Научная статья на тему 'Проблема развода и взаимосвязь личностных особенностей родителей с отношением к физическим наказаниям в контексте психологического консультирования'

Проблема развода и взаимосвязь личностных особенностей родителей с отношением к физическим наказаниям в контексте психологического консультирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIVORCE / PHYSICAL PUNISHMENT / FAMILY / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / FAMILY SYSTEM / РАЗВОД / ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ / СЕМЬЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богородская О.В., Бабаева О.А., Тубанов Д.К.

Проблема кризиса семьи не теряет свою актуальность, набирая все большие обороты. Федеральная служба государственной статистике в 2016 году зафиксировала 61% разводов. [1] Больше половины молодых семей распадаются, проявляется неблагополучие, происходит игнорирование основными семейными функциями, дифференциация обязанностей отцовства и материнства, переживание дискомфорта, стрессовых ситуаций, жестокое обращение, насилие, обесценивание чувств, пренебрежение отношениями. Учёными выявлены наиболее острые проблемы и сформировавшиеся поведенческие стереотипы людей [2]. Консультирование взрослых людей показывает, что нередко корень проблем лежит в физическом наказании, использованном в системе воспитания. Поэтому мы решили взглянуть на нашу работу в двух аспектах. Первый аспект философский. Он поднимает вопросы применения физического наказания в современных семьях. Вторая часть исследования направлена на изучение отношения к проблеме развода и физическим наказаниям со стороны родителей уже более детально. Данная статья это обзор нескольких исследовательских материалов по проблеме развода, а также использования физических наказаний в современных семьях. Невзирая на то, что весь педагогический и психологический опыт уже не одно десятилетние транслирует идею о вреде применения наказания, как метода дисциплинирования и воздействия проблема до сих пор остается очень актуальной. В том числе и проблема развода, как принятая форма решения конфликтной ситуации (по оценкам самих же респондентов). Собрана информация об отношении к пережитому опыту физического насилия у клиентов, обратившихся за помощью к психологу по поводу семейных проблем по 50 респондентам, и сделан обзорный анализ в некоторой динамике с разбегом в 10 лет. Проанализировано то, как меняется мнение об отношение к разводам, физическим наказаниям, благодаря дополнительным вопросам, на которые ответили современные молодые люди, а также молодые и не очень молодые супруги и родители. При этом особое внимание уделялось родителям уже имеющим детей с опорой на проведённые исследования прошлых лет. Значимые результаты показало тестирование среди молодых людей, которые ещё не являются родителями, но в системе своих ценностей, имеют желание таковыми стать. Более того они выбрали себе профессию педагога, где ребёнок является особой ценностью, поэтому такие респонденты это очень хорошее мерило. У этой категории людей, должны быть самые гуманные ценности в отношении детства, ведь это те, кто будет работать с детьми и воспитывать новое поколение. С точки зрения потенциального родительства, это те будущие родители, кто в родительство будет входить, параллельно получая и развиваясь как педагог. Проведена обработка исследования группы дефектологов в количестве 25 человек это девушки, а также исследование среди юношей, выбравших тоже педагогическую профессию, но на факультете физической культуры, общее количество респондентов 50 человек. На данный момент создана общая база данных, объединяющая исследования разных лет. В опросе по отношению к разводам приняло участие 201 респондент. Это жители трёх административных образований г. Москва, г. Нижний Новгород и Нижегородская область. Анализ данных показал актуальность проблем детско-родительских отношений в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DIVORCE AND THE RELATIONSHIP OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF PARENTS WITH THE ATTITUDE TO PHYSICAL PUNISHMENT IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING

