Научная статья на тему 'Энергетичесая политика Молдавии в услоиях эпидемии коронавируса'

Энергетичесая политика Молдавии в услоиях эпидемии коронавируса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЙ ЭНЕРГОПАКЕТ ЕС / «ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЁРСТВО» / «ГАЗПРОМ» / НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ В ЭНЕРГЕТИКЕ МОЛДАВИИ (НАРЭ) / «МОЛДОВАГАЗ / «МОЛДАВАТРАНСГАЗ» / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ЕС / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС / КОНЪЮНКТУРНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ЦЕН НА ГАЗ / THIRD EU ЕNERGY PACKAGE / «EASTERN PARTNERSHIP» / «GAZPROM» / NATIONAL ENERGY REGULATORY AGENCY OF MOLDOVA (ANRE) / «MOLDOVAGAZ» / «MOLDOVATRANSGAZ» / EU ENERGY COMMUNITY / INFRASTRUCTURE PROJECTS / EU ENERGY DIPLOMACY / MARKET FLUCTUATIONS IN GAS PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавренов Сергей Яковлевич

В статье рассматриваются основные тенденции энергетической политики Молдавии в условиях пандемии. Акцентируется внимание на тот факт, что, несмотря на большие затраты и негативные экономические последствия, вызванные борьбой с пандемией коронавируса, Кишинёв намерен продолжать реализацию основных приоритетов своей Энергетической стратегии до 2030 г., ориентированной на дальнейшее сближение, а затем и интеграцию с Энергетическим сообществом Европы. Подобная политика предполагает, помимо гармонизации соответствующего национального законодательства с европейским, либерализацию газового рынка Молдавии, отделение производства энергии от системы её транспортировки как в функциональном, так и в финансовом и юридическом отношениях. В текущем году молдавское правительство уже приняло ряд решений по отделению от национального газового оператора «Молдоватрансгаз», в распоряжении которого находится большая часть газотранспортных и газораспределительных сетей страны. Гипотетически это может поставить под угрозу монополию «Газпрома» на молдавском газовом рынке. В статье сделана попытка рассмотреть, насколько реалистичный характер носит эта угроза. В статье показывается, что, несмотря на намерение официального Кишинёва внедриться на европейский энергетический рынок, на этом пути он встретит существенные препятствия, труднопреодолимые в ближайшей перспективе. Можно, однако, прогнозировать, что и в дальнейшем Кишинёв будет придерживаться стратегии сближения с европейским энергетическим рынком, рассчитывая в этом на финансовую помощь ЕС. Последний рассматривает восточноевропейские страны уже не просто как транзитёров газа, а как полноценных участников единого энергетического рынка в ближайшей или среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOLDOVA'S ENERGY POLICY IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS EPIDEMIC

The article examines the main trends of Moldova's energy policy in the context of the pandemic. Attention is drawn to the fact that despite the high costs and negative economic consequences caused by the fight against the coronavirus epidemic, Chisinau intends to continue implementing its Energy strategy, aimed at further convergence and then integration with the European Energy community. Such a policy implies, in addition to the harmonization of the relevant national legislation with the European one, the liberalization of the gas market in Moldova and the separation of energy production from its transportation system, both in functional, financial and legal terms. This year, the Moldovan government has already made a number of decisions to separate itself from the national gas operator Moldovatransgaz, which owns most of the country's gas transmission and distribution networks. Hypothetically, this could endanger Gazprom's monopoly on the Moldovan gas market. The article attempts to consider how realistic this threat is. The article shows that, despite the official Chisinau's intention to enter the European energy market, it will meet significant obstacles that are difficult to overcome in the near future. However, it possible to expect that in the future, Chisinau will adhere to the strategy of rapprochement with the European energy market, relying on the EU's financial assistance. The latter considers Eastern European countries not just as gas transit countries, but as full participants in the single energy market in the near or medium term.

Текст научной работы на тему «Энергетичесая политика Молдавии в услоиях эпидемии коронавируса»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Сергей ЛАВРЕНОВ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МОЛДАВИИ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

В статье рассматриваются основные тенденции энергетической политики Молдавии в условиях пандемии. Акцентируется внимание на тот факт, что, несмотря на большие затраты и негативные экономические последствия, вызванные борьбой с пандемией коронавируса, Кишинёв намерен продолжать реализацию основных приоритетов своей Энергетической стратегии до 2030 г., ориентированной на дальнейшее сближение, а затем и интеграцию с Энергетическим сообществом Европы.

Подобная политика предполагает, помимо гармонизации соответствующего национального законодательства с европейским, либерализацию газового рынка Молдавии, отделение производства энергии от системы её транспортировки как в функциональном, так и в финансовом и юридическом отношениях.

