Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТАБАКОКУРЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТАБАКОКУРЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАКОКУРЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТАБАКОКУРЕНИЮ / НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / TOBACCO SMOKING / PSYCHOLOGICAL ATTITUDE TO TOBACCO SMOKING / NICOTINE ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бражник Н.А.

В статье анализируются эмпирические данные по выявлению социально-психологических особенностей отношения к табакокурению у молодежи на индивидуальном и групповом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бражник Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF THE RELATIONSHIP TO SMOKING TODAY'S YOUTH

The article analyzes empirical data on the identification of socio-psychological characteristics of the attitude to Smoking among young people at the individual and group levels.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТАБАКОКУРЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 159,91

Бражник Н. А. студент 5 курса факультет психолого-педагогический КИПУ «Крымский инженерно-педагогический университет» Россия, Симферополь ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТАБАКОКУРЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье анализируются эмпирические данные по выявлению социально-психологических особенностей отношения к табакокурению у молодежи на индивидуальном и групповом уровнях.

Ключевые слова: табакокурение, психологическое отношение к табакокурению, никотиновая зависимость.

Brazhnik N. A.

5th year student faculty of psychology and education PILE, "Crimean engineering and pedagogical University» Russia, Simferopol AN EMPIRICAL STUDY OF THE RELATIONSHIP TO SMOKING TODAY'S YOUTH

Annotation. The article analyzes empirical data on the identification of socio-psychological characteristics of the attitude to Smoking among young people at the individual and group levels.

Keywords: tobacco Smoking, psychological attitude to tobacco Smoking, nicotine addiction.

Актуальность темы исследования. Курение - один из ведущих факторов риска формирования зависимого (аддиктивного) от химических веществ поведения, разрушающего физическое, психическое, репродуктивное и социальное здоровье.

Известно, что в настоящее время курение получило чрезвычайно широкое распространение. Употребляют никотин приблизительно треть населения планеты. По данным ВОЗ зависимым является каждый седьмой. Ежегодно 400 тысяч человек умирают от последствий систематического вдыхания табачного дыма. В России никотинозависимостью страдают по разным подсчетам от 37 до 40% населения [4].

Крайне серьезна ситуация, связанная с высоким уровнем распространенности табакокурения среди детей, подростков и юношей. В значительной степени это определяет неблагоприятный прогноз состояния здоровья населения в ближайшем будущем.

В последние годы все большее распространение этой пагубной привычки вызывает крайнюю обеспокоенность не только ученых и врачей различных специальностей, но и психологов, педагогов и социологов. Это

беспокойство с вязано с тем, что, несмотря на активное распространение информации о вреде никотина, многие люди, особенно молодежь, не считают курение вредным для здоровья [1].

Курение высокими темпами распространяется в младших социально-демографических группах. Поэтому профилактика и снижение распространенности курения в современном обществе - это важнейшая медицинская, биологическая, социальная, психологическая, политическая и экономическая проблема. Этим определяется актуальность исследования отношения к табакокурению современной молодежи с целью разработки эффективных методов профилактики этой вредной привычки [3].

Цель данной статьи - выявление социально-психологических особенностей отношения к табакокурению у молодежи на индивидуальном и групповом уровнях.

Основной материал. С целью изучения психологических особенностей отношения студентов к табакокурению на базе КИПУ было проведено исследование, в котором приняло участие 84 студента, из которых 70 девушек и 14 юношей в возрасте от 17 до 24 лет.

При решении поставленных задач мы опирались на положения теории психологических отношений человека, разрабатывавшейся в отечественной психологии А.Ф. Лазурским и В.Н. Мясищевым и получившие дальнейшее развитие в работах Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой, В.А. Зобкова, В.П. Познякова, И.Е.Сушкова, H.H. Обозова и др.

Объект исследования - психологические особенности никотиновой зависимости.

Предмет исследования - психологическое отношение к табакокурению курящих и некурящих студентов.

Гипотеза исследования: на формирование отношения студентов к табакокурению влияют различные личные и социальные факторы.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Подобрать психологические методики для исследования влияния личностных детерминант на эмоциональное выгорание воспитателей ДОУ

2. Экспериментально исследовать психологические особенности отношения молодежи к табакокурению.

3. Выявить личностные: особенности, поведенческие характеристики и специфику социальной среды курящих и некурящих юношей и девушек.

4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для профилактики табакокурения в образовательных учреждениях.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом - подготовительном этапе - была создана выборка исследования, подобраны методики и подготовлен стимульный раздаточный материал.

Методики исследования:

1. Анкета «По проблеме табакокурения (для интернов и студентов).

2. Анкета «Определение уровня знаний студентов о вреде курения и роли медицины и психологии в борьбе с ней».

3. Тест Д. Хорна «определение типа «курительного поведения.

4. Тест Фагерстрема «Оценка степени никотиновой зависимости».

На втором этапе было проведено непосредственное исследование. На

третьем этапе полученные результаты были обработаны, систематизированы и подвергнуты количественной и качественной обработке.

