Научная статья на тему 'ЭНЕРГЕТИКА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ДОСТИЖЕНИЯ'

ЭНЕРГЕТИКА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ДОСТИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
304
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО» / ЭНЕРГЕТИКА / ГАЗ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИКА / РОССИЯ / КИТАЙ / МОНГОЛИЯ / ПАКИСТАН / ИРАН / ИНДИЯ / ТУРЦИЯ / ЕС / СВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Дарья Викторовна

В статье автор анализирует концепт «Большая Евразия» и предпосылки реализации данного геополитического проекта. В условиях проведения специальной военной операции (СВО) России на Украине, выступившей триггером в трансформации пространства «всеобъемлющего евразийского партнерства», которое включает в себя страны ЕАЭС, ШОС и АСЕАН и их противостояние коллективному Западу во главе с США. В таких условиях идет формирование Большой Евразии как нового полюса силы в многополярном мире на основе политического паритета Москвы и Пекина. Мы полагаем, что в глобальном экономическом противостоянии США и Китая страны евразийского партнерства должны проводить более консолидированную внутреннюю политику по невмешательству западных стран во внутренние дела. Это касается и реализации своих новых экономических стратегий с учетом реалий мировой рецессии от Пекина до Стамбула и от Москвы до Джакарты. Несомненно, стоит отметить формат БРИКС, к которому хотели бы присоединиться уже 20 незападных стран (от Аргентины до Саудовской Аравии). По мнению исследователя, в долгосрочной перспективе идет процесс формирования и возврата к двухполюсной системе мирового господства во главе с США и Китаем. Задача России - сохранить и приумножить евразийское пространство, она выполняет ее, проводя СВО на территории Украины. Необходимо обратить внимание, что в таких сложных геополитических условиях Москва как «администратор» Большого евразийского партнерства стремится к большему экономическому и политическому сотрудничеству с незападными странами. Особое внимание России сосредоточено на развитии энергетических проектов как связующих звеньев в сотрудничестве и экономической кооперации стран Центральной и Южной Азии, Ирана, Монголии, Китая, Азербайджана и Турции. Москва перенацеливает свою энергетическую политику на юго-восточное направление, тем самым укрепляя и расширяя свое энергетическое присутствие на Евразийском континенте, а также за его пределами - в Африке и Юго-Восточной Азии. Успешная реализация энергетических проектов в данных регионах и странах окажет благоприятное влияние в дальнейшем на формирование геополитического проекта Всеобъемлющего евразийского партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Харитонова Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY OF GREATER EURASIA: PROSPECTS AND ACHIEVEMENTS

The author analyzes Greater Eurasia concept and the prerequisites for the implementation of this geopolitical project. During Russia's Special Military Operation in Ukraine the concept became a trigger in the transformation of Comprehensive Eurasian Partnership which includes the countries of the EAEU, SCO and ASEAN and their opposition to the collective West led by the United States. In such circumstances Greater Eurasia is strengthening as a new pole of power in a multipolar world based on political parity between Moscow and Beijing. We believe that in the global economic confrontation between the US and China the countries of the Eurasian partnership should pursue a more consolidated domestic policy of non-interference of Western countries in internal affairs. This also applies to the implementation of their new economic strategies, taking into account the realities of the global recession from Beijing to Istanbul and from Moscow to Jakarta. It is also worth mentioning the BRICS format that 20 non-Western countries (from Argentina to Saudi Arabia) would like to join. In our opinion, the return to a bipolar system led by the United States and China will be established in the long term. The goal of Russia is to preserve and enhance the Eurasian space which it does by conducting Special Operation on the territory of Ukraine. It should be noted that in such complicated geopolitical conditions Moscow as the manager of Greater Eurasian Partnership is striving for greater economic and political cooperation with non-Western countries. Particular attention is focused on the development of energy projects as connecting links in cooperation of the countries of Central and South Asia, Iran, Mongolia, China, Azerbaijan and Turkey. Moscow is redirecting its energy policy towards the Southeast thereby strengthening and expanding its energy presence on Eurasian continent and also in Africa and Southeast Asia. Successful implementation of energy projects in these regions will have a favorable future impact on formation of the Comprehensive Eurasian Partnership.

