Научная статья на тему 'Энергетика как фактор пространственного развития'

Энергетика как фактор пространственного развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
256
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ЭНЕРГИИ / ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ЦЕНЫ / РЕГИОН / ВЛИЯНИЕ / РАЗВИТИЕ / ENERGY PRODUCTION / POWER CONSUMPTION / ECONOMY / PRICES / REGION / INFLUENCE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Любимова Екатерина Владимировна

Рассматривается роль энергетики в использовании экономического потенциала региона. Анализ проводится в материальном и ценовом аспектах. Показывается, что достигнутый уровень тарифов и их региональная дифференциация не способствуют росту экономики, создают различные условия для функционирования и развития экономик субъектов Федерации, обуславливая тем самым неравенство их стартовых условий. Наиболее остро эти проблемы стоят в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Обосновываются дальнейшие направления реформирования институтов рынков энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRIC POWER INDUSTRY AS FACTOR OF SPATIAL DEVELOPMENT

The power role in use of economic capacity is considered. The analysis is carried out in material and price aspects. It is shown that the reached price level and regional price differentiation don't promote economy growth, create various conditions for functioning and development of economy of subjects of Federation, causing thereby an inequality in their starting conditions. Most sharply these problems stand in the Siberian and Far East federal districts. The further directions of reforming the market institutes in electric power industry are motivated.

Текст научной работы на тему «Энергетика как фактор пространственного развития»

ЭНЕРГЕТИКА КАК ФАКТОР ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Екатерина Владимировна Любимова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук; 630090, Россия, Новосибирск, пр. академика Лаврентьева, 17; кандидат экономических наук; ведущий научный сотрудник; тел. (383) 330 06 99; e-mail: kat@ieie.nsc.ru

Рассматривается роль энергетики в использовании экономического потенциала региона. Анализ проводится в материальном и ценовом аспектах. Показывается, что достигнутый уровень тарифов и их региональная дифференциация не способствуют росту экономики, создают различные условия для функционирования и развития экономик субъектов Федерации, обуславливая тем самым неравенство их стартовых условий. Наиболее остро эти проблемы стоят в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Обосновываются дальнейшие направления реформирования институтов рынков энергии.

Ключевые слова: производство энергии, энергопотребление, экономика, цены, регион, влияние, развитие.

ELECTRIC POWER INDUSTRY AS FACTOR OF SPATIAL DEVELOPMENT

Ekaterina V. Lyubimova

Federal state budgetary establishment of a science Institute of Economics and Industrial Engineering the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences; 630090, Russia, Novosibirsk, 17, academician Lavrentiev Av., Cand.Econ.Sci.; the leading researcher; tel. (383) 330 06 99; e-mail: kat@ieie.nsc.ru

The power role in use of economic capacity is considered. The analysis is carried out in material and price aspects. It is shown that the reached price level and regional price differentiation don't promote economy growth, create various conditions for functioning and development of economy of subjects of Federation, causing thereby an inequality in their starting conditions. Most sharply these problems stand in the Siberian and Far East federal districts. The further directions of reforming the market institutes in electric power industry are motivated.

Key words: energy production, power consumption, economy, prices, region, influence, development.

Электроэнергетика - не просто крупнейшая отрасль экономики России, это базовая отрасль, основа нашей цивилизации и технологического развития.

Стандартная характеристика роли энергетики - показатель ее доли в объеме промышленного производства. Он колеблется по регионам страны от 1 до 50%, то есть в различных регионах страны энергетика развита по-разному. В большинстве субъектов Федерации доля энергетики близка к среднероссийской, однако в пятой части регионов она не превосходит 10%, а в третьей части регионов она много больше средней, так, в 24% от общей численности регионов доля электроэнергетики в объеме промышленного производства составляет от 20 до 30%, а в 12% - выше 30%. Повышенный удельный вес энергетики в объеме промышленного производства вовсе не означает реальной значимости

энергетики данного региона в масштабе страны, тем более что доля отрасли подсчитывается в стоимостном выражении, и тут разница в тарифах может сыграть не меньшую роль, чем разница в величине установленных мощностей. К примеру, Корякский автономный округ, будучи еще субъектом Федерации, значился по показателю удельного веса энергетики в группе "сильных" вместе с Тюменской областью и городом Москва, промышленная мощь которых в 50 -300 раз больше, чем у округа. Примерно на столько же порядков различается и энергетическая мощь этих регионов. Крупная доля энергетики в региональном производстве при сильной промышленности - положительная характеристика экономического потенциала региона, при слабой промышленности - отрицательная.

