Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование особенностей самоотношения у студентов и подростков'

Эмпирическое исследование особенностей самоотношения у студентов и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1169
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ГИПОТЕЗА / САМООТНОШЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / ПОДРОСТКИ / RESEARCH / HYPOTHESIS / CHARACTERISTICS OF SELF-RELATION / PSYCHOLOGICAL FEATURES / TEENAGERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чиркова В.С., Махинова О.В.

В статье описаны объект, предмет, база и результаты эмпирического исследования. Сформулированы выводы об определенных различиях в выраженности отдельных компонентов самоотношения подростков и студентов. Предложены рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF THE PECULIARITIES OF SELF-ATTITUDE IN STUDENTS AND ADOLESCENTS

In article an object, a subject, base and results of empirical research are described. Conclusions about certain differences in expressiveness of separate components of the self-relation of teenagers and students are formulated. Recommendations are offered.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование особенностей самоотношения у студентов и подростков»

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ У

СТУДЕНТОВ И ПОДРОСТКОВ

В.С. Чиркова1, студент

О.В. Махинова , преподаватель

воронежский государственный университет

2Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Воронеж)

DOI:10.24411/2500-1000-2019-11379

Аннотация. В статье описаны объект, предмет, база и результаты эмпирического исследования. Сформулированы выводы об определенных различиях в выраженности отдельных компонентов самоотношения подростков и студентов. Предложены рекомендации.

Ключевые слова: исследование, гипотеза, самоотношение, психологические особенности, студенты, подростки.

Предположение о том, что существуют определенные различия в выраженности отдельных компонентов самоотношения подростков и студентов, а именно: у первых превалирует внутренняя конфликтность, отраженное самоотношение часто имеет низкие значения, у вторых повышается самоценность, позволило провести эмпирическое исследования с целью проверки.

В качестве объекта исследования рассматривается психологическая характеристика личности подростков и студентов -самоотношение.

Предметом исследования стали отличительные особенности данного феномена.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что существуют определенные различия в выраженности отдельных компонентов самоотношения подростков и студентов, а именно: у первых превалирует внутренняя конфликтность, отраженное самоотношение часто имеет низкие значения, у вторых повышается самоценность.

Базой эмпирического исследования служат МАОУ «СПШ № 33» и МА-ОУ «СОШ № 24» г. Старый Оскол Белгородской области, Воронежский государственный университет и Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко. Выборку исследования составляют 55 учеников 6 и 7 классов, 55 студентов разных курсов факультетов

философии и психологии ВГУ (20 опрошенных), ПММ ВГУ (20) и лечебного факультета ВГМУ им. Н. Н. Бурденко (30).

Для проведения эмпирического исследования выбран метод стандартизированного самоотчета. Он позволяет собрать достаточно большой объем данных об осознаваемых сторонах личности. Использовалась методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева [1].

При обработке и анализе данных эмпирического исследования использованы конкретные количественные и качественные методы.

Количественный анализ включает ряд процедур. Сначала для отдельных шкал каждой методики производится подсчет сырых баллов. В эмпирической части нашего исследования необходимо определить значимость различий между отдельными аспектами самоотношения у подростков и студентов. Мы не можем заранее утверждать, что в каждой выборке дисперсия будет иметь одно и то же значение, поэтому наиболее эффективным представляется для осуществления сравнительного анализа использовать критерий Стьюден-та [2].

Последующий качественный анализ проводится с учетом полученных статистических данных. Он включает дифференциацию эмпирического материала по вариантам, развернутое описание и психо-

логическую интерпретацию с опорой на избранную теоретическую позицию.

Результаты исследования показали, что среди студентов низкие значения по шкале «закрытость» (социальная желательность «Я») имеет 1 человек, средние - 45, высокие - 9. Низкий уровень самоуверенности продемонстрировали 4 испытуемых, средний - 38, высокий - 13. Саморуководство у 6 студентов обладает низкими показателями, у 37 - средними, у 12 - высокими. Шкала отраженного самоотношения представлена следующими результатами: 2 об-

следуемых показали низкие значения, 45 -средние, 8 - высокие. Самоценность у 3 студентов была низкой, у 30 - средней, у 22 - высокой. Низким самопринятием обладают 7 испытуемых, средним - 37, высоким - 11. Самопривязанность 10 студентов имела низкие значения, 40 - средние, 5 - высокие. Шкала внутренней конфликтности у 11 обследуемых представлена низкими показателями, у 42 - средними, у 2 -высокими. Низким уровнем самообвинения обладают 11 студентов, средним - 38, высоким - 6.

