Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕНГРИИ: УМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ И ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕНГРИИ: УМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ И ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / НАУКОЕМКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмелева Галина Анатольевна, Неделька Эржебет

Интеграция стран в мирохозяйственные связи служит свидетельством конкурентоспособности экономики. Венгрия, как и многие страны мира, с начала ХХ века испытала сложные периоды адаптации к рыночным условиям, негативного влияния глобального кризиса и пандемии. Однако открытость экономики и мощный экспортный потенциал, сформированный за прошедшие годы, позволяет стране достаточно быстро восстанавливаться. Вместе с тем пока еще недостаточно изученным остается вопрос о ключевых факторах экспортного потенциала страны в настоящее время. На примере Венгрии в статье представлен анализ объемно-структурных параметров внешнеторговой деятельности за период с 1999 года, выполнен прогноз на ближайшие годы, а также с помощью регрессионного анализа выявлены ключевые факторы, способствующие повышению конкурентоспособности страны на основе наиболее полного использования экспортного потенциала. Показано, что для Венгрии правомочно прогнозировать дальнейший устойчивый рост экспорта и снижение импорта, поскольку в стране успешно развиваются ключевые факторы экспортного потенциала региона, прежде всего транспортно-логистическая система, человеческий капитал в средне- и высокотехнологичном секторе, наукоемком сервисном векторе, инвестиции в НИР, электронная коммерция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF HUNGARY'S FOREIGN TRADE: SMART INVESTMENT IN INNOVATION AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE

The integration of countries into world economic relations serves as evidence of the economy's competitiveness. Like many other countries of the world, since the beginning of the 20th century Hungary has been going through difficult periods of adaptation to market conditions, the negative impact of the global crisis and the pandemic. However, the openness of the economy and the strong export potential formed over the past years allows the country to recover fairly quickly. At the same time, the issue of the key factors of the country's export potential at present remains insufficiently studied. On the example of Hungary, the article presents an analysis of the volume and structural parameters of foreign trade for the period since 1999. The forecast for the coming years has been given. With the help of regression analysis, the key factors contributing to improving the competitiveness of the country on the basis of the most complete use of export potential are identified. It is shown that it is legitimate for Hungary to predict further steady export growth and a decrease in imports, since the country is successfully developing key factors of the region's export potential, primarily the transport and logistics system, human capital in the medium and high-tech sector, the knowledge-intensive service vector, investments in research and development, and e-commerce.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕНГРИИ: УМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ И ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ»

вопросы инновационной экономики

Том 11 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2021 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

эмпирическое исследование внешнеторговой деятельности венгрии: умные инвестиции в инновации и транспортную инфраструктуру

Хмелева Г.А. 1, Неделька Э. 2

1 Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия

2 Университет Шопрона, Шопрон, Венгрия

АННОТАЦИЯ:_

Интеграция стран в мирохозяйственные связи служит свидетельством конкурентоспособности экономики. Венгрия, как и многие страны мира, с начала ХХ века испытала сложные периоды адаптации к рыночным условиям, негативного влияния глобального кризиса и пандемии. Однако открытость экономики и мощный экспортный потенциал, сформированный за прошедшие годы, позволяет стране достаточно быстро восстанавливаться. Вместе с тем пока еще недостаточно изученным остается вопрос о ключевых факторах экспортного потенциала страны в настоящее время. На примере Венгрии в статье представлен анализ объемно-структурных параметров внешнеторговой деятельности за период с 1999 года, выполнен прогноз на ближайшие годы, а также с помощью регрессионного анализа выявлены ключевые факторы, способствующие повышению конкурентоспособности страны на основе наиболее полного использования экспортного потенциала. Показано, что для Венгрии правомочно прогнозировать дальнейший устойчивый рост экспорта и снижение импорта, поскольку в стране успешно развиваются ключевые факторы экспортного потенциала региона, прежде всего транспортно-логистическая система, человеческий капитал в средне- и высокотехнологичном секторе, наукоемком сервисном векторе, инвестиции в НИР, электронная коммерция. ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 19-510-23001.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экспорт, импорт, экспортный потенциал, интеграция, транспортно-логистическая система, человеческий капитал, электронная коммерция, наукоемкий сектор.

