Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / АГРЕССИВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / РИГИДНОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Аксенова Полина Юрьевна, Никитина Юлия Ренатовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования негативных эмоциональных состояний у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что негативные эмоциональные состояния, накапливаясь незаметно, значительно разрушают адаптационные ресурсы и могут провоцировать как деструктивные, так и суицидальные тенденции. В связи с этим очень важно грамотно диагностировать негативные эмоциональные состояния сотрудников и оказать качественную психокоррекционную помощь. Выборку испытуемых составили 80 сотрудников ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области. Для достижения целей исследования нами исследовались теоретические и практические методы и следующие методики: 1) «Индивидуально-типологический опросник» - ИТО (Л. Н. Собчик); 2) «Нервно-психическая устойчивость» - НПУ (В. Ю. Рыбников). При помощи указанных методов и методик исследования в статье раскрыты особенности негативных эмоциональных состояний сотрудников. У них выявлен средний уровень негативных эмоциональных состояний, которые могут отрицательно влиять на трудоспособность коллектива в целом. У сотрудников диагностированы такие негативные эмоциональные состояния, как тревожность, агрессивность, ригидность, низкие показатели нервно-психической устойчивости и др. В статье также описана психокоррекционная программа снижения негативных эмоциональных состояний у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Техники и упражнения психокоррекционной программы активизируют ресурсы человеческого организма с целью коррекции и профилактики негативных эмоциональных состояний. Основу программы составили психокоррекционные упражнения, направленные на оптимизацию психических состояний сотрудников с помощью нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, вспомогательных методов восстановления психического равновесия и др. В статье раскрыта динамика негативных эмоциональных состояний сотрудников после апробации указанной программы. Апробация психокоррекционной программы, направленной на коррекцию и профилактику негативных эмоциональных состояний у сотрудников, таких как тревожность, агрессивность, напряженность, сниженная активность, стресс и др., позволяет улучшить эмоциональное состояние, повысить нервно-психическую устойчивость, стрессоустойчивость, адаптивность, снизить уровень эмоционального напряжения у сотрудников и т. д., повысив эффективность служебной деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Аксенова Полина Юрьевна, Никитина Юлия Ренатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF NEGATIVE EMOTIONAL STATES IN EMPLOYEESOF THE PENAL SYSTEM

The article presents the results of an empirical study of negative emotional states in employees of the penal system. The relevance of this study is due to the fact that negative emotional states, accumulating imperceptibly, significantly destroy adaptive resources and can provoke both destructive and suicidal tendencies. In this regard, it is very important to correctly diagnose the negative emotional states of employees and provide high-quality psychocorrectional assistance. The sample of subjects consisted of 80 employees of the FKU IK-3 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Vladimir region. To achieve the objectives of the study, we investigated theoretical and practical methods and the following techniques: 1) «Individual typological questionnaire» - ITO (L. N. Sobchik); 2) «Neuropsychic stability» - NPU (V. Y. Rybnikov). With the help of these methods and research methods, the article reveals the features of negative emotional states of employees. They revealed an average level of negative emotional states that can negatively affect the ability to work of the team as a whole. Employees have been diagnosed with such negative emotional states as anxiety, aggressiveness, rigidity, low indicators of neuropsychic stability, etc. The article also describes a psychocorrective program to reduce negative emotional states among employees of the penal system. Techniques and exercises of the psychocorrection program activate the resources of the human body in order to correct and prevent negative emotional states. The program was based on psychocorrective exercises aimed at optimizing the mental states of employees with the help of neuromuscular relaxation, autogenic training, auxiliary methods of restoring mental balance, etc. The article reveals the dynamics of negative emotional states of employees after the approbation of this program. The approbation of a psychocorrection program aimed at correcting and preventing negative emotional states in employees, such as anxiety, aggressiveness, tension, decreased activity, stress, etc., allows improving the emotional state, increasing neuropsychic stability, stress tolerance, adaptability, reducing the level of emotional stress in employees, etc., increasing the efficiency of official activity in general.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 159.9:343.83

doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).031-038

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Галина Ивановна Аксенова1, Полина Юрьевна Аксенова2, Юлия Ренатовна

