и тундрой, и граница вечной мерзлоты, и границы районов проживания коренных народов Арктики — однако наиболее распространенным подходом является понимание под Арктикой зоны, ограниченной Северным полярным кругом5. Согласно указу Президента Российской Федерации от 02.05.2014 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», к территориям российской Арктики были законодательно отнесены: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, часть территорий республик Коми и Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области, а также расположенные в Северном Ледовитом океане земли и острова, суверенитет над которыми был подтвержден в законодательных актах СССР6.

Следовательно, российская Арктика в ее географическом и юридическом смысле характеризуется разнородностью геологических характеристик относящихся к ней нефтегазоносных структур: в этот регион включают Тимано-Печорскую нефтегазовую провинцию (НГП), северные территории Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской НГП, а также НГП российских арктических морей. При этом гораздо более сложные условия оперирования на арктическом континентальном шельфе принципиально отличают данные месторождения от расположенных на суше — в том числе в их значении для энергетической безопасности страны, что будет показано ниже. В контексте вопросов энергетики и нефтегазовой промышленности к арктическим по своей специфике нередко относят и Охотоморскую НГП, в первую очередь в связи с близостью к Арктике природно-климатических условий проектов на Сахалине (такой классификации, например, придерживается компания ЕххвпЫвЫГ)1.

5 Выступление Л.С. Воронкова на заседании «Меркурий-клуба» // GIAC.Ru — Глобальный информационно-аналитический центр [Сайт]. 13.10.2014.

URL: http://www.giac.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?id=524325 (26.11.2014).

6 Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://graph.document.kreml in.ru/page.aspx?3631997 (26.11.2014).

7 Our Arctic Presence // ExxonMobil [Official Site]. URL: http ://corporate.exxonmobil.com/en/energy/arctic/pre sence/our-arctic-presence (26.11.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

Кроме схожих климатических условий, общей специфики экологических вопросов и задач инфраструктурного и социально-экономического развития, эти территории объединяет их колоссальный ресурсный потенциал. Так, по данным Геологической службы США (United States Geological Survey, USGS), в Арктике находится около 29,9 млрд т н. э. (около 22% мировых запасов углеводородов), что составляет около 12,6 млрд т нефти (13-16% от мировых неразведанных запасов), около 47,3 трлн куб. м природного газа (около 30% от мировых неразведанных запасов) и около 5,4 млрд т газового конденсата (около 20-23% мировых неразведанных запасов)8. При этом из общих распределенных энергоресурсов Арктики доля России составляет около 70% по прогнозным ресурсам газа и 41% — по прогнозным ресурсам нефти9, что составляет около 25% от всех углеводородных ресурсов страны10.

Как заявил Д.А. Медведев в своем докладе «О защите национальных интересов России в Арктике» в 2008 году, «наша первая и главная задача — превратить Арктику в ресурсную базу России 21-го века»11. Обоснованность такого заявления очевидна; тем не менее существующая структура российского ТЭК уже позволяет назвать Арктику одной из важнейших ресурсных баз страны. Ключевую роль здесь играет полуостров Ямал (еще раз напомним, что Ямало-Ненецкий автономный округ законодательно отнесен к Арктической зоне Российской Федерации). На полуострове сегодня добывается свыше 80% российского газа, около 75% газового конденсата и 7% нефти, а текущие разведанные запасы оцениваются в 45 трлн куб. м газа, около 5 млрд т нефти и около 2 млрд. т газового конденсата12. В то же время накопленная добыча газа на месторождениях полуострова составляет лишь 16 трлн куб. м13.

Однако, скорее всего, упомянутое заявление Д.А. Медведева следует воспринимать в контексте содержания основного риска для энергетической

8 An Estimate of Undiscovered Conventional Oil and Gas Resources of the World, 2012 / U.S. Geological Survey (USGS). March 2012. URL: http://pubs.usgs. gov/fs/2012/3042/fs2012-3042.pdf (26.11.2014).