Empirical study of Hungary's foreign trade:

smart investment in innovation and transport infrastructure

Khmeleva G.A. 1, Nedelka E. 2

1 Samara State University of Economics, Russia

2 University of Sopron, Hungary

введение

Классическая экономическая теория определяет внешнеэкономическую деятельность как важный ресурс для экономики. Экспорт позволяет повышать экономический рост за счет роста спроса на товары и услуги [1] (Лвапоуа, Вейотепко, Ккте1еуа, 2020). Импорт не только способствует внутренней конкуренции, но и в условиях гло-

бальной экономики служит важным звеном цепочек добавленной стоимости, позволяет дополнять внутренний рынок качественными товарами, которые страна не производит. Существуют разные точки зрения на соотношение экспорта и импорта. Ученые не всегда положительно высказываются в отношении наращивания импорта [2] (Berezinskaya, Vedev, 2015), но всегда отмечают важность экспорта [3] (Yakushev, 2017). Обсуждаются вопросы о влиянии открытости на устойчивость экономики и импортозамещения [4] (Frumkin, 2016).

Среди работ, охватывающих исследование указанных выше проблем, выделим работы ученых: Андронова И.В., Гарибова Ф.М., Миновска Мила [5] (Andronova, Garibova, Minovska, 2020), Дробот Е.В. [6] (Drobot, 2016), Федоренко Р.В., Тойменцева И.А., Цегледи Т. [7] (Fedorenko, Tojmenceva, Cegledi, 2021), Спартак А.Н., Лихачев А.Е. [8] (Spartak, Lihachev, 2017), Гладков И.С. [9] (Gladkov, 2019).

Недостаточно изученным остается вопрос о ключевых факторах повышения экспортного потенциала в условиях инноваций, цифровой экономики, электронной ком-

ABSTRACT:_

The integration of countries into world economic relations serves as evidence of the economy's competitiveness. Like many other countries of the world, since the beginning of the 20th century Hungary has been going through difficult periods of adaptation to market conditions, the negative impact of the global crisis and the pandemic. However, the openness of the economy and the strong export potential formed over the past years allows the country to recover fairly quickly. At the same time, the issue of the key factors of the country's export potential at present remains insufficiently studied. On the example of Hungary, the article presents an analysis of the volume and structural parameters of foreign trade for the period since 1999. The forecast for the coming years has been given. With the help of regression analysis, the key factors contributing to improving the competitiveness of the country on the basis of the most complete use of export potential are identified. It is shown that it is legitimate for Hungary to predict further steady export growth and a decrease in imports, since the country is successfully developing key factors of the region's export potential, primarily the transport and logistics system, human capital in the medium and high-tech sector, the knowledge-intensive service vector, investments in research and development, and e-commerce.

ACKNOWLEDGMENTS. The reported study was funded by RFBR and FRLC, project No. 19-510-23001.

KEYWORDS: export, import, export potential, integration, transport and logistics system, human capital, e-commerce, knowledge-intensive sector

JEL classification: F14, F17, F43 Received: 16.12.2021 / published: 24.12.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Khmeleva G.A. (galina.a.khmelevaByandex.ru)

CITATION:_

Khmeleva G.A., Nedelka E. (2021) Empiricheskoe issledovanie vneshnetorgovoy deyatelnosti Vengrii: «umnye» investitsii v innovatsii i transportnuyu infrastrukturu [Empirical study of Hungary's foreign trade: smart investment in innovation and transport infrastructure]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 11. (4). - 1987-1996. doi: 10.18334/vinec. 11.4.1 13984

мерции [10] (Orlova, 2016). В этой связи представляет интерес опыт стран с открытой экономикой и высокой степенью интеграции в мирохозяйственные связи.

Цель нашего исследования - провести анализ, прогнозирование экспортно-импортных потоков, выявить ключевые факторы повышения экспортного потенциала Венгрии.

Гипотеза исследования заключается в том, что ключевыми факторами развития экспортного потенциала Венгрии являются умные инвестиции в транспортно-логи-стическую систему, человеческий капитал в средне- и высокотехнологичном секторе, наукоемком сервисном векторе, инвестиции в НИР, электронную коммерцию.

Эмпирической базой исследования послужили данные Евростата, Еврокомиссии, Центрального статистического агентства Венгрии.

