Научная статья на тему 'Энергоавария в Московском регионе'

Энергоавария в Московском регионе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1072
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергоавария в Московском регионе»

Энергоавария в Московском регионе

В.А. Акимов, д.т.н., профессор, Ю.И. Соколов,

ЦСИ ГЗ МЧС России

25 мая 2005 года в России произошла крупнейшая со времен Чернобыля техногенная катастрофа - самый обширный в истории страны энергетический кризис. Свет погас в радиусе 200 км от столицы. Несколько миллионов человек в Москве и нескольких близлежащих областях остались без электричества.

Москва впервые познакомилась с блэкаутами - так за рубежом называют массовые отключения электричества в мегаполисах.

Москва снабжается электроэнергией от двух независимых друг от друга колец (рис. 1) мощностью 500 и 250 киловольт (кВ). Внутреннее кольцо - это 26 ТЭЦ в городской черте. Внешнее находится по периметру «бетонки». Тем не менее, оказалось, что развитие аварии по «каскадном типу» не исключено и в России.

Рис. 1. Общая схема Московской энергосистемы Хроника развития аварии

23 мая в 19:57 на подстанции "Чагино" магистральных электрических сетей ОАО «Мосэнерго» произошло повреждение измерительного трансформатора тока 110 кВ с последующим возгоранием. Поврежденное оборудование было автоматически выведено из работы. Возгорание было ликвидировано. Ограничение потребителей Московской кабельной сети и Южных электросетей не вводилось.

24 мая.

21:17 на подстанции № 510 "Чагино" вновь произошло повреждение

измерительного трансформатора тока с выбросом и возгоранием масла. Осколками изоляции были разрушены гирлянда подвесной изоляции ВЛ-220 кВ и магистральные воздухопроводы, что привело к обесточиванию подстанции.

22:18. На ТЭЦ-22 отключились генераторы № 7, 8, 9, 10 (всего на ТЭЦ-22

установлено 11 турбогенераторов) и произошло возгорание. Персонал станции

ликвидировал возгорание собственными силами.

22:21. При отключении шин 220 кВ была обесточена подстанция "Капотня", что привело к частичному обесточиванию Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ). Во избежание аварии на НПЗ вынуждены были экстренно увеличить подачу газовой смеси на сжигание в факеле. Столб пламени высотой 150 м был виден с большого расстояния.

21:23. Нарушено электроснабжение московских районов Марьино, Печатники, Люблино, Текстильщики.

22:10. Энергоснабжение жилых районов восстановлено. К МНПЗ подана энергия от ТЭЦ-22.

25 мая.

05:30. На подстанции "Чагино" из-за повреждения выключателя вышел из строя трансформатор, связывающий сети 500 кВ и 110 кВ. Автоматически стали отключаться высоковольтные линии 500 кВ, электричество в южной части Москвы стало подаваться по сетям 220 и 100 кВ.

10:10. Из-за возросшей нагрузки в энергосети от подстанции "Очаково" отключились четыре высоковольтные линии 220 кВ на юге Москвы.

10:45. В южной части столицы напряжение в сети 110 кВ снижается до 90 кВ.

10:55. Потеря генерации на московских ГЭС №1, ТЭЦ №№ 8, 9, 11, 17, 20, 22, 26, ГРЭС-4.

11:05. Автоматические системы начинают отключать ЛЭП юга Москвы и Московской области. Окончательно выходит из строя "Чагино" и 45 подстанций тока 220 и 110 кВ. Разорвано энергетическое кольцо 500 кВ.

11:11. Прекращена подача электроэнергии в Южный, Юго-Западный, ЮгоВосточный, Восточный, Западный и Центральный округа Москвы. Потребление энергии в московской энергосистеме снижается с 9594 МВт до 7084 МВт.

11:12. В обесточенной зоне прекращает работу метро, выключаются светофоры, останавливаются троллейбусы и трамваи.

11:13. Автоматика пытается не допустить перегрузки основной сети 500 кВ, и начинается каскадное отключение ЛЭП 220 и 110 кВ Калужской, Тульской и Рязанской областей.

11:14. Обесточены 25 районов Подмосковья.

11:15. В результате аварийной остановки комбината органического синтеза в городе Новомосковске Тульской области происходит выброс окислов азотной кислоты в атмосферу.

11:28. Начались сбои в работе сотовой связи из-за выключения части базовых станций.

11:39. МЧС России начинает эвакуацию граждан из метро и лифтов. Налаживается резервное энергоснабжение особо важных объектов.

12:15. Завершена эвакуация пассажиров из поездов метро, застрявших в тоннелях.

12:21. На железных дорогах электрички и пассажирские поезда начинают переводить на тепловозную тягу.

12:37. Из-за выключения насосов происходит авария системы канализации, затоплена часть Волгоградского проспекта.

13:07. РАО ЕЭС сообщает: каскадное развитие аварии остановлено.

14:20. В Москву-реку сбрасывают более 10 тыс. кубометров неочищенных стоков с четырех московских канализационных станций с целью избежать переполнения коллекторов.

15:02. Премьер-министр Михаил Фрадков начинает оперативное совещание по вопросу ликвидации аварии.

15:13. Восстановлено энергоснабжение Калужской области.

15:16. Президент России Владимир Путин заявляет, что в ЧП виновато руководство РАО ЕЭС, и благодарит федеральные и московские службы за заботу о людях.

15:57. Пошли электропоезда Московской железной дороги.

17:59. Восстановлено энергоснабжение Марьина и Люблино.

18.00-20.00. Возобновляют работу все столичные вокзалы, кроме Курского. Восстанавливается подача электроэнергии в 14 районов Подмосковья и Рязанскую область.

22:23. Восстановлено снабжение Серпуховско-Тимирязевской и Люблинской линий метро.

22:30. В Москве без электричества остаются 1200 жилых домов, 113 детских садов, 106 школ, три больницы, один детский дом. Также обесточены четыре района и четыре города Подмосковья.

Что произошло?

С 10:07 25 мая из-за перегрузок начались автоматические отключения ВЛ-220 кВ, что привело к нарушению устойчивости энергосистемы и последующему отключению линий электропередачи на юго-западе Московского региона, а также в Тульской и Калужской областях.

По Москве и Московской области было обесточено 258 подстанций мощностью от 35 до 220 кВ, 53 из них - в Москве и полная остановка московских электростанций ГЭС-1, ТЭЦ-9, ТЭЦ-11, ТЭЦ-17, ТЭЦ-22, а также частичная остановка

турбогенераторов на ТЭЦ-8, ГРЭС-4, ГРЭС-5, ТЭЦ-20, ТЭЦ-26.

В Октябрьских, Северных и Дмитровских электросетях, обслуживающих потребителей на территории Красногорского, Дмитровского, Химкинского, Мытищинского, Сергиево-Посадского и Пушкинского районов Московской области и на севере Москвы, отключений не было.

В Шатурских электросетях отключились три подстанции, в 12:30 25 мая все они были введены в работу.

В Ногинских электросетях отключились пять подстанций, в 14:30 25 мая все подстанции были введены в работу.

В Восточных электросетях отключились четыре подстанции с обесточиванием потребителей подмосковных городов Балашиха, Железнодорожный и прилегающих поселков. В Балашихе электроэнергия была подана в 15:30 25 мая, остальным потребителям - к 21:00 того же дня.

В Коломенских электросетях отключились 27 подстанций, в 16:30 25 мая введены в работу 24, в 19:00 - все остальные подстанции.

В Западных электросетях, обслуживающих самые густонаселенные районы Подмосковья - Одинцовский, Ленинский и Истринский - отключились 16 подстанций. К утру 26 мая все ограничения потребления в этих районах были сняты.

В Каширских электросетях отключились 23 распределительные подстанции и 5 абонентских. Энергоснабжение потребителей Каширского района было восстановлено в течение часа, Серебряно-Прудского района - через три часа, города Ступино - через четыре часа. На 23:00 25 мая оставались отключенными три подстанции. В 0:45 26 мая все подстанции были включены.

В Подольских электросетях отключились 53 распределительные подстанции и 10 абонентских. К 23:00 25 мая отключенными оставались 12 подстанций и одна абонентская. На 5:30 26 мая все подстанции были включены.