Текст научной работы на тему «ЭНЕРГЕТИКА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ДОСТИЖЕНИЯ»

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ОБЩИЕ РЫНКИ

DOI: 10.48137/26870703_2023_21_1_79

Дарья ХАРИТОНОВА

ЭНЕРГЕТИКА БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Дата поступления в редакцию: 03.03.2023

Для цитирования: Харитонова Д. В., 2023. Энергетика Большой Евразии: перспективы и достижения. - Геоэкономика энергетики. № 1 (21). С.79-92. DOI: 10.48137/26870703_2023_21_1_79

В статье автор анализирует концепт «Большая Евразия» и предпосылки реализации данного геополитического проекта. В условиях проведения специальной военной операции (СВО) России на Украине, выступившей триггером в трансформации пространства «всеобъемлющего евразийского партнерства», которое включает в себя страны ЕАЭС, ШОС и АСЕАН и их противостояние коллективному Западу во главе с США. В таких условиях идет формирование Большой Евразии как нового полюса силы в многополярном мире на основе политического паритета Москвы и Пекина. Мы полагаем, что в глобальном экономическом противостоянии США и Китая страны евразийского партнерства должны проводить более консолидированную внутреннюю политику по невмешательству западных стран во внутренние дела. Это касается и реализации своих новых экономических стратегий с учетом реалий мировой рецессии от Пекина до Стамбула и от Москвы до Джакарты. Несомненно, стоит отметить формат БРИКС, к которому хотели бы присоединиться уже 20 незападных стран (от Аргентины до Саудовской Аравии). По мнению исследователя, в долгосрочной перспективе идет процесс формирования и возврата к двухполюсной системе мирового господства во главе с США и Китаем. Задача России — сохранить и приумножить евразийское пространство, она выполняет ее, проводя СВО на территории Украины.

Необходимо обратить внимание, что в таких сложных геополитических условиях Москва как «администратор» Большого евразийского партнерства

ХАРИТОНОВА Дарья Викторовна, заместитель заведующего отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, ул. Большая Полянка, 7/10, стр. 3. E-mail: dariahar09@gmail.com. SPIN-код: 7555-4681.

Ключевые слова: «Большое евразийское партнерство», энергетика, газ, сотрудничество, экономика, Россия, Китай, Монголия, Пакистан, Иран, Индия, Турция, ЕС, СВО.

стремится к большему экономическому и политическому сотрудничеству с незападными странами. Особое внимание России сосредоточено на развитии энергетических проектов как связующих звеньев в сотрудничестве и экономической кооперации стран Центральной и Южной Азии, Ирана, Монголии, Китая, Азербайджана и Турции. Москва перенацеливает свою энергетическую политику на юго-восточное направление, тем самым укрепляя и расширяя свое энергетическое присутствие на Евразийском континенте, а также за его пределами — в Африке и Юго-Восточной Азии. Успешная реализация энергетических проектов в данных регионах и странах окажет благоприятное влияние в дальнейшем на формирование геополитического проекта Всеобъемлющего евразийского партнерства.

Большая Евразия: от концепции к региональной интеграции

Большая Евразия: от теории мироустройства к практической реализации

Попытки новой интеграции России в Евразии начались в середине 2000-х гг., после западного вмешательства во внутреннюю политику стран Содружества Независимых Государств, в частности выбора прозападного курса в результате «революции роз» (2003 г.) в Грузии и ухудшения российско-грузинских отношений в 2006 г., первой «оранжевой революции» на Украине (2005 г.), выбора новым украинским руководством прозападного курса и ухудшения российско-украинских отношений, что привело к первой «газовой войне» (2006 г.) и череде последующих «газовых войн». Таким образом, России было необходимо найти новые интеграционные форматы на постсоветском пространстве.

Позднее были подписаны соглашения о создании Таможенного союза, а затем Евразийского экономического союза. «Евромайдан» (ноябрь

2013 — начало 2014 г.) привел к государственному перевороту 20 февраля

2014 г. на Украине, что послужило выведению ее из евразийской интеграции. Присоединение Крыма к России и война в Донбассе стали точкой бифуркации для территориальной целостности Украины и триггером долгосрочного ухудшения отношений России с Западом вплоть до фактической поддержки НАТО Украины поставками вооружений после начала Россией специальной военной операции (СВО) 24 февраля 2022 г. Все произошедшие международные политические события послужили точкой невозврата западного пути развития России и нахождению новых теорий и концепций интеграции пространства Евразии.

Один из основателей евразийства, представитель «пражского крыла» философ П. Савицкий, основываясь на трудах немецкого этнографа и путешественника А. фон Гумбольдта, дал всему континенту латинское название Eurasia in sensu latiore [Кофнер, 2019]. В настоящем исследовании

под Большой Евразией мы будем понимать только евроазиатский континент (без Европы) [Иванов, Журавлева, 2020] ввиду глубокого кризиса и фактически военного противостояния на территории Украины России и стран НАТО.