9 ЧумаковД.С. Энергоресурсы российской Арктики в мировом хозяйстве: автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2009. URL: www.mgimo.ru/files/67911/avtoref chumakov.doc (26.11.2014).

10 Швец Н.Н., Береснева П.В. Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой статус, оценка запасов и экономическая целесообразность их разработки // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 6067. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/007 04-2014 miep.pdf (26.11.2014).

11 Дмитрий Медведев: Арктика должна стать ресурсной базой России // Российская газета. 17.09.2008. URL: http://www.rg.ru/2008/09/17/arktika-anons.html (26.11.2014).

12 Состояние ресурсной базы Ямала позволяет с оптимизмом смотреть на будущее отечественного нефтегазового комплекса // Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа [Официальный сайт]. URL: http://www.kobilkin.ru/press service/944/ (26.11.2014).

13 В ЯНАО за первые 5 месяцев 2014 года геологоразведочные работы провели 30 предприятий // Нефтегазовая вертикаль [Национальный отраслевой журнал]. 04.07.2014. URL: http://www.ngv.ru/news/v ya nao za pervye 5 mesyatsev 2014 goda geologorazvedochnye raboty proveli 30 predpriyatiy/ (26.11.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

безопасности России на среднесрочную перспективу. Это — прогнозируемое и уже наблюдаемое падение добычи нефти и газа на базовых, традиционно разрабатываемых месторождениях страны. Как указано в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, негативный тренд обусловлен их высокой степенью выработанности: так, например, нефтяные месторождения Урало-Поволжья уже выработаны на 70%, крупнейшие газовые месторождения Медвежье и Ямбургское — на 76-79%, Уренгойское — на 54%. В то время как на мировых рынках наблюдается общий рост спроса на энергоресурсы, многие из крупнейших разрабатываемых в России месторождений уже перешли в стадию падающей добычи14.

Россия располагает огромным потенциалом запасов углеводородов: по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на начало 2013 года прогнозные ресурсы нефти (по категории D1 + D2) составляли 48 909,6 млн т, а свободного газа — 165 726,7 млрд куб. м. Однако уровень разведанности углеводородов в стране невелик: менее 40% по нефтяным ресурсам и менее 30% по газовым15.

Соответственно, в качестве решения Энергетическая стратегия предполагает расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов за счет проведения геологоразведочных работ. Этот программный документ составлен из прогноза, что «текущие предварительно оцененные запасы и ресурсы распределенного фонда недр в основных районах добычи нефти и газа могут обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы в ближайшие 10-15 лет не более чем на 50 процентов». И в качестве стабилизирующего фактора Стратегия рассматривает «освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий России»16.

Здесь следует обратить внимание на выгодность структуры углеводородных ресурсов российской Арктики (большая часть которых, как отмечалось выше, приходится на природный газ) в условиях прогнозируемой динамики роста спросов на энергоресурсы на мировых рынках17. По совместным оценкам Института

14 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.

15 Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально -сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2012 году» // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Официальный сайт]. 11.04.2014. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1564 (26.11.2014).

16 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.

17 Гулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 68-72. URL: http ://vestnik. mgimo. ru/razdely/mezhdunarodnye-otnosheniya/problemy-i-perspektivy-nefteprovodnyh-setei-evropy (25.02.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

энергетических исследований РАН и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, данным в «Прогнозе развития энергетики и мира до 2040 г.», одновременно с общим ростом спроса на энергетические ресурсы на всех мировых рынках, к 2040 году доля потребления газа в мировой структуре потребления первичной энергии вырастет с 21% до 24%, тогда как доля потребления нефти и угля упадет (по сравнению с уровнем 2010 года).