В текущем году молдавское правительство уже приняло ряд решений по отделению от национального газового оператора «Молдоватрансгаз», в распоряжении которого находится большая часть газотранспортных и газораспределительных сетей страны. Гипотетически это может поставить под угрозу монополию «Газпрома» на молдавском газовом рынке.

В статье сделана попытка рассмотреть, насколько реалистичный характер носит эта угроза. В статье показывается, что, несмотря на намерение официального Кишинёва внедриться на европейский энергетический рынок, на этом пути он встретит существенные препятствия, труднопреодолимые в ближайшей перспективе. Можно, однако, прогнозировать, что и в дальнейшем Кишинёв будет придерживаться стратегии сближения с европейским энергетическим рынком, рассчитывая в этом на финансовую помощь ЕС. Последний рассматривает восточноевропейские страны уже не просто как транзитёров газа, а как полноценных участников единого энергетического рынка в ближайшей или среднесрочной перспективе.

ЛАВРЕНОВ Сергей Яковлевич, доктор политических наук, профессор, зав. отделом Молдовы и Приднестровья Института СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, ул. Б. Полянка, д. 7/10, стр. 3. E-mail: lavis2009@yandex.ru. SPIN-код: 1439-5583.

Ключевые слова: Третий энергопакет ЕС, «Восточное партнёрство», «Газпром», Национальное агентство по регулированию в энергетике Молдавии (НАРЭ), «Молдовагаз», «Молдаватрансгаз», Энергетическое сообщество ЕС, инфраструктурные проекты, энергетическая дипломатия ЕС, конъюнктурные колебания цен на газ.

Дата поступления в редакцию 23.05.2020.

Введение

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в связи с тяжёлой эпидемиологической обстановкой в Молдавии и большими затратами, связанными с пандемией коронавируса, не повлияли существенным образом на энергетическую политику этой страны, ориентированную на диверсификацию маршрутов газовых поставок и постепенное сближение с европейским газовым рынком.

Молдавия и Третий энергопакет ЕС

Речь в первую очередь идёт о декларированном намерении Кишинёва выполнить свои обязательства перед ЕС в энергетической сфере и присоединиться к Третьему энергопакету ЕС, вступившему в силу 3 сентября 2009 г. Молдавия подписала соответствующее соглашение о присоединении к Третьему энергопакету ЕС в 2010 г. Имплементация его основных положений предполагает либерализацию газового и электрического рынков страны В практическом измерении это означает отделение системы производства и поставки энергии от системы её транспортировки. При этом компании, контролирующие производство и поставку энергии, с одной стороны, и транспортировку, и распределение — с другой, должны быть отделены друг от друга юридически, финансово и функционально, а также быть независимы в принятии решений. В конечном счёте, это должно исключить возможность монополии на этом рынке [Гудков, 2010].

Компания «Молдоватрансгаз», входящая в группу «Молдовагаз», в декабре 2019 г. разработала Кодекс газовых сетей, предусматривающий обеспечение равного доступа к сетям передачи природного газа, в том числе и к трансграничным операциям, установление единых процедур взаимодействия между системными операторами Молдавии и соседних стран.

В соответствии с Кодексом, Национальное агентство по регулированию в энергетике Молдавии (НАРЭ) в начале 2020 г. утвердило план по разделению главного оператора системы транспортировки природного газа «Мол-даватрансгаз»1, а также реализации мер по обеспечению независимости других операторов газотранспортной системы2.

Гипотетически это может поставить под угрозу монополию «Газпрома» на молдавском газовом рынке. Поскольку это отвечает интересам энерге-

1 НАРЭ готовит план отделения «Молдоватрансгаз» в соответствии с III Энергопакетом // https://point.md/ru/novosti/ekonomika/nare-gotovit-plan-otdeleniia--34-moldovatransgaz-34-v-sootvetstvii-s-iii-energopaketom, дата обращения 04.06.2020.

2 Какие изменения ожидаются в 2020 г. в «Молдовагазе» // https://noi.md/ru/jekonomika/ kakie-izmeneniya-ozhidayutsya-v-2020-godu-v-moldovagaz, дата обращения 01.05.2020.

тической политики ЕС, Всемирный банк готов под реализацию проекта выделить Молдавии целевой заём в размере 92 млн евро за счёт кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития (МБРР)3. Необходимо отметить, что данный проект — не первая попытка Кишинёва выполнить взятые обязательства перед ЕС в энергетической сфере.