The problem of family crisis does not lose its relevance, gaining more and more attention. The Federal service of state statistics in 2016 recorded 61% of divorces [1]. More than half of young families are breaking up, there is trouble, ignoring the basic family functions, differentiation of responsibilities of fatherhood and motherhood, experiencing discomfort, stressful situations, abuse, violence, devaluation of feelings, neglect of relationships. Scientists have identified the most acute problems and formed behavioral stereotypes of people [2]. Adult counselling shows that often the root of the problem lies in the physical punishment used in the education system. So the authors see their work in two ways. The first aspect is philosophical. It raises questions about the use of physical punishment in modern families. The second part of the study is aimed at studying the attitude to the problem of divorce and physical punishment by parents in more detail. The article reviews several research materials on the problem of divorce and physical punishment in families. Despite the fact that the entire pedagogical and psychological experience of more than one decade passes through the idea of the harm of the use of punishment as a method of discipline and impact the problem is still very relevant. According to the respondents, the problem of divorce includes development of forms of solving conflicts. The data are collected on the attitude of 50 respondents to the experience of physical violence among clients seeking help from a psychologist. The work reviews the results of an analysis in some dynamics with a 10-year run-up. The article analyzes what the opinion about the attitude to divorce, physical punishment is due to additional questions, answered by modern young people, as well as young and older spouses and parents. Special attention is paid to parents who already have children. The results show testing among young people who are not parents, but in the system of their values have a desire to become such. Moreover, they chose the profession of a teacher, where the child is a special value. This category of people should have the most humane values in relation to childhood, because these are those who will work with children and raise a new generation. From the point of view of potential parenthood, these are those future parents who will enter into parenthood, receiving and developing themselves as teachers. Processing of research of group of defectologists in number of 25 people is carried out: they are girls and the young men who have also chosen the pedagogical profession, but at the faculty of physical education; the total number of respondents is 50 people. There is a shared database that connects research from various years. 201 respondents took part in the survey in relation to divorce. These are residents of three administrative areas Moscow, Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod Region. The analysis of the data shows the relevance of the problems of parent-child relations at the present time.

Текст научной работы на тему «Проблема развода и взаимосвязь личностных особенностей родителей с отношением к физическим наказаниям в контексте психологического консультирования»

УДК 159.316

Bogorodskaya O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, State Pedagogical University n.a. Kozma Minin (Nizhniy Novgorod, Russia),

E-mail: olgluzd@mail.ru

Babaeva O.A., MA student, State Pedagogical University n.a. Kozma Minin (Nizhniy Novgorod, Russia), E-mail: lesya.babaeva@gmail.com

TubanovD.K., MA student, State Pedagogical University n.a. Kozma Minin (Nizhniy Novgorod, Russia), E-mail: dmitrijtubanov141@gmail.com

THE PROBLEM OF DIVORCE AND THE RELATIONSHIP OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF PARENTS WITH THE ATTITUDE TO PHYSICAL PUNISHMENT IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING. The problem of family crisis does not lose its relevance, gaining more and more attention. The Federal service of state statistics in 2016 recorded 61% of divorces [1]. More than half of young families are breaking up, there is trouble, ignoring the basic family functions, differentiation of responsibilities of fatherhood and motherhood, experiencing discomfort, stressful situations, abuse, violence, devaluation of feelings, neglect of relationships. Scientists have identified the most acute problems and formed behavioral stereotypes of people [2]. Adult counselling shows that often the root of the problem lies in the physical punishment used in the education system. So the authors see their work in two ways. The first aspect is philosophical. It raises questions about the use of physical punishment in modern families. The second part of the study is aimed at studying the attitude to the problem of divorce and physical punishment by parents in more detail. The article reviews several research materials on the problem of divorce and physical punishment in families. Despite the fact that the entire pedagogical and psychological experience of more than one decade passes through the idea of the harm of the use of punishment as a method of discipline and impact - the problem is still very relevant. According to the respondents, the problem of divorce includes development of forms of solving conflicts. The data are collected on the attitude of 50 respondents to the experience of physical violence among clients seeking help from a psychologist. The work reviews the results of an analysis in some dynamics with a 10-year run-up. The article analyzes what the opinion about the attitude to divorce, physical punishment is due to additional questions, answered by modern young people, as well as young and older spouses and parents. Special attention is paid to parents who already have children. The results show testing among young people who are not parents, but in the system of their values have a desire to become such. Moreover, they chose the profession of a teacher, where the child is a special value. This category of people should have the most humane values in relation to childhood, because these are those who will work with children and raise a new generation. From the point of view of potential parenthood, these are those future parents who will enter into parenthood, receiving and developing themselves as teachers. Processing of research of group of defectologists in number of 25 people is carried out: they are girls and the young men who have also chosen the pedagogical profession, but at the faculty of physical education; the total number of respondents is 50 people. There is a shared database that connects research from various years. 201 respondents took part in the survey in relation to divorce. These are residents of three administrative areas - Moscow, Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod Region. The analysis of the data shows the relevance of the problems of parent-child relations at the present time.

