Инновационное развитие
энергетические аспекты трансформации российской экономики при взаимодействии с мирохозяйственной сферой
н. ю. ФшишСкал,
кандидат экономических наук, доцент кафедры организации перевозок и управления на транспорте E-mail: [email protected] Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
В статье рассмотрена необходимость формирования политики индустриально-инновационного развития предприятий газовой промышленности России на основе реализации принципа «системной структуры отрасли». Согласно данному принципу устойчивое развитие предприятий газовой промышленности страны в рамках рыночныхприоритетов может осуществляться только при наличии системы базовых институтов и инфраструктуры рынка природного и сжиженного газа. В свою очередь такие институты и инфраструктура должны развиваться опережающим образом по отношению кэво-люции системы предприятий газовой промышленности, модернизированных за счет формирования на базе ОАО «Газпром» транснациональной корпоративной группы.
Ключевые слова: инфраструктура, газовая промышленность, конкуренция, развитие, инновации, потенциал.
Основная цель развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) РФ — создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих надежное функционирование системы энергоснабжения для обеспечения энергетической безопасности страны. Эта безопасность определяется возможностью ТЭК обеспечить энергоресурсами потребителей России и стран-партнеров. Развитие мировой энергетики, как правило, основано на сжигании невозобновляемых ископаемых углеводородов. Нужен поиск путей
перехода от классической «огневой энергетики» на более эффективный уровень.
При этом необходимо иметь в виду, что энергетическая безопасность зависит как от внутренних проблем, так и от внешних геополитических вызовов [2]. Определение основных приоритетов энергетической политики, разработка новых структурных, технологических и технических решений, обеспечивающих устойчивое энергоснабжение России в XXI в., являются основой ее энергетической безопасности [1].
Предприятия ТЭК на внутреннем рынке энергоносителей сталкиваются со множеством проблем, решение которых — неотъемлемое условие реализации стратегии устойчивого экономического роста. Назовем некоторые из них:
— долги потребителей за потребленные энергоносители и неплатежи;
— недостаток инвестиционных ресурсов. Рост промышленного производства и увеличение потребления энергии требуют капитальных вложений в строительство новых генерирующих мощностей и обустройства месторождений ископаемого топлива и инфраструктуры;
— значительный износ основных фондов энергетических предприятий, в том числе муниципальных. Причин, порождающих эту проблему, много, но необходимость ее решения диктуется возраста-
46
финансы и кредит
ющими технологическими потерями, авариями, пропорционально влияющими на рост тарифов и снижение надежности энергосбережения;
— низкий уровень энергосбережения, консерватизм потребителей и недостаточное понимание обществом реальной стоимости энергоносителей. Эра дешевых энергоресурсов закончилась. Отсюда необходимость их строжайшей экономии;
— отсутствие реальных конкурентных отношений в сфере производства, распределения энергоресурсов и реализации электрической энергии и природного газа. Во многом решение этой проблемы связано с проблемой кадров всех уровней власти;
— недостаточно социально ориентированная процедура регулирования тарифов на услуги естественных монополий, перекрестное субсидирование и наличие большого количества льготников;
— сверхнормативные потери и т. п.
