Научная статья на тему 'Проблемы управления инновационной деятельностью в газовой промышленности России при реализации модернизационных приоритетов'

Проблемы управления инновационной деятельностью в газовой промышленности России при реализации модернизационных приоритетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС / MODERNIZATION / INNOVATIONS / INDUSTRIALLY INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE RESOURCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппская Н. Ю.

В статье обосновано особое значение факторов активизации инновационной деятельности для управления предприятиями газовой промышленности с целью изменения особенностей развития инновационно-детерминированных предприятий газовой промышленности и взаимоотношения этих предприятий со всей совокупностью предприятий ТЭК России. Показано, что при переходе в условиях глобализации к рыночным отноше ниям, роль государственного регулирования должна значительно усиливаться в целях повышения уровня организации значимых экономических объектов, к которым относится газовая промышленность России. Это обеспечивает активизацию процессов индустриально-инновационного развития предприятий газовой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of innovative activity management in the gas industry of Russia at realization of modernization priorities

In the article it is proved special value of innovative activity activization factors for gas industry enterprises management for the purpose of change of innovative-determined gas industry enterprises development features and mutual relation of these enterprises with all set of the enterprises of Russian fuel and energy complex. It is shown that at transition to market relations in conditions of globalization, the state regulation role should amplify considerably with a view of increase of significant economic objects organization level which the gas industry of Russia concerns. It provides activization of industrially-innovative development processes of gas industry enterprises.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления инновационной деятельностью в газовой промышленности России при реализации модернизационных приоритетов»

АКТУАЛЬНЫ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

53

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

ФИЛИППСКАЯ Н.Ю.,

кандидат экономических наук, доцент, Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, e-mail: filippskayan@mail.ru

В статье обосновано особое значение факторов активизации инновационной деятельности для управления предприятиями газовой промышленности с целью изменения особенностей развития инновационно-детерминированных предприятий газовой промышленности и взаимоотношения этих предприятий со всей совокупностью предприятий ТЭК России.

Показано, что при переходе в условиях глобализации к рыночным отношениям, роль государственного регулирования должна значительно усиливаться в целях повышения уровня организации значимых экономических объектов, к которым относится газовая промышленность России. Это обеспечивает активизацию процессов индустриальноинновационного развития предприятий газовой промышленности.

Ключевые слова: модернизация; инновации; индустриально-инновационный потенциал; инновационный ресурс.

In the article it is proved special value of innovative activity activization factors for gas industry enterprises management for the purpose of change of innovative-determined gas industry enterprises development features and mutual relation of these enterprises with all set of the enterprises of Russian fuel and energy complex.

It is shown that at transition to market relations in conditions of globalization, the state regulation role should amplify considerably with a view of increase of significant economic objects organization level which the gas industry of Russia concerns. It provides activization of industrially-innovative development processes of gas industry enterprises.

Keywords: modernization; innovations; industrially — innovative potential; innovative resource.

Коды классификатора JEL: O31, O32, L95.

Проблема рационального управления инновационной деятельностью для повышения конкурентоспособности предприятий корпоративной группы ОАО «Газпром» в ходе реализации модернизационных приоритетов и создания условий для устойчивого социально-экономического развития приобрела особую остроту.

При этом структура затрат российских предприятий и организаций на технологические инновации по видам инновационной деятельности в сравнении с другими странами значительно уступает по своей научно-технической наполненности вследствие гипертрофированной доли приобретения основных средств (табл. 1).

В то же время, даже в условиях финансово-экономического кризиса, например, администрация Барака Обамы приняла решение о резком увеличении государственных расходов на НИОКР. Выступая в Национальной академии наук 27 апреля 2009 г., Обама объявил о намерении довести расходы на НИОКР до 3% ВВП. 21 сентября 2009 г. президент США подписал «Американскую инновационную стратегию», где ставится задача «восстановить лидерство Америки в фундаментальных исследованиях». Особое место уделяется «крупнейшему в истории наращиванию фундаментальных исследований и разработок, которые заложат основу для открытий и новых технологий, улучшающих нашу жизнь и создающих индустрию будущего» [9].

