Научная статья на тему 'Employment of state-private partnership instruments in activisation of innovations in educational environment of the region'

Employment of state-private partnership instruments in activisation of innovations in educational environment of the region Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / УНИВЕРСИТЕТЫ / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Zimina I. V.

Building-in of leading universities into innovative infrastructures of the Russian Federation regions and significance of the modernizations of the economies of the regions on the basis of innovative development raises the urgency of the instruments of the state-private partnership in innovative activity stimulation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Employment of state-private partnership instruments in activisation of innovations in educational environment of the region»

И. В. Зимина. Использование инструментов государственно-частного партнерства

И. В. Зимина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА

Встраивание ведущих университетов в инновационные инфраструктуры регионов РФ и масштабность задач модернизации экономик регионов на основе инновационного развития повышает актуальность инструментов государственно-частного партнерства в стимулировании инновационной активности.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная активность, государственно-частное партнерство, университеты.

I. V. Zimina

Employment of state-private partnership instruments in activisation of innovations

in educational environment of the region

Building-in of leading universities into innovative infrastructures of the Russian Federation regions and significance of the modernizations of the economies of the regions on the basis of innovative development raises the urgency of the instruments of the state-private partnership in innovative activity stimulation.

Keywords: innovations, innovative development, innovative activity, state-private partnership, universities.

Конкурентоспособность экономики страны в целом и регионов в частности на современном этапе мирового развития в значительной степени определяется их способностью к инновационному росту. Большинство исследователей успех инновационного развития напрямую связывают с необходимостью формирования инновационных систем различного уровня — национального, регионального, корпоративного и т. п. Формирование указанных систем в значительной степени определяется наличием и степенью развития инструментов государственно-частного партнерства, как одного из механизмов стимулирования инновационного развития.

Необходимость изменения существующих подходов и методов к управлению инновационной деятельностью в образовательной среде региона, активизации такой его институциональной составляющей, как государственно-частное партнерство (ГЧП), также подтверждается современными тенденциями в сфере формирования национальной системы квалификаций РФ. Интеграция России в систему мирохозяйственных связей и, как следствие, рост мобильности трудовых ресурсов ставят на повестку дня воп-

© Зимина И. В., 2011

рос выработки механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложений квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Ярким примером успешного проекта государственно-частного партнерства как средства активизации инноваций в образовательной среде является разработка в 2007 г. прототипа профессионального стандарта одной из рабочих специальностей для строительной отрасли Республики Коми (на основе оценки качества обучения в образовательных учреждениях республики), которая была осуществлена Сыктывкарским государственным университетом (СыктГУ) в партнерстве с Министерством образования и высшей школы Республики Коми и строительными организациями [5].

Еще одним ярким и успешным примером реализации проекта ГЧП в сфере дополнительного профобразования республики является президентская программа подготовки управленческих кадров, которая реализуется на базе СыктГУ с 1998 г. Анализ ее эффективности за 10 лет показал значительный синергетический эффект от партнерства [2, 3].

Менеджмент образовательных сетей

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. развитие институтов государственно-частного партнерства определяется в качестве стратегического направления. Однако детальная регламентация государственно-частного партнерства в отечественном законодательстве на сегодняшний день отсутствует.

Среди форм участия Республики Коми в государственно-частном партнерстве (ст. 7 Закона Республики Коми «Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве» от 4.10.2010 г., № 112-РЗ), способствующих росту инновационной активности, можно выделить предоставление частному партнеру прав на объекты интеллектуальной собственности, иных имущественных и неимущественных прав, находящихся в государственной собственности Республики Коми, для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, на условиях, определенных в соглашении.

Объектом соглашения о государственно-частном партнерстве в вышеупомянутом контексте могут быть объекты, используемые для осуществления деятельности в сфере образования; объекты в сфере инновационной деятельности;

права на объекты интеллектуальной собственности, иные имущественные и неимущественные права (ст. 8).

ГЧП — составная часть социального партнерства. В данной статье мы будем придерживаться трактовки последнего как «межсекторного социального партнерства», обозначающего взаимодействие органов власти, неправительственных некоммерческих организаций и коммерческих структур (бизнес-сообщества).

В Республике Коми еще в 2005 г. был создан Межведомственный координационный совет по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми, участниками которого были сформулированы функции социального партнерства (СП) в сфере профессионального образования на региональном уровне и функции участников (см. рисунок) [1].