Открытость венгерской экономики

Вопрос о внешней торговле, факторах развития экспортного потенциала Венгрии вовсе не является тривиальным [11] (van Beers, Biessen, 1996). С одной стороны, для Венгрии характерно уникальное положение в центре Европы, окруженной странами, находящимися в равных торговых условиях (рис. 1).

Рисунок 1. Венгрия на карте Европы Источник: Goggle.maps

ОБ АВТОРАХ:_

Хмелева Галина Анатольевна, заведующий кафедрой мировой экономики, д.э.н., профессор (даИпа.а.кЬте [eva0yandex.ru)

Неделька Эржебет, международный заместитель декана

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Хмелева Г.А., Неделька Э. Эмпирическое исследование внешнеторговой деятельности Венгрии: «умные» инвестиции в инновации и транспортную инфраструктуру// Вопросы инновационной экономики. -2021. - Том 11. - № 4. - С. 1987-1996. doi: 10.18334Мпес. 11.4.1 13984

С другой стороны, не только европейские страны ведут активную торговлю в Венгрией, но и страны дальнего зарубежья. Таким образом, можно предположить, что в Венгрии успешно развивается экспортный потенциал. Это позволяет сохранять показатель ВВП на душу населения на уровне две трети от среднего ВВП Европы. Общий ВВП в 2019 году составил 163,5 млрд долл., в 2020 году - более 155 млрд долл. Экономика Венгрии в высокой степени открытая, поскольку внешний товарооборот превосходит ВВП страны на 40% [12].

В Венгрии ведут деятельность крупнейшие мировые компании, такие как Motors, Coca-Cola, National Instruments, Microsoft, IBM и многие другие, предоставляя рабочие места многим тысячам венгров. Прямые иностранные инвестиции способствуют модернизации производства и стимулируют экономический рост.

Анализ и прогнозирование объемно-структурных параметров экспортно-импортных товаропотоков венгрии

Для начала воспользуемся показателем внешнего товарооборота (рис. 2).

Из рисунка видно, что внешний товарооборот имеет положительную динамику, доля экспорта последовательно увеличивается. На такое положение дел оказало влияние масштабное привлечение прямых иностранных инвестиций, которые составили с 1989 года более 98 млрд долл. [12]. Основными направлениями инвестиций выступили базисные для перспективного развития сектора: автомобилестроение, IT-технологии, электроника, пищевая промышленность, логистика, а также деятельность сервисных предприятий [13] (ITA). Важным шагом для стимулирования экономики выступила правительственная инициатива по снижению корпоративного налога с 19% до 9%.

Интенсивный рост внешнего товарооборота в абсолютных значениях приходится на 1999-2008 гг. Глобальный финансовый кризис оказал сильное негативное влияние.

Внешний товарооборот, млрд. долл. Доля экспорта во внешней торговле, %

Рисунок 2. Динамика внешнего товарооборота и доли экспорта во внешней торговле,% Источник: рассчитано авторами по данным Евростата.

Важно отметить, что переломным этапом для роста экспорта выступил этап преодоления кризиса 2009 года. До этого момента венгерская экономика успешно накапливала экспортный потенциал, формируя мощный каркас факторов экспортного потенциала - транспортная инфраструктура, образовательный потенциал, наращивая инвестиции в экономику. Темпы роста внешнего товарооборота в 2011-2019 гг. существенно снизились,доля экспорта снижается. Можно было бы предположить, что экономика Венгрии вступила в фазу зрелости, торгово-экономические связи сформировались.

Прогноз экспорта с точностью 86% (Я2 = 0,86) показывает, что экспорт в предстоящие годы будет возрастать (рис. 3).

160000

140000

120000

100000

=1 80000 х

| 60000 40000 20000 0

Источнио: рассчитано авторами по данным Евростата.

у = 4867,7х + 28215 -R2 = 0,8637

тооооооооооооооооооооо Годы

Рисунок 3. Прогноз экспорта Венгрии

140000

у = 4146,2х + 33692 -R2 = 0,8262

120000

100000

80000

60000

01000000000000000000000 Годы

0

Рисунок 4. Прогноз импорта Венгрии Источник: рассчитано авторами по данным Евростата.

Отметим, что пандемия СОУШ-19 оказала негативное влияние на экспорт Венгрии, который снизился в 2020 году на 2,7%. Однако ретроспективный анализ внешнего товарооборота, проведенный выше, позволяет рассчитывать на скорую адаптацию и продолжение повышательного тренда.

