Научная статья на тему 'Энергетический потенциал России в условиях экономической глобализации'

Энергетический потенциал России в условиях экономической глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
817
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимцев Игорь Анатольевич, Балабин Владимир Борисович

The authors attempt to identify the competitive advantages of the country and the possible ways of their further development aimed at more effective integration of Russia into global economics. The emphasis is laid upon the analysis of the energy potential of Russia as the country's most competitive sphere, which currently acts as a sort of locomotive and provides momentum for the development of the country's economics on the whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The energy potential of Russia in the context of economic globalization

The authors attempt to identify the competitive advantages of the country and the possible ways of their further development aimed at more effective integration of Russia into global economics. The emphasis is laid upon the analysis of the energy potential of Russia as the country's most competitive sphere, which currently acts as a sort of locomotive and provides momentum for the development of the country's economics on the whole.

Текст научной работы на тему «Энергетический потенциал России в условиях экономической глобализации»

ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВА

И. А. МАКСИМЦЕВ, В. Б. БАЛАБИН1

Игорь Анатольевич Максимцев — доктор экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений, ректор СПбГУЭФ. С 1995 г. — начальник управления международного сотрудничества СПбГУЭФ. С 2002 по 2006 г. — проректор по международным связям. С 2004 г. — председатель Ассоциации проректоров по международным связям вузов Санкт-Петербурга. В 2007 г. ему присуждена премия Правительства Санкт-Петербурга за вклад в решении организационных вопросов повышения качества подготовки специалистов.

Автор более 40 научных и методических работ.

Область научных интересов — мировая экономика, расширение Европейского Союза, программы экономического сотрудничества России и ЕС, России и Китая, экономическая интеграция государств СНГ.

Владимир Борисович Балабин — аспирант кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ.

В 2006 г. закончил СПбГУЭФ по специальности мировая экономика.

Автор публикации на тему перспектив мировой добычи и потребления нефти.

Круг научных интересов — нефтегазовая отрасль, ТЭК, энергетическая политика стран мира.

^ ^ ^

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в мире как никогда ранее благоприятствует России — перед страной открываются такие возможности для стремительного развития собственной экономики, которых она давно уже не знала. Предметом острейшей борьбы на мировой арене становятся энергоресурсы, без постоянного роста потребления которых дальнейшее развитие экономик стран мира в ближайшей перспективе весьма проблематично. Важнейшим вопросом для правительств ведущих держав мира становится обеспечение энергетической безопасности и непрерывности поставок энергоресурсов. Для России, страны с колоссальными запасами дефицитного сырья, это открывает большие возможности позиционировать себя эффективно, обеспечив реализацию конкурентного потенциала экономики. С другой стороны, существует опасность стать лишь пространством для борьбы ведущих мировых держав за энергетические ресурсы, которыми изобилует Россия.

Необходимо, опираясь на существующие конкурентные преимущества, выработать стратегию превращения в глобального игрока, основанную на капитализированных (т. е. работающих,

1 © И. А. Максимцев, В. Б. Балабин, 2008

обеспечивающих поток доходов для дальнейшего экономического роста) конкурентных преимуществах, сочетающую в себе развитие секторов-лидеров параллельно с изменением институциональной среды, что приведет к формированию импульса развития экономики в целом. Экономическое развитие России должно решить множество таких задач, как участие страны в мировых геополитическом, геоэкономическом и геокультурном пространствах, обеспечив соответствующую безопасность страны, и способствовать смещению глобального баланса в интересах России. Мощным инструментом для решения этой задачи, катализатором дальнейшего развития всех отраслей экономики страны должен стать ее энергетический потенциал.

Между тем возможности России как игрока на мировом рынке далеко не исчерпываются наличием внушительных запасов энергоносителей в условиях их нарастающего дефицита. Российская экономика обладает значительными конкурентными преимуществами, среди которых можно выделить следующие:

— сельскохозяйственный (агропромышленный) потенциал;

— научно-исследовательский потенциал;

— транзитный потенциал.