В Волоколамских электросетях отключилась 21 подстанция. К 21:45 25 мая включением трех крупных подстанций были полностью запитаны потребители города Волоколамска, поселков Шаховская и Лотошино. Еще 18 подстанций были включены в работу поочередно. На 4:00 26 мая включены все подстанции.

В Можайских электросетях отключились 30 подстанций. К 19:30 25 мая было восстановлено электроснабжение всех потребителей подмосковных городов Можайск и Руза. На 23:00 25 мая введены в работу шесть подстанций, к 6:30 следующего дня - 12 подстанций.

В Южных электросетях отключились 20 подстанций. К 23:00 25 мая были включены 16 подстанций. В 3:00 26 мая все подстанции, кроме "Чагино", введены в работу.

26 мая

06:00. Запущены четыре московские ТЭЦ. Введены в работу резервные мощности.

К 7:00 были запитаны все электроподстанции напряжением 110-220 кВ и введены в работу генерирующие мощности на электростанциях ОАО "Мосэнерго", отключенные 25 мая.

К 8:00 в основном было восстановлено питание всех потребителей.

В 12:10 все ограничения были сняты окончательно.

В 12:30 заработали 2779 из 2798 отключенных 25 мая центральных теплостанций Москвы, обеспечивающих подачу горячей воды в жилые дома.

К 15:00 26 мая были запитаны все потребители, кроме части Московского НПЗ на напряжении 220 кВ.

В 16:30 руководство РАО ЕЭС объявило о полном восстановлении энергоснабжения Московского региона.

Последствия аварии

Энергокризис затронул более 2 млн. чел. в Москве и порядка 5 млн. в Московской, Тульской и Калужской областях.

Москва

В Москве были обесточено 5 административных округов (ЮАО, ЮВАО, ЮЗАО, ЗАО и ЦАО).

Были обесточены 11 706 строений, в том числе, 8814 жилых домов, около 600 школ и более 1000 детских садов. Остановились 33 тыс. лифтов. В лифтах застряли порядка 3000 москвичей.

Остались без электричества 28 медицинских учреждений, в том числе больницы №№ 1, 4, 13, 17, 53, 56, 58, 68, роддома №№10, 14 и 25, Центр планирования семьи и репродукции человека, психиатрические больницы №№13, 14, 15, станция переливания крови, онкологический центр, морг.

Остановились поезда на Калужско-Рижской, Серпуховской, Люблинской, Замоскворецкой и Калининской линиях метро, 20 тыс. чел. в 43 составах метро оказались запертыми в тоннелях.

На железных дорогах Курского, Павелецкого, Киевского, Рижского и Рязанского направлений остановились 37 пассажирских, 700 пригородных и 125 грузовых поездов.

Остановились две станции аэрации, три регулирующих узла водоснабжения и 30 насосных станций "Мосводоканала".

Прекратили работу многие промышленные предприятия, в том числе ЗИЛ, "Автофрамос", московские подшипниковый и шинный заводы. МНПЗ пришлось работать в режиме минимального энергопотребления.

В Москве были отключены 2798 центральных и 19 районных и квартальных теплостанций и котельных, 53 электрические подстанции, пять ТЭЦ, одна ГРЭС.

Закрылись сотни магазинов, возникли перебои в работе операторов сотовой связи и Интернета.

Многие банки были вынуждены прекратить работу части офисов и филиалов, на юге Москвы отключились банкоматы. Сбербанку пришлось выступить с обращением о "временных затруднениях в обслуживании клиентов". Внешторгбанк также официально заявил о приостановке "некоторых банковских операций" в ряде офисов банка Москвы и Московского региона.

Торги акциями, облигациями и иностранной валютой на ММВБ и Фондовой бирже ММВБ были приостановлены.

В столице более 1,1 млн. чел. попали в транспортные пробки.

Авария отразилась и на работе высших органов государственной власти. В здании Совета Федерации на Большой Дмитровке свет был лишь в зале заседаний, который обеспечивался электроэнергией автономно. В Белом доме также несколько раз падало напряжение. Кроме того, правительственные чиновники, как и рядовые москвичи, столкнулись в среду с проблемой выхода в Интернет.

Из-за отключения электричества на технологической площадке ММТС-9 (Международная телефонная станция № 9) интернет-трафик через Московский Internet Exchange (MSK-IX) упал до нуля почти на три часа. Это привело к тому, что сайты, расположенные на российских хостинг-площадках, для подавляющего числа пользователей российского Интернета оказались недоступными.

От отключения электричества пострадали и клиенты банков. Транзакции по пластиковым картам были невозможны, какое-то время не работал ряд банкоматов. Из-за проблем с электричеством не работали банкоматы Сбербанка, Альфа-банка и ряда других. Трудности возникли и у клиентов коммерческих банков.

От отсутствия энергоснабжения "поплыли" промышленные холодильники -гигантские склады, где в глубокой заморозке хранятся тонны продовольствия. Была остановлена работа Таганского и Микояновского мясокомбинатов. Прекратили работу два завода компании "Рамзай", производящей мороженое.

Из-за аварии вышли из строя 236 столичных светофоров. На дорогах начался хаос. Было принято решение временно ограничить въезд в город всех большегрузных автомобилей. Они так и стояли огромными группами до вечера 25 мая на подъездах к столице.

В ряде районов города вышли из строя бензозаправки: без электричества обслуживающий персонал не мог выкачивать из подземных баков топливо. В результате множество автовладельцев были вынуждены бросать свои машины, в которых кончился бензин.

Около 11 утра пропало напряжение и на линиях внешнего энергоснабжения Московской железной дороги. По сообщению пресс-службы РЖД, произошло отключение 55 тяговых подстанций и 120 постов электрической централизации. Движение в направлении Москва-Тула было парализовано. Кроме того, сообщение было прервано на части Киевского, Белорусского, Рижского и Рязанского направлений.

По обычному графику работали московские аэропорты. Отключение электричества не повлияло на управление воздушным движением. Однако добраться до аэропортов было крайне сложно - скоростные поезда, курсирующие между Павелецким вокзалом и «Домодедово» остановились. И хотя аэропорт работал в обычном режиме, ряд рейсов пришлось отложить - на них не явился практически никто из пассажиров. Из-за аварии временно прекратила работу и глобальная распределительная система бронирования авиаперевозок «Сирена-Тревел».

Отсутствие электричества спровоцировало отключение в жилых домах водоснабжения - не работали насосные подстанции.

Из-за аварии жители домов с кодовыми замками и домофонами оказались заблокированными в подъездах.

Часть станций МГТС была вынуждена перейти на запасные генераторы. 52 подстанции на юге столицы были запитаны от резервных генераторов. Однако в таком режиме они могли работать лишь 4-6 часов, и днем 25 мая, в разгар кризиса, в МГТС всерьез опасались, что, если перебои с электричеством затянутся, жители южной части столицы, лишенные света и воды, останутся еще и без связи. В МГТС даже планировали перевести все имеющиеся мощности на обслуживание только экстренных служб за счет отключения «несущественных» абонентов.

Мобильные операторы связи также вынуждены были переключаться на резервные источники питания. Из-за резко возросшей нагрузки на сеть был затруднен доступ к сети МТС. Из 3 тыс. базовых станций московской сети МТС около 1 тыс., а также все коммутаторы работали от дизель-генераторов. Базовые станции, оборудованные аккумуляторами, могли обеспечивать электропитание только в течение нескольких часов.

Весьма ощутимый удар внезапное отключение электричества нанесло по объектам пищевой промышленности и продуктовым магазинам московского региона.

Увлеченные экономией средств, а часто просто сосредоточенные на проблеме элементарного выживания, многие предприятия и организации отказались от резервирования мощностей. Но для своевременного и целенаправленного использования мобильных резервных мощностей необходима оперативная и четкая информация о возникшей аварийной ситуации, а ее не было.

С серьезными проблемами столкнулись и сетевые продовольственные магазины. В первые минуты после аварии многие супермаркеты на юго-востоке, юге и юго-западе столицы были вынуждены свернуть торговлю из-за неработающих кассовых аппаратов.