Никитина3

1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия

1 axionovax@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-1391-5878

2 polinaax@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-5276-9792

3 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области, с. Середка, Псковская область, Россия, meyder98@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-6696-0942

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования негативных эмоциональных состояний у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что негативные эмоциональные состояния, накапливаясь незаметно, значительно разрушают адаптационные ресурсы и могут провоцировать как деструктивные, так и суицидальные тенденции. В связи с этим очень важно грамотно диагностировать негативные эмоциональные состояния сотрудников и оказать качественную психокор-рекционную помощь. Выборку испытуемых составили 80 сотрудников ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области. Для достижения целей исследования нами исследовались теоретические и практические методы и следующие методики: 1) «Индивидуально-типологический опросник» - ИТО (Л. Н. Собчик); 2) «Нервно-психическая устойчивость» - НПУ (В. Ю. Рыбников). При помощи указанных методов и методик исследования в статье раскрыты особенности негативных эмоциональных состояний сотрудников. У них выявлен средний уровень негативных эмоциональных состояний, которые могут отрицательно влиять на трудоспособность коллектива в целом. У сотрудников диагностированы такие негативные эмоциональные состояния, как тревожность, агрессивность, ригидность, низкие показатели нервно-психической устойчивости и др. В статье также описана психокоррекци-онная программа снижения негативных эмоциональных состояний у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Техники и упражнения психокоррекционной программы активизируют ресурсы человеческого организма с целью коррекции и профилактики негативных эмоциональных состояний. Основу программы составили психокоррекционные упражнения, направленные на оптимизацию психических

© Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Никитина Ю. Р., 2023

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

состояний сотрудников с помощью нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, вспомогательных методов восстановления психического равновесия и др. В статье раскрыта динамика негативных эмоциональных состояний сотрудников после апробации указанной программы. Апробация психокоррекционной программы, направленной на коррекцию и профилактику негативных эмоциональных состояний у сотрудников, таких как тревожность, агрессивность, напряженность, сниженная активность, стресс и др., позволяет улучшить эмоциональное состояние, повысить нервно-психическую устойчивость, стрессоустойчивость, адаптивность, снизить уровень эмоционального напряжения у сотрудников и т. д., повысив эффективность служебной деятельности в целом.

Ключевые слова: негативные эмоциональные состояния, сотрудники уголовно-исполнительной системы, агрессивность, тревожность, ригидность, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, стрессоустойчивость, адаптация, психокоррекционная программа

Для цитирования

Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Никитина Ю. Р. Эмпирическое исследование негативных эмоциональных состояний у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 31-38. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).031-038.

APPLIED AND EXPERIMENTAL RESEARCHES

Original article

EMPIRICAL STUDY OF NEGATIVE EMOTIONAL STATES IN EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM

Galina Ivanovna Aksenova1, Polina Jur'evna Aksenova2, Julija Renatovna Nikitina3

12 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia

1 axionovax@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-1391-5878

2 polinaax@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-5276-9792

3 FKU IK-4 of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Pskov region, Seredka village,

Pskov region, Russia, meyder98@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-6696-0942

Abstract. The article presents the results of an empirical study of negative emotional states in employees of the penal system. The relevance of this study is due to the fact that negative emotional states, accumulating imperceptibly, significantly destroy adaptive resources and can provoke both destructive and suicidal tendencies. In this regard, it is very important to correctly diagnose the negative emotional states of employees and provide high-quality psychocorrectional assistance. The sample of subjects consisted of 80 employees of the FKU IK-3 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Vladimir region. To achieve the objectives of the study,

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

we investigated theoretical and practical methods and the following techniques: 1) «Individual typological questionnaire» - ITO (L. N. Sobchik); 2) «Neuropsychic stability» - NPU (V. Y. Rybnikov). With the help of these methods and research methods, the article reveals the features of negative emotional states of employees. They revealed an average level of negative emotional states that can negatively affect the ability to work of the team as a whole. Employees have been diagnosed with such negative emotional states as anxiety, aggressiveness, rigidity, low indicators of neuropsychic stability, etc. The article also describes a psychocorrective program to reduce negative emotional states among employees of the penal system. Techniques and exercises of the psychocorrection program activate the resources of the human body in order to correct and prevent negative emotional states. The program was based on psychocorrective exercises aimed at optimizing the mental states of employees with the help of neuromuscular relaxation, autogenic training, auxiliary methods of restoring mental balance, etc. The article reveals the dynamics of negative emotional states of employees after the approbation of this program. The approbation of a psychocorrection program aimed at correcting and preventing negative emotional states in employees, such as anxiety, aggressiveness, tension, decreased activity, stress, etc., allows improving the emotional state, increasing neuropsychic stability, stress tolerance, adaptability, reducing the level of emotional stress in employees, etc., increasing the efficiency of official activity in general.