Данные обрабатывались в пакете программ «^ТАТКТГСА 6:0». При первичной обработке данных рассчитывалось процентное распределение. Различия как внутри выборок, так и между ними определялись помощью и-критерия Манна-Уитни [2], [5].

Итогом работы стало выявление психологических особенностей отношения студентов к табакокурению, а также личностных особенностей курящих и некурящих юношей и девушек.

Проведение констатирующего эксперимента опиралось на разработанную нами теоретическую и эмпирическую модели отношения к табакокурению (табл.1,2).

Таблица 1

Теоретическая модель исследования (компоненты влияющие на отношение к курению)

Когнитивный Эмоциональный Поведенческий

Позиция в отношении пользы/вреда курения. Знание о вреде курения. Знание о роли профессиональных групп занимающихся профилактикой табакокурения Образ курящего и не курящего человека Определение общей направленности отношений к табакокурению (положительные, нейтральные, отрицательные, противоречивые. Эмоциональные переживания, способствующие началу употребления и продолжению табакокурения Зависимость от никотина

Таблица 2

Эмпирическая модель исследования

Исследуемые компоненты Исследуемые характеристики Используемые методики

Когнитивный компонент Отношение к своему физическому и психическому состоянию Отношение к курящим и некурящим людям Отношение к профессиональным группам которые занимаются профилактикой табакокурения Тест Д. Хорна «определение типа «курительного поведения» Методические рекомендации «Оказание медицинской помощи взрослому населению по профилактике и отказу от курения» Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 14-3/10/1-2817 1 июня 2012 Анкета «По проблеме табакокурения (для интернов и студентов) (ГБОУ ДПО ПИУВ Минздравсоцразвития РФ) Анкета «Определение уровня знаний студентов о вреде курения и роли медицины и психологии в борьбе с ней» ГБОУ ДПО ПИУВ Минздравсоцразвития России

Эмоциональный компонент Определение общей направленности отношений к табакокурению (положительные, нейтральные, отрицательные, противоречивые. Определение эмоциональных переживаний, способствующих началу употребления и продолжению табакокурения Анкета «По проблеме табакокурения (для интернов и студентов) (ГБОУ ДПО ПИУВ Минздравсоцразвития РФ) Анкета «Определение уровня знаний студентов о вреде курения и роли медицины и психологии в борьбе с ней» ГБОУ ДПО ПИУВ Минздравсоцразвития России Тест Д. Хорна «определение типа «курительного поведения

Поведенческий Определение Тест Фагерстрема «Оценка степени

компонент субъективной никотиновой

активности в зависимости»

отношении Тест Д. Хорна «определение типа

табакокурения «курительного поведения»

Тест «Определение степени мотивации и

готовности к отказу от курения

Методические рекомендации «Оказание

медицинской помощи взрослому населению по

профилактике и отказу от курения»

Министерства здравоохранения и социального

развития РФ от 5 мая 2012 г. № 14-3/10/1-2817

01.06. 2012г.

Проведенное анкетирование показало, что в исследованной нами группе студентов курят постоянно 15%, редко 12%, не курят 73% (рисунок 1).

Да, редко; 12%

НЕТ; 73

Рисунок 1. Ответы респондентов на вопрос «Курите ли вы?»

Считают, что курение опасно для здоровья 82% респондентов, не опасно - 8% и не смогли определиться с ответом 10% (рисунок 2).

не знаю; 10%

Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос «Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?»

В ходе обработки данных исследования, мы определили когнитивную составляющую отношения к табакокурению: курящие респонденты хорошо осведомлены о пагубном влиянии курения на здоровье, 82% из них считают опасным курение, так как их физическое состояние с каждой выкуренной сигаретой ухудшается. Большинство их курящих респондентов (79%) выкуривают от 1-10 сигарет ежедневно, многие из этих респондентов находятся на этапе психологического отказа от курения.

В результате проведённого исследования было выявлено что курение практически не оказывает влияние на взаимоотношение между курящими и не курящими людьми, у 82% опрошенных студентов отношение не меняется только 2% стараются не общаться с курящими одногруппниками и 15% общаются только по учебе.

Мнение респондентов о том, кто должен информировать население о вреде курения и возможностях отказа от курения значительно разделились СМИ 27%, никто это дело каждого 29%, родственники и СМИ 15%, медицинский работник и СМИ 8%, родственники 7%, медицинский работник 14%.

В ходе исследований эмоционального компонента, было определена общая направленность отношений к табакокурению: 78% респондентов считают, что в курении нет ничего положительного. Остальные респонденты выделяют следующие эмоциональные положительные эффекты курения: расслабление (26%), успокоение (26%), общение (11%). Затрудняются с ответом при выделении положительных сторон курения 37 % респондентов. Определены эмоциональные переживания, способствующих началу употребления и продолжению табакокурения: большинство респондентов 57% начинают курить из- за друзей. Таким образом, одна из основных причин курения - это окружение. Не хотят бросать курить 9% респондентов

курильщиков. хотят бросить курить ближайшее время 52% и 39% не в ближайшее. Основная причина отказа от курения -это пагубное влияния на свое здоровье (70%), финансовые трудности (9%), стресс (22%).

Основная причина, по которой начинают курить это друзья 57, стресс 30%, интерес 13%.