Кроме того, как отмечают аналитики, «природный газ останется в России абсолютно и относительно наиболее используемым энергоресурсом, обеспечивая 5153% общего потребления первичной энергии»18. Как утверждает Е.В. Попова, помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, со ссылкой на расчеты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), к 2030 году суммарная потребность в российском газе на внешнем и внутреннем рынках может удвоиться и составить 1,2 трлн куб. м. Самый пессимистичный сценарий развития этой ситуации, предложенный экспертами, предполагает образование разрыва между возможностями добычи и потребностями в природном газе на уровне от 390 млрд куб. м до 430 млрд куб. м. Сценарий был основан на предположении о сохранении величины газоемкости российской экономики и неудаче в разведке и освоении российских арктических месторождений19.

Разведка углеводородных ресурсов на континентальных арктических месторождениях в последние годы шла достаточно активно. Так, в 2013 году на Ямале прирост запасов категории С1 составил 607,7 млрд куб. м газа, 24,5 млн т нефти, 7,2 млн т газового конденсата, а по категории С2 — 392,4 млрд куб. м газа, 340,7 млн т нефти и 38,4 млн т конденсата20. По заявлению губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкина 17 июня 2014 года, «только за счет освоения Бованенковской и Тамбейской групп месторождений уже через 5 лет добыча газа в регионе увеличится до 620 млрд куб. м, а освоение северо-востока автономного округа и запуск магистрального нефтепровода "Заполярье — Пурпе" позволит более чем в два

18 Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / Институт энергетических исследований РАН; Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. М., 2014. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/2194.pdf (26.11.2014).

19 Попова Е.В. Топливно-энергетический баланс России: взгляд на формирование // ЭСКО — Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы». 2010. № 2. URL: http://esco-ecosys.narod.ru/2010 2/art069.htm (26.11.2014).

20 Добыча газа на Ямале за январь - октябрь 2013 г. уменьшилась на 4,6% // Neftegaz.RU [Деловой журнал]. 25.11.2013. URL: http://neftegaz.ru/news/view/116544 (26.11.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

раза повысить текущий уровень добычи нефти, доведя ее до 45 млн т в год»21. Однако теоретически наиболее перспективными в обозначенных условиях должны были бы стать месторождения арктического шельфа, где, по данным Геологической службы США, сосредоточено около 84% предполагаемых углеводородных ресурсов Арктики22.

Как указано в Стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ на период до 2020 года, подготовленной Министерством

природы и экологии Российской Федерации, площадь континентального шельфа

22

страны составляет 6,2 млн км , около 4 млн км из которых относятся к перспективным нефтегазоносным бассейнам23. Перспективным здесь видится не только объем начальных суммарных извлекаемых ресурсов (90,3 млрд т н. э.), но и — опять же — преимущественное содержание в нем газа (на континентальный шельф России приходится около 16,5 млрд т извлекаемых ресурсов нефти и газового конденсата, а также около 73,8 трлн куб. м извлекаемых ресурсов газа). Причем около 70% этих ресурсов находится на континентальном шельфе западных российских арктических морей (Баренцева и Карского)24.

Как уже упоминалось выше, объективные природно-климатические условия оперирования на арктическом шельфе существенно сложнее. Такие факторы, как большая глубина, критические минусовые температуры морской воды, непредсказуемость движения айсбергов, образование торосов и паковых льдов и т. д., требуют огромных инвестиций, «космических» технологий и крайне повышают риски. В результате издержки арктических шельфовых проектов оказываются существенно выше издержек при добыче прочих основных типов углеводородов (пример по природному газу см. в Таблице 1).

Представляется, именно величина издержек объясняет сравнительно небольшую зависимость арктических шельфовых месторождений от колебания цен на нефть, которая была ярко продемонстрирована в последние месяцы. Так, основные российские проекты на шельфе Арктики (Приразломное, Новый Порт) ориентированы на стоимость нефти около 100 долл. США за баррель, что является одним из наиболее

21 Состояние ресурсной базы Ямала позволяет с оптимизмом смотреть на будущее отечественного нефтегазового комплекса.

22 Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle / U.S. Geological Survey (USGS). 2008. URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/fs2008-3049.pdf (26.11.2014).