«Большая Евразия» стала наиболее важной российской инициативой по развитию евразийской интеграции, ее положения зафиксированы в Концепции внешней политики России. Несмотря на все давление США и их союзников, РФ сохраняет свои позиции как лидера Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Китай же является создателем инициативы «Один пояс — один путь». Вместе они могли бы реализовать концепцию «Большая Евразия», но у них разные подходы к формированию будущего мира. Так, Москва выступает за многополярный мир, а Пекин — за биполярный (дву-полярный), в котором в качестве одного полюса выступают Пекин, Москва и их союзники и партнеры, а в качестве другого — Вашингтон и так называемые демократические государства.

Изначально в Китае положительно оценили внешнеполитическую инициативу России, которая в будущем сможет обрести практические очертания. Однако в Пекине считали, что данная концепция не может строиться вокруг одного интеграционного проекта или инициативы, что подразумевает множественность институтов и форматов взаимодействия и сотрудничества [Харитонова, 2018]. Китайское экспертное сообщество убеждено, что все интеграционные инициативы и форматы сотрудничества, которые существуют на данный момент на пространстве Большой Евразии, должны быть взаимодополняющими, а не находиться в конфликте друг с другом. Центральная Евразия, по мнению китайских экспертов, должна стать связующим звеном между Европейским союзом (ЕС) и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако на фоне жесткого противостояния США с РФ это стало малореализуемым.

ШОС как самая крупная международная региональная организация могла стать важным инструментом для институционализации международного сотрудничества на пространстве Большой Евразии. ШОС могла бы оказать значительный вклад в сопряжение двух интеграционных проектов — китайского Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП) и российского Евразийского экономического союза (ЕАЭС), меморандум между которыми был подписан в мае 2015 г. В будущем она могла бы стать центральным звеном в организации и упорядочении отношений на евразийском пространстве.

Первым шагом к сопряжению ЭПШП и ЕАЭС стало заключение в мае 2018 г. в Астане непреференциального соглашения с Китаем. В октябре 2019 г. вступило в силу соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китаем. Хотя данное соглашение является только рамочным, оно создает платформу, где представители государств — чле-

нов ЕАЭС и Китая могут обсудить существующие барьеры к взаимной торговле и пути их преодоления. Следующим шагом могло бы стать создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем1, в данный момент идут переговоры2.

Рис. 1. Большая Евразия на карте мира.

Источник: [Кофнер, 2017]

Создание ЗСТ может привести и к обострению противоречий между странами-членами в вопросах сотрудничества с Пекином, стремлению занять привилегированное место в евразийско-китайских отношениях. С учетом вышеизложенного процесс только сопряжения ЭПШП и ЕАЭС носит сложный, многоуровневый характер. Тем более что реализация концепта «Большая Евразия» может растянуться не на одно десятилетие. К настоящему времени на пространстве Большой Евразии сложилось множество многосторонних и двусторонних форматов сотрудничества и именно здесь находятся многие очаги международной напряженности.

В Большой Евразии представлены проблемы целостности и суверенитета стран, процессы кластеризации региональных экономических

1 Соглашение ЕАЭС с Китаем создает платформу для устранения торговых барьеров // https://eadaily.com/ru/news/2019/11/12/soglashenie-eaes-s-kitaem-sozdaet-platformu-dlya-ustraneniya-torgovyh-barerov, дата обращения 17.02.2023.

2 Китай и ЕАЭС рассматривают возможность создания ЗСТ // https://rg.ru/2022/10/14/ kitaj-i-eaes-rassmatrivaiut-vozmozhnost-sozdaniia-zst.html, дата обращения 01.03.2023.

пространств и реализации глобальных коммуникационных проектов. Пространство Большой Евразии имеет опыт вооруженных конфликтов, дестабилизации социально-экономической обстановки и «цветных революций», особенно в регионах с крупнейшими месторождениями углеводородов, водными бассейнами и транспортно-инфраструктурными магистралями.

В качестве примера угрозы реализации БЕП можно привести возможное обострение региональных конфликтов (приход к власти движения «Талибан»* в августе 2021 г. в Афганистане, пограничные территориальные споры стран Центральной Азии, дестабилизация на Северном Кавказе в результате усиления позиций исламистов, последствия второй карабахской войны и вопросы подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном), специальную военную операцию России на территории Украины (24 февраля 2022 г. — настоящее время) по демилитаризации и денацификации, возвращение западных рубежей (территории Украины) в состав единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и ЕАЭС.