Энергетическая дипломатия ЕС в Молдавии фактически началась в 2005 г. с принятия Плана действий в рамках стартовавшей Европейской политики соседства*. К этому времени в Евросоюзе уже был принят ряд законодательных актов, нацеленных на создание единого энергетического рынка в газовой и электроэнергетической сферах. Молдавия обязалась провести ряд реформ в политической, экономической и административной областях, в том числе в энергетике [Девятков, 2017].

В октябре 2005 г. был подписан договор о создании Энергетического сообщества, основной целью которого являлось распространение внутреннего законодательства Союза в сфере энергетики на ключевых стран-партнёров ЕС. В 2010 г. Молдавия присоединилась к этому объединению, обязавшись до 2015 г. имплементировать нормативную базу Третьего энергопакета. Своё намерение она подтвердила, подписав в 2014 г. Соглашение об ассоциации с Европейским союзом [Association Agreement..., 2014].

Первоначально энергетическая политика ЕС (2005—2013) в отношении восточноевропейских стран, включая Молдавию, придерживалась технократического подхода, стремясь обеспечить собственную энергетическую безопасность через поддержку восточноевропейских стран-транзитёров. Основной приоритет отдавался внедрению законодательных норм ЕС в национальное правовое поле стран-партнёров [Кавешников, 2013]. Этот процесс носил достаточно непоследовательный характер, поскольку не пользовался особой поддержкой местных бизнес-элит, уже наладивших деловые отношения с российским «Газпромом».

Ситуация изменилась после событий на Украине в 2014 г. К тому времени европейская политика соседства была дополнена новым проектом «Восточное партнёрство», имеющим основной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Белоруссией, Молдавией, Грузией, Арменией и Азербайджаном. Этот про-

3 Новый заём от МБРР на 92 миллиона евро для энергетического проекта // http://www. vedomosti.md/news/novyj-zaem-ot-mbrr-na-92-milliona-evro-dlya-energeticheskogo, дата обращения 04.05.2020.

* Европейская политика соседства; ЕПС (англ. European Neighbourhood Policy; ENP) (ранее Европейский инструмент соседства и партнёрства — ЕИСП) представляет собой новый подход Европейского союза к соседним странам с целью укрепления отношений между Евросоюзом и его странами-соседями и сотрудничества по созданию зоны безопасности и благосостояния, «кольца дружественных стран» на границах Европейского союза. ЕПС также призвана предоставить странам-соседям Евросоюза возможность более тесного сотрудничества с ЕС в области политики, безопасности, экономики и культуры.

ект рассматривался как своего рода региональное (восточное) измерение европейской политики соседства.

В сфере энергетики задача заключалась в том, чтобы создать единый переговорный механизм с Россией по газовым контрактам, построить такую энергетическую инфраструктуру, которая позволила бы, если и не полностью избавиться, то существенно ослабить зависимость восточных соседей от основного поставщика в лице России.

Трудность для Молдавии в этом отношении заключалась в том, что российский концерн является собственником национального газового оператора АО «Молдовагаз» (напрямую «Газпром» владеет 50 %, а также управляет принадлежащим Тирасполю пакетом из 13,44 % акций). В свою очередь, в собственности АО «Молдовагаз» находится большая часть газотранспортных и газораспределительных сетей страны4.

Это позволяло России в случае необходимости прибегнуть к инструментам давления на молдавскую сторону. Цена на газ для Молдавии могла быть снижена, в случае нахождения у власти лояльного политического руководства, и — наоборот. Так, при обострении российско-молдавских отношений в связи с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС она достигла общеевропейского уровня (более 380 долл. за 1 тыс. куб. м).

Подобный контекст усилил политизацию вопросов энергообеспечения европейских стран не только со стороны Европейского Союза, но и США. В частности, в заявлении, принятом по итогам заседания Энергетического совета ЕС — США, прошедшего в мае 2016 г., констатировалось, что обеспечение гарантированных и диверсифицированных поставок энергии, включая электроэнергию, для Украины, Молдавии и других уязвимых стран является ключевым приоритетом для Европейского союза и США [Joint Statement U. S.—EU Energy Council, 2014]. На следующем заседании Совета ЕС — США, состоявшемся в июне 2018 г. наличие единственного поставщика как газа, так и электроэнергии было оценено как серьёзный политический вызов [Девятков, 2017]. Как следствие, Евросоюз активизировал свои усилия по созданию единого энергетического рынка, в том числе и по отношению к Молдавии.

По словам нынешнего главы «Молдовагаза» В. Чебана, внедрение Третьего энергетического пакета ЕС в энергетическое пространство Молдавии должно осуществиться до 31 декабря 2020 г. Это предполагает: формирование самостоятельной договорной базы «Молдоватрансгаза» на поставку и транспортировку газа; передачу оператору активов с правами собственности; обеспечение независимости персонала и управления компании; предоставление «Молдоватрансгазу» необходимых финансовых ресурсов для

4 Молдавия будет импортировать российский газ на 46 долларов дешевле, чем в 2014 г. // http://www.moldpres.md/ru/news/2014/11/ 11/14000902, дата обращения 27.03.2020.

