Научная статья на тему 'Энергетическая политика Европейского Союза в области возобновляемой энергетики'

Энергетическая политика Европейского Союза в области возобновляемой энергетики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
729
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голованова А. Е., Полаева Г. Б., Нурматова Э. А.

В данной статье рассматриваются вопросы политики Европейского Союза в возобновляемой энергетике, дано понятие энергетической безопасности, определены цели Европейского Союза в области энергетической политики. В статье представлены данные по возобновляемым источникам энергии в Европейском Союзе, а также раскрыты инструменты и механизмы стимулирования и поддержки развития возобновляемых источников энергии. Для каждого сектора использования возобновляемых источников энергии разработаны специальные нормативно-правовые документы. В Европейском Союзе осуществляется поддержка возобновляемых источников энергии в электроэнергетике, на транспорте, в секторе «отопление и охлаждение» и в других областях. Механизмами поддержки возобновляемых источников энергии в электроэнергетике являются: льготная цена покупки электроэнергии и торговля зелеными сертификатами. В роли мер поддержки и стимулирования на транспорте используются установление правил и налоговых льгот. Существенной мерой поддержки возобновляемых источников энергии в секторе «отопление и охлаждение» является система мандатов. В европейском законодательстве представлены два ключевых мандата: солнечный мандат и технологически нейтральный мандат. На национальном уровне каждая страна-участница может выбирать меры по осуществлению энергетической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Голованова А. Е., Полаева Г. Б., Нурматова Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетическая политика Европейского Союза в области возобновляемой энергетики»

Энергетическая политика Европейского Союза в области возобновляемой энергетики

Б

а

2 о

Голованова Александра Евгеньевна,

к.э.н., доцент, кафедра международного нефтегазового бизнеса, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, [email protected]

Полаева Гозель Байгельдыевна,

к.э.н., доцент, кафедра стратегического управления ТЭК, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, [email protected]

Нурматова Эльёра Анваровна

магистр, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, [email protected]

В данной статье рассматриваются вопросы политики Европейского Союза в возобновляемой энергетике, дано понятие энергетической безопасности, определены цели Европейского Союза в области энергетической политики. В статье представлены данные по возобновляемым источникам энергии в Европейском Союзе, а также раскрыты инструменты и механизмы стимулирования и поддержки развития возобновляемых источников энергии. Для каждого сектора использования возобновляемых источников энергии разработаны специальные нормативно-правовые документы. В Европейском Союзе осуществляется поддержка возобновляемых источников энергии в электроэнергетике, на транспорте, в секторе «отопление и охлаждение» и в других областях. Механизмами поддержки возобновляемых источников энергии в электроэнергетике являются: льготная цена покупки электроэнергии и торговля зелеными сертификатами. В роли мер поддержки и стимулирования на транспорте используются установление правил и налоговых льгот. Существенной мерой поддержки возобновляемых источников энергии в секторе «отопление и охлаждение» является система мандатов. В европейском законодательстве представлены два ключевых мандата: солнечный мандат и технологически нейтральный мандат. На национальном уровне каждая страна-участница может выбирать меры по осуществлению энергетической политики. Ключевые слова: Энергетическая политика, возобновляемая энергетика, Европейский Союз, энергоэффективность, энергетическая безопасность, альтернативная энергетика

Как известно, страны Европейского Союза не располагают необходимым количеством энергетических ресурсов для удовлетворения собственной потребности в энергоресурсах. В результате чего, Европейский Союз сталкивается с проблемами обеспечения энергетической безопасности стран, использование новых источников энергии, экономия и экологические последствия неправильного использования источников энергии.

В настоящее время под термином «энергетическая безопасность» понимается обеспеченность какой-либо страны энергетическими ресурсами, однако, по сути, безопасное потребление энергоресурсов для человека и планеты в целом становится главным приоритетом направления мирового прогресса [1, с. 28]. И в данном вопросе Европейский Союз можно назвать первопроходцем.

Как мы уже говорили, Европейский Союз не обеспечен энергоресурсами собственного происхождения в достаточном объеме для удовлетворения внутреннего спроса на энергию. Часть внутреннего спроса на углеводороды обеспечивается за счет таких стран, как Великобритания, Нидерланды и Норвегия. Тем не менее, около 50% внутреннего спроса на углеводороды удовлетворяется за счет импорта энергии. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ограниченность в собственных ресурсах обуславливает серьезную зависимость стран ЕС от внешних поставок энергии.