Более того, в странах ЕАЭС в 2020—2022 гг. происходили события, которые влияли не только на внутриполитическую стабильность, но и на экономическую ситуацию в государствах — членах ЕАЭС: вторая карабахская война и прошедшие на этом фоне внеочередные парламентские выборы в Армении; внеочередные президентские и парламентские выборы 2021 года по результатам «революционного» всплеска конца 2020 г. в Киргизии; гражданское противостояние в ходе предвыборной президентской кампании и после нее в Беларуси в 2020 г., а также введение Западом достаточно жестких санкций в отношении этого государства в 2020—2021 гг.; социальный взрыв в январе 2022 г. в Казахстане, переросший, по определению властей страны, в антигосударственный мятеж в Алматы и досрочные президентские выборы президента Казахстана (20 ноября 2022 г.) [Кузьмина, 2022].

Все это подтверждающие факты западного вмешательства во внутреннюю политику значимых для России государств СНГ. В данных условиях идет процесс инкорпорирования не только стран СНГ, но и Монголии, Ирана, Китая, Индии, Турции (только в экономике, так как член НАТО) и других заинтересованных стран в евразийскую интеграцию. Ее целью должно стать стабильное и безопасное в военном и политическом отношении евразийское пространство, защищенное от внешнего вмешательства [Лукин, Новиков, 2019].

'Организация признана экстремистской и ее деятельность запрещена в России.

Энергетика Большой Евразии: от реализации проектов к дальнейшим

перспективам

Энергетические проекты России в Большой Евразии

Ввиду существенных изменений мирового энергетического рынка на фоне подрыва Западом отношений с Москвой, приведшего к СВО России на Украине, кардинального меняется рынок поставки энергоресурсов в страны Запада и страны Востока. Так, Европейский союз получает сжиженный природный газ (СПГ) из США, а также заключил долгосрочный контракт с Катаром на долгосрочную поставку СПГ (при лоббировании администрации Дж. Байдена), тогда как поставки по «Северным потокам» после их подрыва свелись к нулю. Геополитические амбиции заокеанских партнеров ЕС привели к энергетическому кризису и экономическому спаду производства в Германии. В связи с ограничениями на поставку российской нефти в ЕС, которые заложены в шестой пакет санкций, Россия перераспределила свои поставки на другие заинтересованные в покупке (перепродаже) российских энергоресурсов страны. Наиболее перспективными восточными рынками сбыта, безусловно, являются Китай и Индия.

Другим направлением развития энергетического сотрудничества является Африка, с которой Россия традиционно взаимодействует уже многие десятилетия и где есть возможность расширить энергетическое сотрудничество. Высокий потенциал сотрудничества с Нигерией в части реализации нефти, нефтепродуктов и СПГ. Есть у этой страны интерес и к привлечению России к геологоразведке на своей территории, на шельфе Гвинейского залива. Есть различные варианты развития сотрудничества с Ганой, Камеруном, Конго и Египтом. И учитывая тот факт, что около 70 % газовых ресурсов Африки расположено на глубоководном шельфе и лишь 18 % — на суше, а у России накоплен серьезный опыт шельфовых работ, потенциал совместной деятельности достаточно велик.

В настоящее время геополитическая ситуация складывается таким образом, что Россия перенацеливает свою энергетическую политику на юго-восточное направление, тем самым укрепляя и расширяя свое энергетическое присутствие на Евразийском континенте, а также за его пределами, в Африке и Юго-Восточной Азии. Поэтому нам представляется значимым рассмотреть энергетическое взаимодействие России на этом направлении.

Наиболее значимыми для России проектами являются строительство магистральных газопроводов (МГП) в Китай, тем более что Китай является ведущим мировым импортером энергоресурсов. С учетом роста экономики страна нуждается в дополнительных поставках энергетических ресурсов. Москва выступает одним из основных партнеров Пекина в торговле в сфере энергетики, причем двусторонний торговый оборот на данном направлении продолжает расти. Однако российские энергоресурсы на данный момент составляют около 15 % от общего объема импорта энергетических ресурсов Китая.

2 декабря 2019 г. был запущен восточный маршрут поставок газа в КНР по МГП «Сила Сибири — 1». В январе 2022 г. прошло ТЭО «Сила Сибири — 2» через территорию Монголии, в настоящее время идут переговоры по заключению договора на поставки газа с выходом на объемы до 50 млрд куб. м в год. В феврале 2022 г. ПАО «Газпром» и CNPC подписали долгосрочный договор купли-продажи природного газа по дальневосточному маршруту МГП «Сила Сибири — 3».

В Южной Азии существует договоренность по строительству МГП с Пакистаном. В октябре 2015 г. между Россией и Пакистаном было заключено межправительственное соглашение о строительстве магистрального газопровода (МГП) «Север — Юг». Гарантом соглашения с российской стороны выступил российский сырьевой холдинг «РТ — Глобальные ресурсы», который является дочерней компанией ГК «Ростех». Но договоренность о строительстве МГП «Север — Юг» была отложена до 2019 г. из-за односторонних западных санкций, наложенных на российскую компанию «РТ — Глобальные ресурсы».

