НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ КООРДИНИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КРУПНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
Екатерина Владимировна Любимова
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук; 630090 Новосибирск, пр. академика Лаврентьева, 17; кандидат экономических наук; ведущий научный сотрудник; тел. (383) 330 06 99; адрес электронной почты [email protected]
Исследуются сложившиеся процедуры принятия решений по строительству крупных генерирующих мощностей, выявляются их слабые места. Сформулированы предложения по основным направлениям совершенствования методики отбора эффективных энергетических проектов.
Ключевые слова: производство энергии, развитие, эффективность, инвестиционный проект, методика, совершенствование.
NECESSARY PERFECTION THE TECHNIQUE OF CO-ORDINATION IN BUILDING LARGE POWER STATIONS
Ekaterina V. Lyubimova
Cand.Econ.Sci.; the leading researcher; Federal state budgetary establishment of a science Institute of Economics and Industrial Engineering the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences; 17, academician Lavrentiev Av., Novosibirsk, 630090, Russia; tel. (383) 330 06 99; e-mail [email protected]
The developed decision-making procedures on large generating capacities building are investigated, their weak places come to light. The basic directions of perfection a technique for selection effective power projects are formulated.
Key words: power production, development, efficiency, the investment project, technique, perfection.
Развитие электрогенерирующих производств - насущная необходимость, поскольку запланированные темпы роста экономики должны обеспечиваться и более высоким предложением энергии. Где строить новые станции, какого типа они должны быть, в какое время введены - вот неполный круг вопросов, на которые у каждого автора (ведомства) свои ответы.
Определение прироста будущих мощностей энергетики осложняется высокой капиталоемкостью отрасли и неточностью прогнозов электропотребления. Прогнозируемые на десятилетний период объемы значительно меняются чуть ли не каждые полгода [1]. Поэтому в перспективе возможны как дефицит энергии, так и создание избыточных мощностей, что, в свою очередь, предопределяет повышенные инвестиционные риски [2].
В условиях рыночных отношений решение о новом строительстве принимается собственниками нового энергетического предприятия по
стандартным критериям инвестиционного проектирования, что означает отсутствие координации развития частей единой энергосистемы.
До перестройки такая координация была делом государства в лице соответствующих ведомств. Затем холдинг РАО «ЕЭС России», контролируя большинство энергетических предприятий страны, отвечал за эффективность и развитие единой энергосистемы страны (за исключением её атомной компоненты). При дальнейшем реформировании монопольная структура электроэнергетики была разрушена, вместо прежних вертикальноинтегрированных компаний, выполнявших координирующие функции, возникли структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Достойного преемника, который мог бы координировать развитие предприятий энергетики, в настоящее время нет.
Попытка создать Генеральную схему развития электроэнергетики в качестве руководящего документа, по-видимому, не удалась. Документ под таким названием, появившийся в результате долгой и кропотливой работы, содержит перечень всех инвестиционных проектов в энергетике, которые когда-либо кто-либо собирался строить на необъятных просторах нашей страны. Всех их реализовать невозможно, да и не нужно. Необходим рациональный выбор и его народнохозяйственное обоснование.
В отсутствии эффективной координации процессов развития энергетических систем в нашей стране вопросы развития единой системы вынужденно решаются на региональном уровне по внутрирегиональным критериям эффективности. Попытка координации развития осуществляется в рамках энергетических программ территориальных уровней. Разработчики намечают списки вводов новых мощностей. Однако их рекомендации - не указ для частных компаний, поэтому зачастую программные установки на практике не реализуются. Отбор проектов в региональных программах, как правило, осуществляется по критериям эффективности отдельно взятого региона, в котором составляется программа. Представляется, что использование таких критериев для обоснования крупных проектов большой энергетики, расположенных в зоне централизованного электроснабжения, - это ошибка, поскольку они не отражают значения проекта как части объединённой энергосистемы.
