Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМООРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / ПЕДАГОГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЕСПОНДЕНТЫ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жильцова С.Р.

В статье представлен эксперимент по выявлению влияния психолого-педагогического сопровождения на отношение студентов четвертого и пятого курса к выбранной профессии - педагог. Представлены основные методики, которые использовались для того, чтобы получить основные результаты, на основании которых выдвигаются основные факты о влиянии психолого-педагогического сопровождения на отношение студентов к выбранной профессии. Эксперимент проводился в несколько этапов среди 88 студентов гуманитарно-технического и психолого-педагогического факультетов Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольского государственного педагогического института» в г. Ессентуки. По итогам эксперимента выявлено позитивное влияние предложенной программы психолого-педагогического сопровождения на отношение студентов к выбранной профессии педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жильцова С.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT ON THE POSITIVE ATTITUDE OF STUDENTS TO THE PROFESSION OF TEACHER

The article presents an experiment to identify the influence of psychological and pedagogical support on the attitude of fourth and fifth year students to their chosen profession - a teacher. The main methods that were used to obtain the main results are presented, on the basis of which I put forward the main facts about the influence of psychological and pedagogical support on the attitude of students to the chosen profession. The experiment was carried out in several stages among 88 students of the humanitarian-technical and psychological-pedagogical faculties of the branch of the state budgetary educational institution of higher education "Stavropol State Pedagogical Institute" in Essentuki. The results of the experiment revealed a positive impact of the proposed program of psychological and pedagogical support on the attitude of students to the chosen profession of a teacher.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА»

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

С.Р. Жильцова, магистрант

Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-2-105-110

Аннотация. В статье представлен эксперимент по выявлению влияния психолого-педагогического сопровождения на отношение студентов четвертого и пятого курса к выбранной профессии - педагог. Представлены основные методики, которые использовались для того, чтобы получить основные результаты, на основании которых выдвигаются основные факты о влиянии психолого-педагогического сопровождения на отношение студентов к выбранной профессии. Эксперимент проводился в несколько этапов среди 88 студентов гуманитарно-технического и психолого-педагогического факультетов Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольского государственного педагогического института» в г. Ессентуки. По итогам эксперимента выявлено позитивное влияние предложенной программы психолого-педагогического сопровождения на отношение студентов к выбранной профессии педагог.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, самоориентация, профессия, педагог, деятельностный подход, респонденты, методика.

Психолого-педагогическое сопровождение во время обучения студентов играет важную роль и оказывает непосредственное влияние на отношение студентов к выбранной профессии. Именно поэтому в статье пойдет речь о выявление влияния психолого-педагогического сопровождения на отношение студентов к выбранной профессии педагог. Основная цель эксперимента выявить как предложенная программа «Программы психологического сопровождения развития позитивного отношения профессиональной деятельности у студентов педагогического ВУЗа» влияет на отношение студентов к выбранной профессии.

В статье речь пойдет об исследовании, которое проводилось на базе гуманитарно-технического и психолого-

педагогического факультетов Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольского государственного педагогического института» в

г. Ессентуки. В исследовании приняли участие студенты 5 и 4 курса в количестве 88 человека.

В качестве таких коррелят были определены: профессиональные планы будущих педагогов, мотивы выбора профессии, удовлетворенность совершенным выбором и характеристики самопроекции студентов педагогического вуза в профессиональное будущее.

В качестве методов исследования выступили: неструктурированная беседа, наблюдения, тестирование и анкетирование.

Четыре основных этапа формируют экспериментальное исследование отношения студентов педагогического вуза к выбранной профессии:

1. Методику диагностики индивидуальных ценностей Ш. Шварца в адаптации О.А. Тихомандрицкой, Е.М. Дубовской.

2. Методику исследования жизненных стратегий личности М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс.

3. Методику «Тест Смысложизненных ориентацию» (СЖО) (Д.А. Леонтьев).