Проект получил продолжение в декабре 2020 г., после подписания протокола о внесении изменений в межправительственное соглашение 2015 г. МГП «Север — Юг» изменил название на «Пакистанский поток» [Харитонова, 2021]. В настоящее время проходят обсуждения проекта с точки зрения экономической целесообразности и транспортировки регазифицированно-го газа и трубопроводного из Ирана или приходящего по еще не построенному газопроводу Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ)3.

Перспективы энергетического сотрудничества в России в Большой Евразии

После подрыва МГП «Северный поток» и «Северный поток — 2» Россия полностью прекратила подачу газа по ним. Поставки природного газа в Европу снизились с 40 до 7 %. Изменения газовых поставок с западного на восточное и южное направления на фоне СВО указывают на переориентацию поставок энергетических ресурсов в страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно в Китай и Индию, а также Иран и Турцию. Президент Турции Р. Эрдоган поддержал инициативу президента России В. Путина о прокладке новых веток газопровода и предложил разместить их во Фракии (в европейской части страны)4. Отметим, что Турция получает газ в основном из России, Ирана и Азербайджана.

3 Интервью Николая Шульгинова пакистанскому изданию The Nation // https://minenergo. gov.ru/node/23932, дата доступа 01.03.2023.

4 Путин: мировой рынок энергоресурсов переживает тяжелые времена // https://vmeste-rf.tv/news/putin-mirovoy-rynok-energoresursov-perezhivaet-tyazhelye-vremena/, дата обращения 22.02.2023.

Иран поставляет в Турцию в среднем 10 млрд куб. м газа в год, его доля в энергетическом балансе Турции в 2021 г. составила около 16 %. Через Турцию проходит и Южный газовый коридор (ЮГК), и в сентябре 2022 г. президент Азербайджана И. Алиев заявил, что его страна хочет вдвое увеличить объемы прокачки по этим трубопроводам: TANAP—до 32 млрд куб. м в год, ТАР — до 20 млрд куб. м [Комраков, 2022]. Однако, по мнению экспертов, есть технические сложности по прокладке новых трубопроводов и с конечным спросом на «смешанный» турецкий газ.

Если реализация турецкого хаба связана с техническими издержками, то для поставок российского газа в Иран подготовлена необходимая инфраструктура в северной части страны. Данный газ при дальнейшей реализации договоренностей будет отправляться в другие страны региона, например Азербайджан, Армению, Турцию, Ирак, на юг Ирана для экспорта в страны Персидского залива, нуждающиеся в газе, на восток от страны — в такие страны, как Пакистан и другие. Иран может предложить различные модели работы с РФ — своп, торговлю или транзит [Свинцова, 2022], потенциальный объем, который могут получать через одни только северные границы Ирана, — около 50 млн м в сутки газа.

В топливно-энергетическом комплексе Россия и Иран нацелены на развитие сотрудничества в сфере нефти, газа, атомной промышленности и даже возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Ключевыми направлениями взаимодействия в нефтегазовой сфере являются своповые поставки нефти и газа, участие российских компаний в иранских добычных проектах и совместные проекты по переработке. Так, российская компания «ЗН-Восток» с 2023 г. начнет разрабатывать нефтяное месторождение Шадеган, ожидаемый объем добычи на котором оценивается в 7 млн т в год [Алифирова, 2022].

В июле 2022 г. ПАО «Газпром» и иранская государственная нефтегазовая NIOC заключила меморандум по разработке 2 газовых и 6 нефтяных месторождений Ирана на 4 млрд долл., свопу, крупно- и малотоннажным СПГ-проектам, строительству магистральных газопроводов на 40 млрд долл. и поставкам в третьи страны, в том числе в Пакистан и страны Персидского залива.

Еще одним направлением для развития взаимодействия России и Ирана является исследование ВИЭ. В частности, обсуждается участие российских компаний в проектах строительства солнечных электростанций (СЭС) в Иране на условиях под ключ общей установленной мощностью не менее 100 МВт с привлечением российского экспортного финансирования. Кроме того, рассматривается возможность участия в реализации проектов ветряных электростанций (ВЭС) на границе с Афганистаном и на каспийском побережье Ирана, в том числе на основе долгосрочных (до 20 лет) контрактов. Отметим, что север Ирана испытывает дефицит энергии, что

делает проекты ВИЭ в этом районе целесообразными. Отметим, что в январе — июле 2022 г. двухсторонний товарооборот России и Ирана увеличился почти на 45 % по сравнению с тем же периодом 2021 г. и составил 2,8 млрд долл. И в завершающей стадии находится процесс заключения соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном.