Keywords: negative emotional states, employees of the penal system, aggressiveness, anxiety, rigidity, efficiency, neuropsychic stability, stress resistance, adaptation, psychocorrection program

For citation

Aksenova, G. I., Aksenova, P. Yu. & Nikitina, Yu. R. 2023, 'Empirical study of negative emotional states in employees of the penal system', Applied legal psychology, iss. 1(62), рр. 31-38, doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).031-038.

Наличие негативных эмоциональ- состояний сотрудников УИС. Решение ука-

ных состояний у сотрудников уголовно- занной проблемы позволит, на наш взгляд,

исполнительной системы (УИС) ведет к повысить эффективность деятельности

целому ряду социально-экономических сотрудников УИС, сохранить их соматиче-

и социально-психологических последствий ское и психическое здоровье. [1, 2, 5]: текучести кадров, неполному и Мы провели эмпирическое исследова-

несвоевременному выполнению постав- ние негативных эмоциональных состоя-

ленных задач, снижению удовлетворен- ний у сотрудников УИС. Выборку состави-

ности трудом, деформации личностных ли 80 сотрудников из ФКУ ИК-3 УФСИН

и характерологических качеств сотруд- России по Владимирской области. ников. Негативные эмоциональные со- Теоретическими методами исследова-

стояния сотрудников отрицательно вли- ния выступили анализ и синтез научных

яют на эффективность функционирова- источников, систематизация материала,

ния УИС в целом [8, 9, 11]. анализ педагогического опыта. В каче-

Актуальной в настоящее время по- стве практических методов исследования

прежнему остается проблема коррекции и использовались наблюдение, анкетирова-

профилактики негативных эмоциональных ние, тестирование, беседа, математико-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

статистическая обработка эмпирических результатов с использованием программы Psychometric Expert 9.1.0 и SPSS Statistics 21. Методики, которые применялись в рамках нашего исследования: 1) «Индивидуально-типологический опросник» -ИТО (Л. Н. Собчик); 2) «Нервно-психическая устойчивость» - НПУ (В. Ю. Рыбников).

Для анализа проблем, возникающих в процессе выполнения своих должностных обязанностей и непосредственно негативно влияющих на эмоциональное состояние сотрудников, нами использовались результаты исследования социально-психологического климата в коллективе сотрудников учреждения, проведенного в марте 2022 г. Полученные результаты свидетельствуют о следующих проблемах, негативно влияющих на эмоциональное состояние сотрудников исправительных учреждений: ряд сотрудников не устраивает «положение дел в колонии»; отмечаются трудности, касающиеся условий несения службы, заработной платы и графика работы; «недостаточным» является внимание руководства к проблемам сотрудников; у сотрудников существует потребность в интенсификации взаимодействия руководства с личным составом и оказании помощи в решении возникающих проблем.

Анализ данных по методике «Индивидуально-типологический опросник» - ИТО (Л. Н. Собчик) позволил выявить следующие результаты. По шкале тревожности: 1) низкий уровень тревожности выявлен у 55 сотрудников (68 %); 2) средний -у 20 сотрудников (25 %); 3) высокий -у 5 сотрудников (6 %).

Сотрудники с низким уровнем тревожности (68 %) легко контролируют свои эмоции и могут выражать их в социально допустимой форме. Они отличаются низким уровнем тревоги и высокой стрессо-устойчивостью. Достаточно стабильны в поведении, проявлении эмоций и стойки к сложным жизненным ситуациям.