Однако поиск и применение новых организационно-экономических рыночных механизмов управления и регулирования инновационной деятельности при внедрении новшеств должны привести к повы-

© Н.Ю. Филиппская, 2011

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

шению восприимчивости экономической среды в стране к инновационным решениям с использованием имеющегося научного потенциала, т. е. интегрированную с мировой хозяйственной системой. Тогда инновационная деятельность предприятий становится перспективным направлением адаптации российской экономики к требованиям мирового рынка [6].

Таблица 1

Структура затрат на технологические инновации предприятий и организаций промышленного производства в 2009 г. по видам инновационной деятельности (%) [8]

Всего Исследования и разработки, выполненные собственными силами Исследования и разработки, выполненные сторонними организациями Приобретение машин, оборудования, программных средств Приобретение новых технологий Прочие затраты на технологические инновации

Россия 100 10,3 8,3 56,7 1,8 22,9

Европа

Бельгия 100 30,3 13,4 34,8 21,5 -

Болгария 100 6,3 1,3 88,8 3,6 -

Германия 100 47,2 8,9 24,4 2,8 16,7

Греция 100 13,3 2,3 83,0 1,4 -

Дания1* 100 64,0 16,8 16,1 -

Ирландия 100 27,4 4,2 63,9 4,4 -

Испания 100 39,9 19,4 29,6 2,9 8,2

Италия 100 35,3 7,4 51,8 5,5 -

Люксембург 100 74,1 1,3 21,8 2,8 -

Нидерланды 100 63,2 15,0 19,9 1,9 -

Норвегия 100 61,0 20,3 15,5 3,3 -

Португалия 100 20,0 6,3 72,4 1,4 -

Румыния 100 13,9 3,7 80,5 1,9 -

Словакия 100 7,2 2,5 89,2 1,1 -

Франция 100 68,9 19,8 9,7 1,6 -

Чешская Республика 100 18,3 14,4 43,5 23,7 -

Швеция1* 100 64,4 17,5 2,3 -

1 Показатели в сумме не дают 100%, так как по ряду видов инновационной деятельности информация носит конфиденциальный характер.

Исходя из вышеизложенного, требуется трансформация механизмов управления деятельностью предприятий газовой промышленности России на основе использования эффективных методов, механизмов и инструментов расширения инновационной деятельности, обеспечивающих возможность практической реализации комплексного подхода к решению указанной задачи в условиях подготовки к вступлению России в ВТО [3].

Решению проблемы активизации инновационной деятельности газовой промышленности России уделяется значительное внимание со стороны Президента и Правительства Российской Федерации, Государственной Думы России, руководителей министерств, ведомств и газовых компаний. Важнейшими приоритетами в области антикризисного государственного и корпоративного управления являются задачи трансформации механизмов управления предприятиями газовой промышленности для создания условий ускорения процессов модернизации предприятий газовой промышленности.

Выработка стратегии формирования эффективных рыночных механизмов управления предприятиями газовой промышленности нашей страны в условиях обострения конкурентной борьбы на мировых энергетических рынках требует использования для этих целей факторов активизации инновационной деятельности, что может быть реализовано через концентрацию российскими компаниями — прежде всего ОАО «Газпром»

— научно-технических активов энергетических предприятий в России и за рубежом. Это позволит осуществить инновационный трансферт из-за рубежа на наиболее выгодных для российской стороны условиях.

Рост российских и мировых потребностей в природном и сжиженном газе при ресурсных и экологических ограничениях традиционной энергетики делает актуальной своевременную подготовку новой российской политики активизации инновационной деятельности, способной взять на себя организацию обеспечения прироста газовых нужд за счет повышения энергоэффективности и сбережения энергоресурсов, стабилизируя поставки природного газа российским и зарубежным потребителям. Достижение успеха данной политики выдвигает на повестку дня вопрос о создании принципиально новых механизмов

управления предприятиями и организациями газовой промышленности на основе контроля ключевых научно-технических активов с целью активизации инновационного потенциала отрасли.

Все виды инноваций в совокупности своей образуют так называемую инновационную реальность как результат отражения объективного мира, данного человеку в его ощущениях.