Особенностями текущих пространственных характеристик энергетики выступают неравномерность размещения генерирующих мощностей, различная по регионам степень их использования, зависимость большинства российских регионов от межрегиональных перетоков электроэнергии.

Треть субъектов Федерации имеют долю в региональной структуре энергетики чуть более 1%. Две трети мощностей расположены на территории пятой части от общей численности субъектов Федерации. В границах Москвы и Московской области, Иркутской области находится примерно по 7% установленных мощностей страны, Красноярского края - более 6%, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Свердловской области, Ханты-мансийского автономного округа - по 5-4%. На долю Саратовской области, республик Татарстан и Хакасия приходится одинаковая доля примерно в 3%. Если рассматривать не установленные мощности, а выработку электроэнергии в натуральных единицах, то региональная структура отрасли окажется несколько иной из -за различной степени использования мощностей: в Москве или Ханты-мансийском автономном округе они загружены больше, чем, скажем, в Хакасии или Татарстане. Огрубляя ситуацию, можно утверждать, что незагруженные мощности являются резервом производства энергии.

Существенно различаются структура генерирующих мощностей регионов, топливная ориентация их тепловых станций, конфигурация и степень развитости сетевых связей различных территорий. Однако общие черта регионов позволяют сгруппировать их в большие зоны. На северо-западе европейской части России заметная доля генерирующих мощностей сосредоточена на АЭС, в большинстве остальных районов европейской части России и на Урале доминируют ТЭС на газе, в Сибири преобладают ГЭС, а ТЭС работают на угле (кроме Тюменской области и Ханты-мансийского а.о.), а на Дальнем Востоке большая часть генерирующих мощностей сосредоточена на угольных ТЭС. Эти различия в значительной степени обуславливают различия в региональных издержках на энергию.

Несмотря на нескончаемые реформы энергетики, проводимые, как утверждали их авторы, в том числе в целях понижения уровня тарифов на электроэнергию, российские тарифы давно переросли мировой уровень. Корректное сравнение, проведённое учёными ИЭОПП СО РАН показало, что тарифы для российской промышленности, рассчитанные по паритету покупательной спо-

собности, уже в 2008 г. были в 2,5 раза выше, чем в Норвегии, и в 1,4 раза - чем в Финляндии или США [1].

Сохраняется и значительный региональный разброс тарифов, с позиций которого в России по-прежнему выделяются упоминавшиеся три зоны: европейская часть с Уралом, Сибирь и Дальний Восток. Дальний Восток выделяется на общем фоне более высокими тарифами для всех групп потребителей. Сибирь характеризуется чуть меньшими, чем в европейской части страны, тарифами и наибольшей разницей в их уровне по регионам. Тарифы европейской части страны и Урала более "гладкие".

Благодаря наличию единой энергосистемы, осуществляющей межрегиональные перетоки энергии, степень дефицитности региона не имеет столь же сильного воздействия на процессы функционирования и развития его экономики, как уровень тарифов на энергию [2].

По федеральным округам величина среднегодового тарифа розничных рынков электроэнергии различается около двух раз, при этом разрыв между самым дорогим (Дальний Восток) и дешевым (Сибирь) тарифами на электроэнергию с течением времени сокращается [3].

Внутри Сибирского федерального округа в средних региональных тарифах наблюдается разница в разы, причем региональные тарифы для отдельных групп потребителей различаются в еще большей степени. Показательна существенная дифференциация тарифов даже в зоне обслуживания одной территориальной генерирующей компанией (ТГК). В субъектах Федерации СФО, обслуживаемых ТГК-11, ТГК-12, ТГК-13, ТГК-14 разброс тарифов для населения составляет от 15% до 150% [3].

Принято считать, что региональная дифференциация тарифов отражает региональную эффективность производства энергии. По -видимому, это не так. Половина субъектов Федерации России являются дефицитными, причем две трети из них - остродефицитны, т.е. собственное производство не покрывает и половины внутренней потребности в электроэнергии. Треть потребляемой в стране энергии производится на территории одних субъектов федерации, а потребляется на территории других. На уровень тарифов в регионах оказывают влияние экономико-организационные формы и территориальные рамки оптовой торговли электроэнергией, и чем дефицитнее регион, тем это влияние больше [4]. В общем случае региональные различия тарифов - это результат действия установленных механизмов рынков энергии [5].