4. Рисуночная методика И.Л. Соломина «Жизненный путь».

Краткая характеристика представленных методик позволяет установить следующее:

- Методика исследования жизненных стратегий личности М.О. Мдивани, П.Б. Кодесса направлена на изучение жизненных стратегий личности, которые рассматриваются как сложный феномен субъ-ектно-личностного бытия человека и являют собой выявление возможностей для прогнозирования дальнейшей жизни, этапов развития профессиональной деятельности и выбора человеком собственной стратегии жизненного пути.

В силу своей способности обобщать и типизировать различные явления действительности, используя яркие и понятные всем образы, пословицы могут служить уникальным инструментом исследования ценностно-смысловой сферы, социального поведения, жизненных стратегий личности.

- Методика определения смысложиз-ненных стратегий основана она открытии американских психологов, связанных с теорией самоопределения ^е^-DeterminatedTheory). Они выделяют две группы жизненных стратегий: первая основана на преобладании внутренних стремлений, а вторая - внешних. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

- Методика рисуночный тест: «Мой жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей. Методика состоит из двух частей: изображение студентам своей собственной жизни в виде рисунка, обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом.

Она предназначена для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных

проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения. Методика относится к классу проективных методов и ей характерны следующие критерии:

- Экономичность, подразумевает компактность, длительность не более тридцати минут, легкость при обработке результатов;

- Глубинность полученной информации сводится к выявлению индивидуально-психологических характеристик клиента и особенности его сознания;

- Универсальность проявляется в гибком применении методики и решении широкого спектра задач общего и профессионального психологического консультирования;

- Психо-коррекционный потенциал при консультационной работе с клиентом.

С помощью методики проблемы испытуемого становятся объективными и творчески решаемы, а его поведение свободным. Кроме того, методика:

- способствует установлению контакта с испытуемым, так как беседа эффективно структурирована;

- обеспечивает оптимизацию активности испытуемого.

Сравнение, контроль, выявление групп, - всё это заложено в методике рисуночный тест: «Мой жизненный путь» И.Л. Соломина.

- Тест смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева - представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысло-жизненные ориентации и два аспекта локуса контроля.

В качестве дополнительных методов исследования выступили: неструктурированная беседа, наблюдение, тестирование и анкетирование. Все перечисленные методики были направлены на изучение ценностных ориентаций личности, на выявление комплекса профессиональных знаний и умений выполнять профессиональную деятельность. Особое внимание было

направлено на изучение мотивационно-ценностных установок будущего профессионала [2].

При определении ценностей мы исходили из пяти формальных признаков:

- ценностей - убеждений;

- поведенческих ценностей;

- ситуативных ценностей;

- превосходят специфические ситуации;

- событийных ценностей;

- ценностей предпочтений и степени важности.

Непосредственно наше исследование проводилось в несколько этапов, как говорилось ранее. Первый этап исследования сводится к выявлению уровней отношения студентов к выбранной ими профессии. Авторское анкетирование послужило основой для диагностики типов отношения студентов к учебной деятельности. Причем с дополнением методикой Т.Н. Ильиной «Мотивы обучения в вузе» и методикой «Изучение мотивов учебной деятельности» в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина. Использовалось также проективное сочинение «Моя настоящая учебная и будущая - профессиональная деятельность». В результате выявлено три уровня отношения студентов. Которые можно охарактеризовать следующим образом [5, с. 128]:

Первый уровень характеризуется преобладанием позитивного отношения к учебной деятельности и выбранной специальности, которое сопровождается выраженной внутренней мотивацией, характерно почти трети студентов, к этому уровню относится 33% респондентов. Эти респонденты полностью удовлетворены выбранным вузом, своей учебной и будущей профессиональной деятельностью, которая отвечает на все их запросы. Характерная черта таких студентов - самостоятельная постановка профессионально-учебных целей и стремление к их реализации, к тому же они знают, как получить необходимую информацию, обращаются к дополнительным источникам литературы и четко свою жизнь в русле профессии. Мотивационные компоненты отношения данных респондентов состоят из мотивов, которые связаны со стремлением стать высококвалифи-

цированным специалистом, приобретения глубоких и прочных знаний. Анализируя сочинения этих респондентов выявлено, что профессиональные планы студентов данной группы отличаются дифференци-рованностью, включают описание этапов и средств их достижения и гармонично включаются в общий контекст личной жизни. Адекватность и полнота оценки всех сторон профессиональной деятельности характерны для этих респондентов [1, с. 95].