Энергетическая политика Европейского Союза направлена на достижение трех основных целей, которые были обозначены в Энергетической стратегии Европейского Союза [5, с. 4]:

1. обеспечение доступного, надежного и безопасного (в зависимости от импорта энергоресурсов) энергоснабжения;

2. создание конкурентной среды поставщиков энергии для обеспечения доступных цен и сокращение долгосрочной волатильности цен на энергоресурсы;

3. обеспечение стабильного потребления энергоресурсов путем повышения энергоэффективности и снижение выбросов парниковых газов, сокращение загрязнения окружающей среды и зависимости от ископаемого топлива.

Использование возобновляемых источников энергии делает возможным достижение всех трех, вышеперечисленных, целей. Также стоит отметить, что ВИЭ развивает возможности энергоснабжение, делает возможным улучшение экономического и социального будущего сельских и отдаленных районов. Таким образом, ВИЭ можно рассматривать в качестве инструмента обеспечения стабильного, гибкого и безопасного энергоснабжения в постоянно меняющихся как политических, так и климатических условиях. По этой причине руководство ЕС всеми способами стимулирует прогресс и распространение технологий возобновляемых источников энергии. В роли возобновляемых источников энергии Европейский Союз рассматривает энергию солнца, ветра, гидро- (малых водных потоков), океана, биомассы и геотермальную энергию.

Следует отметить, что в 2009 году Совет Европы поставил перед странами Европейского Союза цель развития ВИЭ в Европейском Союзе - довести до 20% конечного потребления энергии к 2020 году [5, с. 7]. В 2016 году доля возобновляемых источников энергии в валовом конечном потреблении энергии Европейского Союза достигла 17%, то есть выросло в два раза по сравнению с 2004 годом. Стоит отметить, что речь идет о всей энергии, а не об электроэнергии. 11 стран ЕС уже достигли собственных национальных целей по развитию ВИЭ на 2020 год. Согласно данным таблицы 4, лидером является Швеция, где доля ВИЭ обеспечили 53,8% конечного потребления энергии в то время, как целью было достижение 49%. На втором месте находится Финляндия, в которой доля ВИЭ составляет 38,7%, а цель была 38%. Третье место по доле ВИЭ заняла Латвия - 37,2%, но цель не достигнута, так как составляет 40%. На последних местах находятся Люксембург - 5,4%, Мальта и Нидерланды по 6%.

Таблица 1

Доля возобновляемых источников энергии в общем конечном потреблении энергии Источник: составлено авторами на основе данных, опубликованных на официальном сайте Статистической службы Европейского Союза [10]

Страна Целевые показатели Доля ВИЭ по странам ЕС к 2020 году, % Достигнуто ми 2016 год, %

ЕС 28 20 17

Лии грим 34 33,5

Бельгия 13 8,7

Болгария 16 18.8

Великобритания 15 9,3

Венгрия 13 14,2

Германии 18 14,8

Греция 18 15,2

Дания 30 32.2

Ирландия 16 9.5

Испания 20 17,3

Италия 17 17.4

Кипр 13 9.3

Латвия 40 37,2

Литва 23 25,6

Люксембург 11 5.4

Мальта 10 6,0

1Ьздерланды 14 6.0

Польша 15 11,3

11ортугалия 31 28.5

Румыния 24 25,0

Словакия 14 12.0

Словения 25 21.3

Финляндия 38 38,7

Франция 23 16,0

Хорватия 20 28,3

Чехия 13 14,9

Швеция 49 53,8

Эстония 25 28,8

Также следует отметить, что Совет Европы утвердил новую долгосрочную цель развития возобновляемых источников энергии. Цель заключается в достижении 30 % от конечного потребления энергии к 2030 году [5, с. 8]. В данном случае речь идет обо всей энергии, включая теплоснабжение и транспорт.

Инструменты и механизмы стимулирования и поддержки развития возобновляемых источников энергии

Для достижения поставленных Европейским Союзом целей в области развития возобновляемых источников энергии необходима система эффективных инструментов стимулирования и поддержка данного процесса. Основным законом, регламентирующим меры поддержки и стимулирования роста объемов потребления энергии, выработанной на основе использования возобновляемых источников энергии в энергопотреблении ЕС, является Директива 2009/28/ЕС Европар-ламента и Совета ЕС от 23 апреля 2009 года «О поддержке использования энергии из возобновляемых источников и об

изменении и последующей отмене Директив № 2001/77/ЕС и № 2003/30/ЕС» [5, с. 16].

