Научная статья на тему 'Психология зависти'

Психология зависти Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18199
1386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Наталья Витальевна

В статье представлены различные трактовки дефиниции (зависть), показаны варианты проявления ее, защитные механизмы, факторы, облегчающие возникновение зависти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of envy

The author reveals the psychological essence of the concept "envy", peculiarities of its manifestation in males and females of different age and social status. Theories of its origin and mechanisms of protection are described.

Текст научной работы на тему «Психология зависти»

РАЗДЕЛ VI

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.923

Н. В.Дмитриева ПСИХОЛОГИЯ ЗАВИСТИ

Можете ли вы, отвечая честно на вопрос, сказать, что никогда и никому не завидовали? Если вы нормально функционирующий человек, то ответ будет отрицательным. И поскольку наше общество устроено так, что ни полной социальной справедливости, ни абсолютного равенства нет, не было и, вероятно, не будет, то зависть была, есть и будет.

Зависть понимается психологами неоднозначно. Это обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики черты личности, переживаний, чувств, мотиваций, эмоций, защитной реакции человека, связанных с его отношением к другим людям.

Словарь по этике (1983) трактует этот феномен как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица.

Зависть рассматривается как глубинное чувство человека, окрашенный в разрушительные тона аффект.

В современных учебниках зависть определяется как защитная реакция на угрозу Я, возникающая при невозможности реализовать свою потребность, например, в любви, власти, тяге к знаниям и др.

Было бы неправильно трактовать это чувство только как желание обладать неким отсутствующим объектом.

По мнению К. К. Платонова, структура зависти включает в себя соревнование,, страдание от мысли, что у другого есть желанное, чего у себя нет и вызванную этим ненависть к нему [5].

Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович понимают под завистью социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недоброжелательности по отношению к другим, как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако, по мнению Е. П. Ильина, такое понимание относится к завистливости как свойству личности [3].

В словаре психолога-практика С. Ю. Головина зависть определяется как проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые преимущества воспринимаются как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями [10].

Зависть представляет собой негативную эмоцию,, побуждающую совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости.

По мнению В. Joseph, чувство зависти часто бывает связано с трудностями в обучении, поскольку оно отражает нежелание человека признать факт, что другие способны передать ему ценные знания и опыт [14]. Автор ука-

зывает, что завистливый человек не способен успешно учиться, поскольку убежден в том, что уже и так все знает.

Что же является объектом зависти? По мнению А. Б. Орлова, люди завидуют обладанию конкретными вещами, дающими такие блага и преимущества, как карьерный рост, престиж, удовольствия, здоровье, комфорт [7]. Отсюда умелая эксплуатация зависти в рекламе всех товаров. Ряд социологов считают маркетинг порочной вещью, эксплуатирующей человеческие слабости, и призывают помнить, что крестьянка никогда не станет королевой, даже если будет использовать одежду и предметы туалета последней.

Грамотное проведение РЯ-кампании может сделать объектом зависти практически все что угодно. Вспомним классический пример удачного пиара Тома Сойера, успешно продавшего членам дворовой компании права на покраску забора и предварительно убедившего их в том, что этот сложный творческий акт способна совершить далеко не каждая, а только особо одаренная личность. В качестве оплаты он получил ряд радующих его предметов: пробку от графина, сломанную губную гармошку, дохлую крысу и еще несколько необходимых ему вещей.

Если руководствоваться метафорой "зависть - это тень любви", то зависть это желание "иметь" вместо "быть". Таким образом, ядром зависти является желание быть богатым, здоровым, любимым, счастливым, понятым, умным, состоявшимся и др.

По мнению А. Шопенгауэра, зависть естественна и свойственна любому человеку [11].

Мужчины и женщины завидуют примерно одинаково. Этот факт установлен в исследовании К. Муздыбаева [6]. Для обследования рабочих, служащих госсектора и частного сектора, руководителей, студентов, безработных и пенсионеров автор разработал анкету с утверждениями, степень согласия с которыми оценивалась ими по семибалльной шкале от "полностью согласен" до "совсем не согласен". В результате исследования обнаружено, что самую высокую склонность к зависти имеют студенты, а самую низкую - служащие госсектора.

