Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ЧУВСТВЕ ЗАВИСТИ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ЧУВСТВЕ ЗАВИСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ЗАВИСТИ / ЗАВИСТЛИВОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ / FEELING OF ENVY / ENVY / EMOTIONAL / КОГНИТИВНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЗАВИСТИ / COGNITIVE AND BEHAVIORAL COMPONENTS OF ENVY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронова А.Г.

Исследовано теоретическое понятие феномена "зависть". С помощью специально анкеты "Субъективные представления о зависти" проведено исследование представлений студентов о чувстве зависти. Выделены эмоциональные (эмоции, отражающие переживание чувства зависти), когнитивные (мысли, возникающие при переживании зависти) и поведенческие (поведенческие реакции) проявления феномена зависти. Были выявлены свойства личности,которые, по мнению студентов, связаны с переживанием чувства зависти, причины актуализации зависти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF STUDENTS ' IDEAS ABOUT JEALOUSY

The theoretical concept of the envy phenomenon is investigated. With the help of a special questionnaire "Subjective perceptions of envy" a study was conducted of students' ideas about the feeling of envy. The emotional (emotions reflecting the experience of feelings of envy), cognitive (thoughts arising from the experience of envy) and behavioral (behavioral reactions) manifestations of the phenomenon of envy are highlighted. Personality traits that, according to students, are associated with experiencing a feeling of envy, and the reasons for actualizing envy, were identified.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ЧУВСТВЕ ЗАВИСТИ»

УДК 159.91

Воронова А. Г. студент 5 курса факультет психолого-педагогический КИПУ «Крымский инженерно -педагогический университет» Россия, Симферополь ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ЧУВСТВЕ ЗАВИСТИ

Аннотация. Исследовано теоретическое понятие феномена "зависть". С помощью специально анкеты "Субъективные представления о зависти" проведено исследование представлений студентов о чувстве зависти. Выделены эмоциональные (эмоции, отражающие переживание чувства зависти), когнитивные (мысли, возникающие при переживании зависти) и поведенческие (поведенческие реакции) проявления феномена зависти. Были выявлены свойства личности,которые, по мнению студентов, связаны с переживанием чувства зависти, причины актуализации зависти.

Ключевые слова: чувство зависти; завистливость; эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты переживания зависти.

Voronova A. G.

5th year student faculty of psychology and education PILE, "Crimean engineering and pedagogical University» Russia, Simferopol AN EMPIRICAL STUDY OF STUDENTS ' IDEAS ABOUT

JEALOUSY

Annotation. The theoretical concept of the envy phenomenon is investigated. With the help of a special questionnaire "Subjective perceptions of envy" a study was conducted of students' ideas about the feeling of envy. The emotional (emotions reflecting the experience of feelings of envy), cognitive (thoughts arising from the experience of envy) and behavioral (behavioral reactions) manifestations of the phenomenon of envy are highlighted. Personality traits that, according to students, are associated with experiencing a feeling of envy, and the reasons for actualizing envy, were identified.

Keywords: feeling of envy; envy; emotional, cognitive and behavioral components of envy.

В настоящее время одним из наиболее интересных психологических феноменов является чувство зависти. Вопросами изучения зависти психологи задались сравнительно недавно, за последние десятилетия были опубликованы работы в области психологии, направленные на исследование данного психологического явления. В большей мере авторы раскрывали

эмоциональное переживание зависти, чаще всего рассматривая и оценивая проявления зависти с морально-этических позиций83.

В бытовом смысле "зависть" чаще всего понимают как неприязненное, враждебное отношение к успехам, богатству, известности, способностям или социальному состоянию другого человека. Человеческая зависть проявляется в чувстве недовольства, досады и раздражения, неприязненной враждебности, вызванной успехом, благополучием, преимуществами объекта зависти.