Key words: divorce, physical punishment, family, parent-child relationship, family system.

О.В. Богородская, канд. пед. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород,

Е-mail: olgluzd@mail.ru

О.А. Бабаева, магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород,

Е-mail: lesya.babaeva@gmail.com

Д.К. Тубанов, магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород,

Е-mail: dmitrijtubanov141@gmail.com

ПРОБЛЕМА РАЗВОДА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ С ОТНОШЕНИЕМ К ФИЗИЧЕСКИМ НАКАЗАНИЯМ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Проблема кризиса семьи не теряет свою актуальность, набирая все большие обороты. Федеральная служба государственной статистике в 2016 году зафиксировала 61% разводов. [1] Больше половины молодых семей распадаются, проявляется неблагополучие, происходит игнорирование основными семейными функциями, дифференциация обязанностей отцовства и материнства, переживание дискомфорта, стрессовых ситуаций, жестокое обращение, насилие, обесценивание чувств, пренебрежение отношениями. Учёными выявлены наиболее острые проблемы и сформировавшиеся поведенческие стереотипы людей [2]. Консультирование взрослых людей показывает, что нередко корень проблем лежит в физическом наказании, использованном в системе воспитания. Поэтому мы решили взглянуть на нашу работу в двух аспектах. Первый аспект - философский. Он поднимает вопросы применения физического наказания в современных семьях. Вторая часть исследования направлена на изучение отношения к проблеме развода и физическим наказаниям со стороны родителей уже более детально. Данная статья - это обзор нескольких исследовательских материалов по проблеме развода, а также использования физических наказаний в современных семьях. Невзирая на то, что весь педагогический и психологический опыт уже не одно десятилетние транслирует идею о вреде применения наказания, как метода дисциплинирования и воздействия - проблема до сих пор остается очень актуальной. В том числе и проблема развода, как принятая форма решения конфликтной ситуации (по оценкам самих же респондентов). Собрана информация об отношении к пережитому опыту физического насилия у клиентов, обратившихся за помощью к психологу по поводу семейных проблем по 50 респондентам, и сделан обзорный анализ в некоторой динамике с разбегом в 10 лет. Проанализировано то, как меняется мнение об отношение к разводам, физическим наказаниям, благодаря дополнительным вопросам, на которые ответили современные молодые люди, а также молодые и не очень молодые супруги и родители. При этом особое внимание уделялось родителям уже имеющим детей с опорой на проведённые исследования прошлых лет. Значимые результаты показало тестирование среди молодых людей, которые ещё не являются родителями, но в системе своих ценностей, имеют желание таковыми стать. Более того они выбрали себе профессию педагога, где ребёнок является особой ценностью, поэтому такие респонденты - это очень хорошее мерило. У этой категории людей, должны быть самые гуманные ценности в отношении детства, ведь это те, кто будет работать с детьми и воспитывать новое поколение. С точки зрения потенциального родительства, это те будущие родители, кто в родительство будет входить, параллельно получая и развиваясь как педагог. Проведена обработка исследования группы дефектологов в количестве 25 человек - это девушки, а также исследование среди юношей, выбравших тоже педагогическую профессию, но на факультете физической культуры, общее количество респондентов 50 человек. На данный момент создана общая база данных, объединяющая исследования разных лет. В опросе по отношению к разводам приняло участие 201 респондент. Это жители трёх административных образований - г. Москва, г. Нижний Новгород и Нижегородская область. Анализ данных показал актуальность проблем детско-родительских отношений в настоящее время.

Ключевые слова: развод, физические наказания, семья, детско-родительские отношения, семейная система.

Семья как предмет исследуется философами, историками, этнографами, социологами, демографами, психологами. Каждый научный взгляд имеет свой подход.