Несмотря на политические и экономические причины, способствующие проявлению сепаратизма в политике субъектов Федерации, их объединение в рамках единой энергосистемы страны имеет бесспорную выгоду. Межрегиональный обмен - объективно единственный источник покрытия возникающего на территории субъекта Федерации дефицита энергии, а экономический эффект от объединенного функционирования существенно выше, чем сумма локальных эффектов региональных энергосистем, в том числе за счет более эффективного покрытия графиков нагрузки потребителей и оптимизации использования генерирующих мощностей.
Территориальная сфера критериев работы всех составляющих единой энергосистемы охватывает все регионы, входящие в зону единой энергосистемы. Несколько огрубляя ситуацию, можно утверждать, что
покрытие спроса каждого потребителя электроэнергии на территории единой энергосистемы осуществляется наиболее дешевым способом, и этот способ определяется с учетом возможностей станций и линий передач всех регионов энергосистемы. Понятно, что покрытие потребности отдельно взятого региона только за счет генерирующих источников, в нем же и расположенных, будет иметь меньшую, в редких случаях - ту же экономическую эффективность. Экономическая эффективность реконструкции и нового строительства предприятий единой энергосистемы определяется не локальными критериями отдельно взятого региона предполагаемого строительства, а сравнением показателей конкурирующих источников на всей территории системы.
В энергетике своя иерархия целей. Коммерческие критерии, диктуемые конкурентностью и рыночной средой, должна уступать требованиям безопасности, устойчивости, надежности, потому что последние являются необходимыми качествами товара электроэнергия [3]. Эти критерии также реализуются не в рамках отдельного региона, а в рамках объединенной энергосистемы или единой энергосистемы страны.
Единая энергосистема нашей страны - предмет федерального ведения. Однако федеративное устройство общества и исторически сложившиеся особенности энергетики отдельных территорий обусловили ее региональную иерархию. Между уровнями Федерации и субъекта Федерации существует мезоуровень, который может быть представлен:
- Крупными зонами (зоной централизованного снабжения, зоной Севера);
- Крупными экономическими районами, а именно, европейской частью России с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком.
Энергетике каждого из них соответствует своя система интересов, технических особенностей, задач и методов их решения [4]. Так, выделение крупных зон вызвано спецификой энергообеспечения отдельных территориальных образований, в том числе степенью его централизации. Значительная часть территории России относится к зоне Севера, которой присущ ряд особенностей: удаленность и труднодоступность потребителей, дефицитность многих из них по топливу и энергии, незначительные концентрации энергетических нагрузок, повышенные требования к надежности энергоснабжения и т.п. Поэтому здесь приновом строительстве нужны технические и организационные решения, отличающиеся от мер, поддерживающих функционирование и развитие элементов централизованной энергосистемы.
Выделение трех крупных экономических районов связано с фактической изолированностью их энергосистем. Дальний Восток физически не связан с остальными системами. Объединенная энергосистема (ОЭС) Сибири имеет связи в западном направлении, но линии передач проходят через территорию другого государства (Казахстан) и почти не используются (режимы работы ОЭС Сибири не синхронизированы с режимами западных ОЭС), что позволяет
утверждать, что ОЭС Сибири изолирована. ОЭС европейских территорий России и Урала полноценно работают в рамках единой энергосистемы страны.
Энергетика каждого выделенного крупного экономического района имеет свои, неповторимые особенности, например, если топливная генерация в ОЭС Сибири основана на угле, то европейские станции в основном используют газ. Западные энергосистемы страны в основном имеют разветвлённую, ячеистую сеть электропередач, в Сибири же сеть не разветвленная, растянута в широтном направлении, потребление локализуется в небольшом количестве узлов, далеко расположенных друг от друга.
Наличие этих и других технических и территориальных особенностей крупных экономических районов обуславливает необходимость адаптации стандартных методов управления к их специфике, в том числе и методов управления развитием энергетики каждого крупного экономического района.