Что касается импорта, то прогнозные значения указывают на рост значений. Точность прогноза составила 82% (Я2 = 0,83). Под влиянием пандемии импорт показал снижение несколько выше, чем экспорт - 4,7%.

В структуре венгерского экспорта 2019 года наиболее значимыми статьями являются машины и транспортные средства (57,4%), продукты переработки (30,7%), продукты питания, напитки, табак (6,9%). Экспортными продуктами с высоким удельным весом по группе «Машины и оборудование» являются дорожные транспортные средства, их доля составляет 30%. Активно развивается продукция переработки, экспорт фармацевтической продукции достиг 16%. Процессы интернационализации венгерской экономики обуславливают высокий товарообмен технологичной продукцией. Наряду с высоким экспортом высокие значения имеет импорт машин и транспортных средств, составляющий 48,5%. Доля импорта продукции переработки составляет 36%, энергоносителей - 8% [14] (КБЫ). Таким образом, можно отметить индустриальный тип развития экономики Венгрии, ориентированной на развитие производства с высокой долей добавленной стоимости.

Целесообразно дополнить экспортно-импортный профиль Венгрии данными о важнейших торговых партнерах. Это, прежде всего, страны Евросоюза: Германия с долей товарооборота более 26%, Австрия, Словакия, Польша, Италия. Среди стран, не входящих в Европейский союз, важное место во внешнем товарообороте занимают такие страны, как Китай (6,1%), Россия (3,8%).

исследование ключевых факторов экспортного потенциала

В данной статье под экспортным потенциалом понимаем совокупность ресурсов и возможностей страны для увеличения внешнего товарооборота. В более ранних исследованиях было выявлено, что ключевую роль в развитии экспортно-импортных операций имеет транспортная инфраструктура [15] (Fedorenko, 2020). Кроме того, современные тенденции показывают опережающий рост электронной коммерции, необходимость наращивать затраты на исследования и разработки. В этой связи была выдвинута гипотеза о ключевом значении в повышении внешнего товарооборота таких показателей, как сети автодорог (км), затраты на НИР (% от ВВП), доля занятых в средне-, высокотехнологичных производствах и наукоемких секторах услуг (%), доля оборота предприятий в электронной коммерции (%). Используя метод множественной регрессии, провели расчеты в программе 8ТЛТ18Т1СЛ за период 2008-2019 гг. Наша гипотеза подтвердилась, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

результаты регрессионной модели внешнеторгового оборота венгрии

N=11 сводка регрессии для зависимой переменной: внешний товарооборот, млрд долл. R= ,931 R?= ,868 Adjusted R?= ,779 F(4,6)=9,8608 p<,00830 std.Error of estimate: 11,279

b* стандартная ошибка отклонения b* b стандартная ошибка отклонения b t (6) p-value

Внешний товарооборот (независимая переменная) -10,444 54,848 -0,190 0,0855

Сети автодорог, км. 0,220 0,373 0,043 0,074 6,590 0,0576

Затраты на НИР,% от ВВП 0,217 0,262 39,322 47,482 4,828 0,0439

Доля занятых в средне, высо- 0,076 0,344 2,626 11,753 6,223 0,0830

котехнологичных производ-

ствах и наукоемких секторах

услуг,%

Доля оборота предприятий в 0,496 0,279 3,889 2,186 5,778 0,0125

электронной коммерции,%

Источник: рассчитано авторами по данным Евростата.

Данные показывают высокий уровень качества модели. Внешнеторговый оборот на 93% объясняет полученная регрессионная модель, поскольку коэффициент детерминации составил 0,931. Коэффициенты, описывающие влияние независимых переменных на внешнеторговый оборот, распределены следующим образом. Коэффициент влияния сетей автодорог составил 0,220, затрат на НИР - 0,217, доли занятых в средне-, высокотехнологичных производствах и наукоемких секторах услуг - 0,076, доли оборота предприятий электронной коммерции - 0,496.