Социологи и философы больше ориентированы на то, какое место семья занимает в обществе, и какое значение ее социальные функции оказывают на него. Профессор Московского гуманитарного университета А.И. [Антонов 3] определяет семью, как связь, в основу которой ложиться частная собственность, общесемейная деятельность родителей, супругов и родственников, когда

происходит удовлетворение потребностей, и выполняются социальные функции рождения, содержания, детской социализации.

Психология изучает семью, как социальную группу с межличностными отношениями родителей и детей, детей и родителей, а также супругов друг с другом. И обращает внимание на то, насколько семья, как малая группа устойчива в тех или иных ситуациях, которые происходят в жизни семьи и в социуме, определяя эффективность совместной деятельности по тому, как проявляется любовь, привязанность, интимность.

С точки зрения демографии семья - это группа совместно проживающих родственников, которые имеют общий бюджет и роль в обществе - воспроизводить население.

Для экономики семья интересна количеством потребления и производством услуг с материальными благами. Этнографы изучают жизненный уклад, семейный быт разных этнических групп, отмечая их особенности.

Педагогика ориентирована на процессы воспитания.

Семья - это группа социума, где между мужчинами и женщинами происходит удовлетворение естественных половых, духовных, этических, эстетических потребностей и рождается потомство.

Семья, как малая группа, живет, развивается и функционирует автономно, а как институт зависит от экономики, политики, религии, при этом сохраняет относительную самостоятельность.

Перспектива семьи - это взаимодействие с разными институтами социума, её изменение,развитие и модернизация.

Понимание правильной роли брака и семьи для современного общества зависит от особенностей, сформированных у современной молодежи.

Но как показывает практика, любая семья в детско-родительских отношениях сталкивается с несовпадением убеждений, мнений, оценок, что приводит к ссорам, скандалам, раздражению. Использование деструктивных методов решения конфликтных ситуаций приводит к нарушению отношений.

Вопрос о социально-психологических факторах применения физического наказания детей в семье изучен недостаточно полно. Ряд вопросов о факторах, влияющих на жестокое обращение с детьми, рассмотрены в работах Н.К. Асано-вой, Н.В. Гавриловой, И.С. Кона, Л.Н. Ермакова, М. Малышевой, ГМ. Мильков-ского, Е.Ю. Мещеркиной, Н.М. Римашевской, Т.Я. Сафоновой, Е.Т. Соколовой, В. Титаренко, Е.И. Цымбал, Т.В. Шипуновой, Н.Д. Ярославцевой и др.

Однако эта проблема требует более глубокого изучения на современном этапе развития общества. Так, официальная статистика свидетельствует о росте распространенности жестокого обращения с детьми в семье: в России ежегодно убегают из дома по причине жестокого обращения родителей более 50 тыс. детей, около 2 млн. детей попадают под «тяжелую» родительскую руку, каждый 10-й ребёнок гибнет, 2 тыс. - заканчивают жизнь самоубийством [4].

Научный и технический прогресс породил необходимость психологической помощи семье со стороны общества [5].

Специфика физических наказаний ребёнка в семье заключается в том, что физически наказывая ребёнка в действительности над ним совершается физическое насилие, приводящие к тяжелым последствиям. Однако лицами, применяющими физические наказания, это не осознается, а принимается за дисциплинарные меры воздействия на ребёнка.

Поэтому изучение данной проблематики даст возможность переосмыслить те факторы, которые влияют на применение физического наказания детей в семье, и определить пути оказания помощи детям, подвергающимся насилию в семье, а также семьям, где наиболее вероятно применение насильственных действий над детьми, раскрыть роль таких ценностей, как интимность и автономия [6].

Таким образом, в настоящее время существует проблема того, что недостаточно изучен вопрос о социально-психологических факторах применения физического наказания детей в семье [7]. В частности, недостаточно изучен такой вопрос, чем отличается отношение различных групп населения (мужчин, женщин; среди них - имеющих и не имеющих детей) к разводу, а также к физическому наказанию детей в семье. Какие существуют правила функционирования семейной системы [8].