Авария с электроснабжением оставила без электроэнергии 26 медицинских учреждений Москвы, в том числе и родильные дома. В некоторых клиниках имелись альтернативные источники энергоснабжения, которые позволили врачам завершить операции. Из ряда медицинских учреждений больных пришлось перевозить в другие клиники. При этом из-за громадных пробок, образовавшихся в южной части города, возникали проблемы в работе «Скорой помощи», время приезда к пациентам увеличилось в разы.

Резервных источников питания не оказалось в 20 медучреждениях города. Московские спасатели отвезли генераторы в 6-ю, 7-ю, 15-ю, 56-ю, 68-ю больницы, а также в Онкологический центр на Каширском шоссе, Центр планирования и репродукции человека на Севастопольском проспекте и Станцию переливания крови на Бакинской улице.

Метрополитен, который в первую очередь пострадал от аварии, — одна из наиболее уязвимых точек столицы. Не обошлось и без паники. В основном она была связана с отсутствием информации и духотой.

31 мая состоялось заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям Московской области, на котором обсуждались последствия и причины аварии на электросетях в Московском регионе.

Открывая совещание, председатель комиссии - вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев доложил собравшимся, что на территории Московской области были обесточены 42 муниципальных образования, без электроснабжения остались объекты жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, промышленные предприятия, в том числе и с непрерывным циклом производства, системы жизнеобеспечения и потенциально опасные объекты. Помимо этого было нарушено движение на железнодорожном транспорте по Рижскому, Белорусскому, Курскому, Павелецкому, Рязанскому, Горьковскому направлениям. Произошел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

несанкционированный сброс фекальных вод с очистных сооружений г. Москвы в Москва-реку. Всего в зоне аварии оказалось около 4 млн. чел.

В зоне аварии оказались 152 больницы, в которых находилось десять с половиной тысяч больных. В момент отключения электроэнергии проводилась 31 операция. Лишь в девяти учреждениях здравоохранения не сработала система резервного энергообеспечения. Никто из больных, в том числе и находившихся в операционных отделениях, не пострадал.

В начале двенадцатого часа дня 25 мая практически на территории всей Тульской области (22 района и город Тула) одновременно произошло отключение электричества.

Своевременной информации о том, что произошло, и возможном развитии ситуации от ОАО «Тулэнерго» ни в службу «ЕСС-01», ни в администрацию области не поступило. Главным управлением МЧС России по Тульской области было установлено взаимодействие с коллегами из соседних областей.

В 12.00 в администрации области созвано оперативное совещание. На нем даны поручения ГУ МЧС России по Тульской области, силовым структурам, главам муниципальных образований, руководителям структурных подразделений администрации по принятию необходимых мер для ликвидации последствий аварии в системе энергоснабжения и минимизации ущерба. Было организовано круглосуточное дежурство всех заинтересованных ведомств и структур. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС Тульской области переведены в режим повышенной готовности, Главное управление было приведено в «Готовность № 1» в полном составе. Развернут Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС).

В зону аварийного отключения на территории области попали:

3128 населенных пунктов;

183501 жилых зданий;

1345 учреждений дошкольного школьного и высшего образований;

123 лечебно-профилактических учреждения, имеющих стационары;

1567 тыс. чел. остались без электро- и водоснабжения.

Погас свет в операционных, встали трамваи и лифты, отключились компьютеры и светофоры, насосы, подающие воду в дома, бензоколонки, кассовые аппараты в магазинах, замолчали мобильные телефоны, а вслед за ними и трубки телефонов проводных. К полудню нормальная жизнь оказалась буквально парализованной.

В 11.30 из-за перепада напряжения на новомосковском “Оргсинтезе” произошел выброс двуокиси азота. Едкое облако размером 25 на 30 метров поднялось на 2-3 метра и двинулось в сторону Шатского водохранилища. На место происшествия выехали спасатели и пожарные, с помощью воды из брандспойтов им удалось осадить облако и провести дезактивацию.

В сложной ситуации оказались лечебные учреждения. Как выяснилось, в тульских больницах автономные источники питания - редкость.

Потери понес агропромышленный комплекс. На птицефабриках из-за отсутствия вентиляции и перегрева дохла птица, на свинофермах начался падеж животных. Сотрудники вручную долбили стены, чтобы создать приток воздуха. В племенном хозяйстве “Лазаревское” на улицу вывели стадо из 90 тыс. свиней.

На предприятии «Тульский бройлер» погибли почти 8 тыс. цыплят. На ОАО «Тульское» погибло свыше 200 тыс. кур и свыше 80 тыс. инкубационных племенных яиц.

Потери несли и переработчики продукции. Только на Веневском молокозаводе были вынуждены слить около 5 тонн скисшего молока.

В 12.00 на оперативном совещании было подготовлено обращение губернатора к населению области. Обращение передано во все ведущие СМИ области, по радиосвязи через службу «ЕСС-01» до муниципальных образований области.

В 15.00 и 19.00 проведены две пресс-конференции с участием губернатора и всех заинтересованных структур. На них дана подробная информация о происшедшей аварии.

В Калужской области 25 мая в 11 часов 4 минуты произошло обесточивание четырех северных районов Калужской области (Жуковский, Обнинский, Боровский и Малоярославецкий), в том числе города Обнинска. В результате аварии в электрических сетях акционерного общества "Мосэнерго" 25 мая резко увеличились перетоки мощности в Москву по воздушным линиям электропередачи напряжением 110 и 220 кВ от подстанций, расположенных в Калужской области. Включить резервное питание, которое обеспечивается по воздушной линии электропередачи напряжением 220 кВ от подстанции акционерного общества "Мосэнерго", не было возможности из-за дефицита электроэнергии в "Мосэнерго".

По данным калужских спасателей, чрезвычайных ситуаций, связанных с отключением электроэнергии, в Калужской области не произошло.

Особое внимание в этой чрезвычайной ситуации было уделено Обнинску, поскольку в этом городе находятся режимные и ядерно-опасные объекты. В связи с этим положение дел лично контролировала и каждые десять минут информировала мэра Обнинска гендиректор АО "Калужская энергетическая управляющая компания" Ирина Яшанина.

Благодаря оперативно принятым мерам в городе науки уже к 14 часам напряжение в сети было подано и жизнедеятельность восстановлена.

Действия энергетиков и их взгляд на аварию

В первые часы после начала энергетического коллапса сотрудники энергетических систем пребывали в растерянности. Лишь, спустя несколько часов, после аварии, «Мосэнерго» распространило официальное заявление.

Министр МЧС России С.К. Шойгу отметил, что после возникновения аварии был нарушен один из пунктов соглашения, по которому энергетики обязаны немедленно проинформировать МЧС о случившемся, и дать прогноз развития ситуации.

"Нам удалось установить такую информацию только после моего двукратного общения и обмена информацией с главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Борисовичем Чубайсом. Только после этого, а это часа через полтора, пошла более или менее объективная и понятная информация, где и что происходит и в какие сроки (энергоснабжение) может быть восстановлено", сказал С.К. Шойгу.

В РАО "ЕЭС России" был создан оперативный штаб во главе с А.Б. Чубайсом. Он взаимодействовал с МЧС России и Правительством Москвы.

Теоретически похожие каскадные отключения электричества могут прокатиться по всей стране. Последние 15 лет в закупку современного оборудования не вкладывалось ни копейки. Ситуация в стране такая: каждый второй ныне работающий трансформатор должен «отдыхать» на свалке. В Америке все системы передачи электроэнергии современные. И все равно у них чаще вырубают свет.

Виноват и человеческий фактор, качество подготовки работников. На подтанции «Чагино» авария случилась не только потому, что трансформатору было 42 года. А потому, что персонал выбрал неправильную схему резервного обеспечения током. Сети просто не выдержали подскочившей нагрузки.

По мнению энергетиков главное то, что они смогли сохранить оборудование и не допустить более тяжелых последствий.

Ликвидация последствий аварии и действия спасателей

Устранять последствия аварии начали все аварийные службы Москвы. Резервные источники энергии подключали специалисты МЧС России и Минобороны России. Они занимались объектами наибольшей важности: лечебными учреждениями, школами и детскими садами.

К работам по обеспечению жизнедеятельности привлекалось более 12 тыс. чел. и 2358 ед. техники, в том числе от МЧС России - 3282 чел. и 623 ед. техники.