Основной, интеллектуальной частью использования факторов активизации инновационной деятельности для управления предприятиями является инновационный ресурс как совокупность воплощенных при реализации научно-технического потенциала знаний и средств их обработки, которыми располагает экономика страны [2].

Инновационный ресурс приводится в действие с помощью так называемой инновационной среды. Она представляет искусственно созданную человеком систему, сочетающую естественные и технические элементы и регулирующую инновационные процессы, связанные с производством и использованием инновационного ресурса.

Именно от эффективности процесса использования возможностей инновационной среды, то есть от использования факторов активизации инновационной деятельности и преодоления препятствий на пути к инновациям в России во всех сферах деятельности и, в особенности, в газовой промышленности зависит позитивное развитие предприятий, отраслей, комплексов нашей страны (рис.1).

Рис. 1. Препятствия на пути к инновациям в России [5]

При этом стратификационная группа инновационных доминант экономических отношений, определяющих развитие экономических систем, включает доминанты, обусловленные техно-экономическими факторами — инновационной стратификацией экономики, приведшей к своего рода «кристаллизации» использования факторов активизации инновационной деятельности для управления предприятиями как инновационно детерминированной управленческой формы реализации экономических и т.п. интересов хозяйствующих субъектов.

Среди различных управленческих факторов необходимо особое внимание уделить именно использованию факторов активизации инновационной деятельности как эффективному инструменту управления развитием экономических систем и, соответственно, использования факторов активизации инновационной деятельности для управления предприятиями газовой промышленности. Важно, что в итоге этого изменяются особенности развития инновационно детерминированных предприятий газовой промышленности, а, следовательно, изменяются взаимоотношения этих предприятий с другими предприятиями и, соответственно, со всей совокупностью предприятий ТЭК России.

Указанные факторы дают основание рассматривать внедрение модели активизации инновационной деятельности как глубинную закономерность развития предприятий газовой промышленности России с переходом на базе достижений научно-технического прогресса к постиндустриальному этапу как новому типу экономических ценностей и организации экономических систем. При этом внедрение модели активизации инновационной деятельности является фактором изменения управленческой парадигмы как предприятий газовой промышленности России, в которых уже сложились необходимые инновационные предпосылки, так и российской экономики в целом, которая может рассматриваться как совокупность модернизирующихся экономических пространств, детерминируемых инновационными факторами с опорой на специализированную инновационную инфраструктуру.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

Так, в общей сложности, в мире насчитывается 5 465 экспертно-аналитических и инновационных центров, которые существуют примерно в 170 странах, причем 1 777 из них расположены в США. Разумеется, не все они созданы и существуют в равных условиях. Некоторые организации имеют узкую специализацию, например, работают только в сфере безопасности или экологии, другие же организации охватывают довольно широкий спектр тем — от политики и экономики до социальной сферы и здравоохранения. Некоторые из них имеют штат, насчитывающий сотни экспертов, и бюджет, составляющий десятки миллионов долларов, тогда как другие имеют в своем штате лишь одного человека, а бюджета как такового нет вообще.

Географическая раскладка выглядит следующим образом: в Северной Америке базируются 1 872 исследовательских центра, в Западной Европе — 1 208, в Азии (включая пять бывших среднеазиатских республик бывшего СССР) — 653, в Латинской Америке и странах Карибского бассейна — 538, в Восточной Европе (сюда включена большая часть постсоветских государств и Россия) — 514, в Африке южнее Сахары

— 424, на Ближнем Востоке и в Северной Африке — 218, в Океании — 38.

В десятку государств, обладающих наибольшим количеством исследовательских центров, вошла Россия. В целом, первая десятка выглядит следующим образом: США — 1 777, Великобритания — 283, Германия — 186, Франция — 165, Аргентина — 122, Индия — 121, Россия — 107, Япония — 105, Канада — 94, Италия — 87.

Положение дел в иных постсоветских государствах выглядит следующим образом: в Украине 45 исследовательских центров, в Эстонии — 15, в Грузии — 14, в Литве, Армении и Азербайджане — по 13, в Беларуси — 12, в Кыргызстане и Латвии — по 9, в Казахстане и Узбекистане — по 8, в Таджикистане — 6, в Молдове — 5 [7].