Сельскохозяйственный потенциал. Россия граничит с крупнейшими потребителями сельскохозяйственной продукции — странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и в первую очередь — Китаем и Индией. Рост спроса на продовольствие в этом регионе будет обусловлен как демографическими и социальными (урбанизация) факторами, так и ростом уровня жизни в этих странах в целом. Россия располагает приблизительно 10 % общемировой площади пашни; примерно 30-40 % мировой площади плодородных черноземных земель сосредоточено в России1. При этом использование сельскохозяйственного потенциала остается крайне неэффективным: доля страны в мировом производстве сельскохозяйственной продукции всего порядка 2-3 %.

Если по обеспеченности пашней и наличию продуктивного стада Россия входит в первую десятку стран мира, то по урожайности зерновых она отстает от стран-лидеров как минимум в 2-3 раза, по продуктивности крупного рогатого скота — в 1,5-2 раза. Среди основных проблем, стоящих перед сельскохозяйственной отраслью страны, можно выделить:

— неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей торговлю сельскохозяйственной продукцией, что ведет к избыточной наценке при ее конечной реализации;

— разрозненность производителей и недостаточный масштаб производства. Подавляющее большинство производителей — мелкотоварные хозяйства;

— ухудшение качества социальной инфраструктуры на сельскохозяйственных территориях;

— низкий уровень государственной поддержки (по сравнению с развитыми странами);

— недостаток специализированной инфраструктуры, ориентированной на экспорт зерна;

— устаревшие технологии, низкая обеспеченность сельскохозяйственной техникой.

Например, обеспеченность комбайнами на 1000 га посевов зерна составляет в России порядка 5, в то время как в европейских странах этот показатель достигает 18-20, в США — 12; обеспеченность тракторами в стране — 6-7 на 1000 га пашни, что не идет в сравнение с 65-85 в некоторых европейских странах2.

Правда, уже сейчас наблюдаются существенные сдвиги в развитии сектора. По темпам прироста инвестиций сельское хозяйство сегодня является одной из лидирующих отраслей российской экономики. АПК становится все более привлекательной сферой приложения капитала, в том числе и благодаря федеральным программам развития сельского хозяйства, целевым кредитам малым предприятиям, занятым в отрасли, и т. д. Объемы производства сельхозпродукции за 2007 г., по предварительным оценкам, выросли более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом.

Реализация российского агропромышленного потенциала в долгосрочной перспективе возможна в двух направлениях. Первое — расширение экспорта зерна (тем более перспективно, учитывая рост использования зерна в качестве биотоплива в некоторых странах, например, в США). Потенциал экспорта пшеницы к концу следующего десятилетия с учетом резервов повышения урожайности, расширения мировых рынков и возможностей создания инфраструктуры оценивается приблизительно в 20 млн т в год (в среднем за 2001-2006 гг. Россия производила по 6 млн т в год). Второе направление — импортозамещение на рынках продукции животноводства в городах. Потенциал роста производства мяса за счет импортозамещения и расширения внутренних рынков оценивается в 11-12 млн т в год к концу следующего десятилетия (в 2005 г. — порядка 5-6 млн т в год).

Научно-исследовательский потенциал. Россия обладает одним из самых мощных в мире научно-исследовательским потенциалом, дающим возможность генерации в стране новых технологий и знаний. Однако результативность использования этого потенциала чрезвычайно мала.

Несмотря на то, что по масштабам научно-исследовательского потенциала Россия занимает одно из лидирующих мест (в частности, по численности занятых в этой сфере страна уступает лишь США), его отдача в несколько раз ниже, чем в развитых странах, и по результативности использования потенциала Россия занимает место в четвертом десятке рейтинга стран мира. На международном рынке технологий Россия практически не представлена, а доля доходов от продажи технологий в структуре экспорта незначительна. Например, экспорт машин, оборудования и транспортных средств составил в 2006 г. 17,5 млрд долл. США, т. е. порядка 5,8 % от всего объема российского экспорта. Что примечательно — с

2000 г. доля продукции машиностроения в структуре экспорта постоянно снижается (в 2001 г. — 10,5 %, в 2004 г. — 7,8 %, в 2006 г. — 5,8 %), несмотря на рост показателя в абсолютном выражении3.