Для ликвидации последствий аварии Правительством Москвы на первое оперативное заседание в 13.00 25 мая была собрана КЧС с привлечением руководителей городских комплексов и организаций во главе с первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресиным В.И. исполнявшим обязанности Мэра.

Главной задачей КЧС, на первоначальном этапе, было определение реальных масштабов аварии, а в дальнейшем координация действий по ликвидации аварии. КЧС Правительства Москвы были даны указания комплексам городского хозяйства по ликвидации сложившейся ситуации и на проведение аварийноспасательных и восстановительных работ.

На химически опасных объектах был организован постоянный мониторинг силами лабораторного контроля и специальными группами.

КЧС Правительства Москвы осуществляло управление через оперативные группы ГУ МЧС России по Москве и органы исполнительной власти города Москвы. Для организации непрерывного взаимодействия в структурные подразделения Правительства Москвы были направлены офицеры связи ГУ МЧС России по г. Москве.

Единой системой оперативно диспетчерского управления (ЕСОДУ) был организован сбор информации от диспетчерских служб комплексов городского хозяйства.

Для непрерывного управления была дана команда комплексам городского хозяйства и организациям перейти на транкинговую систему связи ГУ МЧС России по г. Москве.

По решению КЧС города в районы оставшиеся без электричества были направлены передвижные магазины-киоски, пункты выдачи воды. Дополнительно в местах определенных КЧС административных округов были выставлены машины скорой помощи.

Глава МЧС Росси Сергей Шойгу заявил, что все городские службы Москвы во время энергоаварии сработали в строгом соответствии с планом.

Разбираться с аварией президент поручил правительству. В три часа дня 25 мая премьер Михаил Фрадков провел экстренное совещание по этому поводу. На совещании был принят план действий по восстановлению энергоснабжения пострадавших регионов

Чубайс заявил, что полное восстановление энергоснабжения Московского региона будет закончено "в течение 24 часов после постановки задачи", то есть к середине 26 мая.

К полудню 25 мая бригады МЧС России и "скорой помощи" спустились в метро. Пожилым людям подъем по остановившимся эскалаторам оказался не под силу. Некоторым приходилось оказывать помощь на месте. На полную эвакуацию пассажиров обесточенных линий руководству метрополитена и других служб понадобилось почти два часа. Параллельно городские власти пытались найти альтернативу метрополитену. «Мосгортрансу» удалось относительно оперативно организовать шесть «компенсационных» автобусных маршрутов, призванных заменить обездвиженные составы метро и трамваи.

К ликвидации последствий аварии сразу приступили работники комплексов городского хозяйства и организаций находящиеся на рабочих местах (Метрополитен, Департамент здравоохранения, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, и др.). В дальнейшем, при поступлении информации от диспетчерских служб и населения на телефоны 01, 02, 03 для оказания помощи населению были направлены аварийные бригады комплексов городского хозяйства и организаций, а также спасательные и пожарные расчеты.

Для организации дорожного движения на перекрестки, ставшие нерегулируемыми, вышли сотрудники ГИБДД.

С целью усиления группировки сил ГУ МЧС России по г. Москве начальником Главного управления МЧС России по Москве была введена «Готовность №1», организовано взаимодействие Центра управления в кризисных ситуациях г. Москвы со всеми службами, входящими в систему ЕСОДУ города Москвы.

В работах 25-26 мая по восстановлению жизнедеятельности города участвовали следующие спасательные силы ГУ МЧС России по Москве и МЧС России (табл. 1).

Таблица 1

Спасательные силы ГУ МЧС России по Москве и МЧС России, участвовавшие в

работах по восстановлению жизнедеятельности города 25-26 мая

Силы МГПСС Количество выездов

ЦАО ПСО-1 5

САО ПСО-2, ПСВО 6

СВАО ПСО-3 7

ВАО ПСО-5 3

ЮВАО ПСО-4 4

ЮАО ПСО-7 3

ЮЗАО ПСО-8 3

ЗАО ПСО-6, ОАССР 6

СЗАО ПСО-9 4

Авиация ГУ МЧС по Москве была приведена в готовность №1

Силы МЧС России:

Центроспас 7

На объекты медицины Москвы были направлены: горбольница №7 - ПСО-7; горбольница №6 - ПСО-4; горбольница №15 - Центроспас; горбольница №68 -Центроспас; центр планирования семьи - ПСО-8; горбольница №56, онкоцентр на Каширском шоссе - экипажи Московской службы спасения.

Спасатели совместно с работниками московского метрополитена эвакуировали более 20 тыс. пассажиров.

Спасатели также участвовали в разблокировании людей из застывших лифтов.

На подстанцию "Чагино" был направлен подвижный узел связи ГУ МЧС России по г. Москве.

В Московской области управление в целом было сохранено. Авария коснулась 42 муниципальных образований, вместе с жителями Москвы, которые уже во многом выехали на постоянное проживание на летний период на дачу. В зоне аварии находилось около 4 млн. чел.

По решению губернатора области Бориса Громова был создан временный штаб глав муниципальных образований. Были проведены заседания комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Всего на ликвидации последствий аварии в Московской области было задействовано 24 тыс. чел.

Вопросы оповещения и информирования в период аварии

Авария выявила и недостатки в организации своевременного оповещения и информирования населения.

25 мая миллионы жителей Москвы и соседних областей, остались внезапно без света и средств связи, а заодно и без всякой информации о причинах этого катаклизма. В нашем компьютеризированном и телефонизированном мире, как выяснилось, в Москве и соседних областях нет системы своевременного оповещения населения о масштабных авариях и катастрофах «в мирное время». В результате люди, оказавшиеся в остановившемся метро, в обесточенных жилых домах и офисах,

промышленных предприятиях и медицинских учреждениях, в течение нескольких часов не могли нигде получить информации о том, что же произошло.

В ряде мест прекратили работу радиовещательные, эфирные телевизионные и кабельные станции. Перебои в электроснабжении сказались, например, на работе московских телеканалов ТВЦ и РЕН-ТВ. В связи с аварией произошло отключение питания в Доме радио на Пятницкой улице, пришлось срочно подключить резервное энергоснабжение. Ситуация в Телевизионном техническом центре "Останкино" оставалась штатной.

В Тульской области ситуация значительно осложнилась еще и тем, что из строя был выведен ретрансляционный передающий центр, обесточены радио- и телепередатчики, пропало и кабельное телевидение. Вот когда пригодилось бы старое доброе проводное радио, которого на территории области практически не осталось.

Несомненно, добавила проблем и не имеющая под собой оснований информация, прозвучавшая в выпуске новостей НТВ и нескольких радиостанций о выбросе фенола. Кстати, фенольное производство в области прекращено еще в 1996 году.

Глава МЧС России Сергей Шойгу в интервью программе "Вести недели" телеканала "Россия" 29 мая 2005 года, говоря о системе оповещения населения при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации отметил, что необходимо восстанавливать систему проводного радио, создавать "источники информации с независимым или дублированным источником питания". "Третье - это БМБ-сообщения, это электронная почта, это уличные экраны".

"Телевидение и радиоканалы взяли на себя функцию оповещения и нас, в том числе, о том, что происходит не только в Москве и Московской области, но и в Тульской, Рязанской, Калужской областях", - сказал Шойгу.

В районах аварии из-за отсутствия электроэнергии невозможно было управлять сетями электросиренного оповещения, не использовались сети уличной звукофикации.

Сотовые телефоны работали с перебоями, городские и вовсе отключили, не работали телевизоры, замолчала и первая кнопка радио.

2 июня министр МЧС России Сергей Шойгу обратился к правительству с просьбой выделить финансовые средства на создание Всероссийской системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и Национального центра управления в кризисных ситуациях.

В России одним из основных средств массового оповещения населения, наряду с телевидением и радиовещанием может стать сотовой телефон, число которых уже превысило число стационарных телефонов.

Количество абонентов сотовой связи в России в мае 2005 года составило 93,57 млн. абонентов, уровень проникновения составил 64,5% (соотношение между количеством проданных Б1М-карт и официальными данными по населению).

