Научная статья на тему 'Эндогенные депрессии у детей'

Эндогенные депрессии у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
573
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эндогенные депрессии у детей»

Отмечается также и определенный пато-морфоз хронического алкоголизма в сторону увеличения числа тяжелых и атипичных алкогольных делириев, случаев раннего развития первого делирия (через три-пять лет со времени начала заболевания), алкогольных психозов у подростков.

Рядом отечественных исследователей проведено разностороннее исследование, основанное на описании клиники, динамики и прогноза алкогольного делирия в различные хронологические периоды (1955-1970 гг. и 1971-1985 гг.) в сравнении с описаниями особенностей течения и проявления этого психоза в конце XIX - начале ХХ века (1897-1931 гг.).

В результате было выявлено сокращение продолжительности алкогольного делирия, уменьшение представительства зоологических, тактильных галлюцинаций, бредовых идей преследования, снижение выраженности аффектов страха и тревоги с одновременным увеличением удельного веса зрительных антропоморфных видений и ротоглоточных галлюцинаций, феномена Кандинского - Клерамбо, бредовых идей ревности, воздействия, самообвинения, онейро-идных включений, субдепрессивного и благо-душно-эйфорического аффекта, зрительных галлюцинаций эротического содержания, слуховых галлюцинаций. Указанные проявления авторы отнесли к истинному патоморфозу, они не являются факторами, отягощающими прогноз заболевания.

ЭНДОГЕННЫЕ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ

М.Г. Фомушкина

Тюменская ОКПБ

Несколько десятков лет назад возможность развития у ребенка депрессии считалась весьма сомнительной или полностью отвергалась многими психиатрами. Преобладало мнение, что депрессия присуща только зрелой личности. Согласно современному подходу к этому вопросу, депрессивные состояния могут возникать в любой из детских возрастных групп, но отличаются своеобразием клинической картины, так называемой маскированностью и атипией по сравнению с депрессиями пациентов зрелого возраста и подростков. Актуальность этой темы обусловлена тем, что депрессии у детей нередко просматриваются специалистами и диагностируются лишь ретроспективно, при возникновении развернутого аффективного психоза в пубертатном возрасте.

На базе детского психиатрического отделения было обследовано 35 детей, находящихся на лечении с диагнозом «шизофрения», в возрасте от 7 до 13 лет, распределение по полу: мальчики - 28, девочки - 7. В исследовании были использованы клинико-анамнестический, клинико-психопатологический, клинико-динамический и экспериментально-психологический методы исследования. В своем большинстве (77%) депрессия начиналось без всяких видимых причин. В 17% случаях провоцирующими факторами для манифистации заболевания были психогении: смерть близких, отрыв ребенка от матери во время помещения его в детский дом, потеря любимого животного, изнасилование. Соматоге-нии, как провоцирующий фактор в виде тяжелых форм гриппа, присутствовали у 5% пациентов. Наиболее ранним признаком детской депрессии были нарушения сна, которые проявлялись в сокращении его продолжительности, затрудненности засыпания, поверхностности сна, появлении устрашающих сновидений и ночного плача. Эти расстройства наблюдались в 100% случаев и имели стойкий и упорный характер. Дети предъявляли жалобы на наличие неприятных телесных ощущений: на головную боль, боль в животе, конечностях, груди, сердцебиение, тошноту, что нередко сопровождалось нелепыми высказываниями, такими как «вся голова горит», «живот так болит, что будто кишки лопаются», «руки выкручивает» и т.д. У одних детей эти расстройства были крайне разнообразными, нестойкими и часто сменяющими друг друга, у других - монотонными, однообразными, ограничивающимися одной изолированной жалобой, чаще всего жалобой на головную боль и боль в животе.

структуру депрессии у 84% детей вошли нарушения аппетита в виде снижения аппетита, избирательности в приеме пищи. Основой для диагностики депрессий у детей является процесс наблюдения за их поведением. Исходя из этого, всех пациентов можно разделить на две группы. Одни (68%) имели понурый грустный вид, отмечалась постоянная готовность к плачу, слезливость, причем, чем младше ребенок, тем слезливость была более выражена, нежелание подойти к другим детям, отказ от игрушек, участия в коллективных играх, замедленность в движениях, тихая, монотонная речь. Настроение другой части детей (32%) имело дисфорическую окраску: пациенты выглядели мрачными, угрюмыми, были раздражительными, злобными, агрессивными, могли без причины ударить другого ребенка, были недовольны собой и окружающими. На фоне пониженного настроения у 22% пациентов (средний школьный возраст) наблюдались суицидальные попытки: дети спрыгивали с балкона, пытались повеситься, принимали медикаменты, наносили себе порезы острым предметом на предплечья. Неоднозначным было отношение к родите-

45 , 2010 Тюменский медицинский журнал

лям. Почти половина детей (16 человек) были агрессивно настроены к родителям, постоянно вступали в конфликты с ними по малейшему поводу, даже могли ударить мать, обвиняли родителей в своем плохом самочувствии, настроении, заявляли, что не желают жить вместе с ними, сомневались в любви родителей к ним. Другие дети испытывали постоянную тревожность за своих родителей: опасались за их здоровье, считали, что с ними может случиться что-нибудь плохое, старались провести с родителями больше времени.