Библиографический список

Цель исследования - изучить взаимосвязь социально-личностных особенностей настоящих и будущих родителей с их отношением к разводу и физическим наказаниям ребёнка, и отношение к насильственному опыту взрослых клиентов, получающих помощь психолога по решению семейных проблем. Проблем дет-ско-родительских отношений и благополучия детей в семьях [9].

В исследования 2007 и 2017 года в сравнительном анализе приняли участия данные по 140 респондентам. В 2018 году собраны данные по 50 респондентам.

В 2007, 2017 и в 2018 году наиболее часто отмечаются следующие виды физического насилия: удары и шлепки (2007 - 47,5%, 2017- 47,1%, 2018 - 45,6%); битье с помощью объекта: ремнем и пр. (2007 - 17,4%, 2017 - 31,4%, 2018 - 47,7) и такая форма психологического насилия, как критика и оскорбления (2007 -45,9%, 2017 - 52,9%, 2018 - 59,1%).

По опросу 2018 года об отношении к разводу среди мужчин и женщин от 20 до 65 лет, получены следующие данные: на вопрос как, по вашему мнению, общество за последние годы изменило свое отношение к проблеме развода -79% согласилось, что «стало воспринимать развод спокойнее» , 14% считает, что отношение осталось прежним и 7% - что отношение стало негативнее». На вопрос - являются ли для вас дети сдерживающим фактором от развода - 33% ответили "Да". На вопрос - кто наибольше всех пострадал при разводе - 50% ответили, что это дети.

Таким образом, не смотря на многочисленные изменения в социальном, экономическом, политическом пространстве - опыт пережитого насильственного воздействия не меняется, а развод стал выступать, как способ решения конфликтных семейных ситуаций, как известный и доступный инструмент.

Следовательно, использование физических наказаний может приводить к нарушениям в построении межличностных отношений и восприниматься как проблема во взрослом возрасте. Таким образом, проблема внутрисемейных отношений вызывает особый интерес [10]. Осознаётся эта проблема чаще теми, кто обратился за помощью к психологу. Без консультативной помощи опыт перенесенных наказаний чаще воспринимается как допустимый и нормальный и может включаться в систему воспитания в новой семье, как принятый паттерн. Общение с тем или иным человеком оказывает влияние на психическое развитие индивида [11]. Исследование показало, что значительное число родителей ориентированщ на использование физических наказаний в воспитании ребёнка. При этом существуют различия в отношениях к физическим наказаниям ребёнка отцов и матерей. Отцы больше ориентированы на подавление поведения, вредящее социальному статусу ребёнка, а матери - на контроль поведения, вредящего здоровью и безопасности.

Соответственно, образ родительской системы, показал тенденцию развития отношения к физическим наказаний, тем самым понятна важность и актуальность программы помощи, которая обучает родителя различным педагогическим способам, управления семейными ситуациями.

Психологам консультантам следует обучать родителей и помогать им заключать родительский договор, который предусматривает долю участия каждого родителя в воспитании ребёнка [12]. Использовать шаги для снижения негативных последствий, если семья переживает развод [13].

При этом одной из важных задач является создание счастливой семьи [14]. Когда семья, брак, дети являются ценностью, а количество разводов сведено к минимуму и не превышает 10 %. Также необходима разработка рекомендаций по консультированию взрослых людей, переживших физическое наказание в детстве и столкнувшихся с проблемой развода.

1. Федеральная служба государственной статистики. Демография. Available at: http://www.gks.ru

2. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX в. Москва, 2001.

3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. Москва: Грааль, 2000.

4. Пападопулу М. Влияние семьи на формирование механизмов преодоления у больных неврозами (кросскультуральное исследование в Греции и России). Автореферат ... диссертации кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2001.

5. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Москва, 1979.

6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург ТОО ТК «Петрополис», 1998.

7. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия. Психологический журнал. 1993.

8. Варга А. Введение в системную семейную психотерапию. Москва: Когито-Центр, 2011.

9. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. Изд. 5-е. Москва, 2011.

10. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.

11. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. Москва: Наука, 1981.