В целом Россия стремится к диверсификации транспортных маршрутов по поставкам энергоресурсов на мировой рынок, Иран будет выступать в качестве альтернативы Турции по поставкам в восточные страны, Индию, Пакистан и страны Юго-Восточной Азии. Турция сосредоточена на поставках энергоресурсов в Европу. Для России Иран интересен как ключевой партнер, который повысит эффективность теоретически возможных трубопроводных проектов, а также позволит расширить проекты в области СПГ. Узкое место своповых поставок — это позиция Туркменистана, который тоже заинтересован в экспорте своего газа. Пропускной мощности может просто не хватить.

После переговоров российского президента В. Путина и вновь избранного казахстанского президента Ж. К. Токаева 28 ноября 2022 г. стало известно об обсуждении оформления трехстороннего союза России, Казахстана и Узбекистана. Будет налажена координация «действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана», которые имеют единую газотранспортную систему для совместной переработки и поставкам в третьи страны, например в Китай5.

Выводы

В настоящее время происходит закладывание основ функционирования единого евразийского рынка энергоресурсов, где региональные дружественные России государства будут проводниками новой юго-восточной газовой политики России. Осложняет переход, во-первых, отсутствие глобальной определенности, неурегулированность украинского кризиса, а также незавершенная пандемия новой коронавирусной инфекции. Возможно, что к 2025 г. военно-политическая ситуация в мире значительно улучшится, в некоторой степени завершится жесткое противостояние России и Запада, которое привело к СВО России на Украине, особенно после новых выборов президента США и победы кандидата от Республиканской партии.

Во-вторых, по мнению российского эксперта Т. Бордачева, это разно-векторность внешнеполитического курса основных участников и потенциальных партнеров [Бордачев, 2019]. Для этого России как инициатору проекта «Большая Евразия» при политической поддержке Китая необходимо

5 Идея Путина и взаимная выгода. Что известно о газовом союзе РФ, Казахстана и Узбекистана // https://tass.ru/ekonomika/1651817, дата обращения 22.02.2023.

систематизировать процесс евразийской интеграции с заинтересованными странами коллективного Востока. Данный процесс уже запущен с учетом проводимой коллективным Западом внешней политики по вмешательству во внутренние дела евразийских государств. Таким образом, политическим руководством стран Евразии достигнуто принципиальное понимание по наращиванию политического, торгово-экономического и энергетического сотрудничества между собой и Россией как «администратором» евразийской интеграции.

Мы полагаем, что к 2040 г. проект «Большая Евразия» с точки зрения как евразийской интеграции, так и формирования и функционирования энергетических рынков станет единым и взаимодополняемым (Россия, Иран, Казахстан, Узбекистан и Туркмения как поставщики энергоресурсов и Китай, Индия, Монголия, Афганистан, Пакистан как надежные их покупатели). Ведущая роль в этом процессе будет принадлежать России как основной движущей силе — не только как мировому экспортеру энергетических ресурсов, но и как политическому лидеру интеграционных процессов евразийского пространства и инициатору геополитических изменений.

Список литературы

Иванов А. В., Журавлева С. М., 2020. Большая Евразия: понятие, вызовы, задачи России и Сибири // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). № 3 (25) С. 12-20. DOI: 10.32340/2414-9101-2020-3-12-20.

Лукин А. В., Новиков Д. П., 2019. Большая Евразия: от полюса конфронтации к сообществу развития // ВОСТОК (ОМЕ^). № 6. С. 173-188. DOI: 10.31857/ S086919080007702-9.

Харитонова Д. В., 2021. Энергетика Пакистана и его сотрудничество со странами ШОС // Геоэкономика энергетики. № 2 (14). С. 78-95. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_14_2_78.

Алифирова Е., 2022. Своп, добычные проекты, ВИЭ и не только. Россия и Иран плодотворно провели заседание межправкомиссии // https://neftegaz.ru/ news/partnersЫp/757008-svop-dobychnye-proekty-vie-i-ne-tolko-rossiya-i-iran-plodotvorno-proveli-zasedanie-mezhpravkomissii/, дата обращения 22.02.2023.

Бордачев Т, 2019. Большая Евразия: что еще не сделано? // https://ru.valdaiclub. com/a/highlights/bolshaya-evraziya-chto-eshchye-ne-sdelano/?sphrase_id=513167, дата обращения 01.03.2023.