Среди важнейших причин низкой эффективности научно-исследовательского сектора можно выделить следующие:

— слабость и недостаточная развитость институтов, регулирующих исследования и разработки, в частности, правовых норм регулирования интеллектуальной собственности;

— крайне низкая инновационная активность в российской экономике, в результате чего спрос на российские исследования и разработки со стороны бизнеса остается недостаточным;

— разрыв между фундаментальной наукой и прикладными исследованиями, что проявляется в удержании позиций страны в теоретических областях, таких как теоретическая физика, ядерная физика, астрофизика,

химия, теория информации, теория алгоритмов и т. д., при нарастающем отставании от уровня развитых стран в экспериментальных областях в связи с недостаточностью материально-технического обеспечения исследований;

— отставание в технологиях и ресурсном обеспечении прикладных исследований и разработок и внедрении их в производство для создания высокотехнологичной продукции;

— снижение качества квалифицированных кадров, их старение — до 40 % занятых в научной сфере составляют люди старше пятидесяти лет.

Мировой рынок высокотехнологичной продукции — один из наиболее динамично развивающихся сегментов мировой экономики. По различным оценкам, его объем к 2020 г. возрастет в 4-5 раз, примерно до 8-10 трлн долл. Повышение эффективности российского научно-технологического потенциала до уровня, среднего для стран ОЭСР, позволит России существенно увеличить свое присутствие на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

Транзитный потенциал. Россия граничит с такими масштабными и интенсивно-развивающимися регионами, как Азиатско-Тихоокеанский, Южно-Азиатский (Иран), Европа, Северная Америка. Это открывает для страны возможность позиционировать себя как транзитное пространство, звено, связывающее Европу и страны АТР, Европу и Средний Восток. По данным Министерства транспорта РФ, объем транзитных перевозок составляет менее половины потенциально возможных.

Причины низкого использования транзитного потенциала следующие:

— недостаточное развитие единой транспортной сети, связывающей региональные сети в единое целое (например, по данным Минтранса РФ, ни один из 16 крупнейших российских портов не имеет прямого сообщения с федеральными автотрассами);

— низкая пропускная способность железных и автомобильных дорог по основным направлениям грузопотоков;

— недостаточное наличие перегрузочных комплексов и перевалочных пунктов;

— слабое развитие портовой инфраструктуры;

— высокая степень износа судов российского флота, подвижного состава, железнодорожных путей;

— значительная часть торгового флота российских судовладельцев зарегистрирована в иностранных государствах, что фактически приводит к необходимости импортировать определенный объем транспортных услуг вместо их экспорта.

Таким образом, приоритетные направления для развития в данной сфере: строительство новых современных железных дорог и реконструкция существующих; строительство и модернизация автомобильных трасс на основных направлениях потока грузов в обход городов; модернизация аэропортов, увеличение их пропускной способности, формирование узловых аэропортов; строительство новых морских портов; увеличение пропускной способности внутренних водных путей; создание терминально-логистических комплексов.

Стоит отметить, что в настоящее время в разработке и на различных стадиях осуществления находится множество государственных и государственно-частных проектов по развитию транспортной инфраструктуры страны. В стратегии развития транспорта РФ, утвержденной Министерством транспорта РФ 31 июля 2006 г., запланированный объем инвестиций в такого рода проекты составил более 1,2 трлн руб. Значительную часть этих средств планируется привлечь из внебюджетных источников (например, из инвестиционного фонда РФ планируется направить более 220 млрд руб. в период до 2010 г.)4. Реализация стратегии предполагает осуществление ряда крупнейших проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения. Именно государство и различные его институты должны финансировать развитие транспортной инфраструктуры, так как частный капитал в эту сферу привлечь достаточно сложно из-за больших сроков окупаемости проектов.

Энергетический потенциал. Основную роль в развитии страны должна сыграть реализация ее энергетического потенциала, особенно в условиях нарастающего дефицита энергоресурсов в мировой экономике. Россия обладает крупнейшими запасами природного газа в мире и является одним из лидеров по запасам сырой нефти, что дает ей возможность при практически любом долгосрочном сценарии быть важнейшим участником мирового энергетического рынка.