12. Олифирович Н., Валента Т. Практика семейной психотерапии: системно-аналитический подход. Москва: Академический Проект, 2018.

13. Понамарева И.М. Специфика и этапы психологического консультирования лиц, переживающих кризисную ситуацию развода. Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014; 1.

14. Афанасьев А.В. Муж и жена - одна страна: семейная психология супружества. А.В. Афанасьев, М.А. Афанасьева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

References

1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Demografiya. Available at: http://www.gks.ru

2. Zhenschina, muzhchina, sem'ya v Rossii: poslednyaya tret' XX v. Moskva, 2001.

3. Antonov A.I., Sorokin S.A. Sud'ba sem'i v RossiiXXI veka. Moskva: Graal', 2000.

4. Papadopulu M. Vliyanie sem'i na formirovanie mehanizmov preodoleniya u bol'nyh nevrozami (krosskul'tural'noe issledovanie v Grecii i Rossii). Avtoreferat ... dissertacii kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2001.

5. Harchev A.G. Brak i sem'ya v SSSR.. Moskva, 1979.

6. Golod S.I. Sem'ya ibrak: istoriko-sociologicheskij analiz. Sankt-Peterburg, TOO TK «Petropolis», 1998.

7. Men'shikova E.S. Zhestokoe obraschenie s det'mi i ego vozmozhnye otdalennye posledstviya. Psihologicheskij zhurnal. 1993.

8. Varga A. Vvedenie v sistemnuyu semejnuyu psihoterapiyu. Moskva: Kogito-Centr, 2011.

9. Shnejder L.B. Semejnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Izd. 5-e. Moskva, 2011.

10. Celujko V.M. Psihologiya sovremennoj sem'i: Kn. dlya pedagogov i roditelej. Moskva: Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2004.

11. Lomov B.F. Problema obscheniya vpsihologii. Moskva: Nauka, 1981.

12. Olifirovich N., Valenta T. Praktika semejnoj psihoterapii: sistemno-analiticheskij podhod. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2018.

13. Ponamareva I.M. Specifika i 'etapy psihologicheskogo konsul'tirovaniya lic, perezhivayuschih krizisnuyu situaciyu razvoda. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psihologii i social'noj raboty. 2014; 1.

14. Afanas'ev A.V. Muzh izhena - odna strana: semejnaya psihologiya supruzhestva. A.V. Afanas'ev, M.A. Afanas'eva. Rostov-na-Donu: Feniks, 2014.

Статья поступила в редакцию 29.11.18

УДК 159.923

Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia),

E-mail: mba3@ngs.ru

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk University of Economics and Management, Professor of Novosibirsk State Pedagogical

University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru

ANALYSIS OF MOTIVATION OF SPORTS ACTIVITY FOR ADDICTION OF EXERCISES. Motivation for sports activities is a factor that ensures a sustained interest in sports. Of particular importance is the motivation of an individual, prone to the formation of dependence on the exercises. According to the authors of the article, it is the motivation to play sports that can serve as a diagnostic criterion indicating the risk of addiction to exercise. The authors' questionnaire is proposed to identify attitudes towards sports and diagnose exercise addiction. During the research 250 of bodybuilders are tested. It is shown that the motivation of playing sports for people prone to the formation of dependence on sports is associated with the need to acquire a comfort zone, which is typical of any other dependent states.

Key words: addiction of exercises, motivation of sports activity, revealing dependence on sport.

А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУВПО «СибГУТИ», г. Новосибирск, E-mail: mba3@ngs.ru

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. каф. психологии, педагогики и правоведения, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет

экономики и управления»; проф. каф. общей психологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

E-mail: mba3@ngs.ru

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ АДДИКЦИИ УПРАЖНЕНИЙ

Мотивация спортивной деятельности является фактором, который обеспечивает устойчивый интерес к спорту. Особое значение мотивация приобретает у личности, склонной к формированию зависимости от упражнений. По мнению авторов статьи, именно мотивация к занятиям спортом может служить диагностическим критерием, указывающим на риск формирования аддикции упражнений. Предлагается авторский опросник для выявления отношения к занятиям спортом и диагностики аддикции упражнений. Протестированы 250 спортсменов-бодибилдеров. Показано, что мотивация занятиями спортом для лиц, склонных к формированию зависимости от спорта, связана с необходимостью обретения зоны комфорта, что характерно для любых других зависимых состояний.