Следует отметить, что все поставленные Директивой задачи в основном служат для достижения положительных результатов общей энергетической стратегии Евросоюза под названием «Цели 2020-20» по двум основным направлениям: климатическому - предполагает снижение эмиссии СО2 в атмосферу, а также экономическому - делает возможным достижение независимости Европы от импорта (в основном от российского импорта).

Для каждого сектора использования возобновляемых источников энергии разработаны специальные нормативно-правовые документы, которые способствуют стимулированию развития ВИЭ [5, с. 17]:

1. Поддержка возобновляемых источников энергии в электроэнергетике.

В электроэнергетике Европейского Союза используются следующие механизмы поддержки возобновляемых источников энергии:

- льготная цена покупки электроэнергии, полученной с использованием ВИЭ: FiT ^ее^п^ам^ и ПР ^ее^п-ргетшт). В случае ПТ устанавливается фиксированный тариф (для малых объектов генерации на ВИЭ), в случае ПР устанавливается тариф, который зависит от рыночных цен на электроэнергию (для крупных объектов генерации на ВИЭ).

- торговля зелеными сертификатами, которая основана на квотировании потребления электроэнергии, полученной с использованием ВИЭ.

Зеленый сертификат - это такой документ, который подтверждает объем электроэнергии, выработанной с использованием ВИЭ. Торговля зеленными сертификатами - это своего рода существенный доход для операторов электростанций, которые работают на ВИЭ. Схема применения зеленых сертификатов тесно связана с системами квотирования, или похожими концепциями, когда участники рынка принимают на себя обязательства в области производства, передачи или потребления энергии, производимой на базе ВИЭ, чтобы достичь установленных показателей. По сути, сертификаты служат в качестве доказательства выполнения обязательства. Участники, которые не выполнили обязательства, уплачивают штраф или покупают сертификаты в объеме равным недовыполнению [5, с. 19]. Как пример системы квотирования и торговли зелеными сертификатами в действии можно привести Бельгию. В Брюссельском регионе сертификаты выпускаются брюссельским регулирующим органом Вгидде! (регулирует рынок газа и электроэнергии). То есть, один сертификат выпускается за каждые 217 кг предотвращенных выбросов СО2 в атмосферу. Например, для установок с мощность 1 МВт и более сертификаты выпускаются из расчета 1 сертификат на 1 МВт*ч выработанной энергии.

2. Поддержка возобновляемых источников энергии в транспорте.

Следует отметить, что цель, поставленная по развитию возобновляемой энергетики в Европейском союзе - довести до 20% конечного потребления энергии к 2020 году, также относится к увеличению доли возобновляемого топлива в транспортном секторе в общем потреблении не менее 10% [5, с. 21].

Политика поддержки ВИЭ на транспорте руководствуется следующими целями:

- сокращение количества органического топлива, используемого транспортом;

О £

Я

3

V

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

ей

2 ©

- улучшение энергоэффективности транспортного сектора;

- улучшение экологичности транспортного сектора.

Поставленные цели можно достигнуть в результате повышения доли электромобилей, автомобилей на топливе, и автомобилей меньших размеров и с меньшей мощностью двигателя.

В роли мер поддержки и стимулирования используются установление правил и налоговых льгот.

Основным стимулом является обязательство по использованию смешанного топлива, то есть использование смесей традиционного топлива с биодизелем, этанолом и другими видами биотоплива.

Не стоит забывать также о налоговых льготах на импорт/экспорт биотоплива, отдельные специальные соглашения между странами. Стоит отметить, что финансовая поддержка так называемого «чистого» транспорта является своего рода дополнительной опцией.

На сегодняшний день электромобили в Европе достаточно распространены, и в их развитии заинтересовано не только государство, но и крупные автомобильные концерны.

В качестве примера поддержки ВИЭ на транспорте в действии можно привести Швецию, Данию, Германию и Нидерланды, где планируется строительство 155 современных станций быстрой зарядки электромобилей на трассах вышеперечисленных стран. Также наглядным примером является Норвегия, в которой планируется, что после 2025 года будут запрещены продажи бензиновых автомобилей.

3. Поддержка возобновляемых источников энергии в секторе «отопление и охлаждение»

Существенной мерой поддержки ВИЭ в секторе «отопление и охлаждение» является система мандатов.

Под термином «мандат» понимается список документов, которые регламентируют обязательства по объемам производства тепловой энергии, целью которого является развитие данного сектора [5, с. 22].

