Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)
нена обеспеченность витаминами по их содержанию в сыворотке крови, взятой натощак. Концентрацию витаминов А (ретинола) и Е (токоферолов) определяли с помощью ВЭЖХ, витамина С (аскорбиновой кислоты) - визуальным титрованием по Тильмансу, витамина В2 (рибофлавина) 2 флуориметрически с использованием рибофлавин-свя-зывающего апобелка.
Результаты и обсуждение. Установлено, что базовый рацион питания спортсменов не обеспечивает адекватное поступление витаминов. Наиболее выраженный дефицит витаминов группы В и витамина С в базовом рационе отмечался у спортсменок, специализирующихся в бобслее. Только дополнительное потребление спортсменами содержащих в весомых дозах витамины специализированных пищевых продуктов (СПП) и биологически активных добавок (БАД) к пище позволяет повысить их поступление с рационом до рекомендуемого уровня. При этом поступление витаминов В1 и В2 с обогащающими добавками у ряда спортсменов превысило регламентированный верхний допустимый уровень их потребления в составе БАД к пище и специализированных пищевых продуктов. Дефицит витаминов С и А по содержанию в сыворотке крови спортсменов не обнаруживался. В то же время у 15,6 и 35,9% лиц концентрация этих витаминов превысила верхнюю границу нормы. У 17,4% обследованных был выявлен недостаток витамина Е, при этом повышенная концентрация токоферолов обнаруживалась у 22,3% спортсменов. Сопоставление данных о потреблении витаминов с рационом и их уровню в крови позволило сделать вывод о том, что для поддержания оптимального витаминного статуса организма спортсмена нецелесообразно использовать избыточные дозы витаминов С (>200-300 мг/сут), Е (>50 мг/сут) и А (>1500 мкг РЭ/сут). Систематическое использование чрезмерных доз витаминов в питании спортсменов не дает преимуществ для поддержания оптимального витаминного статуса, но вместе с тем, может приводить к нежелательным отдаленным последствиям.
Заключение. Таким образом, базовый рацион питания спортсменов не обеспечивает адекватного поступления витаминов. Только дополнительное потребление спортсменами содержащих в весомых дозах витамины специализированных продуктов для питания спортсменов и БАД к пище позволяет повысить их поступление с рационом до рекомендуемого уровня. Вместе с тем следует отметить, что поступление витаминов В1 и В2 с ВМК у отдельных групп спортсменов превысило верхний допустимый уровень их потребления в составе БАД к пище и специализированных пищевых продуктов. Обсуждается необоснованность использования в питании спортсменов чрезмерно высоких доз витаминов-антиоксидантов, повышенная потребность в витаминах группы В и целесообразность соотнесения потребности в витаминах группы В с энергетической ценностью рациона.
Раджабкадиев Р.М.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАЦИОНОВ И ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ СПОРТСМЕНОВ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ БИАТЛОНА
ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва
Сбалансированное питание в условиях постоянных психоэмоциональных и физических нагрузок является необходимым условием, обеспечивающим высокую умственную и физическую работоспособность спортсменов и их адаптацию к воздействию стрессорных факторов. Рациональное питание должно своевременно восполнять энергетические затраты спортсмена, а также полностью удовлетворять потребность в пластических и биологически активных компонентах, расходуемых при острой физической нагрузке.
Цель исследования - оценка химического состава и энергетической ценности (ЭЦ) рационов спортсменов, специализирующихся в биатлоне.
Материал и методы. Исследование пищевого статуса спортсменов проводили в предсоревновательный период их спортивной деятельности. Обследовали 30 высококвалифицированных спортсменов (кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса) обоего пола (20 мужчин и 10 женщин). Средний возраст мужчин составил 21,7±0,8 года, женщин - 23,1±1,5 года. Питание спортсменов на тренировочной базе, которая располагается в Северо-Западном федеральном округе, было организованным и осуществлялось по типу самообслуживания (свободный выбор блюд). Дополнительно к основному рациону биатлонисты получали специализированные пищевые продукты для питания спортсменов и/или биологически активные добавки (БАД) к пище. Сбор данных по фактическому питанию обследуемых проводили анкетно-опросным методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания. Расчет потребления пищевых веществ и энергии проводили с использованием справочника «Химический состав и калорийность российских продуктов питания» (Тутельян В.А.). Определение размера фактически потребленных порций блюд и продуктов с основным рационом проводили с использованием «Альбома порций продуктов и блюд» (Мартинчик А.Н. и соавт.). Результаты исследований представляли в виде средней и стандартной ошибки среднего (M±m). Оценка достоверности различий проведена с использованием t-критерия Стьюдента. Уровень значимости считали достоверным при р<0,05.
Результаты и обсуждение. Средняя величина ЭЦ рациона мужчин-биатлонистов составила 4657±320 ккал/сут (мин. - 4383,3 ккал/сут; макс. - 5997,2 ккал/сут), при этом показатели удельной ЭЦ колебались от 35,9 до 74,4 ккал/кг МТ/сут. Для женщин данный показатель в среднем по группе составил 3922±456 ккал/сут (мин. - 3364,2 ккал/сут; макс. - 4901,8 ккал/сут). Удельная ЭЦ рациона женской группы колебалась от 62 до 85,9 ккал/кг МТ/сут. Полученные
Спортивное питание
результаты стали подтверждением аналогичных ранее описанных данных, свидетельствующих о высоких значениях ЭЦ рационов у спортсменов занимающимися циклическими видами спорта (Макарова С.Г. и соавт., 2015).