Изучив ответы респондентов мы выяснили что большинство начинают курить в следствии влияние друзей 57%, 70% делали попытки отказа от курение к сожалению люди возвращались к этой плохой привычки, большинство 57% из-за друзей.

Для того чтобы найти психологическую истинную причину табакоупотребления использовался тест Д.Хорна определения типа «курительного поведения»: поддержка 70%, расслабление 26%, жажда 4%, стимуляция и игра с сигаретой 0% (рисунок 3)

Рисунок 3. Результаты, полученные по Тесту Д. Хорна «определение типа «курительного поведения»

Не хотят бросать курить 9% респондентов курильщиков хотят бросить курить ближайшее время 52% и 39% не в ближайшее время .Основная причина отказа от курения это пагубное влияния на свое здоровье 70% финансовые трудности 9%, пройдет стресс 22%. У 58% респондентов друзья курят, 42% нет.

У 62% опрошенных по тесту Фагерстрема очень слабая зависимость, очень высокая зависимость 4%, высокая зависимость 4%, средняя зависимость 13%, слабая зависимость 17% (рисунок 4).

Рисунок 4. Результаты, полученные по тесту Фагерстрема «Оценка степени никотиновой зависимости»

У опрошенных респондентов очень высокая мотивация отказа от курения 53%, слабая мотивация 30% и нет мотивации 17%. Поведенческий компонент определяет субъективную активность в отношении табакокурения, большинство респондентов курят по причине поддержки 70% (рисунок 17), большинство хотят бросить 91%(в ближайшее время 52% и не в ближайшее время 39%) (рисунок 18), по причини пагубного влияния на здоровье 70%(рисунок 19), у большинства слабая зависимость 62% (рисунок 25) при этом 53% респондентов с высокой мотивацией отказа от курения и только 30% слабой мотивацией (рисунок 26). Можно утвердить, что большинство опрошенных курильщиков готовы бросить курить и нуждаются в поддержки, 58% опрошенных студентов друзья курят, при отказе их от курения 39 % тоже готовы бросить курить.

Сравнив родителей курящих и не курящих респондентов, выявили что у большинства курящих студентов родители курят на 14% больше чем у не курящих, тем самым мы можем выявить, что родители оказывают пагубное влияние и прививают плохую привычку.

Для выяснения того, какие личностные особенности характерны для курящих респондентов, родители которых курят и не курят были проанализированы результаты выполнения ими теста Фагерстрема. Различия как внутри выборок, так и между ними определялись с помощью и-критерия Манна-Уитни (рисунок 5).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ Слабая зависимость □ Средняя зависимость □ Высокая зависимость

Рисунок 5. Выраженность степени никотиновой зависимости по тесту Фагерстрема у респондентов в зависимости от курения родителей

Для респондентов, у которых родители не курят характерны средние показатели, полученные по всем степеням никотиновой зависимости (33%, 33% и 20 %). У респондентов, у которых родители курят, преобладает высокая степень никотиновой зависимости (50%). При этом самая большая выраженность различий получилась у респондентов курящих и некурящих родителей с высокой степенью никотиновой зависимостью (и=4, при р=0,024) и со слабой степенью никотиновой зависимостью (и=5,5, при р=0,04). При средней степени никотиновой зависимости различия между респондентами, у которых родители курят, и респондентами, у которых родители не курят, несущественны.

Таким образом, курение родителей непосредственно влияет на курение юношей и девушек, а также на степень никотиновой зависимости последних.

Выводы. Экспериментально исследованы психологические особенности отношения молодежи к табакокурению: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Эмоциональный компонент отношения к курению: большинство респондентов считают, что в курении нет ничего положительного. Респонденты выделяют следующие эмоциональные положительные эффекты курения: расслабление, успокоение, общение. 8. Поведенческий компонент отношения к курению: исследование показало, что у курящих юношей и девушек большинство родителей курящие. У некурящих студентов большинство родителей некурящие. Это говорит о том, что курению юношей и девушек способствует курение их родителей, как один из главных факторов. Сравнив родителей курящих и не курящих респондентов, выявили что у большинства

У

/

/

/ 50%

/1

/ у ОГШ/ 30% 33% 33%

/ 17% у 20% /

/

Г / л-- У -У

Респонденты, родители Респонденты, родители

которых курят которых не курят

курящих студентов родители курят, тем самым мы можем утверждать, что родители оказывают пагубное влияние и прививают плохую привычку своим детям.

Использованные источники:

1.Баранов А.А. Табакокурение детей и подростков. Гигиенические и медикосоциальные проблемы и пути решения/А.А.Баранов. - М.: Литтерра, 2007. - 216 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Боровиков В.П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. 2-е изд. - М.: КомпьютерПресс, 2001. - 301 с.

3.Гребенюк А.А. Психологическая зависимость от наркотических вещест/А.А.Гребенюк. - Симферополь: Таврия, 1999. - 186с.

4.Дальке Р., Дальке М. Психология курения/ Р.Дальке, М.Дальке. - СПб.: Весь, 2010. - 176 с.

5.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / Ермолаев О.Ю. - 3-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.