Во втором уровне преобладает негативного отношения к выбранной специальности в сочетании с положительными эмоциями относительно учебной деятельности и выраженной внутренней мотивацией (21% респондентов). Характерной чертой этих студентов выступают отрицательные эмоций при проекции в профессиональное будущее в связи с тем, что выбранная профессия «мало востребованная» и «мало оплачиваемая» по мнению этой группы студентов. Выбор профессии в таком случае обусловлен дисциплинами, которые известны для студентов, для сдачи вступительных экзаменов.

Хотя присутствует интерес к учебе и желание участвовать в олимпиадах и конкурсных проектах. Необходимо отметить, что в мотивационном компоненте отношения студентов данной группы преобладают мотивы, связанные с получением диплома, глубоких и прочных знаний; последние позиции занимают мотивы профессиональной самореализации и овладения профессией [6].

Третьему уровню характерно негативное отношение к выбранной специальности, которое сопровождается положительными эмоциями относительно учебной деятельности и выраженной внешней мотивацией (46% респондентов). У студентов этого уровня преобладают негативные эмоции по отношению к будущей профессии, однако настоящая учебная деятельность предоставляет возможность личностной самореализации, удовлетворяет базовые потребности, соответствует ожиданиям и притязаниям личности, поэтому вызывает положительный отклик. Несмотря на позитивную оценку учебной дея-

тельности, последняя мотивируется внешними мотивами: получение диплома, избегание осуждения и наказания за плохую учебу, получение стипендии и др.

На первом, констатирующем этапе нашего исследования, была предпринята попытка выделить наиболее часто встречающиеся жизненные стратегии, которыми руководствуются студенты. В результате было выявлено две группы студентов. Первая - это студенты с выраженными жизненными стратегиями (83% респондентов). Вторая - студенты, не имеющие выраженной жизненной стратегии (17% респондентов). Студенты, для которых не характерно наличие выраженной жизненной стратегии, не строят перспективы на будущее, не имеют определенных целей в настоящем или данные цели не выстроены в иерархической последовательности, размыты, не являются стимулом, руководством к действию. Такие студенты обычно живут настоящим моментом, не рефлексируют над прошлым и не заглядывают в будущее [7].

На втором этапе нашего исследования была предпринята попытка выделить наиболее часто встречающиеся жизненные стратегии, которыми руководствуются студенты.

Объединяющим ядром перечисленных стратегий является установление гармоничных отношений с окружающими людьми, общение, создание семьи и т.д. Таким образом, реализация эмпатийного общения - существенная характеристика жизненных стратегий студентов.

На третьем - констатирующем этапе нами была предпринята попытка сопоставить выраженность жизненных стратегий с типами отношения к учебно-профессиональной деятельности

Это позволило выявить оптимальное отношение к учебно-профессиональной деятельности (1 тип) тесно связано с такими стратегиями, как достижение независимости посредством позитивного социального проявления; достижение независимости посредством профессиональной самореализации; достижение внутренней гармонии посредством позитивного соци-

ального проявления и достижение внутренней гармонии посредством профессиональной самореализации [8, с. 47-63].

Формирующий эксперимент включал в себя три этапа.