Понесенный ущерб и его возмещение

РАО "ЕЭС России" 3 июня получило письмо правительства Москвы с предварительной оценкой ущерба от энергокризиса в 1 млрд. 708 млн. 400 тыс. руб. (около 60 млн. долларов). В эту сумму не вошли потери Московского нефтеперерабатывающего завода, который оценивал простой с 25 по 30 мая в 3 млрд. руб. Правительство Москвы предложило РАО ЕЭС рассмотреть вопрос о создании специальной комиссии по рассмотрению размеров ущерба.

По данным Департамента экономической политики и развития Москвы, наибольший ущерб причинен объектам жилищно-коммунального хозяйства, промышленным предприятиям и магазинам в Юго-Восточном административном округе столицы. В этом округе средняя сумма ущерба составила около 400 млн. руб.

АМО "ЗИЛ" понес убытки в размере 95 млн. руб. Ущерб строительных организаций составил более 143 млн. руб. Потери "Мосводоканала" составили 33 млн.

руб., а "Мосводостока" - 27 млн. руб. Ущерб московского метрополитена превысил 9 млн. руб. Прямые убытки (выход из строя аккумуляторов и части оборудования -оценены в 1,3 млн. руб., косвенные (не перевезены пассажиры) - 8 млн. руб. Общий ущерб "Мосгортранса" - около 16 млн.

После энергетического кризиса московские магазины подсчитывали убытки и занимались ликвидацией испорченных продуктов. Ритейл оры, чьи магазины сосредоточены на юге города, недополучили от 10 тыс. до 400 тыс. долларов выручки.

В компании «Патэрсон» оценили свои потери как по выручке, так и по испорченному товару, в размере 170 тыс. долларов.

Пострадали от отключения света и практически все крупные столичные предприятия пищевой промышленности. О потерях первыми заявили ряд мясокомбинатов, в частности «Бирюлевский» и «Таганский», молокозаводы «Danone», «Нидан» и Царицынский молочный комбинат, входящий в ОАО «Вимм-Билль-Данн».

Из-за отключения электроэнергии Царицынский мясокомбинат не работал с 12 часов дня до полуночи. Вся дневная норма продукции - 200 тонн - пропала.

2 июня была названа предварительная сумма понесенного Московской областью ущерба - около 504 млн. руб.

Администрация Тульской области определила общую сумму убытков на 1 июня в 436 млн. 800 тыс. руб., в том числе, прямой ущерб - 288 млн. 810 тыс. руб., упущенная выгода - 147 млн. 990 тыс. руб. Из них в промышленности прямой ущерб составил 155 млн. 940 тыс. руб., упущенная выгода - 133 млн. 90 тыс. руб.; в агропромышленном комплексе прямой ущерб - 99 млн. 660 тыс. руб., упущенная выгода - 11 млн. 900 тыс. руб.; здравоохранению прямой ущерб нанесен в размере 2 млн. 790 тыс. руб., санитарно-эпидемиологическому комплексу - 320 тыс. руб.; в ЖКХ прямой ущерб составил 6 млн. 200 тыс. руб., упущенная выгода - 3 млн. руб.; ущерб, нанесенный транспорту и связи - 23 млн. 120 тыс. руб., торговле - 780 тыс. руб.

В целом по ОАО РЖД убытки составили на 1 июня 2005 года 650 млн. руб.

На ряде предприятий Москвы, Московской и Тульской областей из-за внезапного отключения энергии приостановился технологический процесс, в результате чего было испорчено ценное оборудование и впустую израсходованы сырье и материалы.

Из-за отключения электричества только на двух крупнейших птицефабриках -Петелино и Тульской - погибли более миллиона кур. Крупные потери понесли Ефремовский и Лазаревский свинокомплексы. Петелинская птицефабрика потеряла более 500 тыс. долларов. Птицефабрика "Тульская" (там пало около 200 тыс. кур и вышло из строя сортировочное оборудование) оценила свой ущерб более чем в 3 млн. долларов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Ступинской металлургической компании, владеющей комбинатом в подмосковном Ступине, только ремонт доменных печей, в которых из-за

обесточивания застыл расплавленный никель, оценили в 1 млн. долларов.

Вскоре после аварии глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс заявил, что убытки большинства пострадавших смогут покрыть страховщики, а вопрос о компенсации остальным будет решаться в соответствии с действующим

законодательством. Однако даже если к страховым компаниям практически одновременно обратится лишь часть пострадавших, многие из них не смогут

выдержать такой финансовой нагрузки и рискуют просто-напросто разориться.

Судиться с энергетиками будет непросто. Для начала - с кем судиться? Чаще всего в качестве потенциального ответчика называли “Мосэнерго”. Однако в рамках реформы электроэнергетики с 1 апреля из состава ОАО “Мосэнерго” было выделено ОАО “Мосэнергосбыт”, которому с момента создания по разделительному балансу должны были перейти права и обязанности по договорам энергоснабжения

электрической энергией с потребителями “Мосэнерго”. Именно к “Мосэнергосбыту” и

должны быть в теории обращены все иски. На практике, однако, могло оказаться, что у некоторых потребителей по-прежнему действуют договоры об электроснабжении с самим “Мосэнерго”. Что же касается мелких и средних потребителей, то они часто получают электроэнергию от независимых компаний-посредников, к которым и придется подавать иски.

А дальше в действие вступает то самое законодательство, которое сами же энергетики и писали под себя. Во-первых, согласно нормам Гражданского кодекса и типовым договорам электроснабжения “Мосэнерго” потребители могут требовать от энергетиков лишь возмещения прямого ущерба, но никак не упущенной выгоды - а ведь именно к категории упущенной выгоды относятся потери многих московских компаний, которые не могли нормально работать в 25 мая. Во-вторых, добиться возмещения даже прямого ущерба будет трудно. У энергетиков есть право (при условии уведомления) прекращать или ограничивать подачу электроэнергии абоненту, если это необходимо для предотвращения или ликвидации аварии в системе энергоснабжения. В таких случаях потребитель лишается права требовать возмещения даже прямого ущерба.

С большей долей вероятности можно говорить о предстоящем возмещении страховщиками ущерба самим энергетикам. Контрагенты энергетиков, пострадавшие от отключения электричества - сотовые операторы, перевозчики, участники фондового рынка и другие - должны будут доказать свои потери в суде.

Энергетическая авария выявила удивительный факт в жизнедеятельности российских энергокомпаний, которые относятся к категории предприятий повышенного риска: как оказалось, они не страхуют свою ответственность перед третьими лицами. В мировой практике это - беспрецедентный случай. Мало того, ст. 18 Федерального закона "Об электроэнергетике" четко устанавливает, что системный оператор - Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) Единой энергетической системы - в обязательном порядке должен страховать свою ответственность перед субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.

Таким образом - налицо явное нарушение закона. Причина его проста: в страховании ответственности перед потребителями электроэнергии сегодня не заинтересованы ни энергетики, ни страховые компании.

Энергетики не соблюдают главный отраслевой закон из-за того, что не хотят увеличивать расходы. Тем более что страхование ответственности перед третьими лицами - одна из самых дорогих страховых услуг: тариф по нему может достигать 10% от страховой суммы. Пока вся энергетика регулируемая, очень тяжело доказать федеральной или региональной службе по тарифам необходимость включения страхования ответственности в тариф, ведь задача государства - сдерживать рост тарифов. Получается, что энергетики должны выплачивать эти страховые взносы из своей чистой прибыли. Таким образом, энергетическая компания оказывается перед выбором: либо она просто не страхуется, либо она должна найти еще какие-то источники прибыли, не связанные с продажей электроэнергии. Но таких источников доходов у энергетиков нет. Так что их выбор предопределен.

Авария и экология

Отсутствие энергии едва не привело и к экологической катастрофе. Так, в Тульской области на заводе "Новомосковский азот" произошел взрыв результатом которого, стал выброс окиси азота, в Москва-реку попали канализационные стоки.

"Мосводоканал" оценил экологический ущерб, причиненный энергокризисом в Москве и области, в 22 млн. руб.

По предварительным расчетам, общий экологический ущерб от энергоаварии в Москве составил 30 млн. руб., сообщил исполняющий обязанности главы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Андрей Малышев.