Актуальным является исследование зависти в отдельных социальных группах. Так, К. Муздыбаев исследовал социально-демографическую структуру зависти, рассматривал зависть в разрезе негативного влияния на личность, испытывающей зависть. В своем исследовании К. Муздыбаев определил предрасположенность разных социальных групп к завистливости; установил поведенческие, когнитивные и личностные корреляты зависти. Он интерпретирует зависть как исключительно негативное явление, которое имеет антисоциальное, деструктивное и дисфункциональное качество. Он выявил, изучая аттитюды к успеху и везению в социальных группах, что именно студенты проявляют больше чувства зависти к успешному однокласснику или однокласснице во всех случаях, нежели представители других социальных групп. Кроме того, изучая социально-демографическую структуру завистливости, К. Муздыбаев предоставляет данные по возрастным периодам о том, что завистливость у взрослых на протяжении жизненного пути достигает максимального значения от 18 до 24 лет, от 30 до 34 лет, от 55 до 59 лет. К. Муздыбаев установил, что самую высокую и статистически значимую склонность к зависти проявляют студенты, ориентированные на достижение и по возрасту, и по образовательной деятельности, и самая низкая степень зависти проявилась у служащих государственного сектора экономики84.

Проведенный анализ научной литературы показал, что значимым будет анализ зависти именно в молодежной среде.

Исследование проходило на базе ГБОУВО РК «Крымского инженерного педагогического университета» г. Симферополь. Выборку исследования составили 100 респондентов (студенты психолого-педагогического и инженерно-технологического факультета).

Субъективные представления о переживаниях чувства зависти изучались с помощью анкеты А.П. Санниковой "субъективные представления о зависти"85. Следует отметить, что исследовать зависть, даже на уровне представлений о ней, достаточно сложно, поскольку данный феномен практически недоступен наблюдению и относится к самой интимной сфере человека, о которой не принято говорить вслух. Именно

83 Горшенина Н.В. Взаимосвязь завистливости личности и ценностных ориентаций // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4. - С. 202-205

84 Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. - 1997. - Т. 18. - № 6. - С. 3-12.

85 Санникова О.П. Эмоциональность в структуре личности. - Одесса : Хорс, 1995. - 364 с

поэтому, анкета, которая применялась для получения информации по субъективным представлениям о зависти, не включала вопросы, непосредственно касающиеся испытуемых, а выявляла только их отношение и их мнение относительно феномена, который изучается.

Данная анкета состоит из семи открытых вопросов, основным преимуществом которых (в отличие от закрытых вопросов) является возможность получения объективной информации о предмете исследования, основанный на собственных представлениях. Поскольку респондент не ограничен определенными рамками выбора из предложенных вариантов, то, отвечая на открытые вопросы, он описывает то, что входит в его непосредственный жизненный опыт.

Вопросы анкеты: 1. Как Вы считаете, что такое зависть? 2. Какие эмоции испытывает человек, переживающий зависть? 3. О чем обычно думает человек при переживании зависти? 4. Как, на Ваш взгляд, зависть проявляются в поведении? 5. Какими, на Ваш взгляд, качествами (чертами личности) может обладать завистливый человек? 6. Каковы причины вызывающие зависть у людей?

Ответы обрабатывались с помощью контент-анализа и методов описательной статистики.

Среди ответов студентов на вопрос относительно понятия зависти можно выделить две условные группы. В большей части ответов испытуемых (по частоте ответов), зависть интерпретировалась как чувство, а именно: "чувство нехватки чего-то, что есть у другого" (14), "неудовлетворенности жизнью (или собой)" (9), "чувство неудовлетворенности собственных нужд" (7) и пр. Вторая группа ответов испытуемых, интерпретирует зависть как желание: "иметь то, что есть у других "(6)," владеть тем, на что не имеешь права "(3), "преобладать над соперником" (3), "желание того, что увидел у другого "(2) и пр. Также были такие представления о зависти как: "реакция на неравенство "(2)," комплекс негативных эмоций "(1).

По мнению студентов к эмоциональным проявлениям переживания чувства завистиотносятся: злость (28), ненависть (17), разочарование в себе (15), оскорбление (14), досада (9), недовольство (9), неприязнь (9), жалость к себе (8), грусть (8), гнев (8), неверие (7), раздражение (7), нервозность (6), чувство неполноценности (6), стыд (5), страх (5) и прочие.