\ Зависть присуща людям всех социальных слоев и даже, как Вы помните, царице из сказки Пушкина. «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» - спрашивает она у зеркала. Чего, казалось бы, ей не хватает? И царство есть, и сокровища, и привлекательность. Но перфекционизм стимулирует желание быть прекраснее всех, поэтому появление более красивой, по мнению зеркальца, девушки, привело завистницу к стрессу, неврозу, дезорганизации и смерти - «тут ее тоска взяла, и царица умерла».

Взаимосвязь актуализации зависти с возрастом показала наличие в жизни каждого человека трех периодов, когда склонность к зависти достигает максимума:

- 18-24 года - акцент на необходимости получения образования, приобретения и освоения профессии, обострение стремления быть конкурентоспособным;

- 30-34 года - период окончания адаптации к профессии;

- 55-59 лет-конец трудовой активности, интеграция жизненного опыта, достижений.

Эти периоды жизни являются наиболее значимыми для оценки успешности и достижений [6].

Обзор литературы по проблеме показывает наличие двух вариантов проявления зависти:

1. Скрытая. Люди обычно скрывают наличие такого чувства. К. Музды-баев единственный в России провел исследование феномена зависти. Опросив 700 человек, автор делает вывод, что зависть считается отрицательным, неприемлемым феноменом, поэтому «маскируется и обозначается по-другому». Несмотря на стремление к маскировке, практически каждому знакомо это чувство. Интернет на запрос "зависть" предлагает около 175 тысяч упоминаний. Сравнение с частотой упоминаний таких понятий, как "альтруизм" и "бескорыстие" выявляет около 24-х и 12-ти тысяч трактовок, соответственно.

Попытка скрыть переживаемое чувство зависти в древности объяснялась причислением ее к семи смертным грехам. Согласно Данте, завистников подвергали в чистилище наиболее страшным пыткам - сшивали им веки.

2. Открытая. Известный физиолог Г. Гельмгольц (1907) говорил, что по усиливающейся грубости противника можно судить о размерах собственного успеха.

А. Шопенгауэр относился к зависти как к пороку, предлагая душить ее как злого демона [11]. Современные психологи считают необходимым элементом нейтрализации зависти осознание наличия зависти, признание факта психологической защиты от нее и акцент на положительной составляющей структуры личности как основы последующей самоактуализации.

Человек защищается от зависти, отчуждая от себя это чувство посредством тех или иных защитных механизмов. Вслед за Фрейдом и его последователями мы выделяем несколько защитных механизмов, использование которых помогает искоренить эту проблему.

Отказ от деятельности из-за отсутствия необходимых способностей -наиболее примитивный механизм эго-защнты. Человек, испытывающий затруднения в овладении, например, математикой или языками, принимает решение не учить эти предметы.

Компенсация чаще всего выступает как компенсаторный механизм "черной" зависти. Отсутствие возможности активно действовать в целях удовлетворения насущной потребности (получения, например, желаемой должности) порождает ревностное наблюдение за сослуживцем, занявшим ее.

Считается особенно опасным, когда ограничение на достижение чего-либо желаемого накладывается обществом или государством. Так, например, человек, понимающий, что большое количество заработанных денег сопряжено с риском попасть в тюрьму, блокирует мотивацию достижения.

Защитное фантазирование используется с целью нейтрализации негативных переживаний.

Избегание проявляется как насмешки, равнодушие, цинизм, позволяющие избегать психологической травматизации, вызванной ощущением неполноценности своего существования.

Самовозвеличивание - попытка защититься от переживаемого чувства зависти неосознанным стремлением вызвать это чувство у окружающих. Фокусировка внимания на собственных достоинствах непродук-

тивна, т.к. вызывает тревогу и опасение, что окружающие будут вести себя агрессивно.

Вытеснение. Зависть редко проявляется открыто, поскольку даже если человек сильно переживает чувство зависти, он, как правило, вытесняет его в бессознательное.

Проекция. Стараясь избежать зависти, ее проецируют на окружающих.

Сублимация - высшая форма эго-защиты, позволяющая воплощать нереализованное влечение в творчество.

Способами защиты против зависти могут выступать (Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева):

Стремление к идеализации желаемого объекта. Желаемый объект настолько идеализируется, что находится вне достижения. Например, мать идеализируется как Природа со всеми присущими ей свойствами. Предмет восхищения при этом водружается на недосягаемый пьедестал, что порождает у завидующего чувство собственной никчемности.