деятельности по транспортировке природного газа; предоставление права принимать независимые от «Молдовагаза» решения в отношении активов, необходимых для эксплуатации, обслуживания, модернизации и развития газотранспортных сетей; права на получение финансирования на рынках капитала, в частности, за счёт займов и взносов капитала, отмечается в сообщении. В настоящее время, при непосредственной поддержке секретариата Энергетического сообщества, разрабатывается план разделения не только «Молдаватрансгаза», но и «Тираспольтрансгаза» — дочерних компаний «Молдовагаза».

Несмотря на подчёркнутую решимость молдавских официальных лиц реализовать масштабные преобразования, на этом пути им придётся столкнуться с целым рядом проблем.

Во-первых, главным препятствием на этом пути является позиция российского концерна «Газпром». В своё время, по результатам антимонопольного расследования, которое проводилось Еврокомиссией, российская компания выразила готовность не препятствовать свободному реэкспорту газа между странами ЕС и пересмотреть традиционный механизм ценообразования для ряда восточноевропейских государств-членов Евросоюза [Девятков, 2017]. Но, по объективным причинам, которые диктует рынок, «Газпром», естественно, не заинтересован в утверждении принципа свободы транзита, на котором настаивает Энергетическое сообщество ЕС. В противном случае, российскому концерну придётся или продать или, оставаясь собственником, передать в управление независимому системному оператору газопроводную сеть, что сразу скажется на объёме прибылей. Как следствие, российский концерн занимает по этому вопросу бескомпромиссную позицию.

У «Газпрома» сохраняется сильный рычаг воздействия на Кишинёв в виде огромной задолженности Moldovagaz перед «Газпромом». Болезненность этой темы то и дело сказывается в политической жизни Молдавии. В частности, одной из причин отказа Кишинёва в получении российского кредита в 200 млн евро стало заявление оппозиции о том, что кредитное соглашение с Российской Федерацией якобы предусматривает оплату долгов Приднестровья за природный газ.

Трудно решаемой является также проблема различающегося юридического статуса транспортных сетей. Их унификация предполагает сложный переговорный процесс.

Во-вторых, присоединение к Третьему Энергетическому пакету предполагает значительные инвестиции в развитие газораспределительной инфраструктуры. Несмотря на то, что Молдавия в этом отношении может в значительной степени рассчитывать на финансовую помощь ЕС, в том числе и в сфере использования возобновляемых источников энергии, этого может оказаться недостаточно.

Не случайно, Кишинёв избегает поспешности в решении этого вопроса, что периодически фиксировалось в отчётах секретариата Энергетического сообщества ЕС. Исключением является работа по гармонизации законодательной базы Молдавии с соответствующим законодательством Европейского Союза (принятие Кодекса газовых сетей, Кодекс электрических сетей и др.) из опасения лишиться кредитования ЕС.

Молдавия запаздывает с процессом внедрения третьего пакета не только в газовой, но и в электроэнергетической сферах, хотя здесь Кишинёв продвинулся дальше, в частности, в вопросе разделения транспортных операторов и проектировании оптового рынка. Но и здесь, до сих пор, не принят закон о рыночных правилах, определяющих ценовую политику в области электроэнергетики. Благодаря этому, секретариат Энергетического сообщества, который начиная с 2017 г. осуществляет мониторинг ежегодных закупок электроэнергии в Молдавии, не зафиксировал существенных подвижек на рынке электроэнергии, где сохраняются ограничения для субъектов поставок электроэнергии и отсутствует прозрачность. Ситуация, по мнению секретариата, может измениться в лучшую сторону только после объединения рынка электроэнергии Молдавии либо с украинским, либо с европейским рынком (через взаимоподключение с Румынией). Кишинёв, отреагировав на критику, предпринял ряд мер по сближению своей энергосистемы с румынской, которая считается одним из наиболее конкурентоспособных рынков электроэнергии в Европе. Выделенные ЕБРР и Всемирным банком кредитные соглашения позволили правительству Молдавии предпринять ряд шагов по продвижению проекта присоединения к электрической системе в Румынии с использованием двухсторонних станций back-to-back5. Строительство первой преобразовательной подстанции back-to-back в Вулканештах было запущено в 2019 г. На внедрение проекта строительства станции back-to-back потребуется примерно 4—5 лет. После сдачи станции в эксплуатацию (ориентировочно в 2024 г.) основные потребности Молдавии в электроэнергии будут обеспечены путём импорта электричества через эту станцию. Вслед за этим, предполагается синхронизация молдавской сети с энергосистемой ЕС через Украину.