23 Стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации на период до 2020 г. // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1571 (26.11.2014).

24 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

высоких показателей среди мировых промышленных нефтегазовых проектов и делает производство экономически нерентабельным даже при довольно незначительном снижении цены25.

В итоге в условиях «конкуренции» с другими нетрадиционными углеводородами, арктические шельфовые месторождения «проигрывают» как на мировом, так и на внутреннем рынке26. В частности, именно началом «сланцевой революции» в США была вызвана приостановка реализации Штокмановского проекта — в 2012 году ОАО «Газпром» перенес сроки его реализации за пределы 2025 года. Альтернативой шельфу в российской структуре минерально-сырьевой базы ТЭК является повышение коэффициента извлечения нефти (КИН) при разработке трудноизвлекаемых углеводородных ресурсов традиционно разрабатываемых месторождений, а также уровня использования попутно добываемого газа. Так, элементом Энергетической стратегии России до 2030 года является увеличение КИН на базовых месторождениях от 0,30 до 0,35-0,37 в 2030 году27. За счет реализации данного плана Министерство энергетики рассчитывает, например, стабилизировать добычу нефти в России на уровне 510 млн т, увеличив к 2020 году долю трудноизвлекаемых запасов в ней до 11%28.

Учитывая указанные обстоятельства, среднесрочные коммерческие перспективы арктических шельфовых проектов, в отличие от континентальных, оцениваются скептически. Как указано в «Прогнозе развития энергетики и мира до 2040 г.», промышленные объемы добычи на арктическом шельфе в прогнозном периоде не ожидаются, так как, по мнению аналитиков, при современном уровне технологий уровень цен на нефть, необходимый для экономической рентабельности этих проектов, должен быть не ниже 200 долл. США за баррель29. По оценке аналитического агентства Ernst & Young, данной в 2012 году, ближайшей границей начала добычи на арктическом шельфе на коммерческом уровне при наиболее благоприятных условиях является 2024 год. Как сообщил М.Н. Григорьев, директор ООО «Гекон», член научного совета при Совете Безопасности Российской

25 Григорьев М.Н. Цены на нефть и санкции отодвинут сроки ввода арктических проектов... // PRO-ARCTIC [Сайт]. URL: http://pro-arctic.ru/28/11/2014/expert/12375 (26.11.2014).

26 Гулиев И.А. Особенности государственной поддержки стратегических предприятий в странах постсоветского пространства // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 6 (21). С. 256-258. URL: http://www.mgimo.ru/publications/?id=218080 (25.02.2015).

27 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.

28 Путин: власти РФ понимают важность добычи трудноизвлекаемых запасов // РИА Новости. 20.06.2014. URL: http://ria.ru/economy/20140620/1012868018.html (26.11.2014).

29 Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

Федерации и академик РАЕН, в конце ноября 2014 года со ссылкой на специальный аналитический проект, выполненный при Полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, к 2030 году на российском арктическом шельфе будет добываться не более 3% нефти от общей добычи в стране (около 15 млн т), а газ не будет добываться совсем30.

Таблица 1. Издержки при добыче природного газа (извлекаемого при современном уровне технологий), долл. США за баррель31

Вид ресурса по типу добычи Нижняя граница Верхняя граница

Накопленная добыча 20 180

Конвенциональные запасы 20 220

Газ в плотных породах 100 300

Сланцевый газ 110 300

Шахтный метан 110 330

Высокосернистый газ 120 370

Арктические шельфовые месторождения 180 400

Тем не менее формирование минерально-сырьевой базы ТЭК России на арктическом шельфе нацелено на достижение стратегических целей и способно сыграть решающую роль в обеспечении энергетической безопасности России не в среднесрочной, но долгосрочной перспективе. Исходя из предположений о развитии технологий и выравнивании цены на газ в долгосрочной перспективе, а также из очевидного тезиса о конечности и невосполнимости углеводородных ресурсов, можно прогнозировать, что рано или поздно шельф российских арктических морей должен превратиться в одну из ключевых нефтегазоносных провинций страны.