Девальвация объекта. Зависть может трансформироваться в девальвацию женской прокреативности. Девальвация может отражать принижение роли женщины-матери и всех функций, связанных с рождением и воспитанием детей: оскорбительное название беременных женщин, отнесение деторождения к чисто биологическим функциям. Одновременно с этим возвышается роль мужчины. Процесс деторождения расщепляется на две части. Одна - духовная - оценивается очень высок». Другая - соматическая -девальвируется. Роль мужа, ответственного за спиритуальную часть, оценивается высоко, а женское предназначение - отвечать за телесный компонент - девальвируется.

Обесценивание предмета зависти может происходить как в реальности, так и в воображении. «А виноград-то зелен!». Вначале этот вариант защиты может вызвать некоторое облегчение, однако в последующем возникают новые проблемы.

Девальвация Self >а заключается в девальвации себя. Человек считает себя недостойным и несоответствующим каким-то нормам. Девальвация может приводить к развитию депрессивных и суицидальных тенденций, к выраженной агрессивности и враждебности, которые выступают как декомпенсация чувства неполноценности для того, чтобы скрыть это чувство от себя. У мужчин появляется страх того, что рожденный ребенок заменит его и "стянет" на себя все внимание матери. Это обусловлено, в частности, тем, что мужчина не принимает значительного участия в воспитании детей, особенно в ранние периоды их жизни. Возможна попытка присвоить себе женские силы (инициация). Эту попытку называют инкорпорацией ~ символическим повторением мужчиной процедуры рождения ребенка при полном исключении женщины с приданием этому ритуалу большой значимости.

При остром приступе зависти возможно самобичевание в виде преуменьшения собственной ценности.

Факторы, облегчающие возникновение зависти, подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относятся такие особенности личности, как:

- тщеславие и чрезмерное честолюбие (Аристотель); эгоизм и себялюбие (Десюоре); моральный эгоцентризм [1,2];

- каузальные заблуждения - восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения [17].

Внешние факторы включают в себя:

- близость в статусном положении завидующего завидуемому;

- реально существующую социальную несправедливость;

- наличие предмета зависти (например, желаемой должности);

- наличие объекта зависти (сослуживца, занявшего вожделенную должность);

- отсутствие возможности удовлетворить насущную потребность (занять желаемую должность).

Е. П. Ильин выделяет следующие предпосылки возникновения зависти у ребенка:

- конкурентный характер игр;

- депривация потребности в признании;

- осознание более низкого своего положения [3].

Психологи единодушно понимают под "черной" завистью крайнюю, наиболее отрицательную форму ее выражения, представляющую собой негативную эмоцию, побуждающую совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Проявлениями этого вида зависти могут быть подвохи, интриги, мрачные мысли, вплоть до стремления лишить жизни объект зависти (завидуемого). Завидующий при этом является источником большого количества продуцируемой негативной психической энергии, способной оказывать на завидуемого гипнотическое воздействие. В силу разной степени внушаемости, присущей практически каждому, противостоять "накрывающей" человека негативной волне нелегко. Межличностные контакты с такого рода "психологическими вампирами" эмоционально тяжелы. Такая зависть является, по сути, завистью - ненавистью.

"Белая" зависть, психологически и социально более "приемлемая" форма, рассматривается как своеобразный двигатель прогресса, экономики, как основа способности к конкуренции, азарту, достижению более высокого морального и статусного положения. Способность завидовать является мотивацией достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию, и может быть названа завистью- подражанием.

Помимо черной и белой, согласно А. Б. Орлову, выделяют красную и зеленую формы зависти [7]. "Красная" зависть как более продуктивная, по сравнению с двумя вышеперечисленными вариантами, ассоциируется с влюбленностью, обожанием, непреодолимым и страстным желанием обладания и восхищения. Это зависть-поклонение.

"Зеленая" зависть - это "Любовь к Единому" - возвышенное, редкое, катарсическое состояние подлинной влюбленности, знакомое по воспоминаниям самых ранних периодов детства. Эту зависть-любовь обозначают как "зеленую" по цвету жизни. Она плодотворна, многокомпонентна, неиссякаема и сильна.

Из вышеописанных видов зависти только "черная" ведет к деструкции, дезадаптации и дестабилизации личности. Остальные варианты могут явиться триггером позитивных устремлений, служащих основой мотивации дос-

тижения, успеха и саморазвития, и, если не ведут к прогрессу, то, во всяком случае, регресса тоже не вызывают, делая жизнь более интересной, красочной и содержательной.