Комраков А., 2022. Газовый хаб в Турции позволит России сохранить хотя бы часть европейского рынка // https://www.ng.ru/economics/2022-11-13/1_8588_ turkey.html, дата обращения 22.02.2023.

Кофнер Ю, 2017. Концепция Большой Евразии: культурно-географическое и политэкономическое понимание // http://eurasia.plus/magazine/eurasia_ multipolar_world/concept_big_eurasia.phtml, дата обращения 01.03.2023.

Кофнер Ю, 2019. Теория евразийской интеграции. I // https://russiancouncil.ru/ blogs/GreaterEurasia/teoriya-evraziyskoy-integratsii-i/, дата обращения 08.02.2023.

Кузьмина Е. М, 2022. Перспективы развития евразийской интеграции в новых геополитических реалиях // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/perspektivy-razvitiya-evraziyskoy-integratsii-v-novykh-geopoliticheskikh-realiyakh/, дата обращения 22.02.2023.

Свинцова Е., 2022. Своповые поставки российского газа через Иран могут составить 50 млн куб. м в сутки // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/754578-svopovye-postavki-rossiyskogo-gaza-cherez-iran-mogut-sostavit-50-mln-kubometrov-v-sutki/, дата обращения 22.02.2023.

Харитонова Д. В., 2018. Большая Евразия: от политической идеи к технологии сборки // https://i-sng.ru/publikacii/bolshaya-evraziya-ot-politicheskoy-idei-k-tehnologii-sborki/, дата обращения 15.02.2023.

Идея Путина и взаимная выгода. Что известно о газовом союзе РФ, Казахстана и Узбекистана // https://tass.ru/ekonomika/1651817, дата обращения 22.02.2023.

Интервью Николая Шульгинова пакистанскому изданию The Nation // https:// minenergo.gov.ru/node/23932, дата обращения 01.03.2023.

Китай и ЕАЭС рассматривают возможность создания ЗСТ // https:// rg.ru/2022/10/14/kitaj-i-eaes-rassmatrivaiut-vozmozhnost-sozdaniia-zst.html, дата обращения 01.03.2023.

Путин: мировой рынок энергоресурсов переживает тяжелые времена // https:// vmeste-rf.tv/news/putin-mirovoy-rynok-energoresursov-perezhivaet-tyazhelye-vremena/, дата обращения 22.02.2023.

Соглашение ЕАЭС с Китаем создает платформу для устранения торговых барьеров // https://eadaily.com/ru/news/2019/11/12/soglashenie-eaes-s-kitaem-sozdaet-platformu-dlya-ustraneniya-torgovyh-barerov, дата обращения 17.02.2023.

KHARITONOVA Daria V., Deputy head division of Eurasian Integration and Shanghai Cooperation Organization Extension of the Institute of CIS. Address: 7/10 b. 3, B. Polyanka str., Moscow, Russian Federation. E-mail: dariahar09@gmail.com SPIN-code: 7555-4681

ENERGY OF GREATER EURASIA: PROSPECTS AND ACHIEVEMENTS

DOI: 10.48137/26870703_2023_21_1_79 Received: 03.03.2023

For citation: Kharitonova D. V., 2023. Energy of Greater Eurasia: Prospects and Achievements. - Geoeconomics of Energetics. № 1 (21). P. 79-92. DOI: 10.48137/26870703_2023_21_1_79

Keywords: Greater Eurasia, energy, gas, cooperation, economy, Russia, P.R.C (China) Mongolia, Pakistan, Iran, India, Turkey, EU, SMO.

Abstract

The author analyzes Greater Eurasia concept and the prerequisites for the implementation of this geopolitical project. During Russia's Special Military Operation in Ukraine the concept became a trigger in the transformation of Comprehensive Eurasian Partnership which includes the countries of the EAEU, SCO and ASEAN and their opposition to the collective West led by the United States. In such circumstances Greater Eurasia is strengthening as a new pole of power in a multipolar world based on political parity between Moscow and Beijing. We believe that in the global economic confrontation between the US and China the countries of the Eurasian partnership should pursue a more consolidated domestic policy of non-interference of Western countries in internal affairs. This also applies to the implementation of their new economic strategies, taking into account the realities of the global recession from Beijing to Istanbul and from Moscow to Jakarta. It is also worth mentioning the BRICS format that 20 non-Western countries (from Argentina to Saudi Arabia) would like to join. In our opinion, the return to a bipolar system led by the United States and China will be established in the long term. The goal of Russia is to preserve and enhance the Eurasian space which it does by conducting Special Operation on the territory of Ukraine. It should be noted that in such complicated geopolitical conditions Moscow as the manager of Greater Eurasian Partnership is striving for greater economic and political cooperation with non-Western countries. Particular attention is focused on the development of energy projects as connecting links in cooperation of the countries of Central and South Asia, Iran, Mongolia, China, Azerbaijan and Turkey. Moscow is redirecting its energy policy towards the Southeast thereby strengthening and expanding its energy presence on Eurasian continent and also in Africa and Southeast Asia. Successful implementation of energy projects in these regions will have a favorable future impact on formation of the Comprehensive Eurasian Partnership.