На вопрос о том, какие мысли сопровождают переживание зависти (когнитивные проявления зависти) студенты давали следующие ответы: "Я тоже это (или так) хочу "(13)," Почему я не на его месте? "(9)," Как выровнять свое положение? "(7)," Почему у меня не так? " (6), "Чем я хуже других?" (6), "Почему все так несправедливо?" (5), "Я тоже так смогу (этого достигну)" (5), "Что я делаю не так?" (5), "Как ему это удалось?" и пр.

К поведенческим проявлениям зависти студенты относили: злобное поведение (16), агрессивное поведение (14), недоброжелательность к другим (13), соперничество или конкуренцию (11), враждебность по отношению к

другим (10), ступор, апатию (9), скрытность (9), раздражительность (9), грубость в поведении (8), неустойчивое, неконтролируемое поведение (8), насмешки, сарказм (8) и пр.

На основе ответов студентов были выделены основные черты личности, которые могут сопровождать завистливость: озлобленность (17), недоброжелательность (15), агрессивность (13), конфликтность (11), неуверенность (11), эгоистичность (9), жадность (8), тревожность (8), уязвимость (7), раздражительность (7), скрытность (6), гордыня (5), грубость (5), нервозность (4), трусость (4), отсутствие самообладания и самоконтроля (4), недоверчивость (3) и другие.

Также были выделены причины вызывающие чувство зависти у людей: сравнение себя с более успешными (24), наличие у другого того, чего нет у тебя (20), материальное неблагополучие (18), неудовлетворенность (собой или жизнью) (13), комплекс неполноценности (8), социальное неравенство (7), отсутствие успеха (6), недостаток достижений (4), наблюдение за тем, как остальным все легко дается (3), хвастовство других (2) и пр. Также среди причин, способствующих зависти, были названы такие черты личности как: нетерпимость к преимуществам другого (6), неуверенность в себе (5), недостаток сил и способностей (4), жадность (3), лень (2).

Таким образом, результаты анкетирования выявили наиболее распространенные представления студентов о сущности, причинах, проявлениях и последствиях зависти личности:

Среди эмоциональных проявлений зависти (эмоции, сопровождающие переживание чувства зависти) исследуемые чаще всего отмечали злобу, ненависть, разочарование, обиду, досаду, недовольство, неприязнь, жалость к себе, грусть, гнев, уныние, раздражение, нервозность, чувство неполноценности, стыда, страх, тревогу, агрессию, презрение, печаль, удивление, беспокойство, растерянность, отчаяние.

Среди когнитивных проявлений зависти (мысли, сопровождающие переживание зависти) чаще отмечалось мысленное сравнение себя с более успешными, мысли о недовольстве собственным положением или жизнью в целом, нереализованность собственных потребностей, мысли о социальной несправедливости, недостатка чего-либо, о собственной несостоятельности или неполноценности, мысли-пожелания зла сопернику, планирование изменить свое положение и стать лучшим.

Среди поведенческих проявлений (поведенческие реакции, которые можно наблюдать, а также эмоциональная экспрессия) зависти студенты отмечали злобное и агрессивное поведение, недоброжелательность к другим, соперничество или конкуренцию, враждебность по отношению к другим, апатию, скрытность, раздражительность, грубость в поведении, неустойчивость,плохое настроение, недоверчивость, подозрительность, провокации конфликтов, нервозность.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что чувство зависти чаще всего понимается студентами как неприятное переживание (эмоция, состояние, чувство), которое проецируется на другое лицо, по сравнению с субъектом зависти обладающее определенными преимуществами, возможностями, или находящееся в более благоприятном положении (социальном, психологическом, физическом, материальном).

Использованные источники:

1. Горшенина Н.В. Взаимосвязь завистливости личности и ценностных ориентаций // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. -2013. - № 4. - С. 202-205

2. Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. - 1997. - Т. 18. - № 6. -С. 3-12.

3. Санникова О.П. Эмоциональность в структуре личности. - Одесса : Хорс, 1995. - 364 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.