Таким образом, учет многогранности и многокомпонентности зависти, умение выявить все ее грани и управлять ими позволит "перекрасить" "черную" зависть в белый цвет и сделать ее основой мотивации и личностного роста.

С нашей точки зрения, феномен зависти может проявляться на сознательном и бессознательном уровнях. Сознательный уровень - осознание более низкого своего положения. Бессознательный - активизация психологических защит, комплексов и архетипов, участвующих в формировании и проявлении зависти.

В рамках такого деления возможны следующие подуровни:

эмоциональный - переживания чувства досады, раздражения или злобы из-за более низкого своего положения;

поведенческий - дискредитация чужого успеха; разрушение, устранение предмета зависти, прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери");

мотивационный — возникающие при "черной" зависти мотивы блокировки чужого успеха, актуализирующиеся при остальных вариантах зависти конкурентные и соревновательные мотивы;

• невротический - развитие невротической симптоматики в случае деструктивного реагирования на чужой успех;

депрессивный - развитие депрессивной симптоматики; деструктивный - хроническое течение зависти вызывает деформацию личности, проявляющуюся в постоянном недовольстве, чувстве неполноценности, скрытности, тревожности, чувстве жалости к себе.

До сих пор у психологов отсутствует единая точка зрения на вопрос о происхождении зависти. По мнению Е. П. Ильина, в онтогенезе зависть как ситуативная реакция появляется достаточно поздно в результате морального эгоцентризма ребенка, конкурентного, соревновательного характера игр, депривации потребности в признании [3].

М. Лоуренс и М. Магуир утверждают, что зависть начинает проявляться на ранних этапах индивидуального развития ребенка, когда он вовлекается в диадные отношения [9].

Существует и иная точка зрения на возникновение чувства зависти. Созданная Фрейдом в первые десятилетия двадцатого века теория о зависти женщин к пенису, как известно, признана спорной. Единомышленница Фрейда Джульетт Митчелл писала: «Нет фаллоса - нет власти, если, конечно, женщина не найдет способа его заполучить» [16].

Некоторые коллеги Фрейда обвинили его в предвзятом отношении к женщинам. Карен Хорни противопоставила фрейдовской теории свою точку зрения, согласно которой мужчины завидуют женщинам и потому подавляют их и ограничивают их возможности к самореализации [12].

До сих пор остается спорным вопрос о том, является зависть врожденной или приобретенной (вызванной внешними факторами). Причина этого спора порождает основное противоречие психоанализа, заключающееся в разных точках зрения психоаналитиков на причины переживания ребенком чувства зависти.

Так, согласно, например, М. Клейн, зависть является врожденным, связанным с инстинктом смерти и имеющим деструктивный характер чувством. Автор утверждала, что люди рождаются с «разными конституциональными тенденциями в плане выражения зависти...» [15]. Эти тенденции могут усиливаться в зависимости от опыта внутриутробного развития и родов. По мнению автора, каждый ребенок переживает по отношению к первому объекту любви (материнской груди или замещающей ее бутылочке) чувство зависти, которое рождается от осознания того, что источник питания, любви и комфорта не является его собственностью. Клейн считала зависть исключительно внутрипсихическим феноменом, не придавая должного значения ни семейной динамике, ни другим внешним факторам.

Винникотг придерживается аналогичных взглядов, считая, как и Клейн, мать основным источником зависти ребенка.

В «Критическом анализе понятия зависти» W. G. Joffe утверждает, что младенцы не способны в должной степени переживать чувство зависти [13]. Автор не согласен с Клейн в том, что неосознанная зависть имеет исключительно деструктивный характер, подчеркивая ее связь с чувством любви и восхищения, указывая тем самым на возможную конструктивную функцию зависти. Деструктивный характер имеет лишь неосознанная зависть. Понимание, чему именно завидуешь, помогает добиться обладания теми же достоинствами, либо признать свои недостатки.

Карл Абрахам и Эрнст Джонс считали, что это чувство возникает постепенно в процессе развития ребенка и его контактов с окружающей средой [13].