На фоне депрессии почти у 90% больных наблюдались страхи, содержание которых отличалось переживанием скрытой угрозы, как со стороны людей, так и со стороны неодушевленных объектов и явлений и сопровождалось тревогой, настороженностью, боязливостью, подозрительностью к окружающим. Дети боялись темноты, одиночества, теней, смерти, персонажей из детских сказок, шума воды, езды в транспорте, разнообразных обыденных предметов (электрическая лампа, водопроводный кран, пылесос и т.д.). У 31% больных присутствовали депрессивные идеи отношения: дети считали, что учителя недолюбливают их за тупость, сверстники презирают, не хотят дружить с ними, стремятся обидеть, смеются над их неуклюжестью, неумением играть.

У всех детей отмечались депрессивные идеа-торные расстройства, которые выражались в трудности осмысления и запоминания учебного материала, пациенты больше времени тратили на приготовление уроков, делали ошибки в элементарных вычислениях, жаловались, что не понимают объяснений учителя, были крайне рассеянными, забывали принести в школу школьные принадлежности, отмечали ухудшение памяти, в дальнейшем, некоторые совсем отказались посещать школу. У 8 детей отмечались дисморфомании: они были недовольны своей внешностью, считали себя уродливыми, пытались изменить прическу, различными кремами вывести веснушки на лице и т.д. В структуру психоза входили отрывочные слуховые и зрительные галлюцинации, периоды чрезмерного образного фантазирования. У детей отсутствовало улучшение настроения и самочувствия во второй половине дня, что свойственно пациентам подросткового и зрелого возраста. В основном, в первой половине дня преобладала вялость, медлительность, чувство скуки, к вечеру нарастали двигательное беспокойство, слезливость, раздражительность, страх, тревога, дети боялись наступления темноты, приближения ночи. В зависимости от ведущих расстройств можно выделить несколько типологических вариантов детских эндогенных депрессий: боязливая депрессия (п=12), тревожная (п=10), дисфорическая (психопатоподобная), (п=8), апато-адинамическая

(п=5).

Таким образом, к особенностям клинической картины детских эндогенных депрессий можно отнести первичность появления нарушений сна и аппетита, превалирование поведенческих нарушений и соматических жалоб, преобладание тревоги и страха, своебразие суточного ритма аффекта, повышенную слезливость, редкость идей самообвинения и самоуничижения, направленность «вектора вины» на окружающих.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕПСИХОТИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА В ЦЕНТРАХ ЗДОРОВЬЯ

А.И. Чеперин, Д.В. Четвериков, С.С. Одарченко

Клиническая ПБ им. Н.Н. Солодникова Омская ГМА

Исследование непсихотических психических расстройств позднего возраста в последние годы стало одной из основных проблем научной психиатрии. Это связано с рядом факторов как эпидемиологического (широкая распространенность данной патологии, возрастание в населении представителей старших возрастных групп, медико-социальные проблемы пожилых), так и клинико-психопатологического характера (возрастной патоморфоз НППР, ларвированность собственно психопатологической симптоматики соматоневрологическими эквивалентами, ко-морбидные формы пограничной патологии позднего возраста и пр.).

Чрезвычайный полиморфизм клинической симптоматики и многообразие взаимодействующих патогенетических факторов составляют первооснову и специфику невротических и па-тохарактерологических реакций, состояний, раз-витий в позднем возрасте, объясняя тем самым актуальность систематики, дифференциальной диагностики, прогностической оценки болезненных явлений. Переход из периода зрелого возраста в пресенильный манифестирует зачастую выраженными «кризисными» явлениями, на фоне которых развиваются специфические психопатологические расстройства пограничного уровня. В развитии преждевременного старения и затяжного течения климактерической перестройки большую роль играют психическая травматизация, иногда носящая «маломасштабное», но индивидуально значимое для личности содержание, и длительное нервное перенапряжение. Для предупреждения болезненной реакции на биологическое увядание важны внутренние установка и готовность к старению, сохранение всех прежних социальных контактов и связей, избегание ситуаций одиночества, отри-

Тюменский медицинский журнал № 1, 2460

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.