Ттрш т тшнфрш @брштшш
Шпату ami МвШу <nf eimmtifam
УДК 159.9.07
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ НА ЖЕНСКОЙ ВЫБОРКЕ
Седенкова И.С.
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0667-7410, AuthorID: 1113008, E-mail: sedenko-va. ir@yandex. ru
Аннотация. В данной статье описана часть исследования, посвященного такому социокультурному феномену как тендерное насилие. В работе представлены основные виды наказаний со стороны родителей и частота их встречаемости среди женщин в количестве 921 человек в возрасте от 18 до 42 лет.
Актуальность. Методы воспитания, которые применяют родители, влияют на процесс становления личности ребенка, его дальнейшее существование в социуме, построение его интимно-личностных отношений и собственной семьи.
Проблема, цель, задачи. Проблема исследования заключается в необходимости эмпирического изучения опыта переживания различных видов наказаний со стороны родителей. Целью данной части исследования явилось выделение эмпирическим путем видов наказаний со стороны родителей и частоты встречаемости этих видов среди женщин.
Методы исследования. Для определения опыта переживания различных форм наказаний со стороны родителей была использована авторская анкета. Для статистической обработки данных был использован факторный анализ, метод главных компонент, и вращение Варимакс. Результаты и их обсуждение. Описывается два вида наказаний со стороны родителей, выявленных эмпирическим путем. Также приводится анализ частоты встречаемости тех или иных проявлений в выборке женщин. Полученные результаты дают возможность глубже изучить и понять распространённость видов родительских наказаний, а также, позволяют создать диагностический экспресс инструментарий, направленный на выявление основных видов наказаний со стороны родителей.
Выводы и заключение. Полученные результаты приводят к выводу, что в семье ребенок может столкнуться с психологическими и физическими наказаниями, а также с различными лишениями, приводящими к некомфортному существованию или страданию. Полученные данные были использованы в рамках дальнейших исследований, в результате которых была обнаружена статистически значимая корреляционная связь опыта переживания наказаний со стороны родителей и опыта переживания гендерного насилия женщиной в интимно-личностных отношениях. В настоящее время изучение и исследование данных компонентов продолжаются.
• Ключевые слова: семья, наказания в детстве, воспитание, социализация, деструктивные воспитательные меры.
Введение. Первичным социальным агентом в жизни ребенка является семья. Именно с нее начинается процесс становления личности и от воспитания родителей зависит дальнейшая жизнь ребенка и его взаимодействие с социумом.
Актуальность. Многие исследователи отмечают, что в семье с негативной психологической атмосферой, где родители применяют неоднократные ограничения, наказания в отношении ребенка, формируется неблагополучная личность, в крайних формах с различными психосоматическими расстройствами.
Методы воспитания, которые применяют родители, влияют на процесс становления личности ребенка, его дальнейшее существование в социуме, построение его интимно-личностных отношений и собственной семьи.
Одним из психотравмирующих обстоятельств является не только применение в отношении ребенка каких-либо деструктивных воспитательных мер, но и демонстрация неадекватного поведения по отношению родителей друг к другу, в том числе и проявления насилия.
Под насилием понимается неоднократное, основанное на неравноправии, намеренное действие/я сексуального, психологического, физического, экономического и иного характера, направленное на причинение ущерба/вреда, выполнение указаний и/или подчинение воли агрессора, посредством применения силы/власти, воздействия.
Проблема, цель, задачи. Проблема исследования заключается в необходимости эмпирического изучения опыта переживания различных видов наказаний со стороны родителей. Целью данной части исследования явилось выделение эмпирическим путем видов наказаний со стороны родителей и частоты встречаемости этих видов среди женщин.
Основное содержание. В нашем исследовании на базе Обнинского института атомной энергетики (ИАТЭ НИЯУ МИФИ) в 2018 г. мы изучали опыт переживания различных наказаний и лишений в детстве у женщин.
Методы исследования. Для определения опыта переживания различных форм наказаний со стороны родителей была использована авторская анкета. Для статистической обработки данных был использован факторный анализ, метод главных компонент, и вращение Вари-макс.
Для определения наличия опыта переживания наказаний и лишений в детстве мы использовали Анкету, разработанную А.В. Хавыло и И.С. Седенковой [3]. Данная анкета была составлена по результатам анализа литературных источников, различных теоретических подходов к видам наказаний и лишений в дестве. Анкеты представлены в виде прямых вопросов с вариантами ответов («никогда», «редко», «время от времени», «часто», «постоянно», «один или несколько раз»), дающих конкретную информацию о наличии или отсутствии какого-либо вида насилия, наказания, ограничения.