Основные решения по развитию централизованной электроэнергетики должны приниматься не на уровне Федерации, и не на уровне ее субъектов, а отдельно по каждому крупному экономическому району.
Среда проведения оценки ‘
Мониторинг состояния проблем развития большой энергетики
Методы оценки народно-хозяйственных последствий крупных хозяйственных решений
Формирование альтернативных сценариев достижения поставленных целей
Сравнение
альтернативных
инвестиционных
сценариев
Банки энергетических проектов по региональным зонам
Стандартный метод инвестиционного проектировани
Схема 1 Концептуальные основы подхода к оценке инвестиционных проектов
большой энергетики
Методика оценки проектов большой энергетики, учитывающая значимость проекта как части объединенной энергосистемы, должна отличаться от принятых стандартов инвестиционного проектирования. Основные составляющие предлагаемого методического подхода к такой оценке представлены на схеме 1.
Корректно сначала ставить цель (покрытие дефицита в таком-то месте в таком-то объеме), затем формировать альтернативные сценарии ее достижения (строительство таких-то мощностей в таких-то местах с сопутствующим расширением и/или новым строительством сетей передач) и уже их сравнивать.
При сравнении альтернативных инвестиционных сценариев, ориентированных на решение поставленных целей, недостаточно использовать стандартные методы инвестиционного проектирования, поскольку в иерархии целей энергетики прибыль и стоимостные потоки далеко не всегда занимают первые места. Подключение методов оценки народнохозяйственных последствий крупных хозяйственных решений [5, 6] позволяет оценивать для каждого сценария экономические, социальные эффекты более высокого уровня. Учитывая роль гидроэнергетики в использовании гидроресурсов, внешние эффекты ее функционирования [7], существенный вклад тепловых станций в загрязнение окружающей среды и ряд других негативных моментов природопользования, понятие «народнохозяйственные последствия» должно существенно расширяться за счет этой компоненты.
Координацию развития энергетики предлагается осуществлять посредством создания в каждом крупном экономическом районе органа, выдающего лицензии на крупную модернизацию и новое энергетическое строительство, - в европейской части страны с Уралом, зоне ОЭС Сибири, на Дальнем Востоке. Его основная функция - на основе прогнозных электробалансов своего экономического района устанавливать приоритетность ввода различных мощностей по критериям эффективности единой энергосистемы, контролировать выполнение лицензионных соглашений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Любимова Е.В. Производство и потребление электроэнергии в Сибири: прогнозы и тенденции // Регион: Экономика и социология. - 2004. - № 4. - С. 108-118.
2. Любимова Е.В. Инвестиции и финансы электроэнергетики: заметки экономиста // Энергетика и рынок (журнал Украины). - 1999. - № 3-4. - С. 32-37.
3. Любимова Е.В. Направления трансформирования институтов поддержания надежности электроснабжения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2009. - Т. 9, вып. 4. - С. 164-170.
4. Любимова Е.В. Роль электроэнергетики в дифференциации регионов Российской Федерации // Энергетика: экономика, технологии, экология (журнал Украины). - 2000. - № 1. - С. 20-24.
5. Кононов Ю.Д., Любимова Е.В., Тыртышный В.Н. Проблемы оценки народнохозяйственных последствий долгосрочных стратегий развития энергетики // Экономика и математические методы. - 1983. - Т. XIX, № 5. - С. 912-916.
6. Суслов Н.И., Бузулуцков В.Ф., Чернышов А.А. Применение оптимизационной межотраслевой межрайонной модели для анализа развития энергетики в системе народнохозяйственных взаимосвязей // Исследования многорегиноальных экономических систем: опыт применения оптимизационных межрегиональных межотраслевых систем : / Под ред. В.И. Суслова. - Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2007. - С. 95-127.
7. Любимова Е.В. Приоритеты и ограничения в развитии гидроэнергетики Сибирского федерального округа // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 3. - С. 154166.
© Е.В. Любимова, 2012