Рис 1. Выраженность отдельных компонентов самоотношения у студентов (в %)

В выборке подростков были получены следующие результаты. По шкале «закрытость» 10 испытуемых набрали высокий балл, 45 - средний. Низкий уровень самоуверенности выявлен у 6 подростков, средний - у 44, высокий - у 5. Саморуководство 6 обследуемых имеет низкий показатель, 32 - средний, 17 - высокий. Отраженное самоотношение 9 подростков представлено низкими значениями, 43 -средними, 3 - высокими. Относительно самоценности было выявлено, что 4 человека данной выборки обладают низким

уровнем, 43 - средним, 8 - высоким. По шкале самопринятия 7 испытуемых набрали низкий балл, 38 - средний, 10 - высокий. Самопривязанность 3 обследуемых оказалась низкой, 44 - средней, 8 - высокой. Низкий показатель внутренней конфликтности отражен в результатах 4 подростков, средний - 47, высокий - 4. Наконец, по шкале самообвинения 8 обследуемых показали низкие значения, 38 - средние, 9 - высокие. С помощью рисунка 2 можно увидеть полученные данные в процентном соотношении.

Рис. 2. Выраженность отдельных компонентов самоотношения у подростков (в %)

На рисунке 3 представлено процентное соотношение компонентов самоотношения по выборке в целом.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

S

S

-iS

^ У3 /

О*

/

Низк. Сред. Выс.

Рис. 3. Выраженность отдельных компонентов самоотношения в общей выборке (в %)

Согласно приведенным данным, видно, что в целом преобладают средние значения по отдельным компонентам самоотношения. Однако можно выявить и некоторые отличия в частоте встречаемости низких и высоких показателей в выборках студентов и подростков. Согласно рисункам 1 и 2, обучающиеся вузов имеют больше высоких значений самоуверенности, отраженного самоотношения, самоценности. По сравнению с подростками у них меньше высоких показателей самору-

ководства, чаще встречаются низкие уровни самопривязанности, самообвинения, внутренней конфликтности. Значимость различий в степени выраженности компонентов самоотношения также в дальнейшем проверяется с помощью критерия Стьюдента.

Значимость различий между отдельными аспектами самоотношения подростков и студентов была определена с помощью критерия Стьюдента. Подвергались проверке следующие гипотезы: Ь0 - отсутст-

вие значимых различий между выборками подростков и студентов по конкретному компоненту самоотношения, - наличие значимости различий между выборками подростков и студентов по конкретному компоненту самоотношения.

В ходе статистического анализа установлено, что значимо отличались такие компоненты, как отраженное самоотношение (1=2,9), самоценность (1=3,1), самопривязанность (1=2,8), внутренняя конфликтность (1=2,8). При уровне статистической значимости различий а<0,05 1крит=1,97, при а<0,01 1крит=2,61. Согласно данным результатам и рисункам 1, 2, можно сказать, что у подростков зеркальное «Я» характеризуется более низкими значениями, чем у студентов. Это значит, что в отрочестве субъекты склонны думать, что в глазах других людей они не способны вызывать симпатию и уважение. Это может быть связано с тем, что, как мы говорили выше, подросток воспринимает отношение окружающих к нему довольно субъективно, любая реакция со стороны другого человека может тщательно осмысливаться и интерпретироваться, причем часто в негативном ключе. Возможно, что поведение взрослых оказывает определенное влияние на уровень данного аспекта самоотношения личности. Порой родители, учителя склонны сетовать на поведение подростка, жаловаться на его неуправляемость и прочее. Они могут продолжать любить его или просто нормально относиться, но подросток в силу возрастных особенностей начинает думать, что он не может вызывать у окружающих положительные чувства. Студенты же отходят от негативной окраски зеркального «Я», они осознают, что осуществляемая ими учебно-профессиональная, общественная деятельность может позитивно восприниматься другими людьми.

Различия в выраженности самоценности проявляются в следующем. Обучающиеся вузов обладают более высокими показателями этого компонента по сравнению с подростками. Это можно объяснить тем, что студенческий возраст характеризуется развитием глубокой рефлексии, молодые люди лучше осведомлены во многих гра-

нях своей личности, что находит отражение в осознании собственной ценности, уникальности. Как было сказано в теоретической главе, самоценность у студентов более стабильна, поскольку складывается четкая, многомерная и устойчивая система представлений о себе.

Опираясь на рисунки 1, 2 и полученные данные по критерию Стьюдента, также можно сделать вывод о том, что студенты обладают меньшей самопривязанностью, чем подростки. Объяснения можно найти в особенностях студенческой среды. Обучаясь в вузе, человек знакомится с новыми людьми, имеющими иные взгляды, представления. Студент часто знакомится с бытом и нравами другого города. Это в свою очередь меняет его кругозор, предопределяет готовность субъекта включать новые аспекты в свое «Я». Студент понимает, что для того, чтобы успешно устроиться в жизни, что особенно актуально в данный период, ему нужно совершенствоваться, развиваться, что также находит отражение в более низких показателях самопривязанности, предполагающих установку меняться по сравнению с наличным состоянием.