Организация исследования. Выборку составили женщины в количестве 921 человек, большая часть которых в возрасте от 16 до 32 лет.
Исследование проводилось посредством онлайн платформы virtualexs.ru [1].
На первом этапе обработки данных, был произведен расчет распределения ответов по блоку анкет, направленных на выявление опыта переживания насилия в детстве. По каждому вопросу был совершен подсчет частоты встречаемости ответов «часто» и «постоянно» и их общая процентная доля.
Результаты и их обсуждение. В результате было выявлено, что наиболее частыми наказаниями и лишениями являются принуждения выполнять определенную работу по дому (31,1% участниц), ограничение свободы (26,1%) и лишения различных удовольствий (22,5%). Реже лишение карманных денег (15,6%). Лишение обеда (ужина, завтрака) оказалось самым редким, его наличие отметили лишь 1,8% участниц.
Далее мы рассмотрели частоту встречаемости и процентную долю ответов «часто» и «постоянно» по вопросам, условно отнесенных нами к психологическому, физическому и сексуальному видам наказаний со стороны родителей.
Так, в части проявлений наказаний психологического характера, было выявлено, что часто и постоянно ругали в детстве 48,1% опрошенных, оскорбления и унижения от своих родителей переживали 31,3%. Запреты на общение с кем-либо из друзей и родственников присутствовали в детстве у 16,6% женщин.
Распределение ответов по вопросам о применяемых в детстве наказаниях со стороны родителей (физического характера) показало, что участницы «часто» и «постоянно» в качестве наказания получали шлепки (20%), испытывали физическое наказание ударами ремня (17,1%), стояли в углу (13,8%). В качестве наказания заставляли стоять на горохе всего (1%).
Далее мы рассмотрели аналогичные данные касаемо сексуального насилия, согласно которым, были объектом сексуальных действий со стороны взрослых людей 2,8% опрошенных.
На следующем этапе анализа, нашими целями были: редукция и структурная классификация данных о видах наказаний и лишений со стороны родителей. Для осуществления поставленных целей мы применили факторный анализ, метод главных компонент, и вращение Варимакс.
В результате факторного анализа по данным анкеты, направленной на выявление опыта переживания насилия в детстве, были получены 2 компоненты.
Таблица
Матрица компонент родительского насилия, наказаний и ограничений в детстве
Компонента
1 2
Ругали 0,480 0,520
Лишали удовольствий (компьютер, мультфильмы, сладкое и т.п.) 0,732 0,259
Шлепали 0,337 0,805
Ограничивали свободу (например, не отпускали гулять) 0,716 0,283
Ставили в угол 0,210 0,675
Наказывали ремнем 0,268 0,827
Лишали карманных денег 0,720 0,196
Заставляли выполнять определенную работу по дому 0,701 0,006
Ставили на горох 0,022 0,563
Лишали обеда (ужина, завтрака) 0,444 0,297
Анализируя результаты, отраженные в таблице, можем сказать, что сильные корреляционные связи с первой компонентой выявлены с такими проявлениями наказаний со стороны родителей как: лишение удовольствий; лишение карманных денег; ограничение свободы; принуждение к выполнению определенных работ по дому. Чуть ниже, корреляционная связь первой компоненты с наказанием в виде лишения обеда (ужина, завтрака). Таким образом, компонента один представлена видами различных ограничений со стороны родителей.
Наиболее высокие коэффициенты корреляций второй компоненты представлены наказаниями физического характера: применение ремня; шлепки; угол; горох.
Выводы. Итак, эмпирически были получены два вида наказаний со стороны родителей. Первый вид мы условно назвали - ограничения и второй - физические наказания.
Заключение. Таким образом, было выявлено, что наиболее частым является психологический вид наказания, проявляющийся в виде ругательств со стороны родителей, унижений и оскорблений. Также часто встречающимся видом наказаний в детстве явились различные лишения и ограничения со стороны родителей, проявляющиеся в основном в виде принуждений выполнять определенную работу по дому, ограничений свободы, лишений различных удовольствий. Не так часто, но с достаточно весомым процентным показателем, применялись различные виды физического насилия, наиболее распространённым среди этого вида оказалось: шлепки, удары ремнем. Наименьший процент участниц имели частый или постоянный опыт переживания сексуального насилия в детстве, со стороны взрослых.