В Европейском законодательстве представлены два ключевых мандата:

- солнечный мандат (solar obligation). Мандат, который поддерживает системы, производящие тепловую энергию с использованием энергии солнца. Как пример использования данного мандата в Европе можно привести Грецию.

- технологически нейтральный мандат (technology-neutral). Это мандат, ко-

торый поддерживает технологии отопления с помощью ВИЭ. Наглядным примером использования данного мандата являются такие страны Европы, как Франция, Германия и Ирландия.

Кроме того, политика поддержки ВИЭ в «отоплении и охлаждении» реализуется при помощи введения различных механизмов поддержки, которые уменьшают инвестиционные затраты на проекты за счет выдачи грантов, льготных кредитов и налоговых льгот.

4. Поддержка снижения эмиссии СО2 в атмосферу - экологическая политика Европейского Союза.

Экологическая политика ориентирована на достижение двух существенных целей:

- сокращение выбросов СО2 в атмосферу (Рамочная конвенция ООН2);

- управление ресурсами (предполагается целесообразное использование ресурсов).

Инструментами для достижения вышеперечисленных целей являются [5, с. 23]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Меры по поддержке экологических процедур, то есть:

- предоставление экологических субсидий, и других мер государственной поддержки;

- предоставление налоговых льгот «чистым» технологиям;

- другие меры обеспечения поддержки (выплаты, например, за «чистое» производство энергии, льготные кредиты, займы).

2. Ограничение льгот для вредных окружающей среде видов деятельности, то есть:

- сопротивление освобождению от экологических налогов;

- сопротивление поддержке производств, которые загрязняют окружающую среду.

Стоит отметить, что на национальном уровне каждая страна-участница вольна выбирать меры по осуществлению энергетической политики. Например, во Франции и Нидерландах в качестве мер по осуществлению энергетической политики предпочитают использовать налоговые льготы.

Кроме того, действуют и другие меры поддержки экологической политики:

- предоставление льготных кредитов и займов, как от государства, так и от частных банков;

- неявное субсидирование (например,

ГО);

- частичное освобождение от исполнения государственных стандартов (на-

пример, в Систему торговли выбросами (СТВ) Ес не включены выбросы СО2 в атмосферу, которые возникают при захоронении и сжигании отходов).

21-й Всемирный климатически саммит (СОР 21), который проходил в Париже в ноябре-декабре 2015 года стал наиболее важным событием в экологической политике. Это соглашение должно заменить действующий Киотский протокол, действие которого закончится 2020 года [5, с. 24].

Основные положения Парижского Соглашения:

- ограничение повышения температуры на 2°С, кроме того предпринять максимальные усилия по ограничению увеличения температуры до 1,5°С;

- повышение климатической стабильности и принятие мер по сокращению выбросов СО2;

- направление финансовых потоков на стимулирование прогресса экологически стабильного развития и поддержку технологий, которые могут уменьшить выбросы СО2 в атмосферу.

Согласно данному Соглашению, каждая страна должна разработать и принять соответствующие меры по достижению поставленных соглашением задач. Кроме того, Соглашение предусматривает финансовую поддержку развивающимся странам со стороны развитых стран.

3. Политика стимулирования энергоэффективности и повышения взаимосвязи ВИЭ и энергоэффективности.

Политика стимулирования энергоэффективности и повышения взаимосвязи ВИЭ и энергоэффективности отражена в Директиве 2012/27/ЕС по энергоэффективности, которая была принята в 2012 году [5, с. 25].

В соответствии с данной Директивой страны Европейского Союза могут сами определять механизмы осуществления политики энергоэффективности.

Литература

1. Гедири А. Перспективы развития возобновляемых источников энергии в контексте энергетической политики стран ЕС. // Вестник РУДН, Серия «Международные отношения», 2012, № 3, с. 26-32.

2. Городов Р.В., Губин В.Е., Матвеев А.С. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии: учебное пособие. -1-е изд. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.

3. Лукутин Б.В. Возобновляемые источники энергии: учебное пособие. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.

4. Попель О.С. Возобновляемые источники энергии: роль и место в современной и перспективной энергетике/ Ж. Рос. хим. общества им. Д.И. Менделеева. - 2008, т. LII, № 6.

5. Справочник по возобновляемой энергетике Европейского Союза / Ермоленко Г.В., Толмачева И.С., Ряпин И.Ю., Фетисова Ю.А., Мацура А.А., Реутова А.Б. I Институт энергетики НИУ ВШЭ, 2016.

6. Ушаков В.Я. Возобновляемая и альтернативная энергетика: ресурсосбережение и защита окружающей среды: монография. - Томск: Изд-во «СибГра-фик», 2011. - 138 с.