Ключевые слова: аддикция упражнений, мотивация спортивной деятельности, выявление зависимости от спорта.

Мотивация спортивной деятельности является одним из самых важных факторов, определяющих успешность в спорте, да и сами занятия спортом. Известно, что при наличии хорошо выраженной мотивации к занятиям спортом, другие факторы, влияющие на успешность, становятся менее выраженными и преодолимыми [1; 2]. Мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы спортивного поведения, определяя целенаправленную поведенческую деятельность личности.

Физическая активность и спорт, несомненно, полезны для организма, однако, все хорошо в меру. Спорт может становиться аддиктивным агентом [3], чаще всего, это касается зависимости от упражнений. Возникает вопрос: каким образом поведенческая активность в виде спортивной деятельности или физкультуры становится аддиктивным агентом, к которому формируется патологическая привязанность? С одной стороны, физическая активность и спорт повышают качество жизни. С другой стороны, психосоциальные последствия патологической приверженности к спортивным тренировкам, такие, как нарушение социального и профессионального функционирования, являются диагностическими критериями DSM-IV для химической зависимости и свидетельствуют о зависимом состоянии. Может ли спорт стать поведенческой аддикцией, и какова диагностическая роль мотивации к занятиям спортом в этом процессе?

Цель исследования - анализ отношения к занятиям спортом у бодибил-деров.

Материал и методы исследования. В качестве испытуемых были обследованы лица, которые с той или иной регулярностью занимались в спортивном зале, так называемые «качки», или бодибилдеры, среди которых мы пытались выявить лиц с аддикцией упражнений. Всего обследовано 250 человек, из них 186 мужчин и 64 женщины, в возрасте 18 - 36 лет Первичным было скрининговое обследование, которое выявило лиц, подозрительных на наличие зависимости от физических упражнений, которые затем были обследованы более детально. В качестве опросника для скрининга нами была разработана анкета, включающая широкий спектр утверждений касательно занятий в спортзале, с акцентом на мотивацию занятий спортом (см. ниже).

ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ В СПОРТЗАЛЕ

Пол_Возраст_Род основных занятий_

Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже утверждения. Если Вы согласны с ними, то поставьте рядом знак + , если нет , знак - .

1. Я получаю удовольствие, когда занимаюсь в спортзале.

2. Я хожу в спортзал, потому что знаю, что занятия спортом необходимы для здоровья.

3. Я хожу в спортзал, потому что купил(а) абонемент.

4. Я хожу в спортзал за компанию с друзьями (другом).

5. Занятия в спортзале для меня - больше, чем просто спорт или здоровый образ жизни.

6. Занятия в спортзале помогают мне забыть проблемы и тревоги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Когда я тренируюсь, жизнь кажется прекрасной.

8. Ничто не дает мне такого удовольствия, как занятия в спортзале.

9. Ничто не дает мне такого удовольствия, как мои успехи в бодибилдинге.

10. Мысли о занятиях в спортзале занимают много времени.

11. Мне приходится тратить много денег на мое увлечение бодибилдингом.

12. У меня возникает чувство досады и раздражения, когда мои близкие упрекают меня в чрезмерном увлечении бодибилдингом.

13. Считаю, что занятия в спортзале делают меня особенным человеком.

14. Пожалуй, можно сказать, что бодибилдинг сегодня - смысл моей жизни.

15. Без занятий в спортзале жизнь для меня была бы скучной и неинтересной.

16. Иногда меня мучает чувство вины, что я слишком много провожу времени в спортзале и не уделяю внимания своим близким.

17. Меня раздражает, когда что-то или кто-то мешает мне посетить спортзал.

18. Я могу поступиться своими обязанностями ради посещения спортзала.

19. Спорт придает мне смелость и уверенность в себе.

20. Вынужден согласиться, что я слишком много времени и денег трачу на занятия в спортзале.

21. Иногда я забываю о важных делах, если мне нужно в спортзал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.