Внешние проблемы российского ТЭК в основном находятся в рамках «энергодиалогов» со странами Европейского Союза. Основное противоречие заключается в принятии базового принципа: российский ТЭК интегрируется с ЕС (на этом настаивает Европа) или же Россия взаимодействует с Европой на основе взаимовыгодного партнерства. Естественно, главные вопросы, которые в «энергодиалоге» ставят наши партнеры, связаны с природным газом, доступом к контролю за его добычей, транспортом и ценами. Предпринимаются попытки вмешательства во внутренние дела России под лозунгами защиты прав коренных народов, создания помех для доступа российского топлива на рынки Азии и Тихоокеанского региона. При решении этих проблем нужно учитывать разные факторы:
— рост населения. Число землян к началу XXI в. достигло 6 млрд и по некоторым прогнозам может возрасти до 10 млрд к середине нынешнего столетия. Сохраняется тенденция многократного роста потребления энергии в странах, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, особенно в государствах Азиатского региона, составляющих около 70 % мирового населения. Рост населения становится определяющим фактором в увеличении мирового потребления энергоресурсов;
— экология. Эмиссия тепличных газов, в основном связанная с сжиганием органического топлива, оценивается примерно в 300 млрд т в год. Эта величина по прогнозам в ближайшие 30—40 лет может удвоиться. Все заметнее становится влияние
энергетической деятельности человека на глобальный климат. Нравственные и психологические аспекты бережного отношения потребителей ко всем видам ресурсов и к природе в целом до недавнего времени рассматривались как второстепенные. В итоге сформировалась такая структура производства и потребления энергии, которую экосистема Земли вряд ли сможет долго выдержать. Проблема поддержания экологического баланса на планете определяется существующими технологиями топливно-энергетического комплекса и не имеет простых решений;
— геополитика. По уровню энергопотребления и развития производительных сил страны мира можно подразделить на отдельные группы. Потребление электроэнергии на душу населения в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в среднем почти в 7 раз больше, чем в других странах. Страны, не входящие в ОЭСР, составляют 80 % мирового населения, а потребляют менее 40 % производимой в мире энергии. В начале нового века научно-технический прогресс, увеличение доходов населения и изменение жизненных стандартов привели к резкому росту энергопотребления и сплошной электрификации в мире. Этот «энергетический бум» сопровождается острой конкурентной борьбой на мировом рынке энергетических ресурсов. В связи с этим необходимо активизировать энергодиалог по реализации концепции энергетики России в рамках «Большой восьмерки» с соблюдением суверенных прав на управление источниками своих энергоресурсов, приоритета внутреннего рынка, независимой ценовой политики и контроля за транспортными системами [6].
Дальнейший рост спроса на газ в развитых странах, в особенности быстрое увеличение использования газа в производстве электроэнергии стимулировали во второй половине ХХ в. начало нового этапа эволюции газовых рынков — развитие межгосударственных рынков. Началась интеграция систем газоснабжения разных стран путем строительства парных межгосударственных экспортно-импортных газопроводов большой протяженности и большого диаметра. К ставшему уже традиционным сетевому газу прибавился сжиженный природный газ (СПГ) [4].
Готова ли российская газовая промышленность воспринять такие объемы, а главное, существуют ли у нас серьезные заделы в разработке новых газовых технологий, способных фактически уже через 10 лет взять на себя основную возрас-
тающую энергетическую нагрузку? Или вновь будем констатировать, что отстали от мировых достижений? Ответы на эти вопросы весьма важны. Существуют большие риски, что вкладываясь в строительство труб с подведением их к зарубежным потребителям в 2015—2020 гг., Россия из-за отсутствия инвестиционных ресурсов для разработки новых технологий, преобразующих газ в товар более высокого технологического уровня, останется страной, поставляющей лишь простые виды сырья. При такой перспективе будет складываться парадоксальная ситуация: произойдет рост импорта более технологичных газовых продуктов, полученных на основе экспортируемого российского газа [5].
В долгосрочной перспективе Правительством России ставятся задачи стратегической интеграции экспортных поставок сетевого газа и сжиженного природного газа. Уже осуществлены первые пробные поставки сжиженного природного газа в США. Они осуществлялись на базе торговых и разменных операций. В результате реализации такой стратегии ОАО «Газпром» получит доступ к новым рынкам: США, Япония, Корея, Мексика, Канада и отдаленные страны Европы — Испания и Португалия.
Перспективы развития как мирового газового рынка, так и российского экспорта природного газа благоприятны. Газпром как гарант энергетической безопасности в газовой сфере продолжит играть важнейшую роль в экономике страны и мира. ОАО успешно развивает сотрудничество с иностранными компаниями на базе размена активов. Поэтому следующие десятилетия будут периодом укрепления и развития российского экспорта природного газа (естественно, с применением самых современных методов работы на рынке) [3].