заключение

Проведенное исследование позволило подтвердить устойчивость динамики внешнеторгового оборота Венгрии благодаря высокому уровню включенности в международные мирохозяйственные связи. Можно ожидать, что и далее повышательный тренд на интеграцию венгерской экономики сохранится за счет увеличения экспорта. В свою очередь, регрессионная модель экспортного потенциала показывает, что Венгрия уже сегодня формирует важные предпосылки для будущего развития на основе экспортоориентированной экономики. Так, страна располагает развитой сетью автомагистралей, связывающей венгерские регионы с другими странам Евросоюза, а также открывает доступ на рынки России и Китая. Положительная динамика затрат на НИР является основой для формирования средне- и высокотехнологичного экспорта, а также услуг в наукоемких отраслях. Важно отметить, что Венгрия использует как собственные механизмы стимулирования, так и является участником общеевропейских программ в сфере устойчивого развития и инноваций Horizon Europe,

приграничного сотрудничества Interreg и других. Залогом будущего роста экономики на основе инноваций является высококвалифицированный потенциал. Доля занятых в высокотехнологичном и наукоемком секторах последовательно возрастает. Бизнес Венгрии все больше использует возможности электронной коммерции, доля оборота в этой сфере также возрастает. Резюмируя, отметим, что вывод о ключевых факторах экспортного потенциала (дорожная инфраструктура, инвестиции в НИР, кадровый потенциал, электронная торговля) справедлив, на наш взгляд, не только в отношении венгерской экономики. Эмпирические данные подтвердили ранее высказанные теоретические гипотезы и выводы в отношении отдельных из представленных в работе факторов. Для любой страны мира важно развивать инфраструктуру, человеческий капитал, новые технологии как основу будущего роста экономики. Венгрия уже в настоящее время получает синергетический эффект от умных инвестиций в инновации и транспортную инфраструктуру.

ИСТОЧНИКИ:

1. Асанова С.С., Федоренко Р.В., Хмелева Г.А. Влияние COVID-19 на экспортный потенциал Самарской области в медицинской промышленности // Экономические отношения. - 2020. - № 4. - с. 1525-1540. - doi: 10.18334/eo.10.4.110992.

2. Березинская О.Б., Ведев А.Л. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. - 2015. - № 1. - с. 103-115. - doi: 10.32609/0042-8736-2015-1-103-115.

3. Якушев Н.О. Высокотехнологичный экспорт России и его территориальная специфика // Проблемы развития территории. - 2017. - № 3(89). - с. 62-77.

4. Фрумкин Б.Е. Продовольственное эмбарго и продовольственное импортозамеще-ние: опыт России // Журнал новой экономической ассоциации. - 2016. - № 4(32). -с. 162-169. - doi: 10.31737/2221-2264-2016-32-4-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Андронова И.В., Гарибова Ф.М., Миновска Мила Россия и ЕС: динамика и структура торговых отношений // Экономические стратегии. - 2020. - № 1(167). - с. 36-41. - doi: 10.33917/es-1.167.2020.36-41.

6. Дробот Е.В. Исследование экономического потенциала евразийского экономического союза: факторы конкурентоспособности и угрозы экономической безопасности // Российское предпринимательство. - 2016. - № 12. - с. 1407-1428. - doi: 10.18334/rp.17.12.35388.

7. Федоренко Р.В., Тойменцева И.А., Цегледи Т. Совершенствование транспортно-ло-гистической инфраструктуры Самарского региона как залог успешной интеграции в систему мировых хозяйственных связей // The Srientifk Heritage. - 2021. - № 77. -с. 41-45.

8. Спартак А.Н., Лихачев А.Е. Экспортный потенциал России в инновационных сегментах мирового рынка // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. -№ 10. - с. 3-22.

9. Гладков И.С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики // Международная экономика. - 2019. - № 12. - с. 44-50.

10. Орлова Н.Л. Ресурс: новое прочтение и геоэкономическое измерение экспортного потенциала. / Монография. - М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2016. - 460 с.

11. van Beers C., Biessen G. Trade Possibilities and Structure of Foreign Trade: The Case of Hungary and Poland // Comparative Economic Studies. - 1996. - № 38. - p. 1-19. - doi: 10.1057/ces.1996.10.

12. Eurostat database. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/en/web/ main/data/database (дата обращения: 10.12.2021).

13. Обзор рынка Венгрии. ITA: International Trade Administration. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/hungary-market-over-view (дата обращения: 10.12.2021).