При этом необходимо учитывать эффект «временного лага»: вводу месторождений в эксплуатацию и началу добычи на них на промышленном уровне предшествуют лицензирование, разведка и подготовка соответствующей инфраструктуры. По данным аналитического агентства Ernst & Young, средний срок между открытием месторождения и добычей первых объемов нефти на текущих проектах коммерческой компании Shell равняется девяти годам, компании Chevron — восьми, а ОАО «Лукойл» — шести32. Описанная выше сложность и рискованность освоения арктических месторождений способна увеличить этот период для компаний-

30 Григорьев М.Н. Указ. соч.

31 The Future of Russian Oil Exploration Beyond 2025 / Ernst & Young. 2011. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Perspectives-of-0il-and-Gas-explorations-2011-EN/$FILE/Perspectives-of-0il-and-Gas-explorations-2011 -EN.pdf (26.11.2014).

32 Ibid.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

операторов в несколько раз. (Здесь, однако, государство выдерживает взвешенную политику: предоставляя «компаниям-поставщикам» арктических проектов существенные налоговые льготы, своим законодательством Российская Федерация, фактически ограничивает число потенциальных операторов государственными компаниями ОАО «Газпром» и НК «Роснефть». Кроме того, в соответствии со «Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.», из наиболее «сложных» и «рискованных» месторождений арктического шельфа государство формирует «резервный фонд», тем самым замедляя темпы освоения арктического шельфа, но и сокращая риски экологических, техногенных катастроф33.)

Наконец, процесс освоения углеводородных ресурсов российской Арктики способен оказать мультипликативный эффект на экономическое развитие северных регионов и России в целом, способствуя предотвращению и иных (кроме падения уровня добычи нефти и газа) рисков для энергетической безопасности страны. Даже предварительная разведка является стимулом для технологического и научного развития в сфере ТЭК, а в условиях международного взаимодействия — соответствующего обмена. Все подобные проекты обладают огромным инвестиционным потенциалом; потребность в обустройстве инфраструктуры уже сегодня стала причиной строительства уникального трубопровода «Заполярье — Пурпе», привела к оживлению Северного морского пути и к появлению перспективного проекта Северного широтного хода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, арктические углеводородные месторождения является одной из важнейших основ энергетической безопасности России и характеризуются следующим:

1. По объему и структуре запасов в общем виде они представляют собой перспективную минерально-сырьевую базу ТЭК России (в первую очередь для газовой промышленности).

2. Континентальные арктические месторождения, в основном располагающиеся на полуострове Ямал, уже обеспечивают наибольшую долю добычи природного газа в стране в абсолютном значении. Соответствующие показатели имеют потенциал к существенному росту за счет проведения комплексных

33 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 142561/ (26.11.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

геологоразведочных работ, что способно частично компенсировать падение добычи на традиционно разрабатываемых в России месторождениях в среднесрочной перспективе.

3. Месторождения арктического шельфа в среднесрочном периоде имеют низкий коммерческий потенциал, однако способны стать стратегической минерально-сырьевой базой России в долгосрочном периоде, что обусловливает необходимость начала их освоения уже сегодня.

4. Процесс освоения углеводородных ресурсов российской Арктики характеризуется множеством сопутствующих косвенных факторов, также способных повысить уровень энергетической безопасности страны.

Список источников и литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?3631997 (26.11.2014).

2. Выступление Л.С. Воронкова на заседании «Меркурий-клуба» // GIAC.Ru — Глобальный информационно-аналитический центр [Сайт]. 13.10.2014. URL: http://www.giac.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?id=524325 (26.11.2014).

3. В ЯНАО за первые 5 месяцев 2014 года геологоразведочные работы провели 30 предприятий // Нефтегазовая вертикаль [Национальный отраслевой журнал]. 04.07.2014. URL: http://www.ngv.ru/news/v yanao za pervye 5 mesyatsev 2014 goda ge ologorazvedochnye raboty proveli 30 predpriyatiy/ (26.11.2014).

4. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2012 году» // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Официальный сайт]. 11.04.2014. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1564 (26.11.2014).

5. Григорьев М.Н. Цены на нефть и санкции отодвинут сроки ввода арктических проектов. // PRO-ARCTIC [Сайт]. URL: http://pro-arctic.ru/28/11/2014/expert/12375 (26.11.2014).

6. Гулиев И.А. Некоторые аспекты развития стратегических предприятий стран СНГ (на примере газовой отрасли) // Нефть, газ и бизнес. 2011. № 10. С. 25-27.

7. Гулиев И.А. Особенности государственной поддержки стратегических предприятий в странах постсоветского пространства // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 6 (21). С. 256-258. URL: http://www.mgimo.ru/publications/?id=218080 (25.02.2015).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

8. Гулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 68-72.

URL: http://vestnik.mgimo.ru/razdely/mezhdunarodnye-otnosheniya/problemy-i-perspektivy-nefteprovodnyh-setei-evropy (25.02.2015).

9. Дмитрий Медведев: Арктика должна стать ресурсной базой России // Российская газета. 17.09.2008. URL: http://www.rg.ru/2008/09/17/arktika-anons.html (26.11.2014).

10. Добыча газа на Ямале за январь — октябрь 2013 г. уменьшилась на 4,6% // Neftegaz.RU [Деловой журнал]. 25.11.2013. URL: http://neftegaz.ru/news/view/116544 (26.11.2014).

11. Новак А.В. Итоги работы ТЭК России в 2013 году. Задачи на среднесрочную перспективу // Министерство энергетики Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/6d3/6d31617de7e7f951f664aee1b578d233.pdf (26.11.2014).

12. Попова Е.В. Топливно-энергетический баланс России: взгляд на формирование // ЭСКО — Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы». 2010. № 2. URL: http://esco-ecosys.narod.ru/2010 2/art069.htm (26.11.2014).

13. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / Институт энергетических исследований РАН; Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. М., 2014. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/2194.pdf (26.11.2014).

14. Путин: власти РФ понимают важность добычи трудноизвлекаемых запасов // РИА Новости. 20.06.2014. URL: http://ria.ru/economy/20140620/1012868018.html (26.11.2014).

15. Состояние ресурсной базы Ямала позволяет с оптимизмом смотреть на будущее отечественного нефтегазового комплекса // Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа [Официальный сайт]. URL: http://www.kobilkin.ru/press_service/944/ (26.11.2014).

16. Стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации на период до 2020 г. // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1571 (26.11.2014).

17. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/ (26.11.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 49. Апрель 2015 г.

18. ЧумаковД.С. Энергоресурсы российской Арктики в мировом хозяйстве: автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2009. URL: www.mgimo.ru/files/67911/avtoref_chumakov.doc (26.11.2014).

19. Швец Н.Н., Береснева П.В. Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой статус, оценка запасов и экономическая целесообразность их разработки // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 60-67.

URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/007 04-2014 miep.pdf (26.11.2014).

20. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Министерство энергетики Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://minenergo.gov.ru/a boutminen/energostrategy/ (26.11.2014).

21. An Estimate of Undiscovered Conventional Oil and Gas Resources of the World, 2012 / U.S. Geological Survey (USGS). March 2012. URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2012/3042/fs201 2-3042.pdf (26.11.2014).

22. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle / U.S. Geological Survey (USGS). 2008. URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/304 9/fs2008-3049.pdf (26.11.2014).

23. OPEC Annual Statistical Bulletin 2013 / OPEC — Organization of the Petroleum Exporting Countries. URL: http://www.opec.org/opec web/static files project/media/downlo ads/publications/ASB2013.pdf (26.11.2014).

24. Our Arctic Presence // ExxonMobil [Official Site]. URL: http://corporate.exxonmobil.co m/en/energy/arctic/presence/our-arctic-presence (26.11.2014).