В современной научно-методической и научно-практической литературе приводятся разнообразные формы СП (и ГЧП). В таблице представлены модели, формы и инструменты реализации СП, которые, по нашему мнению, являются эффективными для активизации инноваций в образовательной среде.

Образовательные учреждения Работодатели и их ассоциации

— разработка и предложение учебных программ и учебных планов; — разработка и внесение предложений по изменениям стандартов; — краткосрочное прогнозирование; — самоконтроль образовательных программ; — планирование выпуска специалистов; — инициатива к социальному диалогу Планирование Прогнозирование Координация Мотивация Контроль Коммуникации — оценка качества подготовки выпускников по стандартам, согласованным со всеми участниками; — участие в процессе разработки стандартов; — мотивация на подготовку специалистов высокого качества; — прогнозирование в рамках структуры развития организации; — контроль качества соответствующих специалистов; — планирование потребности в кадрах

— использование административного ресурса для координированной деятельности участников СП; — прогнозирование размещения производительных сил региона на долгосрочную перспективу; — контроль за реализацией программ развития региона; — планирование социального заказа на подготовку кадров; — обобщение задач СП и координация действий, связанных с принятием решений в области СП

— координация деятельности участников СП; — внесение изменений в нормативную правовую базу; — прогнозирование потребности в кадрах по отраслям; — контроль выполнения задач отраслевого развития; — коммуникации и интеграция на отраслевых/профессиональных уровнях

Органы гос власти Профсоюзы

Функции социальных партнеров в сфере профобразования Республики Коми

И. В. Зимина. Использование инструментов государственно-частного партнерства

Модели и формы социального партнерства в сфере профобразования

Модели социального партнерства

Формы и методы реализации социального партнерства

1. Совместное управление* и софинансирование (институциональное партнерство)

2. Подключение частного сектора и НКО к целевым программам государственной/ муниципальной власти в сфере развития образования

• Грантовые конкурсы и совместные программы кредитования проектов в сфере образования.

• Фонды местных сообществ — одна их самых быстро развивающихся форм благотворительности на низовом уровне [6].

• Общественные (консультативные) советы при государственных органах и органах местного самоуправления республики.

• Экспертизы (в том числе — общественные) государственных программ.

• Соучредительство при создании фондов, ассоциаций, совместных предприятий, конкурсов.

• Совместные проекты

• Социальный заказ: например, совместная разработка стандартов и регламентов в области профобразования и процедур (правил и механизмов) признания (регистрации) профессиональных стандартов; разработка системы обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения и др.).

• Разовые или программные акции, включая участие представителей частного сектора в качестве добровольцев в образовательных мероприятиях.

• Бесплатное предоставление для сферы образования товаров или услуг, которые производит частный сектор

* Под совместным управлением понимается осуществление административных функций управления — планирования, организации, координации, контроля (одной, нескольких или всех вместе взятых) по отношению к тому или иному проекту СП.

В настоящее время развитие инструментов СП (ГЧП) в сфере активизации инноваций сдерживают следующие факторы:

— менее прозрачный механизм государственно-частного партнерства по сравнению с прямым бюджетным финансированием;

— отсутствие государственной стратегии поэтапного введения и использования моделей государственно-частного партнерства;

— несовершенство российского законодательства в сфере регулирования инструментов ГЧП (в законодательстве имеется целый ряд несоответствий между нормами государственно-частного партнерства и нормами действующего земельного, бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках).

1. Зимина И. В., Глубокая С. Е. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в Рес-

публике Коми: от декларирования необходимости — к действиям // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 7. С. 28-35.

2. Зимина И. В., Канева Ю. О., Глубокая С. Е. Президентская программа в Республике Коми: импульс к развитию : сб. аналит. материалов. Сыктывкар : Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2008.

3. Зимина И. В. Роль инновационных образовательных центров в формировании инновационной инфраструктуры региона (на примере Республики Коми) // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 4. С. 51-55.

4. Зимина И. В. Влияние университетов на инновационную активность в регионе: опыт Республики Коми) // Там же. 2010. № 4. С. 67-70.

5. Система профессионального образования в Республике Коми: структура, динамика, перспективы развития : сб. информ.-аналит. материалов. Сыктывкар : Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2007.

6. Цирульников Б. А. Фонд местных сообществ — проверенный временем эффективный механизм решения социальных проблем на уровне сообществ // Соц-партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия — 2008 год : практ. пособие / под ред. А. Е. Шадрина. М., 2008. С. 8-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.