Региональная дифференциация тарифов обуславливает качественно различные условия для функционирования и развития региональных экономик, усиливает экономическую дифференциацию регионов, что не совместимо с принципами федеративного устройства государства и неприемлемо в стране, с трудом преодолевающей экономический кризис. По -видимому, экономические механизмы рынков базисной и жизнеобеспечивающей отрасли должны стимулировать сглаживание экономических неравенств субъектов федерации.

Скорость перехода к устойчивому развитию в значительной степени зависит от того, насколько быстро производство сможет восстановиться и реструктурироваться. Во-первых, мировой опыт, подкреплённый здравым смыслом,

показывает, что экономический рост с наибольшим успехом осуществляется там, где есть резервы дешёвой энергии [6]. Дороговизна энергия не является фактором ускорения развития, а в некоторых случаях и развития вообще. Во -вторых, производство должно возрождаться не только в регионах с дешевой энергией, - такие в России есть, но их очень мало. Оно должно служить опорой экономики и быть источником нормальных заработков населения и в других регионах. В достижении равномерности пространственного экономического развития регионализированные тарифы на энергию играют негативную роль. Особенное беспокойство вызывает уровень тарифов Дальнего Востока. Если Российская Федерация считает возможным сохранить его субъекты в своем составе, необходимо вывести тарифы этой зоны по крайней мере на средний по стране уровень. В противном случае экономические факторы могут предопределить этому краю судьбу Аляски.

На наш взгляд, следует продолжать реформы рынков электроэнергии, принимая меры, во-первых, по снижению общего уровня тарифов, во-вторых, по сглаживанию сильной разницы в тарифах между потребителями различных регионов. Эффективной мерой представляется укрупнение зонирования розничных рынков электроэнергии. Первым этапом может стать создание единого ценового пространства на территориях, обслуживаемых одной ТГК. В условиях, когда бизнесы генерации, передачи и сбыта электроэнергии разделены, ожидать абсолютного равенства тарифов для всех внутрирегиональных потребителей одной категории, конечно, нереально, но разница должна нивелироваться. Это возможно реализовать через учреждение на территории каждого генерирующего холдинга единой региональной энергетической комиссии, действующей на паритетных для обслуживаемых субъектов Федерации началах. Помимо привычной деятельности по контролю над тарифами, ей целесообразно делегировать полномочия по корректировке правил ценообразования (в пределах, установленных федеральным уровнем) с учетом особенностей региональной промышленной политики.

Один пример. Надежность электроснабжения в СФО снижается из-за неравномерности территориального потребления, когда основная нагрузка сосредоточена в немногочисленных отдаленных друг от друга узлах. Решение об установлении тарифа на передачу энергии в прямой зависимости от ее дальности способствует размещению предприятий вблизи от источников генерирования (получения по межсистемному обмену) энергии, нарастанию процессов концентрации производства со всеми вытекающими отсюда экономическими и экологическими последствиями. Равномерное распределение затрат между потребителями одной категории стимулирует и более равномерное в территориальном плане размещение новых предприятий, ставит в равные условия уже существующих потребителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Суслов Н.И., Черная Н.В. Тарифы на электроэнергию как отражение реформ электроэнергетики //Регион: экономика и социология. - 2012. - № 3. - С. 152-166.

2. Любимова Е.В. Государственное регулирование экономического механизма функционирования региональных электроэнергетических систем // Регионология. - 1996. - № 2. -С. 129-137.

3. Любимова Е.В. Дифференциация тарифов на электроэнергию // ЭКО. - 2009. - № 8. -С. 64-76.

4. Любимова Е.В. Ценовые аспекты функционирования региональных энергосистем // Регион: экономика и социология. - 1999. - № 4. - С. 100-110

5. Любимова Е.В. Перспективы трансформации механизма функционирования региональных энергосистем // Регион: экономика и социология. - 2001. - № 2. - С. 89-105.

6. Любимова Е.В. Реформирование российской электроэнергетики // ЭКО. - 1995. -№ 6. - С. 2-12.

© Е.В. Любимова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.