На сегодняшний день среди основных трендов в мировой энергетике можно выделить следующие:

— экономический прогресс стран мира, и, прежде всего, развивающихся стран, будет сопровождаться ростом потребления энергии, хотя темпы последнего будут ниже в связи с развитием различных программ энергосбережения в развитых странах. Это будет способствовать дальнейшему росту цен на энергоресурсы, что крайне выгодно России как ведущему мировому экспортеру углеводородов;

— обострится соперничество крупных держав за доступ к дешевым исчерпаемым энергоресурсам (нефть, газ). Фактор долгосрочной безопасности снабжения энергией станет приоритетным;

— будет происходить формирование новых мировых рынков энергоресурсов, в частности, природного газа, благодаря технологиям СПГ (сжиженного природного газа), что позволит «отвязать» потребителей от трубопроводных маршрутов, обеспечивая необходимую гибкость поставок;

— будет продолжаться электрификация всех сфер жизни в качестве способа увеличения производительности труда. Как следствие, значительная доля инвестиций в мировой энергетический комплекс будет приходиться на электроэнергетику;

— наряду с развитием систем дальнего транспорта энергоносителей усилится тенденция к децентрализации энергетической системы — приближение источников энергии к потребителям;

— в энергетических стратегиях США, ЕС и Японии абсолютный приоритет получат вопросы обеспечения энергетической безопасности. В связи с наступлением в ближайшие годы пика добычи нефти, а через несколько десятилетий — и газа, внешняя политика развитых стран будет направлена на обеспечение доступа к источникам энергии как дипломатическими, так и силовыми методами. Достаточно упомянуть такие сугубо «энергетические» операции, как «Буря в пустыне» (вытеснение иракской армии из Кувейта), операция США и их союзников в Ираке, политическое давление на Иран со стороны США и некоторых других развитых стран и т. д.;

— в структуре производства энергии постепенно будет происходить переход от исчерпаемых органических видов топлива к практически неисчерпаемым возобновляемым источникам энергии (водород, ветер, солнечная энергия, энергия, получаемая из биомассы и т. д.) и ядерной энергии. Скорость этого процесса будут регулировать экономические и энергетические факторы, но при любом возможном сценарии углеводороды в обозримом будущем сохранят свое доминирующее положение в мировом энергетическом балансе;

— все большее внимание будет уделяться развитию энергосберегающих технологий, и, как следствие, снижению удельного потребления энергии.

Потребление электроэнергии на душу населения в странах ОЭСР в среднем в 7 раз превышает этот показатель в других странах, которые, составляя порядка 80 % мирового населения, потребляют меньше 40 % общей производимой в мире электроэнергии. Свыше 2 млрд жителей планеты все еще не имеют доступа к энергетическим сетям5. Страны АТР, в том числе Китай и Индия, имеют одни из самых низких показателей среднедушевого энергопотребления. Но уже сейчас можно наблюдать тенденции к многократному росту потребления энергии в этих странах. Следует ожидать, что Китай и Индия, бедные по запасам углеводородного топлива, но потребляющие его во всевозрастающих объемах, активно включатся в борьбу за обеспечение энергетической безопасности. Широкое вовлечение в хозяйственный оборот энергоресурсов перерастет в сплошную электрификацию в этих и других странах АТР с населением около 7 млрд человек из ожидаемых к середине XXI в. 11 млрд человек во всем мире. Важнейшим направлением их энергетической политики будет участие в совместных разработках месторождений в Средней Азии, на Ближнем Востоке и в России.

При любом развитии событий в обозримой перспективе исчерпаемое углеводородное сырье будет вытесняться новыми, более дешевыми и более доступными источниками энергии, и главной задачей для России сегодня является создание возможности позиционирования страны в новой системе международных отношений таким образом, чтобы она имела источники доходов на десятилетия вперед, сохраняя свой суверенитет, обладая развитой системой партнерских и союзнических отношений. Тенденция к созданию глобальной энергетики для российских компаний нефтегазовой сферы приведет к положению, когда владение энергоресурсами само по себе уже не будет гарантировать стабильное получение прибыли и устойчивость финансово-экономического положения. Главным фактором станет выход непосредственно на конечный рынок сбыта энергии.

Мировая энергетика создавалась и продолжает развиваться в тесной привязке к конкретным территориям и населяющим их народам. Несмотря на стремительную глобализацию энергетических технологий и систем, размеры энергопотребления и производственная база энергетики все еще определяются местными факторами. Процессы глобализации, вероятно, со временем сгладят многие региональные различия в энергетике. Но на данном этапе обеспечение человечества экологически чистой, возобновляемой и доступной энергией в требуемых количествах представляется труднодостижимым. В связи с этим можно утверждать, что ископаемое топливо сохранит преимущество в структуре глобального топливно-энергетического баланса в течение следующих десятилетий.