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

В ходе формирующего этапа эксперимента была разработана психолого-педагогическая программа по формированию культуры самопрезентации у студентов и реализована в условиях деятельности психологического центра вуза. Программа включала совокупность форм (индивидуальная и групповая), методов (игровой, дискуссия, беседа, тренинг и др.) и конкретных приемов организации психолого-педагогической деятельности, направленной на формирование компонентов культуры самопрезентации и систематически осуществляемой через психолого-педагогический тренинг «Культура самопрезентации в профессиональной деятельности педагога», индивидуальные и групповые консультации, которые проходили систематически в ходе реализации психолого-педагогической программы в течение учебного года, психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов и педагогической практики [3, с. 150].

Программа психолого-педагогического тренинга была выстроена с позиций гуманистического, культурно-исторического, культурологического, деятельностного подходов и включала в себя следующие разделы:

1. Раздел психологических знаний о самопрезентации.

2. Раздел умений, способов и средств самопрезентации.

3. Раздел конструирования внутренней позиции в самопрезентации.

4. Раздел самоанализа и самооценки самопрезентации.

5. Раздел по разработке собственной модели самопрезентации.

Индивидуальные и групповые консультации студентов проводились в течение учебного года. Индивидуальные консультации были направлены на анализ персо-

нальных результатов диагностики и реше- интереса к профессии, является предпо-ние вопросов, связанных с самопрезента- сылкой для успешного обучения в вузе. цией студента. Групповое консультирова- Разработанная психолого-

ние было направлено на освещение ре- педагогическая программа может быть ис-зультатов, полученных в ходе диагности- пользована при соответствующей конкре-рования по методикам исследования. Пси- тизации психологами, преподавателями холого-педагогическое сопровождение для повышения качества культуры самоосуществлялось через учебную деятель- презентации в профессиональном и меж-ность и педагогическую практику студен- личностном взаимодействии представите-тов [4, с. 98]. лей коммуникативных, публичных и дру-

Изложенное выше позволяет сделать гих смежных профессий в процессе их выводы о том, что выявленные уровни от- профессиональной подготовки, переподго-ношения к профессии студентов характе- товки и повышения квалификации. ризуют явное преобладание устойчивого

Библиографический список

1. Терсакова, А.А. Психологическая поддержка личностного развития студента в педагогическом вузе: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Ставрополь, 2002. - 250 с.

2. Тонышева, Н.В. Проблема педагогической поддержки практических психологов в вузе / Н.В. Тонышева // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2011. -№1.

3. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. - 182 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете / Бабакова Т.А., Раевская Е.А., Сухоруков А.С., Терюшкова Ю.Ю.; под ред. профессора Бабаковой Т.А.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образо-ват. учреждение высш. проф. образования Петрозавод. гос. ун-т. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. - 104 с.

5. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.

6. Никитин, О.Д. Педагогическая модель креативного развития студентов педагогических вузов: монография. - М.: Музыка, 2017.

7. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-4.

8. Яничева, Т.Г., Социальная психология. Традиции и современность / Свенцицкий А. (ред.). - СПб: Скифия-принт, 2020. - С. 47-63.

EMPIRICAL STUDY OF THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT ON THE POSITIVE ATTITUDE OF STUDENTS TO

THE PROFESSION OF TEACHER

S.R. Zhiltsova, Graduate Student Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Stavropol)

Abstract. The article presents an experiment to identify the influence of psychological and pedagogical support on the attitude offourth and fifth year students to their chosen profession -a teacher. The main methods that were used to obtain the main results are presented, on the basis of which I put forward the main facts about the influence of psychological and pedagogical support on the attitude of students to the chosen profession. The experiment was carried out in several stages among 88 students of the humanitarian-technical and psychological-pedagogical faculties of the branch of the state budgetary educational institution of higher education "Stavropol State Pedagogical Institute" in Essentuki. The results of the experiment revealed a positive impact of the proposed program of psychological and pedagogical support on the attitude of students to the chosen profession of a teacher.

Keywords: psychological and pedagogical support, self-orientation, profession, teacher, activity approach, respondents, technique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.