Потребление белка мужчинами в среднем по группе составило 200,2±9,8 г/сут (мин. - 109,7 г/сут; макс. -230,8 г/сут). В группе женщин данный показатель был ниже и составил 170,1±11,4 г/сут (мин. - 77,1 г/сут; макс. -204,3 г/сут). Количество потребляемых жиров составило 164,2±6,2 г/сут (мин. - 101,4 г/сут; макс. - 205,9 г/сут) у мужчин и 148,8±11,5 г/сут (мин. - 107,7 г/сут; макс. - 177,9 г/сут) у женщин. Потребление углеводов в группе биатлон - мужчины составило 594,6±21,8 г/сут (мин. - 407,07 г/сут; макс. - 687,4 г/сут). При этом следует отметить, что фактическое потребление сложных углеводов в указанной группе составило 257,9 г/сут, т.е. 43,3% от общего количества потребляемых углеводов. Вклад углеводов в рацион женщин составил 475,6±29,2 г/сут (мин. - 237,1 г/сут.; макс. - 510 г/сут). При этом на долю сложных углеводов прошлось 194,9 г/сут, что составило 40,9%, от общего количества потребляемых углеводов. Полученные данные свидетельствуют о высоком содержании в рационе спортсменов моно- и дисахаридов и добавленного сахара.
Следует отметить, что частично вклад белков, жиров и углеводов обеспечивался за счет потребления специализированных продуктов для питания спортсменов и БАДов. Так, за счет данных продуктов от общего числа потребляемых макронутриентов на долю БЖУ в мужской группе спортсменов - биатлонистов приходилось 15; 6,4 и 13,8%, а в женской - 17,6; 7 и 17,3%, соответственно. Потребление белков, жиров и углеводов в мужской и женской группе спортсменов в среднем равнялось 17,2; 31,7; 51,1%, и 17,3; 34,1; 48,5% по калорийности рациона соответственно.
Заключение. Полученные результаты, в частности у мужчин, соответствуют требованиям сбалансированного питания для спортсменов данной категории. Однако у женщин наблюдалась тенденция к повышенному потреблению жиров и недостаточному потреблению углеводов. Это свидетельствует о необходимости контролируемого составления рациональных рационов, учитывающих гендерные различия спортсменов, вид спорта и этап тренировочной деятельности. Особое внимание должно уделяться адекватному использованию специализированных продуктов для питания спортсменов.
Сафронова А.И., Тоболева М.А., Алешина И.В., Пырьева Е.А.
ОЦЕНКА ПРОЧНОСТИ КОСТНОЙ ТКАНИ И СОСТАВА ТЕЛА У ДЕТЕЙ, АКТИВНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва
Актуальность. Занятия физической культурой и спортом являются важными факторами обеспечения здоровья и развития ребенка, в том числе формирования опорно-двигательного аппарата. Проблема имеет социальное значение, учитывая значительную распространенность нарушений состояния прочности костной ткани у отдельных категорий детского населения, составляющих группу риска по остеопорозу взрослых. Высокие физические нагрузки у детей нередко сопровождаются проблемам со стороны костной ткани, в том числе травматического характера. В связи с этим актуален поиск путей ранней диагностики, и профилактики нарушений состояния костной системы у детей, активно занимающихся спортом. Исследований по изучению особенностей состояния костной ткани у детей с различными физическими нагрузками, и особенно среди детей, активно занимающихся спортом, проведено не достаточно, что и послужило поводом для инициации настоящей работы.
Цель исследования - оценить прочность костной ткани у детей, активно занимающихся спортом, и выявить факторы, оказывающие влияние на ее состояние.
Материал и методы. Под наблюдением находились 58 детей в возрасте от 7 до 12 лет, в том числе 25 девочек и 33 мальчика, активно занимающихся спортом (спортивная гимнастика). У всех детей оценивалась прочность костной ткани в совокупности с параметрами физического развития, составом тела и фактическим питанием. Для выполнения поставленных задач были использованы данные ультразвуковой денситометрии (Sunlight Omnisense 7000, BeamMed, Израиль), антропометрии, биоимпедансометрии (исследование жировой, тощей, активной клеточной массы, скелетно-мышечной массы, общей воды и внеклеточной воды) изучение фактического питания анкетно-опросным методом 24-часового воспроизведения за 5 дней с последующим расчетом химического состава рационов питания.
Результаты и обсуждение. В зависимости от результатов денситометрического исследования все обследованные дети были разделены на 3 группы. В качестве критерия нарушений костной прочности у детейиспользовали Z-критерий: в 1-ю группу вошли дети с показателем Z-скор до -1 - нормальная прочность костной ткани (НПКТ); во 2-ю группу вошли дети с показателем Z-скор от -1,0 до -2,0 - сниженная прочность костной ткани (СПКТ), в 3-ю группу вошли дети с показателем Z-скор - от -2,0 и ниже - значительно сниженная прочность костной ткани (ЗСПКТ).
Дети 1-й группы (НПКТ) составили 72,5% от всех обследованных детей (n=42), 54,8% мальчиков (n=23) и 45,2% девочек (n=19). Дети 2-й группы (СПКТ) составили 10,3% (n=6; 4 мальчика и 2 девочки), а дети 3-й группы (ЗСПКТ) составили 17,2% (n=10; 6 мальчиков и 4 девочки). Анализ физического развития у обследованных детей по группам показал, что весоростовые показатели детей всех групп соответствовали возрастным нормам и практически не отличались между группами. Также было проведено исследование состава тела детей всех групп. При оценке