References

Ivanov A. S. Zhuravleva S. M, 2020. Greater Eurasia: Understood, Such Are the Tasks of Russia And Siberia. // Scientific records (Altai Generally Accepted Academy of Culture and Art). No. 3 (25) pp. 12-20. DOI: 10.32340/2414-9101-2020-3-12-20. (In Russ.)

Lukin A. S., Novikov D. P., 2019. Greater Eurasia: From Conference to Communication. // EAST (ORIENS). No. 6. Pp. 173-188. DOI: 10.31857/ S086919080007702-9. (In Russ.)

Kharitonova D. V., 2021. The Energy Sector of Pakistan and Its Cooperation with The SCO Countries. - Geoeconomics of Energetics. No. 2 (14). Pp. 78-95. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_14_2_78. (In Russ.)

Alifirova E., 2022. Swap, additional projects, renewable energy and not only. Russia and Iran happily held a meeting of the intergovernmental commission // https://neftegaz.ru/news/partnership/757008-svop-dobychnye-proekty-vie-i-ne-tolko-rossiya-i-iran-plodotvorno-proveli-zasedanie-mezhpravkomissii/, accessed 22.02.2023. (In Russ.)

Bordachev T, 2019. Greater Eurasia: what else hasn't been done? // https:// ru.valdaiclub.com/a/highlights/bolshaya-evraziya-chto-eshchye-ne-sdelano/?sphrase_ id=513167, accessed 01.03.2023. (In Russ.)

Komrakov A, 2022. Gas concentrator in Turkey allows Russia to keep being a frequent European market // https://www.ng.ru/economics/2022-11-13/1_8588_turkey.html, accessed 22.02.2023. (In Russ.)

Koffner Yu, 2017. The Great Eurasian Concept: Cultural, geographical and Political economic understanding // http://eurasia.plus/magazine/eurasia_multipolar_world/ concept_big_eurasia.phtml, accessed 01.03.2023. (In Russ.)

Koffner Yu., 2019. Theory of Eurasian integration. I // https://russiancouncil. ru/blogs/GreaterEurasia/teoriya-evraziyskoy-integratsii-i /, accessed 08.02.2023. (In Russ.)

Kuzmina E. M, 2022. Prospects for the development of Eurasian integration in the new geopolitical realities // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/perspektivy-razvitiya-evraziyskoy-integratsii-v-novykh-geopoliticheskikh-realiyakh/, accessed 22.02.2023. (In Russ.)

Suintsova E, 2022. Swap deliveries of Russian gas through Iran can age 50 million cuy .m per day // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/754578-svopovye-postavki-rossiyskogo-gaza-cherez-iran-mogut-sostavit-50-mln-kubometrov-v-sutki/, accessed 22.02.2023. (In Russ.)

Kharitonova D. S, 2018. Greater Eurasia: from political holidays to technological fees // https://i-sng.ru/publikacii/bolshaya-evraziya-ot-politicheskoy-idei-k-tehnologii-sborki /, accessed 15.02.2023. (In Russ.)

Putin's idea and the overall benefit. What is known about the gas union of Russia, Kazakhstan and Uzbekistan // https://tass.ru/ekonomika/1651817, accessed 22.02.2023. (In Russ.)

Interview of Nikolai Shulginov to the Pakistani edition of The Nation // https:// minenergo.gov.ru/node/23932, accessed 01.03.2023. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

China and the EAEU are considering the possibility of creating a free trade zone // https://rg.ru/2022/10/14/kitaj-i-eaes-rassmatrivaiut-vozmozhnost-sozdaniia-zst.html, accessed 01.03.2023. (In Russ.)

Putin: the world market of energy resources turns into the right words // https:// vmeste-rf.tv/news/putin-mirovoy-rynok-energoresursov-perezhivaet-tyazhelye-vremena/, accessed 22.02.2023. (In Russ.)

The agreement of the EAEU with China creates a platform for the installation of trade barriers // https://eadaily.com/ru/news/2019/11/12/soglashenie-eaes-s-kitaem-sozdaet-platformu-dlya-ustraneniya-torgovyh-barerov, accessed 17.02.2023. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.