Общая стоимость проекта взаимоподключения электроэнергетических систем Молдавии и Румынии составит 270 млн евро, ещё 70 млн евро потребует строительство линии электропередачи 400 кВ Вулканешты — Кишинёв, а также модернизации станции в Кишинёве. Соответствующий меморандум о сотрудничестве и совместных действиях между профильными министерствами двух стран, направленный на синхронизацию работы энергосистем

5 Проект back-to-back подключения Молдавии к энергосистеме Румынии запущен // https://mybusiness.md/ru/novosti-biznesa/item/11334-proekt-back-to-back-podklyucheniya-moldovy-k-energosisteme-rumynii-zapushchen, дата обращения 14.05.2020.

Украины и Молдавии с ENTSO-E (Европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии) был подписан в апреле 2018 г. Вместе с тем, общая стоимость необходимых работ может оказаться существенно выше. По оценке Всемирного банка, расходы, которые позволят обеспечить потребности Молдавии за счёт румынской электроэнергии, обойдутся в сумму около 0,5 млрд долл., причём она будет расти по мере уточнения технических условий реализации этих проектов.

Вместе с тем планы Кишинёва, скорее всего, будут откорректированы из-за необходимости решения более насущных проблем. В частности, речь идёт об отсутствии в Молдавии достаточных запасов нефтепродуктов на случай чрезвычайных ситуаций (на 30—90 дней), что считается одним из основных элементов риска для энергетической безопасности страны. Запасы мазута, находящиеся в распоряжении Агентства материальных резервов РМ, (несколько тысяч тонн) не могут приниматься в расчёт. Несколько лет назад в Молдавии была инициирована разработка законопроекта о создании и поддержании минимального уровня запасов нефти, но этот документ не был утверждён, поскольку мог привести к подорожанию нефтепродуктов. Ситуация в этом отношении, на сегодняшний день, мало изменилась.

Как следствие, в январе—марте 2020 г. Молдавия импортировала 189,7 тыс. т нефтепродуктов — на 20,6 тыс. т (12,1 %) больше, чем годом ранее. Основным поставщиком бензина и дизтоплива была Румыния.

Наконец, внедрению Третьего пакета в энергетическое пространство Молдавии может помешать неэффективность деятельности соответствующих ведомств. В частности, в прошлом году прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особыми случаями (PCCOCS) провела обыски в нескольких филиалах компании «Молдаватрансгаз», в частности, в «Яло-вены-газ» и «Бельцы-газ», являющихся одними из основных операторов распределения природного газа в Молдавии.

Однако главным является то, что даже полномасштабное внедрение Третьего энергопакета не гарантирует энергетическую безопасность Молдавии. Примером этому является Литва, которая значительно раньше инкорпорировала энергетическое законодательство ЕС. При этом, в отличие от Молдавии, у Вильнюса не было многомиллиардного долга перед «Газпромом». С 2014 г. российский концерн, после продажи всех активов в рамках проводимой литовскими властями ускоренной либерализации местного газового рынка, стал торговать на общих основаниях, наряду с другими поставщиками. Вытесняя «Газпром» из своего энергетического рынка, Литва сделала ставку на приобретение норвежского сжиженного газа с одновременной арендой плавучего терминала для его хранения. Однако уже в 2017 г. в Литве на официальном уровне признали плавучий терминал сжиженного природного газа в Клайпеде Independence нерентабельным.

Фактическим провалом закончилась и инициативы Вильнюса по созданию общего регионального газового рынка (Литва — Эстония — Латвия) в силу разобщённости экономических интересов прибалтийских республик. Однако общий региональный проект трёх прибалтийских стран являлся главным условием предоставления дальнейшего европейского кредитования. Тем временем в самой Литве продолжалось падение объёмов промышленного производства, что привело к сокращению потребления газа на внутреннем рынке. Литовские власти вынуждены были пойти на сокращение загрузки терминала до 20 % (минимальный технологический объём), а также к внерыночным методам регулирования газового рынка с тем, чтобы стимулировать потребление более дорогого, по сравнению с российским трубопроводным аналогом, норвежского газа. Принятый литовским парламентом закон «О терминале сжиженного природного газа» обязал крупных промышленных потребителей и коммунальные компании закупать треть необходимых объёмов газа в терминале СПГ [Фукс, 2019]. Однако и это не смогло переломить ситуацию. Парадоксальность ситуации заключалась в том, что российский концерн «Газпром» сохранил значительное присутствие на литовском рынке (в пределах 60 %).