Сегодня на первый план выступают проблемы территориального размещения основных ресурсов, ухудшение структуры запасов топлива, дорогой энергии, конкурентоспособности энергоресурсов с позиции эколого-экономической эффективности и безопасности. Сложившаяся на планете резкая диспропорция распределения органических видов топлива через крупные материально-финансовые затраты на развитие и поддержку межконтинентальных энергетических систем устойчиво трансформируется в проблему дорогой

энергии со всеми вытекающими социально-экономическими и политическими последствиями. Многократно повышаются роль и ответственность стран-лидеров — обладателей основных ресурсов, в обеспечении дальнейшего прогресса человеческой цивилизации и политической стабильности.

В сложившихся условиях России для достижения максимального долгосрочного эффекта целесообразно придерживаться следующей стратегии. Во-первых, необходимо реализовывать существующие конкурентные преимущества (энергетические, технологические, транзитные), увеличивая экспорт и замещая импорт на соответствующих рынках, что должно стать базой для повышения конкурентоспособности основной массы перерабатывающих производств. В результате реализации конкурентных преимуществ появляется возможность эффективного интегрирования в мировую экономику, что повлечет за собой поступление в страну ренты разных типов — природной, технологической, транзитной. Импульс, заданный первым направлением, способствуя росту валовых доходов экономики, должен трансформироваться в модернизацию и рост производства в секторах, напрямую не связанных с названными конкурентными преимуществами. Повышение объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью повлечет за собой рост спроса на квалифицированную рабочую силу. Уровень заработной платы в целом по стране будет постепенно повышаться, сопутствуя росту платежеспособного спроса населения и расширению объемов внутреннего рынка. Таким образом, на сегодня главная задача — дать экономике России такой импульс за счет реализации уже существующих конкурентных преимуществ. Для этого необходимо решить ряд существующих проблем, и, прежде всего, в нефтегазовой сфере.

Среди основных проблем российского нефтегазового комплекса можно выделить следующие:

— крайне небольшая диверсификация экспортных поставок углеводородов. На сегодняшний день большая часть экспортируемых нефти и газа приходится на европейский рынок (до 85-90 %), что ставит Россию в зависимость от основного потребителя (хотя на сегодняшний день это — взаимозависимость, так как для Европы достойной альтернативы российским нефти и газу нет);

— слабая диверсификация экспорта по видам нефтепродуктов. Вследствие недостаточной конкурентоспособности нефтеперерабатывающих отраслей, в основном на экспорт идет сырье, а нефтепродукты глубокой переработки в структуре экспорта практически отсутствуют. При этом качество экспортируемых топлив настолько не отвечает мировым стандартам, что закупается не для конечного потребления, а для дальнейшей переработки. Это связано, в первую очередь, с критическим уровнем износа основных фондов на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности;

— низкий коэффициент извлечения нефти. Среднемировое значение этого коэффициента составляет около 35 %, в то время как в России этот показатель оценивается в 25 %, что говорит о более низкой выработке месторождений;

— низкая эффективность налогообложения в нефтегазовой сфере. Величина НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) на сегодняшний день привязана к мировым ценам на нефть. Результат — отсутствие стимулов для выработки низкодебитных скважин. В то же время введение дифференцированной ставки, скорее всего, окажется малоэффективным из-за несовершенства системы налогового администрирования и неоднозначности правоприменения в данной сфере;

— растет угроза падения объемов добычи. Россия на сегодняшний день — абсолютный лидер по объемам экспорта нефти и газа. В то же время на протяжении последних двух десятилетий прирост доказанных запасов нефти меньше объемов добычи (с газом несколько другая ситуация, но и его запасы не бесконечны), а условия и стоимость ее постоянно повышаются, что создает угрозу перехода отрасли в режим падающей добычи6.