Полученные результаты соотносятся с исследованием Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 2017 года, по результатам которого было выявлено что «Наставления и нравоучения остаются самым распространённым методом воспитания в России, также популярны запреты на различные виды досуга и ограничение доступа к компьютеру, тогда как физическое воздействие уже применяется не так часто, как 20 лет назад» [2].
Литература
1. Кауфман М. Семь «П» мужского насилия под ред. О.В. Шныровой / М. Кауфман. Иваново: Ивановский центр гендерных исследований, 1999.C. 56-77.
2. Колева Т. Сетевое издание «РИА Новости» // пресс-центр. URL: https://ria.ru/person_Tatjana_Kovaleva/
3. Седенкова И.С., Хавыло А.В. Психологические предпосылки толерантности женщин к проявлениям гендерного насилия в межличностных отношениях / И.С. Седенкова, А.В. Хавыло // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы X Международной научно-практической конференции (23-24 сентября. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2021. 260-262 с.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Седенкова И.С. Эмпирическое исследование наказаний со стороны родителей на женской выборке / И.С. Седенкова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3, № 5. С. 5-9.
Сведения об авторе
Седенкова Ирина Сергеевна, эксперт-психолог Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики КГУ им. К.Э. Циолковского. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация. ORCID: 0000-00030667-7410, elibrary.ru: AuthorID: 1113008, E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 5, pp. 5-9.
EMPIRICAL STUDY OF TYPES OF PUNISHMENT BY PARENTS IN A WOMEN'S SAMPLE
Sedenkova I.S.
Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-06677410, AuthorID: 1113008, E-mail: [email protected]
Abstract. This article describes a part of the study devoted to such a socio-cultural phenomenon as a gender crime. The work uses the main types of punishments from parents and the frequency of their occurrence among women in the amount of 921 people aged 18 to 42 years. Relevance. The methods of education that cause in parents, the features of the process of personality formation, the development of the child in society, the formation of his intimate-personal relationships and his own family.
Problem, goal, task. The research problem arises in connection with the need for an empirical study of the experience of the impact of various types of punishment on the part of parents. The purpose of this part of the study was to identify empirical traces of criminal offenses on the part of parents and the likelihood of detection among women.
Research methods. To experience the use of various forms of punishment by parents, the author's questionnaire was used. Factor analysis, principal component analysis, and Varimax rotation were used for statistical data processing.
Results and its discussion. On two types of punishment from parents, identified empirically. An analysis of the frequency of occurrence of certain manifestations in a sample of women is also given. The results obtained provide an opportunity to study and understand the identification of types of punishments in more depth, and also allow you to create a diagnostic express toolkit aimed at identifying the types of punishments from parents.
Conclusions and conclusion. The results obtained lead to the fact that in the family the child may face mental disorders and diseases, as well as deprivation, leading to an uncomfortable state or suffering. The obtained data were used in the framework of scientific research, as a result of which a significant correlation was found with crime, criminal liability on the part of parents and with the experience of sexual abuse. Currently, the study and research of these components are ongoing.
Keywords: family, children in childhood, upbringing, socialization, destructive educational
tilf References
Jp 1. Kaufman M. Sem «P» muzhskogo nasiliya pod red. 0. V. Shnyirovoy [Seven "P" of male violence, edited by O.V. Shnyrova]. Ivanovo, 1999.p. 56-77. (In Russ.).
2. Koleva T. Setevoe izdanie «RIA Novosti» [Network edition "RIA Novosti"]. press-tsentr [press center]. URL: https://ria.ru/person_Tatjana_Kovaleva/ (In Russ.).
3. Sedenkova I.S., Havyilo A.V. Psihologicheskie predposyilki tolerantnosti zhenschin k proyavleniyam gendernogo nasiliya v mezhlichnostnyih otnosheniyah [Psychological prerequisites of women's tolerance to manifestations of gender violence in interpersonal relationships]. Formyi i metodyi sotsialnoy rabotyi v razlichnyih sferah zhiznedeyatelnosti: materialyi X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (23-24 sentyabrya) [Forms and methods of social work in various spheres of life: materials of the X International Scientific and Practical Conference (September 23-24)]. Ulan-Ude, 2021. 260-262 p. (In Russ.).
Information about the author
Sedenkova Irina Sergeevna, expert psychologist of the Research Center for Forensic Examination and Forensic Science of KSU. K.E. Tsiolkovsky. Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-0667-7410, elibrary.ru: AuthorID: 1113008, E-mail: sedenkova. [email protected]
Поступила в редакцию 16.05.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.05.2022.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
measures.