Внутренняя конфликтность подростков более выражена по сравнению со студентами. Как мы знаем, отрочество отличается тем, что для субъекта открывается его собственный внутренний мир, ему интересно абсолютно все, что связано с собственной личностью. Подросток тщательно анализирует каждое свое проявление. Это может доходить до крайностей в виде самокопания и недовольства собой, в связи с чем, возникают всевозможные внутренние конфликты.

В области неопределенности оказались значения самоуверенности. Исходя из этого, нельзя сделать точных выводов о значимости различий между выраженностью данного компонента у подростков и студентов. Вероятно, следует увеличить объем выборок для уточнения данного аспекта.

Таким образом, часть гипотезы, которая касалась различий особенностей самоотношения исследуемых возрастных периодов, подтвердилась с утверждением, что

студенты склонны иметь меньший уровень самопривязанности, чем подростки.

По результатам эмпирического исследования можем сформулировать следующий вывод: существуют определенные различия в выраженности отдельных компонентов самоотношения подростков и студентов: у первых превалирует внутренняя конфликтность, а отраженное самоотношение часто имеет низкие значения, у вторых - повышается самоценность. Часть гипотезы подтвердилась. Необходимо также добавить, что студенты отличаются меньшим уровнем самопривязанности.

В связи с результатами исследования можно предложить следующие рекомендации:

1.Для студентов будет целесообразно ознакомиться с данной исследовательской работой путем самостоятельного изучения соответствующей литературы, чтобы лучше понять особенности собственного самоотношения. Это может способствовать формированию более объективного отношения к себе и к возможным способам решения конфликта.

2. Подросткам желательно ознакомиться с данной исследовательской работой путем самостоятельного изучения соответствующей литературы или в рамках психологического просвещения для формирования более четкого представления о себе и своем поведении в рамках рассматриваемого феномена. Это актуально в отрочестве, поскольку субъект особо заинтересован в изучении своего внутреннего мира, и возможно, будет способствовать определенным изменениям в области самоотношения. Узнав, что низкое отраженное самоотношение является характерным для отрочества, подросток, возможно, поймет, что на самом деле окружение может воспринимать его не так, как ему кажется. Это в некоторой степени поможет улучшить эмоциональное состояние. Осознание того, что высокий уровень внутренней

конфликтности - нормальное явление для подросткового возраста, в какой-то мере может успокоить человека, который обладает данной особенностью.

3. Учителям общеобразовательных учреждений знакомство с данной темой сможет детерминировать ориентацию педагога на индивидуальный подход к каждому ученику. Знание того, что подростковый возраст характеризуется пониженными значениями зеркального «Я», позволит вести себя более осторожно и тактично по отношению к ученику, не допускать использования негативно оценивающих фраз в его адрес.

4. Преподаватели вузов могут строить образовательный процесс с опорой на полученные данные. Например, поскольку студенты в большей степени характеризуются более низким уровнем самопривязанности, то можно активно включать в учебную работу творческий компонент, и, акцентируя внимание на необходимости к самосовершенствованию, преподаватель может подкреплять данную особенность студентов [3].

5. Психологам, работающим в сфере высшего и среднего образования, при оказании психологической помощи студентам и подросткам следует учитывать особенности самоотношения в данных возрастах. Значимо дать понять обратившемуся за психологической поддержкой, что то, что с ним происходит (например, высокий уровень внутренней конфликтности у подростка) - это нормально. Целесообразно изложить и возможные причины, которые могут быть связаны с возрастом [3]. В образовательном учреждении важна совместная работа педагога и психолога. Психолог может помочь педагогу в определении оптимального стиля поведения в отношении школьников с разным уровнем кон-фликтогеннсти, в отборе соответствующих методов обучения и воздействия на них [4].

Библиографический список:

1. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.

2. ХарченкоМ. А. Теория статистического вывода. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 80 с.

3. Махинова О.В. Психологические особенности студенческого возраста. Педагогический процесс и работа психолога / О.В. Махинова, В.С. Чиркова // Вопросы педагогики. -2017. - № 7. - С. 54-57.

4. Махинова О.В. Различия доминирующих стратегий поведения в конфликте у подростков и студентов / В.С. Чиркова, О.В. Махинова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 5-1. - С. 234-237.

EMPIRICAL STUDY OF THE PECULIARITIES OF SELF-ATTITUDE IN STUDENTS

AND ADOLESCENTS

V.S. Chirkova1, student O.V. Makhinova , lecturer Voronezh State University

2Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko (Russia, Voronezh)

Abstract. In article an object, a subject, base and results of empirical research are described. Conclusions about certain differences in expressiveness of separate components of the self-relation of teenagers and students are formulated. Recommendations are offered.

Keywords: research, hypothesis, characteristics of self-relation, psychological features, teenagers, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.