По большинству экспертных оценок, цена нефти в среднесрочной перспективе (по крайней мере, до 2015 г.) сохранится на высоком уровне, превышающем 50 долл. за баррель, причем эти оценки постоянно корректируются в сторону повышения. Сегодня цена за баррель сырой нефти марки Brent колеблется в диапазоне

85-95 долл. США, и причин для кардинального ее снижения нет. Естественно, возможны довольно сильные колебания из-за значительной спекулятивной составляющей на рынке углеводородов, но в долгосрочной перспективе повышательная тенденция будет сохраняться. Основные причины:

— рост спроса на нефть в условиях относительной ограниченности добывающих и перерабатывающих мощностей;

— включение в цену на нефть «политической премии», как результат недостаточной диверсифицированности поставок нефти (что увеличивает риски недопоставок и возникновения дефицита), а также усиление конкуренции за энергоресурсы между макрорегионами;

— рост доли спекулятивной составляющей в цене за счет изменения состава участников рынка (развитие хедж-фондов);

— основными перспективными внешними рынками для экспорта нефти и газа становятся рынки АТР. Принимая во внимание тот факт, что этот регион характеризуется стремительными темпами экономического роста, особенно Индия и Китай, экспорт российской нефти в этот регион может удвоиться уже к 2010 г. При этом доля России в импорте этого региона может достигнуть трети в 2015-2020 гг.

Для мировой энергетики последних лет характерна устойчивая тенденция превалирования роста потребления природного газа над темпами суммарного потребления энергии. В среднем за период с 1973 г. до наших дней мировое потребление энергии увеличивалось в среднем на 2,3 % в год, а потребление

природного газа — на 2,9-3 % в год7. Помимо того, что в странах Евросоюза падает собственная добыча природного газа, необходимо отметить возрастающую интенсификацию мероприятий по переводу электростанций с угля на газ, что сыграет значительную роль в увеличении потребления природного газа.

Даже значительный рост добычи природного газа на месторождениях Норвегии не сможет компенсировать падение производства компаний Нидерландов и других производителей меньшего масштаба. На европейском рынке будет нарастать конкуренция со стороны других потенциальных экспортеров, таких как Иран, Туркмения, Нигерия, страны Ближнего Востока, что связано, в том числе, и с политикой Европы по диверсификации импорта энергоресурсов в целях обеспечения энергетической безопасности и бесперебойности поставок. Тем не менее Россия уже сегодня — ведущий игрок на этом рынке, и можно ожидать, что в период до 2020 г. она будет обеспечивать около 60-70 % европейского импорта природного газа.

Увеличение экспортного потенциала газовой отрасли сопряжено с изменением топливного баланса в европейской части страны, в том числе за счет развития экологически чистых технологий сжигания твердых топлив. Существующий и увеличивающийся дефицит газа в европейской части страны, при его нерациональном использовании в энергетике и других отраслях, является серьезным препятствием для расширения его поставок на экспорт. В связи с этим приоритетной задачей становится постепенное выравнивание уровня внутренних цен для российских потребителей с мировыми. Шаги в этом направлении уже предпринимаются. Например, согласно принятому в декабре 2007 г. решению правления ФСТ (Федеральная служба по тарифам), в 2008 г. средний уровень оптовых цен на газ для промышленных предприятий (без НДС) повысится с 1351,8 руб. (55,4 долл.)

за тысячу кубометров до 1690 руб. (69,2 долл.). Для населения — с 1031,1 до 1290 руб. (42,2 и 52,8 долл. соответственно).

Важнейшим направлением является участие в мировой торговле сжиженным природным газом. Технология СПГ очень капиталоемкая и требует серьезных вложений в инфраструктуру, но и открывает для России новые возможности. Наиболее перспективные проекты связаны с экспортом СПГ в страны ЮВА и США.

Для полномасштабной реализации основного преимущества страны — ее энергетического потенциала, необходимо предпринять ряд мер, направленных, прежде всего, на увеличение диверсификации экспортных поставок энергоресурсов. Между тем ориентация на новые рынки открывает ряд проблем, связанных, прежде всего, с состоянием современной инфраструктуры. Существующая система (нефте- и газопроводы, портовые терминалы, обеспечивающие экспорт углеводородов) ориентирована, прежде всего, на европейский рынок.

Необходимо создание новых систем трубопроводов, ориентированных на новых потребителей, увеличение пропускной способности на существующих сегодня маршрутах, и их интеграция в энергетические системы стран-потребителей.