Сотрудники со средним уровнем тревожности (25 %) отличаются адекватным уровнем самооценки и уравновешенности. Могут испытывать беспокойство и неуверенность в стрессовых ситуациях. У них периодически наблюдается снижение общего уровня работоспособности и приспособленности, особенно в ситуации неопределенности.

Сотрудники с высоким уровнем тревожности (6 %) характеризуются наличием унылого настроения в сочетании с нервозностью. Для них характерна повышенная чувствительность в отношении негативных событий или неудач. При принятии самостоятельных решений возникает беспокойство. Склонны реагировать на критические и угрожающие жизненные ситуации состоянием тревоги [4, 12].

По шкале агрессивности были получены следующие результаты: 1) низкий уровень агрессивности выявлен у 20 сотрудников - 25 %; 2) средний - у 32 сотрудников - 40 %; 3) выше среднего -у 18 сотрудников - 22 %; 4) высокий -у 10 сотрудников - 12 %.

Низкий уровень агрессивности (25 %) свидетельствует о стабильности эмоциональной сферы сотрудника, незначительных колебаниях его настроения, способности контролировать свои эмоции. Такие сотрудники обладают определенным честолюбием и уверенностью в своих силах, рационально рассчитывают свои силы. Хорошо адаптируются и не зависят от чужого мнения. Коммуникативные навыки у них развиты хорошо.

Сотрудники со средним уровнем агрессивности (40 %) имеют уравновешенное эмоциональное состояние, могут сдерживать и контролировать свои эмоции, уверены в себе.

Показатели агрессивности выше среднего выявлены у 22 % сотрудников. Им свойственна умеренная агрессивность. Они успешны, легко достигают своих целей. В общении отстаивают свои интересы, при этом конфликтные ситуации решают ра-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ционально. В референтных для них ситуациях могут проявлять агрессивные реакции.

Сотрудники с высоким уровнем агрессивности (12 %) характеризуются прямым или косвенным проявлением агрессии. Отличаются конфликтностью [7, 10].

По шкале ригидности были выявлены умеренные показатели у 65 сотрудников (82 %), высокий показатель - у 15 сотрудников (18 %).

Проанализировав полученные эмпирические данные исследования по методике ИТО по шкалам «агрессивность», «тревожность» и «ригидность», можно выделить следующее.

Высокие показатели по шкале тревожности выявлены у 6 % сотрудников, что свидетельствует о наличии у них унылого настроения в сочетании с нервозностью. Они часто сомневаются в принятии решений, менее предприимчивы и решительны. У них снижена способность быстро принимать решения и действовать в экстремальных ситуациях.

Высокие показатели по шкале агрессивности выявлены у 12 % сотрудников. У них могут проявляться нестабильное эмоциональное состояние, неконтролируемые вспышки гнева.

Высокие показатели по шкале ригидности у 18 % сотрудников свидетельствуют о субъективизме, инертности установок, настойчивости и настороженной подозрительности. Они не готовы меняться, часто коррелируют свои жизненные события с определенными аффективными реакциями негативного вектора.

Анализ данных по методике «Нервно-психическая устойчивость» - НПУ (В. Ю. Рыбников) позволил выявить следующие результаты. Низкий уровень - у 8 сотрудников (10 %). Им свойственны низкий уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости, акцентуации характера. Высока вероятность нервно-психических срывов. Периодически могут совершать асоциальные поступки.

Средний уровень выявлен у 32 сотрудников (40 %). Для таких сотрудников характерен средний уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустой-чивости. Эмоциональная устойчивость у этой группы сотрудников достаточно нестабильна. Их профессиональный успех и работоспособность напрямую зависят от внешних факторов. Различные проявления акцентуаций у этих сотрудников в привычных для них условиях частично нивелируются.

Высокий уровень нервно-психической устойчивости выявлен у 40 сотрудников (50 %). Они имеют достаточно ровный и спокойный характер. Умеют переносить трудности и легко адаптируются в новом коллективе. Способны брать на себя решение сложных задач в напряженной ситуации. Уровень эмоциональной устойчивости у таких сотрудников не всегда стабилен, возможны проявления с их стороны агрессии и конфликтности [3, 6].