Серьезные опасения после аварии вызывала чистота воды в Московском регионе. Главный государственный санитарный врач по Москве Николай Филатов запретил «до особого распоряжения» купание в Москве-реке и Оке. Вода в них, возможно, заражена кишечной палочкой, гепатитом и холерой. Кстати, объявление о запрете купания поступило лишь через два дня после сброса сточных вод.

Во время отключения электроэнергии в среду в Москву-реку попали тонны неочищенных сточных вод. По словам главы "Мосводоканала" Храменкова, всего было сброшено около 10 -12 тыс. кубометров сточных вод, что составляет 0,2% суточного объема. "Ситуацию осложняло то, что мы не получали никакой информации от «Мосэнерго», когда же будет восстановлена подача электроэнергии",- добавил глава "Мосводоканала".

Сброс неочищенных отходов с четырех столичных станций аэрации (Курьяновской, Люблинской, Выхинской и Павелецкой), а также с 43 насосных канализационных станций продолжался почти в течение часа. Мощность одной только Курьяновской станции - больше трех миллионов кубов в день. Легко представить, что случилось бы с Москвой-рекой, если бы в ней оказался хотя бы суточный сток неочищенных фекалий. Первым делом погибла бы вся рыба.

«Мосводоканал» занимался разбавлением воды в точках сброса, чтобы уменьшить концентрацию загрязнений. Была дана команда увеличить сброс воды из Истринского водохранилища. Через Рублевскую плотину в Москву-реку стало поступать гораздо больше воды для «санитарного обводнения Москвы-реки».

Серьезную угрозу представлял НПЗ в Капотне. "Само собой, нефтепродукты не могли сгореть полностью", - рассказала "Известиям" директор ГПУ "Мосэкомониторинг" Евгения Симотникова. Возросший объем газовой смеси, поступающей на факел, привел к неполному сгоранию и образованию токсичных органических веществ, в основном углеводородов. Из-за погодных условий загрязненный воздух не рассеялся и начал передвигаться по городу. С 21.00 до 21.50 24 мая дул северо-восточный ветер, и выбросы загрязняющих веществ распространялись в сторону Марьино и Братиславской. В период с 21.50 до 23.00 ветер сменил направление на юго-восточное. В зоне влияния выброса оказались Люблино, ул. Верхние поля, часть района Кузьминки. С 23.00 до утра дули западный и юго-западный ветры. Воздушные массы перенеслись в направлении районов Выхино, Новокосино, Жулебино и Кузьминского лесопарка. Больше всего пострадало Марьино: там было

зарегистрировано 3-4-кратное превышение ПДК углеводородов.

25 мая хуже всего дышалось на Варшавке, где диоксид азота в воздухе превысил норму в 2,5 раза, оксид углерода - вдвое, формальдегид - в 3,5 раза.

После энергоаварии в столице в Москве-реке допустимые нормы по микробиологическим показателям были превышены до 240 раз, по вирусным - до 100, также зафиксировано высокое химическое загрязнение. Об этом 31 мая на пресс-конференции заявила главный государственный санитарный врач Подмосковья Ольга Гавриленко.

Никаких серьезных аварий или происшествий в связи с временным отключением электроэнергии на территории Калужской области не произошло. Такие заявления вынуждены были делать официальные власти в связи с появившимися слухами об аварии на реакторе атомной станции. В Обнинске находятся 12 НИИ, в том числе Государственный научный центр РФ "Физико-Энергетический Институт" -крупнейшее из предприятий Росатома, специализирующееся на разработке ядерных реакторов для различных целей. "Произошло падение мощности на некоторых экспериментальных стендах (проектах). Проекты просто отключили от энергосети, и никаких происшествий в связи с этим не зафиксировано", - сказал представитель Ростехнадзора. При этом он заверил, что на всех десяти российских АЭС, включая Смоленскую АЭС, "обстановка нормальная".

Причины аварии и кто виноват

В РАО "ЕЭС России" практически сразу же заявили, что считают основной причиной аварии техническое состояние подстанции "Чагино". По версии РАО "ЕЭС России", ситуация усугубилась и жаркой погодой. "В связи с высокими температурами увеличилось число коротких замыканий из-за провисания проводов на линиях различного напряжения", - сказал член правления РАО Андрей Трапезников.

И даже если принять во внимание удручающее техническое состояние подстанции, остается вопрос: почему энергетики не локализовали аварию и допустили, чтобы вся энергосистема посыпалась, как домино? Летом 2003 года, когда произошла аналогичная авария в США и Канаде, Анатолий Чубайс уверял, что у нас ничего подобного в принципе быть не может. Действительно, энергосистема, доставшаяся России в наследство от СССР, построена таким образом, что автоматика позволяет быстро локализовать аварию, а потом восстановить энергоснабжение по резервным линиям электропередачи.

Владимир Путин 25 мая возложил всю ответственность за происшедшее на руководство РАО "ЕЭС". Причину аварии он видел в чрезмерном увлечении руководства РАО масштабными реформами в ущерб хозяйственной деятельности. "Нужно заниматься не только проблемами, связанными с глобальной политикой в области энергетики и реформированием компании, но и текущей оперативной работой", - заявил президент, отметив, что причиной аварии могли стать "не только проблемы, связанные с износом оборудования, но и несвоевременный ремонт, профилактические работы".

Заседание членов Совета безопасности России 4 июня, на котором рассматривалась авария в энергосистеме центра России, закончилось отставкой почти всего руководства «Мосэнерго» во главе с гендиректором Аркадием Евстафьевым. Владимир Путин жестко и однозначно возложил вину на столичную энергокомпанию. Смысл президентской критики сводился к тому, что, если бы не было разбазаривания средств, энергокризиса 24-25 мая можно было бы избежать.

Авария на подстанции "Чагино" не была причиной масштабного отключения электричества в Москве. К такому выводу 9 июня пришли депутаты Госдумы на первом заседании рабочей группы по расследованию аварии 25 мая. Думская рабочая группа была создана постановлением палаты через два дня после энергетического кризиса.

Дефекты в московской энергосистеме были выявлены ещё за месяц до аварии. Однако РАО ЕЭС не устранило их. Об этом 3 июня сообщил исполняющий обязанности руководителя Ростехнадзора Андрей Малышев. Комиссия также выяснила, что внешнего воздействия на подстанцию "Чагино" не было.

Советник президента Илларионов считает необходимым сохранить в электроэнергетике вертикально интегрированные компании и не разрывать технологические цепочки.

Реформирование ОАО «Мосэнерго» путем выделения и создания 13 новых компаний по видам бизнеса может привести к снижению эффективности управления, и как следствие, к снижению системной надежности Московского региона. Например, несмотря на достаточные запасы топлива на электростанциях Московской энергосистемы, Администратор торговой сети (АТС) и Системный оператор (СО) останавливают крупные теплофикационные блоки и недогружают работающие электростанции, вынуждая ОАО «Мосэнерго» покупать электроэнергию с «рынка», тем самым еще больше перегружая сильно изношенные электрические сети, снижая надежность и нанося ущерб интересам Московского региона. При этом ОАО «Мосэнерго» вынуждено вырабатывать тепло на пиковых водогрейных котлах, а не в более выгодном комбинированном режиме.

В целях предотвращения надвигающейся техногенной катастрофы и для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Московского мегаполиса и Московского региона в целом требуется принятие чрезвычайных и неотложных мер со стороны Правительства Российской Федерации.

Принципиально важно, что реформа электроэнергетики предусматривает приватизацию генерирующих мощностей с сохранением сетевого хозяйства в руках государства. Это автоматически заинтересовывает профессиональных приватизаторов в том, чтобы инвестиции концентрировались в генерирующих мощностях. Чем больше в них вложено, тем дороже их можно будет продать, а с сетями пусть потом государство само разбирается.

По мнению многих аналитиков, основная причина произошедшей аварии -системная порочность реформы электроэнергетики, разработанной и осуществляемой менеджментом естественной монополии в своих собственных интересах, а не в интересах страны. До пересмотра этой реформы и переориентации ее на нужды экономики в целом любые деньги, направленные энергетикам, будут лишь закреплять сформировавшиеся диспропорции, усугубляя тем самым положение отрасли и повышая вероятность новых катастроф.