Знание вышеописанных теорий происхождения зависти оказывает существенную помощь в психотерапевтическом процессе. По мнению М. Лоу-ренс, М. Магуир, если маленькой девочке, переживающей зависть, никто из значимых близких не поможет справиться с этим чувством и с многими другими трудными ситуациями, она начинает думать о своей ущербности [9]. В старшем возрасте на сеансах психоанализа такие клиентки жалуются на никчемность и беспомощность. Если психотерапевт, в отличие от родителей, позволяет клиентке проявить раздражение и гнев, она начинает ощущать способность специалиста понять ее агрессивные выражения, вытерпеть их и трансформировать в конструктивные переживания.

В связи с вышеизложенным, родителям и значимым близким необходимо профилактировать формирование у ребенка субмиссивных поведенческих паттернов, направленных на подчинение обстоятельствам, и акцентировать ассертивное поведение, способствующее развитию сильных сторон его ребенка.

По мнению Клейн, работа с чувством зависти связана с материнским переносом. Переживания клиенток помогают понять их чувства и осознать, что девочки обретают уверенность в себе в результате идентификации с матерью.

Joffe (1969), в отличие от Клейн, уделял зависти в процессе анализа гораздо меньшее внимание, считая это чувство связанным с имеющими место в анамнезе психологическими проблемами. Автор полагал, что по мере преодоления трудностей зависть исчезнет сама собой. Исследуя проблему патологической зависти, он обратил внимание на то, что некоторые люди с

рождения оказываются неспособными управлять чувством интенсивной зависти, в то время как другие вследствие своей природы или благодаря психотерапии укрепляли способность справляться с ней.

Можно выделить следующие задачи психолога и педагога в устранении зависти:

1. Критический анализ и осознание сути феномена зависти как естественного и неотъемлемого желания каждого быть счастливым, здоровым, любимыми пр. Неосознанная зависть препятствует успешному обучению, личностному росту, проявлению креативности.

2. Признание зависти. Признать зависть иногда чрезвычайно трудно, поскольку это сопряжено с необходимостью смириться с наличием собственной беспомощности, острой потребности в чем-либо.

3. Нейтрализация отрицания наличия зависти у себя, поскольку страх признаться в зависти трансформируется в другие, более деструктивные психические симптомы и состояния.

4. Акцент на собственных преимуществах.

5. Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

6. Развитие способности признавать ценность собственных нужд и потребностей, соперничать с другими в случае необходимости, стремясь к их удовлетворению, противоречит чувству зависти, связанному с ощущением собственной неадекватности и ущербности.

7. Трансформация "черной" зависти в здоровую конкуренцию.

8. Повышение уровня идентификации со значимыми другими.

9. Повышение социального статуса.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М.: МГУ, 1978. - С. 16-64.

2. Дескюре, Ж. Б. Ф. Зависть и ревность / Ж. Б. Ф. Дескюре. - СПб.: Изд-во В.И.Губинского, 1989.

3. Ильин, ЕЛ. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.

4. Короленко, Ц. П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 667 с.

5. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.,1984.

6. Муздыбаев, К. Психология зависти / К. Муздыбаев // Психологический журнал. - 1997.-№ 6. - С. 3-11.

7. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Учебное пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. - М.: «Академия», 2002. - 272 с.

8. Психология: Словарь-справочник. - Минск, 1998.

9. Психотерапия женщин / Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. - СПб.: Питер, 2003.-208 с.

10. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин-М.: ACT, 2001. - 976 с.

11. Шопенгауэр, А. Афоризмы и истины / А. Шопенгауэр. - Харьков: Фолио, 2000.

12. Horney, K. (1926) "The Flight from womanhood" in J. Baker Miller (ed.), Psychoanalysis and Women / K. Horney. -London: Penguin, 1984.

13. Joffe, W. G. (1969) "A critical review of the status of the envy concept" / W.G. Joffe // International Journal of Psycho-Analysis. - № 50. P. 533-545.

14. Joseph, B. (1986) "Envy in everyday life", in E. Bott Spillius & M.Feldman (eds), Psychic Equilibrium and Psychic Change / B. Joseph. - London: Routledge, 1989.

15. Klein, M.( 1957) "Envy and gratitude", in Envy and Gratitude and Other Essays, Delta edition / M. Klein. - N.Y.: Dell Co., 1977.

16. Mine hell, J. (1974) Psychoanalysis and Feminism / J. Minchell. - London, Allen Lane.

17. Schoeck, H. Envy: A Theory of Social Behavior / H. Schoeck. - N.Y.: Hacourt, Brace and Word, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.