Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование мотивации спортсменов'

Эмпирическое исследование мотивации спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балыкина О. С., Петухова Л. П.

Как известно на результативность в спортивной деятельности влияет качество спортивной подготовки, как самого спортсмена, так и его мотивация, формирующаяся в этой деятельности. В данной статье подведены результаты эмпирического исследования мотивации спортивной деятельности студентов-спортсменов, что позволяет определить то, как спортсмен осознает и принимает свой выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование мотивации спортсменов»

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ © Балыкина О.С.*, Петухова Л.П.*

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Как известно на результативность в спортивной деятельности влияет качество спортивной подготовки, как самого спортсмена, так и его мотивация, формирующаяся в этой деятельности. В данной статье подведены результаты эмпирического исследования мотивации спортивной деятельности студентов-спортсменов, что позволяет определить то, как спортсмен осознает и принимает свой выбор.

В настоящее время одним из важных аспектов прикладной психологии является проблематика «командообразования». Специалисты отмечают, что она актуальна во всех областях, где необходимо эффективное групповое участие. Необходимо отметить, что пока еще недостаточно разработана как теоретическая, так и эмпирическая составляющая социально-психологических характеристик команды, механизмов и закономерностей ее формирования и развития. Важными чертами любой команды являются ее сплоченность и мотивированность.

Благодатной почвой, на наш взгляд, для изучения особенностей «командообразования» являются эмпирические исследования в спортивной деятельности. Мы считаем, что при психологическом обеспечении спортивной деятельности необходимо учитывать ее мотивацию. Для изучения особенностей мотивационной сферы нами было исследовано 24 студента 2-го курса факультета «Физической культуры» Брянского государственного университета и 25 студентов группы 4-го курса факультета «Физической культуры» Брянского государственного университета. Нами было проведено анкетирование студентов по выявлению доминирующих мотивов занятия спортом, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса и методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Спортивные достижения и отношения к занятиям спортом связаны с мотивом достижения, мотивом успеха. Те спортсмены, которые имеют высокий уровень мотива достижения успеха, стремятся не только достичь высоких результатов, но у них также хорошо развито чувство долга, ответственности перед тренером и товарищами по команде. В этом случае команда является привлекательным мотивационным компонентом, за счет которого можно стимулировать качественную работу и достижение высо-

* Старший преподаватель кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

* Доцент кафедры Психологии, кандидат педагогических наук.

ких результатов у спортсменов. Если потребность в достижениях низкая, то характерно отсутствие четко поставленных целей, преобладают опосредованные мотивы занятия спортом: любовь к спорту, эстетическое наслаждение от занятий спортом.

Анкетирование студентов позволило выявить шесть основных групп мотивов, предполагающих включение в себя несколько мотивов:

1. стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);

2. стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола);

3. социальные установки на спорт (стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии);

4. удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам, желание получить материальные блага);

5. стремление к стрессу и его преодоление;

6. желание получать впечатление от поездок.

В ходе сравнения полученных результатов мы видим, что происходит существенное снижение показателей по таким мотивам как: улучшение телосложения (на 10 %), интерес к данному виду спорта (на 22 %), развитие физических и волевых качеств (на 30 %), желание быть привлекательным для противоположного пола (на 18 %), Стремление поддержать и развить по максимуму свои достижения (на 10 %). В то же время возросли показатели по следующим мотивам: желание быть готовым к службе в армии (на 15 %), стремление к стрессу и его преодоление (на 3 %), желание получать впечатление от поездок (на 7 %).

Тесты Элерса позволили выявить у студентов 2 и 4 курса факультета физической культуры уровень мотивация к успеху и мотивация к избеганию неудач. Результат подсчета полученных данных позволяют говорить о том, что у студентов 2 курса очень высокий уровень мотивации к успеху преобладает у 4 студентов, высокий у 9, средний у 10. У студентов 4 курса очень высокий уровень мотивации к успеху преобладает у 1 человека, высокий у 9, средний у 15 и у одного студента уровень мотивации к успеху низкий. Мотивация к избеганию неудач у студентов второго курса: очень высокий уровень 4 человека, высокий уровень 4 человека, средний уровень 13, низкий уровень 3. Студенты четвертого курса показали следующие результаты соответственно: 3 человека, 6 человек, 13 человек, 3 чело-

века. Анализ данных представлен нами в таблице, которая отражает соответствующий уровень мотивации респондентов в процентном отношении.

Таблица 1

Результаты тестирования студентов 2 и 4 курсафакультета физической культуры

уровень мотивации 2 курс 4 курс

мотивация к успеху мотивация к избеганию неудач. мотивация к успеху мотивация к избеганию неудач

низкая 3 12 0 12

средняя 42 54 60 52

высокая 38 17 36 24

очень высокая 17 17 4 12

В результате исследования было выявлено, что мотивация студентов старших курсов отличается от студентов младших курсов. Так число студентов 4 курса со средним уровнем мотивации к успеху на 18 % выше чем у студентов второго курса, в то же время среди студентов второго курса слишком высокий уровень мотивации к успеху - составляет 17 %, что на 13 % выше, чем студентов четвертого курса. Такие показатели мы можем объяснить, наверно, тем, что на втором курсе продолжается формирование команды (группы). Каждый из ее членов стремиться к сохранению группового членства, активно участвовать в ее жизни. Высокая мотивации повышает продуктивность и сплоченность группы, при этом сама группа будет заинтересована в достижении высоких результатов ее членов.

Для проверки гипотезы о том, что мотивация студентов младших и старших курсов имеет как сходства, так и различия мы применили критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количествен измеренного. Эмпирическое значение Цэмп = 213,5 < икр при уровне значимости 0,05, но превышает икр при уровне значимости 0,01. Следовательно, можно сделать вывод о том, что мотивы выбора спортивной деятельности студентами разных курсов будут иметь как сходства, так и различия, выявленные в ходе данного исследования.

Список литературы:

1. Вилюнас В.К Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. -СПб.: Речь, 2006. - 458 с.

2. Горбунов Г.Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте / Г.Д. Горбунов. - Л.: Нева, 1977. - 220 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000.

- 512 с.

4. Ильин Е.П. Мотивы человека (теория и методы изучения) / Е.П. Ильин.

- К.: Высшая школа, 1998. - 420 с.

5. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. -352 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб: Социально-психологический центр, 1996. - 352 с.

8. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. / Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ © Ковшилова С.Н.*

Филиал Дагестанского государственного университета, г. Кизляр

В статье показан анализ литературы, который позволяет заключить, что многие вопросы, связанны с адаптацией личности. Проблема развития личности и ее свойств всегда была и остается одной из актуальнейших проблем психологической науки и практики. В современном мире интерес к личности человека, ее свойствам, обеспечивающим эффективность различных видов деятельности, значительно возрос.

Адаптивные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые в единстве сознания и деятельности проявляются в успешности и качественном своеобразии приспособительного поведения личности.

Адаптивные способности определяют изменение поведения и отношений личности к социальной среде. В основе такой смены лежат рефлексивно-мотивационные процессы, которые преобразуют содержание смысла адаптации студента: от ориентировки на приспособление, к сознанию, направленному на преодоление и преобразование.

Проблему адаптации в образовательных системах следует отнести к одной из наиболее серьёзных социальных проблем современности, требующих углубленного изучения, поисков продуктивного решения на практическом уровне. Социальная адаптация студента к различным условиям жизни и деятельности достаточно остро заявляет о себе на переломных этапах развития общества. Показателем успешной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.

Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение [5].

* Старший преподаватель кафедры Гуманитарных наук, аспирант кафедры Общей психологии Пятигорского государственного лингвистического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.