В этих условиях имеется возможность оптимизации использования факторов индустриально-инновационного развития газовой отрасли через направленное формирование инновационно детерминированных организаций и предприятий, через интеграцию корпоративных систем управления инновационной деятельностью.
Учитывая последствия глобального финансового кризиса, при формировании политики индустриально-инновационного развития предприятий газовой промышленности нужно исходить из принципа необходимости обеспечения «системной структуры отрасли». Согласно этому принципу устойчивое развитие предприятий газовой промышленности страны в рамках рыночных приоритетов
может осуществляться только при наличии системы базовых институтов и инфраструктуры рынка природного и сжиженного газа, развивающихся опережающим образом по отношению к эволюции системы предприятий газовой промышленности, модернизированных за счет формирования на базе ОАО «Газпром» транснациональной корпоративной группы.
Формирование цивилизованного рынка природного и сжиженного газа предполагает налаживание продуктивных взаимоотношений всех хозяйствующих субъектов в процессе выстраивания рациональных каналов газоснабжения. Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры рынка во многом зависит как от творческой инициативы самих участников рынка, так и от деятельности государственных органов управления, научно обоснованной экономической политики по развитию ТЭК.
Поэтому можно сделать обоснованный вывод, что влияние эффективности процессов контроля за ключевыми научно-техническими активами на развитие предприятий газовой промышленности является одним из инструментов конкурентной борьбы и должно использоваться в той мере, в какой обеспечивает более или менее решительное преимущество в этой борьбе с агрессивно настроенными транснациональными корпорациями зарубежного происхождения.
Возможности влияния на индустриальное развитие предприятий газовой промышленности реализуются через определенное отраслевое и пространственное распределение инноваций. В связи с этим необходимо выяснить сущность и особенности использования факторов индустриально-инновационного развития для управления предприятиями газовой промышленности в условиях глобального финансового кризиса.
Механизм финансирования производства инновационной продукции может быть использован для управления предприятиями газовой промышленности России. Это позволяет перейти к повышению уровня организации системы, совершенствованию внутрисистемных связей и оптимизации управления на основе модели формирования индустриально-инновационного потенциала.
Этот вывод имеет особую значимость для переходных периодов развития экономики и весьма актуален для газовой промышленности как области системного конкурентного противоборства в глобализированной экономике XXI в. Опираясь на него, приходим к пониманию, что при переходе
48
финансы и кредит
в условиях глобализации к новым рыночным отношениям роль государственного регулирования должна не снижаться, а значительно усиливаться. Это необходимо для повышения уровня организации системообразующих отраслей, к которым относится газовая промышленность России. Такой подход обеспечивает активизацию процессов индустриально-инновационного развития при условии, если управляющие решения государственных органов не противоречат закономерностям и механизмам рыночного характера реформирования экономики России.
Таким образом, переход к постиндустриальному этапу предполагает создание необходимых условий для эффективного использования индустриально-инновационных факторов для управления предприятиями газовой промышленности, обеспечивающих формирование на демократических принципах стабильной и высокоорганизованной отрасли российской экономики, соответствующей ценностям и целям цивилизованного развития.
Для достижения указанных целей в условиях перманентного конкурентного противоборства в глобализированной экономике XXI в. требуется создание необходимого потенциала развития за счет использования индустриально-инновационных
факторов для управления предприятиями газовой
промышленности.
Список литературы
1. Глазьев С. Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. № 3.
2. Логинов Е. Л. Газовый «каркас» энергетической безопасности: природный газ как основа национальной энергетической безопасности России. Системные проблемы экономической безопасности. М.: Научтехлитиздат. 2007. 300 с.
3. Медведев А. И. Поставки газа: экономика или политика? Четвертый Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке». М. 2006.
4. Митрова Т. А. Перспективы газовой отрасли России в условиях глобализации газовых рынков. URL: http://www.eriras.ru.
5. Плакиткин Ю. А. Прогноз развития мировой добычи нефти и газа. Материалы III международного форума «Газ России—2005». М. 2005.
6. Хузмиев И. К. Энергетическая безопасность России в XXI веке // Газовый бизнес. 2006. № 3-4.