Задачи укрепления национальной конкурентоспособности в условиях глобализации мирового хозяйства потребовали от менеджмента российских корпораций выработки принципиально новых подходов к сотрудничеству промышленных предприятий с научными, образовательными, консалтинговыми и т.п. организациями.

Суть таких подходов — в активном и непосредственном использовании факторов активизации инновационной деятельности для обеспечения благоприятных возможностей при развитии предпринимательской деятельности, финансовой и товарной экспансии на внутреннем и внешнем рынках, а также повышении конкурентоспособности, что особенно важно в условиях глобального финансового кризиса [1].

На основании вышеизложенного в табл. 2 приводятся варианты активизации инновационной деятельности в газовой промышленности России.

Таблица 2.

Варианты активизации инновационной деятельности в газовой промышленности России

Подход Воздействие на технологию Следствие

Вялая индустриально-инновационная политика Использование внедренных «низких» инновационных технологий Неуправляемая стагнация и экономический кризис, неопределенность процесса выхода из депрессии

Активная индустриально-инновационная политика Переход от использования «низких» инновационных технологий к «высоким» там, где это возможно Последовательная политика выхода из кризиса, значительные корректировки состояния экономики, технологии и социальной политики

Радикальная индустриально-инновационная политика Опора на технологическую революцию в рамках ресурсно-экологических ограничений; ускоренное исключение «низких технологий» Ускоренный выход из кризиса, кардинальные корректировки состояния экономики, технологии и социальной политики

Оптимизация использования факторов активизации инновационной деятельности для управления предприятиями носит тот же характер, что и основные организационно-управленческие технологии [4].

Механизм активизации инновационной деятельности может быть использован для управления предприятиями газовой промышленности России, что позволяет перейти к повышению уровня организации системы, совершенствования внутрисистемных связей и оптимизации управления на основе модели активизации инновационной деятельности.

Выбор стратегии активизации инновационной деятельности для кардинального преобразования российской промышленности в комплекс высокотехнологичных отраслей, которые с учетом мировой и национальной конъюнктуры будут определять гражданский и оборонный потенциал нашей страны в условиях обострения внешних и внутренних угроз, вызванных глобальным кризисом, в настоящее время имеет первостепенное значение. Представляется целесообразным оптимизировать процессы разработки и внедрения современных инновационных технологий в различных отраслях промышленности России.

Этот вывод имеет особую значимость для переходных периодов развития экономики и весьма актуален для газовой промышленности как области системного конкурентного противоборства в глобализированной экономике XXI века. Исходя из него, при переходе в условиях глобализации к новым, рыночным отношениям роль государственного регулирования не только не должна снижаться, а значительно усиливаться в целях повышения уровня организации значимых экономических объектов, к которым относится газовая промышленность России. Это обеспечивает активизацию процессов индустриальноинновационного развития предприятий газовой промышленности, если управляющие решения государственных органов не противоречат закономерностям и механизмам рыночного характера реформирования экономики России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев А., Логинов Е. Новая партия на великой шахматной доске: белые начинают и выигрывают // Экономические стратегии. 2010. № 1-2.

2. Глазьев С. Мировой финансово-экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. № 3.

3. Белоусов Д.Р., Сальников В.А., Апокин А.Ю., Фролов И.Э. Направления технологической модернизации ведущих отраслей российской промышленности // Проблемы прогнозирования. 2008. № 6.

4. Логинов Е.Л. «Интернет вещей» как аттрактор объективной экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 18.

5. Материалы Петербургского международного экономического форума // http://www.forumspb.com.

6. Овчаренко Г.В. Инновационный потенциал — основной аспект обновления российской экономики // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). 2010. Т. 8, № 1. Ч. 3.

7. Первый глобальный рейтинг экспертно-аналитических центров мира // Информационное агентство «Новости гуманитарных технологий» // http//www.gtmarket.ru.

8. Россия в цифрах. 2010: Крат.стат. сб. / Росстат. M., 2010.

9. A Strategy for American Innovation: Driving Towards Sustainable Growth and Quality Jobs. W., September 2009. pp. I-II.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.