7. Барометр зеленой энергетики// Исследование. I ORSTED, 2017. URL: https://orsted.eom/-/media/WWW/Docs/ Corp/COM/Barometer-campaign/Green-Energy-Barometer-2017_with-appendix.ashx?la=en&hash=A61 15CD688B9CA02F37FCA7D1 4F08344C77041FF&hash=A6115C D688B9CA02F37FCA7D14F08344C77041FF (Дата обращения 10.10.2018).

8. Годовой отчет. I British Petroleum, 2017. URL: https://www.bp.eom/eontent/ dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-renewable-energy.pdf (Дата обращения 14.10.2018).

9. Годовой отчет. I REN21, 2017. URL: http://www.ren21.net/wp-content/uploads/ 201 7/06/1 7-8399_GSR_2017_Full_Report_0621_0pt.pdf (Дата обращения 5.09.2018).

10. Годовой отчет. I Статистическая служба Европейского Союза, 2017. URL:

http://ec.europa.eu/eurostat (Дата обращения 4.10.2018).

11. New Energy Outlook 2017. I Bloomberg New Energy Finance, 2017. URL: https://about.bnef.com/new-energy-outlook/#toc-download (Дата обращения 6.11.2018).

European Union Energy Policy in

renewable energy Golovanova A.E., Polaeva G.B., Nurmatova E.A.

Gubkin Russian State University of Oil & Gas (National

Research University) This article discusses the issues of the European Union's policy in renewable energy, gives the concept of energy security, defines the objectives of the European Union in the field of energy policy. The article presents data on renewable energy sources in the European Union, and also reveals the tools and mechanisms for stimulating and supporting the development of renewable energy sources. Special regulatory documents have been developed for each renewable energy sector. In the European Union, support is being provided to renewable energy sources in the electric power industry, in transport, in the "heating and cooling" sector and in other areas. The mechanisms for supporting renewable energy sources in the electric power industry are: preferential purchase price of electricity and trading in green certificates. In the role of measures of support and incentives in transport use the establishment of rules and tax incentives. The system of mandates is an essential measure for supporting renewable energy in the "heating and cooling" sector. There are two key mandates in European law: a solar mandate and a technologically neutral mandate. At the national level, each participating country may choose measures to implement energy policy. Keywords: Energy policy, renewable energy, European Union, energy efficiency, energy security, alternative energy

References

1. Gediri A. Prospects for the development of

renewable energy in the context of the energy policy of EU countries. // Bulletin of RUDN, Series «International Relations», 2012, No. 3, p. 26-32.

2. Cities R.V., Gubin V.E., Matveev A.S. Nonconventional and renewable energy sources: study guide. - 1st ed. - Tomsk: Publishing house of Tomsk Polytechnic University, 2009.

3. Lukutin B.V. Renewable Energy: A Tutorial. -

Tomsk: Publishing house of Tomsk Polytechnic University, 2008.

4. Popel O.S. Renewable energy sources: the role

and place in modern and promising energy / J. Ros. chemical Society them. DI. Mendeleev. - 2008, vol. LII, No. 6.

5. Reference book on renewable energy of the

European Union / Yermolenko G.V., Tolmacheva I.S., Ryapin I.Yu., Fetisova Yu.A., Matsura A.A., Reutova AB - Institute of Energy, National Research University Higher School of Economics, 2016.

6. Ushakov V.Ya. Renewable and alternative energy:

resource conservation and environmental protection: a monograph. - Tomsk: SibGraphik publishing house, 2011. - 138 p.

7. Barometer of green energy // Research. -

ORSTED, 2017.Http: (The date of circulation 10.10.2018).

8. Annual report. - British Petroleum, 2017. URL:

https://www.bp.com/content/dam/bp/en/ corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-renewable-energy.pdf (Circulation date 10/14/2018).

9. Annual report. - REN21, 2017. URL: http://

www.ren21.net/wp-content/uploads/2017/06/ 1 7

8399_GSR_2017_Full_Report_0621_0pt.pdf (Appeal Date 5.09.2018).

10. Annual report. - Statistical Service of the European Union, 2017. URL: http:// ec.europa.eu/eurostat (Circulation date 4.10.2018).

11. New Energy Outlook 2017. - Bloomberg New Energy Finance, 2017. URL: https:// about.bnef.com/new-energy-outlook/#toc-download (Contact date 6.11.2018).

О

3

В

s

v

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.