14. Ksh: Центральное статистическое агентство Венгрии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ksh.hu/?lang=en (дата обращения: 10.12.2021).

15. Федоренко Р.В. Проблемы развития таможенно-логистической инфраструктуры международного транспортного коридора «ВОСТОК - ЗАПАД» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2020. - № 3. -c. 491-504. - doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-3-491-504.

REFERENCES:

Andronova I.V., Garibova F.M., Minovska Mila (2020). Rossiya i ES: dinamika i struktura tor-govyh otnosheniy [Russia and the eu: dynamics and structure of trade relations]. Economic strategies. 22 (1(167)). 36-41. (in Russian). doi: 10.33917/es-1.167.2020.36-41. Asanova S.S., Fedorenko R.V., Khmeleva G.A. (2020). Vliyanie COVID-19 na eksportnyy potentsial Samarskoy oblasti v meditsinskoy promyshlennosti [Impact of COVID-19 on the export potential of Samara oblast in the medical industry]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1525-1540. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.110992. Berezinskaya O.B., Vedev A.L. (2015). Proizvodstvennaya zavisimost rossiyskoy promyshlennosti ot importa i mekhanizm strategicheskogo importozameshcheniya [Dependency of the russian industry on importsand the strategy of import substitution industrialization]. Voprosy Ekonomiki. (1). 103-115. (in Russian). doi: 10.32609/0042-8736-2015-1-103-115. Drobot E.V. (2016). Issledovanie ekonomicheskogo potentsiala evraziyskogo ekonomi-cheskogo soyuza: faktory konkurentosposobnosti i ugrozy ekonomicheskoy bezo-pasnosti [Research of the economic potential of the Eurasian Economic Union: competitiveness factors and threats to the economic security]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (12). 1407-1428. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.12.35388.

Eurostat database. Retrieved December 10, 2021, from https://ec.europa.eu/eurostat/ en/web/main/data/database

Fedorenko R.V. (2020). Problemy razvitiya tamozhenno-logisticheskoy infrastruktury mezhdunarodnogo transportnogo koridora «VOSTOK - ZAPAD» [Problems of developing the customs and logistics infrastructure of the East-West international transport corridor]. Bulletin of the Russian University of Peoples\'Friendship. series: economics. 28 (3). 491-504. (in Russian). doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-3491-504.

Fedorenko R.V., Toymentseva I.A., Tsegledi T. (2021). Sovershenstvovanie transport-no-logisticheskoy infrastruktury Camarskogo regiona kak zalog uspeshnoy integratsii v sistemu mirovyh khozyaystvennyh svyazey [Improving the transport and logistics infrastructure of the Samara region as a guarantee of successful integration into the system of world economic relations]. The Scientific Heritage. (77). 41-45. (in Russian).

Frumkin B.E. (2016). Prodovolstvennoe embargo iprodovolstvennoe importozameshche-nie: opyt Rossii [The food embargo and food import substitution: russian experience]. The Journal of the New Economic Association. (4(32)). 162-169. (in Russian). doi: 10.31737/2221-2264-2016-32-4-9.

Gladkov I.S. (2019). Mezhdunarodnaya torgovlya na fone zamedleniya mirovoy eko-nomiki [International trade against the background of global economic slowdown]. The World Economics. (12). 44-50. (in Russian).

Orlova N.L. (2016). Resurs: novoe prochtenie i geoekonomicheskoe izmerenie eksport-nogopotentsiala [Resource: new reading and geo-economic measurement of export potential] M.: Finansovyy universitet pri Pravitelstve RF. (in Russian).

Spartak A.N., Likhachev A.E. (2017). Eksportnyy potentsial Rossii v innovatsionnyh segmentakh mirovogo rynka [Russians export potential on the world market for innovations]. Russian Foreign Economic Bulletin. (10). 3-22. (in Russian).

Yakushev N.O. (2017). Vysokotekhnologichnyy eksport Rossii i ego territorialnaya spet-sifika [High-technology export of Russia and its territorial aspects]. Problems of Territory's Development. (3(89)). 62-77. (in Russian).

van Beers C., Biessen G. (1996). Trade Possibilities and Structure of Foreign Trade: The Case of Hungary and Poland Comparative Economic Studies. (38). 1-19. doi: 10.1057/ces.1996.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.