Темпы развития энергоинфраструктуры недостаточны. Раздел электроэнергетической отрасли вреден. Таковы ключевые выводы сделанные аналитиками после произошедшей в Московском регионе техногенной катастрофы.

Энергосистема Москвы закольцована в так называемое Московское энергетическое кольцо напряжением в 500 кВ. На этом кольце стоят семь узловых подстанций, которые понижают напряжение (до 110 и 220 кВ) входящих в Москву линий электропередачи напряжением 500 и 750 кВ и подают их на подстанции меньшей мощности или конечным потребителям. Аварии одновременно на двух из этих семи ключевых пятисоткиловольтных подстанций - "Чагино" и "Очаково" - как раз и стали непосредственной причиной техногенной катастрофы.

Реформы в энергетике и надежность

Надежность - один из главных показателей работы такой социально-значимой отрасли, как электроэнергетика. Отключения электроэнергии, которые произошли 25 мая 2005 года в Московской энергосистеме, наглядно это показали.

Действительно разве можно требовать надежности от нашей энергосистемы, если только в конце 2003 года создан отраслевой Совет по координации работ для обеспечения системной надежности ЕЭС России, если еще только вырабатывается концепция обеспечения надежности в электроэнергетике страны. В соответствии с данной Концепцией, обеспечение надежности в электроэнергетике основано на сочетании обязательных требований и экономических механизмов. Ключевыми механизмами являются взаимная ответственность поставщиков и потребителей электроэнергии, а также всех субъектов рынка электроэнергии.

По мнению создателей Концепции, проблемы в обеспечении надежности возникают из-за того, что ответственность между субъектами рынка разделена недостаточно эффективно. В соответствии с Концепцией, генерирующие компании должны отвечать за надежность производства энергии, электрическую и технологическую живучесть и участие в управлении режимами; сетевые компании - за надежность схем передачи, мощности и присоединения, а также за готовность сети при выполнении графиков генерации и потребления мощности и электроэнергии. Системный оператор должен отвечать за надежность режимов, а также планирование и координацию ремонтов; и, наконец, потребители - за устойчивость к внешним возмущениям, электрическую и технологическую живучесть, а также участие в управлении режимами.

Концепция ориентирована на переходный период и должна уточняться и дополняться по мере развития рыночных отношений.

Возникает вопрос: надежность электроснабжения - это общественное достояние или рыночная услуга?

Под надежностью понимается свойство объекта (системы) выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования.

В качестве объектов электроэнергетики рассматриваются электроэнергетическая система (ЭЭС) и ее элементы (электростанции, электрическая и тепловая сеть), а также составляющие последних (установки, оборудование, аппараты и

др.).

Надежность ЭЭС (системная надежность) является комплексным свойством и может быть определена как способность электроэнергетической системы выполнять функции по производству, передаче, распределению и электроснабжению потребителей электрической энергией нормированного качества в требуемом количестве путем технологического взаимодействия генерирующих установок, электрических сетей и электроустановок потребителей, в том числе: удовлетворять в любой момент времени общий спрос на электроэнергию; противостоять возмущениям, вызванным отказами элементов энергосистемы, включая каскадное развитие аварий и наступление форс-мажорных условий; восстанавливать свои функции после их нарушения.

Отказ или нарушение условий функционирования ЭЭС - это снижение количества и (или) качества электроэнергии, отдаваемой потребителю, по сравнению с заданным (договорными величинами и условиями поставки).

Для электростанции отказом считается снижение мощности, а для сети -пропускной способности. Большинство отказов оборудования в ЭЭС (в будущем -отказов оборудования субъектов) демпфируется внутри самой системы, не доходя до потребителей, но оказывая существенное влияние на надежность выполнения субъектами рынка своих функций. Субъекты должны обладать ресурсами для компенсации ущербов собственных и нанесенных другими субъектами. В то же время превалирующее влияние на надежность электроснабжения конечного потребителя оказывает распределительная сеть (эффект последней мили), а не энергосистема.

Организация эффективного либерального рынка электроэнергии требует фундаментальных изменений структуры управления электроэнергетикой, взаимоотношений и взаимодействия как внутри отрасли, так и с другими секторами экономики. Административные методы управления надежностью должны уступить место рыночным механизмам (дифференциации тарифов, рынку системных услуг и др.), корпоративным инструментам, обновленной системе нормативно-правового обеспечения и технического регламентирования. В переходный период необходимо выстроить новую систему управления надежностью, не разрушающую нарождающиеся условия конкуренции.

Основа правового обеспечения надежности в электроэнергетике заложена в Гражданском кодексе РФ и федеральном законе "Об электроэнергетике", который требует установления между всеми субъектами электроэнергетического рынка экономически сбалансированных отношений на основе платы за надежность и полного восстановления убытков по причине ненадежного электроснабжения (ст. 6, 9, 18, 20, 38 и 39 ФЗ). Закон устанавливает ответственность системного оператора за системную надежность (п. 2 ст. 11; п. 1 ст. 14) и энергосбытовой компании за надежность электроснабжения потребителей (п. 2 ст. 9; п. 2 и 3 ст. 18; п. 1 ст. 32; ст. 39).

Надежность электроснабжения потребителей не может быть абсолютной и должна рассматриваться как некоторый конечный комплексный ресурс. Требования потребителей по обеспечению того или иного уровня надежности электроснабжения формируют спрос на данный ресурс. При этом потребители сами должны определять необходимый им уровень надежности и иметь возможность выбора ее цены из

предоставляемых тарифов. Это обстоятельство позволит избежать перекрестного субсидирования потребителей по фактору надежности.

Кстати, положения Правил устройства электроустановок (ПУЭ) не учитывают в полной мере влияние на надежность электроснабжения потребителей кратковременных (секунды и доли секунды) перерывов питания, в том числе частичных, и соответственно не содержат требований к независимости источников питания на таких коротких интервалах времени. Поэтому к потребителям должны быть дополнительно предъявлены требования обеспечения собственного функционирования, соответствующие их классу (или запросу) надежности, при кратковременных нарушениях питания.

Данные задачи предполагают проектирование схем внешнего и особенно внутреннего электроснабжения, а также местной сетевой и технологической автоматики для учета возможного влияния аварийных режимов энергосистемы, сопровождающихся работой штатных устройств релейной защиты и автоматики. Должны быть предусмотрены выделение технологической и аварийной брони с автономным резервным источником; обеспечение быстрого автоматического восстановления технологии в случае кратковременных перерывов питания, в том числе, самозапуска двигателей (при необходимости - каскадного), автоматического повторного пуска с учетом допустимого порядка восстановления технологии; а также, если это возможно и целесообразно, технологическое резервирование.

Особенно важны меры по обеспечению бесперебойного функционирования технологических процессов на взрывоопасных производствах, производствах с опасными или вредными аварийными выбросами.

Эти же меры позволяют повысить управляемость потребителя, сокращая ущерб при контролируемом аварийном отключении, а также при аварийном ограничении потребления. Аналогичным целям, особенно в условиях аварийных режимов, служат средства дистанционного, в том числе избирательного, автоматического управления нагрузкой, что дает возможность выполнять аварийное ограничение и отключение потребителей с учетом их ответственности.

Управляемость узлов нагрузки для нормальных режимов ЭЭС обеспечивается организационно-техническими мероприятиями по выравниванию графика электропотребления (применение потребителей-регуляторов, многоставочных тарифов, ограничений на участие в максимуме нагрузки), а также по соблюдению режима напряжения за счет эффективного использования источников реактивной мощности потребителей.

Кратковременные нарушения вынуждают уточнять требования к бесперебойности электроснабжения, особенно для потребителей с непрерывным технологическим процессом. Рациональный уровень надежности передачи и распределения внешней по отношению к потребителю системы необходимо привести в соответствие с уровнем надежности внутренней схемы потребления электроснабжения, а также уровнем технологического резервирования. Это потребует как минимум пересмотра норм технологического проектирования систем электроснабжения, разработки индивидуальных технических требований на присоединение к электрическим сетям, включаемых в соответствующие договоры.