Обобщая результаты эмпирического исследования, можно отметить, что у сотрудников выявлен средний уровень негативных эмоциональных состояний, которые могут отрицательно влиять на трудоспособность коллектива в целом. У сотрудников диагностированы такие негативные эмоциональные состояния, как тревожность, агрессивность, ригидность, низкие показатели нервно-психической устойчивости и др.

В связи с этим нами была разработана и апробирована психокоррекционная программа по снижению негативных эмоцио-нальныхсостоянийусотрудниковуголовно-исполнительной системы.

Техники и упражнения психокоррекци-онной программы были направлены на активизацию ресурсов человеческого организма с целью профилактики негативных эмоциональных состояний.

Основу программы составили психо-коррекционные упражнения и техники,

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

оптимизирующие психические состояния сотрудников с помощью нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, вспомогательных методов восстановления психического равновесия и др.

После апробации программы нами было проведено повторное психодиагностическое обследование посредством тех же методов и методик.

По методике «Индивидуально-типологический опросник» - ИТО (Л. Н. Собчик) по шкале «тревожность» низкий уровень тревожности выявлен у 62 сотрудников -77 %, средний - у 18 сотрудников - 23 %, высокий уровень тревожности не выявлен.

Сравнительный анализ показателей по шкале «тревожность» первичного и вторичного (после применения психокоррекцион-ной программы) обследования сотрудников подтвердил их улучшение на 40 %.

По шкале «агрессивность» низкий уровень агрессивности выявлен у 28 сотрудников - 35 %, средний - у 40 сотрудников -50 %, выше среднего - у 10 сотрудников -12 %, высокий - у 2 сотрудников - 2 %.

При сравнительном анализе показателей шкалы «агрессивность» первичного и вторичного исследования у сотрудников после применения психокоррекционной программы диагностировано улучшение на 15 %. Высокий уровень агрессивности снизился на 10 %. Появился контроль собственных эмоций и чувств. Полученные данные подтверждают, что у сотрудников изменилось эмоциональное состояние в лучшую сторону.

Сравнительный анализ показателей по шкале «стеничность» первичного и вторичного обследования выявил ниже среднего уровень у 28 сотрудников (35 %), что сви-

детельствует о стабильности их эмоциональной сферы. Средний уровень и выше среднего выявлен у 41 человека (51 %) и 11 человек (13 %) соответственно - сотрудники стали более уверенными. При этом высокий уровень нами не был диагностирован при повторном исследовании. Это свидетельствует о развитии потребности в контроле своей агрессии и формировании для этого соответствующего навыка.

Высокие показатели ригидности по соответствующей шкале были выявлены у 10 сотрудников (13 %) и низкий уровень -у 70 сотрудников (87 %), что наглядно демонстрирует улучшение по этим показателям.

Сравнительный анализ первичного и вторичного обследования показателей по методике «Нервно-психическая устойчивость» - НПУ (В. Ю. Рыбников) свидетельствует о том, что у сотрудников после применения психокоррекционной программы улучшились показатели на 6 %. Повысилась психологическая устойчивость на 4 %. Низкий показатель выявлен у 4 сотрудников (8 %), средний - у 34 (42 %), высокий - у 42 сотрудников (52 %).

Вывод

Апробация психокоррекционной программы, направленной на коррекцию и профилактику негативных эмоциональных состояний у сотрудников, таких как тревожность, агрессивность, напряженность, сниженная активность, стресс и др., позволяет повысить эмоциональное состояние, нервно-психическую устойчивость, стрес-соустойчивость, адаптивность, снизить уровень эмоционального напряжения у сотрудников и т. д., тем самым повысить эффективность служебной деятельности в целом.

Список источников

1. Агавелян В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний // Психология состояний : хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под ред. А. О. Прохорова. М. : ПЕР СЭ ; СПб. : Речь, 2004. 257 с.

2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М. : ПРЕСС, 1976. 285 с.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3. Аксенова П. Ю. Адаптация курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: структура, этапы, динамика // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2011. № 10(102). С. 123-127.

4. Аксенова Г. И., Аксенов А. А., Аксенова П. Ю. Технология формирования мотива выбора профессии «психолог уголовно-исполнительной системы» // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 ноября 2017 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2017. С. 7-11.

5. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Купцов И. И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4(45). С. 6-11.

6. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Полякова Я. Н. Адаптация курсантов к обучению в образовательных организациях ФСИН России: диагностика и формирование // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 4. С. 2-7.

7. Аксенова Г. И., Купцов И. И., Аксенова П. Ю. Субъектность студентов как средство формирования антихрупкости высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2017. № 4(37). С. 6-12.

8. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л. : Медицина, 1970. С. 178-209.

9. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 11. С. 2-16.

10. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие М. : Сфера, 2020. 510 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Концепт. 2016. Т. 2. С. 21-25.

12. Духовно-нравственное воспитание будущих офицеров (вопросы теории и практики) / Р. Р. Хайрутдинов и др. // Прикладная юридическая психология. 2019. № 3(48). С. 30-37.

References

1. Agavelyan, V. S. 2004, 'Theoretical and applied aspects of psychology of states', in T. N. Vasilyeva, G. Sh. Gabdreeva, A. O. Prokhorov (comp.), A. O. Prokhorov (ed.), Psychology of states: textbook, PER SE, Rech', St. Petersburg.

2. Alexandrovsky, Yu. A. 1976, States of mental maladaptation and their compensation, PRESS, Moscow.

3. Aksenova, P. Yu. 2011, 'Adaptation of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia to the educational process: structure, stages, dynamics', Bulletin of the Tambov University, Series Humanities, iss. 10(102), pp. 123-127.

4. Aksenova, G. I., Aksenov, A. A. & Aksenova, P. Yu. 2017, 'Technology of formation of the motive for choosing a profession "psychologist of the penal enforcement system"', in III International Penitentiary Forum "Crime, punishment, correction" (to the 20th anniversary of the entry into force of the Penal Code of the Russian Federation): collection of abstracts of speeches and reports of participants (Ryazan, November 21-23, 2017), pp. 7-11, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

5. Aksenova, G. I., Aksenova, P. Yu. & Kuptsov, I. I. 2018, 'The problem of personality adaptation in foreign psychology', Applied legal psychology, iss. 4(45), pp. 6-11.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

6. Aksenova, G. I., Aksenova, P. Yu. & Polyakova, Ya. N. 2018, 'Adaptation of cadets to training in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia: diagnostics and formation', Vedomosti of the penal system, iss. 4. pp. 2-7.

7. Aksenova, G. I., Kuptsov, I. I. & Aksenova, P. Yu. 2017, 'Subjectivity of students as a means of formation of antifragility of higher education', Applied legal psychology, iss. 4(37), pp. 6-12.

8. Lazarus, R. 1970, 'Theory of stress and psychophysiological research', in Emotional stress, pp. 178-209, Medicine, Leningrad.

9. Leonova, A. B. 2001, 'Basic approaches to the study of occupational stress', Bulletin of psychosocial and correctional rehabilitation work, iss. 11, pp. 2-16.

10. Osipova, A. A. 2020, General psychocorrection: studies manual, Sphere, Moscow.

11. Usatov, I. A. 2016, 'Stress resistance of personality as a factor of overcoming stress', Concept, vol. 2, pp. 21-25.

12. Khairutdinov, R. R., Litvina, L. M., Mukhametzyanova, F. G., Aksenova, G. I. & Aksenova, P. Yu. 2019, 'Spiritual and moral education of future officers (questions of theory and practice)', Applied legal psychology, iss. 3(48), pp. 30-37.

Информация об авторе

Г. И. Аксенова - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и педагогической психологии психологического факультета;

П. Ю. Аксенова - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе психологического факультета;

Ю. Р. Никитина - старший психолог психологической лаборатории.

Information about the authors

G. I. Aksenova - Sc.D (Psychology), Professor, Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology of the Psychological Faculty;

P. Ju. Aksenova - PhD (Psychology), Senior Lecturer of the Department of Psychology of Professional Activity in the penal system of the Psychological Faculty;

Ju. R. Nikitina - Senior psychologist of the Psychological Laboratory.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 26.11.2022; одобрена после рецензирования 23.12.2022; принята к публикации 23.01.2023.

The article was submitted 26.11.2022; approved after reviewing 23.12.2022; accepted for publication 23.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.