Ожидаемое снижение цены на газ

В настоящее время благоприятным для Молдавии фактором является ожидаемое снижение цены на российский газ в связи с мировой конъюнктурой, вызванной негативными экономическими последствиями пандемической ситуации. Снижение стоимости газа обусловлено резким снижением цен на нефть на мировом рынке. Как следствие, промышленные предприятия, крупные потребители газа повсеместно приостанавливают свою работу. Отличие газа от нефти состоит в том, что в технологическом отношении его сложнее хранить, ожидая, когда спрос и цены на него поднимутся. Поэтому газодобывающие компании вынуждены снижать цены, чтобы реализовать свою продукцию.

Как следствие, на крупнейшем газовом хабе ЕС — TTF в Нидерландах — цена газа с поставкой на следующий день рухнула до 53,7 долл. за 1 тыс. куб. м. Это на 20 % меньше, чем в конце апреля, и втрое ниже уровней годичной давности. Спотовые газовые цены на европейском рынке долговое время держались ниже внутрироссийских по всем регионам, кроме добывающих (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская, Курганская области и др.

Республика Молдавия в настоящее время закупает газ у «Газпрома» по средней цене 160 долл., что в три раза дороже, чем на региональных биржах. Учитывая ситуацию, «Молдовагаз» прогнозирует, что закупочная цена природного газа для Молдавии в третьем и четвёртом кварталах может снизиться до 100 долл.

Столь существенные изменения на газовом рынке Молдавии побудили политическую оппозицию поднять вопрос о необходимости пересмотра соглашения с «Газпромом» на вторую половину текущего года.

К этому шагу продолжает подталкивать молдавские власти Киев, который в очередной раз, в лице С. Макагона, директора оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины, заявил о том, что Кишинёв переплачивает за российский газ.

Против подобного шага выступил президент Молдавии И. Додон. Глава государства сослался на мнение специалистов, которые считают действующий контракт привлекательным в части формирования цен на зимний период года, когда растёт потребление голубого топлива. По его мнению, большинство специалистов уверены, что отказ от соглашения с «Газпромом» приведёт к проблемам зимой, когда цены на международных рынках будут совсем иные. Тем не менее, Молдавия закупила российский газ в первом квартале на 7,2 % меньше аналогичного периода 2019 г. Можно ожидать, что дискуссия вокруг пересмотра условий договора о поставках российского газа продолжится. Уже в настоящее время Молдавия проявляет всё больший интерес к приобретению сжиженного газа: не только в России, но и в Казахстане и Румынии. В этом отношении она может последовать по пути Турции, которая, благодаря закупкам в этом году больших объёмов сжиженного газа, резко сократила закупки российского газа, что существенно снизило эксплуатацию только что построенного «Турецкого потока» [Безучастная, 2019]. Так, в марте «Голубой поток» и «Турецкий поток» были задействованы примерно на 10 % от совокупной мощности. Если ещё несколько лет назад Турция являлась вторым импортёром «Газпрома» после Германии, то теперь она оказалась во втором десятке списка рядом с Литвой и Арменией. Этому способствовало и то, что Турция закупает газ из Азербайджана, доставляемый по газопроводной системе TANAP.

Снижение цены поставляемого газа позволило бы Кишинёву не только снизить цены на газ для конечных потребителей, но и выделить определённый объём средств для реализации инфраструктурных проектов в Молдавии.

Инфраструктурные проекты

Приоритетным из них является строительство газопровода Унгены — Кишинёв, которое планируется, по заявлению гендиректора румынской компании Transgaz Иона Стериана, завершить к 1 августа 2020 г. По его словам, в настоящее время линейный трубопровод готов уже на 90 %, близки к завершению работы по модернизации двух компрессорных и регулирующих станций в Силиштя и Онешть на румынской стороне, а также двух станций измерения и регулирования давления газа в Гидигиче и Тохатине на тер-

ритории Молдавии. На первом этапе предполагается в ходе эксплуатации доставлять 1,5 млн куб. м газа в сутки, к 1 декабря—удвоить объёмы. После установки компрессорной и регулирующей станции в Геркаешть, к началу 2021 г. планируется транспортировать около 4 млн куб. м. Завершение проекта рассматривается как важный этап по объединению рынков стран-членов ЕС со странами «Восточного партнёрства».

Вполне вероятно, что к 2020 г. Молдавия сможет сочетать возможность поставок газа у двух поставщиков.

Ещё одним альтернативным проектом является вторая ветка «Южного потока», рассчитанная на поставки газа в Южную Европу. Исходя из того, что болгары и сербы продолжают трубопроводное строительство на своей территории, этот газопровод будет востребован, в том числе и Молдавией, в случае необходимости.