Советник гендиректора Мосэнерго, бывший глава компании (занимал этот пост с 1983 по 2001 год) Нестор Серебряников согласен с тем, что новые аварии неизбежны. «Анализ и расчеты специалистов давно показывали возможность крупных энергокризисов в Москве, - говорит он. - В схемах электроснабжения Москвы и Московской области до 2010, 2015 и 2020 годов черным по белому написано, что возможны тяжелые техногенные аварии». Для их предотвращения, по мнению Серебряникова, столице необходимо ввести собственные генерирующие мощности и построить новые электрические сети.

В Москве принято решение о строительстве собственной энергосистемы -Мосгорэнерго. В таком случае город получит дополнительно 3 млн. кВт. Но дефицит уже составляет большую величину и постоянно нарастает.

Развитие возможного сценария на территории мегаполиса при отсутствии электроэнергии 24 часа и более

Специалисты считают, что необратимые процессы, ведущие к полному коллапсу жизнедеятельности огромного мегаполиса, могли начаться в Москве уже спустя 24 часа после "конца света".

То, что случилось 25 мая в Москве, на медицинском языке называется комой. Выйти из нее удается немногим пациентам. И, как считают эксперты, наш многомиллионный мегаполис - даже с учетом грандиозных материальных потерь - все же отделался легким испугом.

Существуют разные гипотезы относительно того, сколько времени столь тонкий и тотально энергозависимый "человеческий муравейник" может функционировать без электричества. Сходятся специалисты в одном: необратимые процессы, ведущие к полному коллапсу в мегаполисе, начинаются уже через 24 часа. Очевидно и другое: хотя на сей раз обошлось, но все признаки городского апокалипсиса проявились вполне зримо. И угроза повторения "конца света" сохраняется.

Как считают специалисты, если устранение энергоаварии затягивается, кризисные явления начинают развиваться по лавинообразному сценарию.

Итак, что могло быть, если бы электроснабжение в Москве не удалось восстановить так быстро?

Фаза первая: коммуникационный коллапс. В считанные минуты парализуется работа метрополитена и наземного электрического транспорта. На дорогах возникают спонтанные автомобильные заторы, поскольку за руль своих авто вынуждены были садиться даже те, кто предпочитает пользоваться общественным транспортом. Кроме того, выходит из строя дорожная светотехника. При полном обесточивании светофоры вырубаются повсеместно. ГИБДД пытается контролировать ситуацию, однако без особого успеха: рациями на сегодняшний день, по данным ГУВД, оснащено не более половины экипажей. К тому же рации, закупленные еще в начале 90-х и пережившие все гарантийные сроки эксплуатации, постоянно садятся - аккумуляторы нужно подзаряжать каждые 1,5-2 часа. А чем?

Проблема пробок со временем разрешится сама собой, поскольку перестанут функционировать автозаправки. 25 мая в Москве в первые же часы, по данным Московской топливной ассоциации, прекратили работу 8 процентов АЗС. Останавливается не только частный транспорт. На прикол вскоре встает и оперативный. Ни милиция, ни "скорая помощь", ни пожарные не могут выезжать на вызовы. Спасать тяжелых больных, тушить пожары, ловить преступников уже некому. А впрочем, и вызвать-то оперативные службы не удастся.

Сотовые компании гарантируют в случае обесточивания не более шести часов работы ретрансляторов, а уж о стационарных городских телефонах и говорить не приходится. Так, по данным ОАО "МГТС", 25 мая без телефонной связи остались 1,5 млн. чел.

Фаза вторая: медицинский коллапс. Ежедневно в реанимациях и палатах интенсивной терапии городских больниц находятся около 1200 чел., из них около сотни пребывают на аппаратном дыхании. Больницы в экстренном порядке переводятся на энергоснабжение от стационарных генераторов, однако, неснижаемые запасы солярки в лечебных учреждениях города на сегодня составляют всего 15% от потребностей, а примерно половина генераторов просто не работает. По приблизительным оценкам, после пяти часов отсутствия электроэнергии может скончаться половина реанимационных больных. Московские морги продержатся без электричества, по словам главного судмедэксперта Москвы Владимира Жарова, 72 часа

(это то время, в течение которого фирма - производитель холодильных камер гарантирует сохранность тел).

Отключение станций переливания крови может привести к тому, что уже через 12 часов городские больницы начнут испытывать катастрофическую нехватку плазмы.

Фаза третья: санитарный коллапс. Уже в первый час после масштабной энергоаварии во все дома и организации Москвы прекращается подача воды, поскольку отключаются насосы. Через три часа в городе возникает антисанитарная обстановка. Через 12 часов появляются локальные очаги распространения кишечной инфекции. Возникает угроза эпидемии таких заболеваний, как дизентерия и холера. По данным территориальной службы медицины катастроф Москвы, уровень смертности в этом случае начинает превышать среднестатистический порог в три и более раза.

Из-за отсутствия воды и электроэнергии на всех перекачивающих станциях Мосводоканала запускается лавинообразный процесс возникновения нештатных ситуаций. В результате в Москву-реку и мелкие реки столичного региона, а также в городскую канализацию начинают сбрасываться нечистоты, что, кстати, и случилось 25 мая. В условиях жары микробы в водоемах уже в течение первых суток начнут активно размножаться, что только подстегнет развитие эпидемий.

Фаза четвертая: технологический коллапс. На предприятиях непрерывного цикла начинают происходить сбои, перерастающие в аварии. К примеру, на МНПЗ в Капотне из-за отсутствия электроэнергии могут встать все цеха крекинга, что привело бы, в свою очередь, к выбросу попутного газа и его детонации. Взрыва избежать удалось чудом. А вот для восстановления производства на заводе ЗиЛ - предприятии непрерывного цикла - потребовалось несколько суток. По словам помощника генерального директора автогиганта Леонида Куверина, "если бы авария затянулась на несколько дней, для нас это было бы смерти подобно".

На водопроводных станциях из-за резкого отключения энергии, как правило, сгорают насосы, обслуживающие систему дезинфекции воды. Как следствие, из строя выходит продуктопровод и в атмосферу происходит выброс облака хлора. Для справки: запас хлора на одной станции - не меньше 200 тонн. Аналогичные технические проблемы могут возникнуть на хладокомбинатах города. Только вместо хлора в атмосферу окажется выброшенным аммиак. Его запас на одной станции - не менее 50 тонн. При этом зона возможного химического заражения составит 1200 км .

Холодильники мясокомбинатов выдерживают без электричества только сутки.

25 мая, например, полностью встал Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат. В сутки он выпускает более 200 тонн продукции.

Очень быстро могут начаться перебои с хлебом. "25 мая, - рассказала заместитель генерального директора ОАО "Мосхлеб" Тамара Влызько, - у нас были отключены 5 из 24 предприятий. И потому дополнительная нагрузка легла на другие хлебозаводы".

То, что происходило 25 мая 2005 года в Москве, Московской, Тульской, Калужской и Рязанской областях, описано пунктом 3 статьи 546 Гражданского кодекса РФ.

"Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом".

Интересно, что существует "Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения", утвержденное постановлением правительства РФ № 664 от 22 июня 1999 года. К нему прилагается перечень объектов, которые нельзя обесточить даже в аварийной ситуации. Вот два первых пункта.

1. Объекты органов государственной власти и управления; медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения; организации связи.

2. Объекты водоснабжения и канализации; объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий; метрополитен.

Между тем общеизвестно, что из этого перечня 25 мая без электричества оказались и Совет Федерации, и ряд московских больниц, и операторы сотовой связи, и объекты водоснабжения и канализации, и метрополитен.

Использованные источники

1. Федеральный закон РФ от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 "Об электроэнергетике”.

2. Федеральный закон РФ от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881 "О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети".

5. Концепция Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2003 - 2008 гг. «5+5».

6. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р).

8. «Концепция технической политики ОАО РАО ЕЭС России на период до 2009 года».

9. Газеты и журналы: "Вестник Мосэнерго", "Известия", "Новые Известия",

"Коммерсант", "Итоги", "Эксперт", "Московский комсомолец", "Труд", "Независимая газета", "Энергорынок", «Энергетика и промышленность России», «Энергия России».

10. Сайты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.mchs.gov.ru/

http://www.rao-ees.ru/ru/

http://www.mosenergo.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.