25. The Future of Russian Oil Exploration Beyond 2025 / Ernst & Young. 2011. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Perspectives-of-Oil-and-Gas-explorations-2011 -EN/$FILE/Perspectives-of-Oil-and-Gas-explorations-2011 -EN.pdf (26.11.2014).

Guliyev I.A., Ruzakova V.I.

The Value of Arctic Hydrocarbon Resources for Russian Energy Security

Igbal A. Guliyev — Ph.D., lead researcher, International Institute of Energy Policy and Diplomacy, Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russian Federation. E-mail: guliyevia@mail.ru

Valeriya I. Ruzakova — student, International Institute of Energy Policy and Diplomacy, Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russian Federation. E-mail: ruz-valeriya@yandex. ru

Annotation

Russia is a major exporter of oil and natural gas, and it is essential for its energy security not only to meet the domestic energy demand, but also to provide exports. The country possesses considerable arctic resources, which averages 25% of its total hydrocarbon resources, and that is why the Arctic region can significantly contribute to securing Russian energy production. However, the development of Arctic hydrocarbon deposits is a highly risky activity, demanding intensive investment and high technologies. The article classifies Russian Arctic hydrocarbon resources into two categories: continental deposits, already providing a major part of oil and gas production in the country, and offshore deposits, which are considered to have a long-term strategic potential.

Keywords

Arctic, the Arctic zone of the Russian Federation, energy security, continental shelf, mineral resources base, arctic shelf, oil, gas.

References:

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 02.05.2014 № 296 «O sukhoputnykh territoriiakh Arkticheskoi zony Rossiiskoi Federatsii». PrezidentRossii [Ofitsial'nyi sait].

URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx73631997 (26.11.2014).

2. Vystuplenie L.S. Voronkova na zasedanii «Merkurii-kluba». GIAC.Ru — Global'nyi informatsionno-analiticheskii tsentr [Sait]. 13.10.2014.

URL: http://www.giac.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?id=524325 (26.11.2014).

3. V IaNAO za pervye 5 mesiatsev 2014 goda geologorazvedochnye raboty proveli 30 predpriiatii. Neftegazovaia vertikal' [Natsional'nyi otraslevoi zhurnal]. 04.07.2014. URL: http://www.ngv.ru/news/v yanao za pervye 5 mesyatsev 2014 goda geologorazvedochnye raboty proveli 30 predpriyatiy/ (26.11.2014).

4. Gosudarstvennyi doklad "O sostoianii i ispol'zovanii mineral'no-syr'evykh resursov Rossiiskoi Federatsii v 2012 godu". Ministerstvo prirodnykh resursov i ekologii Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. 11.04.2014. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1564 (26.11.2014).

5. Grigor'ev M.N. Tseny na neft' i sanktsii otodvinut sroki vvoda arkticheskikh proektov... PRO-ARCTIC [Sait]. URL: http://pro-arctic.ru/28/11/2014/expert/12375 (26.11.2014).

6. Guliev I.A. Nekotorye aspekty razvitiia strategicheskikh predpriiatii stran SNG (na primere gazovoi otrasli). Neft', gaz i biznes, 2011, 10, pp. 25-27.

7. Guliev I.A. Osobennosti gosudarstvennoi podderzhki strategicheskikh predpriiatii v stranakh postsovetskogo prostranstvaro VestnikMGIMO-Universiteta, 2011, 6 (21), pp. 256-258.

URL: http://www.mgimo.ru/publications/?id=218080 (25.02.2015).

8. Guliev I.A. Problemy i perspektivy nefteprovodnykh setei Evropy. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2014, 4 (37), pp. 68-72. URL: http://vestnik.mgimo.ru/razdely/mezhdunarodnye-otnosheniya/problemy-i-perspektivy-nefteprovodnyh-setei-evropy (25.02.2015).