Заключение

Таким образом, несмотря на непоследовательность и существенные задержки Кишинёв реализует основные задачи Энергетической стратегии Молдавии до 2030 г., к числу которых относятся: обеспечение энергетической безопасности, создание конкурентоспособных рынков и их региональная и европейская интеграция.

В свою очередь, ЕС в ближайшей перспективе рассматривает восточноевропейские страны уже не просто как транзитёров, а как полноценных участников единого энергетического рынка. В случае с Молдавией речь идёт о подключении к единой энергосистеме ЕС и основных поставках газа и электроэнергии из Румынии.

Соответственно, Евросоюз в настоящее время пытается не просто ослабить российское энергетическое влияние в регионе, но и значительно нарастить здесь своё «структурное влияние», то есть стать ключевым источником нормативно-правовой базы и правил. В частности, строительство газопровода Унгены-Кишинёв стало, в решающей степени, возможным благодаря тому, что в октябре 2016 г. Совет министров Энергетического сообщества оценил это строительство как представляющее общий интерес для всех государств Энергетического сообщества и стран-партнёров». Это обеспечило ему необходимую политическую и финансовую поддержку в условиях, когда его экономическая составляющая не очевидна.

Тем не менее, полная интеграция Молдавии в газовую и электроэнергетическую систему ЕС вряд ли возможна. В обозримой перспективе сохранятся оба направления поставок (ЕС — СНГ). Этому будет способствовать и различные позиции в евроструктурах относительно необходимой степени интегрированности восточноевропейских стран в газовый и энергорынок Европы.

До сих пор в процессе формирования единой энергетической политики Евросоюза присутствует проблема согласованности позиций не только между различными государствами-членами, но и между разными институтами (в частности, Еврокомиссией и Европейским советом), которые далеко не в одинаковой мере озабочены проблемой интеграции стран «Восточного партнёрства» в энергорынок ЕС. Кроме того, распространение законодательных норм и практик Союза за его пределами наталкивается как на невозможность обеспечить реальную конкуренцию поставщиков, так и на институционально-административные, организационно-технические и политические препятствия для реформирования национальных энергетических рынков.

Список литературы

Гудков И. В. 2010. Третий энергетический пакет Европейского союза. — Нефть, газ и право. № 3. С. 58—66.

Девятков А. В. 2017. Республика Молдова в контексте внешней энергетической политики Европейского Союза. — Вестник Моск. ун-та. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. № 1. С. 170.

Кавешников Н. Ю. 2013. Развитие внешней энергетической политики Европейского союза. — Вестник МГИМО-Университета. № 4. C. 86.

Безучастная М. 2019. 7 млрд евро на ветер: Открытый с помпой «Турецкий поток» становится ненужным // https://svpressa.ru/economy/article/265831/, дата обращения 20.05.2020.

Фукс Э. 2019. Принят закон о терминале сжиженного природного газа // https:// ru.delfi.lt/news/economy/prinyat-zakon-o-terminale-szhizhennogo-prirodnogo-gaza.d? id=58905525, дата обращения 12.03.2020.

Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part, 2014 // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/? uri=uriserv% 3A0J.L_.2014.260.01.0004.01.ENG, дата обращения 25.02.2020.

Joint Statement U. S.-EU Energy Council, 2014 // https://ec.europa.eu/energy/ sites/ener/files/documents/2016.05.04%207th% 20Press%20statement%20final.pdf, дата обращения 27.02.2020.

Какие изменения ожидаются в 2020 г. в «Молдовагазе» // https://noi.md/ru/ jekonomika/kakie-izmeneniya-ozhidayutsya-v-2020-godu-v-moldovagaz, дата обращения 01.05.2020.

Молдавия будет импортировать российский газ на 46 долларов дешевле, чем в 2014 г. // http://www.moldpres.md/ru/news/2014/11/ 11/14000902, дата обращения 27.03.2020.

НАРЭ готовит план отделения «Молдоватрансгаз» в соответствии с III Энергопакетом // https://point.md/ru/novosti/ekonomika/nare-gotovit-plan-otdeleniia-34-moldovatransgaz-34-v-sootvetstvii-s-iii-energopaketom, дата обращения 04.06.2020.

Новый заём от МБРР на 92 миллиона евро для энергетического проекта // http://www.vedomosti.md/news/novyj-zaem-ot-mbrr-na-92-milliona-evro-dlya-energeticheskogo, дата обращения 04.05.2020.