Не менее важная проблема — постоянное увеличение удельных капитальных затрат на добычу углеводородов, вследствие чего себестоимость сырья ощутимо возрастает. По последним оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, стоимость добычи нефти увеличится в течение следующих пятнадцати лет в 1,5 раза, удельные капиталовложения — в 1,3 раза; газа — в 1,5 и 1,7 раза соответственно.8 Необходимо существенное увеличение объема геологоразведочных работ, прежде всего, на новых нефтегазоносных месторождениях на Востоке России и на шельфе северных морей.

Помимо экспорта сырой нефти, необходимо развивать и нефтеперерабатывающую отрасль страны. Российская нефтеперерабатывающая промышленность сегодня не готова обеспечивать внутренний рынок достаточными объемами качественных нефтепродуктов, не говоря уже об их поставках на экспорт. Большинство установок на современных НПЗ произведено по проектам 50-60-х годов, что соответствующим образом сказывается как на качестве производимой продукции, так и на объемах затрат сырья. Например, для получения одного и того же количества бензина российскому предприятию необходимо переработать на треть больше сырья, чем европейскому. При этом образуются излишки низкокачественного дизельного топлива и мазута, которые экспортируются за рубеж для дальнейшей переработки. Недостаток мощностей по глубокой переработке нефти тормозит развитие нефтехимической промышленности. Обладая огромными запасами нефти и газа, Россия является импортером современных композиционных материалов, пластиков, продуктов тонкой химии, катализаторов.

Сегодня стране необходима комплексная государственная программа модернизации нефтеперерабатывающей отрасли. Возможными мерами по повышению экономической эффективности переработки нефти

могут быть:

— применение пониженных ставок акциза на высококачественные моторные топлива;

— отмена таможенных пошлин на ввоз оборудования и комплектующих, аналоги которых не производятся в РФ;

— предоставление различных налоговых льгот предприятиям глубокой переработки нефти;

— частичное субсидирование и гарантии государства по кредитам, используемым для финансирования капитальных вложений в модернизацию и обновление основных средств нефтеперерабатывающих предприятий.

Неоднозначным, с точки зрения стран — импортеров российских нефти и газа, является усиление роли государства в нефтегазовом секторе. За три последних года (2004-2007 гг.) доля госсобственности в секторе резко увеличилась (по добыче — приблизительно вдвое, достигнув 50 %). С одной стороны, «монополизация» сектора и его «огосударствление» способствует надежности реализации долгосрочных проектов, повышает устойчивость и надежность поставок в долгосрочной перспективе вследствие формирования инструментов реализации государственной политики в стратегическом секторе экономики. С другой стороны, централизация импорта ставит потребителей в зависимость от политической ситуации внутри России и повышает неопределенность при возникновении нестабильности на внутренней политической арене.

Реализация энергетического потенциала страны предполагает создание международной системы стратегического партнерства, снижающей экономические и политические риски потребителей. Но структура активов российских нефте- и газодобывающих компаний все еще остается недостаточно прозрачной и не отвечает международным стандартам, что сокращает возможность капитализации российского нефтегазового комплекса. Учитывая масштаб необходимых инвестиций в разработку и вовлечение в оборот новых запасов минеральных ресурсов, необходимо создание системы разделения рисков между бизнесом и государством при инвестировании средств.

Планомерное развитие всей экономики России невозможно без обеспечения внутриполитической стабильности в стране. Необходимо выстраивание долгосрочной социально-экономической стратегии, включающей все те ее составляющие, которые и будут определять позиции страны на международной арене. Новые геополитические реалии будут серьезно влиять на состояние энергетического комплекса, определять формы, направления и состав фигурантов на инвестиционном поле в этой сфере. При грамотном использовании сложившейся ситуации, при условии устранения «проблемных мест» нефтегазового комплекса страны и принятия мер по нивелированию возможных рисков, Россия может и должна занять лидирующее положение в обеспечении стабильности энергоснабжения мировой экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1 Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года.

2 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 www.gks.ru. Сайт Федеральной службы государственной статистики.

4 www.mintrans.ru. Сайт Министерства транспорта РФ.

5 Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года.

6 Ильинский А. А., Мнацаканян О. С., Череповицын А. Е. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции развития.

7 John D. Grace. Russian Oil Supply. Performance and Prospects.

8 Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.