9. Dmitrii Medvedev: Arktika dolzhna stat' resursnoi bazoi Rossii. Rossiiskaia gazeta, 17.09.2008. URL: http://www.rg.ru/2008/09/17/arktika-anons.html (26.11.2014).

10. Dobycha gaza na Iamale za ianvar' — oktiabr' 2013 g. umen'shilas' na 4,6%. Neftegaz.RU [Delovoi zhurnal]. 25.11.2013. URL: http://neftegaz.ru/news/view/116544 (26.11.2014).

11. Novak A.V. Itogi raboty TEK Rossii v 2013 godu. Zadachi na srednesrochnuiu perspektivu. Ministerstvo energetiki Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait].

URL: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/6d3/6d31617de7e7f951f664aee1b578d233.pdf (26.11.2014).

12. Popova E.V. Toplivno-energeticheskii balans Rossii: vzgliad na formirovanie. ESKO — Elektronnyi zhurnal energoservisnoi kompanii "Ekologicheskie sistemy", 2010, 2. URL: http://esco-ecosys.narod.ru/2010 2/art069.htm (26.11.2014).

13. Prognoz razvitiia energetiki mira i Rossii do 2040 goda / Institut energeticheskikh issledovanii RAN; Analiticheskii tsentr pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii. Moscow, 2014.

URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/2194.pdf (26.11.2014).

14. Putin: vlasti RF ponimaiut vazhnost' dobychi trudnoizvlekaemykh zapasov. RIA Novosti, 20.06.2014. URL: http://ria.ru/economy/20140620/1012868018.html (26.11.2014).

15. Sostoianie resursnoi bazy Iamala pozvoliaet s optimizmom smotret' na budushchee otechestvennogo neftegazovogo kompleksa. Gubernator Iamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.kobilkin.ru/press service/944/ (26.11.2014).

16. Strategiia izucheniia i osvoeniia neftegazovogo potentsiala kontinental'nogo shel'fa Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g. Ministerstvo prirodnykh resursov i ekologii Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1571 (26.11.2014).

17. Strategiia razvitiia Arkticheskoi zony Rossiiskoi Federatsii i obespecheniia natsional'noi bezopasnosti na period do 2020 goda. Spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tant Plius".

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 142561/ (26.11.2014).

18. Chumakov D.S. Energoresursy rossiiskoi Arktiki v mirovom khoziaistve: avtoref. dis.... kand. ekon. nauk. Moscow, 2009. URL: www.mgimo.ru/files/67911/avtoref chumakov.doc (26.11.2014).

19. Shvets N.N., Beresneva P.V. Neftegazovye resursy Arktiki: pravovoi status, otsenka zapasov i ekonomicheskaia tselesoobraznost' ikh razrabotki. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2014, 4 (37), pp. 60-67. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/007 04-2014 miep.pdf (26.11.2014).

20. Energeticheskaia strategiia Rossii na period do 2030 goda. Ministerstvo energetiki Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/ (26.11.2014).

21. An Estimate of Undiscovered Conventional Oil and Gas Resources of the World. 2012 / U.S. Geological Survey (USGS). March 2012. URL: http://pubs.usgs. gov/fs/2012/3042/fs2012-3042.pdf (26.11.2014).

22. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle / U.S. Geological Survey (USGS). 2008. URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/fs2008-3049.pdf (26.11.2014).

23. OPEC Annual Statistical Bulletin 2013 / OPEC — Organization of the Petroleum Exporting Countries. URL: http://www.opec.org/opec web/static files project/media/downloads/publications/ASB2013.pdf (26.11.2014).

24. Our Arctic Presence. ExxonMobil [Official Site].

URL: http://corporate.exxonmobil.com/en/energy/arctic/presence/our-arctic-presence (26.11.2014).

25. The Future of Russian Oil Exploration Beyond 2025 / Ernst & Young. 2011.

URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Perspectives-of-0il-and-Gas-explorations-2011-

EN/$FILE/Perspectives-of-0il-and-Gas-explorations-2011 -EN.pdf (26.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.