Проект back-to-back подключения Молдавии к энергосистеме Румынии запущен // https://mybusiness.md/ru/novosti-biznesa/item/11334-proekt-back-to-back-podklyucheniya- moldovy- k- energosisteme- rumynii -zapushchen, дата о бращения 14.05.2020.

SERGEY Y. LAVRENOV,

D. Sc. (Politics), Professor, Head of Department of Moldova and Pridne-strov'e of the Institute of CIS.

Address: 7/10 b. 3 B. Polyanka str., Moscow, 119180, Russian Federation.

E-mail: lavrs2009@yandex.ru SPIN-code: 1439-5583

MOLDOVA'S ENERGY POLICY IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS EPIDEMIC

Keywords: Third EU Energy package; "Eastern partnership", "Gazprom", National energy regulatory Agency of Moldova (ANRE), "Moldovagaz", "Moldovatransgaz", EU Energy community, infrastructure projects, EU energy diplomacy, market fluctuations in gas prices.

Abstract

The article examines the main trends of Moldova's energy policy in the context of the pandemic. Attention is drawn to the fact that despite the high costs and negative economic consequences caused by the fight against the coronavirus epidemic, Chisinau intends to continue implementing its Energy strategy, aimed at further convergence and then integration with the European Energy community.

Such a policy implies, in addition to the harmonization of the relevant national legislation with the European one, the liberalization of the gas market in Moldova and the separation of energy production from its transportation system, both in functional, financial and legal terms.

This year, the Moldovan government has already made a number of decisions to separate itself from the national gas operator Moldovatransgaz, which owns most of the country's gas transmission and distribution networks. Hypothetically, this could endanger Gazprom's monopoly on the Moldovan gas market.

The article attempts to consider how realistic this threat is. The article shows that, despite the official Chisinau's intention to enter the European energy market, it will meet significant obstacles that are difficult to overcome in the near future. However, it possible to expect that in the future, Chisinau will adhere to the strategy of rapprochement with the European energy market, relying on the EU's financial assistance. The latter considers Eastern European countries not just as gas transit countries, but as full participants in the single energy market in the near or medium term.

Received 23.05.2020.

References

Gudkov I. V. 2010. The Third Energy Package of the European Union. — Oil, Gas and Law. № 3. P. 58-66. (InRuss.)

Deviatkov A. V. 2017. Republic of Moldova in the context of the external energy policy of the European Union. — Moscow University Bulletin. Series 25: International Relations and World Politics. № 1. P. 170. (InRuss.)

Kaveshnikov N. Yu. 2013. Development of external energy policy of the European Union // MGIMO-University Bulletin. 2013. № 4. P. 86. (InRuss.)

Bezuchastnaia M. 2019. 7 billion euro down the drain: The Turkish Stream becomes irrelevant. // https://svpressa.ru/economy/article/265831/, accessed 20.05.2020. (InRuss.)

Fuks E. 2019. A law has been passed on a liquefied natural gas terminal // https:// ru.delfi.lt/news/economy/prinyat-zakon-o-terminale-szhizhennogo-prirodnogo-gaza.d? id=58905525, accessed 12.03.2020. (InRuss.)

Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part, 2014 // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/? uri=uriserv%3A0J.L_.2014.260.01.0004.01.ENG, accessed 25.02.2020. (InRuss.)

Joint Statement U. S.-EU Energy Council, 2014 // https://ec.europa.eu/energy/ sites/ener/files/documents/2016.05.04%207th%20Press%20statement%20final.pdf, accessed 27.02.2020. (InRuss.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

What changes are expected in 2020 at Moldovagaz // https://noi.md/ru/jekonomika/ kakie-izmeneniya-ozhidayutsya-v-2020-godu-v-moldovagaz, accessed 01.05.2020. (InRuss.)

Moldova will import Russian gas $ 46 cheaper than in 2014 // http://www.moldpres. md/ru/news/2014/11/ 11/14000902, accessed 27.03.2020. (InRuss.)

ANRE is preparing a plan for the Moldovatransgaz branch in accordance with the Energy Package // https://point.md/ru/novosti/ekonomika/nare-gotovit-plan-otdeleniia-34-moldovatransgaz-34-v-sootvetstvii-s-iii-energopaketom, accessed 04.06.2020. (InRuss.)

A new €92 million loan from the IBRD for an energy project. // http://www. vedomosti.md/news/novyj-zaem-ot-mbrr-na-92-milliona-evro-dlya-energeticheskogo, accessed 04.05.2020. (InRuss.)

Back-to-back project for connection of Moldova to the power system of Romania has been launched // https://mybusiness.md/ru/novosti-biznesa/item/11334-proekt-back-to-back-podklyucheniya-moldovy-k-energosisteme-rumynii-zapushchen, accessed 14.05.2020. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.